Системы безопасности автомобиля. часть 5. система динамической стабилизации автомобиля (esp)

Полезная и понятная информация в статье: "Системы безопасности автомобиля. часть 5. система динамической стабилизации автомобиля (esp)". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Система курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости (другое наименование — система динамической стабилизации) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации. С 2011 года оснащение системой курсовой устойчивости новых легковых автомобилей является обязательным в США, Канаде, странах Евросоюза.

Система позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной водителем траектории при различных режимах движения (разгоне, торможении, движении по прямой, в поворотах и при свободном качении).

В зависимости от производителя различают следующие названия системы курсовой устойчивости:

  • ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;
  • ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;
  • DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на автомобилях Volvo;
  • VSA (Vehicle Stability Assist) на автомобилях Honda, Acura;
  • VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota;
  • VDC (Vehicle Dynamic Control) на автомобилях Infiniti, Nissan, Subaru.

Устройство и принцип действия системы курсовой устойчивости рассмотрены на примере самой распространенной системы ESP, которая выпускается с 1995 года.

Устройство системы курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости объединяет входные датчики, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства.

Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы. С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля.

Используются в оценке действий водителя датчики угла поворота рулевого колеса, давления в тормозной системе, выключатель стоп-сигнала. Оценивают фактические параметры движения датчики частоты вращения колес, продольного и поперечного ускорения, угловой скорости автомобиля, давления в тормозной системе.

Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности:

  • впускные и выпускные клапаны системы ABS;
  • переключающие и клапаны высокого давления системы ASR;
  • контрольные лампы системы ESP, системы ABS, тормозной системы.

В своей работе блок управления ESP взаимодействует с системой управления двигателем и автоматической коробки передач (через соответствующие блоки). Помимо приема сигналов от этих систем блок управления формирует управляющие воздействия на элементы системы управления двигателем и АКПП.

Для работы системы динамической стабилизации используется гидравлический блок системы ABS/ASR со всеми компонентами.

Принцип работы системы курсовой устойчивости

Определение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.

Стабилизация движения автомобиля с помощью системы курсовой устойчивости может достигаться несколькими способами:

  • подтормаживанием определенных колес;
  • изменением крутящего момента двигателя;
  • изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
  • изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески) .

При недостаточной поворачиваемости система ESP предотвращает увод автомобиля наружу за пределы траектории поворота, подтормаживая заднее внутреннее колесо и изменяя крутящий момент двигателя.

При избыточной поворачиваемости занос автомобиля в повороте предотвращается подтормаживанием переднего наружного колеса и изменением крутящего момента двигателя.

Подтормаживание колес производится путем включения в работу соответствующих систем активной безопасности. Работа при этом носит циклический характер: увеличение давления, удержание давления и сброс давления в тормозной системе.

Изменение крутящего момента двигателя в системе ESP может осуществляться несколькими путями:

  • изменением положения дроссельной заслонки;
  • пропуском впрыска топлива;
  • пропуском импульсов зажигания;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • отменой переключения передачи в АКПП;
  • перераспределением крутящего момента между осями (при наличии полного привода).

Система, объединяющая систему курсовой устойчивости, рулевое управление и подвеску носит название интегрированной системы управления динамикой автомобиля.

Дополнительные функции системы курсовой устойчивости

В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы): гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и и др.

Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.

Система предотвращения опрокидывания ROP (Roll Over Prevention) стабилизирует движение автомобиля при угрозе опрокидывания. Предотвращение опрокидывания достигается за счет уменьшения поперечного ускорения путем подтормаживания передних колес и снижения крутящего момента двигателя. Дополнительное давление в тормозной системе создается с помощью активного усилителя тормозов.

Система предотвращения столкновения (Braking Guard) может быть реализована в автомобиле, оснащенном адаптивным круиз-контролем. Система предотвращает опасность столкновения с помощью визуальных и звуковых сигналов, а в критической ситуации — путем нагнетания давления в тормозной системе (автоматического включения насоса обратной подачи).

Система стабилизации автопоезда может быть реализована в автомобиле, оборудованным тягово-сцепным устройством. Система предотвращает рыскание прицепа при движении автомобиля, которое достигается за счет торможения колес или снижения крутящего момента.

Система повышения эффективности тормозов при нагреве FBS (Fading Brake Support, другое наименование — Over Boost) предотвращает недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, возникающее при нагреве, путем дополнительного увеличения давления в тормозном приводе.

Система удаления влаги с тормозных дисков активируется на скорости свыше 50км/ч и включенных стеклоочистителях. Принцип работы системы заключается в кратковременном повышении давления в контуре передних колес, за счет чего тормозные колодки прижимаются к дискам и происходит испарение влаги.

Системы безопасности автомобиля. Часть 5. Система динамической стабилизации автомобиля (ESP).

Добрый день, уважаемые читатели.

В этой статье из серии «Системы безопасности автомобиля» речь пойдет о системе активной безопасности ESP. ESP — Electronic Stability Program — система динамической стабилизации или система курсовой устойчивости. Так же как и рассмотренная в предшествующей статье серии ABS, система ESP служит не для устранения аварии, а для ее предотвращения.

Читайте так же:  Как оформить полис осаго

Однако в отличие от той же антиблокировочной системы тормозов, система динамической стабилизации распространена еще не слишком сильно, и на относительно недорогих зарубежных и тем более отечественных легковых автомобилях ее встретить пока невозможно.

Полагаю, что это дело времени, и лет так через 5 esp станет общепринятым стандартом, а автомобилей без этой системы просто не будут выпускать.

Пришло самое время перейти к подробному рассмотрению системы, однако для начала я хочу привести пример ситуации, в которой esp могла бы помочь избежать ДТП.

Ситуация, в которой ESP могла бы предотвратить ДТП

Итак, предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором автомобиль попадает в занос на сухой дороге и провоцирует ДТП:

Как Вы уже поняли при просмотре видео, виновником ДТП является автомобиль, который попал в занос. Хотя на самом деле правила дорожного движения нарушают чуть ли не все участники инцидента.

Система ESP позволяет избежать именно таких заносов, например, возникших при попадании колеса или нескольких колес автомобиля на обочину.

Как работает система динамической стабилизации

Постараюсь описать принципы работы системы динамической стабилизации максимально просто, чтобы у Вас не осталось никаких вопросов.

ESP работает следующим образом: система контролирует положение рулевого колеса автомобиля и его реальное направление движения. До тех пор, пока автомобиль едет строго по направлению руля, система не вмешивается в работу.

Однако в том случае, если траектория автомобиля вдруг перестанет соответствовать положению рулевого колеса (такое может произойти в случае заноса или сноса), система немедленно вмешается и поможет водителю избежать ДТП.

Конечно же в реальности работа системы протекает более сложно. ESP является расширением ABS и во многом задействует устройства и механизмы, которые присутствую в ABS. Однако для ESP необходимо наличие также акселерометра (датчика, определяющего реальное направление движения автомобиля) и датчика, определяющего положение рулевого колеса автомобиля.

В случае расхождения результатов двух вышеперечисленных датчиков система ограничивает тормозные усилия, прикладываемые к одному или нескольким колесам (заставляя их тормозить меньше), а в некоторых случаях вмешивается и в работу двигателя (заставляя автомобиль разгоняться или притормаживать).

Подведя итоги всему вышесказанному, хочу отметить, что ESP помогает избежать таких проблемных ситуаций, которых без этой системы избежать вряд ли удастся.

Еще раз напомню, что в настоящее время система динамической стабилизации устанавливается далеко не на все автомобили (один из самых дешевых автомобилей, где такая система может быть установлена — citroen c3 стоимостью более 500 тыс. рублей), однако это вопрос времени. Если же в Вашем автомобиле ESP нет, то рекомендую воздерживаться от неосмотрительных маневров на больших скоростях.

Renault Duster ПЫЛЬная сторона › Бортжурнал › Принцип действия системы ESP

ESP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день аббревиатур, обозначающих одно и то же: систему динамической стабилизации автомобиля. В зависимости от производителя буквы в названии этой системы могут быть разными — ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, но суть везде едина: в опасных ситуациях эта электроника помогает вам справиться с автомобилем.

Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».

Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994 году. С 1995 года система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz CL 600, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.

Сегодня система динамической стабилизации доступна, хотя бы в качестве опции, почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует. Так как же она работает?
Современная ESP взаимосвязана с ABS, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); датчика положения рулевого колеса; датчика давления в тормозной системе.

Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.

Схема работы ESP

Обрабатывая сигналы с датчиков, контроллер постоянно сравнивает фактическое поведение автомобиля с тем, что заложено в программе. В случае если поведение автомобиля отличается от расчётного, контроллер понимает это как возникновение опасной ситуации и стремится исправить её.

Вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее колесо или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.

Слева: в поворот автомобиль входит со сносом. Обнаруживая это, система подтормаживает левое заднее колесо, стабилизируя движение машины.
Справа: в повороте автомобиль заносит. Стабилизация осуществляется за счет приложения дополнительной тормозной силы к правому переднему колесу.

Читайте так же:  Выгодно ли выращивать зелень на продажу все за и против

1. ESP может не работать должным образом, если шины или колёса, которые вы используете, не совпадают с рекомендованными в данной инструкции. Когда вы меняете шины или колёса, используйте только тот тип и размер, которые рекомендованы в данном пособии.
2. ESP не будет работать должным образом, если шины накачаны не в соответствии с рекомендованным давлениям шин.
3. ESP не может работать должным образом, если шины сильно стёрты. Заменяйте шины тогда, когда появятся следы износа шин в виде желобков на поверхности колеи.
4. ESP не сможет работать должным образом, если на шинах установлена цепь противоскольжения.
5. ESP не заменяет зимние шины или цепи противоскольжения на покрытых снегом дорогах.
6. ESP не будет работать должным образом, если действующие части двигателя, например, муфта не соответствует стандартам на оборудование или она сильно повреждена.
7. Когда ESP начнёт работать неверно, не стоит ослаблять работу подвески.

(статью взял отсюда статья на дастер-форуме, а первоисточник я не нашел)

[3]

Сравнение Дастеров с ESP и без

Сравнение различных машин с ESP и без

Лучшая система динамической стабилизации esp не позволит автомобилю сойти с курса

Компания Saab впервые применяет систему динамической стабилизации (ESP) в качестве дополнительного оборудования для нового поколения автомобилей Saab 9-5. Для создания этой высокотехнологичной системы к ранее применявшимся антиблокировочной и противобуксовочной системам добавлено несколько новых датчиков.

Вместе с модернизированной подвеской система ESP позволила до разумного предела развить «спортивные» качества автомобиля при полном контроле водителя за движением. Несколько запоздалое продвижение на рынок автомобилей Saab с системой ESP объясняется традиционной для компании Saab тщательностью разработки и тестирования. Взяв за основу программное обеспечение компании Bosch, инженеры Saab существенно его переработали согласно собственным критериям. Новая система ESP превзошла аналогичные системы конкурентов. Это наиболее изощренная и «умная» из всех аналогичных систем, представленных на рынке, способная уловить малейшие изменения в сцеплении колес с дорожным покрытием.

Как объяснил Ларс-Горан Вармарк (Lars-Goran Warmark), главный специалист по разработке тормозных систем, система ESP не предназначена исключительно для работы в экстремальных ситуациях или для компенсации недостатков шасси и ошибок вождения. Цель Saab состояла в обогащении водителя новыми ощущениями. «Традиционные системы начинают работать только в тот момент, когда начинается занос. Мы же стремились сделать систему, которая «пугается раньше водителя». При этом водитель чувствует себя гораздо спокойнее».

Прежде, чем был получен желаемый результат, Ларс-Горан и его команда проделала большую работу. В процессе интенсивной разработки пришлось изменить и антиблокировочную систему (ABS), чтобы обеспечить устойчивость и управляемость автомобиля при маневрировании с целью избежать аварии. При этом тормозной путь не должен был увеличиться.

Сначала испытания проводились в течение шести месяцев на скользких дорогах в северной части Швеции. После этого тесты были перенесены в Германию в Хокенхайм, дороги которого, напротив, славятся высоким коэффициентом сцепления с шинами автомобиля. «Хокенхайм был для нас особенно привлекателен», — рассказывает Питер Ставеред (Peter Stavered), инженер-разработчик. «Он расположен недалеко от штаб-квартиры нашего поставщика, компании Bosch. Поэтому нам было несложно организовать обратную связь и консультации с Bosch, а также провести скоростные испытания на дорогах с хорошими характеристиками дорожного покрытия. В Хокенхайме мы смогли выполнить тесты на предельных скоростях».

В результате была создана одна из самых лучших в мире систем ESP, полностью соответствующая высочайшим требованиям Saab и превосходящая лучшие системы конкурентов. Система может быть заказана для автомобилей с бензиновыми двигателями уже в настоящее время, а несколько позже будет доступна для установки на автомобили с дизельными двигателями.

Оборудование Bosch, доработанное Saab

Основа системы ESP — датчик курсовой устойчивости (датчик угла поворота автомобиля относительно вертикальной оси), спроектированный компанией Bosch. Показания этого датчика постоянно сопоставляются с сигналами датчиков поворота рулевого колеса, величиной давления в антиблокировочной системе, а также с сигналами, поступающими от гидравлического блока (HCU) и от компьютера управления двигателем (ECU).

Инженеры выполнили настройку системы применительно к автомобилям Saab, изменив значения двадцати заранее заданных разработчиками Bosch параметров. Всего в процессе тестирования было исследовано более сотни параметров, которые затем были изменены, отброшены или оставлены для последующего изменения. Таким образом, более 10% всех предустановленных компанией Bosch параметров подверглись анализу и, при необходимости, — изменению.

Система ESP, созданная Saab, работает следующим образом. Ее основная цель — помочь водителю в управлении автомобилем. Если при повороте автомобиль въезжает на участок дороги, на котором сцепление колес с покрытием меньше, чем ожидал водитель, то может произойти неконтролируемый занос задних колес (так называемая «избыточная поворачиваемость»). В этом случае система ESP подтормаживает колеса внешнего борта, чтобы устранить избыточный поворот и вернуть автомобиль на заданную траекторию. Таким образом, система ненавязчиво помогает водителю в управлении автомобилем без резкого вмешательства в этот процесс в самый последний момент.

Видео (кликните для воспроизведения).

В каком-то смысле эта система больше похожа на ребристый коврик на краю бассейна, который предохраняет пловца от случайного падения, чем на спасательный круг, который бросают человеку, уже упавшему за борт.

Столь же эффективно система ESP помогает водителю, если на скользком участке дороги начинается занос передних колес (так называемая «недостаточная поворачиваемость»). Если передняя часть автомобиля проявляет тенденцию к смещению во внешнюю сторону, то система ESP подтормаживает колеса внутреннего борта, чтобы автомобиль вернулся на заданную траекторию. Отметим, что при слишком сильном торможении автомобиль мог бы перейти от недостаточной к избыточной поворачиваемости.

«В большинстве случаев» — говорит Ларс-Горан, «водителю не нужно корректировать направление движения. Системы ESP и «Traction Control» сделают это за него».

Читайте так же:  Размер штрафа за дтп виновнику аварии

Новейшая антиблокировочная система с электронным регулятором тормозных сил и противобуксовочной системой

В новую антиблокировочную систему (ABS) Saab 9-5 с момента выпуска этого автомобиля входят электронный регулятор тормозных сил (EBD), а по заказу также электронная противобуксовочная система (TCS). Следует отметить, что в состав новой системы динамической стабилизации (ESP) всегда входит противобуксовочная система. Это привело к модификации системы ABS с целью ее адаптации к системе ESP.

Система ABS предотвращает полную блокировку колес при торможении автомобиля с помощью электромагнитного клапана, который управляет золотником центрального гидромодулятора. Как только система с помощью одного из колесных датчиков обнаружит, что колесо начинает скользить без вращения, система сбрасывает давление из тормозного контура заблокированного колеса, направляя рабочую жидкость во вспомогательный резервуар низкого давления. Когда колесо восстановит способность вращаться со скоростью, соответствующей движению автомобиля, рабочая жидкость под высоким давлением вновь поступает от насоса ABS к тормозному механизму данного колеса.

Процесс, описанный выше, циклически повторяется с частотой 12 циклов в минуту. В результате колесо полностью не блокируется и, следовательно, автомобиль остается управляемым, а тормозной путь уменьшается.

Составной частью данной антиблокировочной системы является электронный регулятор тормозных сил (EBD). Он вступает в действие при резком торможении до начала работы ABS. Задача системы EBD состоит в правильном распределении тормозных сил между тормозными механизмами переднего и заднего моста.

Система EBD управляется общим с ABS электронным блоком, который сравнивает скольжение задних колес с базовым значением, в качестве которого принято скольжение передних колес. Если обнаруживается значительное рассогласование, то система изменяет давление в тормозных контурах задних колес без использования насоса ESP. Отметим, что данная система не информирует водителя о регулировании тормозных сил.

Противобуксовочная система, интегрированная в систему ABS
Противобуксовочная система «Traction control» (TCS) работает согласованно с системой управления двигателем.
Назначение системы TCS: предотвращение буксования колес на скользком покрытии дороги.

Система TCS двухконтурная, с индивидуальным регулированием каждого из колес переднего моста. Она перераспределяет крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам, таким образом, чтобы большая часть момента приходилась на колесо с более высоким коэффициентом сцепления с дорогой. При необходимости система TCS подает в компьютер управления двигателем сигнал на уменьшение крутящего момента. Получив этот сигнал, компьютер уменьшает степень открытия дроссельной заслонки. Если система «Traction control» активна, на приборной панели светится визуальный сигнализатор, предупреждая водителя о скользкой дороге.

Система TCS работает в автоматическом режиме, но ее можно отключить в особых условиях движения (например, если колеса оборудованы цепями противоскольжения). Систему можно отключить, только если скорость движения автомобиля не превышает 60 км/ч.

Противобуксовочная система использует информацию, поступающую от датчиков скоростей передних колес, которые входят в систему ABS. Постоянно отслеживая скольжение и ускорение ведущих колес, система TCS сравнивает эти параметры с аналогичной информацией, поступающей от датчиков задних колес. Если обнаруживается чрезмерное скольжение только одного из передних колес (что обычно происходит на скользком покрытии при трогании с места или при подъеме с малой скоростью), то это колесо подтормаживается, чтобы дифференциал передал крутящий момент на другое переднее колесо, если его сцепление с дорожным покрытием выше. Если же буксуют оба ведущих колеса, то компьютер управления двигателем уменьшает крутящий момент до тех пор, пока колеса не перестанут буксовать.

ABS+EBD+TCS +ESP= надежное управление

Система ESP компании Saab объединяет преимущества всех рассмотренных выше систем и способна прогнозировать поведение автомобиля на дороге. Но в системе ESP есть еще дополнительные датчики колес и датчик поворота автомобиля относительно вертикальной оси. Благодаря этим датчикам, системы TCS и ESP работают более плавно, так как система управления двигателем располагает большей информацией, чтобы понять поведение автомобиля и реагировать соответствующим образом.

«Для успеха разработки» — говорит Ларс-Горан, «решающим фактором было то, что мы смогли настроить параметры управления торможением и крутящим моментом более точно и добиться необыкновенно плавной работы указанных систем».

«Система будет работоспособна при непременном условии ее сочетания с качественным шасси. Вам не удастся заставить систему ESP проявить все свои расширенные возможности, если ей придется исправлять недостатки ходовой части».

Это тем более верно для маневрирования по узким, извилистым дорогам. Если система ESP работает совместно с качественным шасси, то она, слегка подтормаживая соответствующие колеса, с легкостью нейтрализует смещение массы задней части кузова, вызванное избыточной поворачиваемостью, и деликатно возвращает эту массу на траекторию движения.

[2]

«Нам приятно сознавать, что ESP — лучшее средство для курсовой устойчивости, — комментирует Питер Ставеред (Peter Stavered), инженер-разработчик. «Вы можете всю жизнь водить свой автомобиль, избегая аварий. Однако вернуться на заданную траекторию после резкого изменения направления движения — совсем не просто. Для этого нужно быть гонщиком, участвующим в ралли, или иметь систему ESP. Второе даже лучше, так как гонщик не может, например, затормозить только два колеса — обязательно все четыре. Система ESP может затормозить только два колеса одного борта. При этом действие системы может быть настолько плавным, что вы его даже не заметите. Еще одна аналогия в дополнение к предыдущему примеру: вы как бы едете по снежной зимней дороге с длинными сугробами на обочинах, которые не позволяют вашему автомобилю сбиться с курса».

Системы безопасности автомобиля. Часть 5. Система динамической стабилизации автомобиля (ESP).

Добрый день, уважаемые читатели.

В этой статье из серии «Системы безопасности автомобиля» речь пойдет о системе активной безопасности ESP. ESP — Electronic Stability Program — система динамической стабилизации или система курсовой устойчивости. Так же как и рассмотренная в предшествующей статье серии ABS, система ESP служит не для устранения аварии, а для ее предотвращения.

Однако в отличие от той же антиблокировочной системы тормозов, система динамической стабилизации распространена еще не слишком сильно, и на относительно недорогих зарубежных и тем более отечественных легковых автомобилях ее встретить пока невозможно.

Читайте так же:  Как подать на развод через «госуслуги»

Полагаю, что это дело времени, и лет так через 5 esp станет общепринятым стандартом, а автомобилей без этой системы просто не будут выпускать.

Пришло самое время перейти к подробному рассмотрению системы, однако для начала я хочу привести пример ситуации, в которой esp могла бы помочь избежать ДТП.

Ситуация, в которой ESP могла бы предотвратить ДТП

Итак, предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором автомобиль попадает в занос на сухой дороге и провоцирует ДТП:

Как Вы уже поняли при просмотре видео, виновником ДТП является автомобиль, который попал в занос. Хотя на самом деле правила дорожного движения нарушают чуть ли не все участники инцидента.

Система ESP позволяет избежать именно таких заносов, например, возникших при попадании колеса или нескольких колес автомобиля на обочину.

Как работает система динамической стабилизации

Постараюсь описать принципы работы системы динамической стабилизации максимально просто, чтобы у Вас не осталось никаких вопросов.

ESP работает следующим образом: система контролирует положение рулевого колеса автомобиля и его реальное направление движения. До тех пор, пока автомобиль едет строго по направлению руля, система не вмешивается в работу.

Однако в том случае, если траектория автомобиля вдруг перестанет соответствовать положению рулевого колеса (такое может произойти в случае заноса или сноса), система немедленно вмешается и поможет водителю избежать ДТП.

Конечно же в реальности работа системы протекает более сложно. ESP является расширением ABS и во многом задействует устройства и механизмы, которые присутствую в ABS. Однако для ESP необходимо наличие также акселерометра (датчика, определяющего реальное направление движения автомобиля) и датчика, определяющего положение рулевого колеса автомобиля.

В случае расхождения результатов двух вышеперечисленных датчиков система ограничивает тормозные усилия, прикладываемые к одному или нескольким колесам (заставляя их тормозить меньше), а в некоторых случаях вмешивается и в работу двигателя (заставляя автомобиль разгоняться или притормаживать).

Подведя итоги всему вышесказанному, хочу отметить, что ESP помогает избежать таких проблемных ситуаций, которых без этой системы избежать вряд ли удастся.

Еще раз напомню, что в настоящее время система динамической стабилизации устанавливается далеко не на все автомобили (один из самых дешевых автомобилей, где такая система может быть установлена — citroen c3 стоимостью более 500 тыс. рублей), однако это вопрос времени. Если же в Вашем автомобиле ESP нет, то рекомендую воздерживаться от неосмотрительных маневров на больших скоростях.

Электронная система динамической стабилизации автомобиля поможет в борьбе с заносами

Занос – это не только неприятное, но и опасное явление, которое может привести к печальным последствиям. Такое неестественное движение автомобиля сопровождается скольжением колес, при котором транспортное средство теряет сцепление с дорожным покрытием. Это может произойти на обледенелой дороге либо при резком маневре. Однако в борьбе с заносами поможет электронная система динамической стабилизации автомобиля (ESP).

Как работает электронная система динамической стабилизации автомобиля

Электронная система динамической стабилизации автомобиля способна сохранить вам жизнь

Электронная система стабилизации одновременно контролирует направление рулевого колеса и его реальную траекторию движения. Как только положение машины не соответствует направлению руля, вмешивается ESP.
На самом же деле работа системы стабилизации протекает намного сложнее. ESP обрабатывает данные сразу с нескольких информаторов, таких как:

  • датчики вращения колес;
  • измеритель угола поворота рулевого колеса;
  • система управления тормозными магистралями;
  • Yaw Sensor – датчик осевого поворота.

Блок управления считывает и анализирует информацию с каждого датчика. Если данные не соответствуют норме и показатели расходятся, то ESP автоматически активируется. В экстренной ситуации эта система замедляет движение колес (зависимости от обстоятельств – передние, задние либо все), препятствует попаданию бензина в инжектор и останавливает работу двигателя.

Устройство системы стабилизации ESP

Принципиальная схема электронной системы стабилизации

Система стабилизации автомобиля представляет собой комплекс различных устройств, которые помогают водителю избежать аварийной ситуации.

  • ABS –препятствует блокированию колес при резком торможении и сохраняет управляемость автомобиля.
  • EBD – система распределения тормозных усилий, которая предотвращает блокировку задних колес.
  • EDS или электронная блокировка дифференциала предотвращает пробуксовку ведущих колес за счет их подтормаживания.
  • ASR также предотвращает пробуксовку ведущих колес, но уже за счет уменьшения тягового усилия двигателя.

Дополнительные функции электронной системы стабилизации

Наглядная схема эффективности системы стабилизации

Некоторые модели автомобилей оснащены ESP с дополнительными функциями.

  • ROP – система, которая предотвращает опрокидывание автомобиля и стабилизирует его движение.
  • FBS увеличивает давление в тормозном приводе, что предотвращает недостаточное сцепление при нагреве тормозных колодок.
  • Braking Guard предотвращает опасность с помощью специальных сигналов. Может работать только в автомобилях, оснащенных круиз-контролем.

Отключение системы стабилизации автомобиля ESP

Бывают ситуации, когда ESP мешает и постоянно блокирует автомобиль. По этой причине отключить систему стабилизации целесообразней в следующих случаях:

  • при езде по бездорожью, неоднородном льду, траве, ямах, на песке;
  • при попытке «раскачать» авто застрявшего в грязи, снеге или песке;
  • при езде со специальными цепями на шинах;
  • при тестировании машины на динамическом стенде;
  • если на автомобиле установлены шины разных диаметров;
  • если вместо одного или нескольких колес стоит докатка.

Чтобы выключить или включить систему, достаточно нажать кнопку «ESP» на приборной панели. При очередном запуске двигателя система автоматически активизируется.

Другие названия

Существуют ситуации, в которых система стабилизации может только навредить

Аббревиатуру ESP (Electronic Stability Programme) используют в основном на европейских и американских автомобилях. Однако система стабилизации в зависимости от автопроизводителя может иметь и другое название.

  • Electronic Stability Control (ESC) на автомобилях БМВ, Ягуар, Ровер;
  • Dynamic Stability Traction Control (DTSC) на автомобилях Вольво;
  • Vehicle Stability Assist (VSA) на автомобилях Хонда;
  • Vehicle Stability Control (VSC) на автомобилях Тойота;
  • Vehicle Dynamic Control (VDC) на автомобилях Инфинити, Ниссан, Субару.
Читайте так же:  Какая ставка при едином налоге для ип

Знаете ли Вы, что …

  • краш-тесты от Euro NCAP подверглись небольшим изменениям, теперь все автомобили должны будут иметь ESP.
  • в США по статистике за три года система динамической стабилизации спасла более 2200 жизней.
  • впервые ESP были установлены на автомобилях марки Mercedes-Benz в 1995 году.
  • крупнейшим производителем системы динамической стабилизации является компания Bosch.

ESP давно перестала быть роскошью и уже в скором будущем этой жизненно необходимой системой будут оснащены все новые автомобили.

ESP — система динамической стабилизации автомобиля

Electronic Stability Program или ESP (аббревиатура) – именно так называют электронную систему динамической стабилизации автомобиля. Эта технология призвана помочь водителю в критических моментах езды.

Суть данной системы заключается в предотвращении опасных заносов или бокового скольжения автомобиля. Если при выполнении каких-либо маневров автомобиль начинает заносить, ESP сохраняет его устойчивость, тем самым помогая водителю контролировать процесс езды. Часто такую электронику называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».

Первую подобную систему, под названием «управляющее устройство», разработали в компании Daimler-Benz еще в конце 50-х годов. Однако, использовать ее в автомобиле стали, лишь, в 1994 году. Модели Mercedes-Benz CL 600 стали первыми автомобилями, комплектовавшимися ESP. Затем, установка системы производилась на все модели S-класса и SL.

Такой вид имеет блок управления ESP на автомобилях Mercedes-Benz.

В наше время такой системой оснащаются, практически, все автомобили, не зависимо от класса и стоимости.

Основным узлом ESP является электронный блок-контроллер. Он постоянно осуществляет обработку сигналов, которые поступают с множества датчиков(датчик положения рулевого колеса, датчик давления в тормозной системе). Контроль скорости вращения колес производится с помощью датчиков AБС. Система ESP связана с антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем.

Основную информацию блок-контроллер получает с двух специальных сенсоров – угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения. Принцип их работы заключается в фиксации бокового скольжения на вертикальной оси, вычисления его величины и даче команд на устранение угрозы. Благодаря всем установленным датчикам, ESP постоянно фиксирует скорость автомобиля, обороты двигателя, на какой угол повернут руль, наличие заноса и т.д.

Схема работы ESP

Путем постоянного анализа поступающих с датчиков сигналов, контроллер делает сравнение между поведением автомобиля в реальности и тем, что загружено в его программе. Если между этими параметрами возникает несоответствие, блок-контроллер расценивает такую ситуацию как опасную и дает команды для ее устранения. Это может быть притормаживание одного или нескольких колес. Выбор переднего или заднего колеса, внешнего или внутреннего по отношению к повороту, системой определяется, в зависимости от конкретной ситуации.

Притормаживание колес производится с помощью гидромодулятора АБС, который нагнетает давление в тормозной системе. Синхронно с этим действием, поступает команда и на блок управления двигателем на уменьшение подачи топлива и крутящего момента на колесах.

На рисунке можно посмотреть пример, в котором показан занос(разворот или вылет с дороги) – красная линия. В такой ситуации система ESP произведет торможение нужных колес и автомобиль останется устойчив при вхождении в поворот – зеленая линия.

Система контролирует автомобиль в любом режиме езды – набор скорости, торможение, движение накатом. Определение критической ситуации и включение электроники зависит от конкретного случая и типа привода автомобиля. К примеру, если датчик углового ускорения зафиксировал начало заноса задней оси, ESP даст команду на блок управления двигателем и подача топлива будет уменьшена. Далее, будет следовать команда на притормаживание внешнего переднего колеса и т.д., в соответствии с заложенной программой.

Если в автомобиле автоматическая КПП с электронным управлением, система может переключать передачи, подбирая оптимальный режим работы трансмиссии.

Есть ситуации, в которых такая система мешает. Но, это больше относится к экстремальной езде водителя, чем к самой ESP. Например, в случае выхода из заноса необходимо резко увеличить скорость, а система сделать это не дает, уменьшая обороты двигателя.

[1]

Однако, во многих автомобилях систему ESP можно, принудительно, отключить. В некоторых моделях система не реагирует на небольшие заносы и скольжения, добавляя больше адреналина водителю во время езды. При этом, в критической ситуации она мгновенно срабатывает.

Система ESP – одна из главных в общем комплексе активной безопасности автомобиля. Благодаря ей даже неопытный водитель сможет справиться с управлением в сложных ситуациях. Нужно просто поворачивать руль, а система сама проконтролирует безопасное вхождение в поворот. Главная особенность системы ESP — в большинстве случаев она предотвращает аварийные ситуации, с которыми водитель сам никогда не справится.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но, не стоит забывать о том, что электроника не может на 100% обезопасить автомобиль от заносов. Есть законы физики, на которые не может распространяться действие ни одной системы безопасности автомобиля, в частности это касается и системы ESP. Она способна в значительной мере контролировать устойчивое поведение автомобиля на дороге, тем самым уменьшая шансы попадания в аварию. Однако, максимальных результатов ее работы можно добиться, только, при соблюдении правил дорожного движения или, хотя бы, адекватном вождении.

Источники


  1. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  3. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
Системы безопасности автомобиля. часть 5. система динамической стабилизации автомобиля (esp)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here