Президентский срок в россии полномочия президента

Полезная и понятная информация в статье: "Президентский срок в россии полномочия президента". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Увеличен срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы

В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РФ, с четырех до шести лет увеличен срок, на который избирается Президент РФ, и с четырех лет до пяти — срок, на который избирается Государственная Дума. Установление более продолжительного срока полномочий Президента РФ по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы направлено на обеспечение преемственности государственной политики. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Закон о поправке к Конституции РФ применяется в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после его вступления в силу.

На какой срок избирается президент РФ: исполнение полномочий

В связи с падением доверия к нынешнему главе государства и переизбранием его уже на четвертый срок в политическом пространстве идут многочисленные споры по поводу, сколько раз и на какой срок избирается президент РФ согласно Конституции. Противники нынешнего режима утверждают, что избрание Владимира Путина на третий и четвертый сроки — прямое нарушение основного закона. ЦИК РФ считает иначе, поскольку допустил Владимира Путина до выборов 2012 и 2018 годов. Чтобы найти истину, следует обратиться не только к тексту Конституции, но и к другим нормативно-правовым актам, а также к истории создания основного закона России.

Историческая справка

Сегодняшняя версия Конституции РФ в основе своей была принята в результате всероссийского голосования 12 декабря 1993 года. Однако это вряд ли можно считать полноценным референдумом.

В первую очередь потому, что при голосовании гражданам предложили только один проект основного закона, составленный сторонниками тогдашнего главы государства — Бориса Ельцина. Наибольшее участие приняли Сергей Шахрай, Анатолий Собчак и Сергей Алексеев. Разумеется, в составлении текста участвовали больше людей, но можно без сомнения утверждать, что все они поддерживали политику президента. В составленном ними проекте Конституции РФ глава государства имеет большие полномочия, чем парламент. Российскую Конституцию чаше всего сравнивают с французской и американской. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что у президентов Франции и США полномочий меньше.

Вторая причина — низкая явка. В референдуме участвовали 54,8 % избирателей. Из них «за» проголосовали 58,4 %. То есть принятый в 1993 году текст одобрили лишь 32 % российских избирателей.

На какой срок избирается президент РФ по Конституции?

Согласно пункту 1 статьи 81 основного закона, президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами России, путем всеобщего тайного голосования. Шестилетний срок был установлен поправкой от 30.12.2008 года. В первоначальном тексте это было четыре года. Путин избрался в третий раз в 2012 году — уже после принятия поправок. Учитывая то, на какой срок президент РФ избирается сейчас, В. Путин пробудет у власти до 2024. Пункт 3 этой же статьи утверждает:

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Вот здесь-то и находится яблоко раздора. Именно из-за слова «подряд» Владимир Путин может исполнять полномочия президента и по сей день. Более того, теоретически, он сможет избраться снова в 2030 году. К тому времени ему будет уже 78 лет, однако в Конституции нет верхнего возрастного ограничения для кандидатов.

Почему это законно?

Противники нынешней власти часто ссылаются на определение Конституционного Суда от 5.11.1998 года, данное в ответ на запрос депутатов парламента. Тогда речь шла о возможности избрания Бориса Ельцина в третий раз. Дело было в том, что впервые Борис Ельцин стал главой государства до принятия Конституции РФ — тогда действовала Конституция РСФСР. В связи с этим депутаты опасались, что он сможет пойти на следующий срок.

То есть под вопрос ставилась не возможность избираться более двух раз после перерыва. В данном определении разъясняется, засчитывать или нет правление Ельцина с 1991 по 1996 годы как первый срок исполнения полномочий. Вопрос о том, сколько раз и на какой срок избирается президент РФ, тогда не рассматривался. Таким образом, определение Конституционного Суда никак не комментирует значение слова «подряд» в статье 81.

Порядок избрания и осуществления полномочий также прописывается в Федеральном Законе «О выборах Президента Российской Федерации». В пункте 5 статьи 3 говорится, что на выборы не имеет права выдвигаться гражданин, в настоящее время занимающий пост главы государства второй срок подряд.

То есть здесь тоже не разъясняется возможность избрания президента более двух раз с перерывом. Проблема, как выясняется, в том, что при составлении Конституции вообще не учитывалась такая возможность. По признанию Сергея Шахрая, это он вписал слово «подряд» в 81 статью. При этом, Шахрай не подразумевал возможности избрания на третий срок и сам не помнит, какой смысл вкладывал в это наречие. Авторы основного закона просто не смогли предположить, что оно внесет неясность, позволяющую трактовать положения Конституции двояко.

В итоге, можно говорить уверенно о том, на какой срок избирается президент РФ, но по-прежнему неясно предельное количество переизбраний.

Так законно ли избрание в третий и четвертый раз?

Исходя из вышесказанного, формального нарушения закона в выдвижении В. В. Путина в 2012 и 2018 годах нет. И все же это не значит, что нынешний глава государства находится у власти законно. Многочисленные нарушения ФЗ «О гарантиях избирательных прав. » были допущены как в ходе избирательной компании, так и в день голосования.

Однако основная проблема российской Конституции не в ее содержании, а в плохом знании ее текста гражданами России. По статистике, 40 % россиян никогда не читали основной закон. А тот, в свою очередь, не может исполнять сам себя. Ведь ответственность за исполнения закона лежит на власти. А как написано в самой Конституции, «единственным источником власти в России является ее многонациональный народ».

Президентский срок в России: полномочия президента

Глава 4. Президент Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Читайте так же:  Выкуп автомобиля из залога

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Читайте так же:  Как оформить между близкими родственниками дарственную на машину
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Конституционные полномочия Президента РФ: срок, ответственность и условия прекращения

Согласно Конституции РФ, лицом, занимающим высшую государственную должность, является президент, всенародно избираемый сроком на шесть лет . Являясь гарантом Конституции, он наделён широким спектром полномочий, часть которых носит исполнительный характер. Важной стороной президентской деятельности является обеспечение обороноспособности страны, именно поэтому он лично возглавляет её вооружённые силы. Ему же предоставлено право устанавливать основной политический курс государства как во внутренних, так и во внешнеполитических вопросах.

Из истории президентства в России

Должность президента РСФСР была утверждена четверть века назад путём всеобщего референдума, проведённого в марте 1991 года. Его результаты послужили основанием для принятия закона, регулирующего и регламентирующего деятельность главы государства и очерчивающего круг его полномочий. Отдельным правовым актом была установлена процедура избрания президента. В том же году был разработан и внесён ряд важных изменений и дополнений в Основной Закон страны ― Конституцию РСФСР, а вскоре принят и правовой акт, устанавливающий порядок вступления президента в его должность.

В декабре 1991 года, когда на правительственном уровне было принято решение о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию, появилось современное название высшей государственной должности ― президент РФ, и были внесены соответствующие поправки в Конституцию. Однако в тот период полномочия президента значительно отличались от нынешних. Например, установка политического курса государства всецело предоставлялась Съезду народных депутатов, а не президенту, как в настоящее время. И таких примеров можно привести достаточно много.

В период, последовавший за учреждением президентской должности, глава государства всецело зависел от Верховного Совета, его Президиума и Съезда народных депутатов, вместе представлявших законодательную ветвь власти. Действия президента Ельцина, направленные на усиление исполнительной власти, и его политические разногласия с представителями законодательной ветви послужили причиной возникшего в 1992-1993 году острого конституционного кризиса. Его следствием стало упразднение института Съездов народных депутатов и деятельности Верховного Совета, а также установление в стране личной власти президента.

Конституция, расширившая президентские права

В результате принятия в декабре 1993 года новой редакции Конституции России был издан указ, а позже и приложение к нему, послужившие основанием для признания недействующими и не подлежащими исполнению прежние законы о Верховном Совете и Съезде народных депутатов, Конституционном суде и целом ряде иных актов, входивших в противоречие с положениями новой Конституции и ограничивающих президентскую власть. Именно эта редакция Конституции предоставила главе государства значительно более широкие полномочия, чем предшествующий ей Основной Закон в редакции 1978 года с изменениями, внесёнными в 1992 году.

Согласно ныне действующей Конституции, срок полномочий президента РФ исчисляется со дня его инаугурации и до истечения всего периода правления либо его досрочной отставки. Статья № 81 Основного Закона страны устанавливает шестилетний период его правления. Следует отметить, что в соответствии с прежним законодательством, срок полномочий президента был равен четырём годам, но на основании поправок, внесённых в конституцию в 2008 году, был издан закон, продлевающий его до шести лет. Это положение имеет законную силу и в наши дни.

Прекращение полномочий президента РФ

Глава государства может быть отстранён от власти в случае совершения им тяжких противоправных действий, предусмотренных настоящим законодательством. Решение об этом принимается Советом Федераций на основании обвинительного материала, собранного против него представителями Государственной думы. Основным его поводом может послужить заключение Верховного суда о действиях президента, заключающих в себе признаки государственной измены.

При этом прекращение полномочий президента может произойти лишь в том случае, если в поддержку обвинения против него было подано не менее чем две трети голосов представителей каждой из палат Совета Федераций и одной трети депутатов Госдумы. Также обязательным условием является заключение специально созданной комиссии. Согласно этой же статье Конституции, прекращение полномочий президента РФ должно произойти на основании решения Совета Федерации, принятого не позже трех месяцев после обвинительного заключения, представленного Государственной думой.

Взаимоотношения президента и правительства

Рассматривая полномочия президента, предоставленные ему Конституцией, начнём с тех законов, на основании которых он может осуществлять координацию действий правительства РФ. Прежде всего, это право президента назначать премьер-министра. Делает он это по своему усмотрению, но согласуя с мнением Государственной думы. Кроме того, имея право присутствовать и выступать на всех правительственных заседаниях, он получает возможность определять общее направление политики. В данном случае реализуются полномочия президента в исполнительной власти. Это обеспечивает более эффективную работу высших органов руководства.

Полномочия президента включают в себя право отправлять в отставку неугодное ему правительство. Согласно Основному закону, для этого требуется либо заявление самого правительства, либо выражение недоверия ему со стороны Государственной думы. В любом из этих случаев президент вправе прервать деятельность данного состава правительства. Также полномочия президента в сфере правительственной деятельности предусматривают его право назначать и смещать с постов высших должностных лиц федерального уровня.

Возможности президента в сфере законодательной власти

Этот важный аспект его деятельности регламентируется 84-й статьёй Конституции РФ. Она предусматривает обязанность президента назначать выборы в Государственную думу, на рассмотрение которой ему предоставлено право внесения законопроектов, рассматриваемых внеочередным порядком. Полномочия российского президента дают ему возможность назначать для решения особо важных вопросов всенародный референдум, являющийся прямым выражением народной воли.

Для более полного соответствия Конституции требованиям текущего момента, президент наделён правом инициировать внесение в неё определённых поправок и изменений. На него же возлагается обязанность своей подписью придавать вновь разработанным федеральным законам их обязательную силу.

Внешнеполитическая деятельность президента

Конституционные полномочия президента во внешнеполитических вопросах сводятся главным образом к трём основным пунктам. Как законный представитель России, он имеет право проведения международных переговоров и подписания ратификационных грамот. В круг его обязанностей входит назначение и отстранение должностных лиц, занимающих руководящие посты в различных дипломатических представительствах России, включая иностранные государства и различные международные организации (например, ООН). И, наконец, ему принадлежит право подписывать международные договоры.

Президент ― верховный главнокомандующий вооружённых сил

Как было сказано выше, на главу государства возлагаются обязанности обеспечения его обороноспособности. В связи с этим полномочия президента РФ дают ему право определять главные особенности оборонной политики страны и руководить всеми её вооружёнными силами, включая самые различные воинские формирования и организации.

На утверждение президента поступают все планы, связанные с вопросами гражданской обороны государства, а также дислокацией войск и размещением военных объектов. В его же ведении находится подписание международных договоров по вопросам совместной обороны и коллективного противодействия агрессии.

Читайте так же:  Бизнес-план по разведению овец

Приказы и директивы главы государства, являющегося в то же время и высшим военачальником вооружённых сил, обязательны к исполнению всеми войсковыми формированиями, находящимися в подчинении Министерства обороны и Генерального штаба. Полномочия президента РФ дают ему также право назначать и снимать высших представителей командного состава Российской армии.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций глава государства уполномочен издавать указы о введении военного положения в стране, но для придания этому акту юридической силы своё решение он обязан направить на рассмотрение Совета Федераций.

Вопросы российского гражданства

Полномочия президента распространяются и на вопросы, связанные с гражданством РФ. На основании Основного Закона страны он вправе предоставить гражданство (или отказать в его предоставлении) иностранцам, бывшим гражданам СССР, а также лицам, по тем или иным причинам не имеющим гражданства. Сюда же относится рассмотрение дел о восстановлении гражданства и выходе из него.

Президенту принадлежит право принятия окончательного решения в случаях возникновения проблем с двойным гражданством, предоставление которого находится в его прямой компетенции. И, наконец, исключительной его прерогативой можно назвать решение вопросов о предоставлении (или отказе в предоставлении) политического убежища иностранцам. Эти полномочия он имеет на основании международных соглашений, подписанных целым рядом государств.

Отдельная группа президентских полномочий

Кроме всего перечисленного выше, существуют полномочия президента Российской Федерации, выделяемые в особую группу, включающую в себя как нормативные, так и индивидуальные акты. К ним следует отнести его право объявлять чрезвычайное положение в случае попыток свержения законного правительства, возникновения конфликтов на национальной или межрелигиозной почве, а также спровоцированных ими массовых беспорядков. Как введение в стране или отдельных её частях военного положения, так и введение чрезвычайного положения требует от президента согласования с Советом Федерации.

В сферу полномочий президента входит также и такая форма высшего поощрения, как присуждение различных правительственных наград. В его компетенции находится утверждение статуса различных уже существующих наградных знаков и учреждение новых. В отдельных, наиболее торжественных случаях, президент лично производит награждение.

Нельзя обойти стороной и ещё одну важную прерогативу главы государства ― помилование. Этим актом президент вправе частично или полностью освободить осуждённого от наказания, вынесенного ему в соответствии с приговором суда, или заменить его на более мягкое. Одной из форм помилования является снятие судимости с лица, уже отбывшего срок наказания. Следует заметить, что этот акт всегда имеет индивидуальный характер и применим исключительно к какому-либо конкретному лицу или к определённой группе.

Ответственность президента за совершённые деяния

Несмотря на то что президент является лицом неприкосновенным, он так же, как и любой гражданин страны, отвечает за свои действия перед законом. В частности, Конституционный суд РФ вправе призвать его в качестве ответчика, если принятый им акт может вступать в противоречия с Основным Законом страны. Президент может отвечать и в случае подачи против него гражданского иска в обычном суде, если изданный им акт ущемляет имущественные интересы отдельных юридических или физических лиц.

О возможности предъявления президенту обвинения в государственной измене и иных тяжких преступлениях уже было сказано выше. В этих случаях мерой наказания может являться его отстранение от власти с последующим применением к нему всех обычных уголовных законов.

Социальные и правовые гарантии бывшего президента

Когда срок полномочий президента РФ заканчивается, то после своей отставки он имеет целый ряд социальных гарантий. Это, прежде всего, регулярная пожизненная пенсия, составляющая 75% от его оклада в период пребывания в должности. В случае кончины президента члены его семьи обеспечиваются ежемесячным содержанием в размере шести минимальных размеров пенсий, установленных на тот период.

Особый акцент в законе делается на неприкосновенности президента после окончания его полномочий. В частности, говорится о том, что его запрещено привлекать к ответственности за действия, имевшие место в годы пребывания его в должности президента, а по делам, имеющим отношение к его государственной деятельности, нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску или личному досмотру.

[2]

Будет ли Путин баллотироваться в президенты после 2024 года

Президент России Владимир Путин уже так давно занимает свой пост, что многие россияне уже сбились со счёта, сколько раз он был президентом. Согласно Конституции РФ этот срок для него последний, больше он не сможет баллотироваться в президенты.

В Высоких кабинетах уже появилась информация о том, что к концу президентского срока Путина, могут поменять Конституцию России, и он сможет остаться править страной.

Когда заканчивается срок Путина на посту президента, сколько он будет еще править

Чтобы определить, когда заканчивается срок президентства Путина, нужно знать год его последней инаугурации на главный пост страны. Произошло это 7 мая 2018 года. Это означает, что его полномочия заканчиваются весной 2024 года. Именно тогда должны пройти новые выборы президента России и народ выберет главу государства из тех кандидатов, которые будут баллотироваться на этот высокий пост.

В Сети много информации о том, что президентский срок Путина могут продлить. Даже есть сообщения, в которых указывается на то, что могут изменить Конституцию РФ.

На сегодняшний день нет конкретной информации, которая указывала бы на то, что Госдума собирается менять главный закон страны. Однако до конца президентского срока Путина ещё далеко. Ожидается, что примерно в 2023 году можно будет ожидать изменений.

Некоторые эксперты считают, что если Владимир Путин захочет остаться у власти он сможет вновь занять кресло премьера, как это было в 2008 году. Однако всё же склоняются к мнению, что главный закон страны всё же может быть изменён и президент сможет баллотироваться на главный пост страны не два раза подряд, а три или даже четыре.

Владимир Путин заявил, что не намерен занимать пост президента более двух сроков подряд

О своем намерении не переизбираться больше двух сроков подряд заявил президент России Владимир Путин. Об этом он рассказал в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018).

– В Конституции ясно прописано: не более двух сроков подряд. И сейчас у меня второй срок. И как вы помните, я был дважды до этого президентом, а потом покинул пост президента, потому что Конституция не позволяла избираться в третий раз, вот и все, – пояснил Владимир Путин, отвечая на вопрос о его политическом будущем.

Глава государства отметил, что намерен придерживаться этого правила.

К концу четвертого президентского срока в 2024 году Владимиру Путину будет 72 года, выдвигать свою кандидатуру на очередной срок он будет не в праве. На вопрос, будет ли он баллотироваться в 2030 году, Путин ответил:

«Послушайте меня, мне кажется, то, что вы говорите — это немножко смешно. Давайте посчитаем, я что, до 100 лет здесь буду сидеть? Нет».

Политикой Владимира Путина на посту президента довольны 87% россиян

еятельность Дмитрия Медведева на посту премьер-министра России одобряют 65%, не одобряют — 33%. Работой правительства довольны 58% респондентов, недовольны — 41%. Деятельность Госдумы одобряют 50%, не одобряют 48% россиян.

Читайте так же:  Медицинская справка при возврате прав после лишения больше не потребуется

Кроме того, по данным исследования, 62% граждан довольны деятельностью своих губернаторов (в Москве мэра), не удовлетворены — 36%.

Респондентам также предложили назвать 5-6 политиков, общественных деятелей, которым они более всего доверяют.

На первом месте Путин — его имя, как и месяц назад, назвали 64% опрошенных. Это самый высокий показатель с января 2014 года (тогда он был на уровне 53%).

На втором месте — глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, которому доверяют 29% россиян. Третье место у Медведева — 21%.

Далее следуют: глава МИД РФ Сергей Лавров (16%), лидер ЛДПР Владимир Жириновский (14%), лидер КПРФ Геннадий Зюганов (11%), спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко (6%), мэр Москвы Сергей Собянин (5%), руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов и патриарх Кирилл (по 4%), глава Чечни Рамзан Кадыров (3%).

Статья 81 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 81 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

[1]

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Ст. 81 КРФ

1. Конституция 1993 г. установила четырехлетний срок полномочий Президента РФ (до ее принятия он составлял пять лет). В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а Государственной Думы — до пяти лет. Соответствующая поправка была внесена в Конституцию на основе Закона РФ о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», проект которого был рассмотрен в соответствии со ст. 136 Конституции и одобрен в ноябре-декабре 2008 г. Государственной Думой, Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ. Предусмотренные поправкой сроки полномочий распространяются на Президента и Государственную Думу, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу.

Увеличение срока полномочий обосновывалось прежде всего тем, что оно позволит Президенту и Государственной Думе не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом (см. комментарий к ст. 92 КРФ).

День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. При досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения им своих полномочий (ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ст. 5//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427).

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ может избирать и быть избранным на пост Президента России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. отменил требование о явке на выборы Президента не менее чем половины избирателей для признания таких выборов состоявшимися (СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2118).

Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет.

Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих законное право принимать участие в выборах Президента, публикует данный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет, а также направляет его в Центральную избирательную комиссию (ст. 6, 29, 34-36 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, другие избирательные комиссии, образуемые в соответствии с законом.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; данное число определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Официальное опубликование результатов выборов Президента, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.

Читайте так же:  Как проверить малус-бонус (кбм осаго)

2. Конституцией и на ее основе ФЗ «О выборах Президента РФ» установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права — Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит.

Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие «постоянно проживающий» означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента за пределами территории России, обладает на выборах равными правами с иными российскими гражданами. Вместе с тем, как об этом уже говорилось, Закон запрещает гражданину РФ, имеющему гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, избираться на пост Президента РФ.

Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности. Со дня регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от должностных или служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, вправе продолжать выполнять свои полномочия, при этом соблюдение установленных законом ограничений не должно препятствовать осуществлению президентских полномочий.

ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи 81 КРФ ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

[3]

В процессе разработки и принятия Конституции возникал вопрос о правопреемстве президентской власти по отношению к сформированной в соответствии с прежней Конституцией и о допустимости признания сроков полномочий Президента, избранного по ранее действовавшей Конституции, в качестве начала срока полномочий Президента по новой Конституции. В общей форме проблема была урегулирована в п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции, предусмотревшем, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Эта норма во взаимосвязи с положением ч. 3 рассматриваемой статьи была предметом рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. В Определении Суда от 5 ноября 1998 г. N 134-О о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании названных норм указывается, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 анализируемой статьи 81 Конституции РФ, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая п. 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает; имеющий переходный характер данный пункт раздела второго Конституции в июне — июле 1996 г. был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может (п. 4 мотивировочной части//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5701).

Положение ч. 3 комментируемой статьи преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции России, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

4. Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427), иные федеральные законы, в том числе о федеральном бюджете, включающие положения о расходах на избирательную кампанию (СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5504).

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральными законами устанавливаются основные принципы проведения избирательной кампании, регулируется организация выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматриваются статус избирателей, порядок их включения в избирательные списки, порядок участия в выборах политических партий, регулируются отношения по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Президента, их равный статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, финансирования выборов, устанавливаются порядок голосования и определения результатов выборов, порядок обжалования нарушений избирательных прав и указывается на ответственность за нарушение законодательства о выборах, а также определен порядок вступления в должность Президента.

Источники


  1. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  3. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  4. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
Президентский срок в россии полномочия президента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here