Закон об иностранных инвестициях содержание, нюансы и пояснения

Полезная и понятная информация в статье: "Закон об иностранных инвестициях содержание, нюансы и пояснения". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Обзоры законодательства

  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • FIN
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Обзоры законодательства
    • Изменения законодательства об иностранных инвестициях в стратегические хозяйственные общества

    Информация и связи

    Изменения законодательства об иностранных инвестициях в стратегические хозяйственные общества

    • Услуга: Антимонопольное законодательство
    • Дата: 25.11.2014

    4 ноября 2014 года подписан Федеральный закон №343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты.

    Предлагаем Вашему вниманию обзор важнейших изменений, которые внесены данным актом в Федеральный закон №57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон №57-ФЗ»).

    Уточнен круг сделок, на которые распространяются ограничения для иностранных инвесторов

    Согласно статье 1 новой редакции Закона №57-ФЗ предусмотрено, что ограничения касаются сделок иностранных инвесторов, совершаемых с имуществом хозяйственных обществ-стратегов, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов, определенной на последнюю отчетную дату.

    В то же время, несмотря на уточнения, ограничения Закона №57 по-прежнему распространяются и на иные сделки, влекущие установление контроля иностранных инвесторов над стратегическими обществами.

    Из сферы действия ФЗ №57 выведены сделки организаций, которые осуществляют пользование участками недр федерального значения, если доля участия Российской Федерации в них составляет 50 и более процентов; сделки иностранных инвесторов, которым принадлежит 75 и более процентов в уставном капитале недропользователей.

    Уточнены основные понятия

    Новая редакция закона уточняет содержание понятия «соглашение». Термин «соглашение» используется в том же значении, как он определяется в Федеральном законе от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, в новой редакции указано, что под соглашением могут пониматься договоренности, направленные на осуществление права голоса в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, на общем собрании акционеров участников), совета директоров или коллегиального органа управления хозяйственного общества, а также на получение иной возможности определять решения органов управления такого хозяйственного общества.

    Сформулированы признаки нахождения стратегического общества под контролем

    Согласно новой редакции, хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение, считается находящимся под контролем иностранных инвесторов если:

    Иностранные инвесторы, не входящие в одну группу лиц, имеют право распоряжаться более, чем 50% уставного капитала организации (в исключительных случаях- менее 50% уставного капитала организации),

    • данные иностранные инвесторы находятся под контролем иностранных государств, международных организаций, организаций, находящихся под контролем иностранных государств или международных организаций и /или
    • являются иностранными государствами, международными организациями, организациями, находящимися под контролем иностранных государств, международных организаций.

    При этом для целей данной статьи не имеет значения, если иностранные инвесторы являются международными финансовыми организациями, либо если инвесторы находятся под контролем международных финансовых организаций.

    Изменен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение

    Из стратегических видов деятельности исключена деятельность по использованию возбудителей инфекционных заболеваний хозобществами, если основная деятельность таких хозобществ связана с производством продуктов питания.

    В перечень добавлено оказание услуг в российских портах.

    Кроме того, в соответствии с новой редакцией Закона №57-ФЗ стратегическое значение имеет лишь та деятельность редакций / издателей периодических печатных изданий, которая удовлетворяет требованиям совокупного тиража:

    • 15 млн. экз. при периодичности 2 и более раз в неделю;
    • 2, 5 млн. экз. при периодичности 1 раз в неделю, либо 1 раз в 2 или 3 недели;
    • 700 тыс. экз. – при периодичности 1 раз в месяц или 1 раз в 2 месяца;
    • 300 тыс. экз. – при периодичности 1 раз в квартал и реже.

    Изменен перечень сделок, подлежащих предварительному согласованию в ФАС

    По новой редакции Закона № 57-ФЗ подлежат согласованию сделки по приобретению в собственность, владение или пользование имущества, входящего в состав основных производственных средств стратегических хозообществ, если стоимость такого имущества составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов хозобщества на последнюю отчетную дату.

    Поправки в Закон №57-ФЗ призваны помочь иностранным инвесторам более эффективно прогнозировать и планировать капиталовложения в стратегические хозяйственные общества.

    Вышерассмотренные и иные изменения в Закон №57-ФЗ вступают в силу через 30 дней с момента официального опубликования, 7 декабря 2014 года.

    Дополнительная информация

    По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Янине Власенко в офис Capital Legal Services в Москве.

    Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.

Ирина Акимова

Советник, Антимонопольная практика

Основные положения закона об иностранных инвестициях в РФ

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый в июле 1999 г., с изм. и доп. определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Его действие направлено на:

[1]

— привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов;

Читайте так же:  Пункт выдачи заказов интернет-магазинов как бизнес

— передовой техники и технологии, управленческого опыта;

— обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов;

— соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и другие кредитные организации, страховые организации, в организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Действие ст. 7 Закона по обеспечению гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, ст.16 Закона о предоставлении льгот иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей не распространяется на отношения, связанные с осуществлением резидентами особых экономических зон промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях, об особых экономических зонах.

Механизм реализации Закона предусматривает использование следующих основных понятий: иностранный инвестор, иностранная инвестиция, прямая иностранная инвестиция, инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект, срок окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирование, совокупная налоговая нагрузка.

Под иностранными инвесторами в вышеуказанном законе понимаются иностранные юридические лица; иностранные организации являющиеся и не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ; международные организации; иностранные государства.

«Иностранная инвестиция» — это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе: денег, ценных бумаг (в иностранной или российской валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также в виде услуг и информации.

«Прямая иностранная инвестиция» — приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

«Приоритетный инвестиционный проект» —инвестиционныйпроект с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб., (вложения в которые осуществлены в российской или иностранной валюте), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

«Срок окупаемости инвестиционного проекта» — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

«Реинвестирование» — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

«Совокупная налоговая нагрузка» — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

Закон определяет: правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, устанавливает гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, соблюдение иностранным инвестором антимонопольного законодательства РФ.

Законом устанавливается порядок имущественного страхования, создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями, порядок создания и ликвидации филиала иностранного юридического лица.

В Законе определяются требования к положению о филиале иностранного юридического лица, к разработке и реализации государственной политики в области иностранных инвестиций, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику РФ, устанавливаемый Правительством РФ. Выше- перечисленные положения Закона излагаются в последующих подразделах данного учебного пособия.

Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации

Информация об изменениях:

Статья 6 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ

Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Особенности составления искового заявления о возмещении материального ущерба, полученного в результа

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 9-12 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В случае, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня получения решения председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации уведомляет иностранного инвестора о необходимости предварительного согласования сделки в отношении российского хозяйственного общества.

Сделки, совершенные с нарушением требований, установленных настоящей статьей, влекут за собой последствия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

См. Правила осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 838

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в РФ.

Подгарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

ФЗ «Об ИИ» предусм.ряд гарантий д/ин.инвесторов на S РФ: 1) ин.инвестору на S РФ предост-ся полная и безусл.защита прав и интересов, кот.обесп-ся зак-вом РФ; 2) ин.инвестор имеет право осущ-ть инв-и на S РФ в любых формах, не запрещ-х зак-вом РФ; 3) ин.инвестор в силу д-ра вправе передать свои права (уступить треб-я) и обяз-ти (перевести долг), а на осн.з-на или реш-я суда обязан передать свои права (уступить требования) и обяз-ти (перевести долг) др.лицу в соотв. с гр.зак-вом РФ; 4) им-во ин.инвестора или коммерч.орг-и с ИИ не подлежит принудит.изъятию, в т.ч. нац-ции, реквизиции, за искл.случаев и по осн-ям, кот. установлены ФЗ или м/н д-ром РФ; 5) гарантию обесп-я надлеж.разреш-я спора; 6) гарантию испол-я на S РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и др.правомерно получ-х ден.сумм; 7) ин.инвестор вправе приобрести акции и иные ЦБ рос.коммерч.орг-й и гос.ЦБ в соотв.с зак-вом РФ о ЦБ; 8) гарантию участия ин.инвестора в приватизации; 9) льготы, предост-е ин.инвестору и коммерч.орг-и с ИИ, по уплате тамож.платежей; 10) Sты РФ и ОМСУ в пределах своей компетенции м.предост-ть ин.инвестору льготы и гарантии, осущ-ть фин-ние и оказывать иные формы поддержки инв-го проекта, осущ-го ин.инвестором, за счет ср-в бюджетов Sтов РФ и местных бюджетов, а + внебюдж.ср-в.

Читайте так же:  Судебная практика по делам о лишении водительских прав

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Значительная их часть распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. К основным гарантиям, предоставляемым иностранным инвесторам,относятся:

гарантии правовой защиты деятельности, прав и интересов иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

— предоставление иностранному инвестору права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

гарантии перехода прав (уступки требования) и обязанностей (перевода долга) иностранного инвестора другому лицу;

гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностраннымиинвестициями в случаях и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества; при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки);

гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями); стабильность условий и режима для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации — в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиций;

гарантии права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

гарантии участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;

Видео (кликните для воспроизведения).

гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Необходимо отметить, что гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностраннымиинвестициями законодательства РФ не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственные гарантии, предусмотренные в законе об иностранных инвестициях, распространяются лишь на реальный сектор экономики — инвестиции в производственную сферу. Это прежде всего гарантии, распространяющиеся на инвестиционные проекты и коммерческие организации синостранными инвестициями, которые действуют в промышленности, торговле (за исключением кредитных и страховых организаций) и сельском хозяйстве.

Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиций (в том числе и к отношениям, вытекающим из договоров концессии и соглашений о разделе продукции), принято различать договорные и государственные гарантии. Договоры концессии и соглашения о разделе продукции связаны с гражданско-правовыми отношениями, в которых участвует государство. Участие государства в договоре представляет собой форму договорной гарантии инвестиций.

Дата добавления: 2015-06-05 ; просмотров: 2068 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Закон об иностранных инвестициях — 160-ФЗ

Первый закон, касающийся привлечения иностранных вложений в нашу страну, был принят еще в 1991 году, но вскоре в связи с новыми экономическими реалиями возникла необходимость создания иного нормативно-правового акта. В 1999 году был принят Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, положениями которого с многочисленными изменениями (последние были внесены буквально в июле 2017 года) мы пользуемся до сих пор.

Суть закона об иностранных инвестициях в РФ

Законодательное регулирование — основа экономического прогресса, поэтому федеральный закон 160-ФЗ постоянно меняется, например, появился дополнительный законодательный акт о порядке осуществления иностранных инвестиций в РФ. Рассмотрим опорные и полезные моменты, зафиксированные в 160-ФЗ.

Читайте так же:  Технический осмотр тракторов и самоходных машин

Объект регулирования и порядок осуществления инвестиций

Положения закона распространяются на все правоотношения, связанные с частными инвесторам и фондами, в том числе венчурными, зарегистрированными за границей, которые осуществляют инвестирование в любом виде (покупка ценных бумаг, вложения в капитал или оборудование, передача прав на интеллектуальную деятельность и т.д.) в бизнес-объекты и иные активы, расположенные на территории нашей страны.

Исключениями, на которые не распространяется закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 года, являются:

[3]

  • Вклады в депозиты банков и КПК Российской Федерации;
  • Приобретение страховки (имеется в виду инвестиционное и накопительное страхование жизни);
  • Взносы в некоммерческие учреждения.

Статья 23 данного закона регулирует права Правительства РФ. Так, оно уполномочено:

  • Контролировать деятельность иностранных инвесторов, устанавливать порядок осуществления их деятельности;
  • Формировать список наиболее важных инвестобъектов;
  • Привлекать иностранных инвесторов путем составления различных федеральных программ;
  • Заключать договоры с иностранными инвесторами о вкладах и о взаимной защите вложений.

Также закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации указывает способы и порядок осуществления инвестирования иностранцев в российскую экономику:

  • Порядок запуска совместных предприятий;
  • Открытие предприятий, полностью принадлежащих зарубежным владельцам;
  • Порядок покупки материальных активов предприятий и ценных бумаг фирм Российской Федерации;
  • Предоставление любых видов займов (в том числе беспроцентных) российским предприятиям.

Ключевыми принципами Закона об иностранных инвестициях в РФ можно назвать следующие:

  • Данная деятельность регулируется на федеральном уровне;
  • Иностранные инвесторы равны по своему статусу российским;
  • Отечественное законодательство признает нормы международных соглашений в области порядка и существа регулирования межнациональных инвестиций.

По сути иностранные инвесторы обладают на территории России теми же правами и обязанностями, что и отечественные, но за некоторыми исключениями в части порядка осуществления отдельных прав и обязанностей. Например, не допускается участия иностранного капитала в некоторых стратегически важных областях экономики – связанных с обороной, телекоммуникациями, инфраструктурой, добычей и обработкой национальных богатств и т.д., всего 45 позиций – это сделать для сохранения безопасности нашей страны.

Однако закон гарантирует, что иностранные инвесторы могут без проблем вкладывать средства в нашу страну и при этом не бояться произвольного изъятия капитала.

Разрешенные виды деятельности в Российской Федерации

В Федеральном законе об иностранных инвестициях №160 дается разделение всех иностранных инвестиций на три категории: реальные, портфельные и прямые. К реальным относятся:

  • Вложения в недвижимость или оборудование;
  • Предоставление кредитов для формирования оборотного капитала.

К иностранным портфельным инвестициям по нормам закона РФ относятся:

  • Покупка акций в таком объеме, когда иностранный инвестор не может контролировать деятельность предприятия;
  • Приобретение федеральных и муниципальных облигаций;
  • Участие в финансовых организациях с международным капиталом.

К прямым относятся:

  • Приобретение более 1/10 существующего либо создаваемого предприятия в виде покупки его ценных бумаг;
  • Осуществление услуг лизинга организациям РФ.
  • Создание филиалов своей компании на территории нашей страны (данное новшество привнесено в Закон об иностранных инвестициях 1999 года последними изменениями).

Таким образом, иностранные инвесторы фактически ничем не ограничены в своих возможностях – они могут получить прибыль, вкладывая средств в российскую экономику любым не запрещенным законом способом.

Если ваш партнер по бизнесу — иностранное лицо, помните, что основы законодательного регулирования его деятельности заложены в ФЗ № 160 от 1999 года

Гарантии и обязательства по 160-ФЗ

Естественно, что основой стабильных зарубежных инвестиций является их безопасность. Если иностранные инвесторы чувствуют себя в стране защищенным, при осуществлении своей деятельности, то это влечет за собой увеличение притока денежных вливаний. Поэтому в законе № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях гарантиям уделено особое внимание. Так, зарубежные инвесторы имеют право:

  • Вкладывать средства в любые отрасли, за исключением 45 стратегически важных;
  • Делегировать свои полномочия любому другому лицу, в том числе россиянину;
  • Получить компенсацию, если их имущество было реквизировано или национализировано;
  • Получить компенсацию в случае незаконных действий государственных органов;
  • Участвовать в приватизации предприятий РФ;
  • Получать скидки по таможенным платежам;
  • Пользоваться услугами адвоката при разрешении споров в суде;
  • Вывозить за рубеж заработанные средства.

Также по положениям Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации зафиксировано право на приобретение зарубежным инвестором любых активов на территории РФ, если находятся в свободной продаже – от акций до недвижимости.

Естественно, помимо прав, у иностранного капиталиста имеются и обязанности в отношении Российской Федерации, например, не нарушать установленный законодательством порядок. В случае выявления нарушений на имущество инвестора может быть наложен арест, а все данные гарантии аннулируются.

В первоначальном виде возник Закон об иностранных инвестициях в 1999 году, понятно, что за годы своего существования он устарел и нуждается в обновлении. Изменения в нормативно-правовой акт Российской Федерации вносятся регулярно, после фиксации очередного экономического явления.

Так, последние замены произошли в июле 2017 года, к числу наиболее значимых относятся:

  • Устанавливается единая валюта для вложений в РФ – только рубль;
  • Сделки с иностранным капиталом должны контролироваться в соответствии с положениями Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций №57-ФЗ;
  • Прописан порядок осуществления контроля;
  • Указана ответственность иностранного инвестора за заключение сделок с нарушениями федерального и местного законодательства;
  • Внесены изменения в список требований, предъявляемых к филиалу зарубежных фирм и предприятий;
  • Определены новые правила учреждения и закрытия коммерческого предприятия с зарубежными деньгами в уставном капитале.
Читайте так же:  Нарушение пдд неизбежно, что делать

Закон об иностранных инвестициях в РФ постоянно совершенствуется и корректируется, чтобы отвечать запросам времени. Благодаря этому он остается актуальным и позволяет грамотно проводить политику привлечения зарубежного капитала, определяя правила игры на инвестиционном рынке.

Не забывайте проверять актуальность документа — в законодательство периодически вносятся изменения

Заключение

Таким образом, принятый еще в 1999 году закон об иностранных инвестициях под номером 160-ФЗ регулирует все правоотношения в области привлечения зарубежного капитала. Так, инвесторы из-за границы имеют право приобретать ценные бумаги российских компаний, основывать свои фирмы или открывать филиалы, предоставлять займы и т.д. Предусмотрена система защиты их прав. Вложения могут осуществляться в любую сферу, за исключением ряда стратегически значимых областей экономики. В закон постоянно вносятся корректировки, чтобы поддерживать его актуальность и значимость.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 19 июля, 16 ноября, 6 декабря 2011 г., 3 февраля, 5 мая 2014 г., 1 мая, 18 июля 2017 г., 31 мая 2018 г.

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 июля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., N 28, ст. 3493

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

[2]

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ

Изменения вступаю в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источники


  1. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  2. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

  3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
Закон об иностранных инвестициях содержание, нюансы и пояснения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here