Утилизационный сбор

Полезная и понятная информация в статье: "Утилизационный сбор". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Утилизационный сбор

В данной статье мы выясним что такое утилизационный сбор и его суть. Рассмотрим отметку в паспорте транспортного средства.

Узнаем, кто обязан оплачивать сбор, а кто вправе не платить, а также каким образом рассчитывается сумма сбора.

Опишем правила возврата и условия внесения информации в ПТС. В заключение выявим риски при покупке автомобиля без данной отметки.

Что такое утилизационный сбор

Оплата утилизационного сбора была введена не так давно.

Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» регламентирует условия утилизационного сбора.

Согласно Федеральному закону гражданин, купивший автомобиль, должен внести единоразовый платёж в казну государства с целью контроля экологической безопасности окружающей среды от пагубного воздействия транспортного средства.

Пошлина за покупку авто рассчитана на утилизацию транспортного средства после окончания эксплуатации в соответствии с правилами утилизации подобного рода отходов.

В чем суть сбора

Суть сбора заключается в обязательстве владельца авто уплатить единоразовую денежную сумму сбора и получить необходимую отметку в паспорте транспортного средства, необходимую для прохождения регистрации автомобиля.

Оплаченная сумма в дальнейшем расходуется на утилизацию автомобиля согласно современным экологическим нормативам.

Отметка в ПТС

Отметка об оплате УС должна быть выставлена в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки». Не ставится подобная отметка в ПТС в следующих случаях:

  • Паспорт был получен на российское авто до 1 сентября 2012 года;
  • Ввоз автомобиля на территорию России был произведен до 1 сентября 2012 года.

Если причиной отсутствия отметки являются вышеуказанные обстоятельства, то владелец авто не должен иметь подобной отметки в ПТС, так как не обязан вносить оплату за соответствующий налог.

Если же владелец транспортного средства совершил покупку вне территории РФ после указанной даты, а затем произвел ввоз машины в Россию, то обязан оплатить сбор.

В случае, если владелец авто освобождается от оплаты утильсбора, то в ПТС должна быть проставлена соответствующая отметка, которая сообщает причины освобождения от оплаты.

Если оформление паспорта было произведено в период с 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года, то в документе должна быть выставлена отметка, сообщающая о том, что владелец ТС принимает обязательства утилизации.

В подобном случае не лишним будет выяснить период эксплуатации транспортного средства, указан ли производитель купленного автомобиля в реестре юридических лиц, выполняющих утилизацию собственной продукции.

[2]

Проверить подобную информацию возможно онлайн на официальном сайте Минпромторга РФ.

В случае, если производитель больше не утилизирует собственную продукцию, то в реестре будет указана соответствующая информация в поле «Дата исключения из реестра».

Если же в ПТС отсутствует какая-либо отметка, которая относится к утильсбору (за исключением получения ПТС или ввоза авто до 1 сентября 2012 года – отметка отсутствует), это свидетельствует о том, что в отношении данного ТС не была произведена установленная оплата утильсбора.

Предыдущий собственник машины уклонился от уплаты налога, а значит, что процедура ляжет на нового владельца.

Если же подобный факт выяснился до совершения сделки, то покупатель может договориться о снижении стоимости сделки с целью дальнейшей оплаты сбора за свой счёт.

Кто обязан оплачивать

Обязательство оплаты сбора возникает в следующих случаях:

  1. Если покупатель приобретает транспортное средство вне территории РФ, а после доставляет машину в Россию для эксплуатации;
  2. Если покупатель приобретает транспортное средство у лиц, которые были освобождены от оплаты утилизационного сбора или же уклонились от выплаты.

Таким образом, оплата ложится на производителя транспортного средства, если он является отечественным или на покупателя машины.

Кто может не платить

Освобождаются от государственной выплаты в следующих случаях:

  • Если транспортное средство было произведено более, чем тридцать лет назад, а также у машины должны быть сохранены двигатель, кузов и рама от производителя. Машина должна использоваться только для личных целей;
  • Если владельцем транспортного средства являются государственные служащие других государств, исполняющие свои трудовые обязательства на территории РФ, а также члены их семей. Это правило распространяется на транспортные средства, которые находятся во владении тех же государственных иностранных структур на территории РФ.
  • Если владельцем машины является участник программы добровольного переселения граждан России на родину в случае ранее приобретенного автомобиля вне территории РФ.

Стоит отметить, что если владельцы машины, которые приобрели транспортное средство исходя из последних двух условий, выставят на продажу в России, то покупатель должен будет оплатить утилизационный сбор в случае приобретения.

Как рассчитывается размер сбора

Стоимость утилизационного сбора можно узнать следующим образом:

  1. ∑ УС – сумма утилизационного сбора;
  2. БС – базовая ставка;
  3. К – коэффициент расчета суммы согласно перечню размеров утилизационного сбора, который утверждён правительством РФ.

Базовая ставка определяется в зависимости от категории транспортного средства:

  • Стоимость УС легковых автомобилей для личного использования составляет 20000 рублей;
  • Стоимость УС коммерческих легковых авто, а также грузовых и автобусов составляет 150000 рублей.

[3]

Коэффициент расчета стоимости сбора определяется такими факторами, как год выпуска транспортного средства, его техническими характеристиками, а именно размером, общей массой, объёмом двигателя.

К примеру, коэффициент расчета для отечественного легкового авто старше трёх лет с массой менее 2,5 тонн составит 0,88. Таким образом, сумма утилизационного сбора в этом случае составит 20 000 рублей.

Каковы правила возврата

Возвратить стоимость оплаченного утильсбора возможно в следующих случаях:

  1. Налог уже был оплачен предыдущим владельцем машины;
  2. Налог уже был оплачен производителем машины.

Для возврата денежных средств необходимо обратиться в государственный орган:

  • Таможенная служба, если ТС был ввезено в Россию;
  • Налоговая инспекция, если ТС произведено в России.

Для возврата выплаты необходимо оформить заявление, а также собрать требуемый пакет документов. Заявление должно содержать следующую информацию:

  1. наименование органа обращения;
  2. наименование организационно-правовой формы, ИНН, КПП, адрес организации или инициалы, Ф.И.О., адрес физического лица;
  3. просьба в возврате уплаченной суммы;
  4. номер банковского счёта заявителя;
  5. номер, дата и размер утилизационного сбора;
  6. номер приходного ордера (при наличии) либо иной документ, в котором отражено исчисление утилизационного сбора;
  7. факт, в соответствии с которым возникла излишняя уплата (взыскание) утилизационного сбора;
  8. размер денежных средств, подлежащих возврату;
  9. перечень прилагаемых документов;
  10. подпись и дата.
Читайте так же:  Лизинг грузовых автомобилей для малого бизнеса

Необходимо собрать следующий пакет документов:

  • Паспорт заявителя и его копия;
  • Паспорт технического средства и его копия;
  • Документы, подтверждающие оплату сбора заявителем;
  • Документ, подтверждающий первичную оплату утильсбора.

После обращения в государственный орган с необходимым пакетом документов сотрудники рассматривают обращение в течении 30 календарных дней и после выносят решение о возврате денежной суммы или его отказе.

Возврат денежной суммы происходит безналичным способом на указанный заявителем банковский счёт.

Вернуть деньги возможно в течение трёх лет с фактической даты оплаты утилизационного сбора.

Стоит отметить, что возвращаемая сумма не индексируется и выплачивается не считая комиссионных платежей.

Когда информация заносится в ПТС

Информация, связанная с оплатой утилизационного сбора или отсутствием обязательств уплаты в любом случается заносится в паспорт ТС. Соответствующая отметка может отсутствовать в ПТС без нарушения закона в двух случаях:

  1. Паспорт был получен на российское авто до 1 сентября 2012 года;
  2. Ввоз автомобиля на территорию России был произведен до 1 сентября 2012 года.

Риски при покупке авто без данной отметки

Чтобы проанализировать возможные риски приобретения авто без необходимой отметки, нужно проанализировать факторы, связанные с автомобилем и его владельцем.

Машина, произведенная более тридцати лет назад, не предполагает оплату сбора для любого из владельцев авто.

Если покупка авто совершается у иностранных лиц на территории РФ, которые являются госслужащими и выполняют должностные обязательства в России, то отметка в ПТС будет отсутствовать, так как оплата сбора для указанных лиц не подразумевается.

Но после покупки авто новый владелец должен будет внести оплату и получить необходимую отметку в документе.

Аналогичная ситуация происходит, если продавцом машины выступает участник программы добровольного переселения граждан России на родину, который ранее приобрел автомобиль за рубежом – покупатель обязан оплатить сбор и получить указанную отметку.

В случае, если продавец уклонился от оплаты сбора, необходимо до совершения сделки договориться о снижении стоимости автомобиля с целью самостоятельной оплаты сбора после покупки.

В любом случае оплата утилизационного сбора становится обязательством нового владельца авто вне зависимости от причин отсутствия необходимой отметки, если транспортное средство предполагает наличие соответствующей отметки в ПТС.

Водитель должен понимать, что, если машина предполагает оплату утильсбора, то необходимо произвести оплату для дальнейшей эксплуатации.

Без уплаты автомобиль не может быть поставлен на учёт. Если водитель имеет на руках ПТС — это не является фактом регистрации машины.

Подобная ситуация не является критичной до того момента, пока транзитные номера имеют актуальный срок действия.

Спустя двадцать дней машина должна получить соответствующую отметку в паспорте, согласно ПДД РФ. Если же водитель не произвел оплату сбора, то машина является незарегистрированной.

Подобная ситуация является правонарушением и наказывается штрафом в размере до 800 рублей.

В случае повторного нарушения отсутствия регистрации водитель может лишиться водительских прав на период до трёх месяцев.

Утильсбор предполагает необходимость утилизации транспортного средства с соблюдением действующих нормативов.

В установленных случаях производится отметка в ПТС о совершении оплаты, после чего машина может пройти регистрацию.

В случае ошибочной оплаты сбора предполагается возможность возврата денежных средств в течение трёх лет с момента уплаты.

Утилизационный сбор на автомобили для юридических и физических лиц: метод начисления, способ оплаты

Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.

Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.

Утилизационный сбор на автомобили

При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая новые виды платежей и сборов.

Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.

В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.

Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.

Зачем утилизировать

Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана:

  1. Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
  2. Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Краткая история сбора в России

Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.

Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».

В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.

Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.

Юридические лица

Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.

Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.

Легковой транспорт

Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:

Читайте так же:  Правопреемство в гражданском праве особенности
Объём двигателя От 0 до 3 лет Более 3-х лет
Не более 1000 см3 К = 0,86 К = 5,3
1000 см3 — 2000 см3 К = 1,34 К = 8,26
2000 см3 — 3000 см3 К = 2,56 К = 16,12
3000 см3 — 3500 см3 К = 3,47 К = 28,5
3500 см3 и более К = 5,5 К = 35,01

Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.

Прочий транспорт

Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.

Коэффициенты для автобусов:

Не более 2500 см3 К = 0,6 К = 1
2500 см3 — 5000 см3 К = 1,2 К = 3
5000 см3 — 10000 см3 К = 1,6 К = 4,4
10000 см3 и более К = 2 К = 5,2

Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:

Масса не более 2,5 тонн К = 0,5 К = 0,88
2,5 тонны — 3,5 тонны К = 0,8 К = 1,25
3,5 тонны — 5 тонн К = 1 К = 1,6
5 тонн — 8 тонн К = 1,1 К = 4,56

Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.

Физические лица

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно:

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.

Рассмотрим возможности приобретения авто за границей в кредит. Может ли быть предметом лизинга автомобиль, если — да, то на каких условиях.
Информация о том, как происходит растаможка авто из Белоруссии вот здесь. Узнайте о возможности беспошлинной растаможки автомобилей.

Где можно оплатить сбор

Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.

Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.

После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы:

  • Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
  • Копии товаросопроводительных документов;
  • Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
  • Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.

На таможне проверят поступление средств, сверят все данные и выдадут приходный ордер.

Если вы неправильно рассчитали платежи, то для получения отметки недостающую сумму придётся доплатить; если переплатили – отметку поставят, а лишние деньги будут возвращены в течение 30 дней на ваш счёт, вам нужно лишь будет написать соответствующее заявление.

На сайте utilsbor.ru находится калькулятор утилизационного сбора, воспользуйтесь им, чтобы не допустить ошибок в расчётах.

В случае если отсутствие отметки в техпаспорте автомобиля не связано с недавним его импортом, то процедура будет такая же, но начать её нужно с обращение в ГИБДД.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспорт».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Видео (кликните для воспроизведения).

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить

Утилизационный сбор на автомобили введен в России относительно недавно, в связи с чем вызывает множество вопросов: когда необходимо его платить, кто может быть освобожден от этой обязанности и можно ли самостоятельно рассчитать размер сбора? Ответы на них можно найти в настоящей статье.

Что такое утилизационный сбор

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор – это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

В чьи обязанности входит оплата утилизационного сбора

В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

  1. При ввозе транспортного средства из-за рубежа. Например, покупка автомобиля в Японии с последующим самостоятельным доставлением его в Россию.
  2. При покупке транспортного средства у лиц, освобожденных законом от уплаты утилизационного сбора, либо не оплативших его в нарушение установленного порядка.

Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель – если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Платить утилизационный сбор не придется при следующих обстоятельствах, установленных законом:

1. Более чем 30-летний возраст транспортного средства. В этом случае должны быть соблюдены 2 условия:

  • некоммерческое предназначение автомобиля;
  • наличие «родных», то есть оригинальных, рамы, кузова и двигателя.
Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности порядок привлечения, основания

2. Нахождение транспортного средства в собственности диппредставительств и консульств, международных организаций, а также сотрудников указанных учреждений и членов их семей.
3. Ввоз автомобиля в Россию в качестве личного имущества участников программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Важно: при приобретении транспортного средства у лиц, указанных в последних двух пунктах, утилизационный сбор взимается с покупателя.

Каков размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора рассчитывается по следующей формуле:

∑ УС = БС × К , где:

  • ∑УС – сумма утилизационного сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – коэффициент расчета суммы согласно Перечню размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Базовая ставка определяется в зависимости от категории транспортного средства:

  • легковые автомобили некоммерческого предназначения – 20 000 рублей;
  • коммерческие легковые, а также грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы зависит от года выпуска автомобиля (иного транспортного средства) и его параметров: размеров, массы, объема двигателя.

Так, например, коэффициент расчета для отечественного легкового автомобиля старше 3 лет массой менее 2,5 тонн равен 0,88. Таким образом, сумма утилизационного сбора в этом случае составит 20 тысяч рублей 88 копеек.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обратить внимание при покупке

Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в разделе «особые отметки» паспорта транспортного средства (ПТС). Отсутствие такой отметки возможно в двух случаях:

1. ПТС на отечественный автомобиль выдан ранее 01.09.2012 года, либо импортный автомобиль ввезен в Россию до указанной даты.

Поводов для беспокойства при таких обстоятельствах нет – обязанность по уплате утилизационного сбора на такие транспортные средства не распространяется.

2. Приобретение автомобиля иностранного производства за границей с последующим самостоятельным ввозом в РФ.

Обязательства по оплате утилизационного сбора несет покупатель как лицо, осуществляющее ввоз транспортного средства на территорию России.

Важно: в ПТС автомобиля, в отношении которого утилизационный сбор не взимается, должна быть проставлена соответствующая отметка. В ней указываются основания для освобождения от уплаты сбора.

Если ПТС на автомобиль отечественного производства выдан в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в паспорте вместо отметки об уплате утилизационного сбора может присутствовать другая – о принятии обязательств по утилизации.

Однако в этом случае стоит убедиться в том, что на момент выдачи ПТС производитель не был исключен из реестра организаций, принявших на себя обязательства по утилизации своей продукции. Получить такую информацию можно на официальном сайте Минпромторга РФ – особое внимание следует обратить на колонку «дата исключения из реестра».

Отсутствие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС автомобиля без предусмотренных законом оснований может свидетельствовать только об одном – предыдущий владелец каким-то образом избежал этой процедуры. Значит, обязанность по оплате ляжет на покупателя. При таких обстоятельствах лучше либо отказаться от сделки, либо попытаться снизить цену – никаких санкций за уклонение от уплаты сбора не предусмотрено.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.

Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским – в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора.

Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса – в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).

Последствия неуплаты утилизационного сбора

Постановка автомобиля на учет без оплаты утилизационного сбора невозможна. Даже при наличии ПТС транспортное средство будет считаться не прошедшим регистрацию в установленном порядке.

Ездить на такой машине можно лишь в течение 20 суток – именно столько, согласно Правилам дорожного движения РФ, составляет срок действия транзитных номеров. Впоследствии управление незарегистрированным автомобилем, в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ, грозит штрафом в размере от 500 до 800 рублей. Но уже при повторном нарушении водитель может лишиться прав на срок до 3 месяцев.

Можно ли вернуть утилизационный сбор

Случаи, когда утилизационный сбор взимается ошибочно, то есть ранее он уже был уплачен прежним владельцем или компанией-производителем, редко, но все же бывают. В такой ситуации следует обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • таможенный орган – для автомобилей, ввезенных в РФ;
  • налоговый орган – для автомобилей, произведенных на территории РФ.

Для получения ошибочно уплаченных денег назад придется заполнить заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси. Бланк обычно предоставляют сами сотрудники таможни или налоговой инспекции.

Помимо заявления необходимо представить копии следующие документов:

  • Паспорта владельца автомобиля (копии основных страниц).
  • ПТС (копия и оригинал).
  • Квитанции об оплате утильсбора (либо приходно-кассового ордера или платежного поручения).
  • Кроме того, должен быть представлен документ, подтверждающий ошибочность взыскания сбора.

Решение о возвращении утилизационного сбора или об отказе в его возвращении принимается в течение 30 календарных дней.

Важно: обратиться за возвращением излишне взысканного утильсбора можно в течение 3 лет с момента его уплаты. Сумма внесенных средств не подлежит индексации и возвращается без учета комиссионных платежей. Возврат осуществляется исключительно путем перевода денег на банковский счет заявителя.

Утилизационный сбор

Защита природной среды, жизни и здоровья граждан от негативного влияния выхлопных газов – ключевой аспект природоохранной деятельности государства. В рамках реформирования экологической нормативно-правовой базы государство обязывает производителей и потребителей уплачивать утилизационный сбор на колесные транспортные средства.

Что такое утилизационный сбор

Новый сбор распространяется на легковые и грузовые автомобили, купленные, произведенные или ввезенные на территорию России. Собранные средства направляются на последующую утилизацию в рамках соблюдения природоохранных законов и стандартов.

Утилизационный сбор – платеж в государственную казну, с целью возмещения негативного воздействия от эксплуатации автомобилей. Новый платеж взимается с граждан при покупке автомобиля или в процессе растаможки транспортного средства, приобретенного за границей. Законодательно закреплено, что обязанность уплаты утильсбора лежит на производителе. Однако предприятия включают размер утилизационного сбора в стоимость машин. Поэтому на практике получается, что утилизационный платеж вносят конечные потребители. Если транспортное средство привезено из другой страны, то утилизационный платеж – обязанность гражданина-импортера.

Читайте так же:  Полис зеленая карта с доставкой

Однократный сбор предназначен для покрытия затрат на последующую экоутилизацию автомобиля, эксплуатируемого на территории РФ. Экологическая утилизация предполагает экологически безопасный процесс переработки машины с целью охраны природы, жизни и здоровья человека. Расчетная формула размера платежа за переработку автомобиля включает два ключевых показателя:

  • Базовая ставка – установленный размер платежа для конкретных категорий машин и их целевого использования. Например, базовый платеж для личной машины составляет 20 тысяч рублей, а для коммерческого авто – 150 тысяч рублей;
  • Расчетный коэффициент – показатель, который изменяет размер базовой ставки в зависимости от технических характеристик и стоимости транспортного средства. Расчетный коэффициент для обычных граждан и физлиц будет разным.

Размеры расчетных коэффициентов установлены на базе соответствующего перечня, утвержденного правительственным постановлением.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Законом выделены ситуации, когда граждане освобождаются от внесения утиль платежа:

  • Приобретаемая машина эксплуатируется более 30 лет. Платеж не взимается при условии оригинальности, кузова, рамы и двигателя. Гражданин также должен доказать, что его покупка не связана с коммерческой деятельностью;
  • Приобретаемый автомобиль – собственность работников консульств и иностранных представителей (членов их семей);
  • Ввоз машины как личной собственности переселенцев по Программе добровольного переселения соотечественников.

Первый случай предполагает полное освобождение (и для покупателя, и для продавца) от внесения утильсбора. Две крайние ситуации предполагают, что утилизационный платеж будет автоматически возлагаться на покупателя машины.

Штрафные санкции

Законно зарегистрировать автомобиль, за который не внесен утильсбор, невозможно. Считается, что без уплаты утилизационного налога машина не прошла регистрационный процесс в установленном порядке. Ездить на такой машине по территории РФ можно до 20 суток (время законного действия транзитных номеров).

После 20 суток собственнику незарегистрированного автомобиля подпадает под штрафные санкции. Размер штрафа за управление автомобилем без регистрации составляет от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении закона собственник лишается водительских прав на три месяца.

Утилизационный сбор в 2018 г

С 1 апреля 2018 г. вступают в действие новые ставки утилизационного сбора на автомобили. В правительственном Постановлении содержится ряд поправок и изменений относительно процедуры уплаты и размеров утильплатежа:

  • увеличение коэффициента утилизационного платежа;
  • изменения в перечне транспортных средств, за эксплуатацию которых следует вносить утильсбор;
  • индексация расчетных коэффициентов;
  • изменение расчетных коэффициентов для машин 2017 г. выпуска;
  • оптимизация содержания раздела «Прицепы».

Внесенные поправки неизбежно привели к увеличению размеров утилизационного сбора. Массмедиа информируют, что базовые ставки останутся прежними, а вот расчетные коэффициенты существенно вырастут. Индексация расчетных коэффициентов связана, прежде всего, с плачевным состоянием природоохранной деятельности в части переработки транспортных средств экологически безопасными способами.

Расчетные коэффициенты увеличатся для таких категорий транспортных средств:

  • машины с двигателем до 1 литра – на 16%;
  • машины с двигателем от 1 до 2 литров – на 90%;
  • машины с двигателем от 2 до 3 литров – на 49%;
  • машины, работающие от электрического тока – на 15%;
  • седельные тягачи, находящиеся в эксплуатации более 3 лет – на 50%.

Для автомобилей 2017 г. сборки будут актуальны старые расчетные коэффициенты до 1 января 2019 г. Новшества также не коснулись автомобилей с объемом двигателя больше 3 литров. Для грузовиков грузоподъемностью от 10 до 20 тонн останутся актуальными старые тарифы.

Повышение ставок сбора на переработку автомобилей не однозначное решение. С одной стороны, повышение размеров сбора позволит качественно и быстро выполнять задачи по экологически безопасной утилизации машин. С другой стороны новые тарифы, несомненно, приведут к увеличению стоимости транспортных средств и, в конечном итоге, лягут на плечи покупателей. Особенно это касается наиболее популярного среди покупателей класса машин с объемом двигателя 1-2 литра.

Утилизационный сбор на самоходные машины

В 2018 году было принято новое постановление. Его цель – снизить импорт бывших самоходных авто и обновление парка за счет новых ТС, в первую очередь отечественных. Базовая ставка утилизационного сбора увеличена на 15 пунктов. Так же была проведена коррекция взимания утилизационного сбора. Стоимость техники отечественного производства не должна быть связанной с увеличением ставки. Денежные средства после утилизационного сбора перенаправляются в поддержку промышленности российского производства.

Что такое утилизационный сбор на самоходные машины?

Утилизационный сбор на самоходные авто – плата, взимаемая с покупателя ТС для обеспечения безопасности окружающей среды и охраны жизни, здоровья от воздействия и эксплуатации транспорта.

Такой сбор выплачивается однократно. Если изготовитель или собственник уже его оплатил, то повторное перечисление средств не требуется.

Кто обязан платить сборы?

  • При ввозе ТС из-за границы;
  • При покупке авто у граждан или организаций, которые освобождены от уплаты или не уплатили средства в установленный срок.

Сбор взимается только один раз за время производства и пользования машиной. Платить сбор может компания- изготовитель, здесь речь идет об отечественном автопроме, или новый владелец.

Отметка об уплате находится в разделе об особых отметках. Если она отсутствует, то авто иностранного производства было ввезено в РФ или ПТС выдано раньше 1 сентября 2012 года. Обязательства по уплате несет покупатель, который ввоз осуществлял.

Утилизационный сбор утвержден постановлением правительства. Базовая ставка увеличена на 15%, однако это не приведет к росту стоимости техники.

Порядок взимания средств так же скорректирован. При вычислении сбора используется параметр мощности силовой установки.

Минсельхоз и минпромторг должны вести мониторинг цен на самоходные авто и прицепы к ним, в отношении которых взимается сбор. Исходя из результатов мониторинга министерства составляют предложения по изменению механизмов господдержки, производства и реализации самоходных авто и прицепов к ним, в случае необоснованного повышения цен на продукцию.

Цель решений – снизить импорт бывших в употреблении самоходных авто. За счет этого обновляется новая техника, произведенная в России. Принятые решения позволяют обеспечить доход бюджета страны от взимания утилизационного сбора в отношении самоходных авто и прицепов к ним в размере двадцати миллиардов рублей. Денежные средства от уплаты сбора направляются в поддержку промышленности.

Срок уплаты утильсбора на спецтехнику

Согласно закону покупатели, производители и импортеры должны уплачивать утилизационный сбор.
Срок предоставления документов – 15 дней. В случае неуплаты начисляются пени. За самоходные погрузчики с двигателем так же нужно платить.

Читайте так же:  Обновленные критерии опьянения с 3 июля

При доставке спецтехники собственник получает транзитные номера. Они действуют двадцать дней. За это время гражданин должен уплатить утилизационный сбор. Отметка об уплате ставится в ПТС. Без нее постановка на учет невозможна.

Почему отметка может быть не поставлена?

  1. Спецтехника ввезена в РФ до 1 сентября 2012 года;
  2. ПТС выдан до 01.09.2012 года.

Правила оплаты

Повышение ставки для вычисления сбора на спецтехнику составило от 150 000 до 172 500 рублей без НДС.
Суммарные затраты покупатель рассчитывает сам согласно данным нормативного акта. Коэффициенты устанавливаются для каждой категории техники. Так же влияет время с момента изготовления и отпуска с конвейера завода.

Например, рассмотрим ввоз б/у экскаватора импортного производства в Россию. Общая масса меньше 10 тонн, коэффициент 4.

Для того чтобы рассчитать сбор применяется формула: базовая ставка помноженная на поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент определяется по перечню размеров сборов. Его параметр зависит от возраста авто, веса, габаритов, а так же объема двигателя.

Как рассчитать утильсбор?

Постановлением Правительства установлены ставки утилизационного сбора на технику для:

  • Самоходных авто;
  • Самосвалов;
  • Снегоходов;
  • Катков дорожных, погрузчиков;
  • Кранов, трубоукладчиков;
  • Прицепов;
  • Перегружатели колесные.

Для того чтобы сделать плательщикам комфортные условия налоговая служба создала отдельную страницу для утилизационного сбора. Плательщик может сам разобраться во всех параметрах начисления платежа и определить размер сбора в 2019 году.

Формула для расчета складывается из: сумма сбора равна произведению базовой ставки и установленного коэффициента.

Сейчас базовая ставка составляет 172 500 рублей без налога на добавленную стоимость.

Установленный коэффициент определяется типом ТС. Чем мощнее авто, тем выше утилизационный сбор.

Действующим законодательством определяются две структуры:

  1. ФТС – для импортного ТС при его ввозе в Россию;
  2. ФНС – налоговые органы осуществляют сбор с российских производителей.

По законодательству платить сбор должен производитель или лицо, которое импортировало авто из-за рубежа. Производитель платит сбор и только после этого налоговая делает отметку в ПТС.

При импорте сбор уплачивается при ввозе на таможенной границе. Оплата фиксируется в техпаспорте на технику. При этих случаях оплата обязательна. Без отметки поставить машину на учет невозможно.

В случае если компания или лицо освобождены от сбора, но продают технику, то новые собственник должен внести средства в бюджет по общим правилам. Утилизационный сбор на время пользования должен быть оплачен только один раз.

Каковы ставки оплаты и формула расчета?

Базовая ставка 20 тысяч рублей распространяется на:

  • Колесные авто, выпущенные в обращение на территории РФ;
  • Категорию М1, в том числе категорию G;
  • Специализированные авто указанной категории.

Ставка 150 тысяч рублей для колесных ТС, и шасси колесных средств M1, M2, M3, N1, N2, N3 и прицепов к ним.

172 500 рублей распространяется на самоходные авто и прицепы.

Коэффициент рассчитывается исходя из:

  1. Возраста авто;
  2. Категории;
  3. Объема двигателя
  4. Технически допустимой массы.

Где найти коэффициенты?

Документы находятся в открытом доступе в перечне постановления Правительства России номер 81 и 1291.

Примеры расчета

Для того чтобы понять, как считается сбор нужно рассмотреть пример. Например, компания производит бульдозеры. Масса одного составляет 15 тонн. По итогам выпущено 10 ТС.

При массе в 14 тонн в расчет принимается коэффициент 7. Сбор за единицу определяется следующим образом: базовая ставка для новых авто 150 000 рублей перемножается с коэффициентом семь. Итоговая сумма

1 050 000 рублей. Эту сумму умножить на 10 и получим 10 500 000.

Какая может быть ответственность за неуплату?

Если после окончания срока действия номеров, сумма сбора не внесена, оснований для освобождения нет, то выписывается штраф до 800 рублей. Так же могут лишить прав на период до трех месяцев.

Если машину ввезли из иностранного государства, то средства взимаются таможенной службой. Оплатить нужно в период растаможки. Для того чтобы сделать перевод потребуется лично прийти в таможенные органы по месту жительства. С собой необходимо взять:

  • ПТС на авто;
  • Форму расчет сбора. Ее необходимо предварительно полностью заполнить;
  • Договор купли-продажи авто;
  • Платежные документы для подтверждения выплат;
  • Копии документов, которые подтверждают соответствие характеристики авто данным в расчете.

Если процедура выполняется доверенным лицом, необходимо предоставить доверенность. Реквизиты для перевода есть на сайте таможенной службы.

В каком случае можно не платить?

В паспорте авто, зарегистрированных до сентября 2012 года отметки о сборе нет. Обязанность уплаты до этого периода отсутствовала. В ПТС уже 2013 года поле «утилизационный сбор» присутствует.

Прошлый хозяин избежал уплаты данного сбора. При выдаче дубликата паспорта ТС данное поле ставится сотрудниками Госавтоинспекции.

В каких случаях платить сбор не нужно?

  1. Авто возрастом более тридцати лет. Сохранены кузов, рама и оригинальные детали.
  2. Машина в собственности посольств и международных организаций.
  3. ТС привезен в Россию участниками государственной программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
  4. С даты выпуска авто прошло меньше трех лет. Такие транспортные средства включены в специальный перечень и помещены под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Как правило, утилизационный сбор платит производитель, а покупатель переводит средства только при ввозе авто из-за границы. Выплаты в этом случае производятся на счет налоговой службы. Для того чтобы сделать перевод необходимо открыть раздел по сборам:

  • Определить КДК;
  • Оформить расчет УС по форме;
  • Записаться в ФНС.
Видео (кликните для воспроизведения).

Реквизиты для перечисления средств находятся на сайте налоговой службы. После того как сбор переведен необходимо прийти в налоговую с формой расчета сбора, документами на покупку авто и ПТС на машину.

Источники


  1. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  2. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Утилизационный сбор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here