Реформа осаго

Полезная и понятная информация в статье: "Реформа осаго". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Реформа ОСАГО – появился новый законопроект

С изменением процедуры страхования происходит настоящая чехарда, то правительство отправляет на доработку законопроект от Минфина, то принимает на рассмотрение новый законопроект, но уже от депутатов Государственной Думы

Напомним, что в октябре законопроект Минфина был отправлен на доработку. Если первоначально планировалось в четыре раза увеличить выплаты при получении вреда жизни и здоровью (до 2 миллинон рублей), оставить возможность отказа от территориального коэффициента, а также наделить страховые компании правом варьировать тарифы внутри одинаковых групп автовладельцев, то на последнем заседании рабочей группы обсуждалась возможность полного отказа от этих пунктов.

В свою очередь, депутаты выдвигают иные предложения. Они также советуют отказаться и от увеличения выплаты при вреде жизни и здоровью, и от скидок при использовании в машине средств телематики. В то же время депутаты предлагают существенно изменить систему формирования регионального коэффициента: его назначение предлагается отдать самим страховым компаниям. При этом они смогут выбирать индивидуально для каждого населенного пункта, а не региона в целом. Также предлагается ввести повышающий коэффициент за неоднократное грубое нарушение прав, включая превышение скорости. При этом в расчет не будут браться случаи, когда нарушение выявлено автоматическими комплексами фотовидеофиксации.

Вам понравилась новость?

При написании новости использовалась информация:
Drom

Автостраховщики поддержали реформу ОСАГО

Российский союз автосраховщиков поддерживает реформу тарифообразования в ОСАГО, рассказали «Известиям» в пресс-службе организации.

Стоимость полиса ОСАГО после перехода на новую систему расчета тарифов может снизиться в несколько раз, сообщила 13 сентября «Российская газета» со ссылкой на заместителя министра финансов Алексея Моисеева.

«Мы уверены, что тариф в результате станет более индивидуальным и, соответственно, более справедливым для автовладельцев», — отметили в РСА.

Первый этап этой реформы был начат 9 января этого года, когда Центральный банк расширил на 20% вверх и вниз тарифный коридор по ОСАГО и реформировал коэффициент «возраст-стаж».

В результате с начала года средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5-6%, заявили в Российском союзе автостраховщиков.

В организации выразили уверенность, что реформа приведет к снижению стоимости ОСАГО для большей части автовладельцев.

В июле 2019 года правительство внесло в Госдуму законопроект о либерализации ОСАГО. В первом чтении его планируют рассмотреть до конца сентября.

Законопроект предлагает предоставить страховщикам право самостоятельно определять тариф в пределах коридора, установленного Центробанком. Компании смогут учитывать характеристики вождения и наличие у водителя нарушений ПДД. Кроме того, предполагается ввести учет истории вождения каждого автомобилиста.

В законопроекте прописана и отмена коэффициентов мощности и территории, а также увеличение размера компенсаций по страхованию в случае вреда жизни и здоровью в результате ДТП до 2 млн рублей с нынешних 500 тыс. рублей.

28 августа сообщалось, что система автоматической проверки наличия у водителей полиса ОСАГО полноценно заработает в Москве в 2020 году.

Проект «глобальной реформы» ОСАГО готов

Специалисты Министерства финансов РФ подготовили к совещанию с Центробанком проект финальных поправок к закону об ОСАГО.

Автовладельцам, в случае одобрения изменений мегарегулятором, стоит ждать серьёзных изменений в области обязательного страхования автогражданской ответственности. Так, согласно поправкам, все полисы ОСАГО должны поделить на три вида в зависимости от страховой суммы. Клиенты смогут выбрать между «экономпакетом» с ныне действующими лимитами в размере 400 000 рублей за повреждение имущества и 500 000 рублей за вред здоровью; «стандартным», предполагающим 1 000 000 рублей по каждому из рисков; а также «премиальным набором», где выплата может быть в пределах 2 000 000 рублей.

Как сообщает «Коммерсант», за расширенные пакеты ОСАГО клиентам будет необходимо заплатить увеличенную страховую премию, при этом варианты доплаты предлагается установить Центральному банку РФ.

Ещё одним пунктом поправок является отказ от коэффициента мощности в ОСАГО. На сегодняшний день для автомобиля с двигателем мощностью до 50 л. с. он составляет 0,6, а для машин с двигателем, выдающим свыше 150 л. с., он равен 1,6. При этом Минфин предлагает использовать другой коэффициент, который будет рассчитываться в зависимости от нарушений правил дорожного движения: езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной линии разметки. Предположительно коэффициенты могут появиться за агрессивное или аккуратное вождение.

В документе, подготовленном Минфином, предусмотрены надбавки за сообщение страховой компании заведомо ложных сведений, которые повлияли на снижение цены полиса, а также за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков».

Отметим, финальные поправки затронули вопрос замены денежной выплаты в ОСАГО ремонтом повреждённого автомобиля. Клиентам будет предложен выбор сервиса по согласованию со страховщиком, то есть из числа тех станций, с которыми у СК есть договор. При этом страховщик несёт ответственность за ремонт, а в акте приёма-передачи устанавливается гарантийный срок «не менее двух месяцев» на работы. Остался и пункт о том, что при данной форме возмещения убытков износ комплектующих изделий, которые подлежат замене, учитываться не будет.

Ранее стало известно о том, что из финальной редакции поправок исчезло предложение о многолетних полисах ОСАГО. Напомним, ранее предлагалось ввести трехлетние документы для владельцев новых машин. Однако, как отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, его стоимость всё равно пришлось бы каждый год пересчитывать из-за курса валют и изменения КБМ.

Реформа ОСАГО-2019

reforma_osago-2019.jpg

Похожие публикации

Реформа ОСАГО 2019 года проводится Центробанком в благих целях. Представители финансового ведомства полагают, что нововведения сделают стоимость страховки более справедливой, и также позволят внимательным водителям платить меньше. Наиболее заметным изменением стало расширение «коридора» тарифов, когда минимальное значение еще больше понизилось, а максимальное, напротив, возросло. Для страховых компаний это реальная возможность повысить цену на свои услуги.

ОСАГО: новые реформы 2019 года

Очередной этап реформы ОСАГО стартовал сразу после окончания новогодних «каникул» — 9-го января 2019 года. В этот день вступило в силу Указание Центробанка № 5000-У от 04.12.2018 о предельных значениях базовых тарифов, коэффициентах и порядке их применения. Лишь некоторые положения данного документа начнут действовать с апреля 2020 года.

Реформа тарифов ОСАГО

Страховой тариф рассчитывается путем умножения базовых ставок на различные коэффициенты, которые зависят от ряда параметров (9-я статья закона об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002 в ред. от 18.12.2018):

Читайте так же:  Возврат 13 процентов с покупки квартиры документы и способы возврата средств

технических особенностей транспортного средства;

территории, где оно преимущественно используется;

отсутствия / наличия страховых возмещений в пользу водителя за предыдущие периоды;

иных существенных обстоятельств (мощности машины, возраста автомобилиста, его водительского стажа и т.д.).

Базовые ставки (тарифы) страховые компании устанавливают, ориентируясь на их предельные величины, которые определяет Центробанк. Январская реформа ОСАГО изменила максимальные и минимальные размеры страховых тарифов, расширив их диапазон. В частности, к владельцам легковых машин теперь применяется следующая вилка базовых ставок:

от 2746 руб. до 4942 руб. (было: 3432 / 4118) – если машина принадлежит физическому лицу или ИП;

от 2058 руб. до 2911 руб. (было: 2573 / 3087) – если машина принадлежит юридическому лицу;

от 4110 руб. до 7399 руб. (было: 5138 / 6166) – если легковой автомобиль используется, как такси.

Из приведенного списка видно, что для организаций оба тарифа (минимальный и максимальный) были понижены. Уменьшение ставок коснулось владельцев и других категорий ТС. Например, тариф в отношении мотоциклов, мопедов и скутеров сейчас установлен в диапазоне 694 – 1407 руб. вместо 867 – 1579 руб., как было раньше.

Новая реформа ОСАГО 2019: коррекция коэффициентов

С января 2019 года изменились и коэффициенты, зависящие от возраста страхователя и его водительского стажа. Их градация по этим показателям увеличилась многократно – вместо 4-х коэффициентов теперь применяется 58.

Например, для пожилых водителей (старше 59-ти лет) коэффициент почти в два раза ниже, чем для начинающих автомобилистов 16-21 года. В первом случае при стаже вождения более 3-х лет коэффициент будет 0,93, во втором, при таком же водительском стаже – 1,66.

Вырос до 1,87 коэффициент для полисов, не предусматривающих ограничения по числу водителей, допущенных к управлению (ранее он составлял 1,8).

С апреля 2019 года по новым правилам станут применять коэффициент «бонус-малус» (КБМ), зависящий от того, насколько аккуратно (безаварийно) ездит водитель. КБМ будет ежегодно обновляться 1-го апреля с учетом отсутствия / наличия страховых «аварийных» выплат за последний год.

Реформа ОСАГО 2019: последние новости

Приведенные изменения – это лишь первый этап реформирования ОСАГО. В ближайшем будущем автомобилистов ожидают и другие новшества. В частности, Правительство предлагает отменить два коэффициента, применяемых сейчас при расчете страхового тарифа:

привязанный к мощности машины (с сентября 2019 года);

территориальный (с сентября 2020 года).

Страховым компаниям, в связи с отменой указанных коэффициентов, предполагается послабление – им хотят разрешить устанавливать тарифную ставку выше максимально допустимой:

на 30% – после упразднения коэффициента мощности;

на 40% – после упразднения территориального коэффициента.

Но в обоих случаях итоговая цена полиса ОСАГО не должна превышать трехкратную величину максимально возможной базовой ставки, установленной Центробанком.

Реформа ОСАГО полис, выдаваемый на три года, пока не вводит. Правительство вначале предложило соответствующие поправки в закон об автостраховании, но затем сочло их несвоевременными. Внесенный в Госдуму законопроект Минфин скорректировал. Также из него убрали пункты, позволявшие водителю выбирать лимит страховой выплаты из трех вариантов: 500 000 рублей, 1 000 000 рублей и 2 000 000 рублей.

Как изменится жизнь водителей с нового года. Реформа ОСАГО и индивидуальный тариф

С нового 2020 года Россию ждёт очередная масштабная реформа ОСАГО. Чего ждать водителям в связи с реформой обязательного страхования автогражданской ответственности? Разберёмся по пунктам в нашей статье.

Индивидуальный тариф на ОСАГО

Ещё 18 ноября 2018 года Совет директоров Банка России утвердил указание о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО.

Эти новшества направлены на повышение доступности полисов ОСАГО и переход к системе, где каждый водитель платит сам за себя, а тариф является справедливым и индивидуальным для каждого.

Реформа предполагает изменение коэффициента возраст-стаж. Если ранее был всего 4 ступени, после реформы их должно стать 58.

Для опытных взрослых водителей КВС будет снижен, а для молодых и неопытных – повышен. Таким образом, максимальный КВС составит 1,87, а минимальный — 0,93 для пожилых и опытных шоферов.

Также иначе будет устанавливаться коэффициента бонус-малус (КБМ). Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться. Реформа сделает систему ОСАГО более справедливой.

Важные изменения в проекте реформы ОСАГО

Для начала отметим, что Минфин и ЦБ РФ изменят несколько пунктов изначально предполагаемой реформы ОСАГО. Благодаря этому тарифы на «автогражданку» вырастут не так сильно. Итак, какие это изменения.

Коэффициент территории не отменят

Изначально хотели отказаться полностью от территориального коэффициента, так как водитель никак не может на него повлиять, а тариф, в свою очередь, никак не характеризует стиль вождения и аварийность водителя. Однако коэффициент территории не уберут. Цена полиса ОСАГО по прежнему будет зависеть от того, где прописан автовладелец.

Лимит страховой выплаты по жизни и здоровью не увеличат

Ранее шла речь о повышении данного лимита до двух миллионов рублей, то есть хотели поднять сумму в 4 раза. Теперь стало ясно, что сумма останется на прежнем уровне. Иначе пришлось бы значительно повышать тарифы на ОСАГО.

Страховые компании не смогут варьировать тарифы для одних и тех же групп водителей

До поправок планировалось, что страховщики смогут устанавливать разные тарифы для одних и тех же групп водителей в одном и том же регионе.

Кроме этого законодатели будут обсуждать возможную отмену коэффициента мощности двигателя авто, который сейчас может увеличивать цену договора ОСАГО в 1,6 раза. Если поправки примут, то цена полиса будет формироваться более справедливо.

[1]

Реформа ОСАГО и страхование дронов. Что изменилось для страховщиков и их клиентов в 2018 году

2018 год едва ли можно назвать неудачным для страховых компаний: громких уходов с рынка не было, премии растут, выплаты уменьшаются. При этом количество страховщиков продолжает сокращаться как по инициативе регулятора, так и в результате добровольного отказа от деятельности.

Вносят свою лепту и сделки по слиянию и поглощению. Если раньше они касались в основном мелких страховщиков, то сейчас объединяются и компании из топ-20: «ВТБ Страхование» присоединяется к СОГАЗ, «Капитал Страхование» и «Капитал Перестрахование» — к ПАО «Росгосстрах». К концу года на рынке осталось 35 страховщиков жизни, 36 медицинских страховщиков и 124 универсальные компании.

В фокусе внимания в 2018 году были мисселинг в страховании жизни, принятие закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций и ОСАГО. Самой крупной выплатой стало возмещение убытков в размере 10,5 млрд рублей по аварии на шахте «Мир», произошедшей в августе прошлого года (страховщик — СОГАЗ). На рынке появились новые продукты, в числе которых — страхование ответственности владельцев дронов и страхование пассажиров от задержки авиарейса с моментальным урегулированием убытков.

Читайте так же:  Обязательная замена водительских удостоверений при смене фамилии

Лидеры и аутсайдеры

Лучше всего себя чувствуют страховщики жизни. Темп прироста премий хотя и замедлился, но остается одним из самых высоких на рынке. Страхование жизни по-прежнему выступает драйвером рынка и, скорее всего, сохранит эту роль и в будущем году. Но большинство страхователей с закончившимися договорами инвестиционного страхования жизни остались недовольны доходностью. Страховые компании стали активно предлагать продукты накопительного страхования жизни, и в 2019 году ожидается рост доли этого продукта.

Страхование имущества физических лиц демонстрирует лучшие темпы роста среди имущественных видов: количество договоров выросло более чем на 6 млн. В 2019 году вступит в силу закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, но для страховщиков он интересен больше не с финансовой точки зрения, а в качестве возможности наращивания клиентской базы.

Страхование деятельности бизнеса также оказывалось в центре внимания, чаще с негативным оттенком. 12 банкротств туроператоров, уход с рынка 4 страховщиков, занимавшихся страхованием ответственности туроператоров (в том числе АО СО «Якорь», в котором было застраховано около 450 компаний), говорят о продолжающемся кризисе в сегменте. Обязательное страхование профессиональной ответственности рано или поздно будет заменено добровольным.

Практически потеряно для рынка и страхование ответственности застройщиков, так как функции защиты прав дольщиков со следующего года перейдут к публично-правовым компаниям. После исключения из списка страховщиков строительных компаний двух лидеров сегмента — СК «Респект» и «Проминстрах» — в самый высокий сезон на первичном рынке жилья пришлось приостановить продажи не менее 20% новостроек.

Страхование космических рисков стало одним из самых убыточных сегментов рынка. При объеме премий около 1 млрд рублей сумма потенциальных выплат составляет около 15 млрд рублей. С 2019 года РНПК отказалась принимать в перестрахование эти риски, и увеличение тарифов в этом сегменте рынка становится неизбежным.

Каско и ОСАГО

Автокаско уже давно не является драйвером страхового рынка. Средняя стоимость полиса опустилась до минимальных значений, но рентабельность сегмента довольно высокая. Изменение подхода к страхованию автомобилей выразилось в сокращении перечня рисков. Крупные риски урегулирует страховщик, мелкие остаются в зоне финансовой ответственности автовладельца. Этот сегмент доказал эффективность регулирования рыночными методами, в отличие от ОСАГО.

ОСАГО было болевой точкой рынка несколько лет, и в 2018 году в этом секторе, наконец, произошли изменения к лучшему — он уже не такой убыточный. Объем выплат сокращается как за счет натурального возмещения ущерба, так и благодаря борьбе с мошенничеством. Хотя в 7 регионах выплаты превышают премии, в целом ситуация перестала быть катастрофической.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тарифная реформа ОСАГО, первый этап которой намечен на 2019 год, ставит своей целью индивидуализацию тарифа, что соответствует лучшим мировым практикам. Тем не менее стоит ожидать увеличения стоимости продукта в тех регионах, где убыточность выше 77%.

ОСАГО стало драйвером развития интернет-канала продаж. Только 7% премий, полученных страховщиками в режиме онлайн, не относятся к ОСАГО. В целом страховые технологии развиваются очень быстрыми темпами: телемедицина, покупка полиса онлайн, удаленное урегулирование убытков — все это востребовано клиентами. Но здесь кроется и опасность — рост кибермошенничества.

Укрупнение и дигитализация

В 2019 году страховой рынок будет продолжать движение в сторону укрупнения бизнеса, поэтому мелким страховщикам предстоит либо найти свою нишу, либо присоединиться к более крупной компании. Универсальные страховщики должны будут повысить уставный капитал минимум до 180 млн рублей, и справиться с этим смогут далеко не все участники отрасли.

Темп роста премий останется на уровне этого года, не изменится и драйвер рынка. Быстрее, чем другие сегменты, будут расти страхование имущества граждан и страхование от несчастных случаев. В сегменте ДМС ожидается рост количества договоров за счет индивидуального страхования физических лиц.

Продолжится усиление и ценовой, и неценовой конкуренции. В стадии разработки находится финансовый маркетплейс Центробанка, который задумывался как эффективный и недорогой канал продаж. Он сможет стать альтернативой банковскому каналу, зависимость от которого у страховщиков сейчас только усиливается. В высококонкурентных сегментах страховщики, развивающие онлайн-взаимодействие с клиентами (не только заключение договора, но и урегулирование убытков, а также дополнительные сервисы), будут иметь серьезное преимущество.

Реформа ОСАГО: автовладельцу предложат ремонт вместо денег

Как будет выстроена эта система, окончательно станет известно уже в середине марта

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Законопроект, который предлагает заменить денежные выплаты по ОСАГО починкой пострадавшего в ДТП авто, ко второму чтению оброс существенными поправками, в том числе от сенаторов. По мнению экспертов, если раньше документ больше отвечал интересам страховщиков, фиксирующих убытки от действующей системы возмещения ущерба, то после доработки вектор поменялся.

Приоритет «живого» ремонта над денежными выплатами предполагает, что страховщики станут предлагать автовладельцу на выбор список автосервисов, где ему восстановят пострадавшее авто. Из взаимоотношений с клиентами уйдёт наличность, а значит, и стремление выбивать из страховых компаний с помощью автоюристов огромные суммы компенсаций. По данным Всероссийского союза страховщиков, юридические посредники заработали в 2015 году 10 миллиардов рублей чистой прибыли на помощи автомобилистам, то есть фактически «обнесли» на эту сумму продавцов полисов ОСАГО.

Автоколлекторы с большой дороги

В чём же секрет финансового благополучия коммерческого посредничества между водителями и страховыми компаниями? Схема проста: попавшему в ДТП автомобилисту опытный автоюрист предлагает избавиться от хлопот с получением страховой выплаты. Как правило, потерпевшему сразу выплачивают сумму, немного меньше той, которую он получил бы при самостоятельном обращении за компенсацией. Взамен автоюрист получает «право требования к страховщику по договору цессии», по есть по переуступке прав. В суде автоюрист может истребовать со страховщика в 1,5 — два раза больше той суммы, что он заплатил автовладельцу. И это, в общем, неплохой бизнес.

По данным страховой отрасли, если средние выплаты по ОСАГО составляют 70 тысяч рублей, в отдельных регионах они доходят до 120 тысяч. Страховые случаи в этих субъектах фактически разорили и выдавили страховщиков с рынка. Это привело к тому, что в стране появились районы, где полис ОСАГО невозможно приобрести.

Как рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА), приоритет ремонта над выплатами избавит отрасль от судебных тяжб с автоюристами и снизит финансовые потери.

«Когда во взаимоотношениях между автовладельцем и страховой компании исчезают деньги и появляются обязательства по ремонту машины, у автоюристов пропадает интерес к делу. В случае обоснованности претензий на качество работ авто просто ещё раз загонят на лицензированный сервис», — пояснили в РСА.

Читайте так же:  Компенсации и выплаты для возмещения ущерба при дтп

Плач Ярославны

Базовый тариф ОСАГО в последние годы повышался трижды — осенью 2014-го, весной 2015-го и осенью 2016-го. До этого тариф оставался прежним с 2003-го, с момента появления «автогражданки». Сейчас средняя стоимость полиса колеблется от 10 до 15 тысяч рублей. Одновременно с ростом тарифов повысились и лимиты выплат: со 120 000 до 400 000 рублей за ущерб имуществу, со 160 000 до 500 000 — за урон жизни и здоровью.

«Как бы мы не меняли тарифы по ОСАГО, не принимали законы, которые бы позволили автостраховщикам извлекать дополнительную прибыль, всё равно мы будем слышать от них «плач Ярославны», что им очень тяжело», — рассказал «Парламентской газете» первый зампредседателя думского Комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Владимир Гутенёв.

По словам депутата, к деятельности страховых компаний у наших граждан претензий больше, чем к нечестным автоюристам. Но тогда, считает Гутенёв, следует бороться с мошенниками-автоюристами, а не с законопослушными владельцами машин, которые не могут добиться от страховой компании справедливого возмещения ущерба.

«На мой взгляд, пора вводить жёсткие меры ответственности страховщиков перед страхователями за неисполнение своих обязательств», — предложил парламентарий. За рентабельность собственного бизнеса следует бороться, не повышая ставки и уходя от качественного ремонта, а повышая уровень сервиса и доверия граждан.

По словам руководителя Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, мошенников среди автоюристов не более пяти процентов. Остальные 30 — 40 процентов автоколлекторов — это бывшие сотрудники страховых компаний, которые знают изнанку бизнеса.

[3]

«У нас в законе по ОСАГО предусмотрен ремонт авто страховщиком наряду с денежными выплатами. Была альтернатива, но эта часть почему-то не развивалась. Сейчас на это направление делается ставка, что может привести к деградации системы ОСАГО», — убеждён эксперт.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что законопроект не решит проблему с автоюристами.

«Если бы страховщики работали по закону и порядочно, то никто бы не пользовался услугами автоюристов, — пояснил он. — Страховые компании всегда давали и, к сожалению, будут давать повод для вмешательства посредников. Потому что иначе продавцы полисов работать не умеют».

Что же ждёт автовладельца?

Ко второму чтению при сохранении концепции законопроекта парламентарии внесли ряд принципиальных изменений. Так, были зафиксированы предельные сроки ремонта страховых авто — не более 30 дней, уточнены критерии доступности станции техобслуживания — не далее 50 километров от места жительства страхователя. Минимальная гарантия на результат восстановительного ремонта составит полгода, а в отношении кузовных и покрасочных работ — год.

По словам члена Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Дмитрия Шатохина, логика этих поправок проста — вернуть владельцу качественно отремонтированный автомобиль. Однако сенаторов насторожило, что ремонтом по ОСАГО смогут заниматься только лицензированные организации, с которыми у страховщика заключён договор. Не приведёт ли это к монополизации рынка, особенно если речь об удалённых районах страны с неразвитой системой автосервисов?

«Наш комитет внёс в законопроект поправку, согласно которой автовладелец может отказаться от предлагаемого страховщиком сервиса и выбрать мастерскую самостоятельно, — рассказывает Шатохин. — Правда, ответственность за качество ремонта ляжет на него самого».

Реформу ОСАГО начнут с «токсичных» регионов

В 2016 году в Госавтоинспекции зарегистрировали более 44,2 миллиона легковых автомобилей. По данным дорожной полиции, по российским дорогам сейчас ездит более 25 миллионов иномарок, из них около 3,2 миллиона с правым рулём. Стоит ли подсчитывать, сколько будет стоить покупка и доставка нового бампера для японской легковушки, скажем, в Ханты-Мансийск? Кроме того, 35 процентов автопарка страны составляют машины старше 15 лет и новые запчасти к ним будут дороже всего автомобиля.

«Если страховщик не сможет организовать ремонт на предложенной им же СТО, у автовладельца возникает право требовать возмещения вреда в денежной форме, — рассказал о сути поправок в законопроект глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Другими основаниями для перехода на денежные выплаты будут: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов».

Как видно, полностью исключить финансовый аспект во взаимоотношениях страховщиков и клиентов не выйдет. За нарушение предельного срока восстановительного ремонта авто страховщик будет выплачивать неустойку 0,5 процента от суммы возмещения за каждый день просрочки. К тому же законотворцы в качестве воспитательной меры предложили лишать на год права на натуральное возмещение ущерба те страховые компании, на которые поступят жалобы клиентов. А кто у нас специалист по жалобам? К тому же на кону снова «живые» деньги. Значит, претензий будет много.

Если изначально автостраховщики рассчитывали снизить убыточность этого вида страхования за счёт избавления от судебных тяжб с автоколлекторами, то теперь они не представляют, как будут работать в новых условиях, ведь хотели снизить потери, а получается, что повысили. Ждать ли нам снова повышения тарифов на «автогражданку»?

«ОСАГО — это не сверхприбыльный вид страхования, — рассказал «Парламентской газете» доцент кафедры Высшей школы финансов и менеджмента Дмитрий Тихонов. — Натуральный ремонт может быть хорошим решением проблемы, но у нас переходный процесс в таких делах исторически не всегда хороший и эффективный».

По словам эксперта, нужна практика, она и покажет, каким может стать будущее всей системы ОСАГО.

А как у них

Отдал ключи и забыл

На Западе страховщики предоставляют автовладельцу альтернативу: денежное или натуральное возмещение ущерба. Однако там в отличие от нас люди предпочитают «брать» ремонтом, потому что уверены в его качестве. Попал в аварию, вызвал страхового агента, бросил ему ключи и снял с себя проблему восстановления авто.

Во всех развитых странах мира ОСАГО — один из ключевых сегментов страхового рынка. В Европе обязательное страхование ответственности появилось в 30-е годы прошлого века. Первопроходцами стали Австрия (1929 год) и Англия (1930).

Наиболее крупным рынком ОСАГО в Евросоюзе по сборам премии является Германия, за ней следуют Англия, Италия и Франция. Полис «автогражданки» там намного дороже, чем в России. В Германии, например, страховка скромного авто обойдётся владельцу в 1500 евро, но там и суммы возмещения ущерба на порядок выше.

Читайте так же:  Как законно не платить транспортный налог льготы определённым категориям граждан

Максимальная сумма выплат при повреждении авто в Германии составляет примерно 500 000 евро, а если в случае аварии был нанесён вред здоровью, то сумма выплат достигает 7,5 миллиона евро. В некоторых странах выплаты, которые связаны с ухудшением здоровья после аварий, и вовсе неограниченны. В Великобритании, Франции и Финляндии человек, ставший инвалидом из-за аварии, пожизненно получает компенсацию от страховой компании.

В большинстве европейских стран пострадавшим в ДТП деньги не выплачивают — разбитую машину направляют в автосервис, а владелец просто ставит подпись на документах и затем забирает отремонтированный автомобиль.

1 января стартует первый этап масштабной реформы системы обязательного автострахования

С 2019 года вступают в силу изменения в системе ОСАГО, которые, по мнению инициаторов процесса — ЦБ и Минфина, позволят страховым компаниям более избирательно подходить к определению тарифов. Водителей разделят на 50 категорий — по возрасту и стажу; при формировании тарифных планов страховщики будут учитывать показатели аварийности в конкретном регионе. В январе тарифный коридор расширится на 20%; с сентября — на 30%; на стоимость полиса перестанет влиять мощность двигателя. Для опытных водителей, не участвовавших в ДТП, цена страховки снизится, утверждают участники рынка.

Начнут считать по-новому

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) „Ъ-Юг“ сообщили, что с 1 января 2019 года тарифный коридор должен расшириться на 20% в обе стороны (минимальная ставка будет 2746 руб., а максимальная — 4942 руб., тогда как сейчас диапазон — от 3432 руб. до 4118 руб. в зависимости от типа транспортного средства). 1 сентября перестанет применяться коэффициент мощности двигателя, а тарифный коридор по ОСАГО будет расширен на 30% от первоначальной величины. «Такие поправки внесены Минфином в правительство»,— уточняют в пресс-службе РСА.

Подход страховщиков к автовладельцам должен стать более дифференцированным. Вырастет число коэффициентов, учитывающих возраст и стаж автомобилистов. Водителей разделят на 50 категорий, при этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным повысят.

Плюсом нововведений страховщики считают более точную информацию о клиентах-автовладельцах. Так, существенно изменится механизм расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), зависящего от того, участвовал ли страхователь в дорожных авариях.

Сейчас один человек может иметь несколько КБМ — как водитель и как владелец транспортного средства. Центробанк намерен ликвидировать вероятность сдвоения КБМ и перейти на накопительный способ расчета. Так, если у автомобилиста в базе данных РСА указано несколько значений КБМ, ему присвоят наименьшее. Ожидается, что подобный подход начиная с 2019 года даст возможность иметь одну страховую историю владельца автомобиля и водителя в одном лице. Согласно новым правилам, при переоформлении ОСАГО КБМ не будет подлежать обнулению, даже при прекращении вождения на какой-либо срок.

К 1 января страховые компании должны определиться с конкретными суммами тарифов. «Окончательная конфигурация по всем регионам станет понятной после того, как будет принята финальная редакция указаний Банка России по тарифам, поскольку помимо тарифов будут меняться коэффициенты бонус-малус (КБМ) и возраст/стаж»,— резюмирует руководитель блока «Автострахование», член правления ПАО СК «Росгосстрах» Дмитрий Пурсанов.

Довольно долгий период подготовки изменений связан в числе прочего со сложностью расчета тарифов. Сейчас от количества автотранспортных средств и числа аварий зависит региональный коэффициент; в перспективе от «аварийности» региона будет зависеть величина самого базового регионального тарифа.

Страховщики добавляют, что вместе с более точными расчетами стоимости для автовладельцев станут прозрачнее и внутренние расчеты страховых компаний. Зная параметры застрахованных водителей и более точно рассчитывая риски, страховщики смогут эффективнее управлять собственным портфелем.

Наиболее осторожно участники рынка оценивают ту часть нововведений, которая касается срока действия страхового полиса. Теоретически он может увеличиться до трех лет. «Вряд ли страховым компаниям оформление полисов на срок более года будет выгодно. Дело в том, что стоимость ремонта во многом привязана к курсу валюты, который отличает высокая волатильность. Чем больше период, на который заключается договор страхования, тем сложнее оценить справедливый размер страховой премии по нему»,— объясняют специалисты из РСА.

Аккуратные заплатят меньше

Автовладельцы относятся к реформе скептически, полагая, что она сведется к повышению стоимости страховок. Председатель общероссийской общественной организации «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает, что стоимость полисов ОСАГО и так завышена, а новый тарифный коридор даст страховщикам возможность обосновать очередное повышение цен.

Представители страховых компаний, напротив, утверждают, что стоимость полиса для некоторых водителей может снизиться. Это касается тех, кто живет в «добросовестных» регионах с низкой аварийностью и, соответственно, более низкими рисками для страховых компаний. По предварительным оценкам ЦБ, ни один регион юга России в список «добросовестных» не входит.

Зампредседателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин привел ростовский опыт в качестве примера, подтверждающего необходимость новых расчетов: «Город Пермь, возраст — 50 лет, стаж — 15 лет. На сегодняшний день водитель переплачивает примерно 67%. Если бы был индивидуальный тариф, он бы платил меньше. Город Ростов-на-Дону, возраст — 41 год, стаж — шесть лет. Этот водитель недоплачивает приблизительно вдвое».

Игорь Иванов, заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия», в числе самых неблагополучных регионов называет Волгоградскую и Ростовскую области, Краснодарский край и Поволжье. Именно здесь тарифы будут самыми высокими, но и в этих регионах водители с хорошей личной «аварийной историей» будут платить меньше.

По расчетам Страхового дома ВСК, первый этап реформы, который планируется провести в течение 2019 года, позволит снизить стоимость полиса для добросовестных водителей в среднем на 6–14%. По мнению генерального директора ВСК Олега Овсяницкого, в ситуации, которая сложилась на рынке ОСАГО, предложения Банка России направлены именно на защиту интересов автовладельцев. «Либерализация в несколько этапов с одновременным пересмотром некоторых дополнительных коэффициентов даст возможность страховым компаниям устанавливать более справедливые тарифы, что в конечном итоге сделает полисы ОСАГО более доступными для населения»,— уверены в ВСК.

«Тариф понизится для аккуратных водителей и, скорее всего, повысится для тех, кто грубо нарушает правила дорожного движения, садился пьяным за руль, является виновником большого количества ДТП и т. п.»,— резюмируют в РСА.

«Мы убеждены, что либерализация ОСАГО может стабилизировать саму систему автострахования, дать возможность устанавливать экономически обоснованные и справедливые тарифы, усилить конкуренцию между страховщиками и борьбу за клиента, а также решить проблему доступности полисов, от чего в конечном счете выиграет потребитель»,— комментируют в компании СОГАЗ.

Именно растущая конкуренция, по мнению участников рынка, не позволит поднять тарифы «выше разумных пределов».

«С учетом высокой конкуренции за добросовестных клиентов странно ожидать, что кто-то из страховщиков будет отпугивать их повышением тарифов,— поясняет руководитель блока «Автострахование», член правления ПАО СК «Росгосстрах» Дмитрий Пурсанов.— Напротив, мы ожидаем, что расширение тарифного коридора позволит снизить, а не поднять стоимость полиса для части автомобилистов. И тогда она будет действительно справедливой как для более аварийных и рисковых страхователей, так и для аккуратных и безубыточных водителей. Наша компания заинтересована и уже делает много для сохранения лояльности добросовестных водителей, не допуская ухудшения условий их страхования».

Читайте так же:  Основные правила организованных перевозок группы детей автобусами

Либеральное и индивидуальное

По замыслу Центробанка, реформирование ОСАГО будет проходить в три этапа, первый из которых завершится в 2019 году. Второй этап, который планируют реализовать в 2020 году, до сих пор вызывает разногласия. На этом этапе реформа будет касаться профессионального уровня страховщиков: выявления неквалифицированных страховых агентов, их обучение. ЦБ планирует заносить информацию о них в специально созданный реестр. Наряду с этим страховые компании обяжут разместить на своих интернет-ресурсах онлайн-калькуляторы для определения стоимости полисов. Система будет действовать по принципу банковского депозитного калькулятора. Кроме того, добавляют в РСА, в 2020 году тарифный коридор запланировано расширить на 40%, а территориальный коэффициент отменить.

Владимир Чистюхин сообщил, что в перспективе Центробанк предлагает обсудить возможность учета в тарифе ОСАГО ряда дополнительных факторов, вплоть до экологических характеристик транспортного средства. Итогом реформы, по словам представителя ЦБ, должен стать расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя.

Ориентировочно третий этап реформы запланирован до 2024 года. Но и после этого участники рынка не исключают дальнейшего совершенствования системы ОСАГО.

Реформа ОСАГО потребовала балансировки

Либерализация обязательного автострахования может вызвать существенное удорожание полисов, а это законодателей не устраивает

Фото: АГН Москва

Увеличение страховых выплат за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов, по оценкам ЦБ, приведёт к моментальному росту стоимости полисов ОСАГО на 25 процентов. В Совете Федерации призвали пока отложить внедрение этой новации.

Не снижение, а рост

На рассмотрении Госдумы находится правительственный законопроект об индивидуализации ОСАГО. Согласно документу, с 1 января 2020 года может быть отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. Взамен страховщики получат возможность увеличить тарифный коридор сначала на 40, а потом ещё на 30 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения. Для этого владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.

В Совфеде предложили повременить с увеличением страховых выплат по ОСАГО до 2 миллионов рублей

Также законопроект предполагает повышение предельного размера возмещения за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего до двух миллионов рублей. Как ни странно, наибольшей критике подвергся именно этот пункт. Возможность адекватной компенсации пострадавшему в ДТП лицу вступила в противоречие с потенциальным значительным подорожанием полиса. В частности, по оценкам Центробанка, стоимость ОСАГО может вырасти на 20-25 процентов. Как заявил 8 ноября в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации замглавы Минфина Алексей Моисеев, в ведомстве понимают, что моментальное повышение этой планки, конечно же, приведёт к моментальному росту тарифа.

«Конечно же, хотелось бы этого избежать. Поэтому мы пошли на то, чтобы ввести эту норму с отлагательным условием», — отметил Моисеев.

Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлёв призвал пока не спешить с принятием решения по увеличению лимита выплат за вред здоровью.

«Мы договорились, что два миллиона будем обсуждать отдельной темой, в рамках отдельного законопроекта, — заявил Николай Журавлёв. — Минфин и Центробанк разделяют эту позицию».

[2]

Николай Журавлев. Фото: Тимур Ханов / ПГ

Вместе с тем сенатор подчеркнул, что следует поддержать дальнейшую индивидуализацию тарифа.

«Нужно предоставить страховым компаниям больше свободы в части установления страховых премий исходя из разных факторов, — пояснил он. — Чем больше факторов будет, тем лучше. Таким образом мы сможем установить аккуратным водителям более низкий тариф, более справедливый».

Для этого, полагает вице-спикер, необходимо дать широкий и открытый перечень критериев, по которым страховые компании будут устанавливать эти тарифы.

«Также мы должны поддержать отмену коэффициентов мощности и территории, как не актуальных. При этом ещё раз нужно рассмотреть более тщательно вопрос с добровольной, подчёркиваю, телематикой», — добавил он.

Слишком много изменений

Ранее Госдума перенесла на неопределённый срок рассмотрение правительственного проекта об индивидуализации ОСАГО. Причиной этому, как сообщил журналистам первый вице-спикер палаты Александр Жуков 14 октября, стала серьёзная полемика, которая развернулась вокруг инициативы.

Ипотека, ОСАГО и денежные переводы скоро подешевеют

По словам члена Комитета Госдумы по финансовому рынку Алексея Изотова, законопроект о либерализации ОСАГО одновременно меняет слишком много параметров — увеличивается сумма возмещения вреда здоровья и жизни, отменяются территориальный коэффициент и коэффициент мощности, расширяется базовый коридор.

«Наши опасения связаны с возможным увеличением стоимости полиса ОСАГО на 82% для жителей малых городов из-за отмены территориального коэффициента и расширения базового коридора», — пояснил депутат.

Кроме того, отметил Изотов, есть вопросы и к предлагаемой проектом установке телематических устройств, которые будут фиксировать манеру вождения. В законопроекте, указал парламентарий, не прописано, как будут регулироваться скидки или надбавки при использовании таких устройств, за чей счёт будут устанавливаться датчики и на какой срок.

Вызывает сомнение у парламентариев и предложение значительно, в общей сложности на 70 процентов, расширить тарифный коридор. Заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Владимир Афонский напомнил, что предыдущее расширение базового коридора на 20 процентов в ту и другую сторону в начале года показало неоднозначные результаты — для многих водителей стоимость полиса возросла от 2 до 13 процентов. Причём как для начинающих автомобилистов, так и для опытных. Это показал опрос, который проводился в регионах в рамках партпроекта «Безопасные дороги».

Видео (кликните для воспроизведения).

Отчасти это подтверждают и данные ЦБ. По словам зампреда Банка России Владимира Чистюхина, в 65 регионах средняя цена полиса для легковых автомобилей снизилась на 3,8 процента, но в 22 регионах водители ощутили подорожание ОСАГО.

Источники


  1. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

  2. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.

  3. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
Реформа осаго
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here