Режим труда и отдыха водителей

Полезная и понятная информация в статье: "Режим труда и отдыха водителей". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Truck driver’s services

Правила режима труда и отдыха водителей

Правила.

1.Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.

2. Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.

3. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.

4. После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

5. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.

6. Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

7. Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

8. Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

9. Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.

10. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.

11. В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.

12. Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.

13. Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

14. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.

15. Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.

16. По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.

17. Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.

18. Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.

19. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.

20. Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.

21. Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.

22. Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.

23. Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.

24. Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.

25. В том случае, когда водитель находился в отпуске по болезни или в ежегодном отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений настоящих Правил он предоставляет бланк подтверждения деятельности по форме согласно приложению.

Читайте так же:  Пенсия в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях

05.06.2013 Правила режима труда и отдыха водителей —>

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15
«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2013 г., 13 октября 2015 г., 5 июня 2017 г., 3 мая 2018 г., 7 августа 2019 г.

По итогам экспертизы настоящего приказа см. заключение Минэкономразвития России от 21 декабря 2015 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

Устанавливаются особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Положение не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Указанные особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Согласно Положению работодатели обязаны ежемесячно составлять графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Устанавливается, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 10 ноября 2004 г. N 248, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 ноября 2004 г. N 45, в газете «Транспорт России» от 7-13 февраля 2005 г., N 6

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства транспорта РФ от 7 августа 2019 г. N 262

Изменения вступают в силу с 19 ноября 2019 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 3 мая 2018 г. N 170

Изменения вступают в силу с 5 июня 2018 г.

Приказ Минтранса России от 5 июня 2017 г. N 212

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 13 октября 2015 г. N 299

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Truck driver’s services

Правила режима труда и отдыха водителей

Правила.

1.Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.

2. Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.

3. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.

4. После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

5. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.

6. Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

7. Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

8. Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

9. Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.

10. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.

11. В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.

12. Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.

13. Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

14. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.

Читайте так же:  Штрафы для таксистов

15. Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.

16. По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.

17. Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.

18. Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.

19. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.

20. Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.

21. Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.

[1]

22. Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.

23. Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.

24. Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.

25. В том случае, когда водитель находился в отпуске по болезни или в ежегодном отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений настоящих Правил он предоставляет бланк подтверждения деятельности по форме согласно приложению.

15.04.2013 Правила режима труда и отдыха водителей —>

Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей в 2020 году

Видео (кликните для воспроизведения).

Правила установления графика работы всегда регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации. Однако в 2020 году особенности организации режима труда и отдыха водителей несколько изменились. Нововведения были закреплены в приказе Минтранса.

Работодателям необходимо ознакомиться с данными изменениями во избежание получения штрафов за неправильно организованный процесс труда, а шоферы должны знать свои права согласно новым нормам.

Новые требования к организации труда и отдыха водителей в 2020 году по приказу Минтранса

Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.

В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

Принципы составления рабочего графика

Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

  • одна смена — максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
  • в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
  • обед считается отдельным видом перерыва.

Ежедневный учет

Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю. В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.

Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.

Суммированный учет

При таком формате организации работы нет установленного графика. Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.

Рабочее время водителя и время управления авто

В течение всей рабочей смены перевозчик может быть непосредственно за рулем автомобиля не дольше 9 часов. Если речь идет об управлении транспортом в сложных климатических условиях или же суть работы состоит в транспортировке тяжелых грузов на крупногабаритных автомобилях, смена должна длиться 8 часов.

Пример графика сменности водителей

Увеличение времени управления транспортом возможно только для водителей городских автобусов, если их длительность смены вычисляется по системе суммирования. У сотрудников городского транспорта нет верхнего предела длительности работы.

Ненормированный рабочий день

Законодательство допускает такой способ организации труда, если количество общего трудового времени составляет не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может предоставляться водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов. При этом ненормированный день может приниматься только при согласии работников.

Читайте так же:  Изменение трудовой функции работника

Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей в 2020 году

Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:

[3]

Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 минут
Вождение 4 часа
Обед не засчитывается
Вождение 2 часа
Специальный перерыв 15 минут
Вождение 90 минут
Итог 8 часов

Особенности составления графика работы водителя автобуса

График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.

Действия водителя Общее время Рабочее время
Вождение 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Вождение 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы.

Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы

Тахограф – это специальный прибор, который должен устанавливаться в автотранспорте для контроля времени работы водителя. Его применение регулируется Приказами Минтранса №36 от 30.01.2013 и №273 от 21.08.2013, а также поправками от 2 марта 2018 года.

Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей.

Устройство ведет контроль над тем, чтобы перевозчик не был за рулем больше положенного времени. Кроме этого, тахограф может отслеживать маршрут и скорость передвижения автомобиля.

Чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, то должен вставлять или вынимать ее из прибора. Таким образом, на тахометре должно быть видно, что водитель проводит за рулем не больше 10 часов, в течение дня у него был перерыв как минимум полчаса, а отдых между сменами составил не меньше 11.

Общий режим отдыха

Время отдыха тоже контролируется. Работодатель должен предоставлять перевозчику отдых трех видов:

  • перерыв на обед;
  • междусменный;
  • стандартный еженедельный выходной.

Длительность этих видов отдыха зависит от того, какие условия работы на предприятии.

Отдых и принятие пищи

Стандартный перерыв на обед составляет от 30 минут до 2 часов. Обязательных правил касаемо длительности обеда нет. Единственной тонкостью является то, что водители, работающие больше 8 часов, могут получать 2 перерыва в течение рабочего дня.

Перерыв между сменами

Время междусменного перерыва зависит от того, какой способ учета рабочего времени введен в компании. Если схема стандартная, то длительность отдыха между выходами на работу должна быть на 2 часа больше, чем смена.

Время перерыва может быть меньше у водителей городского и междугороднего транспорта. Для работника, который совершает регулярные перевозки по городу, перерыв между 1 и 2 сменой может быть 9 часов, но между 3 и 4 обязателен отдых в течение двух суток. Время отдыха для водителей междугороднего транспорта может составлять 11 часов, которые могут разбиваться на несколько этапов.

Непрерывный еженедельный отдых

Еженедельный отдых шофера должен составлять как минимум 42 часа. В это время не учитывается отдых между сменами. Если в компании предусмотрен суммированный режим, выходные могут назначать в разные дни.

Руководство должно следить за тем, чтобы количество дней непрерывного отдыха было не меньше, чем количество недель в месяце.

Таким образом, каждый шофер должен требовать как минимум 1 выходной день в неделю.

Специальные перерывы

С 05.06.2018 г. все шоферы имеют право на так называемые специальные перерывы во время работы. Длительность одной паузы составляет 15 минут. Возможность отдохнуть дается сначала через 4 часа непрерывной работы, а далее – через каждый 2-часовой отрезок времени в течение всего рабочего дня. При наложении времени специального перерыва и обеденного, время не суммируется.

Режим труда и отдыха водителей

Соблюдение режима труда и отдыха водителей является очень важным вопросом в сфере безопасности дорожного движения. Как показывает практика, несоблюдение такого режима может привести к трагическим последствиям. Поэтому государство уделяет данной проблеме большое внимание, в т.ч., в сфере правового регулирования указанного режима, а также соответствующего контроля за исполнением необходимых требований субъектами, использующими труд водителей.

Положение о режиме труда и отдыха водителей

Статья 329 Трудового кодекса РФ указывает на наличие особенностей режима работы и отдыха работников, управляющих автомобилями.

Из пункта 3 Положения следует, что данные особенности в обязательном порядке учитываются при формировании графиков работы шоферов.

Нормы труда и отдыха водителей

Вышеуказанным Положением установлены нормативы времени работы и отдыха работников, управляющих транспортными средствами.

В частности, установлено, что:

  • норматив рабочего времени для шофера не должен быть выше сорока часов в неделю;
  • если водитель работает на «пятидневке», смена не должна быть больше 8 часов в день;
  • если водитель работает на «шестидневке», максимум продолжительности смены — 7 часов;
  • если указанные общепринятые нормативы ввиду каких-либо особенностей не могут быть соблюдены, для шофера устанавливается суммированная форма учета времени его труда. В этом случае продолжительность смены составляет не более 10 часов;
  • по общему правилу «обеденное время» водителя составляет от тридцати минут до двух часов в середине трудового дня;
  • междусменный отдых включает в себя «обеденное время» и должен быть не менее двойной продолжительности рабочей смены;
  • еженедельный отдых водителя (норма отдыха в выходные дни) должен составлять не менее 42 часов непрерывно;
  • для отдельных видов деятельности, в которых заняты водители (напр., пассажирские перевозки автобусами, скорая помощь и т.п.), предусмотрены свои особенности в части нормативов.

Режим работы и отдыха водителей по тахографу

Контроль за соблюдением режима работы и отдыха работников, управляющих транспортом, осуществляется при помощи тахографов. В настоящее время ими оснащаются автомобили, используемые организациями и предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и (или) грузов. Однако в скором времени такое оснащение может стать обязательным и для простых граждан – владельцев автобусов и грузовиков. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Читайте так же:  Перевозка грузов по единому налогу на вменённый доход

Главной функцией тахографа является обеспечение непрерывного учета информации о скорости и маршруте передвижения автомобиля, а также о режиме труда водителя (статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»).

Нарушение режима труда и отдыха водителя

Обязанность соблюдать режим работы и отдыха рассматриваемых работников установлена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».

Согласно части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) управление грузовым автомобилем или транспортом для перевозки пассажиров без тахографа влечет штраф:

  • гражданам — от 1000 до 3000 рублей;
  • должностным лицам и предпринимателям — от 5000 до 10000 рублей.

Согласно части 2 указанной статьи нарушение водителем режима труда и отдыха влечет штраф от 1000 до 3000 рублей.

На основании подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров одним из требований при осуществлении соответствующих перевозок является соблюдение положений статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения от 10.12.1995.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ нарушение лицензионных требований может повлечь:

гражданам — от 1000 до 2000 рублей;

должностным лицам и предпринимателям — от 3000 до 4000 рублей;

Режим работы водителей

ТК РФ предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Министерством транспорта (ч. 2 ст. 329 ТК РФ, Постановление Правительства от 30.07.2004 № 395).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлены Положением, утвержденным Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.

С 05.06.2018 вступили в силу изменения в режиме работы водителей автомобилей. Об обновленном режиме работы водителей по Трудовому кодексу с учетом требований Минтранса расскажем в нашей консультации.

Новый режим работы и отдыха водителей автомобильного транспорта

Новый Приказ Минтранса о режиме работы водителей, который вступил в силу с 05.06.2018, – это Приказ от 03.05.2018 № 170. Приведем некоторые новшества, вводимые данным приказом.

Теперь указывается, что Положение не распространяется не только на водителей, занятых на международных перевозках, или работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, но и на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей (п. 2 Положения).

Если работодатель ведет суммированный учет рабочего времени водителей, то суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, при этом неделей считается период времени с 00 часов понедельник до 24 часов воскресенья. Раньше суммарная продолжительность устанавливалась только на 2 недели подряд и составляла 90 часов, при этом не указывалось, как считать недели (п. 17 Положения). Учитывая, что ежедневное время управления автомобилем не может превышать 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени – 10 часов не более 2 раз в неделю, то максимальная продолжительность времени управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени составляет в неделю: 2 дня по 10 часов и 4 дня по 9 часов, т. е. 56 часов. Следовательно, во вторую неделю водитель сможет быть за рулем лишь 34 часа (90 часов – 56 часов).

Напомним, что, как и раньше, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, если водитель перевозит в условиях горной местности пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра или тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы. При этом при суммированном учете рабочего времени таких водителей также допускается дважды в неделю увеличить время управления автомобилем до 10 часов (п.п. 16, 17 Положения).

Кроме того, раньше предусматривалось, что на междугородных перевозках после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха. Теперь указывается, что не позже, чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха. То есть по обновленным правилам отдых от управления автомобилем – не право, а обязанность водителя (п. 19 Положения).

Режим работы водителя по тахографу

Контроль соблюдения режима труда и отдыха может производиться в том числе на основании показателей тахографов. Напомним, что тахограф устанавливается на транспортное средство для обеспечения непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей.

Категории и виды транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами, приведены в Приложении № 2 к Приказу Минтранса от 13.02.2013 № 36.

К таким транспортным средствам относятся:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения (категории M2 и М3 );
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны (категории N2 и N3).

При этом исключения касаются, в частности, следующих категорий и видов транспортных средств:

  • транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
  • автобетононасосы, автобетоносмесители, автокраны, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, специализированные транспортные средств (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельхозтоваропроизводителями при внутрихозяйственных перевозках.

Установка тахографа откладывается? Министерство экономического развития не поддержало внесение режима труда и отдыха в ПДД

12 августа 2019 г. 17:23

Управление МВД России по Омской области

Министерство экономического развития раскритиковало проект Министерства транспорта, в соответствии с которым соблюдение режима труда и отдыха должно было стать обязательным для всех водителей автобусов и грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, даже если они не осуществляют коммерческие перевозки. Ведомствам, однако, придется найти какой-нибудь компромисс, поскольку к 1-му ноября 2019-го года это положение, пусть и в несколько измененном виде, все равно должно быть принято.

Ведь если к 1-му ноября режим труда и отдыха не распространят на всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, то, по сути, станет бессмысленным уже принятое требование о том, чтобы с 1-го ноября тахографами оснащались грузовики от 3,5 тонн, принадлежащие не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам.

Читайте так же:  Условия лизинга транспортного средства

Потому что останься все так, как есть, с 1-го ноября граждане, имеющие в своей собственности грузовик и решившие все-таки по «букве закона» установить в нем тахограф СКЗИ, сделают это разве что для красоты (ну, или для того, чтобы их не штрафовали за отсутствие устройства). Свою основную функцию — отслеживать, как долго водитель работал и достаточно ли отдыхал, — тахограф в условиях, когда водитель не связан трудовым законодательством (то есть не работает ни на юридическое лицо, ни на ИП), все равно не сможет.

Такой водитель на данный момент волен сам выбирать приемлемый для него и для безопасности дорожного движения режим управления транспортным средством. И что, спрашивается, в таком случае будет контролировать тахограф.

В то время как смысл его установки с 1-го ноября 2019-го года во всех грузовиках массой от 3,5 тонн, вне зависимости от формы собственности, как раз таки и заключается в том, чтобы обязать всех водителей, и перевозящих грузы для собственных нужд в том числе, соблюдать режим труда и отдыха. (Другой функции у тахографа пока нет. )

Предложение Министерства транспорта

Чтобы такой вот «лазейки» не оставалось, Министерство транспорта в свое время разработало изменения в Правила дорожного движения (ПДД). В конце февраля этого года они были вынесены на публичное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с ними все без исключения водители автобусов и грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн с 1-го ноября должны были бы управлять транспортным средством и «отдыхать от руля» строго по графику. Что касается непосредственно вождения, то это:

  • максимум 9 часов — в сутки (2 раза в неделю можно продлевать до 10 часов);
  • максимум 56 часов — в течение календарной недели;
  • максимум 90 часов — в течение двух календарных недель.

При этом непрерывно находиться за рулем можно было бы не дольше 4,5 часов, после чего в обязательном порядке нужно было бы сделать перерыв: либо сразу все 45 минут, либо разделить их на 15- и 30-минутные паузы.

Однако Министерство экономического развития это предложение раскритиковало

Вернее сказать — вынесло проекту изменений в ПДД отрицательную оценку регулирующего воздействия.

Так, в ведомстве, во-первых, отметили, что Правила дорожного движения, в принципе, не могут регулировать «ограничение времени управления транспортным средством и соблюдение режима отдыха».

Во-вторых, в Министерстве экономического развития указали на то, что нынешнее развитие придорожного сервиса не всегда позволяет сделать остановку по правилам, тем более в строго отведенное по графику время (то есть через 4,5 часа). В такой ситуации водитель рискует получить штраф и в том случае, если не сделает перерыв вовремя, и в том случае, если ради неукоснительного соблюдения режима труда и отдыха остановится в неположенном для этого месте.

Не в защиту Министерства транспорта, а справедливости ради стоит заметить, что необязательно водителю ехать ровно 4,5 часа. Для него главное — не превысить это время. А потому остановиться можно и чуть раньше, при обнаружении пригодной стоянки. Или, как это и делают профессиональные водители, изначально разложить маршрут по часам и местам остановки.

В-третьих, в Министерстве экономического развития заметили, что в ПДД пытаются установить более строгий рабочий режим, нежели тот, который сейчас предусмотрен для профессиональных водителей Приказом Министерства транспорта №15 от 20.08.2004 г.

«Так, первый отдых водителя-непрофессионала должен составить не менее 45 минут, — подчеркивается в отчете Министерства экономического развития, — в то время как профессионалам установлено ограничение — не менее 15 минут».

Профессионалам действительно разрешено отдыхать не 45, а 15 минут, однако и управлять транспортным средством без перерыва они могут не дольше 4 часов.

Вместе с тем в Министерстве экономического развития почему-то не заметили, что в проекте Правил дорожного движения тоже разрешается делить перерыв на части — на 15 и 30 минут.

В ведомстве, кроме того, считают, что Министерство транспорта не предоставило ни медицинских, ни каких-то других обоснований тому, почему временные интервалы труда и отдыха должны быть именно такими по длительности.

Стоит отметить, что положение, предписывающее ехать не дольше 4,5 часов и отдыхать не меньше 45 минут (или 15 и 30 минут), взято из ЕСТР — европейских требований к перевозчикам. Нормы рабочего времени в максимум 56 часов в неделю и 90 часов в течение двух недель — из действующего Приказа Министерства транспорта, касающегося работы профессиональных водителей.

Интересно другое: почему в одних правилах объединили иногда противоречащие друг другу международные и отечественные нормы.

В целом же, в Министерстве экономического развития считают преждевременным как установку тахографов СКЗИ в транспортных средствах физических лиц, так и распространение на этих лиц режима труда и отдыха: для начала, подчеркивается в отчете, необходимо обеспечить соблюдение этих требований юридическими лицами и ИП.

Отложили, но не надолго.

Пока проект Правил дорожного движения вернулся на доработку в Министерство транспорта. Однако исправить его должны в сжатые сроки, чтобы к 1-му ноября уже все было принято и начало работать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Иначе придется, видимо, переносить срок распространения требований об установке тахографа на транспорт физических лиц с 1-го ноября на более позднюю дату.

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  3. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
Режим труда и отдыха водителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here