Существенные условия договора по перевозке грузов

Полезная и понятная информация в статье: "Существенные условия договора по перевозке грузов". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Существенные условия договора фрахтования и его отличие от схожих договоров

Существенные условия договора фрахтования и его отличие от схожих договоров

Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. Так, согласно ч. 2 ст. 18 УАТ договор фрахтования при перевозке груза должен включать:

— сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

— тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);

— маршрут и место подачи транспортного средства;

— сроки выполнения перевозки;

— размер платы за пользование транспортным средством.

В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ). В бербоут-чартере указываются наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера (ст. 213 КТМ РФ).

Несмотря на использование единого термина «фрахтование» и общее определение этого вида договора, содержащееся в ст. 787 ГК РФ, договоры фрахтования отдельных видов транспортных средств и в зависимости от объекта перевозки имеют некоторые отличия, и вместе с тем обладают общими признаками с рядом других договоров. Так, договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза имеет некоторые общие признаки с договором перевозки грузов. Сходство между ними заключается, в частности, в том, что по договору фрахтования перевозка груза выполняется силами фрахтовщика по оговоренному сторонами маршруту. Различие состоит в том, что договор фрахтования не предусматривает обязанность фрахтовщика принять от отправителя груз и по завершении перевозки выдать его получателю. Заключение договора фрахтования подтверждается не транспортной накладной, а составлением заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза (притом стороны своим соглашением могут предусмотреть иной способ заключения договора фрахтования) (ч. 4 ст. 18 УАТ).

В некоторых случаях правоприменительная практика рассматривает договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза как разновидность договора перевозки (постановление Четырнадцатого ААС от 13.04.2012 N 14АП-9324/11). На наш взгляд, он все же является самостоятельным видом договора, хотя и обладает определенными чертами сходства с договором перевозки.

С другой стороны, договор фрахтования автомобильного транспорта имеет некоторые общие черты с договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, а именно: в обоих видах договоров предметом обязательства одной из сторон выступает предоставление на определенный период времени транспортного средства. Однако различия более существенные: договор фрахтования не требует индивидуализации транспортного средства, в отличие от договора аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ); он не предполагает перехода к фрахтователю прав владения и (или) пользования транспортным средством; наконец, использования транспортного средства по договору фрахтования имеет целевой характер: оно предоставляется в целях перевозки груза по определенному маршруту (постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2012 N Ф10-4304/11).

[2]

Что же касается тайм-чартера и бербоут-чартера, то по своим существенным условиям эти договоры фактически являются разновидностью соответственно договора аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). В качестве таковых они рассматриваются и судами (постановления Восьмого ААС от 11.02.2009 N 08АП-748/2009, Тринадцатого ААС от 13.06.2006 N 13АП-3664/06).

Относительно договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров следует подчеркнуть его основные отличия от договора перевозки пассажира: он не является публичным; маршрут перевозки может отклоняться от регулярных маршрутов; пассажир может не выступать в качестве фрахтователя и, соответственно, не являться стороной такого договора. Как и договор фрахтования для перевозки груза, договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров является самостоятельным видом договора, регулирующим отношения в области перевозок (ст.ст. 27 — 30 УАТ, ст. 104 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ), либо, применительно к тайм-чартеру и бербоут-чартеру, разновидностью договора аренды транспортного средства с экипажем (без экипажа).

Закон не устанавливает единый перечень существенных условий для договоров фрахтования транспортных средств в целях перевозки пассажиров. Они могут различаться в зависимости от вида транспорта. Так, ч. 2 ст. 27 УАТ предусмотрены обязательные условия, подлежащие включению в договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу:

— сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

— тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);

— маршрут и место подачи транспортного средства;

— определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

— сроки выполнения перевозки;

— размер платы за пользование транспортным средством;

— порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

При отсутствии согласованных сторонами существенных условий договор может быть признан незаключенным (постановления Пятнадцатого ААС от 28.04.2012 N 15АП-2852/12, Шестнадцатого ААС от 21.03.2012 N 16АП-223/12).

В отличие от перевозок транспортом общего пользования, плата по договору фрахтования транспортного средства определяется не на основании утвержденных тарифов, а исключительно соглашением сторон (п. 6 ч. 2 ст. 27 УАТ, п. 6 ст. 64 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ).

Энциклопедия решений. Существенные условия договора перевозки

Существенные условия договора перевозки

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

— условия о предмете договора;

— условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

— все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Применительно к перевозке существенные условия зависят от вида договора (договор перевозки грузов, договор перевозки пассажиров, договор об организации перевозок, договор фрахтования и т.д.), а также от вида транспорта, которым осуществляется перевозка.

Так, предметом договора перевозки грузов являются действия перевозчика по доставке вверенного груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия отправителя по оплате перевозки (п.п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ).

Следовательно, существенными условиями договора перевозки груза являются:

— сведения, позволяющие индивидуализировать груз (вид, количество и т.д.);

— пункт назначения (маршрут перевозки);

— наименование получателя груза.

При перевозке груза автомобильным транспортом договором перевозки определяются сроки предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ).

Суды нередко называют в числе существенных условий договора перевозки срок и цену договора (провозную плату) (постановления ФАС Поволжского округа от 05.04.2012 N Ф06-1683/12, ФАС Центрального округа от 12.09.2011 N Ф10-2997/11, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/2006, Восьмого ААС от 17.02.2012 N 08АП-10055/11).

Что касается срока договора, отметим, что согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Читайте так же:  Забрали машину на штрафстоянку как вернуть транспортное средство

В частности, при перевозке грузов автомобильным транспортом перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов (ч. 1 ст. 14 УАТ).

Таким образом, закон допускает отсутствие указания в договоре на сроки доставки груза.

Провозная плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Отсюда следует, что провозная плата является существенным условием договора перевозки в том случае, когда она не установлена законом или иными правовыми актами.

В частности, регулируемыми являются цены (тарифы) на железнодорожные перевозки (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643). Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На договорной основе устанавливается также плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п.п. 5, 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ).

Ряд договоров, связанных с осуществлением перевозок, содержит также иные условия. Так, в соответствии со ст. 798 ГК РФ договор об организации перевозок определяет, в частности:

— сроки подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку, а также принятия грузов к перевозке;

— сроки предъявления груза к перевозке;

— порядок осуществления расчетов (наличная или безналичная форма, предоплата или оплата по завершении перевозок и т.д.).

Договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) предусматривает наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна (пп. 1 п. 2 ст. 115, ст. 120 Кодекса торгового мореплавания РФ, см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.02.2012 N Ф03-8/12).

При несогласованности какого-либо из существенных условий договор перевозки может быть признан судом незаключенным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 N Ф02-3314/11, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06). Вместе с тем, если одна из сторон приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору (например, перевозчик фактически принял груз и провозную плату за его доставку в определенный пункт назначения) либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2015).

Какие условия договора перевозки груза автомобильным транспортом являются существенными

Существенным условием договора перевозки груза автомобильным транспортом в первую очередь является его предмет. Сюда входят, в частности, описание груза и основные обязанности сторон по доставке груза и внесению платы. Перечень других существенных условий в законе однозначно не указан, на практике определяется по-разному. Избежать споров о заключенности договора поможет оформление транспортной накладной. Это обязательный документ в силу закона, поскольку подтверждает заключение договора перевозки грузов. Но при этом он еще и содержит все существенные условия договора.

Предмет договора перевозки груза автомобилем

Предмет является существенным условием любого договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Это касается и перевозки груза автомобильным транспортом.

Если предмет и другие существенные условия не согласованы, есть риск признания договора незаключенным.

К предмету можно отнести:

  • описание груза — его наименование, количество (вес, объем);
  • обязанности сторон, указанные в п. 1 ст. 785 ГК РФ: для перевозчика — обязанность доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать управомоченному лицу, для отправителя — уплатить установленную плату.

Иные существенные условия договора перевозки груза автомобилем

К существенным условиям могут относиться:

  • срок доставки груза. Однако, если только это условие не согласовано, вряд ли возникнет спор о незаключенности договора, поскольку срок тогда определяется по п. 63 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (в частности, для городского сообщения он будет составлять одни сутки);
  • пункты отправления и назначения, сумма договора и порядок расчетов.

В целом нет конкретного перечня условий, которые бы в законе были названы существенными или необходимыми для данного договора. Суды по-разному определяют, какие условия считать существенными.

Если для вас какое-то условие является существенным, вы можете заявить, что его необходимо согласовать (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Например, это можно сделать в преддоговорной переписке, протоколе разногласий.

Но на практике споров о заключенности договора, скорее всего, не возникнет, если вы оформите транспортную накладную, поскольку в ней есть необходимые сведения о предмете и других условиях договора. Рассмотрим далее вопрос о значении накладной.

Согласование существенных условий с помощью транспортной накладной

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). В ней предусмотрены все сведения о перевозке, которые нужны для согласования предмета договора и других условий. Поэтому, если стороны правильно заполнили и подписали накладную, все существенные условия договора можно считать согласованными. Вместе с тем само по себе отсутствие (неправильность, утрата) транспортной накладной не означает, что договор перевозки груза не заключен или недействителен. Наличие договорных отношений может подтверждаться и иными доказательствами (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26).

Сам договор в виде одного документа составлять не обязательно. Для его заключения перевозчику достаточно принять к исполнению заказ грузоотправителя или заявку, если есть договор об организации перевозки грузов (ч. 5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

В заказе (заявке) обычно указывают основные сведения: кто отправитель, когда подать автомобиль, какой груз, откуда, куда и когда его нужно доставить. В некоторых случаях заполняют заказ-наряд по специальной форме.

Какие сведения указываются в транспортной накладной

Накладную по общему правилу составляет грузоотправитель, часть сведений в ней заполняет перевозчик при рассмотрении заказа (заявки) и согласовывает с грузоотправителем условия перевозки (п. п. 6, 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

В накладной указываются, в частности:

  • сведения о грузоотправителе и грузополучателе — наименования или Ф.И.О., адреса места нахождения или жительства (п. п. 1, 2 транспортной накладной);
  • описание груза — его наименование, количество грузовых мест, вид тары и способ упаковки, вес и размеры (п. 3 транспортной накладной);
  • указания грузоотправителя по перевозке. Например, какое транспортное средство необходимо для перевозки (рефрижератор, цистерна для пищевых грузов и т.п.), какие санитарные, таможенные и другие требования нужно соблюсти, рекомендации по температурному режиму, предельным срокам доставки и другое (п. 5 транспортной накладной);
  • сведения о приеме и сдаче груза, включая место, дату и время подачи транспортного средства для погрузки и выгрузки (п. п. 6, 7 транспортной накладной);
  • условия перевозки. Сюда входят в том числе сроки, по истечении которых вы и перевозчик вправе считать груз утраченным, сроки погрузки и выгрузки и другая информация (п. 8 транспортной накладной);
Читайте так же:  Изменение кбм при смене водительского удостоверения

Если они не указаны, будут применяться условия перевозки, которые предусмотрены Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом;

  • информация о перевозчике — в частности, его наименование, адрес места нахождения (п. 10 транспортной накладной);
  • информация о транспортном средстве — количество, тип, марка, грузоподъемность, вместимость, регистрационные номера (п. 11 транспортной накладной);
  • стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (п. 15 транспортной накладной).

Обратите внимание: сведения о порядке внесения платы (авансом или после получения груза) в накладной не предусмотрены. Стороны могут предварительно согласовать это условие в заказе (заявке) или в договоре (если составляют его в виде отдельного документа).

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Условия договора перевозки

Под существенными условиями понимают условия, необходимые и достаточные для того, чтобы договор считался заключенным. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.432 ГК РФ).

Существенными условиями договора перевозки груза являются:

  • Предмет договора;
  • Наименование и количество груза;
  • Срок перевозки;
  • Пункты отправления и назначения;
  • Размер провозной платы;
  • Наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами.

Существенными условиями договора перевозки пассажира и его багажа являются:

  • Предмет договора;
  • Дата и время отправления, дата и время прибытия;
  • Пункты отправления и назначения;
  • Размер провозной платы;
  • Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами.

Существенными условиями договора фрахтования (чартера) являются:

  • Предмет договора;
  • Размер провозной платы;
  • Количество рейсов;
  • Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами. Ими могут быть наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления транспортного средства, род и вид груза, название и тип транспортного средства, класс судна, флаг судна, технические и эксплуатационные данные транспортного средства, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, срок действия чартера, маршрут транспортного средства и т.д.

В соответствии с п.2 ст.18 Устава автомобильного транспорта договор фрахтования при автомобильной перевозке должен включать в себя:

  • Сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
  • Наименование груза;
  • Тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
  • Маршрут и место подачи транспортного средства;
  • Сроки выполнения перевозки;
  • Размер платы за пользование транспортным средством.

Дополнительные условия договоров перевозки груза, пассажира и его багажа, фрахтования определяются транспортными уставами и кодексами. Отдельно хотелось бы остановиться на сроке перевозки. Срок в договоре перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз или пассажир должен быть доставлен из пункта отправления в пункт назначения. Сроки доставки определяются транспортными уставами и кодексами, договором перевозки, либо основываются на разумных или обычно принятых сроках (ст.792 ГК РФ).

Скачайте Договоры перевозки в приложении FreshDoc:

Существенные условия договора перевозки груза

Договоры перевозки грузов определяются как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Рассмотрим существенные условия этого договора.

Договор перевозки груза является срочным договором. Сроки могут устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон (прежде всего, данное условие касается воздушных перевозчиков).

Письменная форма договора о перевозке определяется обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке.

Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом. О важности наличия транспортной накладной свидетельствует судебная практика.

ФАС ВВО в Постановлении от 26.09.2006 по делу N А82-2470/2006-22 отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с перевозчика убытков в виде упущенной выгоды, возникших в результате неисполнения последним договора перевозки. При этом суд отметил, что транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза, а истец не представил доказательств заключения между сторонами договора перевозки (транспортной накладной, квитанции о приемке груза), как и внесения заявителем платежей за перевозку груза.

Видео (кликните для воспроизведения).

ФАС ВСО в Постановлении от 03.04.2006 N А78-9656/05-С1-23/282-Ф02-1261/06-С2 удовлетворил иск о взыскании с ответчика задолженности за поставленную продукцию. При этом суд отметил, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную железнодорожную накладную. Следовательно, довод ответчика, являющегося в спорном правоотношении перевозчиком и грузополучателем, о необходимости подтверждения факта получения продукции путем представления грузоотправителю транспортной накладной является несостоятельным, так как оригинал указанной накладной со штампом о получении груза находится у него.

Предмет договора перевозки считается согласованным при наличии в договоре условий о виде груза, его весе, объеме и условиях его перевозки (Постановление ФАС ВСО от 15.08.2008 N А10-4310/07-Ф02-2077/08).

Условия договора перевозки о предмете перевозки (вид груза, вес, его объем) при отсутствии которых договор является незаключенным, являются существенными.

Условие о количестве товара является существенным для договора перевозки (Постановления ФАС ЗСО от 29.07.2008 N Ф04-4550/2008(8671-А70-9), Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу N А11-4929/2008-К2-22/259).

Одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза, что также подтверждается арбитражной практикой (Постановление ФАС МО от 07.09.2009 N КГ-А40/8429-09). Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов.

Провозная плата также является существенным условием договора перевозки (Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу N А39-2944/2008-103/21, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А56-24768/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по делу N А50-10831/2008).

Однако Пятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 21.01.2009 N 05АП-2331/2008 отметил, что цена не является существенным условием договора перевозки.

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, является ли цена договора (провозная плата) существенным условием договора перевозки или нет, невозможно. Следует учитывать, что при отсутствии данного условия в договоре возникает риск признания данного договора незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Существенными условиями для договора перевозки являются условия о пункте отправления и назначения перевозки (Постановления ФАС ВСО от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС ЗСО от 29.07.2008 N Ф04-4550/2008(8671-А70-9), ФАС ВВО от 22.04.2009 по делу N А11-4929/2008-К2-22/259). Например, в Постановлении от 22.10.2007 N 17АП-7047/2007-ГК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал договор перевозки незаключенным, указав на отсутствие существенного условия о пункте назначения перевозки.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Читайте так же:  Автокредит на грузовой автомобиль

Судебная практика не указывает, что условие об ответственности сторон за нарушение договорных обязательств является существенным условием договора перевозки (например, Постановления ФАС ЗСО от 29.07.2008 N Ф04-4550/2008(8671-А70-9), ФАС ВВО от 22.04.2009 по делу N А11-4929/2008-К2-22/259).

Однако в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по делу N А29-3651/2007 указано, что существенным условием договора перевозки является, в частности, ответственность сторон по этим перевозкам. Данная позиция носит единичный характер и, соответственно, не может обосновывать противоположную позицию по данному вопросу.

В силу изложенного условие договора перевозки об ответственности сторон за нарушение договорных обязательств не является существенным условием для данного вида договора.

Существенными условиями для данного вида договора являются порядок расчетов и сумма договора перевозки (Постановления ФАС ЗСО от 29.07.2008 N Ф04-4550/2008(8671-А70-9), от 31.03.2009 N Ф04-1825/2009(3356-А02-47).

Следует отметить, что остальные суды не указывают в числе существенных условий договора перевозки условие о порядке расчетов между сторонами (Постановления ФАС ВСО от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС ВВО от 22.04.2009 по делу N А11-4929/2008-К2-22/259, ФАС УО от 22.04.2009 N Ф09-2216/09-С5).

Таким образом, сделать однозначный вывод о том, является ли условие договора перевозки груза о порядке расчетов между сторонами существенным для данного вида договора или нет, не представляется возможным. Следует учитывать, что при отсутствии указанного условия возникает риск признания договора незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза. ФАС ВСО в Постановлении от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06 пришел к выводу, что срок и порядок предоставления и использования автомобилей является существенным условием договора перевозки грузов. Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу N А11-4929/2008-К2-22/259.

Предмет договора перевозки

Предмет договоров перевозки груза, пассажира и его багажа, фрахтования – транспортные услуги, предоставляемые перевозчиком. Объектом перечисленных соглашений являются различные вещи, имеющие определенную стоимость (товары, строительные материалы). К субъектам договора перевозки относятся грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, пассажир.

[1]

Особенности предмета договоров перевозки грузов, пассажиров и фрахтования

Предмет договора перевозки груза – услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) из пункта отправления в пункт назначения. Эти услуги также включают в себя хранение, выдачу груза, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Но эти действия направлены на обеспечение выполнения договора перевозки, то есть на транспортировку и доставку грузов в пункты назначения, обеспечение сохранности груза при перевозке.

Предметом договора перевозки пассажира и багажа является перевозка пассажира, его багажа и ручной клади в пункт назначения. Целью договора перевозки пассажира и его багажа является доставка пассажира в пункт назначения, обеспечение нормальных условий перевозки, обеспечение сохранности багажа и ручной клади.

Предметом договора фрахтования является предоставление фрахтовщиком фрахтователю за плату части или всей вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Таким образом, фрахтователь сам выбирает – зарезервировать ему одно или несколько транспортных средств, все судно или только его часть, на один или несколько рейсов, и уплачивает за это установленную соглашением сторон плату (в морском праве – фрахт).

Предмет договора фрахтования зависит от вида соглашения, различают:

  • Фрахтование судна на время или тайм-чартер (судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на оговоренный срок).
  • Фрахтование судна без экипажа или бербоут-чартер (судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания).

Предмет договора перевозки является существенным условием сделки. Без конкретизации предмета договор перевозки будет считаться незаключенным.

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

В законе не поименован такой вид договора, как оказание транспортных услуг. Так называют на практике разные договоры, в том числе перевозки, транспортной экспедиции, аренды ТС с экипажем, фрахтования, организации перевозок, возмездного оказания услуг. Эти договоры отличаются прежде всего предметом. Если по договору лицо доставляет груз, то это перевозка независимо от терминов, использованных в тексте договора. У иных транспортных договоров другой предмет, например, у договора транспортной экспедиции — услуги, связанные с перевозкой. Однако учтите, что часто договоры бывают смешанными и суды могут квалифицировать их по-разному. От квалификации будет зависеть регулирование ваших отношений.

Отличия договора перевозки от договора транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязан совершить не саму перевозку груза, а выполнить связанные с ней услуги или организовать их выполнение. Так, экспедитору поручают организовать перевозку груза определенным транспортом и по конкретному маршруту, обеспечить его погрузку, отправку, получение, заключить договор перевозки, выполнить таможенные формальности, уплатить пошлины и др. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:

  • при транспортной экспедиции — поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);
  • при перевозке груза — транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности — один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.

Отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство в аренду и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель:

  • для перевозки — это транспортировка груза из точки А в точку Б;
  • для аренды транспортного средства с экипажем — получение арендатором возможности владеть и пользоваться транспортным средством в течение определенного времени, согласованного сторонами.

Этим обусловлены и другие отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем, в том числе обязательства и ответственность сторон:

  • перевозчик, к примеру, по договору перевозки груза обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. Поэтому предполагается его ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ);
  • при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.
Читайте так же:  Какой штраф грозит за проезд на красный свет

К искам по таким договорам применяется, в отличие от перевозки, общий срок исковой давности в три года.

Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера)

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки (ст. 787 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель: предоставление вместимости транспортного средства. Его предмет уточняется в транспортном законодательстве, например в нормах о фрахтовании морского судна без экипажа указано, что судно передается в пользование и во владение на определенный срок для перевозок и иных целей (ст. 211 КТМ РФ).

Обратите внимание, что стороны могут заключить договор перевозки, содержащий элементы фрахтования. Тогда фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные для грузоотправителей (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Отличия договора перевозки от договора об организации перевозок

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Этот договор отличается от договора перевозки прежде всего целью:

  • цель договора об организации перевозки — налаживание долгосрочных отношений между грузовладельцем и перевозчиком для осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). По своей природе он близок к рамочному договору: в нем определяются основные условия сотрудничества, а для перевозки конкретной партии груза в рамках такого договора стороны могут заключать отдельные договоры перевозки, составлять приложения или заявки (п. 1 ст. 118 КТМ РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ РФ, ст. 10 УЖТ РФ);
  • цель договора перевозки — перевозка конкретного груза (партии груза).

Отличия договора перевозки от договоров об оказании иных услуг в сфере транспорта

Как правило, перевозка сопровождается большим количеством разного рода услуг, целью которых является не доставка конкретного груза, а обеспечение в целом процесса перевозки. Их предмет не совпадает ни с перевозкой, ни с транспортной экспедицией, ни с другими транспортными договорами, поименованными в Гражданском кодексе РФ. К таким услугам в том числе относятся:

  • на железнодорожном транспорте — управление движением поездов (пп. «в» п. 4 разд. II Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);
  • на морском транспорте — услуги буксировки (ст. 225 КТМ РФ);
  • в сфере воздушного транспорта — обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (ст. 50 ВК РФ).

Стороны могут заключить договор об оказании услуг, который не назван в транспортных нормах, но по содержанию является возмездным оказанием услуг. К таким договорам применяются нормы гл. 39 ГК РФ, которые перевозку не регулируют (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Договор перевозки грузов

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Понятие договора перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

[3]

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

Стороны договора перевозки

  1. Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
  2. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
  3. Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

(См., напр., ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа — п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Читайте так же:  Способы записаться в гибдд на регистрацию купленного автомобиля

Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, ОКУД 0345009) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 и применяется с 1 декабря 1997 года. Новая форма транспортной накладной (для перевозки автомобильным транспортом) утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10).

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Вопрос документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом рассмотрен в письме ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], в котором указано, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка.

Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК).

Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных ти­пографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой дого­вор присоединения . Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначе­ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

Существенные условия договора перевозки грузов

Предмет договора перевозки груза:

  • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.

В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:

  1. характеристики груза (вид, количество и т.п.);
  2. наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
  3. пункты отправления и назначения;
  4. характеристики предоставляемого транспорта;
  5. сроки перевозки;
  6. цена договора, порядок расчетов.

Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.

Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

В заявке (заказе) должны быть указаны:

  • наименование и количество груза,
  • пункт назначения,
  • грузополучатель и
  • сумма за перевозку.

Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.

Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).

Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

  1. доставка груза в пункт назначения , указанный в транспортной накладной или коносаменте;
  2. соблюде­ние отведенного срока доставки;
  3. обеспечение сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения;
  4. выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).

Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза

  • оплата перевозки груза должна носить предваритель­ный характер (т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправите­лем до отправления груза , если иное не предусмотрено соглашением сторон);
  • окончательный расчет за перевозку грузов в пункте назначения (внесения при простое платы за пользование вагонами и контейнерами);
  • своевременное принятие доставлен­ного груза грузополучателем или иным уполно­моченным на получение груза лицом.

Кроме того, важно заметить, что лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекаю­щих из договора перевозки груза, наступает

  1. за нарушение установлен­ного срока доставки груза;
  2. за необеспечение его сохранности .
Видео (кликните для воспроизведения).

Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она ус­тановлена

  • либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза),
  • либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК.

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.

  3. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
Существенные условия договора по перевозке грузов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here