Соблюдение пдд водителем автобуса

Полезная и понятная информация в статье: "Соблюдение пдд водителем автобуса". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Правила дорожного движения для пассажиров

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про правила дорожного движения, которые предназначены для пассажиров транспортных средств. В данном случае речь идет как о личных автомобилях, так и об общественном транспорте.

Напомню, что ранее на pddmaster.ru были опубликованы несколько статей, в которых рассматриваются правила дорожного движения для разных участников дорожного движения:

Сегодня пришло время рассмотреть правила, предназначенные для еще одной группы участников дорожного движения, члены которой не имеют водительских удостоверений. Речь идет о пассажирах и о ПДД для них:

Правила поведения пассажиров

Для начала необходимо рассмотреть понятие пассажир, которое дается в действующих ПДД:

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Итак, пассажиром признается участник дорожного движения, который находится в автомобиле или другом транспортном средстве либо входит или выходит из него.

Внимание! Обратите внимание, что пассажиром пешеход становится не тогда, когда он целиком погрузился в автомобиль, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери машины или автобуса.

Обязанности пассажира

Обязанности пассажиров рассматриваются в разделе 5 правил дорожного движения. В принципе, обязанностей немного, однако далеко не каждый пассажир с ними знаком.

Итак, пассажир обязан быть пристегнут ремнем безопасности, если автомобиль оборудован такими ремнями. При движении на мотоцикле пассажир обязан быть в застегнутом мотошлеме. Нарушение любого из этих правил может привести к весьма неприятным последствиям даже при небольшом ДТП.

Еще раз подчеркиваю, что прямая обязанность пассажира — быть пристегнутым ремнем безопасности, а штраф за непристегнутый ремень накладывается не только на водителя, но и на непристегнувшегося пассажира.

Запреты для пассажира

Кроме того, для пассажира вводятся и несколько запретов:

1. Пассажир не должен отвлекать водителя от управления автомобилем. Далеко не каждый пассажир знает и понимает этот пункт правил. Не могу вспомнить ни одного пассажира, который бы всю дорогу просидел спокойно и молча. Как правило, пассажиры считают своим долгом всячески отвлекать водителя от дороги.

Замечу, что если действия пассажира отвлекут водителя и станут причиной дорожно-транспортного происшествия, то маловероятно, что пассажир понесет хоть какую-то ответственность, т.к. доказать его причастность к ДТП вряд ли удастся.

Естественно, речь не идет о ситуации, когда пассажир схватился за руль и своими действиями спровоцировал дорожную аварию.

2. Пассажиру запрещается открывать двери транспортного средства во время движения.

3. При поездке в кузове грузового автомобиля пассажирам запрещается стоять, а также сидеть на бортах или выше бортов.

Правила посадки и высадки пассажиров

ПДД для пассажиров предусматривают также и особые правила для посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.

Посадка и высадка должны осуществляться со стороны тротуара или обочины дороги. Замечу, что речь необязательно идет о правой стороне проезжей части. В случае разрешенной остановки или стоянки на левой стороне дороги пассажиры должны садиться в автомобиль только с левой стороны.

Посадка на заднее сиденье автомобиля почти всегда возможна со стороны тротуара. Однако того же нельзя сказать о переднем пассажирском сиденье. Если посадка со стороны обочины невозможна, правила разрешают входить в автомобиль со стороны проезжей части, но при этом не должны создаваться помехи для пешеходов, велосипедов, автомобилей и других участников дорожного движения.

Отмечу, что посадка и высадка пассажиров относятся к компетенции только самих пассажиров, т.е. водитель за посадку и высадку по правилам не отвечает.

Тем не менее водитель грузового автомобиля перед поездкой должен проводить с пассажирами инструктаж по правилам посадки, высадки и размещения в кузове:

22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Для легковых автомобилей и общественного транспорта подобных правил не существует, поэтому соблюдение требований ПДД остается только на совести самого пассажира.

Следует подчеркнуть, что до того момента, как пассажир начал входить в транспортное средство, он является пешеходом. То же самое касается и ситуации, когда пассажир уже вышел из транспортного средства. В данном случае человек должен руководствоваться правилами для пешеходов:

Штрафы для пассажиров в 2020 году

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает 2 варианта штрафов для пассажиров:

[2]

  • Статья 12.29, часть 1 — предупреждение или 500 рублей. Накладывается за любое нарушение правил, которое не создало помех другим участника движения. Например, такой штраф грозит пассажиру, который не пристегнулся ремнем безопасности.
  • Статья 12.30 часть 1 — 1 000 рублей. Накладывается, если пассажир создал помехи для движения транспортных средств. Например, не убедился в отсутствии автомобилей и открыл дверь автомобиля со стороны проезжей части.

На этом рассмотрение правил для пассажиров завершено.

Соблюдение ПДД водителем автобуса

Рассмотрим Правила Дорожного Движения, действующие для маршрутных транспортных средств. Само по себе понятие маршрутного транспортного средства введено ПДД (п. 1.2) и выглядит следующим образом:

Читайте так же:  Как выбрать инструктора по вождению в автошколе

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Как будет видно из текста ниже, для такого автотранспорта зачастую действуют особые правила, отличающиеся от ПДД для другого транспорта. Это обусловлено тем, что общественный транспорт выполняет крайне важную функцию – обеспечение пассажирских перевозок. Он перевозит одновременно многих людей, а значит, такие транспортные средства должны передвигаться без задержек, этим и обусловлена возможность отступать от некоторых пунктов ПДД.

Выделенные плосы для маршрутных транспортных средств

Для возможности осуществления пассажирских перевозок в условиях городских пробок были введены специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Данные полосы выделяются разметкой и дорожными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:

Запрет движения по таким полосам иных транспортных средств содержится в п. 18.2 ПДД РФ:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Преимущество при начале движения от остановки общественного транспорта

Общественный транспорт имеет преимущество перед другими участниками движения при начале движения от остановки в соответствии с п. 18.3 ПДД:

Когда нужно уступать дорогу автобусу?

Таким образом, уступать дорогу отъезжающему от остановки автобусу, троллейбусу, маршрутке необходимо исключительно в населенном пункте, только если остановка официальная, т.е. обозначена дорожным знаком 5.16.


Пункт 18.3 ПДД содержит требование к водителю маршрутного транспортного средства убедиться в том, что ему уступают дорогу, перед тем, как воспользоваться преимуществом. То есть в случае ДТП с отъезжающим от остановки автобусом или троллейбусом вина может быть как обоюдной, так и водителя автомобиля, не пропустившего маршрутное транспортное средство – как решит инспектор ГИБДД по разбору ДТП.

Какие дорожные знаки не распространяются на автобусы, троллейбусы и маршрутки

Согласно ПДД действие некоторых дорожных знаков на маршрутные транспортные средства не распространяется. Это позволяет устанавливать маршруты движения вне зависимости от установленных правил проезда перекрестков для остального транспорта.
Разумеется, данное преимущество действует только при движении автобусов и троллейбусов по своему установленному маршруту. Если маршрутка сходит с маршрута, например, чтобы объехать пробку, она теряет право не следовать этим знакам. Протицируем ПДД РФ:

3. Запрещающие знаки
Действие знаков не распространяется:
3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — на маршрутные транспортные средства;

Здесь речь идет о следующих дорожных знаках:

4. Предписывающие знаки
Действие знаков 4.1.1 — 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Таким образом, на маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки) не действуют следующие знаки:

5. Знаки особых предписаний
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Prom-Nadzor.ru

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Водитель автобуса должен знать:

— устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

— правила дорожного движения;

— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

— особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

[3]

— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

Читайте так же:  Регресс страховой компании к виновнику дтп по осаго

2. Должностные обязанности

На водителя автобуса возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

2.2. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя автобуса.

2.3. Проверка технического состояния автобуса, комплектности и исправности инструмента, состояния салона, внешнего вида, а также работы освещения, громкоговорящей связи и экипировки автобуса перед выходом на маршрут.

2.4. В случае неисправности автобуса уведомление об этом дежурного мастера и диспетчера с одновременной подачей заявки на ремонт.

2.5. Осуществление движения автобуса в соответствии с расписанием и схемой маршрута.

2.6. Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая правил дорожного движения.

2.7. При движении по маршруту осуществление остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения автобуса.

2.8. Объявлять с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

2.9. Обеспечение входа через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых.

2.10. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

2.11. Проявление вежливости и предупредительности в обращении с пассажирами.

2.12. Осуществление остановки автобуса: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора; по требованию работников полиции, ГИБДД, работников группы безопасности движения и линейного контроля, а также в других случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

2.13. Полное освещение салона автобуса в вечернее и ночное время.

2.14. Сообщение диспетчеру парка о вынужденной длительной остановке на линии. При отсутствии связи с диспетчером сообщение о случившемся водителю следующего по маршруту автобуса.

2.15. Осмотр после каждого оборотного рейса салона и технических отсеков автобуса с целью выявления посторонних предметов, проверка состояния шин, крепления колес.

Видео (кликните для воспроизведения).

При обнаружении подозрительных предметов осуществление действий согласно «Памятке водителю по предупреждению террористических актов на подвижном составе».

2.16. Сдача диспетчеру обнаруженных в салоне забытых вещей пассажиров, не представляющих опасности.

2.17. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. В случае невозможности устранения неисправности собственными силами осуществление вызова технической помощи.

2.18. По окончании работы на линии получение отметки диспетчера в путевом листе об отправлении автобуса в парк.

2.19. При прибытии в парк предъявление автобуса для осмотра и приема на хранение мастеру, получение его отметки в путевом листе о сдаче автобуса в установленном порядке.

2.20. Сдача кассиру после смены суммы выручки от продажи контрольных билетов по установленной форме.

2.21. Поддержание чистоты в кабине водителя.

2.22. Выполнение оперативных распоряжений диспетчерского персонала и работников, руководящих движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.23. Соблюдение инструкции по отоплению салона в холодное время года.

2.24. Соблюдение правил дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данной должностной инструкции, а также иных документов, регламентирующих работу пассажирского транспорта и работу по пассажирским перевозкам.

2.25. [Другие должностные обязанности].

Водитель автобуса имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.9. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

[1]

4. Ответственность

Водитель автобуса несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Должностная инструкция водителя автобуса

Формально критерии трудового договора, описанные в ст. 57 ТК, не требуют от нанимателя дополнительно разъяснять его содержимое. Но на практике работодателю выгодно подробно расписать обязанности сотрудника, его возможную ответственность и предоставленные ему права, чтобы облегчить для него трудовые процессы. Именно для этого и требуется должностная инструкция (в данном случае — водителя автобуса).

Читайте так же:  Обязательные документы для водителя

Образец должностной инструкции водителя автобуса

1. Общий раздел

  1. Водитель автобуса подчиняется руководителю службы движения.
  2. Кандидат на эту работу обязан соответствовать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее либо средне-специальное образование;
    • успешно пройденный медицинский осмотр;
    • водительский опыт от 1 года;
    • права категории «Д».
  3. Во время отсутствия водителя (отпуск, болезнь либо командировка) его обязанности по управлению автобусом переходят к другому шоферу, назначенному руководителем службы движения.
  4. Водитель автобуса принимается на работу и увольняется с неё руководителем транспортного предприятия, по рекомендации начальника службы движения.
  5. При трудоустройстве водитель должен пройти инструктаж по параметрам охраны труда и повторять его с периодичностью раз в квартал.
  6. Водитель обязан с установленной периодичностью проходить текущие и профилактические медосмотры.
  7. Водитель автобуса обязан понимать следующие моменты:
    • действующие ПДД, а также административные нормы, регулирующие перевозки пассажиров;
    • устройство автобуса и правила его эксплуатации;
    • принципы работы устройств автобуса;
    • нормативы расходования топлива и других ингредиентов;
    • стандарты работы с соответствующей документацией (графиком движения, путевыми листами и пр.);
    • сезонные особенности эксплуатации автобуса;
    • параметры, по которым производится оценка качества выполняемой им работы;
    • особенности основных марок автобусов;
    • правила приема платы от пассажиров;
    • трассы маршрута, остановки, трафик движения, опасные участки;
    • правила текущего устранения неисправностей;
    • правила подготовки автобуса к выезду на трассу;
    • нормативы ухода за автобусом и шоферским местом;
    • правила заправки топливом, ГСМ и другими ингредиентами.
    • стандарты обслуживания автобуса в гараже;
    • правила эксплуатации электронного оборудования (автоинформатора, системы связи с диспетчером и пр.);
    • правила действий при ДТП и других чрезвычайных ситуациях;
    • параметры трудовой дисциплины, охраны труда, пожарной и технической безопасности.
  8. Водитель автобуса руководствуется:
    • действующими административными актами и законодательными нормами;
    • стандартами ПДД;
    • документами предприятия;
    • параграфами этой инструкции.

За водителем автобуса закреплены следующие обязанности:

3. Ответственность

Водитель автобуса несет следующую ответственность:

  1. За нарушения ПДД, законов, нормативных актов — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  2. За неисполнение закрепленных в инструкции и трудовом договоре должностных обязанностей — в порядке, определенном правилами предприятия и нормами действующего законодательства.
  3. За материальный ущерб, полученный предприятием по его вине, — в границах, определенных соответствующими разделами законодательства.

Список прав водителя автобуса:

  1. Вносить руководству предложения по возможным улучшениям в сфере своей работы.
  2. Получать от служащих предприятия данные, необходимые для качественного выполнения закрепленных обязанностей.
  3. Требовать от руководства отмены приказов, нарушающих ПДД и установленные стандарты безопасности.
  4. Останавливать движение автобуса в случае возникновения серьезной неисправности.
  5. Иметь доступ к параметрам, по которым проводится оценка его деятельности.
  6. Требовать от руководства обеспечения мероприятий по поддержанию работоспособности автобуса.

5. Условия труда

Водитель автобуса имеет следующие особенности в работе:

  1. Перед выездом на трассу получает талоны на заправку топливом.
  2. Его перевод на другой маршрут происходит не чаще чем раз в 6 месяцев.
  3. При переполнении салона пассажирами он может останавливать их дальнейшую посадку.
  4. Посещает курсы профподготовки за счет работодателя, в соответствии с установленным на предприятии графиком.

Специфика составления должностной инструкции

В законодательстве не прописаны критерии, которым обязана соответствовать должностная инструкция. Однако имеются определенные деловые стандарты, которые учитываются при её создании. Так, структура документа включает следующие разделы:

  • Общая часть.
  • Должностные функции.
  • Меры возможной ответственности.
  • Права специалиста.

К базовым разделам некоторые наниматели, особенно из числа крупных компаний, добавляют:

  • Условия работы.
  • Отраслевые требования безопасности.
  • Параметры должностных связей.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.

Смысл включения дополнительных частей состоит в формализации трудовых процедур, что особенно актуально в ситуациях с многочисленными сотрудниками, занятыми в разных областях.

Общие положения

В этом вводном разделе прописаны общие параметры работы. Сюда входит:

  • порядок замены сотрудника;
  • порядок его приема на работу и увольнения;
  • кому он непосредственно подчиняется на работе;
  • ожидаемые от него умения, опыт и образование.

Перечисленные здесь квалификационные требования должны обеспечивать эффективное выполнение функций, изложенных в следующей части.

Внимание! Профессиональные требования к водителям автобусов регулируются Приказом Минтранса №287 от 28.09.17. Порядок их приема на работу и дальнейшего профобучения регулируется Приказом №59 от 11.03.16 г.

Данная часть инструкции отвечает за детальное перечисление должностных обязанностей. Сюда входят как основные обязанности водителя — перевозка, эксплуатация транспортного средства — так и второстепенные, зависящие от специфики конкретного работодателя. Отдельно упоминают функции по соблюдению норм охраны труда, технической и пожарной безопасности.

Внимание! Детальность раздела зависит от работодателя. В ряде случаев он детально прописывает процесс работы, от проверки автобуса до порядка сдачи смены. Особенно подобная детализация распространена в муниципальных транспортных предприятиях.

Ответственность

Данный раздел включает несколько параграфов, в которых описаны нарушения и меры наказания. Описание дано в общем формате, поскольку конкретика определена в соответствующих разделах законодательства и внутренних корпоративных правилах.

Список прав не должен повторять тот, который дан в ст. 21 ТК. Здешний перечень дополняет их путем прописывания дополнительных возможностей сотрудника. Конкретное наполнение раздела зависит от кадровой политики нанимателя, места сотрудника в иерархии и других моментов.

Условия труда

Этот раздел применяется, если у компании-работодателя есть желание описать особенности деятельности сотрудника. Поэтому сюда включают дополнительные льготы или требования к трудовым процессам. Так, сюда можно добавить нестандартный рабочий график, требования к прохождению медосмотров или компенсацию расходов на связь и транспорт.

Читайте так же:  Налог на землю для пенсионеров льготы и освобождение от выплат

Водитель автобуса не только отвечает за перевозки людей, но и обеспечивает их безопасность во время поездки. Это предъявляет серьезные требования к качеству его должностной инструкции. Поэтому её составляют с помощью юриста, кадровика, начальника отдела движения. Лишь после учета их замечаний инструкция подается на подпись к руководителю компании. Сам работник подписывает её в ходе трудоустройства, демонстрируя согласие с её положениями. Также могут потребоваться подписи других сотрудников, с которыми согласовывался документ, в соответствии с правилами применяемого документооборота.

Права и обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Ежедневно осуществляются пассажирские перевозки людей в заданном, маршрутной картой, направлении водителями автобусов. Это могут быть внутригородской публичный транспорт, междугородный и международный, а также специализированный маршрут. Перемещение автобуса должно происходить в строгом соблюдении водителем не только правил дорожного движения. Водитель автобуса имеет, в силу своей профессии, ряд иных прав и обязанностей.

Законодательная база

Деятельность по осуществлению перевозок людей наземным транспортом регулируется Федеральным Законом № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». Он был принят сравнительно недавно, в июле 2015 года и внес ряд изменений в уже существующую регламентирующую данную область базу.

Федеральный акт дает определение основным понятиям в области перевозок пассажиров, регламентирует организацию перевозок по межрегиональным и муниципальным маршрутам, устанавливает требования к объектам транспортной инфраструктуры и устанавливает контроль за правильным осуществлением перевозок.

Этот документ является основным специальным правовым актом в сфере деятельности по перевозке людей автобусами. На его основе изданы ряд постановлений субъектами страны, регулирующие деятельность перевозчиков на местах и включающие некоторые особенности, связанные регионом работы транспорта. Помимо этого, на основе трудового и специального законодательства каждым муниципалитетом должна быть принята должностная инструкция водителей автобусов, устанавливающая права, обязанности и ответственность работников на местах.

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Основные обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров различаются в зависимости от выполняемой работы на предприятии и непосредственно при движении по маршруту, а также могут конкретизироваться его должностной инструкцией.

Основные правила сводятся к следующим:

  • незамедлительно реагировать в соответствии с федеральным законом и внутренним актом при обнаружении в салоне предметов, представляющих опасность для здоровья и жизни людей, равно как при возникновении огня или дыма;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • осуществлять посадку и высадку только в специально оборудованных местах и с соблюдением правил безопасности;
  • соблюдать должностную инструкцию в части осуществления перевозки пассажиров по заданному маршруту и при работе на предприятии.

При работе на предприятии

До выхода автобуса на маршрутную линию водитель несет обязанности при работе на предприятии.

Они сводятся к следующим:

  • прохождение предрейсового медицинского осмотра;
  • получение путевых документов;
  • проверка состояния транспортного средства на предмет исправности и наличия топлива;
  • принятие участия в ремонте автобуса и его подготовке к зимнему периоду;
  • исполнение указаний диспетчера при нахождении в резерве на предприятии.

При использовании публичного транспорта

Перевозка пассажиров всегда осуществляется по заранее заданному пути. Маршрутный автобус – это общественное транспортное средство, движущееся по заранее заданному маршруту с определенными остановочными местами. Общественные автобусы имеют право, при этом, останавливаться в запрещенных для остальных участников движения местах.

Основные обязанности водителя общественного транспорта при перевозке пассажиров:

  • строго соблюдать заданный график следования автобуса;
  • обеспечивать наличие маршрутных указателей о его номере и наименовании направления;
  • ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения автобуса;
  • обеспечивать перевозку пассажиров в соответствии с правилами ее осуществления;
  • приводить в движение транспорт только при закрытых дверях;
  • информировать пассажиров об остановках;
  • осуществлять посадку и высадку людей только на специально оборудованных пунктах;
  • осуществлять продажу билетов только на остановочных пунктах и по установленному тарифу.

Права водителя автобуса

Помимо возложения на сотрудников предприятий по перевозке людей обязанностей, они наделены правами.

В частности, основные права водителя автобуса следующие:

  • права работника, установленные трудовым законодательством;
  • отказываться от исполнения трудовых функций, если они противоречат нормам безопасности, правилам дорожного движения и охране труда;
  • знакомиться с маршрутным листом;
  • прекратить рабочую деятельность, если смена или рабочие часы превышают установленные законом;
  • требовать инструктирование по охране труда и безопасности.

Предусмотрена ли ответственность за нарушение закона?

Водитель автобуса несет ответственность за несоблюдение должностных обязанностей и нарушение законодательства в области пассажирских перевозок. Сфера ответственности водителя конкретизируется в каждой должностной инструкции отдельно, но сводится в основном к следующим:

  • безопасность пассажиров во время следования по маршруту;
  • выполнение рейса по расписанию;
  • исправность и сохранность имущества предприятия, в том числе доверенного автобуса;
  • трудовая дисциплина;
  • сохранность выручки с проданных билетов;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение водителем должностной инструкции.

Водитель автобуса несет материальную ответственность за вверенное ему имущество, равно как может быть подвержен санкциям, предусмотренным трудовым законодательством: лишение премии, выговор, увольнение.

На сегодняшний день профессия водителя общественного транспорта актуальна и востребована, поскольку наблюдается острая нехватка хороших кадров в этой области, способных отвечать не только за свою работу, но и за жизнь и здоровье людей.

Мосгортранс запустит «горячую линию» для сообщений о нарушениях ПДД водителями

Фото: m24.ru/Роман Балаев

Пассажиры городского транспорта смогут пожаловаться на водителей, нарушающих правила дорожного движения, по телефону. Круглосуточная «горячая линия» появится в Москве весной следующего года, об этом говорится в технической документации ГУП «Мосгортранс».

Читайте так же:  Проверка штрафов гибдд по фамилии

Круглосуточная линия связи позволит пассажирам автобусов и троллейбусов жаловаться на нарушения водителями ПДД. На борту каждого транспортного средства «Мосгортанса» появится табличка с надписью: «Я соблюдаю ПДД! Не согласен? Звони 8-800-ХХХХХХХ». При этом операторы будут обрабатывать только звонки, связанные с нарушением ПДД, остальные будут отфильтровываться.

При обращении сотрудник «горячей линии» должен зарегистрировать номер транспортного средства, дату, время и место нарушения, описание и тип происшествия, а также данные заявителя и его мобильный номер. Каждую заявку проверят на соответствие – специалисты будут сверять поступившую информацию с картой местности, с дорожными знаками и разметкой.

К корректным обращениям добавят данные водителя, результат рассмотрения и меры, принятые в отношении нарушителя.

Всего с помощью горячей линии власти проследят за работой 6150 автобусов, 1503 троллейбусов и 146 спецмашин, занимающихся социальными перевозками. Новая система контроля появится в апреле 2017 года.

Напомним, в конце февраля «горячую линию» для пассажиров организовал основной подмосковный перевозчик Мострансавто. Во всех автобусах компании появилась новая информационная наклейка с номером телефона, по которому пассажиры могут выразить недовольство оказанными ему услугами или сообщить свои пожелания.

Правила ПДД для начинающих водителей

Управление транспортным средством – это навык, который вырабатывается годами. В связи с тем, что многие начинающие автолюбители не могут сориентироваться в форс-мажорных ситуациях, правительство РФ ввело ограничения для них.

Рассмотрим этот вопрос более детально.

Можно ли перевозить пассажиров, если только получил права?

Согласно статистическим данным в России, большинство дорожно-транспортных происшествий происходят по незнанию норм ПДД, а также по неопытности водителей. В целях предупреждения аварийных ситуаций на дороге, в 2017 году был принят закон об ограничениях автолюбителей.

Согласно ФЗ №333, начинающим шоферам, стаж вождения которых не превышает 2 года, необходимо установить на машине ограничительный знак “Начинающий водитель”. Помимо этого, гражданам запрещается:

  1. Перевозить тяжелый и опасный груз;
  2. Буксировать какой-либо транспорт;
  3. Перевозить пассажиров на мотоцикле или мопеде.

При нарушении, шофер привлекается к штрафным взысканиям, а если сотрудник ГИБДД обнаружит отсутствие на машине ограничительного знака, автомобиль изымается на штраф стоянку. В этом случае гражданам налагается запрет на эксплуатирование ТС. При повторном нарушении ПДД водитель лишается права управления транспортным средством на срок от 2 до 6 месяцев.

Список изменений в ПДД 2018 года для водителей новичков:

  1. При буксировке транспортного средства, управление автомобилем должно осуществляться опытным шофером, стаж которого превышает отметки в 2 года (статья 22.1 ФЗ №333);
  2. Перевозка пассажиров водителем, чей стаж вождения менее 2 лет запрещается, в частности если категория в ВУ соответствует группе “А” и “А1” (статья 22.2 ФЗ №333);
  3. При стаже вождения менее 2 лет шоферы обязаны установить на автотранспорт знак начинающего водителя, в целях предупреждения других автомобилистов. При отсутствии такого указателя водителям назначается административный штраф согласно статье №7 пункту 15 ФЗ-333.

Допускается ли перевозка пассажиров в кузове грузового авто?

Одно из приоритетных направлений безопасности на автомагистрали — сохранность жизни и здоровья пассажиров, а также других автомобилистов.

Согласно статье №22.1 ПДД, перевозить посторонних лиц в кузове грузового автомобиля разрешается только шоферам с удостоверением, предоставляющим право на вождение автомобилей:

  • категории «С» – до 8 пассажиров;
  • категории «С1», «D1» – от 8 до 16 человек;
  • категории «D» – 16 и более пассажиров.

Помимо открытого класса водительских прав, шофер должен иметь стаж управления транспортом не менее 3 лет. Новичкам перевозить людей в кузове грузового автомобиля запрещается.

Пассажирский транспорт должен быть оснащен специальными сидениями (пункт 4 ПДД).

Кузов грузового авто должен соответствовать следующим требованиям:

  • прочно зафиксированные пассажирские сиденья, на высоте 30 см;
  • высота бортов также не менее 30 см, от уровня сидений;
  • на скамейках заднего и боковых бортов, устанавливаются прочные спинки;
  • расстояние между пассажирами от 60 см;

Также пассажирские места должны быть освещены. В салоне необходимо установить звуковой сигнал, соединяющий пассажиров с шофером.

Ответственность

Начинающие водители обязаны соблюдать все правила дорожного движения. В случае нарушения, граждане могут быть оштрафованы, а также лишены прав.

Согласно КоАП РФ начинающие автолюбители привлекаются к административной ответственности:

  • за перевозку людей в кузове, не оборудованном в соответствии с требованиями законодательства. Штраф составляет от 1 до 3 тыс руб, а также лишение ВУ на 2 месяца;
  • при перевозке пассажиров на мототранспорте – 20 тыс руб для физических лиц, и 100 тыс руб для юридических. Срок лишения ВУ – 6 мес.;
  • за превышение количества пассажиров в салоне — 500 руб, и лишение ВУ на полгода.
Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо этого шоферы, чей стаж вождения не превышает 2 года обязаны строго соблюдать все правила дорожного движения, так как при повторном, грубом нарушении, граждане лишаются прав на срок до 2 лет.

Источники


  1. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  2. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.

  3. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
Соблюдение пдд водителем автобуса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here