Служебный подлог – что это особенности преступления, наказание

Полезная и понятная информация в статье: "Служебный подлог – что это особенности преступления, наказание". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Статья 292. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

[3]

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Читайте так же:  Как сразу узнавать о штрафах с камер

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Служебный подлог

Статья 292 УК РФ определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

В качестве предмета преступления закон называет официальные документы. Под официальным документом следует понимать исходящий от соответствующих учреждений, предприятий, организаций письменный акт, удостоверяющий факты или события, имеющие юридическое значение. Такие документы содержат необходимые реквизиты и должны быть подписаны должностным лицом. Например, к официальным документам, как к предмету служебного подлога по конкретным делам были отнесены приказы, трудовые соглашения, издательские договоры, товарно-транспортные накладные, наряды о выполнении работ, бестоварные накладные, копии финансового лицевого счета, Книги записи актов гражданского состояния. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу и может рассматриваться как официальный после его подписания должностным лицом соответствующего учреждения и в соответствующем порядке. п. 5 Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20. 02.1995г. СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609. В соответствии со сложившейся практикой к предметам данного преступления относятся и находящиеся в делах государственного учреждения, предприятия или организации частные документы.

Документы, исходящие из коммерческих структур, различных некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, не являются предметом служебного подлога. Их подлог можно квалифицировать по ст.327 УК РФ при наличии всех признаков этого состава преступления.

С объективной стороны служебный подлог состоит во внесении в официальные документы: а) заведомо ложных сведений или б) исправлений, искажающих их действительное состояние.

Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений — это заполнение подлинных документов сведениями, не соответствующих действительности. Например, начальник отделения милиции вносит в паспорт своего знакомого запись о расторжении брака, тогда как брак в установленном законом порядке на расторгался. По делу директора завода крупнопанельного домостроения совершенный им служебный подлог выразился во внесении в наряды ложных сведений о работе, якобы выполненной женами нескольких рабочих, хотя последние сами выполняли ее в свободное время. Российская юстиция, № 4. 1999 г. Ст. 38.

Под внесением исправлений, искажающих действительное содержание официальных документов, следует понимать исправление отдельных реквизитов документа или замену их другими, переделку текста документа или даты его выдачи и т.д. Все они осуществляются путем физического или химического воздействия на документ.

По способу совершения должностной подлог может быть материальным и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в изменении содержания и вида документа: подделки, подчистки, приписки, вытравлении текста документа, переделке его реквизитов и т.п. Такой подлог оставляет невидимые, материальные следы и может быть установлен криминалистической экспертизой. Интеллектуальный подлог состоит в изготовлении документа ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном бланке соответствующего учреждения, скрепленного печатью учреждения и т.п. В этом случае подлог определяется путем доказывания ложности самих фактов или событий, о которых свидетельствует документ. А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998 г. Ст. 43.

Указанные в законе действия образуют рассматриваемое преступление, когда они совершаются должностным лицом, государственным служащим, а также служащим органа местного самоуправления с использованием своего служебного положения и вопреки интересам службы. Если этого нет, при наличии определенных условий речь может идти об ответственности по ст.327 УК РФ. Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: СПАРК. 1998. Ст. 814.

По конструкции рассматриваемый состав преступления является формальным. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных в законе действий.

С субъективной стороны служебный подлог характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что оно осуществляет подлог официальных документов, и желает совершить эти действия. Если лицо предписывает, например, фиктивную платежную ведомость на оплату труда, думая, что оформляет подлинный документ, в его действиях нет признаков служебного подлога. При установлении неосторожной вины и иных необходимых признаков оно может отвечать за халатность.

Обязательный признак данного преступления — корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность при подлоге понимается традиционно как стремление обогатиться либо избежать имущественных расходов. Под иной личной заинтересованностью имеются в виду некорыстные, но антиобщественные мотивы — месть, карьеризм, зависть, желание помочь родственникам или друзьям, например, в приобретении жилья, садового участка, гаража, получить благоприятные отзывы о своей работе, поддержать выгодные приятельские отношения. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.: Юрист. 1996 г. Ст. 435.

Субъектом преступления является должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Служебный подлог нередко выступает в качестве способа совершения или сокрытия другого преступления. В частности, если для сокрытия, присвоения или растраты чужого имущества в официальных документах совершаются подлоги, то содеянное образует реальную совокупность двух преступлений и квалифицируется по ст.160 и 292 УК РФ. Если должностное лицо выдало частному лицу заведомо подложный документ для получения пенсии, пособия или других выплат, его действия следует квалифицировать по ст.159 и 292 УК РФ при условии, что оно имело цель обратить в свою пользу или в пользу других лиц все незаконно полученные средства или их часть.

Квалификация служебного подлога по совокупности преступлений, предусмотренных ст.285, 293 УК РФ, возможно при наличии реальной совокупности преступлений.

Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является конструктивным признаком другого преступления.

Служебный подлог и халатность — преступления против государственной службы

Дата публикации: 20.10.2014 2014-10-20

Статья просмотрена: 1954 раза

Библиографическое описание:

Абрамов И. А. Служебный подлог и халатность — преступления против государственной службы // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 371-372. — URL https://moluch.ru/archive/76/13088/ (дата обращения: 21.11.2019).

Читайте так же:  Проверка, за что был выписан штраф по номеру постановления гибдд

Рассматривая данные преступления, необходимо указать, что они относятся к категории преступлений против государственной власти, государственной службы. Указанные в главе 30 УК РФ преступления — это общественно-опасные деяния, совершаемые вопреки интересам службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства. Необходимо обратится к определению, согласно ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» государственная служба –это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Выделяют три вида государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Государственными служащими являются граждане РФ, исполняющие обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, выплаченное за счёт средств федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта Федерации

В связи с этим необходимо обратится к двум достаточно важным преступлениям против государственной службы и государственной власти — служебному подлогу (ст.292 УК) и халатности (ст.293).

Служебный подлог характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива –корыстной или иной личной заинтересованности. Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Преступление является оконченным с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо искажений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ исправлен.

При рассмотрении данного необходимо учесть, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч.1 ст.292.1 УК РФ, и содержат два преступления: 1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства; 2)внесение должностным лицом, государственным служащим, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ. Объективная сторона преступления состоит в незаконной выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, внесение в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства РФ заведомо ложных сведений и последствии, выражающемся в незаконном приобретении гражданства.

В ходе реформирования важнейших сфер жизни нашего общества огромная роль принадлежит органам исполнительной, судебной власти, правоохранительным органам. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих органов власти и управления. Между тем, преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу, как на федеральном уровне, так и на региональном, в различные территориальные подразделения органов исполнительной власти, областные и республиканские департаменты и управления. Ряд работников этих органов и служб поражён негативными явлениями, нарушающими нормальную деятельность органов власти и управления, подрывающими их авторитет в глазах общества, зачастую срывающих и тормозящих решение важных, крупномасштабных мероприятий на уровне России, её субъектов, территориальных единиц. Поэтому преступные действия представителей государственной власти и должностных лиц недопустимы и влекут уголовную ответственность.

1. Уголовное право. Части Общая и Особенная: курс лекций/ Г. А. Есаков, А. И. Рарог и др.; под редакцией А. И. Рарога.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 480с.

[1]

2. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / под ред. Д-ра юр. Наук, проф. Л. В. Иногамовой –Хегай, д-ра юр. Наук, проф. А. И. Рарога, д-ра юр. Наук, проф. А. И. А.И. Чугаева. –М.: ИНФРА — М: КОНТРАКТ, 2004. -742с.

3. Уголовное право. Особенная часть: Учебник под редакцией профессора А. И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996, 480с.

Что такое служебный подлог – статья 292 УК РФ

Служебный подлог — есть противоправное действие, направленное против государственной власти. О том, что такое служебный подлог, как квалифицируется данное преступление в Уголовном кодексе РФ и какая ответственность предусмотрена за его совершение, Вы узнаете в нашей статье.

Согласно действующему законодательству, под служебным подлогом следует понимать подчистку либо вписывание в официальный документ заведомо неверной информации, искажающей истинное содержание бумаги, осуществляемой должностным лицом или муниципальным/государственным служащим. Данное преступное деяние осуществляется лицом из корыстных побуждений или при наличии персональной заинтересованности. Ответственность за данный вид преступления предусмотрена статьей 292 Уголовного кодекса РФ, при этом часть 2 статьи указывает на более опасный состав преступления, когда служебный подлог влечет собой нарушение прав граждан, общества и государства. Стоит отметить, что подлог нередко совершают совместно с другими преступлениями, например, с целью скрыть растрату либо иное. Поэтому очень важно правильно отделить один состав преступления от другого, обратить внимание на квалифицирующие признаки.

Уголовная ответственность за служебный подлог

Санкции за противоправные действия граждан, направленные на совершение служебного подлога, предусмотрены частями статьи 292 Уголовного кодекса РФ. Часть 1 статьи устанавливает:

  • штраф в размере 80 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода осужденного (в том числе неофициального дохода, наличие которого можно доказать) за 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 48 часов (выполняются осужденным в свободное время от основной деятельности);
  • исправительные работы на срок до 2-х лет (могут быть применены по основному месту работы или в другой организации);
  • принудительные работы на срок до 2-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев (не назначаются беременным женщинам и мамам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним);
  • лишение свободы на срок до 2-х лет (избирается только в том случае, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением).

Часть 2 статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за преступление, повлекшее за собой нарушение прав граждан или государства, в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработка осужденного в период за 1-3 года;
  • принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься деятельностью на срок до 3-х лет либо без такового;
  • лишением свободы до 4-х лет с запретом заниматься деятельностью или определенную должность на 3 года или без такового.

Часть 1 статья 292 Уголовного кодекса РФ – комментарий

Состав любого преступления – это объект, субъект, объективная и субъективная сторона, отсутствие в деянии этих составляющих влечет оставление лица, совершившего преступление, без наказания. Субъективной стороной служебного подлога являются два конкретных действия, которые могут быть совершены как вместе, так и по отдельности:

  1. составление заведомо ложных документов официального характера;
  2. внесение в указанные документы изменений, которые искажают общий смысл бумаги.
Читайте так же:  Справка о предоставлении отпуска

В данном случае под официальными документами подразумеваются нормативные акты, дипломы и аттестаты, лист временной нетрудоспособности, трудовые книжки, служебные удостоверения и другое. При этом предметом преступления могут выступать документы не только, которые уже существуют, где можно внести новые сведения или вписать исправления, но и вновь созданные бумаги, имеющие правовые последствия и удостоверяющие юридический факт.

Важно! Стоит отметить, что служебный подлог имеет место быть не только в бумагах, исходящих от конкретного органа — должностного лица, но и в других бумагах, которые поступают на его рассмотрение, например, в актах ревизии.

Окончанием преступления является момент совершения противоправных действий с документами, то есть для законодателя не имеет значения дальнейшая его судьба — будет ли документ применяться после внесения в него изменений либо нет. Служебный подлог всегда совершается только с прямым умыслом, при отсутствии такого данное деяние может быть квалифицированного как халатность, поскольку гражданин непреднамеренно проявил небрежность при исправлении документа. К уголовной ответственности за служебный подлог привлекаются только должностные лица и государственные/муниципальные служащие, работники организаций и граждане ответственность по данному составу не несут.

Часть 2 статья 292 Уголовного кодекса РФ – комментарий

Общественная опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан/ организаций либо общества/ государства определена законодателем в части 2 статьи 292 УК РФ. Данные преступления носят более серьезный характер, а, следовательно, и наказание за них предусмотрено более строгое. Окончанием преступления является факт наступления последствий поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав граждан или государства. При этом следствием должна быть установлена причинно-следственная связь непосредственно между совершением деяния и наступившими после этого последствиями. В данном виде преступления субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, ни о какой неосторожности речи идти не может.

Что еще нужно знать о служебном подлоге

По способу совершения преступления служебный подлог может быть:

  • интеллектуальным – изготовление документа на официальном бланке, при его неверном содержании;
  • материальным – трансформация содержания или вида бумаги.

Важно! Мотивом служебного подлога не всегда выступают корыстные намерения. Так, должностное лицо может внести заведомо ложные сведения в документы с целью приукрасить положение вещей либо скрыть свою некомпетентность.

Стоит отметить, что по статическим данным просматривается неуклонный рост преступлений, предусмотренных статьей 292 УК РФ. Более того, все больше проявляются новые формы подлогов, например, в сфере IT-технологий (электронных документов).

Официальный документ как предмет служебного подлога

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 20.11.2018 2018-11-20

Статья просмотрена: 687 раз

Библиографическое описание:

Ганиев А. Р. Официальный документ как предмет служебного подлога // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 112-114. — URL https://moluch.ru/archive/232/53865/ (дата обращения: 21.11.2019).

Одним из конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, является предмет преступления в виде официального документа. Сложность в правоприменительной практике вызывает то, что определение понятия «официальный документ» как и «документ» в целом Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит.

Понятие документа включено в Федеральный закон от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов», который определяет документ как материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

В этой связи возникает вопрос, можно ли данное понятие использовать применительно к уголовно — правовым отношениям. Конституционный суд в своем Определении от 13 октября 2009 г. № 1236-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Ю. С. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации» дал положительный ответ на этот вопрос, не согласившись с мнением заявительницы о неопределенности и возможности расширительного толкования термина «официальный документ».

Высшая судебная инстанция сочла, что ст. 292 УК РФ не содержит неопределенности в оценке документа как предмета преступления и не является произвольной, поскольку официальными являются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер [1].

Следует отметить, что такую позицию Конституционного суда поддерживают далеко не все ученые — теоретики в области уголовного права. Например, Л. А. Букалерова считает, что такое определение официального документа «в силу своей неконкретности не может быть использовано уголовным правом» [2]. О. С. Степанюк же убережён, что определение понятия «официальный документ» из другой правовой сферы будет использоваться в качестве шаблона, а такой бланкетный подход «способен негативно сказаться на правоприменительной практике следственных органов и судов [3].

Определенным этапом устранения вышеописанных недочетов и трудностей определения предмета анализируемого преступления стали разъяснения, содержащиеся в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В соответствии с которым предметом служебного подлога является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей.

В теории уголовного права признак официальности, который Постановление, к сожалению, не определяет, является дискуссионным. Безусловно, к официальным документам относятся документы, созданные государственными, муниципальными органами. Неопределенность возникает в отношении документов, происходящих из иных источников, но попадающих в государственный и муниципальный документооборот.

Предполагается вполне обоснованным считать документ официальным, если за ним государство в лице органов в установленном законом порядке признает юридическое значение. Впрочем, при обсуждении проекта Постановления предлагалось в определении указать, что официальный документ подпадает под действие строгой отчетности и контроля за обращением [4].

Термин «официальный» в русском языке употребляется в двух значениях: правительственный или должностной и документ, использующийся с соблюдением всех правил, формальностей. В последнем случае имеется в виду четкое соблюдение требований по оформлению документа в зависимости от его носителя: заголовок, гриф согласования и утверждения, место составления, подпись и иные реквизиты. Официальные документы должны оформляться и удостоверяться в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативно — правовых актах.

Читайте так же:  Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих

Наличие удостоверяющей силы — еще один признак официального документа, который выделяет Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Документы информационного характера, в которых излагаются факты, не удостоверенные данным документом, не имеют удостоверяющей силы. Да, они могут иметь режим официальных документов, но не могут быть признаны предметом служебного подлога.

Так, по приговору Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга 6 сентября 2001 г. признана виновной в служебном подлоге следователь РУВД, которая с целью избежать наложения взыскания за волокиту по расследованию дела, внесла в документы первичного учета (статистические карточки) заведомо ложные сведения о направлении дела в суд.

Президиум Свердловского областного суда не усмотрел в вышеописанном деянии состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ и прекратил уголовное дело. Свою точку зрению он пояснил следующим образом: «По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются только официальные документы, т. е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них».

Статистические карты как документы первичного учета, не устанавливают каких — либо юридических фактов и не влекут правовых последствий. Они носят лишь информационный характер и используются только для решения ведомственных задач, поэтому к официальным документам не отнесены быть не могут.

Последним признаком официального документа, который выделяет Пленум Верховного Суда РФ, являются факты, удостоверяющие документ и влекущие юридические последствия в виде предоставления прав или их лишения, возложения обязанностей или освобождения от них, изменения объема прав и обязанностей.

В указаниях Верховный Суд Российской Федерации к официальным документам, как к предмету служебного подлога, относит постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела, в которые должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности или в целях улучшения показателей раскрываемости преступлений могут вноситься заведомо ложных сведения. Однако из числа предметов служебного подлога он исключает такие документы как протоколы допросов, протоколы судебного заседания и т. д. Бесспорно, эти документы сами по себе не предоставляют прав и не освобождают от обязанностей, однако они имеют важное юридическое значение, поэтому представляется обоснованным смягчить требования, предъявляемые к предмету служебного подлога. Вполне обоснованным видится отметить возможность фактов, которые удостоверяются документом и вызывают последствия в виде предоставления прав или освобождения от обязанностей, влиять на наступление последствий в виде предоставления прав или освобождения от обязанностей.

Другим интересным вопросом является вопрос отнесения электронных документов к числу официальных: обязательно ли носитель должен иметь материальную форму. Если обратиться к понятию материального носителя, закрепленное в ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485–1 «О государственной тайне», становится очевидным, что качестве материального носителя могут выступать физические поля. Законодатель соотносит физическое поле с отдельной формой материи, а это позволяет сделать вывод о признании электронной формы документа в качестве материального носителя информации.

Таким образом, предметом служебного подлога может быть как бумажный, так и электронный документ, составленный государственными и муниципальными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими, оформленный в установленном порядке соблюдением всех обязательных реквизитов. Характер официальности документу придает его содержание — удостоверение юридических фактов как непосредственно порождающих возникновение, изменение или прекращение правоотношений, так и удостоверяющих юридически значимые поступки, свидетельствующие о возможности наступления правовых последствий. Предмет служебного подлога — конструктивный признак состава преступления, который подлежит обязательному установлению при квалификации деяния, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Поэтому во избежание расхождений в толковании вышеуказанного понятия и правильного его уяснения, как в теории, так и на практике статья ст. 292 УК РФ нуждается в дополнении дефиницией «официальный документ».

1. Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. № 1236-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Ю. С». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1693023/

  1. Букалерова Л. А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота / под ред. В. С. Комиссарова, Н. И. Пикурова. М.: Юрлитинформ, 2006- С.71.
  2. Степанюк О. С., Степанюк А. В. Проблема межотраслевого подхода к толкованию понятия «официальный документ» // СПС «Гарант».
  3. Букалерова Л. А. О проекте постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях» // Уголовное право. 2013. № 5. С. 45.

Служебный подлог Статья 292

Основной объект преступления — нормальная деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере обращения с официальными документами. В качестве дополнительного объекта преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ, исходящий от гос-х органов, органов местн. самоуправления, гос. и мун. учреждений, управленческих структур ВСил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, выражена виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что вносит в официальный документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить такие действия. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность. Если служебный подлог совершается в отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности, то речь может идти только о дисц-й, но не уголовной ответственности.

Читайте так же:  Оформление аренды транспортного средства без экипажа у физического лица, сопутствующие налоги

Субъект преступления специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Часть 2 ст. 292 УК РФ предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства(комм. к ст. 285 УК РФ). Анализируемый состав преступления относится к числу материальных: преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ, окончено с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Между деянием и последствием должна быть установлена непосредственная причинно-следственная связь. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны квалифицированного состава преступления является также мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8837 —

| 7552 — или читать все.

Юридические последствия служебного подлога

Любой служащий или должностное лицо, имеющее доступ и право на составление документации, могут совершить служебный подлог. Согласно ст.292 УК под подлогом понимается внесение в служебную документацию заведомо ложных сведений либо умышленное удаление информации, которая должна содержаться в документе.

Состав преступления

Каждое преступление характеризуется следующими элементами:

  1. Объект;
  2. Объективная сторона;
  3. Субъект;
  4. Субъективная сторона.

Рассмотрим эти элементы применительно к служебному подлогу.

Предметом преступления выступают официальные документы, в которые вносятся недостоверные сведения. Под официальным документом понимается любой материальный носитель информации, который подтверждает определённый факт.

Как правило, такой документ имеет следующие отличительные особенности:

  1. Информация, содержащаяся в нём, обладает юридической значимостью.
  2. При его выдаче соблюдаются все требования делопроизводства (специальный бланк или утверждённая форма, реквизиты исходящей корреспонденции и так далее).
  3. Подпись уполномоченного лица, предоставляющего информацию.

Документы, которые могут стать предметом преступления не обязательно должны выдаваться органом, должностное лицо которого совершило подлог, они могут попасть туда и просто на рассмотрение из других структур. Самыми часто встречаемыми предметами подлога являются больничные листы, дипломы об образовании и трудовые книжки.

В судебной практике встречается предоставление в суд подложных документов. Воспользовавшись служебным положением, следователь или адвокат подделывают доказательственную базу, чтобы склонить судью в сторону принятия выгодного решения.

Объективная сторона

С объективной стороны подлог документов должностным лицом может быть 2 видов:

  1. Внесение в официальный документ записи с заведомо несоответствующими действительности сведениями (в некоторых источниках этот вид называют материальным).
  2. Исправление документа таким образом, что это искажает действительное содержание и факты (интеллектуальный вид).

[2]

Для квалификации преступления не важно совершил ли злоумышленник одно из этих действий или оба вместе.

Преступление считается оконченным, как только должностное лицо внесло ложные сведения в документ.

Привлечь к ответственности по рассматриваемой статье можно только государственного служащего или муниципального служащего (то есть сотрудника местных органов самоуправления), который не является должностным лицом.

Остальные граждане, в том числе работники коммерческих организаций, не несут ответственности по данной статье.

Субъективная сторона

Подлог совершается только с прямым умыслом и специальной целью – корыстной или другой личной заинтересованностью. Описки или невнимательность лица при составлении документа не могут являться основанием для привлечения его к ответственности за должностной подлог по УК РФ .

Меры наказания

  • Штраф до 80 тыс. рублей или в размере полугодового заработка преступника;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы на 2 года;
  • Принудительные работы на такой же срок;
  • Арест до полугода;
  • Тюремное заключение до 2 лет.

Для второй части необходимо наступление определённых последствий: причинение существенного вреда правам граждан или общества в целом.

В данном случае преступление будет окончено только после наступления конкретных последствий. Кроме этого следствию необходимо доказать прямую причинную связь между фальсификацией информации в документе и вредными последствиями.

С учётом характера неблагоприятных последствий, наказание за такое деяние предусматривается более строгое:

  • Штраф от 100 тысяч до полумиллиона рублей;
  • Принудительные работы на 4 года + лишение возможности занимать некоторые должности;
  • Тюремное заключение на такой же срок с лишением возможности занимать некоторые должности после освобождения.

Судебная практика

Чаще всего должностной подлог выступает не как одно отдельное преступление, а является следствием другого противоправного деяния и направлен на его сокрытие.

Так, например, произошло в одной из больниц Краснодарской области. Пациент, находящийся в стационаре, жаловался своему лечащему врачу на острую боль в левой лопатке. Врач, торопившийся домой в конце смены, отмахнулся от него, сказав, что будет разбираться с этим завтра. Ночью у мужчины случился инфаркт, и он умер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того, чтобы скрыть врачебную халатность врач вписал в журналы и другие документы информацию о том, что он оказывал помощь больному, провёл все необходимые исследования и назначил лекарства. Однако соседи умершего пациента по палате обратились к следователю с соответствующим заявлением, и врач был привлечён к ответственности.

Источники


  1. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  2. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.

  3. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Служебный подлог – что это особенности преступления, наказание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here