Орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость порядок регистрации

Полезная и понятная информация в статье: "Орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость порядок регистрации". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Порядок регистрации права собственности на недвижимость при ее оформлении

Рано или поздно каждому из нас приходится познакомиться с тем, что из себя представляет оформление недвижимого имущества в собственность.

Это может быть связано с покупкой земельного участка, квартиры, оформлением ипотеки или вступлением в наследство. Для того чтобы подтвердить свое право на владение этими категориями имущества, необходимо пройти процедуру ее регистрации в органах государственного Реестра недвижимости.

Данной процедуре подлежат такие сделки с недвижимостью:

  • получение права собственности на объект недвижимости;
  • передача собственности;
  • прекращение прав собственности в связи с продажей или по другим причинам;
  • обременение (ипотека);
  • арест объекта недвижимости;

С этого года осуществляется новый порядок регистрации имущественных прав на недвижимость.

Законодательное регулирование вопроса

Кроме них, главным документом, который упорядочивал действия при регистрации недвижимости, до 1 января 2017 года был Федеральный закон № 122. Однако в 2015 году был принят новый закон № 218-ФЗ «О регистрации недвижимости», он начал действовать с начала этого года.

Новый закон одновременно регулирует вопросы оформления недвижимости и кадастрового учета, которые раньше были закреплены в законе «О кадастровой деятельности».

По новому закону процесс регистрации происходит гораздо проще и быстрее. Это связано в первую очередь с объединением и созданием общего реестра ЕГРП и государственного кадастра. Теперь все эти процессы осуществляются одним органом – Росреестром.

Вся последовательность действий определена специальным Административным регламентом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, который утвержден приказом № 789 Минэкономразвития России.

Еще совсем недавно для того чтобы зарегистрировать объект недвижимости, нужно было обращаться в тот региональный орган Росреестра или кадастрового учета, где находится имущество, подлежащее регистрации. С нынешнего года правила изменились.

Теперь зарегистрировать недвижимое имущество можно сразу несколькими способами, причем независимо от территориального места нахождения самого владельца и его имущества.

Даже если вы живете в Москве, а приобрели недвижимость в другом регионе страны, к примеру в Смоленске, отпадает необходимость отправляться для регистрации своих прав в этот город. Благодаря общей электронной базе – Единому государственному реестру недвижимости, подать заявление можно в любом отделении регистрационной службы. С нового года документы на сделки с недвижимостью принимают и Многофункциональные центры госуслуг.

Еще одним удобным способом, который стал доступен недавно, могут воспользоваться те, кто давно и с удовольствием пользуется электронными сервисами. Подать заявление теперь можно через Интернет. Сделать это можно прямо на сайте Росреестра в разделе «Электронные сервисы». Пройдя по ссылке, нужно будет выбрать нужную услугу и выполнить все шаги, которые подсказывает система.

Заявление любым удобным способом может подать как собственник лично, так и через нотариуса.

Порядок процедуры

Регистрация прав на недвижимое имущество проходит в несколько этапов:

  • Подается заявление в МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра.
  • Собираются и сдаются все документы, которые необходимы для оформления – лично в МФЦ или загружаются в цифровом виде при подаче электронного заявления.
  • Сотрудники Росреестра осуществляют проверку всех бумаг, юридическую чистоту сделки, выявляют возможные причины, препятствующие регистрации или внесению изменений.
  • Если не выявлено никаких нарушений и причин для отказа, сведения о правах на объект недвижимости вносятся в реестр.
  • Заявителю выдается документ о проведении регистрации.

Собственность подтверждается только при наличии выписки из ЕГРН. При продаже квартиры опять же потребуется предоставить выписку, в этом случае запрашивать ее может исключительно собственник. Выписку можно заказать через Интернет и после получения самостоятельно распечатать, еще один способ – это обращение за выпиской в МФЦ. Срок ее подготовки занимает три рабочих дня. В ней содержится полная информация о владельце, а также о самом объекте недвижимости, включающая в себя общие сведения о нем, его схематическое изображение, существующие обременения, если они есть, и точные координаты.

За оформление выписки берется плата: с физических лиц – 750 рублей, для юридических – 2200 руб. – для справки, полученной из МФЦ; за электронный вариант нужно будет заплатить 300 и 600 рублей физическим и юридическим лицам соответственно.

Необходимые документы

Сделки с недвижимостью могут быть осуществлены и зафиксированы простой письменной формой или нотариальной. Некоторые из них могут быть только заверены нотариально (например, отчуждение долей в общей собственности; если в сделке участвуют несовершеннолетние, или она оформлена по условиям органов опеки). Для каждого случая потребуется свой пакет документов.

Для регистрации, к примеру, квартиры в собственность потребуются:

  • заявление в одном экземпляре – его может подать собственник лично или обе стороны, заключившие договор, от их лица заявление и документы может предоставить и уполномоченный представитель; если договор оформлен нотариально, то заявление подает нотариус или помощник нотариуса;
  • паспорт заявителя, если документы подает представитель, то к документу, удостоверяющему личность, он прикладывает нотариально заверенную доверенность;
  • договоры в отношении объекта недвижимости (купли-продажи, дарения, передачи в собственность);
  • акты и свидетельства о передаче имущества, о приватизации или вступлении в наследство;
  • решения суда и муниципальных органов, касающиеся объектов недвижимости;
  • если квартира приобретена в новостройке, то нужны документы, подтверждающие ввод дома в эксплуатацию;
  • если недвижимость приобретается в кредит, требуется письменное согласие банка, предоставившего его;
  • для договора купли-продажи может потребоваться согласие третьих лиц – супругов или других членов семьи;
  • квитанция об оплате госпошлины (по новым правилам ее наличие необязательно: регистратор может по базе проверить прошла ли оплата).

Для постановки на учет земельных участков, потребуется схема участка, межевой план и другие акты и свидетельства проведения кадастрового анализа.

Отдельные документы потребуются для юридических лиц при постановке на учет объектов недвижимости. Подробнее узнать о документах для каждого отдельного случая регистрации права собственности на недвижимое имущество можно на сайте Росреестра или в МФЦ.

Законом установлены сроки, в которые должны быть осуществлены все действия по регистрации собственности.

В зависимости от характера сделки и способов подачи заявления это может занимать от пяти до 12 рабочих дней:

  • при подаче документов через МФЦ – в течение 9 рабочих дней;
  • если документы принимает орган регистрации, то через 7 дней после их приема;
  • постановка на кадастровый учет через Росреестр осуществляется за 5 дней, а через МФЦ – за 7 дней.

Отдельные сроки установлены законом и для процедур, которые осуществляются по судебным актам и документам оформления прав на наследство и т. д.

Самые короткие сроки – 3 рабочих дня установлены для таких случаев:

  • нотариально оформленная сделка;
  • если имеется свидетельство о передачи недвижимости в наследство;
  • при наличии свидетельства о доли каждого супруга в общей собственности;

Если регистрируется имущество, приобретенное в ипотеку, то срок оформления не может превышать 7 рабочих дней. Подать заявление в этом случае можно только через МФЦ.

Читайте так же:  Входит ли учеба в трудовой стаж правила расчета

Любое несоблюдение сроков регистрации считается ответственностью регистратора. После 2020 года в случае задержки органами Росреестра данной процедуры, заявитель вправе потребовать с регистратора компенсацию.

Услуга по регистрации права собственности на недвижимое имущество оказывается бесплатно.

Заявитель обязан оплатить только государственную пошлину (налог), без которого сделка не будет зарегистрирована. Ее сумму устанавливает налоговый кодекс.

В этом году она составляет 2000 рублей для физических лиц и 22 тысячи – для юридических лиц.

С этого года заявителям нет необходимости предоставлять квитанцию об уплате пошлины при сдаче документов на регистрацию. Сотрудники органов Росреестра могут самостоятельно проверить по базе, была ли произведена оплата пошлины. Однако, чтобы не возникало никаких сложностей при сдаче документов, советуем все же сохранять и брать с собой квитанцию, так как новая система только начинает действовать и еще не до конца отработана.

О новых правилах оформления недвижимости в собственность смотрите в следующем видеосюжете:

Статья 22. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

Статья 22. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В силу прямого указания закона предприятие как имущественный комплекс является объектом недвижимости.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Регистрация прав на отдельные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с такими объектами подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) в общем порядке, предусмотренном комментируемым законом, в территориальном органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения данных объектов (пункт 1 комментируемой статьи).

В том случае, если к моменту регистрации ограничения (обременения) прав на объект недвижимого имущества, сделки в отношении объекта недвижимости, данный объект включен в состав предприятия как имущественного комплекса и данное предприятие зарегистрировано в порядке, предусмотренном настоящим законом, взаимодействие между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Служба) и территориальным органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — территориальный орган Службы) осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 20 Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в ЕГРП и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами (далее — Правила, утверждены Приказом Министерства юстиции России от 4 марта 2005 г. N 16, в редакции Приказа от 20 декабря 2007 г. N 245).

Так, на основании выписки из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, направленной территориальным органом Службы, Службой заполняется лист об изменениях, в котором указываются предусмотренные Правилами сведения. Заполненный лист записи об изменениях прилагается к подразделу I-5 соответствующего раздела ЕГРП. В срок, не превышающий трех дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРП, о произведенных изменениях в письменной форме уведомляется правообладатель (пункт 20 Правил). Таким образом, в описанном случае не требуется подача правообладателем заявления о внесении изменений в ЕГРП.

В случае необходимости совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса государственная регистрация наличия и перехода права на предприятие в целом и сделки с ним проводятся Службой (пункт 2 комментируемой статьи, пункт 1 статьи 9 настоящего закона).

Исходя из толкования статьи 132 Гражданского кодекса РФ, предприятием как объектом недвижимости может быть имущественный комплекс, как содержащий в своем составе недвижимые вещи, так и не включающий в себя таких вещей или прав на них.

Комментируемый закон не содержит изъятий в отношении регистрации предприятия как имущественного комплекса, не содержащего в своем составе объектов недвижимого имущества и (или) прав на них. Особенностью регистрации такого предприятия является то, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Правил, пунктом 32-5 Правил ведения ЕГРП (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, в редакции Постановлений Правительства РФ от 23.12.1999 N 1429, от 03.10.2002 N 731, от 03.09.2003 N 546, от 12.11.2004 N 627, от 22.11.2006 N 710), в графу «Состав» подраздела I-5 ЕГРП вносятся слова «Объекты недвижимого имущества отсутствуют».

Следует отметить, что регистрация предприятия как имущественного комплекса, не имеющего в своем составе объектов недвижимости и (или) прав на них, в порядке, предусмотренном комментируемым законом, практически не производилась. Представляется, что причиной этого является наличие в действующем гражданском законодательстве достаточного количества инструментов для совершения сделок с входящими в имущественный комплекс предприятия движимыми вещами.

Для государственной регистрации права на предприятие как имущественный комплекс в Службу представляются следующие документы (примерный перечень):

— Нотариально удостоверенная доверенность. Доверенность, выданная юридическим лицом, должна быть подписана руководителем юридического лица и содержать печать юридического лица.

— Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

— Учредительные документы юридического лица. Свидетельства о постановке на налоговый учет, о регистрации юридического лица. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее, чем за месяц до даты обращения с заявлением о государственной регистрации прав.

— Справка о присвоении кодов статистики юридическому лицу.

— Свидетельства о регистрации прав на объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия.

— Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших документы, представляемые на государственную регистрацию.

— Акт инвентаризации предприятия;

— Бухгалтерский баланс с приложениями;

— Заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

— Перечень долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия с указание кредиторов, характера, размеров и сроков их требования.

— Документы, содержащие описание объектов недвижимости, входящих в состав предприятия (кадастровые паспорта объектов).

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи, зарегистрированные переход права на предприятие, ограничение (обременение) права на предприятие являются основанием для внесения записей о переходе права, об ограничении (обременении) права на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, в Единый государственный реестр прав по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Как уже указывалось выше, порядок взаимодействия Службы и территориальных органов Службы, особенности ведения ЕГРП в таких случаях регламентируется разделом III Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в ЕГРП и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами.

Читайте так же:  Особенности штрафов за перевозку людей в грузовом фургоне

После приема заявления о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним во все разделы ЕГРП, открытые на входящие в состав предприятия объекты недвижимости, вносятся записи о наличии правопритязаний. С этой целью Служба не позднее следующего рабочего дня с даты приема документов на государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним направляет в территориальный орган Службы сообщение, содержащее сведения о принятии документов на государственную регистрацию, а также запрос о наличии зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав на объект, входящий в состав предприятия, о наличии поступивших в территориальный орган Службы решений (постановлений, определений) о наложении ареста на данные объекты недвижимости или запрета совершать с ними определенные действия, в том числе регистрационные действия, о наличии в ЕГРП актуальных записей о правопритязаниях в отношении данного объекта, а также о заявленных в судебном порядке правах требования на указанный объект (пункт 14 Правил).

Территориальный орган Службы не позднее следующего рабочего дня с момента получения запроса Службы направляет в Службу выписку из ЕГРП, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, входящий в состав предприятия, ограничениях (обременениях) прав на него, о наличии правопритязаний и заявленных в судебном порядке правах требования.

В данную выписку включаются, в частности, сведения о наличии поданных на государственную регистрацию сделки, обременения документов в отношении объекта недвижимости, включаемого в состав предприятия, если государственная регистрация по данному поданному пакету документов не произведена, а также сведения о наличии запретов или арестов, наложенных компетентными органами. Копия решения (постановления, определения) о наложении запрета или ареста прилагается к выписке.

Если после направления территориальным органом Службы выписки из ЕГРП поступило решение (постановление, определение) о наложении ареста на входящий в состав предприятия объект недвижимости, о запрете совершать определенные действия с данным объектом, в том числе регистрационные действия, территориальный орган Службы не позднее следующего рабочего дня с момента поступления указанного решения (постановления, определения) направляет в Службу его копию (пункт 16 Правил).

Служба не позднее следующего рабочего дня с момента проведения государственной регистрации перехода права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним направляет в территориальный орган Службы выписку из ЕГРП, на основании которой территориальный орган Службы:

1) в графу «Особые отметки регистратора» подраздела I раздела ЕГРП, открытого на объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия, вносит слова «Включен в состав предприятия»;

2) при проведении Службой государственной регистрации перехода права на предприятие в подраздел II-1 ЕГРП вносит запись о переходе права на объект недвижимости;

3) при проведении Службой государственной регистрации ограничения (обременения) права, договора, на основании которого возникло ограничение (обременение) права на предприятие, вносит в подраздел III ЕГРП запись об ограничении (обременении) права на объект недвижимого имущества (например, при государственной регистрации Службой договора аренды предприятия или договора об ипотеке предприятия, ипотеки предприятия, возникшей на основании закона, запись об аренде вносится в подраздел III-1 ЕГРП, а запись об ипотеке — в подраздел III-2 ЕГРП) (пункт 17 Правил).

При принятии решения о прекращении государственной регистрации, отказе в государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним Служба не позднее следующего рабочего дня с момента направления заявителю уведомления о прекращении государственной регистрации или сообщения об отказе в государственной регистрации направляет в территориальные органы Службы заверенную надлежащим образом копию указанного уведомления или сообщения, на основании которой территориальный орган Службы в графе «Особые отметки регистратора» подраздела II-1 ЕГРП погашает запись о правопритязании (пункт 19 Правил).

При прекращении предприятия как объекта права и закрытии соответствующего раздела ЕГРП Службой в течение следующего рабочего дня с момента совершения указанного действия в территориальный орган Службы направляется выписка из ЕГРП (приложение N 5), на основании которой территориальный орган Службы погашает в графе «Особые отметки регистратора» подраздела I ЕГРП запись о нахождении объекта недвижимого имущества в составе предприятия.

Запись о нахождении объекта недвижимого имущества в составе предприятия также погашается территориальным органом Службы при проведении государственной регистрации перехода от правообладателя предприятия права на данный объект к иному лицу (не в составе предприятия) (пункт 21 Правил).

Правила, принятие которых предусмотрено пунктом 3 комментируемой статьи, были утверждены Приказом Министерства юстиции России N 16 от 04 марта 2005 года. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним до издания указанного нормативного акта осуществлялась в общем порядке, предусмотренном комментируемым законом и Правилами ведения ЕГРП.

Государственная регистрация прав на недвижимость

ТЕМА 3. СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Обязательная дополнительная стадия совершения большинства сделок с недвижимостью в Российской Федерации – государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая действует с 01.02.1998 г. и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», другими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации система учета недвижимости, регистрации прав на недвижимость и сделок является государственной, т.е. опирается на единую нормативно-правовую базу, единообразные процедуры формирования объекта недвижимости, его учета и регистрации, единую систему органов учета и регистрации и единую технологическую инфраструктуру.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним преследует следующие важнейшие цели:

— обеспечение правовых гарантий и защиты собственности граждан, юридических лиц, государства, областей и муниципалитетов (ни один собственник не может быть уверен в действительности своих прав на объекты недвижимости при отсутствии их регистрации);

— управление недвижимостью, находящейся в государственной собственности, как существенного источника государственных доходов;

— предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере отношений, связанных с недвижимостью;

— формирование объективной базы данных для справедливого налогообложения владельцев недвижимости в соответствии с законом.

Во всех случаях отсутствие регистрации влечет за собой ничтожность сделки.

Различают следующие объекты регистрации:

· право на объект недвижимости;

· сделка с правами на объект недвижимости (или с самим объектом недвижимости).

· «государственная регистрация объекта недвижимости»;

· «государственная регистрация права на объект недвижимости»;

· «государственная регистрация сделок с объектом недвижимости».

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимость. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права и проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества, что фиксируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и хранится там бессрочно. Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирует все изменения прав на соответствующий объект недвижимости и одновременно является держателем правовой истории каждого объекта.

Читайте так же:  Права гражданина рф по конституции виды прав и их практическое применение

Выписки из ЕГРП, утвержденные в установленном порядке, должны содержать:

— краткое описание каждого объекта недвижимости (адрес, вид, площадь, назначение и т.д.);

— записи о зарегистрированных правах на каждый объект недвижимости (право собственности и иные права, имя правообладателя, данные удостоверения личности физического лица, адрес правообладателя и т.д.);

— записи об ограничениях (обременениях) права собственности (содержание ограничения, срок его действия, дата внесения записи и т.д.).

Закон детально регламентирует и устанавливает порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, последовательно определяя его стадии:

1. Прием документов, необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям закона.

2. Регистрация предъявленных документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации.

3. Правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки с объектами недвижимости.

[1]

4. Сопоставление заявленных прав на объект недвижимости с уже зарегистрированными на него правами для выявления возможных противоречий.

5. Внесение записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (при отсутствии противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо ее приостановления).

6. Совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) Государственный характер: весь комплекс действий, связанных с государственной регистрацией, отнесен к компетенции учреждений юстиции, и возможность делегирования этих функций кому-либо исключается.

2) Принцип самостоятельности функции регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: учреждения юстиции по регистрации прав полностью отделены от любых органов государства, выступающих на рынке недвижимости в качестве представителей государства; регистрирующий орган контролирует соблюдение закона и по тем сделкам, где государство выступает в качестве одной из сторон.

[2]

3) Принцип ответственности государства за деятельность по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: «учреждение юстиции по регистрации прав несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав, полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 31 п. 1 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»); определена ответственность лиц, виновных в умышленном или неосторожном искажении имеющейся в реестре информации (там же – п.2).

4) Принцип открытости информации о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: любое лицо может получить выписку из ЕГРП (описание объекта, зарегистрированные права на объект, ограничения этих прав) в пятидневный срок при условии подачи письменного заявления и предъявления надлежащих документов (для физического лица – паспорт). Однако, использование сведений, содержащихся в ЕГРП, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

3.2 Публичные записи: содержание и назначение публичных записей

В США получила распространение другая система регистрации – система регистрации сделок с недвижимостью. В этой системе роль государства пассивна. Исполнительная власть лишь ведет учет представляемых для регистрации договоров, но даже такая регистрация не является обязательной. Принимая документы, регистрирующий орган не принимает решений о законности и действительности сделки. Таким образом, государство не несет никаких обязательств, кроме обязательства хранить и обеспечивать публичность зарегистрированных договоров и, естественно, не дает никаких гарантий законности и действительности прав, устанавливаемых сделками. Для того чтобы получить гарантию действительности зарегистрированных прав, участники сделки вынуждены обращаться к услугам специальных компаний, которые занимаются «страхованием титула[1]». По договору с заинтересованным лицом такая компания изучает все сделки в отношении данного объекта на «глубину» от 30 до 70 лет (в зависимости от требований законодательства данного штата) и дает гарантию о «чистоте титула». При этом в случае возникновения проблем, вызванных нарушением в прошлом «чистоты титула», заинтересованное лицо обязуется возместить ущерб (в определенных пределах) лицу, которое застраховало свой титул.

Сравнение практик многих стран мира показывает, что система регистрации сделок оказывается значительно более дорогой и неэффективной по сравнению с системой регистрации прав на недвижимость. Если в странах Европы, где действует система регистрации прав на недвижимость, общие расходы участников сделки на ее совершение не превышают 1-2% от стоимости недвижимости, то в отдельных штатах США, где функционирует система регистрации сделок, общие транзакционные издержки достигают 8-10% от суммы сделки, из которых 4-6% составляют расходы на страхование титула. Однако в США, где особенно сильны идеи невмешательства государства в деловую и личную жизнь граждан, факт относительной дороговизны системы выглядит оправданным с точки зрения сохранения ее независимости от государства.

Следует отметить, что мировая практика ранее не знала примеров совмещения в одной системе регистрации двух принципов – регистрации сделок и регистрации прав. Именно Россия сегодня является единственной страной, где декларирована «совмещенная» система регистрации и прав, и сделок, введенная Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

ТЕМА 4. Рынок недвижимости: содержание основных понятий

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ускоренная государственная регистрация прав на недвижимость.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (далее — орган по государственной регистрации), обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав установлен Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в частности, правовая экспертиза документов, проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с названным Федеральным законом.

Читайте так же:  Дтп с участием велосипедиста

Статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 86.2; далее — Основы) нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган по государственной регистрации. Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выдаваемые органом по государственной регистрации, и передает их указанным лицам.

Документы, необходимые для представления на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляются нотариусу лицами, обратившимися за совершением нотариального действия.

Порядок представления документов на государственную регистрацию установлен вышеназванным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 16).

При подписании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлении иных действий, предусмотренных статьей 86.2 Основ, нотариус выступает от своего имени в интересах лиц, от имени и по поручению которых совершено нотариальное действие. Полномочия нотариуса, предусмотренные статьей 86.2 Основ, осуществляются без доверенности.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган по государственной регистрации в соответствии со статьей 86.2 Основ в электронной форме нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные органом по государственной регистрации, в электронной форме и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в электронной форме или в форме документов на бумажных носителях посредством удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.

За совершение нотариального действия по представлению документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним нотариус взимает нотариальный тариф в размере — 1 000 рублей (пункт 12.5 части 1 статьи 22.1 Основ).

Размер нотариального тарифа за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу составляет 50 рублей за страницу документа на бумажном носителе (пункт 12.3 части 1 статьи 22.1 Основ).

Следует отметить, что при подаче заявления нотариусом в случаях, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены в соответствующий орган по государственной регистрации работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.

Представляемые нотариусом или его работником в указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы принимаются органом по государственной регистрации или многофункциональным центром в день обращения и рассматриваются в течение срока, установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По общему правилу государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом (пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Однако нотариусам предоставлено приоритетное право регистрировать переход прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенных документов.

Так, государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав проводится не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов, необходимых для государственной регистрации прав, и указанного заявления.

Таким образом, для государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов установлен сокращенный срок ее проведения.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с нимюридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат:

  • 1) вещные права на недвижимое имущество (земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, на предприятия как имущественные комплексы):
    • • право собственности;
    • • право хозяйственного ведения;
    • • право оперативного управления;
    • • право пожизненного наследуемого владения;
    • • право постоянного пользования, а также иные права в случаях, предусмотренных гражданским законодательством;
  • 2) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, иные ограничения прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления;
  • 3) сделки с недвижимым имуществом.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, с одной стороны, собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а с другой – органы, осуществляющие государственную регистрацию прав.

В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Читайте так же:  Процедура восстановления договора купли-продажи автомобиля в случае уничтожения или утраты оригинала

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы, подведомственные Минэкономразвития России.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним признаются:

  • • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  • • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
  • • свидетельства о праве на наследство;
  • • вступившие в законную силу судебные акты;
  • • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
  • • иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Федеральный закон установил следующий порядок проведения государственной регистрации прав (рис. 2.9):

  • 1) прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
  • 2) правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
  • 3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • 4) внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • 5) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Прием регистрирующим органом документов. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, по требованию судебного пристава-исполнителя или на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а также, если иное не указано Законом, документ об уплате государственной пошлины. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Рис. 2.9. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

При личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.

Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.

Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в компетентный орган посредством почтового отправления, то расписка в получении указанных документов при наличии соответствующего указания в таком заявлении направляется по указанному в этом заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения данным органом указанных документов.

Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав.

Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия – наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены Законом, а ипотеки жилых помещений – не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

При наличии установленных Законом оснований государственная регистрация может быть приостановлена, прекращена или в государственной регистрации может быть отказано.

Тесная связь административно-правовых норм в сфере государственной регистрации с гражданским и отраслевым законодательством определяет особенности государственной регистрации:

  • • права общей собственности на недвижимое имущество;
  • • права на земельные участки;
  • • прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;
  • • ипотеки;
  • • права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества;
  • • прав участников долевого строительства на объекты долевого строительства и т.д.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Для отдельных прав предусматривается упрощенный порядок государственной регистрации, как, например, при регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Источники


  1. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.

  2. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
  4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
  5. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.
Орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость порядок регистрации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here