Участники административного судопроизводства предмет и стороны процесса

Полезная и понятная информация в статье: "Участники административного судопроизводства предмет и стороны процесса". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса (ст.ст. 37 — 53)

Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса

>
Лица, участвующие в деле
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Понятие и признаки административного судопроизводства

Статьей 118 Конституции РФ предусмотрено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции также и арбитражными судами РФ.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, представляет собой рассмотрение споров, связанных:

— с административной ответственностью организаций и граждан-предпринимателей, а также

— с обжалованием значительного числа актов органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Следует отметить, что административные правоотношения характеризуются:

— неравным процессуальным положением сторон;

— особенностями форм защиты нарушенного права и

— отличиями в последствиях нарушения прав.

Поэтому административному судопроизводству в арбитражных судах присущи следующие признаки:

1) неравноправное положение участников (сторон) в этих правоотношениях, поскольку с одной стороны в них выступает орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями, с другой стороны – организация или гражданин, не обладающие ими;

2) суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов и должностных лиц;

3) производство по этим спорам включает дела не только из административных отношений, но и по спорам, возникающим из налоговых, конституционных, бюджетных и прочих публичных отношений.

[3]

В этой ситуации сама процессуальная форма административного судопроизводства по рассмотрению споров, возникающих из этих отношений, способствует выравниванию положения сторон.

Виды административного судопроизводства:

— рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, а также дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,

— рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности,

— рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административное судопроизводство

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Производство по делам административного судопроизводства в суде первой инстанции

Раздел III. Особенности производства по отдельным категориям административных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах

Раздел IV. Производства по пересмотру судебных актов

Раздел V. Исполнение судебных актов по административным делам

Ярков В.В. Административное судопроизводство. 2015.

Учебник написан на основе учебной программы по административному судопроизводству для студентов юридических вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр). В учебнике в соответствии с системой действующего законодательства на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты судебного административного процессуального права. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также на практикующих юристов, профессионалов, которые хотели бы обновить и систематизировать свои знания в области административного судопроизводства. Подготовлен на кафедре гражданского процесса Уральского государственного юридического университета.

Административное судопроизводство и гражданское судопроизводство.

1. Суд разрешает спор о праве публичном.

Стороны не равнозначны.

Спор о праве – одна сторона говорит, что у неё есть право, другая, что она его не имеет. Существуют две спорящие стороны. Одна что-то утверждает, другая это опровергает.

В административном судопроизводстве происходит тоже самое. Существует субъективный спор.

Объективный спор о праве – это нарушение правоотношений и его оспаривание.

Некая неопределённость в материальном правоотношении, когда ни его стороны, ни его лица не знают, кто наделён той или иной обязанностью. Существует некая неопределенность в материальном правоотношении.

В административном судопроизводстве всё точно также. Однако в кодексе административного судопроизводства нет спора о праве, поскольку все теория КАС базируется на то, что между гражданином и государством спора быть не может.

В КАС есть спор о публичном праве, в нем нет спора о гражданском праве.

В делах административного судопроизводства – разрешается спор о публичном праве. Можно назвать это контролирование законности и деятельности государственных органов.

В гражданском процессе разрешая спор, суд контролирует законность действия субъектов материального правоотношения.

2. Главная особенность предопределяющаяся, все остальные особенности – материальные правоотношения, которые являются предметом спора, предметом рассмотрения являются публичными, властными т.е. в материальном правоотношении из которого возникло административное дело, административный спор, его субъекты находятся в отношениях власти и подчинения.

Если в гражданском материальном правоотношении субъекты равны, то в КАС – публичном материальном правоотношении в широком смысле слова, это и налоговые отношения и таможенные отношения и отношения привлечения лица к административному взысканию и т.д., находится в отношениях власти и подчинения – это самая главная особенность, причина, которая определяет все остальные процессуальные особенности рассмотрения данных дел, которые закреплены в КАС.

Основные процессуальные особенности

1. Распределение бремени доказывания.

Первая и основная процессуальная особенность, которая определяется публичным характером спорных материальных правоотношений это распределение бремени доказывания п. 2 ст. 62 КАС РФ.

Заявитель должен доказать факт нарушения своих прав и свобод, а законность оспариваемых решений, действий доказывать должно должностное лицо наделённое государственными и иными публичными полномочиями, государственный орган и муниципальный орган и орган местного самоуправления.

Читайте так же:  Что относится к недвижимому имуществу

Фактически закреплена – презумпция незаконности действий государственных органов – на практике очень редко.

Если административный истец докажет, что его права нарушены, то формально юридически считается, что действие, решения незаконны т.е. заявитель.

Однако суд не вынесет решения о признании действия незаконными, мотивируя это только тем, что государственный орган не доказал их законность, связано это с тем свойством судебного решения, требованием предъявляемым к судебному решению обоснованности.

С другой стороны заявитель может доказывать незаконность действий государственного органа.

Если взять налоговые дела, то видно, как в конкретных налоговых делах по оспариванию решения государственных органов Верховного Суда РФ фактически распределяет бремя доказывания, например по делам о добросовестности.

В настоящее время самая постоянная мотивация, по которой самая постоянная по которой налогоплательщики привлекаются к налоговой ответственности это недобросовестность. Когда проверяются контрагенты, выясняется, что контрагенты это несуществующие организации, генерального директора которых обычно потеряли паспорт, ничего не подписывали, то предприятие, которое перечисляло деньги этой организации – выставляются налоговые санкции – это и есть недобросовенность.

И если мы применяем общую норму, которая одинакова и в КАС и в АПК РФ, то заявитель должен обвинить государственные органы в неправомерном вынесении решения, коим взыскалась недоимку – штрафные санкции и права были нарушены.

Налоговый орган здесь должен доказать, что заявитель заведомо, специально, зная и т.д., указывался от налогов, а совершённая товарно-хозяйственная операция не имела под собой реального содержания т.е. поставка товаров не осуществлялась, работы не выполнять, услуги не оказывались. Налогоплательщик должен доказать свою добросовестности т.е. что он совершил все действия необходимые для того, чтобы проверить своего контрагента.

Особенность связана с применением принципа распределение бремени доказывания состязательности.

В административном судопроизводстве стороны, а истец и административный ответчик равноправны, поэтому основополагающий принцип формирования доказательственного материала это принцип состязательности. Исходя из этого, следующими процессуальными особенностями будут:

1. В связи с тем, что государственный орган должен доказывать законность своих действий, а суд должен решать дело, суду предоставлено право и на него возложена обязанность в отличие от гражданского процесса самостоятельно истребовать доказательства, фактически самостоятельно их собирать в рамках тех полномочий, которые ему предоставлены:

А) государственный орган должен доказывать законность своих действий;

Б) суд вправе истребовать доказательства сам по собственной инициативе, если это не делает государственный орган;

В) суд может признать явку административного ответчика обязательной и накладывать на него, штраф за неявку (что невозможно в процессе гражданском) и предшествует этому свою незаконность и может истребовать доказательства у этого должностного лица т.е. у административного ответчика – что в гражданском процессе быть не должно.

В КАС института заочного решения нет, поскольку явка административного ответчика обязательна и накладывать, на него штраф за неявку.

Государственный органы в отличие от обычных ответчиков в обычном процессе ходят в суд.

2. Связана с действием принципа диспозитивности суд может выходить за рамки заявленных требований.

По гражданским делам суд связан заявленным требованиями и может выходить за их пределы только в исключительных случаях, а административным делам суд может выходить, и обязан проверять обжалуемое решение в полном объеме. Поскольку если суд откажет в удовлетворении требования о признании того или иного действия, решения незаконным то никто больше не сможет обратиться с тождественным требованием. Поэтому суд не просто вправе, он обязан проверять законность обжалуемого решения в полном объеме.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Участники административного судопроизводства в суде общей юрисдикции

Субъекты административного судопроизводства — это участники возникающих при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства процессуальных отношений.

Субъекты административного судопроизводства в зависимости от степени влияния на исход дела, характера заинтересованности имеют разное процессуальное положение. Поэтому субъекты административного, как и гражданского, судопроизводства подразделяются на три группы:

2) лица, участвующие в деле;

3) лица, содействующие осуществлению правосудия.

2. Суд как субъект административного судопроизводства. Понятие суда охватывает суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом полномочия судов осуществляют назначенные в установленном законом порядке судьи.

Правовое положение суда в административном судопроизводстве характеризуется соединением в его лице двух качеств: с одной стороны, суд — участник процессуальных отношений, с другой — суд выступает в качестве органа, наделенного правомочием разрешать все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением конкретного дела. Суд для участия в судебном административном процессе наделяется самыми разнообразными властными полномочиями, образующими в совокупности его компетенцию. Компетенция как основание участия суда отражает властное начало судейской деятельности и его правовой статус.

3. Лица, участвующие в деле.К числу указанных лиц согласно ст. 37 КАС относятся стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Правовое положение лиц, участвующих в деле, характеризует прежде всего наличие юридической заинтересованности в исходе административного дела. Кроме того, лица, участвующие в деле, наделены с целью защиты их прав и охраняемых законом интересов возможностью принимать активное участие в административном судопроизводстве при рассмотрении судом всех материально-правовых и процессуально-правовых вопросов по делу. Лица, участвующие в деле, могут активно влиять на развитие судебного административного процесса по конкретному делу, вправе высказывать и обосновывать свои суждения в ходе судебного заседания по всем вопросам, возникающим в ходе процесса, в том числе путем подачи жалоб.

Читайте так же:  Заполнение больничного из мрот образец, особенности расчета

В частности, лица, участвующие в деле, вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет в порядке, установленном ВС РФ, представлять в суд сведения в виде электронных документов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями. Они также вправе по их ходатайству получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Важно подчеркнуть, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влекут за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

5. Краткая характеристика лиц, участвующих в деле.Указанные лица представляют собой сложную по составу группу субъектов административного судопроизводства. При характеристике сторонважно обратить внимание на то, что административный истец и административный ответчик являются основными участниками процесса по конкретному делу. В связи со спором между ними возникает судебный административный процесс, и перед судом стоит задача разрешить его. Стороны полностью равноправны в своем правовом положении, их интересы одинаково защищаются административным процессуальным законодательством.

Более подробно характеристика правового статуса отдельных категорий лиц, участвующих в деле, излагается в последующих параграфах данной главы учебника.

6. Лица, содействующие осуществлению правосудия (ст. 48 КАС).В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания. Какими-либо существенными правами лица, содействующие осуществлению правосудия, не наделены. В первую очередь их правовой статус в судебном административном процессе определяется выполнением возложенных на них процессуальных обязанностей. Например, свидетель обязан правдиво сообщить суду известную ему информацию по вопросам, имеющим значение для дела. Эксперт обязан подготовить экспертное заключение по вопросам, поставленным перед ним судом. Отдельные лица, содействующие осуществлению правосудия, имеют и определенные процессуальные права, наделение их которыми связано с созданием условий для более успешного выполнения возложенных на них обязанностей. Например, эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами административного дела, относящимися к объекту исследования.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Участники дел административного судопроизводства. Представительство в делах административного судопроизводства

Вопросы для подготовки

1. Понятые и классификация субъектов по делам административного судопроизводства.

2. Суд как субъект по делам административного судопроизводства. Секретарь судебного заседания.

3. Стороны административного дела. Замена ненадлежащей стороны.

4. Процессуальные права и обязанности сторон в административном деле.

5. Процессуальное соучастие и процессуальное правопреемство.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Статус прокурора в административном деле.

7. Субъекты, обращающиеся в суд в защиту интересов иных лиц, в ад­министративном деле.

8. Заинтересованные лица в административном деле.

9. Лица, содействующие правосудию, в административном деле: со­став, статус.

10. Представительство в административном деле: понятие, виды, основания возникновения. Статус и полномочия представителя в адми­нистративном деле.

11. Оформление полномочий представителя.

Нормативно-правовые акты

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (гл. 4, 5)

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в дей­ствие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Литература

Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016.

Волкова В. В. Административный процесс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2011.

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016.

Лупарев Е.Б. Общая теория административно-правового спора. Воронеж, 2003.

Попова Ю.А. Теоретические проблемы судопроизводства по делам, возникающим из публично-правовых отношений: Дис. . докт. юрид. наук, Краснодар, 2002.

Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, пер­спективы. М.: Норма, 2001.

Тарло Е.Г. Проблемы профессионального представительства в су­допроизводстве России: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2004.

Чечот Д.М. Административная юстиция. Л., 1973.

[2]

Задачи

Задача 1. Определите стороны административного судопроизводства по следующим категориям дел:

а) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка;

б) о принудительной госпитализации гражданина в противотубер­кулезное учреждение;

в) о признании закона Свердловской области противоречащим федеральному закону;

г) о присуждении компенсации за чрезмерно длительное рассмо­трение дела;

д) об установлении административного надзора за лицом, освобо­дившимся из мест лишения свободы;

е) о запрете деятельности религиозной организации, распростра­няющей экстремистские взгляды;

ж) об оспаривании отказа во включении в общий трудовой стаж периода обучения в аспирантуре федерального государственного обра­зовательного учреждения;

Читайте так же:  Необходимые документы для регистрации автомобиля в гибдд физическими лицами

з) об оспаривании избирательной комиссией муниципального об­разования результатов выборов главы администрации;

и) об оспаривании отказа избирательной комиссии включить гра­жданина в список кандидатов в депутаты органа местного самоуправ­ления;

к) об оспаривании решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Задача 2. Тищенко обратился с тремя административными исками к судебным приставам-исполнителям Иванову, Петрову, Сидорову о признании их бездействия незаконным. В обоснование своих тре­бований он указал, что является взыскателем по исполнительному листу, который находится на исполнении группы по принудитель­ному исполнению, сформированной в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Приставами, входящими в группу, не совершено ни одного исполнительного действия по исполнению его требования, что нарушает его законные права. Суд принял заявления и объединил требования в одно производство.

Дайте правовую оценку действиям административного истца и суда. Возможно ли в данном случае процессуальное соучастие на стороне ответчика? Кто является надлежащим ответчиком по требованиям Тищенко ?

Задача 3. Запольский обратился в суд с заявлением об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 2 Северо- кавказского военного округа об отказе в предоставлении ему и членам его семьи (супруге и двум несовершеннолетним детям) жилого поме­щения на основании ч. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих». Во время подготовки дела к судебному разбирательству административный истец умер.

Каким образом могут защитить свои права члены семьи умершего военнослужащего? Определите, возможно ли процессуальное правопреемство в данном случае на стороне истца.

Задача 4. Укажите, в каких случаях возможно правопреемство:

а) при рассмотрении заявления об оспаривании отказа администрации сельского поселения предоставить жилье по договору социального найма заявитель умер;

б) при рассмотрении дела об оспаривании результатов подсчета голосов избирательной комиссией эта избирательная комиссия была ликвидирована;

в) при рассмотрении дела об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя пристав умер;

г) при рассмотрении дела о взыскании начисленного НДФЛ с гражданина Федеральная налоговая служба была переименована в Федеральную службу по налоговым платежам и сборам;

д) при рассмотрении дела о госпитализации гражданина в противотуберкулезный диспансер основной свидетель по делу, сосед этого гражданина, умер, однако он рассказывал своим детям о поведении этого лица;

е) при рассмотрении дела об оспаривании отказа ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исправить техническую ошибку в отношении земельного участка это учреждение было ликвидировано Роскадастром.

Задача 5. Укажите, в каких случаях производство по делу проводится при обязательном участии прокурора:

а) при оспаривании указа Президента РФ ввиду его несоответствия федеральному закону;

б) при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка;

в) при рассмотрении дела о принудительной госпитализации гражданина в психоневрологическое учреждение;

г) при оспаривании оценки кадастровой стоимости земельного участка;

д) при рассмотрении заявления о взыскании недополученных налогов;

е) при оспаривании решения Пенсионного фонда РФ об отказе гражданину в начислении пенсии по старости;

ж) при установлении в отношении лица, освобождающегося из мест лишения свободы, административного надзора;

з) при рассмотрении заявления о ликвидации региональной политической партии.

Задача 6. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Полевского обратилась в суд в защиту интересов несовершеннолетней Ледуновой о признании незаконным решения главы муниципального образования г. Полевской об отказе в приеме на учет Ледуновой в качестве нуждающейся в жилом помещении. Судья отказал в приеме заявления на основании п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ ввиду того, что заявитель не является органом, которому предоставлено право защищать интересы несовершеннолетних в судах.

Прав ли суд? Кто и на каком правовом основании может защитить интересы несовершеннолетней? Определите состав лиц, участвующих в деле.

Задача 7. Укажите, в каких случаях административное дело может быть возбуждено в порядке ст. 40 КАС РФ:

а) по требованию мэра г. Екатеринбурга о сносе частного домовладения в связи с аварийным состоянием;

б) по требованию Роскомнадзора о прекращении деятельности СМИ — электронного периодического издания «ТороliniyPooh»;

в) по требованию общественной организации «Защита прав залеченных» о признании незаконными действий по лишению свободы передвижения, содержанию в карцере в пыточных условиях в от­ношении местного активиста, являющегося членом этой органи­зации;

г) по требованию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области о ликвидации коммерческой организации «ФудПарадайз» в связи с неоднократными нарушениями Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в сфере санитарных требований;

д) по требованию директора школы о признании незаконным отказа в постановке на учет одного из учащихся школы как нуждающегося в жилом помещении;

е) по требованию Союза защиты прав потребителей о признании незаконным решения президента компании «Samsungus» о пре­кращении технической поддержки электронных устройств на базе Android 1.1;

ж) по требованию Нотариальной палаты Калининградской области о признании незаконным приказа Минюста России о дополнительных требованиях к кандидатам, сдавшим квалификационный экзамен, для замещения должностей нотариусов;

з) по требованию Российского авторского общества о взыскании авторского вознаграждения в пользу поэта Василькова и композитора Голицинского с сети ресторанов быстрого питания.

Задача 8. Л.Н. Мышкин обратился в суд с административным иском к администрации Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении. В судебное заседание вместо истца явился П.С. Рогожин и заявил, что является опекуном Мышкина. Суду он пояснил, что Мышкин страдает психическим заболеванием и в настоящее время в суде решается вопрос о лишении его дееспособности, истец помещен в городскую психиатрическую больницу им. Св. Николая Чудотворца, через два дня должно состояться заседание суда о госпитализации Мышкина в недобровольном порядке в это учреждение. В связи с этим представитель просил суд приостановить производство по делу на основании п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС РФ.

Читайте так же:  Что такое регистрационный номер в пфр для ип и как его узнать по инн

Представитель администрации А.А. Иволгин возражал против признания полномочий Рогожина в качестве опекуна, поскольку пять лет назад Рогожин был судим по ст. 116 УК РФ, поэтому не соответствует требованиям ст. 35 ГК РФ и не может исполнять опекунские обязан­ности.

Рогожин не согласился с мнением представителя административного ответчика и указал, что проведения предварительной проверки личности опекуна не требуется на основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Суд отказал в признании полномочий Рогожина на основании ч. 1 ст. 50 КАС РФ ввиду отсутствия у представителя высшего юридиче­ского образования.

Оцените ситуацию и действия участников процесса и суда. Возможно ли участие законного представителя со стороны истца в данном деле? Изменится ли решение задачи, если Мышкин уже признан недееспособным к моменту судебного разбирательства ?

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте классификацию субъектов по делам административного судопроизводства.

2. Определите правовой статус суда в административном производстве.

3. Перечислите процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в административном судопроизводстве.

4. Определите процессуальный статус заинтересованных лиц в административном судопроизводстве и укажите, каковы цели их участия в административном деле.

5. Укажите, кто может быть коллективным субъектом в административном деле.

[1]

6. Назовите схожие черты в процессуальном статусе прокурора, органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов, обращающихся в суд в защиту иных лиц, и представителей.

7. Какие процессуальные последствия влечет отказ прокурора или органа государственной власти, местного самоуправления, обратившегося в защиту иных лиц, от заявленного иска?

8. Перечислите виды процессуального представительства в административном судопроизводстве.

9. Дайте классификацию полномочий представителя в административном деле и укажите особенности их реализации в суде.

Стороны судебных административно-процессуальных отношений

Участники процесса, разногласия которых о правах и обязанностях рассматриваются и разрешаются в определенном процессуальном порядке, выступают как стороны процесса, имеющего своим предметом соответствующий административно-правовой спор. Стороны в любом юрисдикционном процессе — лица, чьи права и законные интересы юрисдикционный орган призван защищать посредством разрешения имеющегося между ними правового спора. Процессуальное положение сторон характеризуется наличием материально-правового спора между ними как субъектами спорного материального правоотношения. Процесс разрешения спора движется при участии двух противоборствующих сторон, одна из которых нуждается в правовой защите от другой.

В публично-правовом отношении, из которого возникает административный спор, имеется, как правило, два вида участников: а) субъекты, представляющие публичный интерес, выполняющие публичные функции и наделенные для их осуществления властными полномочиями, и б) лица (субъекты), представляющие частный интерес. Следовательно, в этом отношении в качестве обязательного субъекта присутствует публичная сторона (по терминологии классика отечественной административной юстиции

С. А. Корфа — административная сторона), а другой стороной, как правило, выступают представляющие свой частный, партикулярный интерес частные лица.

Частное лицо — субъект административно-правового или иного публично-правового отношения (физическое лицо или организация), реализующий в этом отношении свои частные интересы, права и обязанности, а не публичные интересы, либо официальные полномочия и обязанности публичной власти. Данное лицо находится с органами публичной власти не в официальных отношениях службы, а во внеслужебных отношениях как лицо, не входящее в структуру публичной администрации.

Понятием «стороны» обозначаются субъекты спорных материально- правовых отношений, выступающие в защиту своих материально-правовых и процессуальных интересов, на которых распространяется законная сила судебного решения и которые, как правило, несут судебные расходы по разрешению спора. Спор о субъективных правах и юридических обязанностях предполагает наличие сторон как противоборствующих субъектов, обладающих противоположным юридическим интересом в его исходе, и, следовательно, стороны имеют место там и тогда, где и когда суд рассматривает спор о субъективном праве или законном интересе. Сторонами называются такие участники судопроизводства, спор ко торых о субъективных правах и юридических обязанностях суд должен разрешить.

Правовой статус публичной стороны административного спора как субъекта процессуального права связан с наличием у него процессуальной правосубъектности, являющейся основанием для его участия в административном судопроизводстве. Процессуальная правосубъектность органа публичной власти возникает одновременно с его правосубъектностью в материальном праве. Однако по своему содержанию эти виды правосубъектности не тождественны. Правосубъектность органов публичной власти в материальном праве — его публичная правосубъектность, выражающаяся в наличии у него властных полномочий (прав и обязанностей).

Процессуальная правосубъектность связана с правовой возможностью этого органа иметь и осуществлять процессуальные права и обязанности, т.е. быть стороной, третьим лицом, пользоваться процессуальными правами истца и нести процессуальные обязанности ответчика, например при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Процессуальное право знает лишь процессуальные «фигуры» истца, ответчика, стороны, заявителя и т.д.; но ему нс известен такой субъект судебного процесса по разрешению спора, как орган публичной власти, наделенный в этом процессе компетенцией в отношении других участников процесса. Компетенция является одной из форм правосубъектности публичного органа наряду с частно-правовой и процессуальной.

В административном судопроизводстве публичный орган, действующий в качестве стороны, не может использовать свою компетенцию, властные полномочия в отношении лица, оспаривающего его действия. Это 063’слов- лено тем, что в судебном процессе единственным субъектом, который наделен властными полномочиями процессз’ального характера, является суд. Так, в судебном процессе публичный орган не наделен властными полномочиями ни в одном из трех случаев его участия в качестве стороны спора:

  • а) когда является субъектом, действия которого оспариваются;
  • б) когда сам инициирует административный спор по причине неисполнения частными лицами своих обязанностей (в установленных законом случаях);
  • в) когда инициирует административный спор в защиту прав и интересов других лиц. В этих случаях предпосылки участия публичных органов в процессе в качестве субъектов процессуальных отношений устанавливаются процессуальным законодательством.
Читайте так же:  Обгон автобуса на остановке через сплошную разметку

В судебном административном процессе публичный орган как сторона административного спора реализует не властные полномочия, не свою компетенцию, а процессуальную правоспособность, установленную нормами процессуального права.

В процессуальных правоотношениях, возникающих при разрешении административных споров в порядке административного судопроизводства, частное лицо может выступать как сторона, обращающаяся с правовыми требованиями, либо в случаях, определенных законом, как сторона, к которой правовое требование обращено. Как правило, оно выступает в процессуальной роли заявителя (административного истца).

Приобретение процессуально-правового статуса заявителя предполагает наличие двух условий:

  • 1) обладание частным лицом юридической способностью выступать в сз’де в роли субъекта процессуальных правоотношений, которая включает административно-процессуальную правоспособность и административнопроцессуальную дееспособность. По общему правилу, кто правоспособен (правосубъектен) в материальном административно-правовом смысле, гот обладает и административно-процессуальной правосубъектностью при заявлении и разрешении административного спора;
  • 2) наличие личной юридической заинтересованности в разрешении административного спора, которая обусловлена тем, что субъект лично пострадал или может пострадать от оспариваемого административного акта, нарушающего его права либо законные интересы и, следовательно, он имеет законный интерес в отмене данного акта. Частное лицо становится участником процесса разбирательства административного спора только в том случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые затрагивают права, свободы и законные интересы заявителя.

Административно-процессуальной правосубъектностью как общей предпосылкой быть участником судебно-административного процесса по разрешению административного спора обладают все частные лица, которые согласно закону имеют право на судебную защиту прав и законных интересов. При наличии этого права участниками административного судопроизводства могут становиться не только юридические лица, но и организации, не имеющие статуса юридического лица.

Возникновение у организаций как коллективных субъектов, не имеющих статуса юридического лица, административно-процессуальной правоспособности определяется единственным условием — наличием прямого указания (разрешения) закона на возможность (допустимость) такого участия в процессе. Так, споры о назначении даты выборов в органы местного самоуправления рассматриваются судом субъектов РФ по заявлениям общественных объединений либо их региональных и местных отделений, которые могут и не иметь статуса юридического лица.

В соответствии со ст. 38 КЛС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав и законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных КАС РФ, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица. Все эти органы предстают в процессе именно как истцы, а не органы.

Под административным ответчиком в КАС РФ понимается лицо, к которому предъявлено требование но спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

В качестве субъектов административного судопроизводства могут выступать административные соучастники, когда административный иск подается в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам. Процессуальное соучастие (ст. 41 КАС РФ) допускается, если:

  • 1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;
  • 2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;
  • 3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков).

Источники


  1. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
Участники административного судопроизводства предмет и стороны процесса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here