Рапорт об обнаружении признаков преступления когда и как составляется

Полезная и понятная информация в статье: "Рапорт об обнаружении признаков преступления когда и как составляется". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарий к Ст. 143 УПК РФ

1. Содержание комментируемой статьи органически связано с пунктом 3 части первой статьи 140 УПК, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела называет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иного, нежели заявление и явка с повинной, источника, и является его продолжением. Рапорт об обнаружении преступления — документальное оформление сообщения о преступлении, принятого компетентным должностным лицом, к числу которых в первую очередь относятся сотрудники правоохранительных органов государства, которые по роду своей повседневной деятельности первыми соприкасаются с правонарушениями и наделены тремя видами правомочий: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это полиция, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Во-вторых, сама форма фиксации повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии заявления, а именно путем составления рапорта — выбрана неудачно, без учета теоретических разработок по этому вопросу и накопленного практического опыта. Рапорт — это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему воинскому начальнику. Рапорты уместны в органах дознания, например в полиции, органах Федеральной службы безопасности и других, т.е. военизированных, учреждениях. Здесь доклад подчиненного о выявленных признаках преступления «по начальству», т.е. руководителю органа, в компетенцию которого входит решение вопроса о возбуждении уголовного дела, действительно отвечает и смыслу понятия рапорта, и процедуре решения данного вопроса. Следователь же, к какому бы ведомству он ни относился, получив сообщение о преступлении из источников, не подпадающих под понятие заявления, никому и ни о чем рапортовать не обязан по самому смыслу своего процессуального положения точно так же, как не обязан никому и ни о чем рапортовать судья. Поэтому практика идет путем аналогии и выдумки.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

См. комментарии к статье 143 УПК РФ

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

>
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Возбуждение уголовного дела — это первоначальная и обязательная стадия уголовного судопроизводства, характеризующаяся непосредственными задачами, специфическими субъектами, средствами и сроками, а также отграничивающаяся от других стадий итоговым решением — постановлением о возбуждении уголовного дела.

К сожалению, действующий уголовно-процессуальный закон не раскрывает понятия поводов, а ограничивается их перечислением в ч. 1 ст. 140 УПК РФ. К ним относятся: заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление опреступлении (ст. 141 УПК РФ) — самый распространенный повод — это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, поданное в государственный орган или должностному лицу, которое уполномочено его рассмотреть и разрешить.

В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть устным или письменным.Письменное заявлением подписывается заявителем, устное — заносится в протокол.

Заявление может быть сделано как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении.

Следующий повод —явка с повинной (ст. 142 УПК РФ). Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Как повод для возбуждения уголовного дела явка с повинной должна быть сделана лицом до того момента, когда правоохранительные органы узнают о преступлении из другого источника.

Следующий повод —сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников(ст. 143 УПК).

К данному поводу для возбуждения уголовного дела могут относиться все сведения о преступлении, кроме тех, которые поступили в виде заявления о преступлении, явки с повинной.

К таким иным источникам могут относиться:

1.результаты оперативно-розыскной деятельности;

2.результаты прокурорских проверок;

3.материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов;

4.информация граждан;

5.статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и другая информация.

Данный повод оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 УПК РФ). Для принятия решения о возбуждении уголовного дела помимо повода требуется и наличие основания.

Основанием в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В стадии возбуждения уголовного дела пока еще нет необходимости устанавливать признаки всех элементов состава преступления (объект преступления, объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону преступления).

[1]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10078 —

| 7524 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Рапорт об обнаружении признаков преступления: когда и как составляется

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Обязанности работодателя по охране труда перечень по тк рф

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 518-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича на нарушение их конституционных прав пунктом 43 статьи 5, статьями 144 и 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи А.И. Бойцова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы граждан В.В. Брамма и А.А. Навального, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.В. Брамм и А.А. Навальный просят признать не соответствующими статьям 2, 8, 17, 18, 29, 35, 45, 52 и 55 Конституции Российской Федерации пункт 43 статьи 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» УПК Российской Федерации, определяющий сообщение о преступлении как заявление о преступлении, явку с повинной или рапорт об обнаружении преступления, а также статью 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и статью 176 «Основания производства осмотра» того же Кодекса. Как утверждают заявители, данные нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют ограничивать права граждан путем проведения осмотра места происшествия и изъятия принадлежащих этим гражданам предметов и документов в случае отсутствия сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно-процессуальным законом, — при поступлении в правоохранительные органы любой информации, в частности анонимной или не относящейся к фактам, указывающим на признаки преступления.

Как следует из представленных материалов, 8 и 9 мая 2013 года в управления МВД России по городу Кирову и по Кировской области по различным каналам — по телефону «02», в виде письма заместителя председателя Правительства Кировской области, а также рапорта об обнаружении признаков состава преступления — поступили сообщения, в том числе от неизвестных лиц, об изготовлении, хранении и распространении в разных районах города Кирова печатной продукции экстремистского содержания. Данные сообщения были зарегистрированы в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, а затем переданы уполномоченным должностным лицам, проведшим по ним проверку в порядке, установленном статьями 144 и 145 УПК Российской Федерации, включая осмотр мест происшествий по указанным в сообщениях адресам, в ходе которого были изъяты листовки, газеты, баннеры и документы, принадлежащие В.В. Брамму и А.А. Навальному. В удовлетворении жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел, связанные с производством осмотра и изъятием предметов и документов, суд первой инстанции отказал, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

2. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагает на Россию как демократическое правовое государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, охранять достоинство личности, нравственность, здоровье, честь и доброе имя каждого и в этих целях, а также в целях обеспечения иных конституционных ценностей, включая законность, правопорядок и общественную безопасность, закрепляет требование законодательного определения уголовно-правовых запретов общественно опасных деяний и наказания за их нарушение, а в случаях, когда охраняемые ею ценности становятся объектом преступного посягательства, — осуществления уголовного преследования лиц, преступивших уголовный закон (статьи 1, 2 и 17; статья 21, часть 1; статья 23, часть 1; статья 52; статья 55, часть 3; статья 71, пункты «в», «о»; статья 76, часть 1).

Закрепленный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства является, согласно его статье 1, обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Регламентирует он и первоначальную стадию уголовного процесса, определяя применительно к ней правила проведения процессуальных действий и принятия — в зависимости от собранных в надлежащем порядке достаточных данных, указывающих на признаки преступления и дающих основание для возбуждения уголовного дела, — соответствующих решений, обязывая прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (часть вторая статьи 21 УПК Российской Федерации).

2.1. Положения уголовно-процессуального закона, регулирующие первоначальную стадию уголовного процесса, распространяются на все органы дознания, к которым в силу пункта 1 части первой статьи 40 УПК Российской Федерации относятся в том числе органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения, пункты) полиции.

Закрепляя обязанность должностных лиц осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, указанные нормативные правовые акты не предполагают возможность процессуальной проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (в том числе полученного из иных, не названных в статьях 141 и 142 УПК Российской Федерации, источников) до его регистрации в установленном порядке.

2.2. При реализации своих полномочий по проверке надлежаще зарегистрированного сообщения о преступлении (в том числе полученного из иных, нежели заявление о преступлении или явка с повинной, источников и оформленного в виде рапорта об обнаружении признаков преступления) дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе, согласно части первой статьи 144 УПК Российской Федерации, получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном данным Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Читайте так же:  Случаи, в которых сотрудники гибдд могут законно эвакуировать машину без государственных номеров

В частности, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, при этом осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (статья 176 УПК Российской Федерации). По общему правилу, осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия; вместе с тем, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра, причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (части вторая — четвертая статьи 177 УПК Российской Федерации).

Изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.д.). Если же изъятые в ходе досудебного производства предметы, включая электронные носители информации, и документы не признаны вещественными доказательствами, то они подлежат возврату в разумный срок лицам, у которых были изъяты (статья 6.1 и часть четвертая статьи 81 УПК Российской Федерации).

Таким образом, осмотр места происшествия, в ходе которого допускается изъятие обнаруженных следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, будучи направленным на достижение конституционно оправданных целей, не может проводиться при отсутствии сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно-процессуальным законом и принятого в соответствии с ним, а потому оспариваемые заявителями нормы не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права в обозначенном ими аспекте. Разрешение же вопросов, касающихся выбора правовых норм, подлежащих применению с учетом обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

[2]

Обзор документа

Оспаривался ряд норм УПК РФ, в т. ч. касающихся порядка рассмотрения сообщения о преступлении.

По мнению заявителей, эти положения ограничивают права граждан.

Так, на практике нормы позволяют проводить осмотр места происшествия и изъятие принадлежащих этим гражданам предметов и документов в случае, когда нет сообщения о преступлении.

Подразумевается ситуация, когда в правоохранительные органы поступает любая информация, в частности анонимная или не относящаяся к фактам, указывающим на признаки преступления.

Отклоняя такие доводы, КС РФ подчеркнул следующее.

В силу УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (о чем составляется рапорт).

УПК РФ запрещает рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела анонимное заявление о преступлении.

Между тем нормы не исключают проверку уполномоченным лицом (органом) изложенной в анонимном заявлении информации, свидетельствующей о подготовке или совершении преступления (а также составление по ее результатам рапорта и принятие процессуальных решений).

Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия.

Вместе с тем, если осмотр на месте затруднен или для его производства требуется продолжительное время, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра.

При этом подобное изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов не может подменять собой процессуальные, в т. ч. следственные, действия, для которых законом установлены спецпроцедура, другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.).

Если такие предметы не признаны вещдоками, они подлежат возврату в разумный срок.

Составление рапорта об обнаружении признаков преступления

Видео (кликните для воспроизведения).

В содержании рапорта обязательно должно быть указано:

1. Время и место совершения преступления (место необходимо определить максимально точно и в случае необходимости составить схему — приложение к рапорту). Время совершения преступления — здесь речь идет не столько о часах и минутах, сколько о временной связи с судебным процессом. Если оскорбление было вынесено спустя какое-то время после рассмотрения дела, то содеянное должно квалифицироваться как преступление против личности, то есть по ст. 130 УК РФ. Местом совершения преступления, как правило, является зал судебного заседания или помещение суда (кабинет), на выездных сессиях — помещение, где проходило судебное разбирательство.

2. При каких обстоятельствах имело место обнаружения признаков преступления.

3. Сведения о лице (лицах), его совершивших (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны).

4. В чем выразилось оскорбление либо неуважение участников судебного разбирательства (в каких словах, выражениях, жестах; если при этом применялась нецензурная брань, нужно итожить ее средствами нормативной лексики).

Способ совершения преступления — словесное оскорбление либо проявление неуважения к участникам судебного разбирательства. Исходя из практики, можно утверждать, что это является самым сложным обстоятельством. Сложность состоит в том, что разные люди по-разному оценивают произнесенные слова. Когда оскорбление выражено не в виде привычного «идиот», «сволочь», «дурак» и т.д., а в виде фразы, где нет существительного. Вследствие этого необходимо (по возможности) указать слово (фразу), которую следует квалифицировать как оскорбление.

Читайте так же:  Способы вернуть деньги за оплаченный дважды один и тот же штраф гибдд

5. В чей конкретно адрес из участников судебного разбирательства сделано оскорбление либо проявлено неуважение.

6. Какие меры приняты для пресечения (прекращения) преступных действий.

Таким образом, неуважение к суду выражается в оскорблении участников судебного разбирательства, судьи, присяжного заседателя или иного лица (арбитражный заседатель), участвующего в отправлении правосудия, которое обязательно должно быть выражено в неприличной форме.

К числу участников судебного разбирательства следует относить субъектов уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства, и их законных представителей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8415 —

| 8032 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Дознание в органах внутренних дел

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления

Повод к возбуждению уголовного дела — это предусмотренный законом источник сведений о совершенном преступлении. При наличии повода у дознавателя, органа дознания возникает юридическая обязанность разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела. Конкретные формы поводов перечислены в ст. 140 УПК: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В законе дан исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела, носящий открытый характер. Когда обнаружены признаки преступления, всегда есть повод для возбуждения уголовного дела — если не в виде заявления о преступлении или явки с повинной, то в виде сообщения, полученного из иных источников.

Значение поводов для возбуждения уголовного дела заключается в том, что они порождают уголовно-процессуальные отношения, е момента их появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по обнаружению признаков преступления, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Кроме того, документы, в которых фиксируются поводы (протокол устного заявления, письменное сообщение и т.д.), служат важным источником информации о преступлении.

С целью исключения из практики случаев укрытия преступления от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решения по поступавшим сообщениям о преступлениях во многих ведомствах введена система регистрации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях. В настоящее время в органах внутренних дел действует Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, которая была утверждена приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985.

Рассмотрим каждый повод подробнее.

Заявление о преступлении — это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении виновного к уголовной ответственности. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК.

Заявление о преступлении может исходить как от частного, так и от должностного лица. В частности, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Поводом к возбуждению уголовного дела будет сообщение, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. Следует при этом иметь в виду, что дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего. В этих случаях подача заявления лицом, не являющимся потерпевшим, порождает обязанности, связанные с появлением повода к возбуждению уголовного дела, однако отсутствие заявления потерпевшего в соответствии с гг. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

Заявление, автор которого не известен (анонимное заявление), либо подписанное вымышленным именем (псевдоним), не может служить поводом для возбуждения уголовного дела, и оно, за исключением заявления, содержащего данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передается в соответствующие подразделения ОВД для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Заявление является поводом для возбуждения уголовного дела тогда, когда оно содержит данные, указывающие на признаки какого-либо преступления. При этом заявитель может прямо указать на преступный характер сообщаемого им факта или ограничиться приведением данных об общественно опасном характере деяния, не давая ему уголовно-правовой оценки 1 Муравьев К.В. Возбуждение уголовного дела дознавателем органов внутренних дел // Законодательство и практика. 2007. № 1. С. 41. . Если заявитель сообщает о деянии, не содержащем признаков состава преступления, но он считает его таковым, его заявление должно рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела.

Заявление о преступлении — уголовно-процессуальный документ, в котором сообщаются и удостоверяются обстоятельства и факты, указывающие на совершенное или готовящееся преступление. Поэтому к ним предъявляются определенные требования, направленные на обеспечение достоверности и сохранности получаемой информации.

Заявления о преступлении могут быть как письменными, так и устными. Однако устное заявление подлежит занесению в протокол, поэтому в конечном счете в обоих случаях заявление приобретает форму письменного документа.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Если заявитель лично прибыл в орган дознания, к дознавателю, чтобы вручить написанное им заявление, он должен быть предупрежден от ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается заметка на заявлении, удостоверяемой подписью заявителя. Если письменное заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится при его явке для получения объяснений, допроса либо производства иных процессуальных действий с его участием.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, его составившим.

Читайте так же:  Протокол гибдд об административном правонарушении

При приеме устного заявления необходимо удостовериться в личности заявителя по соответствующему документу (паспорту, удостоверению личности, свидетельству о рождении и т.п.), реквизиты которого отражаются в протоколе.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Заявитель, не достигший 16-летнего возраста, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждается, ему лишь разъясняются в доступной для него форме уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления. Протокол принятия устного заявления составляется в соответствии с УПК РФ. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия. Отдельный протокол принятия устного заявления не составляется. В случае, когда в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их прокурору для рассмотрения и принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу, радио, через Интернет), его заявление оформляется в порядке, установленном для случаев обнаружения признаков преступления из иных, чем заявление, источников информации — в соответствии со ст. 143 УПК рапортом об обнаружении признаков преступления.

Явка с повинной или заявление о явке с повинной — это в соответствии со ст. 142 УПК добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Главное в характеристике сущности явки с повинной составляет волеизъявление лица, совершившего преступление, на то, чтобы передать себя в руки правосудия 2 Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб, пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2008. С. 184. . В основе волеизъявления при явке с повинной лежат многообразные факторы, которые по характеру мотивации могут быть подразделены на внутренние факторы личности явившегося с повинной, определяющие мотивацию его поведения, и внешние факторы, стимулирующие к явке с повинной.

Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту такого преступления.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном применительно к заявлению о преступлении. Протокол явки с повинной в соответствии с УПК РФ. В соответствии со ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и» и «к» ст. 61 УК РФ (среди которых предусмотрена явка с повинной), и отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать 3/4 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.

Рапорт об обнаружении признаков преступлении. В соответствии со ст. 143 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст. 141, 142 УПК, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления.

К иным источникам информации относятся:

а) материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений;

б) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов (утрата паспортов, сигналы о срабатывании сигнализации, загорания);

в) информация граждан, представителей организаций и должностных лиц по телефону и т.п., сообщения «03»;

г) статьи, заметки и письма в печати и СМИ.

Информация о преступлении, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно наказуемого деяния. В силу этого она побуждает соответствующих должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие и оценить его с точки зрения противоправности. Информация проверяется в таком объеме, который позволяет сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В результате проверки полученной информации может быть сделан вывод об отсутствии правонарушения либо о наличии административного правонарушения или признаков преступления. Факт получения информации о совершенном или готовящемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в соответствии с УПК РФ. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению: наименование начальника органа, которому адресован рапорт, название документа, обращение в докладе, процессуальные основания доклада, содержание доклада, должность, звание, фамилия лица, получившего сообщение, число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт.

Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органа дознания или дознавателями. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт дознавателя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. При обнаружении признаков преступления рапорт должен быть оставлен и направлен в соответствующий орган внутренних дел, где данный рапорт должен быть зарегистрирован. Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном случае обязанности дознавателя и подлежит отводу, если: 1) есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля; 2) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия.

Основание для возбуждения уголовного дела. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие фактических данных, достаточных для вероятного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки состава конкретного преступления.

[3]

Однако необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов и сокрытия преступления.

Рапорт об обнаружении признаков преступления — образец

Рапорт об обнаружении признаков преступления – юридический документ, фиксирующий факт противоправных действий, составляемый правоохранительными органами.

Как и кем составляется

Существует единая форма оформления, но персональная по содержанию, поэтому необходимо внимательно ознакомиться с образцами заполнения. Согласно Уголовному праву необходимо зафиксировать не только доказательства, но и обстоятельства, в том числе время и место, а также указать всю информацию, касающуюся дела. Виновный имеет возможность найти юриста, который будет представлять его в суде. Особое внимание необходимо уделить именно шапке документа, в которой указывается имя руководящей должности в органах право охранения.

Читайте так же:  Как можно пригнать авто из европы без растаможки возможные варианты, ответственность за нарушение за

Рапорт об обнаружении признаков преступления: когда и как составляется

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 143

1. Указанный повод позволяет инициировать начало уголовно-процессуальной деятельности на основе максимального количества поступивших информационных сигналов. В качестве сообщений о преступлении могут быть использованы результаты деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также иных правоохранительных органов. К ним могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности правоохранительных органов, в задачи которых входит борьба с преступностью.

2. В рамках рассматриваемого повода может быть реализована оперативно-розыскная информация. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Основываясь на ведомственных нормативных актах, разработанных правоохранительными ведомствами, имеющими оперативно-розыскные структуры, можно сделать вывод, что результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода лишь в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, этот документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий.

3. К числу иных источников информации, могущих служить поводом для возбуждения уголовного дела, относятся данные, добытые в ходе реализации прочих (нежели оперативно-розыскная) правоохранительных функций. К сведениям такого рода могут быть причислены, например, результаты административной деятельности, в ходе которой были обнаружены признаки преступления.

4. В качестве сообщений о преступлении следует рассматривать и информацию, поступившую от граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц по телефону (телефаксу), телеграфу и иным средствам связи. Сообщения по Интернету вряд ли могут быть расценены как источник для возбуждения уголовного дела.

5. Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях, тоже следует рассматривать как сообщения о преступлении.

6. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем заявление о преступлении и явка с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт — это основной документ, посредством которого материализуется данный повод.

7. Рапорт составляется в момент получения первичной информации. Указанная информация может быть подразделена на два вида: а) не нуждающаяся в проверке и б) требующая дополнительных проверочных действий. Не подлежит проверке, как правило, информация, полученная в результате специальной познавательной деятельности правоохранительного органа (например, административная и оперативно-розыскная деятельность). В остальных случаях информация должна быть проверена. Это необходимо для принятия обоснованного решения.

8. Рапорт об обнаружении признаков преступления обретает статус повода для возбуждения уголовного дела, т.е. выступает как юридический факт, обязывающий орган дознания и дознавателя принять решение, предусмотренное уголовно-процессуальным законом.

9. Форма рапорта об обнаружении признаков преступления определена в прилож. 1 к ст. 476 УПК. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, содержательная часть — обстоятельства совершенного деяния и источник информации, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт. Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Должностное лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и составившее рапорт об обнаружении признаков преступления, не всегда полномочно проверять это сообщение и принимать по нему решение. В силу этого начальник органа дознания, которому адресован рапорт, назначает конкретного исполнителя для проверки и принятия решения по материалам проверки.

Источники


  1. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  2. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

  3. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
  4. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
Рапорт об обнаружении признаков преступления когда и как составляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here