Отрешение президента от должности правила импичмента

Полезная и понятная информация в статье: "Отрешение президента от должности правила импичмента". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Конституционное право России

Учебники для вузов

7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

* В США имели место три попытки импичмента президенту — в 1868, 1974, 1998 гг.

Конституция РФ предусматривает основания и порядок отрешения Президента РФ от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации. *

* Необходимо отметить, что на момент принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации действовал УК РСФСР 1961 г., где в ст. 71 были перечислены тяжкие преступления. В УК Российской Федерации 1997 г. дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК Российской Федерации преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления — в зависимости от характера и степени общественной опасности. Думается, что по новому Уголовному кодексу Президент РФ должен нести ответственность за совершение особо тяжких преступлений.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации .

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Процедура отрешения Президента от должности

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

Читайте так же:  Какие отчисления за себя и за сотрудников должен произвести ип

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкойсогласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Процедура прекращения полномочий Президента РФв результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение

Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации .

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[1]

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8415 —

| 8032 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения пре­ступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента — в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента — в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

• выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ — начало процедуры;

• заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

• отрешение президента от должности Советом Федерации.
Содержание стадий:

• обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии;
президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

• Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ — о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

• Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов — 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента
принятия Советом Федерации соответствующего решения.

Читайте так же:  Налог на выигрыш в лотерею как и где оплатить налог

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Вопрос 9. Акты Президента РФ

1. Президент РФ издает акты

следующих видов:

Указы Президента РФ

могут быть:

Нормативный указ — правовой акт, относящийся к неопределен­ному кругу физических и юридических лиц, госорганов, органи­заций, действующий длительное время и содержащий нормы права.

Ненормативный (правоприменительный) указ

— индивидуальный акт о назначении того или иного лица на определенную должность.

Распоряжение Президента РФ

— индивидуальный акт организа­ционного характера.

Акты издаются Президентом РФ самостоятельно, имеют прямое действие и обязательны для исполнения на всей территории РФ. По своей юридической силе указы и распоряжения Прези­дента РФ — подзаконные акты.

Указы и распоряжения согласовываются в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, с помощниками Президента, проходят юридическую экспертизу, после чего руководитель Администрации президента представляет их Президенту РФ.

Подписанные президентом указы и распоряжения (если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну) в 10-дневный срок с момента подписания публикуются в «Рос­сийской газете» или Собрании законодательства РФ и, если они носят нормативный характер, то в течение 7 дней (если указом не предусматривается иной срок) вступают в силу:

Через издаваемые акты Президент РФ:

· осуществляет свои должностные функции;

· заполняет пробелы в праве.

Вопрос 10. Роль и место Администрации Президента РФ в системе государственного управления

1. Администрация Президента РФ является государственным органом:

Ø обеспечивающим деятельность Президента РФ;

Ø осуществляющим контроль за исполнением решений Пре­зидента РФ.

В целях обеспечения деятельности Президента РФ Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции:

Ø организация подготовки законопроектов для внесения их Прези­дентом Российской Федерации в Государственную Думу ФС РФ в порядке законодательной инициативы;

Ø подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой ФС РФ;

Ø подготовка предложений:

· о подписании Президентом РФ федеральных законов;

· либо об их отклонении;

Ø подготовка, согласование и представление Президенту РФ:

· проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ;

· аналитических докладов, справок и иных необходимых Прези­денту РФ документов;

Ø обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

Ø подготовка материалов:

• для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

• для его программных выступлений;

Ø обеспечение деятельности:

• Совета безопасности РФ;

• Государственного совета РФ;

• других совещательных и консультативных органов при Пре­зиденте РФ;

Ø осуществление контроля за исполнением.

· федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина);

· указов, других решений Президента РФ;

Ø подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституци­онный Суд РФ;

Ø подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согла­сованного функционирования и взаимодействия органов госу­дарственной власти;

Ø обеспечение взаимодействия Президента РФ:

• с политическими партиями;

• общественными и религиозными объединениями;

· организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

· структурами гражданского общества;

· государственными органами иностранных государств и их

· российскими и зарубежными политическими иобществен­ными деятелями;

· международными и иностранными организациями;

Ø содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кад­ровым вопросам;

Ø обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий:

· по решению вопросов гражданства РФ;

· осуществлению актов помилования;

Ø сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических протесах.

· предложений общественных объединений и органов мест­ного самоуправления;

Ø обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов):

· указов и распоряжений Президента РФ.

3

. Администрация при реализаши возложенных на нее функций:
взаимодействует:

· с Советом Федерации;

· Конституционным Судом РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

· Верховным Судом РФ;

· Высшим Арбитражным Судом РФ;

· иными судами РФ;

· Генеральной прокуратурой РФ;

· федеральными органами исполнительной власти и их терри­ториальными органами;

· органами государственной власти субъектов РФ, их аппаратами;

· органами местного самоуправления;

· государственными органами иностранных государств и их должностными лицами;

· российскими, международными и иностранными органи­зациями;

Ø подготавливает предложения Президенту РФ по реализации госу­дарственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Ø подготавливает предложения Президенту РФ:

• по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации;

• обеспечению граждан РФ объективной информацией о внут­ренней и внешней политике РФ;

Ø осуществляет совместно с федеральными органами исполни­тельной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

Ø подготавливает предложения Президенту РФ по реализации го­сударственной политики в сферах.

• борьбы с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

реформирования государственной и муниципальной службы;

• развития местного самоуправления;

• замещающих государственные должности РФ;

[3]

• назначаемых на государственные должности федеральной го­сударственной службы и освобождаемых от указанных долж­ностей Президентом РФ;

Ø запрашиваем и получает необходимую информацию от органов:

• федеральных государственной власти;

• государственной власти субъектов РФ;

Ø пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

Ø осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ве­дении;

Ø организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе:

Читайте так же:  Что делать, если не заметил аварии и уехал

Ø исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Пре­зидента РФ,

Ø осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Прези­дента РФ:

· финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих должности в Администрации; .

· их социально-бытовое обслуживание;

· обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и ком­плектования архивного фонда.

Вопрос 11. Состав и структура Администрации Президента РФ

1. В состав Администрации Президента РФ

входят:

Ø Руководитель Администрации Президента РФ;

Ø два заместителя Руководителя Администрации Президента РФ — помощника Президента РФ;

Ø помощники Президента РФ;

Ø пресс-секретарь Президента РФ;

Ø руководитель протокола Президента РФ;

Ø полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

Ø советники Президента РФ;

Ø полномочные представители Президента РФ.

• в Совете Федерации ФС РФ;

• Государственной Думе ФС РФ;

• Конституционном Суде РФ; старшие референты; референты Президента РФ;

иные должностные лица. .

2. В структуре Администрации Президента РФ образованы следующие подразделения:

Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления); Аппарат полномочных представителей Президента РФ в феде­ральных округах (на правах управления); Аппарат советников Президента РФ; Государственно-правовое управление Президента РФ; Канцелярия Президента РФ (на правах управления);

Контрольное управление Президента РФ;

Референтура Президента РФ (на правах управления);

Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления);

Управление Президента РФ по внешней политике,

Управление Президента РФ по внутренней политике,

Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государст­венным наградам;

Управление Президента РФ по вопросам государственной службы;

Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан;

Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ;

Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан;

Управление пресс-службы и информации Президента РФ;

Протокольно-организационное управление Президента РФ;

Экспертное управление Президента РФ.

3. Общее руководство Администрацией Президента РФ осуще­ствляет Президент РФ.

Непосредственное руководство деятельностью Администрации Президента РФ, координацию работы ее структурных подразде­лений осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ.

Вопрос 12. Институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе

1. Институт Полномочного представителя (полпреда) Президента РФ в федеральном округе учрежден Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 21.03.2005), утвердившим Положение о Полномочном представителе.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе

должностное лицо:

представляющее Президента РФ на территории соответствующего
федерального округа;

· обеспечивающее реализацию конституционных полномочий Пре­зидента РФ на территории округа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8453 —

| 7343 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ИМПИЧМЕНТ, подтверждение законодательным органом обвинений, выдвинутых против государственного должностного лица, с намерением добиться его осуждения.

Хотя такие процессы, как современный импичмент, существовали в разных странах, наиболее часто этот термин используется в отношении англо-американской процедуры в англоязычном мире. Английская практика импичмента началась в 14 или 15 в. Обычная процедура состояла в подтверждении обвинений Палатой общин с проведением предварительного следствия или без него. В собственном смысле термин «импичмент» означал процедуру привлечения высших должностных лиц государства к парламентскому суду для того, чтобы лишить их полномочий, и относился лишь к этой части процесса. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов.

Последний английский импичмент проводился против лорда Мелвилла в 1806. Как средство привлечения к политической ответственности импичмент вышел из употребления после учреждения современной системы ответственного правительства.

Конституции штатов предусматривают примерно такие же процедуры импичмента с некоторыми вариациями. Импичменты в штатах были немногочисленны и применялись для отстранения должностных лиц различного ранга – от мирового судьи до губернатора.

Импичмент в Российской Федерации.

В российской истории в 1990-е много раз ставился вопрос об импичменте президента Бориса Ельцина, однако ни разу не было набрано достаточное количество голосов, что небезосновательно позволяет предположить, что в реальности механизм досрочной законной смены власти в стране практически невыполним.

В Статье 93 Конституции РФ заложено два основных момента. Первый момент — основания отрешения Президента от должности определены слишком узко. Они включают в себя государственную измену, или тяжкое преступление. Таким образом, если Президент совершил преступление, но нетяжкое, то он может остаться в своей должности. Второй момент — вопрос должен быть рассмотрен трехмесячный период, что сильно сужает сроки рассмотрения вопроса. Если президент, например, совершил государственную измену, то по этой статье, тем не менее, он может остаться в должности, если истекли 3 месяца, в течение которых вопрос должен был быть рассмотрен и решен.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Б.Ельцина. В 1998 была начата процедура импичмента. Она основывалась на 5 обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Вместе с тем, региональные парламенты несколько раз выносили импичменты вызвавшим у них недоверие губернаторам (например, двукратно – губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Импичмент в Российской Федерации. Выдержки из конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Читайте так же:  Как заполнить заявление на регистрацию транспортного средства

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Мировая история: каким президентам объявляли импичмент

Прошлая неделя выдалась достаточно щедрой на политические события и заявления как от политиков власти, так и от оппозиционеров. Как из рога изобилия сыплются обвинения тех и других сторон, подкрепленные если уже не фактами, то крепкими выражениями и обидами. Безусловно, главным ньюсмейкером стал традиционно бессменный лидер партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, предложивший начать процедуру импичмента президента по отношению к президенту Алмазбеку Атамбаеву.

Все, что касается процедуры импичмента в КР, читайте здесь.

Kaktus.media решила разобраться, первый ли раз Кыргызстан готовится к процедуре отставки президента и в каких странах проводилась отставка главы государства и по каким причинам.

Первой страной, впервые учредившей в своей Конституции такой институт, как импичмент, являлись Соединенные Штаты Америки. Однако стоит отметить, что США под этим термином в момент ее включения понимали ответственность не только главы государства, но и всех высших должностных лиц. Испытать на себе участь и тяготы «импичмента» пришлось трем американским президентам.

За всю историю США двум президентам объявляла импичмент Палата представителей, но их оправдал потом Сенат, где обвинение не набрало необходимые 2/3 голосов. Первым несчастным был президент Эндрю Джонсон, когда в 1868 году его обвинили в незаконной отставке военного министра.

В 1998-1999 годы из-за громкого сексуального скандала с Моникой Левински хотели отправить в отставку Билла Клинтона. Поводом к расследованию истории Клинтона стал не сам факт сексуальных отношений президента с практиканткой Левински, а судебный процесс по обвинению любвеобильного политика со стороны Полы Джонс. Эта дама утверждала, что, будучи губернатором штата Арканзас, Клинтон позволил себе сексуальные домогательства в ее адрес. И вот тут Клинтон, отвечая на вопрос, были ли у него сексуальные отношения и с Моникой Левински, ответил «нет», находясь при этом под присягой. Супружеская неверность не наказуема, а вот лжесвидетельство – уголовное преступление и основание для импичмента. Согласно Конституции США, для утверждения отставки главы государства необходимо более двух третей голосов сенаторов (67 из 100). Однако на тот момент в сенате было 55 республиканцев и 45 демократов – однопартийцев Клинтона. Так что в феврале 1999 года процедура была прекращена.

В 1974 году президента Ричарда Никсона Палата представителей также хотела лишить поста в связи с «Уотергейтским делом». Но он ушел в отставку прежде, чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона. Это единственный за историю США случай, когда президент прижизненно досрочно прекратил исполнение обязанностей.

Что касается нарушения Конституции страны, то история знает такой пример. Четыре года назад в Китайской Республике Тайвань случился инцидент с президентом этой страны Ма Инцзю. Скандал вышел в топ не только местных СМИ, но и мировых. В январе 2012 года Ма Инцзю был оштрафован местным судом на 500 тыс. тайваньских долларов (или $17 тыс.) только за то, что заранее объявил в прямом эфире результаты национального опроса, что не позволялось избирательным законодательством Тайваня. Потом он ушел сам в отставку, но вновь баллотировался и. выиграл выборы.

[2]

Южная Америка

Настоящий парад импичментов случился в странах Южной Америки в последнее десятилетие ХХ века. Начало положила Бразилия, выступив против своего президента Фернандо Колора ди Мелу. Окончания процесса по обвинению в коррупции лидер дожидаться не стал и в декабре 1992 года ушел в отставку. Но сенат все же довел дело до конца и объявил Колору импичмент.

В коррупции обвинялся и глава Венесуэлы Карлос Андрес Перес. 31 августа 1993 года Национальный конгресс Венесуэлы признал президента виновным в присвоении 250 млн боливаров из правительственных фондов. Ему объявили импичмент, а в 1996 году суд признал Переса виновным и назначил наказание – домашний арест сроком два года четыре месяца.

В феврале 1997 года Национальный конгресс Эквадора объявил, что президент Абдала Букарам не способен руководить государством в силу «психической недееспособности». Букарама обвиняли в дискредитации должности главы государства, незаконном «использовании вооруженных сил в личных целях», коррупции и неподобающем поведении. Во время публичных выступлений по телевидению президент любил спеть что-нибудь и станцевать для любимого народа. Народ талантов не оценил, Букараму пришлось эмигрировать в Панаму. В общем, иногда песни или танцы в прямом эфире от первого лица государства не доводят до добра.

В 2000 году президент Перу Альберто Фухимори бежал из страны из-за массовых акций протеста, вызванных разоблачениями коррупционных схем в его окружении. Он попросил политического убежища в Японии и уже оттуда заявил о своем уходе с поста. Конгресс Перу добровольной отставки президента не принял и объявил импичмент, отрешив его от должности с оригинальной формулировкой «за стойкую моральную несостоятельность». Позже Фухимори обвинили в растрате госсредств и в руководстве операциями, приведшими к массовым убийствам в 1991-1992 годах.

Читайте так же:  Справка о предоставлении отпуска

Парагвайский президент Фернандо Луго прошел через процедуру импичмента в 2012 году. Парламент обвинил его в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, что привело к гибели 17 человек.

И уже совсем недавно благодаря импичменту в отставку ушла бывшая глава Бразилии Дилма Руссефф. Сенат Бразилии проголосовал за импичмент президента Дилмы Руссефф. Процесс импичмента Руссефф стартовал в декабре 2015 года. Ключевым обвинением были бюджетные махинации: якобы правительство по инициативе президента в 2014–2015 годах использовало так называемое фискальное педалирование. Суть его в том, что запланированные траты на социальные программы власти перемещали на следующий финансовый период для улучшения показателей в текущем периоде.

Импичмент близок и Литве, когда из-за данной процедуры президент Литвы Паксас Роландас продержался на посту всего один год. В 2004 году Сейм объявил ему импичмент. Поводом стало предоставление гражданства Литвы российскому бизнесмену Юрию Борисову. Тот якобы пожертвовал $400 тыс. на избирательную кампанию президента. Сам литовский лидер заявлял, что не намерен служить ни американцам, ни России, а только литовскому народу.

В ноябре 1996 года в политической жизни Беларуси произошли события, предопределившие развитие страны на десятки лет. Благодаря проведенному 24 ноября референдуму и одобренной на нем новой редакции Конституции, Александр Лукашенко сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Запущенный парламентом процесс импичмента президента был прекращен в результате давления на депутатов и переговоров с участием руководства России. А все дело в том, что Лукашенко издал 15 указов, которые Конституционный суд страны признал неконституционными. И они не должны были действовать. Но Лукашенко в ответ издал распоряжение, которое Конституцией не было предусмотрено, в котором обязал всех чиновников выполнять его указы.

5 марта 2013 Сенат Чехии вынес президенту Вацлаву Клаусу импичмент за 3 дня до истечения его полномочий, обвинив его в нарушении Конституции. Поводом послужила провозглашенная Клаусом 2 января 2013 года амнистия, в результате которой на свободу вышли тысячи осужденных. Кроме того, было прекращено расследование ряда крупных экономических преступлений. Из-за этого решения многие уголовные дела, в которых замешаны высокопоставленные чешские чиновники, были закрыты. 27 марта 2013 года Конституционный суд оправдал Вацлава Клауса в связи с тем, что он уже покинул свой пост.

Российская Федерация также входит в список стран, где проводилась процедура отставки главы государства. Все три попытки были направлены против первого президента РФ Бориса Ельцина.

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ. Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум, и обе ветви власти сохранили свои полномочия.

Следующая попытка импичмента состоялась сентябре 1993 года, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого однако не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешен вооруженным путем в ходе событий 3-4 октября.

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998-1999 годах. Ельцин обвинялся Госдумой по следующим пунктам:

  1. развал СССР;
  2. развязывание войны в Чечне;
  3. ослабление обороноспособности и безопасности России;
  4. роспуск Верховного Совета в 1993 году.

Дополнительно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов), и процедура была прекращена.

Кыргызстан

В нашей республике официально никто не выдвигал президентам импичмент. Разговоры, конечно же, были и на трибуне в парламенте, на митингах и круглых столах. По словам все того же Текебаева, в марте будет создан юридический прецедент в кыргызском законодательстве и он нуждается в серьезной документальной поддержке.

«Именно поэтому сейчас готовится солидная база. Я думаю, что за пять лет найдется достаточно фактов для отставки главы государства», — сказал лидер «Ата Мекена».

Видео (кликните для воспроизведения).

Кстати, в 2013 году импичмент, пусть и общественный, был объявлен Алмазбеку Атамбаеву. Это сделал представитель народно-патриотического революционного движения чистых оппозиционных сил Кыргызстана «За неосоциализм и истинное народовластие» Назарбек Нышанов. Он даже начинал сбор подписей за отставку президента. Правда тогда инициатива ничем не закончилась.

Источники


  1. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

  2. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

  3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  4. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
  5. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
Отрешение президента от должности правила импичмента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here