Сделка с заинтересованностью для ооо особенности заключения

Полезная и понятная информация в статье: "Сделка с заинтересованностью для ооо особенности заключения". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

ООО является дочерним обществом АО. Можно ли считать их сделки сделками с заинтересованностью

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: к данной сделке положения о сделках с заинтересованностью не применяются в силу подп. 1 п. 2 ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Обоснование вывода

Сделками с заинтересованностью для акционерного общества признаются сделки, в совершении которых имеется заинтересованность следующих лиц (п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон об АО):

  • члена совета директоров (наблюдательного совета) АО;
  • лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа АО;
  • члена коллегиального исполнительного органа АО;
  • лица, являющегося контролирующим лицом общества;
  • лица, имеющего право давать АО обязательные для него указания.

При этом к отдельным категориям сделок положения о сделках с заинтересованностью не применяются в силу прямого указания закона (подп. 1 п. 2 ст. 81 Закона об АО). Одной из таких категорий являются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности. Для целей Закона об АО под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (п. 4 ст. 78 Закона об АО).

Учитывая информацию, изложенную в вопросе (АО является торговой организацией, продает аналогичные товары на тех же условиях другим контрагентам), полагаем, что никаких сомнений относительно возможности применения в данном случае положений подп. 1 п. 2 ст. 81 Закона об АО возникать не должно – ситуация практически идеально соответствует условиям, указанным в данной норме. Соответственно, положения главы XI Закона об АО к рассматриваемой сделке не применяются, согласование в порядке, предусмотренном для сделок с заинтересованностью, не требуется. Смотрите также постановления:

  • Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2017 № Ф04-3395/17 по делу № А27-470/2017;
  • Арбитражного суда Московского округа от 21.06.2017 № Ф05-7551/17 по делу № А41-27907/2016;
  • Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 № 02АП-744/19;
  • Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 № 09АП-59441/18.

Тот факт, что контрагентом АО по сделке выступает подконтрольное ему ООО, сам по себе не означает того, что такая сделка отвечает признакам сделки с заинтересованностью для контролирующего общества. На наш взгляд, если в рассматриваемой ситуации директор АО (его супруга, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации)) не выступает в сделке в качестве стороны, выгодоприобретателя, посредника, представителя, не является контролирующими лицом по отношению к ООО, не занимает должности в органах управления ООО, оснований рассматривать его как заинтересованное в совершении сделки лицо нет.

Кроме того, в настоящее время сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение в силу прямого указания закона. Поэтому пока единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа АО, член совета директоров АО или акционер (акционеры), обладающий не менее чем 1% голосующих акций АО, не потребовали проведения соответствующей процедуры, общество не обязано ее проводить (п. 1 ст. 83 Закона об АО). При этом согласие на совершение сделки может быть дано и после ее совершения путем последующего одобрения (абз. 2 п. 3 ст. 157.1 ГК РФ, абз. 4 п. 55 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Подробнее о постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 смотрите статью «Общие положения ГК РФ: ВС РФ разъясняет» журнала № 10’ 2015

Одобрение сделки с заинтересованностью в ООО

​Пример решения о согласии на совершение сделки

Сделка с заинтересованностью в ООО – это сделка, в совершении которой есть заинтересованность любого из следующих лиц (абз. 1 п. 1 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ):

  • члена совета директоров (наблюдательного совета);
  • единоличного исполнительного органа (генерального директора, президента и др.);
  • члена коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и др.);
  • контролирующего ООО лица либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Когда такие лица считаются заинтересованными в совершении сделки и как оформляется решение об одобрении сделки с заинтересованностью в 2017 году, расскажем в нашей консультации.

Когда сделка считается с заинтересованностью

Указанные выше лица считаются заинтересованными в совершении обществом сделки, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные или подконтрольные им физлица (организации) (абз. 2 п. 1 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ):

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • являются контролирующим лицом организации, являющейся стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления организации, являющейся стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такой компании.

Всегда ли нужно решение об одобрении сделки с заинтересованностью

Закон не требует получения обязательного предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью (абз. 1 п. 4 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ).

Однако это не освобождает ООО от обязанности извещать незаинтересованных участников общества, а также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) ООО о предстоящем совершении сделки с заинтересованностью (абз. 1 п. 3 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ). Не позднее чем за 15 календарных дней до даты совершения сделки данным лицам должно быть направлено извещение, в котором необходимо привести информацию по сделке (лица, являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия, лица, имеющее заинтересованность в совершении сделки, и основания такой заинтересованности).

Порядок предварительного одобрения предполагает получение от совета директоров (наблюдательного совета) ООО или общего собрания участников согласия на предстоящее совершение сделки. Требование о предварительном одобрении сделки с заинтересованностью может предъявить единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа ООО, член совета директоров (наблюдательного совета) или участник (участники), доли которых в совокупности составляют не менее чем 1% уставного капитала ООО (абз. 2 п. 4 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ).

Читайте так же:  Налог на выигрыш в лотерею как и где оплатить налог

В любом случае, отчет о заключенных ООО в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, должен быть представлен при подготовке к проведению годового общего собрания участников. В этом случае, по сути, речь пойдет о последующем одобрении сделки с заинтересованностью

Решение об одобрении сделки с заинтересованностью: образец

Приведем пример решения единственного участника ООО об одобрении сделки с заинтересованностью. При наличии нескольких участников принятое решение оформляется в виде протокола об одобрении сделки с заинтересованностью.

Новые правила по сделкам с заинтересованностью

С 2017 года вступили новые правила совершения сделок c заинтересованностью. Поправки были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Какое соглашение теперь признается сделкой с заинтересованностью? Что необходимо для её совершения? Кто может оспорить сделку с заинтересованностью в суде? На какие изменения нужно обратить особое внимание — рассмотрим теорию и практику.

Заинтересованность в совершении сделки

Сделкой с заинтересованностью признается та, в совершении которой имеется заинтересованность:

  • члена совета директоров (наблюдательного совета) общества,
  • единоличного исполнительного органа,
  • члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества,
  • лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Обратите внимание!

Несмотря на поправки сохранится следующее правило: «сделка между обществами, единоличные исполнительные органы которых находятся в супружеских отношениях без регистрации брака, не признается сделкой, совершенной с заинтересованностью» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу N А75-7315/2009).

Однако правила по согласованию сделок с заинтересованностью не относятся к следующим видам сделок:

Контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом назначать единоличный исполнительный орган. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Если в сделках будут участвовать организации, которые прямо или косвенно подконтрольны физлицу, оно будет считаться заинтересованным. А вот сделка из группы лиц, не будет считаться сделкой с заинтересованностью. Одновременно исключается понятие аффилированности, которое ранее часто применялось юристами для целей признания сделки незаключенной.

Что необходимо для совершения подобной сделки?

Ранее для совершения сделки с заинтересованностью требовалось согласие лиц на осуществление подобной сделки. До 2017 года требовалось предварительное согласие на осуществление сделки с заинтересованностью. Это подтверждалось и судебной практикой. Например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2016 N Ф02-570/2016 по делу N А19-6135/2015 суд пришел к выводу о том, что спорные помещения переданы в пользование обществу без согласия собственника имущества и без проведения конкурсов или аукционов. В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2016 N Ф09-6789/15 по делу N А60-41580/2014 сделка была признана недействительной. Должник на момент совершения оспариваемой сделки обладал признаками неплатежеспособности, стороны оспариваемой сделки находились между собой в отношениях заинтересованности, в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов, другая сторона сделки знала об ущемлении интересов кредиторов должника.

С 2017 года при осуществлении сделок с заинтересованностью не нужно будет получать предварительное согласие. Однако необходимо будет известить членов совета директоров, коллегиальный орган общества или участников о совершении подобной сделки. Порядок извещения целесообразно прописать в Уставе компании. Если было получено извещение, то уполномоченные лица могут провести собрание, на котором принять решение о согласовании сделки с заинтересованностью. При совершении подобной сделки важно, чтобы цена при осуществлении подобной сделки была рыночной. Определение цен важно как и для самого общества, так и для целей налогообложения.

Трансфертная цена — это внутрифирменная отличная от рыночной цена, по которой реализуют товары или услуги взаимозависимые лица, участники единой группы компаний. Деятельность по установлению цен в сделках зависимых друг от друга лиц признается трансфертным ценообразованием. Результаты сделок между ассоциированными компаниями для целей налогообложения должны быть признаны исходя из условий, которые имели бы место в сделках между независимыми компаниями с учетом выполняемых сторонами функций, используемых активов и принимаемых рисков. При этом для определения цены, соответствующей принципу цены на расстоянии «вытянутой руки», и размера доходов (расходов) по сделкам с взаимозависимыми компаниями, принимаемых для целей расчета налогов, должны быть использованы методы, предусмотренные налоговым законодательством.

На основании извещения принимается решение. Решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества), не заинтересованных в ее совершении, или общим собранием участников общества большинством голосов (если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества) от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки.

Кроме того, в решении о согласии на совершение сделки должно быть указано лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым. Если сделка не согласована, то члены совета директоров, участники и акционеры вправе получить информацию о сделки. Это важно для того, чтобы реализовать свою возможность на обжалование условий сделки, цена по которой имеет не рыночный характер. Но в связи с изменением порядка согласования сделок с заинтересованностью, нужно будет представить общему собранию отчет о сделках с заинтересованностью, заключенных в отчетном году. Этот документ утверждают директор, совет директоров, ревизионная комиссия.

Имеются особенности подготовки отчетности для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В публичных АО это должно быть сделано при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров. Отчет представляется всем лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, он должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров. В ООО в отчет включаются сделки с заинтересованностью, даже если их стоимость составляет менее одной десятой процента от стоимости имущества. Предварительно он утверждается лицом, обладающим правом независимо от других лиц осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества. В случае если полномочия единоличного исполнительного органа осуществляют несколько лиц совместно, отчет утверждается всеми такими лицами.

Читайте так же:  Предписывающие знаки пдд виды, что обозначают

Кто может оспорить сделку с заинтересованностью в суде?

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной (пункт 2 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации) по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем одним процентом общего числа голосов участников общества, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) об отсутствии согласия на ее совершение.

Ущерб интересам общества в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, предполагается, если не доказано иное, при наличии совокупности следующих условий:

  • отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;
  • лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была по его требованию предоставлена информация в отношении оспариваемой сделки/

Но с 2017 года оспорить сможет только лицо, которое владеет не менее доли в 1%. Кроме того, необходимо доказать, что именно сделка с заинтересованностью привела к нарушению прав участника. Вместе с тем, следует обратить внимание, что ранее суды также исходили из того, что недействительными возможно признать сделки с долей владения более 1%. В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2016 N Ф08-5678/2016 по делу N А32-25979/2014 суд признал сделку неправомерной.

Сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в частности, если сделка привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, изменения в законодательстве просто подтверждают сложившуюся судебную практику.

Изменение правил согласования сделок с заинтересованностью ощутимо повлияет на судебную практику. В частности, появится судебная практика в отношении оспаривания отчетов и извещений о сделке с заинтересованностью.

Энциклопедия решений. Сделки с заинтересованностью (для госсектора)

Сделки с заинтересованностью в госучреждениях

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Государственные (муниципальные) учреждения могут совершать сделки, заинтересованность в совершении которых влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и учреждения — так называемые сделки с заинтересованностью.

Заинтересованные лица — это лица, заинтересованные в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами.

Состав заинтересованных лиц и условия признания их таковыми отличается в зависимости от типа учреждения (бюджетное, автономное).

Так, в соответствии с частями 1 и 3 ст. 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) заинтересованными лицами автономного учреждения могут быть:

— члены наблюдательного совета;

— руководитель автономного учреждения;

— заместители руководителя автономного учреждения.

Эти лица признаются заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами? если указанное выше лицо, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

— являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

— занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным (ч. 4 ст. 16 Закона N 174-ФЗ).

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, который обязан рассмотреть предложение руководителя учреждения о ее совершении в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления председателю наблюдательного совета, если уставом не предусмотрен более короткий срок. Решение об одобрении принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки.

Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении принимается учредителем автономного учреждения (части 1-2 ст. 17 Закона N 174-ФЗ).

Порядок, установленный Законом N 174-ФЗ, не применяется при совершении сделок с заинтересованностью, связанных с выполнением автономным учреждением работ , оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок (п. 2 ст. 16 Закона N 174-ФЗ).

В случае причинения автономному учреждению убытков сделкой с заинтересованностью, совершенной с нарушением, независимо от того, была ли она признана недействительной, ответственность перед автономным учреждением в размере причиненных убытков несут:

— заинтересованное лицо, не уведомившее в установленном порядке об известной ему сделке, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении;

— руководитель автономного учреждения, не являющийся заинтересованным лицом в совершении этой сделки, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

При этом если за убытки отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) заинтересованными лицами бюджетного учреждения могут признаваться:

заместитель руководителя учреждения;

Читайте так же:  Табличка под лобовое стекло с номером телефона

лицо, входящее в состав органов управления*(1) учреждения или органов надзора за его деятельностью.

Эти лица признаются заинтересованными при наличии одновременно двух условий:

1. если указанные лица по отношению к организациям или гражданам, с которыми учреждение совершает те или иные действия, в том числе сделки:

— состоят в трудовых отношениях;

Видео (кликните для воспроизведения).

— являются участниками этих организаций;

— являются кредиторами этих организаций;

— состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях;

— являются кредиторами этих граждан;

2. если организации или граждане, с которыми учреждение совершает те или иные действия или заключает сделки, являются:

— поставщиками товаров (услуг) для учреждения;

— крупными потребителями товаров (услуг) учреждения;

— владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением;

— могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.

Заинтересованное лицо в случае наличия заинтересованности в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления учреждения или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя до момента принятия решения о заключении сделки (п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).

Заинтересованное лицо несет перед учреждением ответственность в размере причиненных им убытков. Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед учреждением является солидарной (п. 4 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).


Сделка бюджетного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, разрабатывается и утверждается учредителем учреждения (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, далее — Постановление N 537). На уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут приниматься аналогичные нормативные правовые акты (далее — Порядок одобрения)*(2).

Для получения одобрения сделки бюджетное учреждение (в некоторых случаях учреждение и заинтересованное лицо*(3)) направляет учредителю обращение о принятии решения (сообщение или уведомление о заинтересованности и т.п.), к которому, как правило, прилагаются документы, предусмотренные Порядком одобрения. Например, это могут быть*(4):

— технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании сделки, обосновании необходимости ее совершения, соответствии сделки уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и других существенных условиях ее заключения;

— мотивированное обоснование выбора контрагента;

— проект соответствующего договора (договоров);

— отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить сделки;

— сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.

Учредитель в сроки, установленные Порядком одобрения, рассматривает и одобряет сделку либо принимает решение об отказе в согласовании заключения сделки. Решение об одобрении (неодобрении) сделки может оформляться письмом, приказом, протоколом и т.п.

В отношении казенных учреждений необходимо отметить, что из Закона N 7-ФЗ и нормативных-правовых актов, регулирующих статус этих учреждений, не ясно, применяется ли к ним ст. 27 Закона N 7-ФЗ. С одной стороны, в отличие от бюджетных учреждений, казенные учреждения в указанной норме не упоминаются. С другой стороны, — в п. 4.2 ст. 1 Закона N 7-ФЗ, содержащей нормы, действие которых не распространяется на казенные учреждения, ст. 27 не упоминается. Следовательно, она может применяться к казенным учреждениям.

[2]

На федеральном уровне Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения (утв. Постановлением N 537), в отличие от аналогичного Положения в отношении бюджетных учреждений, не предусмотрена функция учредителя казенного учреждения принимать решение об одобрении сделок с участием федерального казенного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в ст. 27 Закона N 7-ФЗ. Вместе с тем перечень функций учредителя федерального казенного учреждения, предусмотренный п. 3 указанного Положения, не является закрытым — учредитель осуществляет иные функции и полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, нередко содержат требования о необходимости соблюдения требований ст. 27 Закона N 7-ФЗ или об обязанности учредителя рассматривать и согласовывать такие сделки*(5).

На практике органы финансового контроля отслеживают такие сделки казенных учреждений (см., например, постановление президиума Алтайского краевого суда от 12.11.2013 N 44-Г-42/2013). Ввиду неясности норм, отсутствия разъяснений компетентных органов и судебной практики, представляется целесообразным соблюдать процедуры, предусмотренные ст. 27 Закона N 7-ФЗ лицам, заинтересованным в совершении сделки казенным учреждением.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований закона, может быть признана судом недействительной (п. 4 ст. 27 Закона N 7-ФЗ и ч. 3 ст. 17 Закона N 174-ФЗ).

Кроме того, в целях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) к лицам, заинтересованным в заключении заказчиком (учреждением, органом власти) контракта, отнесены:

— контрактный управляющий в заключении и исполнении контракта;

— руководитель контрактной службы заказчика;

— член комиссии по осуществлению закупок (в ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ перечислены лица, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок, в силу того что каким-либо образом могут быть заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)).

Заинтересованность в данном случае выражается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

[3]

Процедура согласования таких сделок Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Если будет установлена личная заинтересованность указанных выше лиц в заключении и исполнении заказчиком контракта, он может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок (ч. 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

*(1) Структура, компетенция органов управления устанавливаются уставом бюджетного учреждения, а для казенного учреждения уставом или в случаях, установленных законом, — нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования, иными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ).

*(2) Приказ Министерства здравоохранения Хабаровского края от 14.12.2011 N 30; Приказ Управления ветеринарии Орловской области от 14.03.2012 N 27; Постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 05.03.2011 N 983; Постановление Администрации г. Мурманска от 08.02.2012 N 233.

[1]

*(3) Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием подведомственного Минкультуры России федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность (утв. приказом Министерства культуры РФ от 10.09.2010 N 589).

Читайте так же:  Описание условий труда в трудовом договоре

*(4) Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного Минтруда и социальной защиты Российской Федерации, в совершении которых имеется заинтересованность (утв. приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 311).

*(5) Постановление Администрации Рыльского района Курской области от 31.12.2010 N 944; пп. 3.10 п. 3 Положения об осуществлении органами исполнительной власти Ростовской области функций и полномочий учредителя государственного казенного учреждения Ростовской области, утв. постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 N 319; пп. 8 п. 3 Положения об осуществлении органами исполнительной власти Ставропольского края функций и полномочий учредителя казенного учреждения Ставропольского края, а также иных полномочий по управлению казенным учреждением Ставропольского края (утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 17.11.2010 N 376-п); пп. 3.1.9 п. 3 Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципального учреждения (утв. постановлением Администрации города Ульяновска от 19.06.2013 N 2615) и т.п.

Особенности крупных сделок и сделок с заинтересованностью

«Руководитель автономного учреждения», 2010, N 10

Появление среди участников хозяйственного оборота автономных учреждений привело к возникновению некоторых правовых новелл. Сочетая в себе юридические признаки государственного учреждения и некоммерческой организации, автономные учреждения характеризуются рядом особенностей в совершении сделок. Безусловным новшеством здесь является порядок одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью в отношении государственных учреждений. Рассмотрим ключевые моменты заключения таких сделок автономными учреждениями, а также последствия, возникающие в случае нарушения установленного порядка.

Введенная Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) процедура заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью является механизмом контроля сохранности имущества собственника. Расширение прав, предоставленных АУ, одновременно сопровождается установлением адекватных обязанностей, налагаемых на руководителей учреждений. В их числе — обязанность специально испрашивать волю собственника на заключение крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Обзор законодательства

Поскольку практика применения норм Закона N 174-ФЗ в отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью АУ только формируется, полезно обратить внимание на аналогичный опыт коммерческих и некоммерческих организаций. Ниже приведен перечень законодательных актов, регулирующих вышеуказанные сделки:

Понятие крупной сделки

В соответствии с Законом N 174-ФЗ крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Эта норма прописана точно и не дает оснований для двойственных толкований. В ней учтена правоприменительная практика, сложившаяся при решении споров по крупным сделкам с участием коммерческих организаций. Например, в качестве предмета сделки прямо указаны деньги, поименованы операции по привлечению кредитов и залог.

Чтобы снять сомнения при анализе сделки на «крупность», стоит рассмотреть уже сформировавшуюся позицию ВАС в отношении крупных сделок (Информационное письмо от 13.03.2001 N 62 (далее — Письмо N 62) и Постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 14092/06 (далее — Постановление N 14092/06)), а именно:

В отличие от норм, регулирующих заключение крупных сделок коммерческими организациями, в Законе N 174-ФЗ никак не упомянуты взаимосвязанные сделки. Полагаем, что исключение этой оговорки не следует трактовать как возможность разбить крупную сделку на несколько мелких и тем самым обойти процедуру одобрения наблюдательным советом. Сложившаяся арбитражная практика доказывает, что суды выясняют суть взаимоотношений (кто в конечном итоге становится владельцем имущества), и это позволяет сделать вывод, что в судебном порядке несколько взаимосвязанных сделок будут считаться одной в целях определения «крупности».

Причина контроля крупных сделок — стремление избежать ошибок и небрежностей руководства АУ, потенциально чреватых крупными убытками. Понятно, что потери при неудачной сделке будут независимо от того, совершал ли руководитель ее единолично или сделка прошла одобрение наблюдательного совета. Но, как правило, при коллегиальном решении риски нежелательных последствий ниже.

Понятие сделки с заинтересованностью

Закон N 174-ФЗ обрисовывает круг заинтересованных лиц — это члены наблюдательного совета АУ, руководитель учреждения и его заместители. Далее дается определение самой заинтересованности. Указанные лица признаются заинтересованными в совершении сделки, если они, их супруги (в том числе бывшие), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

  • являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более голосующих акций акционерного общества или долей уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, превышающей 20%, либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом АУ, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом АУ, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Отметим, что сложившаяся арбитражная практика (Постановление Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 40) подразумевает под выгодоприобретателем не только сторону в договоре доверительного управления, но и любое лицо, получившее выгоду в той или иной форме, например:

  • выгодоприобретатель по договору страхования;
  • сторона, в чьих интересах заключен договор поручительства или залога.

Причина контроля сделок с заинтересованностью — стремление избежать конфликта интересов, потенциально несущего угрозу причинения вреда законным интересам АУ.

Порядок, установленный Законом N 174-ФЗ для совершения сделок с заинтересованностью, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением АУ работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок. При сравнении договоров с заинтересованностью с другими договорами следует обратить внимание, как отличаются существенные условия договора. На то, что существенные отличия применяются только к существенным условиям договора, указано, в частности, в Постановлении ФАС СКО от 30.11.2009 N А32-9105/2009. Перечень существенных условий по видам договоров указан в Гражданском кодексе. К сожалению, конкретных признаков существенных отличий в имеющейся арбитражной практике нет. В качестве ориентира можно указать то, что Налоговый кодекс под существенным отличием понимает разницу в ценах более чем 20%.

Порядок совершения сделок

Крупная сделка и сделка с заинтересованностью совершаются с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ. Данный орган обязан рассмотреть предложение руководителя АУ о совершении крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом АУ не предусмотрен более короткий срок.

Читайте так же:  Сколько стоит полис каско

Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя и наблюдательный совет АУ об известной ему совершаемой или предполагаемой сделке, в которой оно может быть признано заинтересованным.

В отличие от акционерных обществ для АУ установлен только предварительный порядок одобрения крупной сделки, то есть ее последующее одобрение невозможно.

Решение об одобрении крупной сделки принимается большинством в две трети голосов (ч. 7 ст. 11 Закона N 174-ФЗ), а решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета АУ, не заинтересованных в совершении этой сделки (ч. 2 ст. 17 Закона N 174-ФЗ). Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем АУ.

Автономное учреждение также может заключать сделки, сочетающие в себе одновременно признаки и крупной сделки, и сделки с заинтересованностью. В законодательстве об акционерных обществах прописано, что в таком случае применяется порядок одобрения сделок с заинтересованностью. Закон N 174-ФЗ не дает указаний, как действовать в подобной ситуации, поэтому рекомендуется соблюсти процедуру и для крупной сделки, и для сделки с заинтересованностью. Дословное прочтение Закона N 174-ФЗ говорит о том, что данная сделка должна быть одобрена большинством в две трети голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки.

Последствия нарушения порядка заключения сделок

Крупная сделка, совершенная с нарушением установленного порядка, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом АУ. Данная формулировка Закона N 174-ФЗ означает, что в суде истец должен доказать ущемление своих прав.

Сделка с заинтересованностью, которая совершена с нарушением установленного порядка, может быть признана недействительной по иску АУ или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения. Бремя доказывания отсутствия нарушения прав и законных интересов истцов лежит на ответчиках. При решении вопроса, должны ли были лица, отвечающие перед законом, знать о наличии признаков заинтересованности в сделке и несоблюдении установленного порядка ее совершения, во внимание принимается то, насколько данные лица могли, действуя разумно и проявляя требующуюся от них по условиям оборота осмотрительность, установить наличие указанных признаков и несоблюдение порядка совершения сделки (Постановление Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 40).

Установленный порядок обжалования крупных сделок и сделок с заинтересованностью, совершенных с нарушением порядка заключения, говорит о том, что данные сделки оспоримы (а не ничтожны). Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК РФ).

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах.

Ответственность должностных лиц

Руководитель несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли она признана недействительной. Наличие убытков и их размер доказывают в судебном порядке, с иском к руководителю АУ вправе обратиться учредитель (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

Заинтересованное лицо, не сообщившее о своей заинтересованности, несет перед АУ ответственность в размере убытков, причиненных последнему в результате совершения сделки с заинтересованностью, независимо от того, была ли она признана недействительной (если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или своей заинтересованности в ее совершении). Такую же ответственность несет руководитель АУ, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

Если за убытки, причиненные АУ в результате нарушений при совершении сделки с заинтересованностью, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной. Солидарная ответственность означает, что кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и части долга. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору.

Протокол об одобрении сделки

Законом N 174-ФЗ предусмотрено, что решение членов наблюдательного совета принимается об одобрении, а не о заключении сделки, поэтому формулировки протокола должны быть четкими.

Руководитель АУ может оказаться в затруднительной ситуации, когда одобрение сделки получено, а надобность в ней отпала. Может ли он принять решение о незаключении одобренной крупной сделки или сделки с заинтересованностью? По нашему мнению, может. Однако желательно, чтобы формулировки решения наблюдательного совета давали право руководителю заключить сделку, а не обязывали к ней. Ниже приведен шаблон решения об одобрении сделки с заинтересованностью.

Решение наблюдательного совета автономного учреждения «____________________________»

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, для крупных сделок и сделок с заинтересованностью установлен особый предусмотренный Законом N 174-ФЗ порядок совершения: решение о сделке принимается не единолично руководителем АУ, а наблюдательным советом. Сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, могут быть признаны недействительными. Бремя доказывания в суде недействительности крупной сделки лежит на истце, а действительности сделки с заинтересованностью — на ответчике. Руководитель АУ несет ответственность за несоблюдение порядка одобрения данных сделок независимо от признания их судом недействительными.

Источники


  1. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

  2. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  3. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
Сделка с заинтересованностью для ооо особенности заключения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here