Закон «о средствах массовой информации» структура закона и история внесенных изменений

Полезная и понятная информация в статье: "Закон «о средствах массовой информации» структура закона и история внесенных изменений". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ
«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

16 октября 2006 г., 12 мая 2009 г., 12 марта 2014 г.

Принят Государственной Думой 15 декабря 1994 года

См. также Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»

Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти см. постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

13 января 1995 г.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

Установлен бессрочный режим хранения аудио- и видеозаписей всех официальных мероприятий с участием Президента, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства.

Регламентирован порядок выхода в эфир информационных и информационно-просветительских программ, а также определены требования к подобным программам.

Установлена обязанность государственных региональных средств массовой информации предоставлять депутатам Совета Федерации и Государственной Думы возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу.

Контроль за соблюдением органами государственной власти и государственными аудиовизуальными средствами массовой информации требований законодательства о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации осуществляется Федеральной комиссией по телерадиовещанию.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 14 января 1995 г. N 9-10, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 3 ст. 170

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи»

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи»

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
13 июля 2015 г.
N 257-ФЗ

Скорректированы Законы о СМИ и связи.

Закон о СМИ дополнен термином «обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы».

Установлены категории телерадиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным. Это, во-первых, теле- и (или) радиоканалы, определяемые Президентом РФ. Во-вторых, телеканалы, получившие право на эфирное цифровое наземное вещание с использованием позиций в мультиплексе на всей территории России.

Операторам связи запрещено вносить изменения в теле-, радиопрограммы и (или) иные аудиовизуальные, звуковые, текстовые сообщения и материалы. Данное ограничение не действует, если возможность изменения предварительно согласована с вещателями каналов, а также в предусмотренных законодательством случаях. Кроме того, операторам нельзя взимать плату за трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов с вещателей, а также за просмотр и (или) прослушивание таких каналов с абонентов.

Оператор обязательных общедоступных телерадиоканалов принимает сигнал для их трансляции путем присоединения своей сети связи к сети оператора, ведущего эфирную наземную трансляцию таких телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов. Если это невозможно — путем приема сигнала, передаваемого в эфир радиоэлектронным средством указанного или иного оператора, либо присоединения своей сети связи к сети другого оператора. При этом заключать договор о присоединении сетей связи не требуется. Отсутствие технической возможности нужно подтвердить письменным заключением оператора, осуществляющего эфирную наземную (в т. ч. цифровую) трансляцию каналов.

Если присоединение к сети связи вышеназванного оператора состоялось, последний обязан уведомить об этом вещателя каналов. Кроме того, он должен сообщить ему о точке присоединения и предоставить сведения об операторе, сеть связи которого была присоединена.

Если присоединение невозможно, оператор обязательных общедоступных телерадиоканалов обязан до начала их трансляции согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи с вещателем канала.

Оператора связи, ведущего эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов, определяет Президент РФ. Он же устанавливает последовательность позиций таких каналов.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 24 июля 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2015 г., в «Российской газете» от 16 июля 2015 г. N 154, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4383

Читайте так же:  Тонировка фар и штрафы за ее применение

История рассмотрения и принятия Федерального закона

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 ст 11 (ред. от 06.06.2019)

Статья 11. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации и уведомление регистрирующего органа

Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.

В течение месяца со дня изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации учредитель обязан уведомить об этом регистрирующий орган. Уведомление представляется в регистрирующий орган в письменной форме непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление может быть представлено в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Сведения, содержащиеся в уведомлении, вносятся в реестр зарегистрированных средств массовой информации в соответствии с порядком его ведения. В случае, если уведомление подано неуполномоченным лицом или сведения, содержащиеся в нем, не соответствуют действительности, такое уведомление подлежит возврату.

История принятия Закона о СМИ. Создание правовой базы для частных СМИ

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1

(ред. от 09.02.2009)

«О средствах массовой информации»

В основе массово-информационного права нашей страны лежит Закон «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, а в силу вступил с момента опубликования, т.е. с 14 февраля 1992 года. Но так как законы в нашей стране по традиции датируются со дня принятия, он называется Закон «О средствах массовой информации» 1991 года.

Этот закон во многом повторяет концепцию и основные положения закона, который существовал до него (правда, недолго – всего год с небольшим) и назывался Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Поэтому хотя ниже речь пойдёт о важных новеллах Закона о СМИ, необходимо иметь в виду, что фактически многие из них стали частью нашего права не с 27 декабря 1991 года, а со дня вступления в силу союзного закона – 1 августа 1990 года (принятого 12 июня 1990 года).

Оба этих закона объединяет – и это немаловажно – то, что их авторами-разработчиками являлись одни и те же люди. И союзный, и республиканский законы были приняты на основе инициативных авторских проектов Ю.М. Батурина, М.А. Федотова и В.Л. Энтина.

Одна из целей авторов инициативного законопроекта – создание правовых условий для учреждения независимых от партийно-государственной машины средств массовой информации. Они ввели в его текст полуфикцию, которую назвали учредителем СМИ. В отличие от других субъектов правоотношений в сфере действия закона смысл фигуры учредителя не был раскрыт в статье «Основные понятия. Учредитель был призван разбить систему взаимоотношений, в которых, с одной стороны, выступала партийная (общественная) организация или организация государственного аппарата, а с другой – беспрекословно ей подчинённый печатный орган. В законе было сказано, что учредитель имеет право учреждать средства массовой информации; что, для того чтобы СМИ могло выходить в свет, необходимо его зарегистрировать в уполномоченных органах государственной власти – по заявлению учредителя. Следует заметить, что до 1990 года регистрации СМИ в нашей стране не требовалось.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Свобода массовой информации

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Статья 3. Недопустимость цензуры

[1]

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Статья 6. Применение Закона

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации

Статья 7. Учредитель

Статья 8. Регистрация средства массовой информации

Статья 9. Недопустимость повторной регистрации

Статья 10. Заявление о регистрации

Статья 11. Перерегистрация и уведомление

Статья 12. Освобождение от регистрации

Статья 13. Отказ в регистрации

Статья 14. Государственная пошлина

Статья 15. Признание свидетельства о регистрации недействительным

Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности

Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

Статья 17. Возникновение прав и обязанностей

Статья 18. Статус учредителя

Статья 19. Статус редакции

Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание

Статья 20. Устав редакции

Статья 21. Статус издателя

Статья 22. Договоры

Статья 23. Информационные агентства

Статья 24. Иные средства массовой информации

Глава III. Распространение массовой информации

Статья 25. Порядок распространения

Статья 26. Выход в свет (в эфир)

Статья 27. Выходные данные

Статья 28. Тираж

Статья 29. Утратила силу

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Лицензия на вещание

Статья 32. Аннулирование лицензии

Статья 33. Искусственные помехи

Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач

Статья 35. Обязательные сообщения

Статья 36. Распространение рекламы

Статья 37. Эротические издания

Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Статья 38. Право на получение информации

Статья 39. Запрос информации

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Статья 41. Конфиденциальная информация

Статья 42. Авторские произведения и письма

Статья 43. Право на опровержение

Статья 44. Порядок опровержения

Статья 45. Основания отказа в опровержении

Статья 46. Право на ответ

Глава V. Права и обязанности журналиста

Статья 47. Права журналиста

Статья 48. Аккредитация

Статья 49. Обязанности журналиста

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 50. Скрытая запись

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Статья 52. Специальный статус

Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации

Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения

Статья 54. Распространение зарубежной информации

Статья 55. Зарубежные корреспонденты

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Статья 56. Возложение ответственности

Статья 57. Освобождение от ответственности

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

Читайте так же:  Доверенность на заключение договора осаго

Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации

Статья 61. Порядок обжалования

Статья 62. Возмещение морального вреда

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Основные положения Закона РФ «О средствах массовой информации»

Субъекты медиа- сферы

Редакция

Главный редактор

• Журналист (корреспондент)

Издателем

Распространитель

[2]

Вещатель

Учредитель

Модно рассмотреть основные понятия цели и задачи указанные в Законе о СМИ

  1. Свобода массовой информации в Российской Федерации:

-поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

-учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

-изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации;

-не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

2. К основным понятиям СМИ, для целей настоящего Закона относятся:

массовой информацией — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; —СМИ — периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; —периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

распространителем — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

  1. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации — требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым)

-наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей;

-создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации;

  1. Недопустимость злоупотребления СМИ

Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Запрещаются распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в СМИ, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Законодательство РФ о СМИ состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о СМИ республик в составе РФ. Если межгосударственным договором, заключенным РФ, предусмотрены для организации и деятельности СМИ иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.

Настоящий Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 1528 | Нарушение авторских прав

Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт

В Петровские времена и даже ранее, во времена Ивана Грозного были документы, регламентирующие деятельность переписчиков книг (библии), которые при переписке допускали ошибки и даже добавляли что-то от себя. Оттуда пошла первая цензура — духовная. Она самая старая и самая жестокая. Сохранилась духовная цензура до 1917 года. Кроме того, была цензура иностранная (все, что переводилось на русский язык и привозилось из-за рубежа). В то время сформировались два вида цензуры:

1. Предварительная (разрешающая)

2. Последующая (карательная)

Манифест 1905 года вводил свободу слова. Ослабление рычагов контроля (в том числе и цензурного), дало возможность печати развиваться.

В советское время руководители страны спекулировали на положении печати в царское время. Обещали свободу слова, но уже 26 октября вышел декрет о печати. Буржуазные газеты были закрыты, частные типографии национализированы. Журналисты стали выходить из рядов рабочих и крестьян. В 1922 году при ВКП(б) был организован политический отдел и сектор по печати, введена предварительная цензура (Главлит), имеющая свои отделения на местах (Облит). Где их не было — редактор выполнял функции цензора.

После войны, когда вышла декларация 1948 года о правах человека и гражданина, где были и гуманитарные части, в Советском Союзе стали подумывать (в 1965 году) о принятии Закона о печати. Суслов, воспользовавшись событиями в Чехословакии, отказался от его принятия. И только с приходом к власти Горбачева (1984 год) стал разрабатываться закон о печати. Появился «Закон о печати и других средствах массовой информации», который отменял цензуру и разрешал частным лицам учреждать издания. Максимально демократичный закон. Затем в 1991 году был принят новый закон.

История российского права – это история цензуры. Закона о печати в прежние времена не было. Но существовали постановления ЦК партии и Верховного Совета. Закон 1990 года отменил цензуру, разрешил учреждать СМИ физическим лицам.

Российское право о СМИ полинормативное. Много законов регулируют деятельность СМИ. Закон о СМИ – основа (7 глав).

[3]

4 уровня права о СМИ.

3. Законодательные (подзаконные) акты.

Международные – декларация прав человека, Европейская конвенция.

Законодательное – закон о государственной тайне, Информации и информатизации (отменен), Об авторском праве и смежных правах (защищается еще и Гражданским кодексом РФ, вступит в силу с июля). Есть право субъектов федерации, законы, регулирующие СМИ (В Ростовской области – об экономической поддержке газет и журналов, в Татарстане – о защите чести и достоинства президента).

Ведомственный уровень – инструкции и распоряжения, принимаемые министерствами, департаментами и так далее. Принцип – нижестоящие не должны противоречить вышестоящим (тогда приводят в соответствие с федеральным законодательством, многие отменяют).

Конституционное законодательство широко распространено в странах Европы (отсюда – «континентальное»).

В массово-информационной области действуют общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др.

Читайте так же:  Как узнать информацию о штрафе по номеру постановления

Закон РФ «О средствах массовой информации» защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста. Некоторые дополнения к тексту были сделаны уже в 1995 г., и, вероятно, появятся новые уточнения, подсказанные опытом работы.

В структуру отраслевого права входят федеральные документы, так или иначе затрагивающие сферу массовой информации. Назовем самые заметные среди них: «О государственной тайне» (1993), «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О рекламе» (1995), Гражданский и Уголовный кодексы и др. Постепенно формируется практика согласования различных законоположений, без чего невозможно добиваться реализации каждого из них. Отдельные нормы, которые лаконично представлены в Законе «О средствах массовой информации», получают подробное толкование в специальных правовых актах. Так, короткое упоминание об обязанности СМИ направлять бесплатные экземпляры изданий в библиотеки и другие хранилища как бы развертывается в Законе «Об обязательных экземплярах документов». Статья 42 («Авторские произведения и письма») подкрепляется действием глубоко детализированного Закона «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.

Закон «О средствах массовой информации»

Принят 27 декабря 1991 года.

Глава I. Общие положения.

Свобода массовой информации, которая не подлежит ограничениям.

Основные понятия о средствах массовой информации (что понимается под СМИ, периодическим изданием, теле-радио-видеопрограммами, редакцией, журналистом, издателем, распространителем и т.д.).

Недопустимость цензуры, злоупотребления свободой массовой информации.

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации.

Учредитель, регистрация СМИ, недопустимость повторной регистрации, заявление о регистрации, перерегистрация и уведомление, освобождение от регистрации, отказ в регистрации и так далее. Прекращение и приостановление деятельности СМИ (решением учредителя либо через суд), возникновение прав и обязанностей (с момента регистрации СМИ). Статус учредителя, редакции. Ограничения, связанные с учреждением организаций, осуществляющих вещание (иностранные граждане и капитал). Устав редакции, статус издателя, договоры. Информагентства, иные средства массовой информации.

Глава III. Распространение массовой информации.

Порядок распространения, выход в свет (эфир), выходные данные, тираж, обязательные экземпляры.

Федеральная комиссия по телерадиовещанию (вырабатывает государственную политику в области лицензирования). Лицензии на вещание и их аннулирование. Искусственные помехи и хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения. Распространение рекламы (ссылка на Закон о рекламе). Эротические издания (передачи с 23 до 4 часов, продажа – в запечатанных упаковках, с специально предназначенных местах).

Глава IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Право на получение информации (которое имеют граждане). Запрос информации (направляет редакция). Отказ в предоставлении информации (если содержит охраняемую законом тайну) и отсрочка (7 дней, если не представлено уведомление). Конфиденциальная информация (охраняется редакцией до решения суда). Авторские произведения и письма, право на опровержение и его порядок, основания отказа, право на ответ.

Глава V. Права и обязанности журналиста.

Права журналиста (искать, запрашивать, получать информацию, право доступа к официальным лицам и документам, произведения записей, проверять достоверность, отказаться от подготовки материала или подписи под ним), аккредитация, обязанности журналиста (соблюдать устав редакции, проверять достоверность информации, сохранять конфиденциальность источника, предъявлять удостоверение). Скрытая запись (допускается для защиты общественных интересов или по решению суда). Недопустимость злоупотребления правами журналиста, специальный статус (распространяется на штатных и внештатных авторов).

Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации.

Межгосударственные договоры и соглашения, распространение зарубежной информации, зарубежные корреспонденты.

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.

Возложение ответственности, освобождение от ответственности, ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею, ответственность за иные нарушения законодательства. Порядок обжалования, возмещение морального вреда.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Система законодательства о средствах массовой информации в Российской Федерации

Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1990 г. стал логически обоснованным продолжением советского закона: в нем дано более развернутое понятие цензуры, а объем полномочий субъектов информационных отношений определяется по принципу «все, что не запрещено, то разрешено». В соответствии с действующими законодательными документами, под массовой информацией следует понимать аудио, видео, печатные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. При этом, под средством массовой информации понимается печатаное издание, теле-, радио-, видеопрограммы и иная форма распространения массовой информации с определенной периодичностью. В структуре закона о СМИ 7 глав и 62 статьи, каждая из которых регулирует вопросы отдельной отрасли в этой сфере. Как и во всех законодательных актах, глава 1 закона определяет его общие положения. Согласно статье 1 закона РФ о СМИ не подлежат ограничениям:

  • — поиск, получение, производство и распространение массовой информации,
  • — учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими,
  • — изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья, материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Право СМИ базируется на Конституции и официально опубликованных законах и по типу относится к континентальному праву — в его основу легли писаные заранее заданные нормы. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции Российской Федерации: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29 п. 5 «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.»), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др., Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации » защищает редакции от принудительного вмешательства в производственные процессы и воздействия извне, описывает способы взаимодействия редакции и государства, учредителя и издателя, источника информации и гражданами и регламентирует деятельность журналиста, его права и обязанности.

Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1990 г. позиционирует свободу печати как естественное состояние прессы, требующее недвусмысленных и разумных ограничений, так же он исключил многие умалчивания советского закона. Задачей российского стало создание правовых технологий, которые опирались бы на закрепленные в законе наиболее общие стандарты свободы массовой информации, а с другой — на реальную практику функционирования СМИ в переходном обществе, что делает закон о СМИ одним из наиболее совершенных законодательных актов в современной России.

Читайте так же:  Как проверить малус-бонус (кбм осаго)

Таким образом в Российской Федерации СМИ пользуются предоставленными им правами и свободами для достижения целей, которые определяются их этическими соображениями и потребностью общества, без внешнего принуждения и при наличии юридических средств и инструментов, что отражает сущность СМИ как институт гражданского общества, функционирование которого предопределено общественно-значимыми потребностями. Структура СМИ представлена рядом институтов: институт учреждения и регистрации СМИ, правовой статус журналиста как институт законодательства о СМИ, основы экономических отношений в сфере СМИ, институт ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, что говорит об автономном статусе нормативно-правового массива, имеющего отношение к СМИ. Система законодательства о СМИ может быть охарактеризована как совокупность связанных иерархией федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативных правовых актов составляющих и регламентирующих общественные отношения в сфере организации и деятельности СМИ.

Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Госдума приняла на пленарном заседании 21 ноября во третьем (окончательном) чтении федеральный закон (проект № 345523-7)«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев подчеркнул, что предложенные им поправки к законопроекту стали одним из итогов работы возглавляемой им думской Комиссии по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России, которая изучила практику работы ряда иностранных СМИ в России.

Накануне по материалам, представленным Комиссией Госдумы, Министерство юстиции РФ включило в Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, медиапроект «Север.Реалии», созданный «Радио Свобода». Он стал десятым иностранным СМИ, включенным в реестр.

Как отметил Василий Пискарев, «всего за два месяца работы авторы материалов «Север.Реалии» успели допустить массу нарушений российского законодательства, включая предвыборную агитацию в «день тишины» и в единый день голосования».

По словам депутата, «российские зрители и читатели вправе знать и о зарубежном происхождении таких СМИ и о том, откуда они получают финансирование».

«Данные СМИ целенаправленно работают на российскую аудиторию, и, на наш взгляд, будет справедливым, если распространять информацию такие СМИ смогут только через учреждаемые ими российские юридические лица, выполняющие функции иноагентов, и станет обязательной маркировка распространяемой информации с указанием на то, что она создана и распространяется СМИ, выполняющим функции иностранного агента», — подчеркнул Василий Пискарев.

«Статус «иностранного агента» мы предлагаем распространить не только на иностранные средства массовой информации, которые выполняют функции иноагента (юридические лица или иные структуры), но и на физических лиц, то есть отдельных граждан, которые сотрудничают со СМИ-иноагентами, создают и (или) распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц информационные материалы, и получают финансирование из иностранных источников», — рассказал парламентарий.

«При наличии в деятельности физического или юридического лица необходимых признаков, решение о включении в соответствующий Реестр будет принимать Министерство юстиции РФ по согласованию с МИД России», – уточнил Василий Пискарев.

Он отметил, что аналогичные нормы законодательства есть и в других странах, действуют уже не один десяток лет, и, по сути, Россия принимает зеркальные меры.

Василий Пискарев особо подчеркнул, что предложенные изменения в законодательстве не направлены на ограничение свободы слова. «После включения в соответствующий реестр, граждане и юридические лица будут также продолжать свою творческую деятельность и осуществлять публикации, но при этом обязаны выполнять ряд обязательных условий: маркировать свои информационные материалы грифом «Сделано иноагентом», ежегодно давать Минюсту отчет о своей деятельности и о том, куда расходуются средства, поступившие из зарубежных источников, а также раз в полгода публиковать о своей деятельности общедоступный отчёт», — заключил соавтор поправок.

История принятия Закона о СМИ. Создание правовой базы для частных СМИ

В основе массово-информационного права нашей страны лежит Закон «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н.

Этот закон во многом повторяет концепцию и основные положения закона, который существовал до него (правда, недолго – всего год с небольшим) и назывался Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Поэтому хотя ниже речь пойдёт о важных новеллах Закона о СМИ, необходимо иметь в виду, что фактически многие из них стали частью нашего права не с 27 декабря 1991 года, а со дня вступления в силу союзного закона – 1 августа 1990 года (принятого 12 июня 1990 года).

Оба этих закона объединяет – и это немаловажно – то, что их авторами-разработчиками являлись одни и те же люди. И союзный, и республиканский законы были приняты на основе инициативных авторских проектов Ю.М. Батурина, М.А. Федотова и В.Л. Энтина. Впоследствии эти юристы сделали внушительную карьеру, в том числе в сфере права и средств массовой информации. Юрий Михайлович Батурин после принятия закона СССР работал в аппарате Президента СССР М.С. Горбачева, затем – помощником Президента РФ по юридическим вопросам, помощником по национальной безопасности, позже – секретарём Совета Обороны; впоследствии он стал лётчиком-космонавтом и дважды выполнил космические полеты.

Михаил Александрович Федотов после написания и принятия двух упомянутых законов стал сначала заместителем министра, а в 1992–1993 годах – министром печати и информации Российской Федерации. Уйдя добровольно в отставку, он получил назначение Чрезвычайным и Полномочным Послом России в ЮНЕСКО в Париже. В настоящее время работает секретарём Союза журналистов России и руководит кафедрой в одном из московских вузов.

Владимир Львович Энтин после участия в написании Закона о СМИ продолжительное время работал в Париже представителем Российской Ассоциации по интеллектуальной собственности, представлял там интересы российских авторов. Сейчас он адвокат в одной из московских престижных юридических фирм и преподаватель факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Хотя до Октябрьской революции в нашей стране действовали различные акты о печати, о цензуре и т.д., в результате смены режима в 1917 г. все существовавшие ранее законы, касающиеся журналистской деятельности, были отменены. Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров стал Декрет о печати от 27 октября (9 ноября) 1917 года, в котором говорилось: «Когда новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Вслед за этим большевики ввели цензуру и до конца 1917 года закрыли 92 газеты. Ждать принятия «прогрессивного закона» пришлось слишком долго: до 1990 года деятельность средств массовой информации не регулировалась специальным законом.

Читайте так же:  Лишение водительских прав из-за долгов

В результате такой сложившейся практики к 1990 году, когда уже широко развивалась политика гласности, редакции, которые получили в стране гигантский вес как рупор общественного мнения и как органы, способные формировать его, юридически оставались абсолютно бессильными. Они, как правило, существовали на правах подразделения того или иного издательства. У них ничего не было из материальных ценностей, не было собственного счёта, были только авторучки, письменные столы, печатные машинки и, собственно, всё. Вся прибыль от многомиллионных тиражей направлялась в издательства или в те общественные и государственные организации, чьим «органом» являлась та или иная газета или журнал. Создание частной газеты было чем-то совершенно немыслимым. Практически такая же ситуация складывалась и в телерадиовещании. Существовал Государственный комитет по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР, который единолично управлял всеми республиканскими и областными теле- и радиокомпаниями, сами компании большой юридической самостоятельностью не обладали. У журналистов был гигантский авторитет, но не было никаких юридически закреплённых прав и обязанностей.

Такое положение, конечно, не устраивало ни журналистов, ни редакторов, ни – что важнее всего – руководителей страны, поэтому было принято решение подготовить законы о печати, о телерадиовещании и о гласности.

Одна из целей авторов инициативного законопроекта – создание правовых условий для учреждения независимых от партийно-государственной машины средств массовой информации. Они ввели в его текст полуфикцию, которую назвали учредителем СМИ. В отличие от других субъектов правоотношений в сфере действия закона смысл фигуры учредителя не был раскрыт в статье «Основные понятия». В законе СССР было, однако, сказано, что учредителем может быть Совет народных депутатов, другой государственный орган, политическая партия, общественная организация, массовое движение, творческий союз, кооперативное, религиозное, иное объединение граждан, трудовой коллектив, а также гражданин СССР, достигший 18-летнего возраста.

Чем было вызвано создание процедуры обязательной регистрации? И сегодня существует газета «Комсомольская правда», под названием которой некогда было написано «Орган Центрального Комитета ВЛКСМ». Как при помощи закона сделать этот «орган» независимым от ЦК ВЛКСМ? Его следует зарегистрировать, но уже не как газету, учреждаемую комсомолом, а как издание трудового коллектива редакции газеты «Комсомольская правда». Для этого нужно, чтобы трудовой коллектив выступил учредителем.

С 1 августа 1990 года в полном соответствии с законом СССР началась регистрация СМИ. Те редакторы и журналисты, которые внимательно прочитали этот закон, использовали его в своих интересах. Они оперативно зарегистрировали печатные издания – в основном издания, в редких случаях – телепрограммы – на имя трудового коллектива, либо журналистского коллектива, либо близких им по духу организаций, давших согласие выступить в качестве учредителя СМИ.

Для создания учредителя необходимо провести собрание или заседание и запротоколировать намерение учредить СМИ (частному лицу, естественно, этого не требовалось). Написать заявление и сообщить ограниченный набор сведений об учредителе и планируемом к выпуску в свет СМИ; уплатить регистрационный сбор (для подавляющего большинства СМИ он составляет сумму от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда). Заявление вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора подается в Министерство печати либо (в зависимости от территории предполагаемого распространения) в его территориальный орган. После получения свидетельства о регистрации газета фактически переходила в руки новых владельцев. Прежний владелец издания, не успевший вовремя его зарегистрировать, конечно, мог отобрать у журналистов принадлежащие ему помещения и средства производства (хотя обычно они были частью относительно самостоятельных издательств), но главного достояния издания – его названия, читательской аудитории и авторского коллектива – в любом случае он лишался

Более того, даже если органы власти успевали зарегистрировать ту или иную газету как свой собственный орган, все равно с ней могли произойти странные метаморфозы. Сдержать стремление журналистов к независимости от чиновников из традиционных партийно-советских организаций было уже невозможно. Так произошло с газетой «Московский комсомолец», которая была зарегистрирована Московским городским комитетом ВЛКСМ. Осенью 1991 года коллектив редакции решил, что ситуацию нужно изменить, и зарегистрировал в министерстве фактически вторую газету под тем же названием. Но если первоначально название газеты «Московский комсомолец» давалось в кавычках, то теперь в заявлении просили выдать свидетельство о регистрации газеты Московский комсомолец без кавычек. Министерство печати просьбу удовлетворило, и после регистрации журналисты пришли на работу в те же помещения, по тому же адресу, но в другую газету под тем же названием. Таким образом, в старой газете некому было работать, и она благополучно в течение двух-трех дней умерла. А новая, уже без кавычек, выходит и по сей день. Вероятно, юридически это не очень чистый шаг, но, тем не менее, он был сделан Министерством печати и информации РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разумеется, создание независимых СМИ происходило не только на базе «старых» изданий, возникали и совершенно новые газеты и журналы. В целом же введение регистрации означало переворот в советской системе средств массовой информации.

Источники


  1. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  2. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  3. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
Закон «о средствах массовой информации» структура закона и история внесенных изменений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here