Запрещено ли выполнять обгон на подъеме

Полезная и понятная информация в статье: "Запрещено ли выполнять обгон на подъеме". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Запрещено ли выполнять обгон другого авто на подъеме согласно ПДД

В ПДД четко прописаны все ситуации, которые касаются безопасности на дорогах. Один из самых опасных маневров, описанных в них, по праву считается обгон. Правила автодорожного движения регулируют все спорные моменты в этом действии, и даже запрещают некоторые случаи его выполнения. В число запретов также входит обгон в конце подъема и на прочих участках дороги с ограниченной видимостью.

Сегодня мы узнаем, запрещено ли обгонять на подъеме, и что грозит за нарушение.

Знаки, которые говорят об участках дороги, где запрещен обгон

Для начала необходимо разобраться с вопросом подъема на дороге. Таким термином называют участок дороги, имеющий продольное возрастание в направлении движения транспортных средств.

Существует несколько видов данного участка:

  • подъем с небольшим наклоном;
  • подъем средней высоты;
  • крутой подъем.

Отсюда выходит, что для каждого участка существует свой определенный запрещающий знак.

Стоит отметить, что разрешен обгон на подъеме, если вы видите специальный знак на расстоянии в 300 метров. Если же вы такой видимостью не располагаете, то обгонять не стоит. Также если ваш автомобиль двигается с очень большой скоростью, то данное расстояние должно составлять не менее 600 метров.

Что говорит ПДД об обгоне на подъеме

Итак, согласно законодательству РФ, такой маневр, как обгон на подъеме, категорически запрещен. Исключением считается только допустимый обгон на довольно длинном участке дороги, при наличии отличной видимости.

Совсем другое дело – конец подъема, так как чаще всего данный участок считается местом с ограниченной видимостью. А значит, водитель не может хорошо оценить всю окружающую обстановку, что говорит о полном запрете на обгон. Именно в таком случае будет идти речь о наказаниях.

Это важно знать! Не путайте понятия обгон и опережение. Так как последнее не допускает выезд на полосу встречного движения и допустимо на подъеме.

Кроме обгона, на данном участке дороги также запрещен разворот. Инспектором ГИБДД посчитает подобный маневр как выезд на встречную полосу, и, соответственно, наложит на вас штраф.

Мера ответственности

Наказание за совершение обгона на подъеме регулируется законодательством, а именно КоАП.

В данном кодексе нет разграничений для обгона и опережения, поэтому все они подлежат стандартным наказаниям.

Если говорить точнее, то водитель, совершивший обгон в неположенном месте, получит штраф либо лишение прав управления транспортными средствами.

Штраф по данному нарушению ПДД составляет 5 000 рублей. В случае повторного обгона на подъеме, автомобилиста могут лишить прав на срок до 12 месяцев.

Немаловажным фактом является и то, что если нарушение, совершенное водителем впервые, засвидетельствует инспектор ГИБДД, то ему также грозит лишение прав на срок до 6 месяцев. Если правонарушение заснято на камеру автоматической фиксации, то тут речь идет только о штрафе.

Обжалование наказания

В случае если вы считаете, что действия инспектора ГИБДД имеют неправомерный либо ошибочный характер, вы имеете полное право обжаловать полученное наказание в судебном порядке.

Порядок действий, который необходимо предпринять для этого:

  1. Раздобыть копию проекта дорожного участка в ДРСУ либо у его владельца. Данный акт поможет вам узнать точное расположение всех дорожных знаков и разметки. С подобной копией вам поможет разобраться специалист.
  2. Приложить к своим показаниям цитаты из ГОСТа, где указана допустимая видимость.
  3. Доказать факт отсутствия специальных знаков, то есть видео или фото участка, где был совершен обгон.
  4. Если водитель совершал опережение, то ему необходимо доказать, что выезда на встречную полосу не было.
  5. Отыскать свидетеля, подтверждающего отсутствие знаков, либо факт совершения опережения, а не обгона. Важным условием будет указание суду, что инспектор ГИБДД не посчитал нужным внести данную информацию в протокол.
  6. Советуем вам обратиться за помощью к адвокату, который специализируется на подобного рода делах, ведь ему будет намного проще отыскать возможность опровержения наказания.

Более того, хотелось бы отметить, что в данных судебных делах часто учитываются различные смягчающие обстоятельства. Например, раскаяние водителя, совершение маневра для предотвращения ДТП и прочее. Также суд принимает во внимание то, что за рулем находилась женщина, являющаяся беременной либо матерью несовершеннолетнего ребенка.

Совершая данный маневр на запрещенной территории, вы должны четко отдавать себе отчет, что можете не только лишиться прав или заплатить штраф, а также спровоцировать серьезное ДТП, которое повлечет за собой травмы или смерть.

Будьте бдительны на дорогах и соблюдайте правила дорожного движения, чтобы не стать виновником происшествия.

Обгон на подъеме

При осуществлении обгонов на участках дорог, где имеется наклон вверх, крайне важна видимость происходящего впереди. Так как в конце подъема это затруднено, то в этих местах закон запрещает совершать объезды движущегося впереди автотранспорта.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Любые нарушения требований ПДД (Правил автодорожного передвижения) чреваты не только финансовым взысканием с автомобилиста, но также и иными видами наказания.

Водителям необходимо знать, когда разрешается обгон на подъеме, а когда нет в свете законодательных норм.

К чему может привести

Каждый грамотный автолюбитель или профессионал знает, как правильно определить такой участок, как подъём.

Подъемами называют те участки дорог, которые уклоняются по вертикали вверх, а спусками называют те, что уклоняются вниз.

Некоторые поднятые места завершаются прямоезжими горизонтальными дорогами, другие же могут иметь почти сразу спуск.

Наклоны определяют следующих видов:

  • небольшими;
  • средними;
  • крутыми.

Какой наклон и насколько крут, показывают дорожные знаки, а водители уже на них ориентируются. Это требуется для того, чтобы автомобилистам легче было сразу настроиться на переключение скоростей.

Обгон совершать можно в пределах видимости, которая измеряется приблизительным расстоянием – более 300 м.

А для быстродвижущихся машин, такое расстояние, как правило, удваивается и не может быть для обгона более 600 м. В случае несоблюдения таких правил возникает риск создания аварийных ситуаций.

Когда видимость происходящего на дороге ограничена из-за высоты наклона трассы, то обгон нельзя совершать потому, что нет никакой возможности увидеть, едет ли встречная машина, насколько она близка, рядом ли находится тот автомобиль, который уже переехал крайнюю метку высоты и начал спускаться, ведь его уже не видно и так далее.

Если проигнорировать правила, то можно лоб в лоб столкнуться с встречной машиной, которая покажется из-за уклона ровно в тот момент, когда водитель при обгоне заезжает на встречную полосу.

Что говорится в ПДД

Постулаты для грамотного совершения маневра, когда нужно объехать и продвигаться далее впереди движущегося автотранспортного средства, заключаются в нескольких несложных правилах.

Читайте так же:  Как проверить водительское удостоверение на подлинность

Это общепринятые нормы, которые условно отражают ситуации на дорогах с ровным полотном (горизонтальном). Но практически они вполне применимы и для уклонных поверхностей.

Все запрещающие требования и допущения отражены в ПДД – правилах автодорожного движения и заключаются в нижеследующем.

Не допускается обгонять машины в любой стороны (справа/слева), если события разворачиваются на участке дороги, где имеются любые ограничения видимости.

Такими местами могут быть:

  • мосты – съезды с них;
  • набережные;
  • крутые повороты (даже при наличии предупредительных знаков);
  • перекрёстки, присутствующих на равнозначных дорожных лентах;
  • некоторые конструкции железнодорожных переездов;
  • эстакадные конструкции;
  • подъемы на участках дорог и в других местах, где видимость происходящего недостаточная.

Во многом все зависит от конструкции самих дорог, их благоустройства примыкающих территорий, наличия деревьев и построек, могущих заградить видимость и от других факторов.

Когда запрещено выполнять обгон на подъеме

Категорический запрет для объездов движущихся автомобилей касается только тех участков подъема, которые признаны самой верхней его точкой.

Это связано с тем, что именно в этом месте зона видимости происходящего на встречной и своей полосах, становится не просто ограниченной, а полностью изолированной. Причем такой запрет действует в отношении, как обгонов, так и опережений.

Разница между этими двумя понятиями заключается в нахождении автотранспорта строго в своем ряду при движении (чтобы опередить попутные машины), либо заездом на встречную полосу (чтобы обогнать попутный транспорт).

В целом, следует рассмотреть все существующие запреты:

[3]

Участок дороги Содержание, пояснение
На концевом участке подъема Ограниченная видимость, либо её полное отсутствие на самой верхней точке уклона, не даёт право на обгон в данном месте.
Пересечение сплошной линии Нельзя для маневра выезжать на полосу встречного движения там, где прорисована сплошная разметочная черта.
Регулируемые перекрестки Если водитель едет по главной, то он может обогнать машину, движущуюся впереди, если же по второстепенной – тогда не может.
Нерегулируемые перекрестки Водители, что едут по второстепенной дороге, не могут совершать обгоны.
Главная дорога Нельзя с заездом на сплошную линию или в местах действия запретных сигналов, знаков.
Второстепенная дорога Обгонять нельзя
Близость к ж/д переезду На участке дороги, приближенной к ж/д переезду менее 100 м. Эти дистанции всегда маркируются по обочинам специальными знаками.

Полностью обгоны не запрещаются, если их совершат на подъемах. Во многом, всё зависит от конструкции дороги.

Если при подъезде к наивысшей точке наклона сохраняется видимость всей трассы, то это значит, что уклон небольшой и обгон можно сделать на любом отрезке трассы.

Но если наблюдается недостаток просмотра всего пути в целом, тогда обгонять разрешается только в тех участках, которые удалены от 300-метровой дистанции. Одним словом, запрещено начинать обгон позже 300 м, отмерянных до крайней высоты.

Места где запрещен обгон, читайте здесь.

В каких случаях разрешается

Правилами ПДД разрешается:

Ошибки допускаются не только новичками, но даже и шоферами-профессионалами.

Вот несколько рекомендаций от специалистов, помогающих максимально сохранить порядок на автодорогах и исключить высокую степень риска возникновения ДТП:

Если сделать это с 4-х или 5-метрового дистанционного расстояния, то есть риск столкнуться с обгоняемой машиной, если она внезапно уменьшить свою скорость движения.

Переключение с высшего показателя коробки передачи на нижний (на одну ступень достаточно!) показатель даёт возможность водителю сэкономить на мощностях. Как это делается?

Очень просто при переходе с 4-й на 3-тью возникает некоторый «запас мощности», который очень сильно пригодиться затем при езде под уклон.

К тому же еще не следует забывать, что для такого обгона требуется больше повышать скорость движения авто (но постепенно!), чем, если бы это делалось на ровном участке дорожного полотна.

Наказание за нарушение правил

Все меры ответственности в отношении нарушителей обгонов на подъемах описаны в ст. 12.15 КоАП РФ.

Они вменяются в двух вариациях:

Денежный штраф 1000-5000 руб.
Лишение прав автомобилиста от 4-6 месяцев до 1 года

Выписывается протокол сотрудниками ГИБДД, потом со всеми доказательными материалами он отправляется в суд, где уже назначается конкретная мера ответственности.

Наибольший размер штрафа взыскивается тогда, когда имеются фотографические доказательства случившегося нарушения, либо в формате видеосъемки.

Малые сроки ареста автомобильных прав назначаются при первичном нарушении, а самые большие – при вторичном преступлении норм закона.

Во многом правила обгона на подъеме очень похожи на правила, точно такого же манёвра, но только совершаемого на ровной поверхности дороги.

Разница лишь в единственном запрете – нельзя перегонять машины на уклоне вверх, если транспортные средства находятся на его самой вершине.

Общим правилом для всех случаев являет стремление как можно скорее свернуть с «мертвой зоны» (наезда на пунктирную разделительную черту) и встать в свой ряд потока движения, из которого водитель выезжал.

[1]

Видео: 11. Обгон, опережение, встречный разъезд. Правила Дорожного Движения (ПДД)

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

[2]

ПДД Глава 11

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Читайте так же:  Автокредит в уралсиб банке - условия и порядок

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта п. 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Можно ли совершить обгон на подъеме, если разметка и знак не запрещают этого? Разбираем ситуацию

Знаете, какая самая распространенная причина лишения прав у водителей? Конечно же это неправильный обгон — т.е. выезд на встречку в неположенном месте. И в принципе, это справедливо — обгон можно считать одним из самых опасных маневров на автомобиле и наказание тут должно быть суровое, чтобы по максимуму дисциплинировать водителей. Но в ПДД хватает спорных моментов, когда водители не до конца понимают, можно ли обгонять или лучше не стоит. Одна из таких ситуаций — это обгон на подъеме. Тут есть некоторые нюансы, из-за которых уже многие водители попали на лишение.

Давайте представим такую ситуацию, как на картинке ниже:

Что мы видим? Участок дороги, который идет в горку. Но что любопытно, нет знака, запрещающего обгон, а также отсутствует сплошная разметка. Т.е. нет никаких явных признаков, запрещающих обгон. На основании этого, красный автомобиль собирается выполнить обгон синего автомобиля, с выездом на встречку.

Будет ли такой обгон считаться нарушением?

Как я уже сказал, многих водителей сводит с толку то, что отсутствует сплошная разметка и знак «Обгон запрещен». Но весь нюанс в том, что отсутствие этих факторов вовсе не всегда разрешают обгон. А знаете почему? Потому, что в ПДД есть пункт правил под номером 11.4, в котором сказано, что запрещено выполнять обгон в конце подъема или при любой другой ситуации с ограниченной видимостью.

Т.е., конец подъема, подразумевает тот участок, где видимость дороги сильно ограничена. Определить его можно лишь визуально — согласно ГОСТ, безопасным расстоянием для обгона считается видимость в 300 метров.

Что из всего этого следует?

Таким образом, если отсутствуют запрещающие знаки и разметка, то сам обгон на подъеме не запрещен. Т.е. если вы начнете обгон в начале или середине подъема при хорошей видимости дороги и встречного движения, то никакого нарушения не будет. Но вот выполнять обгон в самом конце подъема — это стопроцентное нарушение, т.к. видимость дороги в этом случае минимальная — тем самым, вы создадите аварийную ситуации. И тут не сыграет роли то, что нет знака «Обгон запрещен» и то, что разметка позволяет выполнить обгон. Этим часто пользуются ДПСники и занимают места, сразу после подъема, тем самым ловить нарушителей не составляет труда. Все это приводит к тому, что водителям выписывают штраф в 5 тысяч рублей, либо лишают прав (это чаще всего).

Вообще, во избежание таких случаев, в конце опасных подъемов, стали делать сплошную линию и ставить запрещающий знак, но до сих пор, это есть еще не везде. А зря! Это упущение провоцирует водителей на нарушение и создает дополнительную аварийную обстановку.

Так что при обгоне на подъеме нужно быть предельно аккуратным и внимательным. И нужно запомнить, что отсутствие запрещающих факторов, не всегда разрешают выполнить обгон. Ну я думаю, что все мои читатели вполне разумные и понимают, к чему может привести «слепой» обгон в конце подъема, когда есть риск, что выскочит встречный автомобиль.

Буду благодарен если поставите «палец вверх» и подпишитесь на канал «Грамотный водитель» — этим вы помогаете развивать канал и делать его лучше.

Билет 27, вопрос 11

Запрещено ли выполнить обгон на подъеме?

  • Запрещено
  • Запрещено только в конце подъема
  • Разрешено

Конец подъёма — это место перелома продольного профиля дороги. При подъезде к этому месту видимость отсутствует. Поэтому, Правилами обгон в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью запрещён. (Пункт 11.4 ПДД). Не забываем главное условие обгона — «Путь, необходимый для обгона, никогда не должен превышать половины видимого отрезка пути».

Билет 15 вопрос 11

Пояснение к вопросу:

Перекресток, концентрируя в себе транспортные потоки сразу нескольких направлений и пересекая их друг с другом, является одним из самых опасных участков. Разумеется, на большинстве перекрестков запрещено большинство маневров (остановка, стоянка, движение задним ходом), в том числе и обгон. Однако, есть один тип перекрестков, где правила разрешают обгонять — это неравнозначные пересечения при условии, что вы движетесь по главной дороге.

На таком перекрестке обгон действительно можно считать достаточно безопасным маневром, так как справа и слева от Вас — участники на второстепенных дорогах, которые обязаны терпеливо дождаться, когда перекресток освободится для них. Иллюстрированный пример в билетах, где на перекрестке Вам предлагают выполнить обгон можно посмотреть здесь: Билет 4 вопрос 11

Правильный ответ: 3

© 2019 Vopros-pdd.info Все права защищены

Внимание! Информация, представленная на ресурсе, касается Правил Дорожного Движения Российской Федерации!
Vopros-pdd.info — информационный проект, цель которого помочь в подготовке к теоретическому экзамену по ПДД в автошколе, напомнить и разъяснить некоторые спорные или непонятные вопросы в билетах, а также своевременно оповестить о том, какие новые изменения в ПДД произошли, и как эти изменения отразились в экзаменационных билетах. Комментарии ко всем вопросам составлены действующими преподавателями автошкол и сформулированы по возможности простым понятным языком

Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.

Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2019 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье «Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения».

Читайте так же:  Обновленные пдд для чемпионата мира по футболу

Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.

Для начала рассмотрим актуальное понятие «обгон» из пункта 1.2 ПДД:

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Видео (кликните для воспроизведения).

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на перекрестке

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки 2.3.1 — 2.3.7:

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2020 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Читайте так же:  Свидетельство об окончании автошколы как выглядит, срок действия, особенности получения

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Штрафы за неправильный обгон в 2019 и 2020 году

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз — в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Рассмотрим особенности этой статьи:

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

Обгон на пешеходном переходе

Что такое согласно правилам обгон? Можно ли выполнять обгон на пешеходном переходе? Читайте далее.

При управлении автомобильным транспортом необходимо знать и постоянно соблюдать Правила движения, которые утверждены Постановлением Правительства №1090.

Знание и соблюдение правил значительно повышает уровень безопасности при эксплуатации автомашин и сокращает количество дорожных аварий.

Где разрешается, а где нет

Пешеходным переходом является определенный участок дороги, который выделяется для движения пешеходов через проезжую часть и устанавливается специальной разметкой («зебра») и (или) дорожными знаками.

При определении понятия пешеходного перехода так же важно знать границы данной зоны проезжей части:

  • если на переходе нанесена соответствующая дорожная разметка, то границами перехода являются границы данной разметки;
  • если на переходе отсутствует разметка, но установлены соответствующие дорожные знаки (знаки должны быть установлены на противоположных концах проезжей части), то зоной перехода считается расстояние, которое располагается между этими знаками (5.19.1 и 5.19.2 соответственно).

Что такое пешеходный переход и каковы границы данного участка дороги понятно. Теперь разберемся с понятием обгон.

Согласно ПДД обгоном является опережение автомобильного транспорта с выездом на полосу, которая предназначается для движения автомототранспорта во встречном направлении и обратным возвращением в ранее занимаемую полосу для продолжения движения в заданном направлении.

Если объезд автомобильного транспорта производится без выезда на встречную полосу, то такой маневр носит название опережение.

Опережение и обгон регулируются главой 11 Правил движения. Оба маневра совершаются при достаточной видимости и при наличии свободного места на соседней или встречной полосе движения.

Перед маневрированием в каждой ситуации необходимо убедиться в полной безопасности его совершения.

Нельзя приступать к выполнению обгона, если:

  • автомобильный транспорт, движущийся впереди, показывает сигнал левого поворота для выполнения какого-либо маневрирования или приступил к аналогичному маневру (то есть обгону);
  • автомобильный транспорт, который движется сзади, совершает маневр «обгон»;
  • при выполнении маневра (перестроении на другую полосу и возвращении в ранее занимаемую позицию) будут созданы помехи иным автомототранспортным средствам.

Опережение нельзя выполнять, только если в ходе выполнения маневра будут созданы помехи другому транспорту.

Кроме определенных условий выполнения обгона и опережения в Правилами установлены отдельные участки проезжей части, на которых запрещается рассматриваемое маневрирование.

Обгон нельзя выполнять на следующих участках проезжей части:

  • регулируемом перекрестке (перекресток считается регулируемым, если приоритетность движения определяется работающим светофором или жестами регулировщика);
  • нерегулируемом перекрестке, если автомобиль движется по второстепенной дороге (перекресток считается нерегулируемым, если приоритетность движения на данном участке определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными дорожными знаками).

На знаках главная дорога может быть обозначена одним из следующих способов:

  • железнодорожном переезде;
  • на расстоянии в 100 м до начала железнодорожного переезда;
  • эстакаде, мосту, путепроводе и под ними;
  • в тоннелях;
  • на участках с недостаточной видимостью (видимость считается недостаточной, если она составляет менее 300 м);
  • на опасных поворотах (зона опасных поворотов на проезжей части выделяется специальными дорожными знаками);

  • на опасных участках дороги;
  • в конце выполнения подъема на искусственное или естественное сооружение;
  • на пешеходном переходе.
Читайте так же:  Штраф за просроченное осаго

До ноября 2014 года обгон на пешеходном переходе запрещался исключительно при отсутствии пешеходов на данном участке проезжей части.

Однако в связи с принятием Постановления Правительства №1197, которым были внесены в ПДД некоторые поправки, данная оговорка из документа исключена.

Это означает, что с ноября 2014 года обгон на переходе запрещается не только при наличии на нем пешеходов, но и в их отсутствии.

На регулируемом и нерегулируемом

Пешеходный переход может быть:

Переход называется регулируемым, если на нем установлен и исправно работает светофор или работает регулировщик. При отсутствии каких-либо средств регулирования движения переход является нерегулируемым.

При проезде регулируемого перехода приоритет в движении предоставляется автомототранспорту или пешеходам в зависимости от сигналов светофора (регулировщика).

На нерегулируемом переходе приоритет в движении имеют пешеходы, а водители автотранспортных средств обязаны их пропускать.

Вне зависимости от разновидности перехода обгон любых автомототранспортных средств на данном участке дороги запрещен правилами дорожного движения, так как велика вероятность столкновения транспортного средства с пешеходами.

В городе и вне населенного пункта

Запрет на обгон машины впереди при движении по пешеходному переходу распространяется не только на особые зоны, расположенные в черте населенного пункта, но и за их пределами.

С выездом на встречную полосу

Понятие «обгон» подразумевает в обязательном порядке выезд на полосу встречного движения. Данный маневр на пешеходных переходах запрещен. Однако иное правило действует на опережение.

Совершение такого маневра (без выезда на полосу встречного направления) на переходе запрещается только в двух случаях:

  • автомобиль, который движется в соседней полосе, снизил скорость при приближении к переходу;
  • соседний автомобиль остановился перед переходом.

Данное правило позволяет сократить число ДТП на пешеходных переходах, так как при опережении какого-либо транспортного средства зона видимости особой территории недостаточна с одной из сторон, то есть водитель авто, совершающего опережение, не может корректно оценить дорожную ситуацию и увидеть пешехода, который начинает переходить дорогу с противоположной стороны проезжей части.

Обгон перед или за пешеходным переходом

Можно совершать обгон автомобильного транспорта перед переходом и после проезда пешеходного перехода?

Согласно ПДД обгон запрещается исключительно на пешеходных переходах и это правило не распространяется на участки, расположенные перед и за особой зоной, отведенной для пересечения проезжей части людьми.

В данной ситуации важно правильно определять границы пешеходного перехода (какие границы имеет переход подробно рассказано ранее).

Однако обгон нельзя совершать и при других условиях, к которым относятся:

  • наличие сплошной линии разметки. Если участок дороги до и после перехода разделяется на стороны движения во встречном направлении сплошной (двумя сплошными) линиями разметки, то пересекать их для выполнения обгона нельзя;
  • наличие знаков. Если участки дороги до и после перехода попадают в зону действия знака, запрещающего выполнение обгона, то и производить данное маневрирование запрещается.

Следует отметить, что представленный знак не распространяется на выполнение обгона гужевых повозок, тихоходного транспорта, мопедов, велосипедом и мотоциклов, не дополненных боковыми прицепами;

  • малая видимость. Если на данных участках видимость является недостаточной, то и маневрирование запрещается;
  • создание помех. Если на данных участках совершить маневр обгона не позволяет плотность движения, так как будут созданы помехи иным автомототранспортным средствам, то и приступать к выполнению обгона нельзя.

Штрафы за нарушения правил обгона

Наказание за обгон на пешеходном переходе определяется Административным Кодексом и в 2018 году составляет:

Административный штраф в размере 5 тыс. рублей
Наказание в виде лишения водительских прав сроком на 4 – 6 месяцев

При вторичном совершении данного правонарушения срок лишения прав на управление автомобильным транспортом может быть увеличен до 12 месяцев или заменен административным штрафом в 5 тыс. рублей.

Возможно ли лишение прав

Таким образом, за несоблюдение правил выполнения обгона и совершение данного маневра на пешеходном переходе водитель может быть лишен прав на управление автомототранспортными средствами. Кто и как определяет вид наказания за данное правонарушение?

Все нарушения, которые совершаются водителями при управлении автотранспортом, могут быть зафиксированы двумя способами:

  • автоматическими камерами, которые располагаются вдоль проезжей части и служат не только для контроля за состояние на определенном участке проезжей части, но и выявлением совершенных правонарушений;
  • сотрудниками патрульных служб лично.

Если нарушение в виде обгона на пешеходном переходе выявлено при помощи камер, то последует наказание в виде административного штрафа, так как определить водителя – нарушителя в данной ситуации невозможно.

Если обгон на переходе зафиксирован сотрудниками Госавтоинспекции при патрулировании автомобильных дорог, то чаще всего наказанием будет являться лишение водительского удостоверения.

Следует отметить, что сотрудники автоинспекции могут лишь ходатайствовать о лишении прав в судебных органах, предоставив на рассмотрение пакет документов (протокол, постановление о совершении административного правонарушения, показания свидетелей и так далее), а непосредственное решение о назначении данного наказания и его сроке принимается исключительно судом.

Статьи КОАП и ПДД

Итак, что является документарной базой при определении возможности обгона на пешеходном переходе и вынесении наказания.

Понятия «обгон», «опережение» и «пешеходный переход» вводятся в статье 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства №1090.

Запрет на обгон в особых зонах проезжей части, в том числе и на пешеходном переходе установлен пунктом 11.4 Правил дорожного движения. В этом же разделе правил устанавливаются иные зоны, в которых запрещается выполнение маневра «обгон».

Наказание за нарушение ПДД выносится в соответствии с главой 12 Административного Кодекса (КоАП). За нарушение правил выполнения обгона водитель будет привлечен к ответственности по статье 12.15 данного документа.

Таким образом, совершение маневра «обгон» на пешеходном переходе недопустимо, так как этот маневр считается предельно опасным.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе столкновения автомобильного транспорта с человеком последнему может быть нанесен существенный вред, а в некоторых случаях такое ДТП может закончиться летальным исходом.

Источники


  1. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  3. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Запрещено ли выполнять обгон на подъеме
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here