Закон о выборах депутатов государственной думы порядок проведения выборов и требования к кандидатам

Полезная и понятная информация в статье: "Закон о выборах депутатов государственной думы порядок проведения выборов и требования к кандидатам". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

12, 25 июля, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 21, 24 июля 2007 г., 9 февраля, 12 мая, 3 июня, 19 июля 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 4 октября, 29 ноября, 23, 28 декабря 2010 г., 23 февраля, 14 июня, 11, 23, 25 июля, 20 октября 2011 г., 2 мая 2012 г., 2 июля, 21 октября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 1 декабря 2014 г., 5 октября 2015 г.

Принят Государственной Думой 22 апреля 2005 г.

Одобрен Советом Федерации 11 мая 2005 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу названного Федерального закона

Полномочия Государственной Думы шестого созыва прекратились с момента начала работы Государственной Думы седьмого созыва — 5 октября 2016 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Согласно новому порядку формирования Государственной Думы депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые имеют право участвовать в выборах. При проведении выборов депутатов Государственной Думы создание избирательных блоков не предусматривается.

В федеральный список кандидатов включается не более 500 кандидатов. Федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть, состоящую не более чем из 3 кандидатов, и в обязательном порядке разбивается на региональные группы кандидатов, число которых не может составлять менее 100. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать собой все субъекты РФ.

Определяются процедура сбора подписей, проверки подписных листов, регистрации федеральных списков кандидатов, а также требования, касающиеся избирательного залога.

Порядок информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы, в том числе проведения политическими партиями предвыборной агитации, не претерпел существенных изменений по сравнению с прежним порядком.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 млн. руб. Кроме того, избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями политических партий. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий расходуются в основном на проведение предвыборной агитации.

По результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Также предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися. Устанавливается новая методика пропорционального распределения депутатских мандатов.

[3]

Федеральный закон вступает в силу 7 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 7 декабря 2006 года, за исключением части 6 статьи 94. Часть 6 статьи 94 вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 24 мая 2005 г. N 90-91, в «Российской газете» от 24 мая 2005 г. N 108, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 1919

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 33-П взаимосвязанные положения пункта 17 и подпункта «д» пункта 18 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 3 и пункта 4 части 4 статьи 89 настоящего Федерального закона не соответствующими Конституции РФ постольку, поскольку эти положения, как не предусматривающие исключение получившего депутатский мандат лица из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, допущенного к распределению депутатских мандатов, и при этом позволяющие передавать вакантный депутатский мандат лицу, ранее получившему депутатский мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно, лишают зарегистрированного кандидата, входящего в состав федерального списка и не получавшего мандат депутата Государственной Думы, возможности реализовать в порядке очередности право на замещение депутатского мандата

Постановлением Конституционного суда РФ от 22 апреля 2013 г. N 8-П взаимосвязанные положения частей 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона, части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой эти законоположения, закрепляя право избирателей на обращение в суд за защитой своих избирательных прав, вместе с тем в силу неопределенности нормативного содержания в отношении субъектов, порядка и условий обращения в суд в связи с обжалованием итогов голосования — по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, — исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах

Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу названного Федерального закона

Полномочия Государственной Думы шестого созыва прекратились с момента начала работы Государственной Думы седьмого созыва — 5 октября 2016 г.

Читайте так же:  Наказание за езду по дороге с односторонним движением в обратном направлении

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

[1]

Федеральный закон от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 384-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения статьи 39 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 22 апреля 2010 г. N 63-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, и референдумов, инициатива проведения которых выдвинута после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 6 названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ

Положения статей 64 и 68 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, и референдумов, инициатива проведения которых выдвинута до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Порядок выборов депутатов Государственной Думы

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четырёхлетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и другие. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Читайте так же:  Отпуск за свой счет по трудовому кодексу

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

2. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее — политические партии).

3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:

1) если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

2) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования.

Если выборы депутатов Государственной Думы признаны не состоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов депутатов Государственной Думы публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8803 —

| 7162 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 44. Права и обязанности кандидата в депутаты

После регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

[2]

После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз.

Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия над другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.

Кандидат в депутаты, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города.

В случае, если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат в течение указанного периода имеет право на три бесплатные поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов, или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок осуществляется за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии.

Кандидат в депутаты, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов, имеет право совершить одну поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Кроме того, кандидат, включенный в региональную группу кандидатов (если соответствующий федеральный список разбит на такие группы), имеет право бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Читайте так же:  Ветеран труда — как получить в москве необходимые документы

Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Избирательное объединение, избирательный блок могут не позднее чем за три дня до дня выборов отозвать любого зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного органа, за исключением тех, в поддержку которых по одномандатным избирательным округам собраны подписи избирателей. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию.

Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, могут назначить до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией раз-деления властей — представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной влас ти. Объектом исследования является система органов государственной власти.

Система государственных органов состоит из органов законодательной власти; органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Предметом исследования является Государственная Дума, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Государственной Думы, как представительного органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции. О том, что Государственная Дума РФ является законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров.

Цель работы состоит в анализе сущности и роли Госдумы в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Порядок избрания в государственную думу

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ

Порядок формирования Государственной Думы — выборы. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 12.06. 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законов.

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет (данная норма была введена Федеральным законом № 6-ФКЗ от 31.12. 2008 г. о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г.), ранее 4 года.

Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон) определил порядок избрания депутатов Госдумы и утрачивает силу со дня прекращения полномочий Госдумы созыва, действующего на день вступления в силу Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ (п. “а” ст. 84 Конституции РФ). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее, чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Госдумы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Госдума прежнего созыва.

Если Президент РФ не назначит выборы депутатов Госдумы в срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

С 1993 по 2003 г. Федеральный закон предусматривал, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

  • 225 (половина) депутатов Госдумы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Единая норма представительства — деление общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных округов;
  • 225 (другая половина) депутатов Госдумы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Для проведения выборов депутатов Госдумы образуются два вида избирательных округов: одномандатные избирательные округа и федеральный избирательный округ. Избрание Госдумы, как палаты прямого народного представительства, осуществляется путем общенациональных выборов, которые проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам (225 депутатов) и системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов).

Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов.

Пропорциональная система — мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий.

С 2007 по 2016 г. в стране действует пропорциональная система выборов — к участию в выборах допускаются только партии.

Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Госдумы проводятся по партийным спискам, то есть по единому федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями.

Читайте так же:  Регистрация авто по новым правилам

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Госдумы, включает в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона). Кандидаты в депутаты Госдумы (далее — кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Право включения в партийные списки кандидатов в депутаты Госдумы принадлежит партийным съездам (конференциям) в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях». Партия вправе включать в партийные списки кандидатов в депутаты лиц, не являющихся членами данной партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией.

Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Госдумы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч.

Политическая партия в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов вправе внести на специальный счет ЦИК РФ залог. Размер залога — 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда партии и не может превышать 400 миллионов рублей. В эту сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии (ст. 64 Закона).

В феврале 2014 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о новой системе выборов депутатов нижней палаты парламента от 22.02. 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Таким образом, в России вводится смешанная система выборов в Госдуму — мажоритарно-пропорциональная.

Закон, принятый обеими палатами парламента и подписанный президентом, устанавливает новые нормы выборов депутатов Госдумы и следующие выборы — в декабре 2016 года — пройдут по смешанной системе. Теперь половина депутатов будет избираться по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам. При этом в предстоящих выборах, порог явки сохраняется в размере 5 процентов. На выборах будет происходить не только борьба партий и их программ, но и борьба личностей. В Госдуму смогут попасть те, кто известен и активен в своем регионе, но при этом не готов вливаться в те или иные политические ряды. В избирательные списки партии, соответствующей квалификационным требованиям, могут быть включены и граждане, не являющиеся членами этой партии (не более 50 %).

Закон устанавливает и новые предельные размеры избирательных фондов: из средств фонда партии — не более 700 миллионов рублей, регионального отделения партии — от 15 миллионов до 100 миллионов рублей (зависит от количества избирателей в регионе), кандидата — 15 миллионов рублей.

Победитель выборов по одномандатному округу будет определяться на основании простого большинства голосов. Партиям же с их списками необходимо будет преодолевать 5-процентный барьер.

Заложены в закон и нормы, позволяющие обеспечить открытость процесса голосования: смогут присутствовать представители СМИ, наблюдатели будет вправе вести фото- и видеосъемку, а в помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, то есть веб-камеры.

Последний раз выборы депутатов по смешанной системе проводились в 2003 году. Смешанная система выборов в Госдуму действовала в России с 1993 по 2003 годы, но была отменена в 2005 году вместе с 5 %-ным проходным барьером. Вернуться к ней президент предложил в своем последнем послании к Федеральному Собранию 12.12.2012 года.

93. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы рф.

Полит. партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты Гос. Думы ФС РФ и на иные выборные должности в органах гос. власти.

Кардинальное новшество изб. законодат-ва со­стоит в том, что с 2007 г. гражданин РФ уже не может выдвинуться в депутаты Госдумы, минуя ту или иную партию и обратившись к избирателям напрямую (от себя лично) — как это могло быть в 1993-2007 гг. при выборах в од­номандатных округах. Теперь гражданин РФ может стать депутатом Госдумы только в том случае, если: та или иная полит. партия решила выдвинуть данного гражданина в депутаты (включила в свой партийный список под определенным номером); список данной партии набрал достаточное число голосов, чтобы гражданин получил мандат (в соответствии с очередностью в списке).

Данное новшество введено для того, чтобы: лучше структурировать будущий парламент; повысить ответственность депутатов и партий за свою работу; снизить вероятность попадания в парламент случайных людей, которые не представляют никого, кроме себя (за которыми не стоит никакая полит. сила).

Полит. партия может выдвинуть кандидатами в депу­таты Госдумы: членов данной партии; беспартийных (но не более 50% от всех кандидатов в списке). Полит. партия не может в своем списке выдвинуть в де­путаты члена другой партии.

Кандидатом в депутаты Госдумы может быть только гражданин РФ, достигший возраста 21 года, если отсут­ствуют ограничения, установленные законодат-вом.

Не могут быть депутатами Госдумы граждане РФ: признанные судом недееспособными; по приговору суда отбывающие уг. наказание в виде лишения свободы; в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о лишении их права занимать гос. должности в те­чение определенного срока (если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока); имеющие одновременно с российским гражданство иностранного гос-ва (двойное гражданство) либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное прожи­вание гражданина РФ на территории иностранного гос-ва.

Выдвижение кандидатов и окончательное формирование партий­ного списка (включая очередность в нем) осуществляются на съезде (конференции) полит. партии. При этом законодат-во допускает возможность самовыдви­жения кандидатов внутри партии (с целью попасть в партийный список).

Каждый гражданин РФ, обладающий пас­сивным изб. правом, вправе обратиться в любое ре­гиональное отделение любой полит. партии с предложе­нием включить его в федеральный список кандидатов, выдви­гаемый этой полит. партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами полит. партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения полит. партии при решении вопросов, связанных с уча­стием полит. партии в выборах.

Читайте так же:  Случаи, в которых договор купли-продажи автомобиля нужно заверить у нотариуса

Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения полит. партии, подлежит рас­смотрению на съезде полит. партии при решении вопроса о выдвижении фед. списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в фед. список кандидатов. Также партия может самостоятельно предложить беспартийному гражданину баллотироваться кандидатом в депутаты по своему списку. Решение о выдвижении фед. списка кандидатов прини­мается тайным голосованием на съезде полит. партии.

Порядок включения кандидатур в фед. список кандида­тов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом полит. партии.

Выдвижение фед. списка кандидатов на съезде поли­т. партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Госдумы.

До выборов полит. партия вправе: отозвать выдвинутый ею фед. список кандидатов по ре­шению уполномоченного на то органа полит. партии, подав письменное заявление в Центризбирком в любое время, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Указанное заявление не подлежит отзыву; исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею фед. списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Цен­тризбиркомом (не позднее чем за 15 дней до дня голосования).

Не допускается: дополнительное включение кандидатов в фед. список кандидатов; и их перемещение в указанном списке (за исключением случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов).

Фед. список кандидатов должен быть разбит на регио­нальные группы кандидатов, соответствующие: субъекту РФ; группе субъектов РФ; части территории субъекта РФ.

Число региональных групп кандидатов не может составлять менее 100. Региональная часть фед. списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ. Число избирателей, зарегистрированных на территории субъек­та РФ, или территориях группы субъектов РФ, или части тер­ритории субъекта РФ, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кан­дидатов, не может быть менее 650 тыс. Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта РФ при условии, что численность зареги­стрированных на всей территории данного субъекта РФ изби­рателей превышает 1,3 млн.

Региональная группа кандидатов должна соответствовать части территории субъекта РФ, если численность зарегистрирован­ных на всей территории данного субъекта РФ избирателей превышает 3 млн.

В списке может быть выделена общефедеральная часть, в ко­торую может быть включено не более 3 кандидатов; обычно это лидеры партии.

Кандидат может быть включен только в один федеральный список. Кандидат может упоминаться в фед. списке только один раз. Общее число кандидатов, включенных в фед. список кандидатов, не может превышать 500 человек.

Под регистрацией понимается регламентированная законом проце­дура установления статуса кандидата в депутаты гражданина, со­бравшего в установленном порядке необходимое количество подпи­сей избирателей в свою поддержку.

ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации фед. списка кандидатов документов принимает решение о регистрации фед. списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. В решении о регистрации фед. списка кандидатов указываются дата и время регистрации.

В случае принятия решения об отказе в регистрации фед. списка кандидатов ЦИК РФ обязана в течение суток с момента принятия данного решения выдать уполномоченному представителю полит. партии копию решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа являются: 1) несоблюдение требований при выдвижении фед. списка кандидатов, предусмотренных ФЗ «О полит. партиях», «Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» 2) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации фед. списка кандидатов, более 10 % подписей, собранных в местах, где в соотв. с ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» сбор подписей запрещен.

ЦИК РФ исключает кандидата из фед. списка кандидатов в случае: 1) отсутствия у кандидата пассивного изб. права; 2) неуказания кандидатом сведений об имеющейся у него неснятой и непогашенной судимости; 3)установления судом факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных ФЗ «Об основных гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; 4) неоднократного использования кандидатом преимуществ должностного или служебного положения; 5) наличия факта регистрации кандидата в другом фед. списке кандидатов; 6) наличия в фед. списке кандидатов, выдвинутом полит. партией, кандидата, являющегося членом иной полит. партии.

В случае обнаружения признаков нарушения законодат-ва РФ о выборах, влекущего за собой уголовную или адм-ную ответственность, ЦИК РФ направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности.

Решение ЦИК РФ о регистрации фед. списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который рассматривает жалобу в течение 5 дней со дня ее поступления.

Видео (кликните для воспроизведения).

После регистрации фед. списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает статус зарегистрированного кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение. Зарегистрированные фед. списки кандидатов вместе со сведениями о включенных в них зарегистрированных кандидатах ЦИК РФ не позднее чем через 48 часов после регистрации указанных списков передает представителям СМИ.

Источники


  1. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  2. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  4. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
Закон о выборах депутатов государственной думы порядок проведения выборов и требования к кандидатам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here