Организация парковок на придомовых территориях

Полезная и понятная информация в статье: "Организация парковок на придомовых территориях". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Сообщества › Федерация автовладельцев России › Блог › Как организовать парковку на придомовой территории

Велика Россия, а машину поставить негде — такие скорбные думы одолевают миллионы российских водителей, которые каждый вечер ищут место для парковки собственного автомобиля у своего многоквартирного дома. Но их печали можно утолить. Собственникам жилья вполне по силам организовать у дома пространство для паркинга.

Типовая планировка дворов причиняет много неудобств жильцам современных мегаполисов. Раньше проектировщики панельных микрорайонов снабжали новостройку разве что узкой дорогой вдоль подъездов и «карманом» на несколько машин. При этом в микрорайонах советской застройки практически всегда можно найти пустующие территории, на которых могли бы разместиться автомобили. Парковочный вопрос портит граждан не меньше квартирного — доходит и до войн за места. Но вместо того чтобы ругать неудобную застройку и соседей, можно самостоятельно в законном порядке решить эту проблему.

Ключевой момент: собственникам жилья в многоквартирном доме принадлежит не только их квартира, но и общее имущество дома, а в него входит и придомовая территория. Соответственно, они сами могут решать, как распорядиться этой полезной площадью.

Если в доме создано товарищество собственников жилья, то жильцам будет несколько проще организовать эргономичное пространство в своем дворе. Как правило, в реально действующих ТСЖ уже решен вопрос с правом собственности на земельный участок под домом и рядом с ним. Если же нет, то в первую очередь надо выяснить наличие правоустанавливающих документов на землю. Земельный участок, на котором находится дом, должен быть выделен в придомовую территорию и поставлен на кадастровый учет. У большинства многоквартирных домов таких документов пока нет, и их жильцы не могут использовать по своему усмотрению землю во дворе. Если отгородить шлагбаумом участок, который дому не принадлежит, благоустройство превратится в самозахват. Так что сначала придется составить межевой план и оформить право собственности на придомовую территорию в администрации муниципального образования.

Решение о том, как использовать участок у дома, принимается на собрании владельцев. Для организации парковки необходимо согласие двух третей собственников. Если в доме пешеходов больше, чем автомобилистов, это может стать серьезной проблемой — «безлошадные» жильцы с большей радостью имели бы у дома сквер, а не стоянку. Потому при распределении пространства у дома инициативной группе по созданию парковки стоит найти вариант, который устроил бы всех соседей. Например, убедить их, что аккуратная парковка с продуманной системой въезда-выезда позволит не только убрать машины с тротуаров и детских площадок, но также сделать двор более комфортным и безопасным. Собрание может быть и заочным, в этом случае членам инициативной группы придется обходить всех соседей. И пренебрегать их согласием не стоит.

«Часто на практике бывает, что ТСЖ организует платную автостоянку, не получив большинства голосов своих членов, — рассказал «РГ» глава юридического центра адвокат Олег Сухов. — Так, в одном деле суд признал решение общего собрания собственников об организации платной автостоянки незаконным из-за отсутствия кворума. Вместо нужных 66,6% кворум составил 56,1%».

Следующий важный шаг собственников жилья — изучить регламенты. Место для автостоянки должно соответствовать строительным и санитарным нормам и правилам. Так, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, стоянка, рассчитанная на 10-50 машин, должна быть расположена не ближе чем в 15 метрах от жилого здания, а стоянка на 20-100 машин — в 20 метрах. Если это большая автостоянка емкостью от 101 до 300 машин, то здесь уже должен быть предусмотрен технический регламент по соблюдению пожарной безопасности, да и покрытие должно позволять въезд тяжелой техники, если вдруг произойдет возгорание. В случаях, когда дом выше 28 метров (это, как правило, стандартная девятиэтажка), то въездов на автостоянку должно быть как минимум два и она должна располагаться не ближе 50 метров от жилого дома.

Теперь пришло время ходить по инстанциям. После того как протокол общего собрания будет составлен, а участок выделен в общую долевую собственность, глава инициативной группы может обратиться в районный орган по земельным ресурсам и землеустройству (комитет или департамент) с просьбой выделить участок под автостоянку.

«В идеале заявление должно быть рассмотрено в течение 3 дней, но на практике эта процедура может затянуться, — продолжает Сухов. — Причиной может стать составление протокола собрания с нарушениями, нахождение на территории земельного участка каких-либо элементов благоустройства, к примеру, скамейки или клумбы».

Организацию автостоянки необходимо согласовать в ГИБДД и в местном органе власти, который ведает вопросами градостроительства и архитектуры. Согласование в данных инстанциях необязательно, и им многие пренебрегают, но если к стоянке возникнут претензии, наличие разрешений этих организаций может существенно облегчить решение вопроса.

После оформления всех документов необходимо собрать с заинтересованных жильцов деньги, нанять проектную организацию, а потом — строителей. Так как сам проект должен быть выполнен грамотно, им должны заниматься сотрудники компании, состоящей в саморегулируемой организации. Стоит проследить, чтобы в проекте обязательно содержались:

— план движения транспорта, расположение помещения охраны (если хотите ее предусмотреть),

— точное расположение кнопки экстренного вызова на случай пожара,

— места установки механических ограничителей движения,

— тип дорожного покрытия,

— места въезда пожарных машин,

Стоимость проектирования и строительства зависит от многих факторов. Основные — это размер стоянки, район расположения, престижность фирм, привлекаемых для создания проекта, и самого строительства. Стоимость составления проектной документации будет варьироваться от 50 до 200 рублей за кв. метр в зависимости от типа покрытия — асфальт, плитка, гравий или экосетка.

При обращении в государственные органы по вопросу организации стоянки на руках жильцов должны быть:

Читайте так же:  Как открыть мойку самообслуживания с нуля

— протокол со всеми подписями жильцов, согласных на создание автостоянки,

— справка о составе и размерах площадей многоквартирного дома, выданная местным управлением инвентаризации и оценки недвижимости или службой, его заменяющей и полномочной выдавать такие сведения.

В протоколе заочного собрания должны содержаться сведения о повестке дня, о способе проведения собрания, о решении обратиться в муниципалитет для формирования земельного участка, об ответственном лице, на которого возложены полномочия по сбору документации, с указанием его паспортных данных, и данные о числе проголосовавших по каждому вопросу. На практике отсутствие каких-либо из перечисленных данных может послужить основанием для возврата документов, а значит, время на организацию автостоянки может существенно увеличиться.

Так или иначе, организация автостоянки во дворе дома или на соседнем пустыре — это довольно длительный процесс, который может тянуться месяцами. Зато у этой бумажной волокиты есть один несомненный плюс — формирование у жильцов психологии ответственного собственника. Острая нужда в стоянке может стать поводом наконец оформить право собственности на землю под домом. Тогда уже точно никто не возведет во дворе магазин, новостройку или несанкционированную парковку. Да и ставить машину на выделенное место куда приятнее, чем в грязь или на тротуар.

Организация парковки на придомовой территории

С увеличением числа автомобилей проблема с парковочными местами во дворах становится все более острой. Зачастую застройщики, возводя новые дома, уделяют этому вопросу не слишком много внимания. Подобная застройка с числом парковочных мест меньше, чем одно на квартиру, приводит в тому, что жильцы вынуждены оставлять автомобили на газоне, перегораживать проезд или выход из подъезда. Сегодня и одного парковочного места на квартиру не всегда достаточно, поскольку в одной семье может быть два и более автомобиля.

Увеличение числа машин вызывает недовольство как самих автомобилистов, так и пешеходов. Первым приходится оставлять транспортные средства в неположенных местах, перегораживать выезд друг другу. Вторые недовольны тем, что машины хаотично загромождают двор, перекрывают выход из подъезда. Также возникают проблемы с проездом автомобилей специального назначения. Зачастую машины «Скорой помощи» не могут подъехать к подъезду. Пожарным автомобилям блокируют доступ к въездам во двор автомобилями жильцов и гостей, припаркованных с нарушением правил ПДД.

Особенно накаляется обстановка, если в доме расположена коммерческая организация, магазин, офис, в который ежедневно прибывают клиенты и сотрудники и занимают своими автомобилями парковочные места жильцов. Обустройство специальной парковки на придомовой территории силами собственников помещений поможет разрешить эту ситуацию. Однако, чтобы стоянку не признали незаконной, необходимо действовать в точном соответствии с нормативной базой.

Законодательное регулирование

Согласно жилищному законодательству РФ придомовая территория принадлежит всем владельцам помещений в доме на праве долевой собственности. При этом доли каждого определяются в зависимости от количества принадлежащих квадратных метров. Управлять общим имуществом, в состав которого входит и придомовой участок, жильцы-собственники должны совместно.

Жилищный кодекс РФ в статье 36 устанавливает, что место для парковки транспортных средств в пределах придомовой территории обустраивается посредством голосования на общем собрании жильцов. Это правило действует, если участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), находится в частной собственности владельцев помещений в здании.

Граждане, которые проживают в квартирах на основании договора социального найма, решать судьбу придомовой территории не могут, поскольку не являются собственниками помещений. Они располагают лишь правом пользования и проживания в квартире. Собственником в таком случае выступает государственный или муниципальный орган, с которым заключен договор социального найма, и участвует в голосовании именно он. Для получения права голоса таким жильцам необходимо вначале приватизировать квартиру.

Процедура организации парковки на придомовой территории будет зависеть также и от того, кому поручено управление МКД. Это может быть:

  1. Управляющая компания. Специальная организация, с которой жильцы заключили договор.
  2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ). Это юридическое лицо, учрежденное жильцами, в целях управления общим имуществом и многоквартирным домом.

Во втором случае, как правило, вопрос с оформлением в собственность земельного участка прилегающей к дому территории решен, и он находится в частной собственности владельцев помещений в здании. Если необходимые бумаги не оформлялись, инициативной группе придется вначале реализовать межевание и постановку на кадастровый учет земли, а также получение документов, подтверждающих право собственности, в администрации населенного пункта.

Если права на придомовую территорию не оформить надлежащим образом и обособить парковку, установив шлагбаумы или другие конструкции произвольно, действия жильцов будут расценены, как самозахват земельного участка. Такая стоянка будет признана незаконной – она подлежит сносу.

При наличии правоустанавливающих бумаг на придомовую территорию, решение об организации парковки будет приниматься на общем собрании жильцов. Инициативной группе нужно достичь кворума – не меньше 2/3 голосов от общего числа собственников. Если в МКД проживает больше пешеходов, чем автолюбителей, собрать необходимое количество «за» может быть проблематично. Но в таком случае и проблемы с отсутствием парковочных мест возникают редко.

[3]

Отличие парковки от стоянки

Следует различать понятия «парковка» и «стоянка». Эти термины регламентируются разными правовыми актами. Согласно Гражданскому кодексу, стоянка – это место хранения автомобиля. Она представляет собой огороженную площадку, на которой владельцы оставляют свои транспортные средства по договору, за плату. Сотрудники стоянки отвечают за имущество, оставленное им на хранение.

Согласно ПДД, парковка – это место временной остановки транспортного средства. При этом владелец оставляет автомобиль на свой риск, и он сам несет ответственность за него. Места, расположенные рядом с многоквартирным домом, на которых жильцы оставляют свои транспортные средства, более корректно будет называть парковкой.

Права и обязанности собственников квартир при организации парковки

Согласно законодательству РФ, при организации парковки жильцы-собственники имеют следующие права:

  • право собственности на придомовую территорию, если документы на нее оформлены надлежащим образом;
  • право распоряжения участком совместно с другими жильцами-собственниками;
  • право на признание незаконной парковки, организованной на придомовой территории в частной собственности жильцов-собственников без их согласия.
Читайте так же:  Увольнение в связи с призывом в армию

Таким образом, жильцы имеют возможность реализовать свое право на обустройство парковки на придомовой территории, если на голосовании на общем собрании удалось набрать не меньше 2/3 голосов.

Жильцы-собственники при организации парковки на придомовом участке обязаны соблюдать правила дорожного движения и санитарные требования.

Порядок действий для обустройства парковки

Прежде чем начинать процедуру организации парковки на придомовой территории, необходимо собрать следующие документы:

  • справку, в которой указан размер и состав земельного участка. Получить ее можно в БТИ, Ростехинвентаризации или ином подобном органе;
  • протокол собрания жильцов, составленный в соответствии с требованиями законодательства.

Зачастую инициативная группа жильцов, желающая организовать парковку, сталкивается с проблематичностью сбора собственников на собрание. В таком случае голосование можно провести в заочной форме. Инициативной группе придется обойти все квартиры самостоятельно и собрать подписи владельцев. Подобное мероприятие может занять немало времени, но в решении подобных вопросов каждый голос может стать решающим.

[2]

Если собрание проводится заочно, в протоколе указывается следующая информация:

  • вопросы на повестке дня;
  • способ проведения собрания;
  • принятое решение об обращении в администрацию с заявлением по поводу формирования придомового участка;
  • количество жильцов-собственников, принявших участие в голосовании по каждому вопросу.

Если какие-либо сведения не указать в протоколе, его вернут на доработку, что продлит срок организации парковки на придомовой территории.

После составления протокола с решением общего собрания руководитель инициативной группы должен обратиться в отдел администрации населенного пункта, занимающийся вопросами землеустройства. При обращении подается заявление, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов-собственников. В заявке указываются следующие данные:

  • наименование органа, в который подается заявление;
  • данные заявителя: ФИО, номер телефона участника инициативной группы;
  • адрес объекта;
  • просьба о выделении земельного участка рядом с домом для обустройства парковки.

Срок рассмотрения заявки составляет три дня. На практике этот процесс затягивается из-за наличия ошибок в протоколе голосования.

В отдел администрации, занимающийся землеустройством, не требуется обращаться, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, и он зарегистрирован на собственников помещений в доме.

Целесообразно согласовать обустройство парковки с ГИБДД и отделом архитектуры и градостроительства. Это необязательно, но поможет избежать проблем, если в будущем возникнут спорные ситуации и судебные разбирательства.

Далее следует разработать проект будущей придомовой парковки. Для этого целесообразно обратиться в организацию, которая занимается разработкой подобных документов. Сотрудники компании составят проект в соответствии со всеми требованиями законодательства.

На этом этапе необходимо начать сбор средств с жильцов-собственников, которые желают обустроить придомовую парковку. Итоговая сумма расходов будет зависеть от следующих факторов:

  • площади участка, который будет задействован при обустройстве;
  • места расположения участка;
  • расценок компании, которые в свою очередь зависят от региона, опыта и статуса организации;
  • вида покрытия парковки.

В среднем стоимость разработки проекта составляет от 50 до 200 рублей за 1 квадратный метр площади парковки.

При планировании строительства стоит учитывать, что законодательно запрещено возводить открытые парковки вместимостью более 50 автомобилей. Расстояние от жилого здания до площадки на 10 машин должно составлять не менее 10 метров. Если планируется обустроить парковку на 50 автомобилей, то расстояние должно быть не меньше 15 метров.

Если на придомовой территории посторонние лица возвели стоянку, жильцы имеют право признать ее незаконной. Для этого следует обратиться с заявлением в ГИБДД или Прокуратуру РФ.

Консалтинг ЖКХ/ТСЖ/управление жилой недвижимостью

Опубликовано 26 Апр 2013 — 21:17 пользователем Ольга

Следовательно, установка ограждений, шлагбаумов на придомовой территории, использование такой территории для парковки транспортных средств, снос ограждающих конструкций, благоустройство территории с целью размещения площадок для парковки автомобилей должны осуществляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственникам помещений в многоквартирном доме для организации парковки (автостоянки), устройства ограждения, шлагбаумов на территории дома в целях исключения привлечения к административной ответственности рекомендуется выполнять следующие действия:

1. Определить потребность количества машиномест, провести зонирование придомовой территории с целью определения возможности организации открытой автостоянки достаточной вместимости с учётом существующих и планируемых площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, зеленых насаждений, проходов, круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта (скорой помощи, мусоросборочной, пожарной, снегоуборочной техники и т.п.) и применением необходимых разрывов от сооружений.

[1]

2. Убедиться в наличии прав на землю и правоустанавливающих документов. При их отсутствии необходимо обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о его формировании (пункт 3 статьи 16 Вводного закона), провести межевание и поставить земельный участок на учёт

3. На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от общего числа) принять решение об организации парковки, объёмах и источниках финансирования, о проведении дальнейшей работы по организации парковки (выбор уполномоченного представителя собственников, подрядной организации), решить вопрос по ее содержанию после введения в эксплуатацию.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Выполнить проект благоустройства придомовой территории с учетом организации сквозного движения транспорта и согласовать его с управляющей организацией, администрацией района города, ГИБДД, пожарной охраной, в случае необходимости — с собственниками инженерных коммуникаций.

5. Выявить и принять меры по ликвидации незаконных ограждений на придомовых территориях, препятствующих въезду транспортных средств на данные территории. 6. После устройства парковки выполнить исполнительный инженерно-топографический план с нанесением границ землеотвода и представить его в администрацию района. НОРМАТИВЫ площадок жилой застройки и расстояние от них до окон жилых домов и общественных зданий

Площадки Удельные размеры площадок, кв. м/чел. Расстояние от площадок до окон жилых домов и общественных зданий, м
1 Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста 0,7 12
2 Для отдыха взрослого населения 0,1 10
3 Для занятий физкультурой 2,0 10-40
4 Для хозяйственных целей (в том числе для выгула собак 0,3 20 (для хозяйственных целей); 40 (для выгула собак)
5 Для стоянки автомобилей (пункт 3 примечания) В соответствии с требованиями действующих норм

Примечания:
1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик; расстояния от площадок для сушки белья не нормируются; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание — не более 100 м. 2. Площадки для выгула собак допускается объединять для нескольких домов при условии согласования с администрацией района города и заключения договора обслуживания с управляющей организацией.

Читайте так же:  Что такое исполнительный сбор процесс исполнительного производства

3.Размер площадок принимается из расчета количества машиномест

4. Площадь озеленённой территории микрорайона следует принимать не менее 5 кв. м/человека.

5. Площадь площадок для занятий физкультурой допускается уменьшать при условии формирования отдельного земельного участка для строительства спортивных сооружений в микрорайоне. При проектировании и строительстве многоквартирных жилых домов принимаются следующие нормативы расчета мест для парковки автотранспорта жильцов: для жилого микрорайона (квартала), групп жилых домов, жилого дома требуемое количество машиномест для организованного хранения легкового автотранспорта определяется из расчета на 1 квартиру общей площадью более 40 кв. м — 1 машиноместо; на 1 квартиру общей площадью менее 40 кв. м — 0,5 машиноместа. Обеспеченность площадками для временного хранения автомобилей жителей жилых домов принимается не менее 50 % от расчетного количества. Остальные парковочные места допускается размещать в других местах с пешеходной доступностью не более 150 м, с учетом фактической и планируемой обеспеченности местами для хранения автомобилей всех объектов микрорайона (квартала).

До введения в действие указанных нормативов расчет мест для парковки автотранспорта принимался по норме 0,8 кв. м на одного жителя. Размер земельного участка на одно парковочное место без учета подъезда к нему равен 12,5 кв. м.

Количество мест для парковки автотранспорта многоквартирных домов возможно принимать из расчета фактического количества автотранспорта, ввиду того, что применение современных норм не всегда представляется возможным. При размещении парковок на придомовой территории необходимо учитывать следующие нормы: СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Пункт 2.10. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых. Пункт 3.7. Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Таблица 7.1.1.


Пункт 11. Для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.

При разработке плана благоустройства территории жилого дома необходимо соблюдать требования пожарной безопасности по обеспечению проезда пожарных машин в любое время суток в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Покрытие парковок может быть как улучшенным, так и в виде отсыпки щебнем, гравием, отсевом. Для препятствия въезда транспорта на зеленые зоны парковочные площадки необходимо оборудовать ограждениями. Для правильного размещения транспорта на площадке целесообразно наносить разметку. В целях обеспечения благоприятных условий для комфортного проживания граждан, предлагаю данную информацию довести до собственников помещений в многоквартирных домах для индивидуального решения вопросов по использованию земельных участков, находящихся в общей собственности, при размещении на них парковок автотранспорта.

Организация парковки на придомовой территории многоквартирного дома

Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

Для жителей крупных городов и мегаполисов организация парковочных мест является самым насущным вопросом. Как правило, во многих новостройках эта проблема проработана заранее и учтена в проекте строительства. Поэтому застройщиком сразу после введения дома в эксплуатацию осуществляется благоустройство территории и оборудование парковочных мест. Если это не предусмотрено планом застройки и не выполнено сразу застройщиком, то организация парковки на придомовой территории возлагается на жильцов. Как это осуществляется, и о каких правовых аспектах необходимо знать, будет подробно рассмотрено в этой статье.

С чего начать?

Изначально необходимо определиться с границами придомовой территории. Как правило, документов у председателя ЖК не бывает и необходимо обратиться в Департамент по землеустройству с заявлением сформировать пакет документов на земельный участок многоквартирного дома. Затем с участком может понадобиться провести:

  • межевание;
  • оформление в долевую собственность;
  • постановку на кадастровый учёт.

Без этих документов разрешения на оборудование парковки не получить. Также проводится исследование этого участка с обязательным учётом пожарной безопасности.

Законодательная база

Отдельных правовых актов о парковках и стоянках около многоквартирных домов не разработано. Все вопросы в той или иной степени рассматриваются Жилищным кодексом РФ. Согласно ст. 16 ЖК РФ следует, что участок, на котором построен дом и прилегающая к нему территория являются собственностью жильцов, и вопросы его использования решаются коллективно собственниками квартир. Этот пункт регламентируется ст. 44 ЖК. Под жилым помещением понимается:

  • сам дом или его часть, в том числе комната или часть квартиры;
  • вспомогательные части строений, которые служат для удовлетворения бытовых нужд и проживания.

Решение об оборудовании парковки на придомовой территории многоквартирного дома должно приниматься коллегиально, причём при согласии 2/3 от количества проживающих жильцов. То есть вопрос рассматривается на общем собрании, и 2/3 жителей должны дать письменное согласие на оборудование автостоянки. Как только будет принято решение большинством голосов можно огораживать территорию, благоустраивать её и ставить при необходимости шлагбаум.

Кстати! На общем собрании решаются вопросы по финансированию и реализации проекта, назначаются ответственные лица.

Процедура получения разрешительных документов

Организация парковочных мест должна полностью удовлетворять требованиям Положения Санитарно-эпидемиологической службы 2.2.1/2.1.1.1200-03, где прописаны правила расположения стоянки автомобилей по отношению к жилому дому.

Внимание! Количество машино-мест не должно превышать 50, каким бы ни был длинным дом. Расстояние до фасадной части от парковки обязано быть больше 10 м при стоянке на 10 машин, и более 15 м для большего их количества.

Как правило, самостоятельно жильцы не оборудуют парковку, а приглашают для этого представителей специальных проектных институтов, с которыми заключается договор. Проект парковочной площадки должен отражать:
  • план расположения стоянок;
  • план благоустройства земельного участка;
  • схему дорожного движения.

Важно! Дорожная разметка и места расположения знаков обязаны соответствовать ПДД. При необходимости могут быть включены в план ограждающие конструкции, оборудование помещений для охраны и создание контрольно-пропускных пунктов.

Проект должен быть согласован:

  • в органах ГИБДД;
  • в районной Администрации;
  • в Комитете по градостроительству.
Читайте так же:  Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов виды и нюансы оказания

Согласованный проект вместе с заявлением подаётся в Департамент по землеустройству. Дополнительно к нему прилагаются:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • протокол общего собрания;
  • кадастровый паспорт на дом и придомовую территорию.

После решения всех организационных вопросов и согласовании проекта нужно выбрать подрядчика, имеющего соответствующий допуск СРО, заключить с ним договор.

Следует знать! При организации парковки во дворе многоквартирного дома необходимо учитывать основное требование ПДД: автомобиль не имеет права стоять во дворе дома с включённым двигателем. Под термином «стоянка» считается остановка более пяти минут без учёта посадки/высадки пассажиров. За это нарушение налагается штраф 1500 рублей.

Стоянка и парковка: в чём разница?

Рассматривая два понятия «стоянка» и «парковка на придомовой территории», необходимо понимать, что они относятся к разным сферам законодательства. Термин «стоянка» относится к Гражданскому кодексу (сохранность автомобиля), тогда как парковка – это терминология ПДД, то есть временная остановка автомобиля. В реальной жизни под стоянкой понимают территорию с ограждениями для длительного нахождения автотранспорта, которое осуществляется согласно составленному договору. Поэтому для многоквартирного дома правильнее использовать слова «парковка».

Существует ещё один важный вопрос, в каких случаях парковка считается незаконной? Прежде всего, если наблюдается явное нарушение санитарных норм или ПДД. Если количество автовладельцев в доме немного, то об оборудовании парковочных мест проблема не поднимается, и владельцы самостоятельно устраивают стихийные стоянки. В этом случае любые виды ограждений являются нарушением, и ограничивают доступ жильцам к своим квартирам. Если большинство жителей проголосовали против парковки, то водитель будет оштрафован.

Самостоятельно проявлять инициативу жителям не рекомендуется. Следует зафиксировать на видео или фотографии место парковки и написать заявление в прокуратуру и ГИБДД. Стиль изложения должен быть предельно деловым с описанием основных элементов ограждений, указанием гос.номера автомобиля. На фотофикструющих документах его должно быть хорошо видно.

В некоторых случаях, когда жильцы дома отказываются финансировать строительство парковочной площадки, можно попытаться объединиться всем автовладельцам и обратиться к участковому и в Администрацию района для получения разрешительных документов на парковку. Правоохранительные органы могут дать разрешение при условии, что все жильцы подпишут документ, в котором они не возражают против стоянки машин. В противном случае каждому владельцу авто придётся срочно решать вопросы с арендой машино-места.

Парковка машин считается всегда бесплатной. Это зависит от того, как решат жители домов на общем собрании. Но если земельный участок находится в личном пользовании и стоянка автомобилей платная, с неё владелец будет получать прибыль, то это совершенно другой тип владения. Как правило, участок земли на придомовой территории либо принадлежит жителям, либо находится в длительной аренде или муниципальной собственности. Это уточняется в Комитете по землеустройству.

Создать и организовать парковочные места на придомовой территории не сложно, но это длительная процедура. Поэтому необходима инициативная группа из жильцов, которая будет «проталкивать» по инстанциям и заниматься бумажной волокитой. Как бы ни было это хлопотно, но создание своего парковочного пространства оправдает потраченное время и средства.

Особенности организации парковки на придомовой территории многоэтажного дома в 2019 году

Сегодня многие собственники жилых и нежилых помещений в многоэтажных домах, особенно спальных районов крупных городов, стремятся сэкономить на покупке собственного гаража или на оплате услуг частных парковок, поэтому оставляют свои машины прямо на придомовой территории. Не все задумываются о том, что при этом следует соблюдать правила парковки во дворах жилых домов в 2019 году.

Законодательная база

Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что собственникам помещений в МКД (многоквартирный дом) принадлежит еще общее имущество, включая и земельный участок, на котором расположено строение, и некоторая площадь вокруг него (ст. 36). В этом же нормативно-правовом акте содержится упоминание о том, что придомовая территория – это та земля в непосредственной близости от здания, которая принадлежит всем жильцам в соответствии с долями в общем имуществе.

В Постановлении Правительства №491 от 13.08.2006 (в редакции от 13.09.2018) указано, что границы такого участка, включая благоустроенные и озелененные элементы, определены на основе сведений из ЕГРН, если проводился кадастровый учет земли. Если же он не сформирован, то территория принадлежит муниципалитету. В каждом конкретном случае размер и границы земельного участка индивидуальны.

Закона, запрещающего парковку на придомовой территории во дворе многоквартирного дома, в 2019 году нет. Напротив, граждане, согласно Гражданскому кодексу, имеют право свободно находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках (ст. 262) и пользоваться общим имуществом.

Размеры парковочного места по ГОСТу

Приказом Минэкономразвития №792 от 7.12.2016 установлены параметры стандартного машино-места:

  • минимальный – 5,3х2,5 м;
  • максимальный – 6,2х3,6 м.

Как таковых норм, касающихся парковочных мест во дворах многоквартирных домов, нет. Должны соблюдаться санитарные правила и нормы 2.2.1/2.1.1.1200-03. В соответствии с ними, от здания до парковки должно быть не меньше 10 метров. Открытые площадки до 50 машин допускаются только при наличии элементов благоустройства, озеленения.

Тип строения Минимально допустимое расстояние в зависимости от количества транспортных средств
менее 10 10–50 50–100 100–300 более 300
Жилое здание 10 15 15 25 50
Объект общественного назначения 10 10 15 25 25
Лечебное, рекреационное место 25 50 Определяется органами санитарного надзора
Учреждение системы образования 15 25 25 50 утверждается ФОИВ
Читайте так же:  Регрессное требование к виновнику дтп

Чаще всего нарушаются правила относительно дистанции от дома. Хотя, это положение наиболее важно для комфортного проживания граждан.

Кто отвечает за парковку во дворе

В соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, предусмотренными ФЗ №131 от 06.10.2003, граждане могут самостоятельно решать некоторые вопросы относительно их собственности. Парковки во дворах многоэтажных домов, организуются и благоустраиваются после одобрения подавляющего большинства владельцев квартир.

Для рассмотрения вопроса созывается общее собрание собственников помещений в МКД (ст. 44 ЖК). Решение считается принятым, если получено 2/3 голосов за (ст. 46 Кодекса). Квартиросъемщики не могут принимать участие в голосовании и определять судьбу придомовой территории, так как не обладают правом собственности на арендуемое имущество.

Читайте также:

Права жильцов

Итак, порядок пользования дворовым участком устанавливается общим собранием собственников. Они могут в любое время использовать парковочные места по прямому назначению. Однако закрепить за собой конкретное на участке нельзя.

Правила парковки

СанПиН запрещает парковать автомобиль на расстоянии меньше 10 метров от дома. Если речь о грузовике, то требуется хотя бы 50 м. В целом же, в ПДД о парковке во дворах жилых домов сказано не много. Запрещается:

  • чтобы ТС стояло более пяти минут с включенным двигателем;
  • останавливаться на благоустроенной территории;
  • парковаться на газоне, клумбах, детской площадке;
  • оставлять машину в проезде или около мусорных баков.

Все это затрудняет движение во дворе и ухудшает внешний вид территории, негативно влияет на экологическую обстановку.

Чем отличается стоянка от парковки

Чтобы это понять, следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Правилами дорожного движения. В первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности. Разберемся, что еще говорит закон о парковке и стоянке.

Парковка – место (обычно вдоль дорог, на различных пространствах улично-дорожной сети, на площадях возле зданий) для перевода транспортного средства в отключенное состояние на непродолжительный срок (п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД). Во дворах она является бесплатной.

Стоянка – территория или помещение для длительного хранения машины на возмездной основе (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ №795 от 17 ноября 2001 года). Часто таковыми являются крытые гаражи и сооружения. Ответственность при этом ложится на сотрудника площадки.

На стоянке ТС и имущество, находящееся в салоне, всегда под наблюдением. Но обходится она гораздо дороже даже платной парковки. Стоянка возможна только в специально отведенных местах, а нарушение правил грозит штрафом. Гараж и территория под навесом тоже считаются стоянкой. Здесь автомобиль защищен от осадков, а его внешний вид поддерживается в нормальном состоянии. Часто парковки организуются именно во дворах админзданий или МКД. Они необходимы гражданам для оставления машины на время рабочего дня или на ночь, совершения покупок или гостевого визита.

Как организовать парковку на придомовой территории

Обустройство парковки

Разработанный проект не должен противоречить правилам дорожного движения, критериям безопасности, СанПиН и прочим требованиям. Необходимо учитывать нормы парковочных мест для жилых домов по их количеству, размерам и отдаленности от здания. Нарушение правил стоянки или остановки может привести к ответственности в виде задержания транспортного средства или штрафа – от 500 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ). Но благоустройство территории возле дома, если оно согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, не вызовет проблем.

Установка системы видеонаблюдения

Парковки могут быть оборудованы камерами, как правило, по периметру. Контроль обстановки производится с использованием компьютера или мобильного устройства. Регистраторы стоят у ответственного собственника или консьержа. При возникновении проблем жильцы могут обратиться за записями, в том числе для передачи в государственные органы.

Платная или бесплатная

Пользование парковкой может быть безвозмездным. Оговорить размеры взносов за охрану, содержание территории и прочие нужды, можно также на собрании собственников. Без предварительного согласия большинства жильцов взимание платы незаконно.

Что такое стихийная стоянка

Некоторые граждане пренебрегают установленными правилами и самовольно обустраивают себе парковочные места. Одни устанавливают столбики, цепочки, блокираторы и пр. Другие ставят авто на тротуар, на газон, в песочницу. Тех, кто бросает машины во дворах многоэтажек, в зеленой зоне или на проезжей части, ждет разбирательство и штрафы.

Составление и подачи жалобы

Какие должностные лица рассмотрят заявления собственников, зависит от сущности проблемы. Чаще всего до суда дело не доходит. Если образовалась незаконная парковка во дворе, куда жаловаться, решают сами жильцы:

  • участковому;
  • в местную администрацию;
  • в полицию.

В свободной форме составляется заявление. Рассмотрение происходит по общим правилам, установленным КоАП РФ. Обращаться может конкретный собственник или уполномоченное лицо от имени ТСЖ.

Подводя итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Так как парковочные площадки во дворах МКД являются объектами общей долевой собственности, следовательно, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст.ст. 246-247 ГК РФ). Чтобы выработать компромиссное решение в этом вопросе, следует не конфликтовать с соседями. То, как будут распределяться места на придомовой парковке, должно зависеть от площади квартиры каждого конкретного собственника.

Источники


  1. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.

  2. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  3. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  4. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  5. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
Организация парковок на придомовых территориях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here