Режим особых условий в исправительных учреждениях общие положения

Полезная и понятная информация в статье: "Режим особых условий в исправительных учреждениях общие положения". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Статья 48. Режим особых условий в местах содержания под стражей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ в статью 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 48. Режим особых условий в местах содержания под стражей

При введении режима особых условий могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, усиливаются их охрана, пропускной режим и надзор за подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, прекращается прием посылок и передач, а также принимаются другие меры, предусмотренные законом.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых и иных лиц начальник места содержания под стражей может самостоятельно вводить меры, предусмотренные частью второй настоящей статьи, с немедленным уведомлением в зависимости от подчиненности места содержания под стражей руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, министра внутренних дел или начальника управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположено место содержания под стражей, а также соответствующего прокурора.

Режим особых условий в местах содержания под стражей отменяется органом или должностным лицом, которыми он был введен, либо вышестоящими органом или должностным лицом.

См. комментарии к статье 48 настоящего Федерального закона

Глава 12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения (ст.ст. 82-86)

Глава 12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

>
Режим в исправительных учреждениях и его основные требования
Содержание
Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий в исправительных учреждениях определен ст.85 УИК РФ. Данная статья в отличие от ранее действовавшего законодательства содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий.[13]

Кроме массовых беспорядков, УИК РФ называет дополнительно стихийные бедствия, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, а также групповые неповиновения осужденных.

Все эти обстоятельства в любом виде могут послужить основанием для принятия решения о введении режима особых условий.

Стихийное бедствие представляет собой явление природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т.п.), ставящее ИУ в экстремальное состояние.

Чрезвычайное или военное положение объявляется соответствующим субъектом исполнительной власти, на основании чего расположенное в данном районе ИУ автоматически переводится на режим особых условий.

Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных наиболее часто по сравнению с другими основаниями влекут принятие решения о введении режима особых условий. В этом случае, если не принять необходимых мер по их ликвидации, могут наступить тяжелые последствия (разгром ИУ в целом или отдельных его частей, причинение вреда жизни и здоровью осужденных, персоналу и иным лицам).[14]

Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, невыход из помещений, на работу и т.п.), когда осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности. Близки к групповым неповиновениям групповые хулиганские действия, проявляющиеся активно и в ряде случаев связанные с насилием над личностью осужденных, но они обусловлены все, же хулиганскими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации ИУ. К тому же обычно групповые хулиганские действия носят локальный характер.[15]

Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала. Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотивационной окраске требованиями.

Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровья осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.

Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст.ст.88-97 УИК РФ:

– приобретение продуктов питания,

– предоставление свиданий и выездов,

– получение посылок и передач,

– переписка и др.[16]

Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод ИУ на усиленный режим охраны и надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п.. При режиме особых условий устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты ИУ и прилегающие к ним территории.

Читайте так же:  Доплата за замещение на время отпуска

Наконец, в самом ИУ может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно- просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, которые, наоборот, могут расширить сферу и время своей деятельности.[17]

Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала. Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

Такими должностными лицами выступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ОБЩЕГО, СТРОГОГО И ОСОБОГО РЕЖИМОВ

Задачи исправительных колоний общего, строгого и особого режимов и характеристика осужденных

Лишение свободы как вид основного уголовного наказания, предусмотренный статьей 56 УК РФ, заключается в принудительной изоляции осужденного от общества на указанный в приговоре срок (от двух месяцев до двадцати лет; в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 56 УК РФ, по совокупности преступлений — не более 25 лет, по совокупности приговоров — не более 30 лет). Будучи одним из самых суровых уголовных наказаний, лишение свободы сопряжено с весьма существенным ущемлением ряда субъективных прав граждан, таких как свобода передвижения, выбор работы и рода деятельности, общение с семьей и другими лицами, свободное осуществление гражданско-правовых сделок, включая возможность участия в выборах органов местного самоуправления, Президента России, референдумах и др.

Изменения и дополнения, внесенные в УИК РФ 1996 года, привели к определенной корректировке уголовно-правовой сущности и регламентации лишения свободы. Этот вид уголовного наказания выступает как основное карательное и превентивное средство борьбы с тяжкими и особо тяжкими видами преступлений. При имеющейся четкой ориентации уголовного закона на конституционные приоритеты в системе общечеловеческих ценностей, соблюдение принципов экономии репрессии, достаточности и ограничения принуждения пределами целей наказания в судебной практике наказание в виде лишения свободы продолжает преобладать и применяется в среднем по стране в 34,5-37,1 % случаев.

Назначение уголовного наказания в виде лишения свободы преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Для выполнения этих задач создаются специализированные государственные учреждения и органы, которые входят в УИС.

Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, закреплена в статье 16 УИК РФ. В соответствии с частью 9 статьи 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, ВК, ЛИУ, ИК общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, — следственным изолятором.

Согласно статье 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются ИК, тюрьмы, ЛИУ и ВК.

Виды ИК определяются также статьями 56 и 58 УК РФ, статьей 74 УИК РФ и предназначены для содержания совершеннолетних осужденных, лишенных свободы, и содержащихся под охраной.

Согласно этим статьям все охраняемые ИК подразделяются на три вида: колонии общего режима, колонии строгого режима и колонии особого режима.

Условия содержания и особенности режима исполнения наказания в колониях общего, строгого и особого режимов различны.

Они обусловлены необходимостью раздельного содержания и

дифференциацией мер исправительного воздействия в соответствии с уголовно-правовой классификацией каждой категории осужденных.

Задачи, решаемые ИК общего, строгого и особого режимов, не получили специального законодательного закрепления. Они аналогичны тем, которые установлены статьей 13 закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для всей УИС. К ним относятся следующие задачи:

— обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного

законодательства Российской Федерации;

  • — создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
  • — обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
  • — обеспечивать охрану здоровья осужденных;
  • — осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;
  • — в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • — обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристики осужденных, находящихся в ИУ, предстают в цифрах, которые мы приведем далее.

Итак, по состоянию на 1 марта 2013 года в учреждениях УИС содержались 697 800 человек (-4 100 человек к началу года), в том числе в 737 ИК отбывали наказание 579 200 человек (- 5 700 человек):

  • — в 128 колониях-поселениях отбывали наказание 39 200 человек (- 258 человек);
  • — в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывали наказание 1 825 человек (+ 6 человек).

В учреждениях содержались 57 300 женщин (- 430 человек), в том числе 47 100 осужденных, содержащихся в ИК, ЛИУ, ЛПУ, и 9 700 человек, в отношении которых была избрана такая мера пресечения, как заключение под стражу; при женских колониях имелись 13 домов ребенка, в которых проживали 772 ребенка.

Читайте так же:  Сделка с заинтересованностью для ооо особенности заключения

Место ИК в системе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, определяется социально-демографической, уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной характеристиками содержащихся в них осужденных. По состоянию на 1 ноября 2012 года 94,7 % (подавляющее большинство) осужденных мужчин являлись гражданами Российской Федерации, 4,6 % — иностранными гражданами и 0,7 % — лицами без гражданства. По сравнению с прошлым годом произошло увеличение (на 0,5 %) доли осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства [1] .

Распределение осужденных по возрастным группам было таким: наиболее многочисленными были группы, к которым относились мужчины в возрасте от 36 до 55 лет включительно (30,4 %), от 26 до 30 лет (22,9 %), от 31 года до 35 лет (21,5 %) и от 20 до 25 лет (20,2 %). Была отмечена тенденция сокращения (на 2,2 %) доли мужчин, принадлежащих к возрастной группе от 20 до 25 лет, и увеличения (на 1,5 %) доли мужчин, принадлежащих к возрастной группе от 36 до 55 лет. Это свидетельствует об устойчивой повышенной криминальной активности мужчин зрелого трудоспособного возраста по сравнению с мужчинами иных возрастных категорий.

Общее образование на время поступления в ИК имели 39,9 %, основное общее образование — 27,2 % и среднее профессиональное образование — 21,5 % осужденных мужчин. Высшее образование имели только 3,9 % осужденных мужчин. И 1,6 % осужденных мужчин не имели никакого образования.

Согласно статистическим данным ФСИН России на данный период 46,5 % осужденных мужчин отбывали наказание в ИК за совершение умышленных особо тяжких преступлений, 38,5 % — умышленных тяжких преступлений, 11,8 % — умышленных преступлений средней тяжести, 2,3 % — умышленных преступлений небольшой тяжести и 0,9 % — преступлений по неосторожности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года был установлен рост долей осужденных за совершение 1

особо тяжких (на 2,3 %), тяжких (на 1,7 %) и средней тяжести (на 1 %) преступлений.

Анализ преступлений, совершенных осужденными мужчинами, показал, что:

[3]

  • — 27,7 % из них отбывали лишение свободы за убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, 17,6 % — за кражи, 17,4 % — за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 10,3 % — за разбойные нападения и 8,5 % — за грабежи;
  • — преступления совершались по корыстным,

корыстно-насильственным, эгоистическим или игровым мотивам;

  • — вину в совершенном преступлении признали 76,2 % осужденных мужчин, но 23,8 % не раскаялись в содеянном;
  • — доля осужденных мужчин, впервые отбывающих лишение свободы, составила 37 %, повторно — 29,5 %, три и более раз — 33,5 %.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года был отмечен рост (на 1,8 %) доли мужчин, осужденных к лишению свободы три и более раз. Большинство осужденных мужчин (63 %) отбывали лишение свободы второй и более раз.

Продолжительность нахождения осужденных мужчин в местах лишения свободы была такой: 38 % находились в ИУ от пяти до десяти лет, 23,1 % — от трех до пяти лет и 19,7 % — от одного года до трех лет.

Согласно статистическим данным 75 % осужденных мужчин

находились на обычных условиях отбывания наказания, 19,2 % — на облегченных и 5,8 % — на строгих условиях.

Общее количество нарушений порядка отбывания наказания, совершенных осужденными мужчинами на время проведения

исследования, составило около 190 тысяч, злостных нарушений — 7 100. Было выявлено около 700 случаев употребления ими спиртных напитков и 50 — наркотических средств и психотропных веществ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля нарушений порядка отбывания наказания, совершенных осужденными мужчинами, увеличилась на 4,1 %, злостных нарушений — на 2,5 %.

На время проведения исследования 18,4 % осужденных мужчин были водворены в штрафные изоляторы, ПКТ и ЕПКТ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля таких осужденных увеличилась на 2,9 %. Среди указанных мер дисциплинарного реагирования на нарушения осужденными мужчинами порядка отбывания наказания основное место продолжают занимать водворение в штрафной изолятор (26 %), перевод в ПКТ или одиночную камеру (2 %) и перевод из КП в ПК, из ПК в тюрьму, а в тюрьмах — на строгий режим (0,4 %).

Таким образом, задачи, стоящие перед УИС, реализуются в деятельности ПК всех видов режима, но в конкретной ПК в зависимости от вида режима, географического расположения, социальной характеристики осужденных существуют свои, соответствующие закону, характерные только для данного учреждения, пути и способы решения стоящих задач.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р, реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает изменение видов ИУ для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных, создание правовых и организационных условий для замены существующей системы ИУ двумя основными видами учреждений: тюрьмой (общего, усиленного и особого режимов) и колонией-поселением (с обычным и усиленным наблюдением).

В настоящее время с учетом отсутствия благоприятных финансово-экономических условий правовым управлением ФСИН России готовится проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусматривается формирование ИУ двух видов: тюрем особого режима (на базе функционирующих в настоящее время ИК особого режима и тюрем) и воспитательных центров (на базе ВК). Перепрофилирование на последующих этапах остальных ИУ предполагается посредством разработки отдельных проектов федеральных законов, предусматривающих внесение соответствующих изменений в УИК РФ [2] . Поэтому задачи ИУ, а также формы и методы воспитательной работы с осужденными будут меняться.

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий является важнейшим средством обеспечения режима исполнения отбывания наказания.

Читайте так же:  Срок давности по налогам для физических лиц что это такое и как исчисляется

В ч. 1 ст. 85 УИК дается исчерпывающий перечень оснований для введения режима особых условий, поскольку это влечет за собой существенное ограничение прав и свобод не только осужденных, но и в определенной мере граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, к ним прилегающих.

Режим особых условий вводится тогда, когда в районе расположения исправительного учреждения установлено чрезвычайное, военное и особое положение, а также при возникновении массовых беспорядков в исправительном учреждении или групповом неповиновении осужденных. Таким образом, можно выделить две группы оснований введения режима особых условий: внешнее чрезвычайное, военное или особое положение и внутреннее совершение преступлений с участием большой группы осужденных.

[2]

В период режима особых условий может быть приостановлена реализация некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 89–97 УИК: приобретение осужденными продуктов питания, предоставление им свиданий, получение посылок и передач, переписка, телефонные разговоры. В случае стихийных бедствий, введения чрезвычайного, особого или военного положения, массовых беспорядков, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий на срок до 30 суток по решению Министра юстиции РФ.

Стихийные бедствия могут быть природного – землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и техногенного характера – различного рода аварии и катастрофы.

Чрезвычайное, особое или военное положение вводится Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией и федеральными законами о чрезвычайном, особом или военном положении с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

При этом следует иметь в виду, что в случае масштабности и тяжести последствий стихийные бедствия могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий. Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования или их определенную часть, но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями – погромами, поджогами, убийствами.

Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных, хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может ввести меры, предусмотренные режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

В период действия режима особых условий в исправительных учреждениях может быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб. За исключением медико-санитарных, приостановлена работа производств, школ, магазинов, клубов, библиотек; введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты; изменен распорядок дня, запрещен выезд осужденных, а также приостановлено осуществление некоторых других прав осужденных. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого исправительного учреждения.

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий является специальным профилактическим средством и служит для предотвращения, пресечения совершения осужденными преступлений и других антиобщественных деяний.

Ограничения прав осужденных вводятся в случаях:

  1. стихийных бедствий (землетрясений, извержений вулканов, наводнений, засухи, ураганов, эпидемий, эпизоотии);
  2. введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положений;
  3. массовых беспорядков;
  4. группового неповиновения.

Приостанавливаемые права осужденных:

  1. приобретение продуктов и предметов первой необходимости;
  2. предоставление свиданий;
  3. получение посылок, передач, бандеролей;
  4. получение и отправление писем, денежных переводов;
  5. ведение телефонных разговоров;
  6. осуществление прогулки;
  7. просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач;
  8. приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей;
  9. передвижение без конвоя или сопровождения;
  10. выезд за пределы исправительного учреждения.

Решение о введении режима принимает министр юстиции России либо начальник органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ по согласованию с соответствующим прокурором. Режим вводится на срок до 30 суток, но в исключительных случаях время его действия может быть продлено дополнительно на 30 суток.

Технические средства надзора и контроля составляют единый комплекс средств охраны. Их обслуживание осуществляется специально подготовленными сотрудниками, а общее круглосуточное управление — дежурной частью учреждения, на пульт которой поступают сигналы оповещения.

Использование технических средств надзора и контроля ограничивает ряд конституционных прав граждан (наличную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни), но является оправданным в отношении лиц, подвергнутых уголовному наказанию, в отношении которых уголовно-исполнительным законодательством закрепляется исключение из общего правила.

Используемые технические средства не наносят вреда здоровью осужденных. Но например, в системе охранных сооружений учреждения применяют к осужденному кратковременное шокирующее воздействие в случае попытки проникновения в запретную зону, Осознание того, что администрация применяет для охраны, надзора и контроля технические средства, оказывает на осужденных сильное психологическое воздействие.

Поэтому о применении технических средств надзора и контроля администрация исправительного учреждения обязана уведомлять осужденных под расписку.

В настоящее время в условиях рыночной экономики предлагается и имеется в свободной продаже большое количество разнообразных технических средств как отечественного, так и импортного производства, которые могли бы быть использованы в целях надзора и контроля над осужденными. Администрация учреждения обязана использовать технические средства только после проведения испытаний на их эффективность и безопасность для жизни и здоровья осужденных и обслуживающего персонала.

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Рассмотренные выше положения о режиме касаются прежде всего функционирования исправительных учреждений в обычной обстановке, в условиях их нормальной деятельности.

Вместе с тем в случае возникновения стихийных бедствий, введения в районе расположения мест лишения свободы чрезвычайного, особого или военного положения, а также при массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, возникает право на введение режима особых условий, которое закреплено в п. 14 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон от 21 июля 1993 г.). Основания и порядок введения режима особых условий установлен в ст. 85 УИК РФ.

Читайте так же:  Сохранение гос. номера при продаже автомобиля и перерегистрации его по новым правилам

При возникновении указанных обстоятельств ИУ не могут функционировать в установленном режиме, нарушается их обычная деятельность. Режим особых условий направлен на восстановление нормальной деятельности учреждений, обеспечение безопасности осужденных, персонала учреждений и иных лиц. Перечень оснований введения режима является исчерпывающим (п. 1 ст. 85 УИК). Эти основания или причины могут быть подразделены на внешние и внутренние.

Внешними причинами являются:

— стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;

— введение в районе расположения ИУ чрезвычайного, особого или военного положения.

Термин «стихийные бедствия» понимается расширительно. Они могут быть не только природного происхождения. К ним относятся и крупные аварии, катастрофы, ставящие под угрозу жизнь осужденных или персонала учреждений, а также эпидемии и эпизоотии в районе дислокации мест лишения свободы.

К внутренним причинам относятся массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных.

Массовые беспорядки представляют собой активное неподчинение (нарушения) со стороны значительного числа осужденных, угрозу жизни и здоровью персонала и осужденных, что может выражаться в погромах, поджогах, расправах с неугодными, захватах заложников и т.п.

Групповые неповиновения осужденных, как правило, характеризуются пассивным поведением (отказом от выхода на работу, отказом от приема пищи и т.п.).

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ или министров внутренних дел (начальников управлений внутренних дел) субъектов РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ, либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Начальник ИУ объявлять режим особых условий неправомочен, однако в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, он вправе вводить меры по обеспечению особого режима самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принять такие решения. В этом случае указанное лицо в течение 3 суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об отмене введенных мер.

В период действия режима особых условий в учреждении может быть приостановлена реализация осужденными ряда прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ: права на свидание, получение бандеролей и посылок, на телефонные разговоры, на выезды за пределы ИУ и др. Наряду с этим может быть введен усиленный вариант охраны и надзора за осужденными, изменение распорядка дня, особый порядок допуска на различные объекты ИУ и т.д.

Применение перечисленных ограничений и мер при введении режима особых условий направлено прежде всего на обеспечение предусмотренного законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, на восстановление нормальной деятельности ИУ.

На достижение этих целей направлено применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия, т.е. мер безопасности, которое регулируется ст. 86 УИК РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 г. и другими законодательными и нормативными актами.

Закон устанавливает перечень случаев, при которых по отношению к осужденным могут быть применены меры безопасности. К таким ситуациям относятся:

— оказание осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения;

— злостное неповиновение осужденных законным требованиям персонала;

— проявление осужденными буйств;

— участие осужденных в массовых беспорядках;

— захват осужденными заложников;

— нападение осужденных на граждан;

— совершение осужденными иных общественно опасных действий;

— побег осужденного (осужденных);

— задержание бежавших из ИУ.

Применение мер безопасности в ИУ должно строго соответствовать установленному порядку использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вред, причиняемый лицам, в отношении которых они применяются, должен быть минимальным, а лицам, пострадавшим от применения этих средств, должна быть немедленно оказана соответствующая медицинская помощь.

Кроме того о каждом применении мер безопасности должно быть немедленно сообщено непосредственному начальнику.

На начальника ИУ возлагается обязанность оповестить соответствующего прокурора о каждом факте ранения (смерти) осужденного или иного лица в результате применения в данном учреждении по отношению к правонарушителям физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Необходимо подчеркнуть, что решение вопроса о применении мер безопасности законодателем отнесено на субъективное усмотрение сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые должны профессионально и объективно оценить возникшую ситуация и избрать для применения наиболее адекватные ей и целесообразные меры обеспечения безопасности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9472 —

| 7452 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Режим особых условий в исправительных учреждениях

В ч. 1 ст. 85 УИК РФ указывается, что в случае стихийного бедствия, введения в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в ИУ может быть введен режим особых условий на срок до 30 суток по решению Министра юстиции РФ, Министра или руководителя УФСИН субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Стихийные бедствия могут быть природного (землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и др.) и техногенного характера (различного рода аварии и катастрофы).

Чрезвычайное или военное положение вводится Президентом РФ с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, ФЗ от 30 мая 2011 г. «О чрезвычайном положении» и ФЗ от 30 января 2002 г. «О военном положении». При этом следует иметь в виду, что в случае масштабности и тяжести последствий стихийные бедствия могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.

Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий.

Читайте так же:  Покупка машины в другом городе

Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования (или их определенную часть), но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями (погромами, поджогами, убийствами и т.п.). Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных (хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок).

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник ИУ может ввести меры, предусмотренные режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае, как определено в ч. 4 ст. 85 УИК РФ, указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

В период действия режима особых условий в ИУ может быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, приостановлена работа производств, школ, магазинов, клубов, библиотек; введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты; изменен распорядок дня, запрещен выезд осужденных, а также приостановлено осуществление некоторых других прав осужденных.

Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого ИУ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Режим особых условий в исправительных учреждениях (основания и порядок его введения, а также особенности его содержания)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8453 —

| 7343 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях

СТ 85 УИК РФ

1. В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

2. В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 — 97 настоящего Кодекса, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

3. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой настоящей статьи.

4. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй настоящей статьи, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Комментарий к Ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены следующие основания для введения в исправительном учреждении режима особых условий:

— групповые неповиновения осужденных;

— введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения.

Массовые беспорядки проявляются в виде таких действий, как погромы, избиения, убийства неугодных осужденных и представителей персонала и иных лиц, а также в отказе со стороны больших групп осужденных выполнять предъявляемые требования.

2. Режим особых условий выражается в переводе учреждения на усиленный вариант охраны и надзора, в установлении особого порядка допуска персонала и иных лиц на территорию учреждения.

В самом исправительном учреждении может быть изменен распорядок дня и ограничена деятельность коммунально-бытовых, культурно-просветительских и медико-санитарных служб. Режим особых условий связан с существенными ограничениями прав и свобод осужденных и введением усиленного варианта несения службы персоналом исправительных учреждений.

Режим особых условий устанавливается строго определенными лицами на срок до 30 суток, а при необходимости может быть продлен на тот же срок.

При возникновении реальной угрозы жизни и здоровью осужденных и персонала начальник учреждения самовольно может вводить режим особых условий и должен уведомить должностное лицо, имеющее право принимать такое решение. Такое решение могут принимать директор ФСИН России, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ. Указанные должностные лица согласовывают свое решение с Генеральным прокурором РФ либо с прокурором соответствующего уровня.

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом случае должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Источники


  1. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  2. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.

  3. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  4. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
Режим особых условий в исправительных учреждениях общие положения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here