Виды орм описание и основные признаки

Полезная и понятная информация в статье: "Виды орм описание и основные признаки". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Виды составов ОРМ

В оперативно-розыскной теории в основу систематизации составов ОРМ положены следующие критерии:

степень общественной значимости (полезности) ОРМ;

учет особенностей содержания признаков информационного поведенческого акта;

отношение к обязательности наступления юридически значимых по следствий определенного ОРМ.

В ФЗ об ОРД тот или иной состав ОРМ может быть определен с помощью условий осуществления ОРМ (см. ст. 8).

Виды составов ОРМ, выделяемые по степени значимости.

По степени общественной значимости различают три вида состава ОРМ: 1) основной, 2) ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и 3) льготный (со смягчающими проведение ОРМ условиями). Основной состав ОРМ содержит совокупность объективных и субъективных признаков, которые всегда имеются при совершении определенного вида ОРМ, но не предусматривает наличие дополнительных признаков (условий), повышающих или понижающих уровень общественной значимости содеянного.

Правила основных составов ОРМ рассредоточены в тексте ФЗ об ОРД. Так как многие оперативно-розыскные нормы законодателем должным образом не сгруппированы, элементы одного и того же правила содержатся порой в ряде статей ФЗ об ОРД. Так, они указаны в ст. 1,2, ч. 1 ст. 6, ч. 8 ст. 5, ст. 7.

Ограничительный состав ОРМ— это состав, в который наряду с признаками (условиями) основного включены дополнительные (квалифицирующие) признаки (условия), с помощью которых законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществления конкретных ОРМ.

Этот состав содержится в ч. 5 ст. 8, ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 и др. ФЗ об ОРД. Так, в обычном порядке проводится проверочная закупка предметов, веществ и продукции, находящихся в свободной реализации (п. 4 и 13 ч. 1 ст. 6). Однако та же проверочная закупка, но уже предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках ограничительного состава.

Льготный состав ОРМ (его еще называют расширительный) — это состав, который наряду с признаками (условиями) основного содержит дополнительные признаки (условия), с помощью которых законодатель снижает порог обязательных для осуществления ОРМ требований. ОРМ проводится в льготном режиме по сравнению с обычными условиями.

В обычном порядке прослушивание телефонных переговоров допустимо с момента получения санкции судьи (ч. 2 ст. 8). Однако в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, без предварительного судебного разрешения, ограничившись получением разрешения руководителя оперативно-розыскного органа (ч. 4). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках льготного состава.

Виды составов ОРМ, выделяемые по содержанию признаков информационного поведенческого акта.

С учетом этого критерия среди составов ОРМ различают простой и сложный.

В простом составе ОРМ описаны признаки определенного поведенческого акта, части или этапы которого не образуют самостоятельных ОРМ (например, опрос или отождествление личности).

Сложный состав ОРМ включает признаки, характеризующие два или более поведенческих акта, каждый из которых может явиться оконченным ОРМ. Так, для признания факта совершения такого ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, достаточно провести обследование только, допустим, определенного участка местности. Виды составов ОРМ, выделяемые по отношению к обязательности наступления юридически значимых последствий. С учетом этого критерия все составы ОРМ делят на материальные, формальные и формально-материальные. В материальном составе момент окончания ОРМ всегда связан с наступлением негативного юридически значимого последствия (например, ограничение конституционного права человека). Это может быть контроль почтовых отправлений (п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД), обследование жилища (п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД) и др. В формальных составах законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения указанного в ФЗ об ОРД конкретного поведенческого акта, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано (например, отождествление личности окончено с момента проведения опознания, так как не влечет ограничения конституционных прав граждан).

Отдельные составы ОРМ по предметно-практической (объективной) стороне могут быть охарактеризованы как формально-материальные, например наблюдение. Общие и факультативные признаки состава ОРМ. В зависимости от роли, которую играют признаки в конструировании конкретных составов ОРМ, различают общие (основные, обязательные) и факультативные (необязательные, дополнительные или специальные) признаки состава ОРМ.

Общие признаки составляют систему (конструктивную основу) каждого конкретного состава ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число общих признаков относительно конкретных элементов ОРМ включены:

по объекту — общественные отношения (интересы, блага), определенные в ФЗ об ОРД, защита которых происходит в ОРД посредством совершения ОРМ;

по предметно-практической стороне — информационный поведенческий акт (действие, мероприятие или операция);

по субъекту — оперативник, оперативное подразделение и некоторые другие субъекты, являющиеся обязательными участниками конкретного ОРМ (так, без санкции судьи проведение прослушивания телефонных переговоров незаконно; без опроса, проводимого оперативником, он не состоится);

по осознанно-волевой стороне — наличие «внутренне одобренного» решения на осуществление ОРМ у непосредственного участника ОРД, его осознанно-волевая (контролируемая) направленность на осуществление выбранного ОРМ, «микроцели» определенного ОРМ и конкретные задачи ОРМ, вытекающие из общих целей и задач ОРД (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД).

Факультативные признаки включены только в отдельные составы ОРМ. Этот признак в случае его включения в состав ОРМ становится для него обязательным. В число факультативных признаков составов ОРМ включены следующие. В объекте:

лицо, источник информации; предмет ОРМ, т.е. материальные предметы внешнего мира (вещи и пр.), непосредственно воздействуя на которые субъект ОРМ получает необходимую информацию об объекте ОРМ (например, проведение такого ОРМ, как снятие информации с технических каналов связи, невозможно без соответствующего воздействия на определенную «вещь» — технический канал связи). В предметно-практической стороне:

Читайте так же:  Остановка перед стоп-линией в соответствии с пдд

юридически значимые последствия. Выделяют два вида последствий: 1) допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда определенному лицу, например ограничение конституционного права гражданина в итоге обследования жилища (негативное последствие); 2) результат ОРД (позитивное последствие);

непосредственная причинно-следственная связь между конкретным поведенческим актом оперативника и наступившим в связи с совершением этого акта юридически значимым последствием;

место совершения ОРМ;

время (сроки) проведения ОРМ;

способ совершения ОРМ;

средства осуществления ОРМ. В субъекте:

лицо, оказывающее содействие, включая конфиденциальное;

должностное положение оперативника (например, руководитель определенного уровня, который полномочен санкционировать проведение ОРМ);

профессионализм и наличие определенных знаний, умений и навыков (например, у специалиста в определенной области знаний, привлеченный к проведению ОРМ), и др.

В осознанно-волевой стороне — мотивы совершения ОРМ (патриотизм, активная жизненная позиция, материальная заинтересованность у агента и др.).

Принцип подконтрольности оперативнорозыскной деятельности. Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативнорозыскных мер.
Запрет на проведение ОРМ и использование технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Каким критериям должен отвечать метод, используемый в криминалистических исследованиях?
Методы анализа состава.
Каковы цели, виды и объекты технико-криминалистического исследования документов?

Проведение оперативнорозыскных мероприятий.
Поручение органа дознания о проведении ОРМ должно быть оформлено в письменном виде. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на.

Классификация оперативно-розыскных мероприятий

Классификация ОРМ возможна по следующим основаниям:

В зависимости от сложности проведения, все ОРМ можно разделить на простые и сложные.

К простым могут быть отнесены мероприятия, проводимые непосредственно оперативным работником без привлечения дополнительных сил и средств (опрос, наведение справок, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторые др.).

В свою очередь, сложное ОРМ предполагает участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т.д.).

По степени конспирации все ОРМ можно также разделить на две группы. К первой можно отнести ОРМ, проводимые как гласно, так и негласно (опрос, наведение справок, проверочная закупка, отождествление личности и др.). Ко второй — проводимые только негласно от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они проводятся (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение и др.).

В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:

  • — ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
  • — ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи) Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. — М.: Норма, 2005. — С. 234..

В зависимости от продолжительности проведения:

  • — Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее);
  • — Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).

Практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что в целях выявления и документирования криминалистически значимой информации наиболее распространенными являются три категории оперативно-розыскных мероприятий Францифоров Ю.В., Алферов В.Ю., Громов Н.А. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их применения // Следователь. — 2001. — № 3. — С. 38..

  • а) не требующие какого-либо санкционирования: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена;
  • б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа, осуществляющего ОРД: проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена; оперативный эксперимент; оперативное внедрение;
  • в) требующие судебного санкционирования (решения): контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Данная классификация, как и многие другие, носит достаточно условный характер, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены одновременно к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся. Так, гласное обследование места совершения преступления следует отнести к несанкционируемому ОРМ, поскольку оно может проводиться по собственному решению оперативного работника. Если проводится негласное обследование служебного помещения со вскрытием запирающих устройств, то для его проведения необходимо вынесение постановления, утверждаемого руководителем органа внутренних дел, и, таким образом, оно уже попадает в группу ОРМ ведомственного санкционирования. Для проведения же негласного обследования жилого помещения необходимо судебное решение.

Несмотря на свою условность, предлагаемая классификация оперативно-розыскных мероприятий позволяет глубже уяснить условия их проведения, зависящие от целого ряда других важных факторов, и положена в основу при рассмотрении характеристик их отдельных видов.

Итак, классификация ОРМ не может осуществляться на базе раз и навсегда заданного какого-то одного единственного признака. Это объясняется сложностью, многогранностью классифицируемых явлений, множеством тех или иных сторон, которые важны для изучения ОРМ. Каждая из классификаций помогает решать свои конкретные задачи. Причем классификация ОРМ должна носить открытый характер, поскольку всегда может быть пополнена новыми группами, более дробными дифференциациями ОРМ.

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, характеристика (стр. 1 из 16)

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.

Читайте так же:  Увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию

В процессе работы над дипломной были использованы следующие методы анализа нормативно-правовой, теоретической и научно-публицистической литературы:

— формально-логический метод анализа нормативных актов с целью выявление логических противоречий в законодательстве;

— метод сравнительного анализа правовых норм для определения соответствия законодательных актов мировым стандартам;

— исторический метод сравнения правовых норм законодательных актов РСФСР и Российской Федерации;

— системный подход к анализу законотворчества в Российской Федерации;

— формально-юридический анализ источников, использованных при написании дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

В процессе развития российского законодательства в юридический язык был введен новый правовой термин – «оперативно-розыскные мероприятия». Первоначально этот термин в качестве правовой категории появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, откуда «перекочевал» в ст. 226 Таможенного кодекса Российской Федерации. Затем он появляется в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и целом ряде других законодательных актов, ни в одном из которых законодатель не сформулировал его дефиницию. В этой ситуации вполне естественно возникает потребность в определении содержания нового правового термина для его единообразного применения.

В теории ОРД указанный термин, в отличие от законодательства, используется давно и достаточно широко, но при этом употребляется в различных значениях. В частности, в одних случаях ОРМ связываются с познавательной стороной ОРД, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов, в других – с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Отсюда возникает потребность приведения используемого термина к единому значению в употреблении.

Методологической основой при определении понятия ОРМ являются законы и правила логики – науки о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. Определение понятия в теории ОРД, как и в любой другой науке, является ничем иным как логической операцией, в процессе которой раскрывается его содержание. Современные авторы называют эту операцию конструированием понятий, отмечая, что этот процесс протекает в виде поиска такого множества необходимых условий, которое было бы достаточным для однозначного определения требуемого класса вещей. Поскольку содержание всякого понятия составляют существенные признаки предметов действительности, то определение понятия есть вместе с тем раскрытие сущности соответствующего предмета.

Следует отметить, что попытки определить понятие ОРМ предпринимались в работах В.Г. Боброва, А.Г. Лекаря, В.В. Дюкова, В.И. Елинского, А.М. Ефремова, Д.В. Ривмана, А.Ю. Шумилова, Ю.Ф. Кваши, К.В. Суркова, Н.С. Железняка и целого ряда других авторов. Всего удалось обнаружить в изученной литературе более двадцати определений оперативно-розыскных мероприятий, количество которых продолжает увеличиваться. При этом подавляющее большинство характеризуется немалым разнообразием авторских подходов, существенно отличающихся друг от друга. Результаты усилий ученых в решении этого вопроса содержат немало ценного эмпирического и теоретического материала, позволяющего продолжить научные поиски с целью определения сущности рассматриваемого нами явления.

Одно из первых определений ОРМ было сформулировано А.Г. Лекарем (1966 г.), который под оперативно-розыскными мероприятиями понимал «действия работников органов охраны общественного порядка, основанные на использовании имеющихся в их распоряжении негласных средств и методов в сочетании с гласными и направленные на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности».

Логический анализ данного определения позволяет сделать вывод, что в качестве родового объекта понятия ОРМ здесь рассматриваются действия работников органов охраны общественного порядка. В числе отличительных признаков оперативно-розыскных мероприятий в данном определении указаны следующие:

— специальный субъект действий в лице сотрудников органов внутренних дел;

— использование гласных и негласных средств и методов;

— направленность на решение частных задач ОРД.

Первый признак ОРМ, включенный в определение, указывает на субъектов ОРМ, в качестве которых, по мнению А.Г. Лекаря, могут выступать любые должностные лица органов внутренних дел. С таким расширительным подходом вряд ли можно согласиться в полной мере, поскольку зачисление в штат сотрудников ОВД не является автоматическим наделением прав на проведение ОРМ. Для этого необходимо получить специальные полномочия.

Вторым отличительным признаком ОРМ, по мнению А.Г. Лекаря, является их основанность на использовании как гласных, так и негласных средств и методов. Данный признак напрямую вытекает из основополагающего принципа ОРД – сочетания гласных и негласных методов и средств.

Третий отличительный признак ОРМ отражает цель, которая может быть достигнута в результате его проведения. Поскольку ОРМ является составным элементом ОРД, то с их помощью могут решаться какие-либо конкретные (локальные, промежуточные) тактичеческие задачи. Направленность на решение частной тактической задачи отличает ОРМ от других смежных категорий. По этому признаку ОРМ, в частности, можно отличать от оперативного поиска как формы ОРД, который направлен на решение одной из основных задач всей оперативно-розыскной деятельности – выявления лиц, подготавливающих и совершающих преступления, и фактов, свидетельствующих об этом.

В более поздней работе А.Г. Лекарь (1972 г.) несколько изменил первоначальную дефиницию ОРМ, определив их как «основанные на использовании специальных негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами действия оперативного работника органов внутренних дел, направленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью».

Нетрудно увидеть, что в новом определении были уточнены субъекты ОРМ: вместо работников органов охраны общественного порядка в нем указывалось на оперативных работников, то есть должностных лиц, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

В новом определении, кроме того, изменена формулировка задач ОРМ: вместо частных задач ОРД в новом определении в качестве таковых упоминались отдельные задачи борьбы с преступностью. Такое изменение неоправданно расширяет круг задач ОРМ, поскольку к отдельным задачам борьбы с преступностью могут быть отнесены: общая профилактика, расследование преступлений, охрана общественного порядка и так далее.

Достаточно близкое по содержанию определение предложил В.В. Дюков (1977 г.), по мнению которого ОРМ – это «комбинированная серия (система) взаимосвязанных действий оперативных работников с использованием как гласных, так и негласных сил и средств для решения конкретной тактической задачи». В отличие от упомянутых ранее определений, автор полагает, что ОРМ основывается не просто на действиях, а на их комбинированной серии. Такое уточнение подчеркивает сложный характер оперативно-розыскного мероприятия как структурного элемента ОРД. Каждое мероприятие складывается из каких-то простейших действий. В данном случае смысл слова и сущностная характеристика явления, которое им обозначено, в полной мере совпадают.

Читайте так же:  Нужно ли растаможивать авто, приобретенное в республике беларусь

Социальные нормы: виды, общая характеристика.

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Основные характеристики различных социальных норм

Виды социальных норм Их характеристика Примеры социальных норм
Обычаи Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
Традиции Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества Регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
Нормы морали Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.
Правовые нормы Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его «Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:

— императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

— дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

— предписание — указание на требуемое действие;

— запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9472 —

| 7452 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные черты и признаки оперативно-розыскной деятельности.

ОРД отличается от иных функций уголовной юстиции следующими чертами:

  • она осуществляется как на основе законов, так и иных нпа, регулирующих ОРД;
  • осуществляется только специально уполномоченными органами;
  • самостоятельный вид деятельности;
  • осуществляется лишь для достижения специфических задач;
  • категорически запрещается должностным лицам осуществлять ОРД в интересах политических партий, принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, иных организаций с целью оказать влияние на их деятельность.

Разведывательно-поисковая направленность ОРД проявляется по отношению как уже выявленных лиц, подозреваемых в преступлении, так и в отношении неизвестных фактов и обстоятельств, носящих криминальный характер.

Разведка деятельности специальных органов, направленная на получение информации о состоянии, развитии иных государств – это в чистом виде разведка. В рамках ОРД осуществляется и контрразведка. Контрразведка – деятельность, направленная на пресечение в рамках государства действий, проявлений иностранных разведок.

[2]

Самостоятельный характер ОРД аргументируется следующим:

  • гуманная цель, т.е. вмешательство в события, ведущие к преступлению;
  • противоправность действий лиц подготавливающих или совершающих преступление.

ОРД тесно связано с административной деятельностью, предварительным следствием, дознанием, работами по исполнению наказаний. ОРД имеет общую с ними задачу: охрана общественного порядка и противодействие преступлениям.

Признаки ОРД:

  • государственно-властный характер;
  • структурное и организационное обособление от иных организаций уголовной юстиции;
  • наличие собственных средств и методик;
  • направленность на противодействие преступности.

Виды ОРД:

  • оперативно-розыскной процесс:
  • предупреждение преступности;
  • выявление и пресечение преступлений;
  • розыск лиц и др.
  • административная проверочная работа (обеспечение правовой регламентации).

К числу неосновных видов относятся:

  • добывание информации о событиях, угрожающих безопасности государства;
  • добывание информации в ходе разведывательной и подразведывательной деятельности.

37. Оперативно-розыскное мероприятие – опрос граждан.

Опрос— специальная беседа, проводимая с гражданами, которым мот быть известны сведения, необходимые для решения конкретных задач ОРД (например, о преступлении, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.).

Данное ОРМ допускается только при добровольном согласии граждан на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично либо поручить его проведение сотруднику другой службы, а также лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям. Если опрос поручается иному лицу, с ним проводится детальный инструктаж.

Объектами опроса являются следующие лица: потенциально склонные к преступлениям или связанные с криминальной средой; причастные к преступлению и лица, тесно связанные с ними; располагающие информацией, которая представляет интерес для оперативных подразделений или скрывается ими от правоохранительных органов (очевидцы, пострадавшие, граждане, располагающие информацией в силу своего профессионального положения или имеющие контакты с криминальной средой, и др.).

Целью опроса является получение оперативно-розыскной информации, в том числе скрываемой объектами опроса от правоохранительных органов.

Содержательная часть опроса заключается в получении информации, зафиксированной в памяти опрашиваемого лица, путем ее устного воспроизведения.

В зависимости от целей, условий и личности опрашиваемого могут использоваться различные виды опроса: гласный, зашифрованный, негласный, опрос с использованием полиграфа.

Читайте так же:  Кредит под залог автомобиля в втб 24

При гласном опросе от опрашиваемых лиц не скрывается факт его проведения и сведения, необходимые оперативному сотруднику. При его проведении четко формулируется цель беседы и необходимость получения конкретной информации.

Зашифрованный опрос предполагает использование различных приемов, скрывающих истинную цель беседы, для получения оперативно значимой информации. Такой вид опроса наиболее часто используется, когда имеется сомнение в искренности опрашиваемых лиц либо они подозреваются в причастности к противоправной деятельности, а также в связях с криминальной средой.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих самого факта опроса, а также собираемых при этом сведений. Проводя опрос, оперативные сотрудники могут прогнозировать развитие беседы, имеют право скрывать истинные цели этого мероприятия и свою профессиональную принадлежность (ст. 15 Закона об ОРД).

Результативность любого вида опроса во многом зависит от подготовки к нему, степени осведомленности о личности опрашиваемого, его психологических качествах, об отношении к преступности и подозреваемому, лояльности к правоохранительным органам. При его проведении (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД) может осуществляться организационно-техническое обеспечение путем как гласного, так и негласного использования технических средств, фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации с помощью видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических средств.

Результаты опроса оформляются рапортом или справкой должностного лица. Если опрос проводится в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснением и переданы следователю. Если сведения получены конфиденциально, их использование осуществляется по требованиям секретного делопроизводства.

В справке или рапорте отражаются ход, результаты, условия проведения опроса, а также полные установочные данные опрашиваемого. В обязательном порядке необходимо отметить условия, при которых он стал очевидцем интересующего правоохранительные органы события. К справке (рапорту) могут прилагаться полученные в процессе опроса документы, предметы, схемы, аудио- и видеозаписи и др.

В соответствии с ведомственными нормативными актами опрос с согласия его участников может проводиться специалистами с использованием полиграфа.

[3]

Полиграф— это многоканальный медико-биологический прибор, который регистрирует состояние опрашиваемого при воздействии на него словесных раздражителей (заранее подготовленных вопросов и т.п.), предъявлении видео- и фотодокументов. Применение полиграфа осуществляется с согласия опрашиваемого и, как правило, оформляется его письменным заявлением, а также рапортом или справкой должностного лица оперативного подразделения.

Опрашиваемый вправе отказаться от опроса с применением полиграфа. При этом отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступлений и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также привести к ущемлению его законных прав и свобод.

Во избежание получения необъективных результатов запрещаетсяиспользование опроса на полиграфе в случаях:

физического и психического истощения опрашиваемого;

наличия у опрашиваемого лица заболевания (психического, сердечно-сосудистого, дыхательной системы);

регулярного употребления опрашиваемым наркотических средств или сильнодействующих лекарственных препаратов:

нахождение опрашиваемого в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.

Субъектами опроса выступают оперативные сотрудники, а также лица, действующие по их поручению (внештатные или конфиденциальные сотрудники).

Организационно-техническое обеспечение предполагает определение места, вида опроса, контингента опрашиваемых лиц, выбор специальных технических средств, позволяющих гласно или негласно фиксировать получаемую информацию, например диктофон. При проведении опроса с помощью полиграфа составляется специальное задание, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением опрашиваемого либо справкой, рапортом сотрудника, его проводившего.

Проведение ОРМ

Основания проведения ОРМ — это причина, достаточный повод оправдывающий проведение ОРМ.

  1. Первую группу оснований составляют те, которые указывают на противоправную деятельность: сведения о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности, сведения о подготавливаемом или совершенном преступлении.
  2. Вторая группа оснований – ОРМ проводится на основе процессуальных и иных документов: постановления органа уголовного преследования в связи с розыском обвиняемого, определения суда, постановление об объявлении розыска скрывшегося осужденного, поручения либо указания органа уголовного преследования в связи с расследованием уголовного дела, письменный запрос другого ОРО о необходимости проведения ОРМ (в т. ч. запросы зарубежных спецслужб и организаций о сотрудничестве между нашими оперативно-розыскными структурами и зарубежными), постановление ООН о применении мер по обеспечению безопасности (конфидентов, иных лиц, сотрудничающих с ОРО и их близких, а также самих должностных лиц ОРО).
  3. Последняя группа оснований, не связанных с противоправной деятельностью: сбор сведений для принятия решения о допуске к гос. секретам, а также допуски к работе на критически важных объектах.

Условия проведения ОРМ

Это нормативные требования, которые должны быть соблюдены при производстве ОРМ. ОРМ проводится при наличии соответствующих документов: постановления о проведении ОРМ, постановления и задания на проведение ОРМ, решение должностного лица (органа) без вынесения постановления, по письменному запросу ОРО.

Прекращение ОРМ

Основания: исчезли основания для проведения ОРМ, истек срок санкции для проведения ОРМ, истек срок, указанный в постановлении на проведение ОРМ, прекращено дело оперативного учета, достигнуты цели, решены задачи ОРМ, невозможность достичь целей и задач посредством использования соответствующих средств и сил, возникла опасность для лиц, участвующих в проведении ОРМ, исключена возможность обеспечить надлежащий контроль за проведением ОРМ. О прекращении наблюдения, проверочной закупки, контролируемой поставки, слухового контроля, контроля в сетях электросвязи, контроля почтовых отправлений, оперативных внедрения и эксперимента выносится постановление с указанием оснований для прекращения. Если ОРМ проводилась с санкции прокурора и оно досрочно прекращено, то об этом уведомляют прокурора в течение 48 часов.

Фиксация проведения ОРМ

Должностное лицо ОРО по итогам проведения ОРМ составляет оперативно-служебный документ. ОРД предполагает использование всех форм фиксации собранных данных, а также различных их комбинаций. К таким формам относят: вербальное (словестное), практическое, предметное, наглядно-образное.

К оперативно-служебным документам относятся рапорта, справки, сводки, акты, отчеты, справки-меморандумы (отражается информация об использовании техники) и др.

В оперативно-служебных документах отражается наиболее общая информация о следующем:

  1. содержание полученных сведений
  2. наименование средств негласного получения, фиксации информации и иных использованных средств
  3. требования о содержании оперативно-служебных документах отражаются в ведомственных НПА каждого гос. органа.

Дело оперативного учета

ДОУ представляет собой совокупность материалов ОРД, которые накапливаются в нем в целях систематизации, проверки и оценки сведений, полученных ОРО. ДОУ заводится по постановлению должностного лица ОРО при наличии оснований, предусмотренных Законом «Об ОРД» для проведения ОРМ. ДОУ прекращается на основании постановления должностного лица ОРО в случаях выполнения задач ОРД.

Читайте так же:  Знак движение автобусов запрещено с 1 июня

Оперативно-розыскные мероприятия (понятие, признаки)

В теории оперативно-розыскной деятельности существует общепризнанная точка зрения о том, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики. Современную оперативно – розыскную тактику невозможно изучать вне ее взаимосвязи с преступной деятельностью, и в первую очередь — с ее организованными формами, поскольку последние напрямую влияют на появление новых или возрождение забытых оперативно-розыскных мероприятий.

1. Оперативно-розыскные мероприятия это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

  • опрос граждан;
  • наведение справок;
  • изъятие образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • съем информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

Эти мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

1) о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;
2) о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;
3) о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);
4) о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
5) о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Одна из тактических особенностей оперативно-розыскных мероприятий — это использование приемов маскировки (например, самого факта присутствия оперативного работника на месте его проведения) или легендирования личности оперативного сотрудника, а также целей, которые он преследует. Естественно, легендирование должно осуществляться на основе реальной оценки оперативно-розыскной ситуации, с учетом всех бытующих в социальном слое, группе обычаев, правил, привычек, норм поведения. При этом следует отметить, что легендирование в той или иной степени пронизывает все оперативно-розыскные мероприятия.

ОРМ- это установленные ФЗ действия проводимые субъектом ОРД в соответствии с требованиями НПА путем сочетания гласных и негласных средств и методов с целью получения фактических сведений и их фиксации, необходимых для решения задач ОРД.

2. Признаки ОРМ:

1. Закрытый перечень ОРМ;

2. Проводятся только управомоченным субъектом ОРД;

3. Осуществляется в соответствии с законом;

4. Осуществляется путем использования приемущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными;

5. Цель проведения ОРМ – выявление и получение фактических сведений;

6. Обязательная фиксация в делах оперативного учета.

1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:

– ОРМ не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).

— ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).

2. В зависимости от продолжительности проведения:

— Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и т.д.)

— Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и т.д.).

3. В зависимости от видов санкционирования:

а) не требующие какого-либо санкционирования:

— Сбор образцов для сравнительного исследования

— Исследование предметов и документов

— Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:

— Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

в) требующие судебного санкционирования(решения):

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

— прослушивание телефонных переговоров,

— снятие информации с технических каналов связи

Видео (кликните для воспроизведения).

— негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

| следующая лекция ==>
Правовая и социальная защита лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. | Контролируемая поставка.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 1105 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

[1]

Источники


  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  2. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.

  3. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
Виды орм описание и основные признаки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here