Опасное вождение в правилах дорожного движения

Полезная и понятная информация в статье: "Опасное вождение в правилах дорожного движения". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

В ПДД введено понятие «опасное вождение»

Сегодня Правительство РФ дополнило ПДД нормой, запрещающей опасное вождение (постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации»).

Под таким вождением понимается неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий:

  • невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспорту, который пользуется преимущественным правом движения;
  • перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия);
  • несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
  • несоблюдение бокового интервала;
  • резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП);
  • препятствование обгону.

Указанные действия будут признаны опасным вождением, если по вине водителя возникла ситуация, при которой движение его самого или других участников в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели, ранения людей или повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Отмечается, что опасное вождение предполагает совершение участником движения совокупности перечисленных действий в относительно короткий период времени. Именно это, по оценке правительства, в ряде случаев лишает других водителей возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого участника и адекватно на него среагировать во избежание аварийной ситуации.

Изменения внесены в п. 2.7 ПДД и вступят в силу 8 июня.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов отметил сегодня на заседании кабмина, что совместно с экспертным сообществом и гражданами планируется обсуждение административной ответственности за опасное вождение. Предполагается, что размер штрафа будет утвержден осенью этого года.

[3]

«Предварительно [эксперты. – Ред.] нам говорили о том, что этот штраф должен быть около 5 тыс., но все дискуссии в последние два месяца говорят о том, что за такие примеры необходимо предусмотреть более высокие штрафы», – указал Игорь Шувалов.

Нововведения ПДД. Опасное вождение: борьба с лихачами или очередная кормушка ГИБДД?

Правительство решило поговорить с водителями на понятном им языке и создало видеоролики, объясняющие термин «опасное вождение». Но очередной шаг для продвижения нового правила вызывает больше вопросов, чем ответов.

Первый раз о наказании водителей за опасное или агрессивное вождение на высоком уровне заговорили в 2012 году. Тогда депутаты от ЛДПР внесли в Думу законопроект, согласно которому за опасное маневрирование, опасное перестроение по полосам движения, резкое торможение, опасное приближение к впереди движущемуся автомобилю с последующим движением в непосредственной близости от него водитель мог получить штраф в от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. Но поскольку в ПДД такого понятия нет, то инициатива не прошла. А идея осталась.

Ее реализация началась с введения определения в Правила дорожного движения, утвержденное буквально вчера постановлением правительства. При утверждении документа Медведев не исключил того, что формулировка будет меняться и расширяться, но сейчас новый пункт ПДД 2.7 звучит так:

Опасное вождение — неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в

  • — невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения
  • — перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия
  • — несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства
  • — несоблюдении бокового интервала
  • — необоснованном резком торможении
  • — препятствовании обгону

если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Для лучшего понимания того, что имеет в виду правительство, были созданы видео, поясняющие каждое отдельное действие определения. Ну а чтобы и простые водители, и сотрудники ГИБДД не путались и отчётливо понимали, что нельзя нарушать и за что нужно будет наказывать, роликам были даны «народные» названия: «Шашки», «Нервяки», «Торопыги», «Грядки», «Воспитатели» и «Упертый». Вспоминается выражение: «Каждый думает в меру своей испорченности». Что же творится в головах у людей, одобряющих столь безграмотную подачу как по сути (в расшифровке «воспитателей» даже есть ошибка), так и по смыслу?

Многократные перестроения

Подрезание при перестроении

Схема та же — мультик и четыре реальных истории, которые показывают «невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения». Жаль, что по смыслу из них более-менее подходит только один, да и то с натяжкой: кроссовер перед светофором перестраивается под «ГАЗель», но делает он это для того, чтобы пропустить машину скорой помощи с включенным маячком. Первый же пример из жизни некорректен — такси меняло полосу медленно, включив «поворотник», и если такое перестроение считать нарушением, то водители будут часами ждать подходящего окна в потоке. В двух других водители явно отвлекались от дороги и, возвращаясь в реальность, совершали неправильные, но при этом однократные действия — меняли полосу и тормозили. В моделировании же кратность соблюдается — красный BMW, который и представлен тем самым «Нервяком», два раза «неожиданно» перестраивается и зачем-то тормозит в потоке, но при этом теряется и потом опять возникает «источник» его проблемы — неторопливая белая легковушка в левом ряду, также нарушающая ПДД.

Читайте так же:  Правовые особенности работы во время декретного отпуска

Несоблюдение безопасной дистанции

Соблюдение дистанции между автомобилями — требование, закрепленное в пункте 9.10 Правил. Но и существующая, и предлагаемая норма не оговаривают этого расстояния. Каждый водитель должен решать эту задачу для себя сам, принимая во внимание свою реакцию, возможности автомобиля, качество шин и дорожного покрытия, погодные условия. Но видео делает акцент не столько на то, что машина подъезжает слишком близко к впереди идущей, а на то, что «торопыга» вынуждает освободить полосу миганием фар. А вот за такое неправомерное использование дальнего света никакого наказания нет и не предусматривается, хотя в ПДД указано, что «для предупреждения об обгоне . может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет» (п. 19.11).

Несоблюдение бокового интервала

Как и у предыдущего примера, ни действующие, ни предложенные правила не оговаривают безопасного интервала между транспортными средствами. Более того, этот самый интервал зависит и от транспортного средства, и от дорожной разметки. Хотя нарушение действительно больше свойственно мотоциклистам, ряды которых пополняются с каждым годом, как раз потому, что между рядами можно хоть как-то ехать, а не стоять в пробке. Но и у машин это часто встречается. Вспомните ситуации, когда при сужении дороги автомобили выдавливаются из своих рядов, но еще не успевают занять соседнюю полосу. Судя по описанию — это тоже нарушение.

Резкое торможение

Это, пожалуй, единственный ролик и указание в определении, которые смогут найти поддержку. Ведь ситуации на дороге складываются по-разному, и подобные обиженные «воспитатели» или «учителя» действительно создают аварийные ситуации. Но опять же, такое правило уже есть в ПДД: п.10.5 «Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия». И если бы повсеместно не соблюдалось правило, что виноват тот, кто сзади — из-за несоблюдения дистанции, — то такой класс водителей после пары неполученных страховых выплат перевелся бы сам собой.

Препятствование обгону

Как и большинство нарушений, эта норма уже прописана в ПДД (п.11.3). А такая скупая формулировка объясняется тем, что невозможно отразить все нюансы подобного маневра. Свидетельством тому служат все ролики: в первом происходит явное недопонимание, во втором — человек просто объезжает ямы на дорогах, ну а в последнем, и самом страшном, сюжете белая «шестерка» препятствует обгону в закрытом повороте. Да и на модели показаны явно аварийные ситуации — для обгона недостаточно свободного расстояния до транспорта на встречной полосе.

И формулировка нового правила, и компьютерная графика подчеркивают кратность совершаемых действий. При этом цифра, с которой она начинается, опять же не приводится. Сколько раз нужно проехать между рядами или перестроиться, создав помеху, — 2, 3 или 10, сколько перестроений создают кратность, непонятно. Поэтому если привлекать к ответственности можно будет только на основании снятого правоохранительными органами или самими водителями видео (именно такая доказательная база рассматривается в качестве допустимой), то таких роликов найдется немного — вероятность заснять одного и того же «воспитателя» или «торопыгу» крайне низка. Если же решать, насколько опасно человек управляет автомобилем, станет сотрудник ДПС, то привлекать к ответственности можно будет практически любого водителя за малейшее отклонение. Впрочем, штрафовать за неиспользование «поворотников», несоблюдение полосности и прочие нарушения ценой в 500 руб. можно и сейчас, только этого никто не делает.

Но даже если прописать все цифры для интервалов, скорости, количества машин на квадратный метр, то как это сможет соблюсти водитель и доказать инспектор? На глазок? У нас до сих пор нет регламента по проверке износа шин, которые можно протестировать в статике специальным прибором, прошедшим поверку. А тут нужно доказывать перемещения в сантиметрах у движущихся объектов — нереально. И никакая формула «трех секунд», которую рекомендуют использовать для расчета дистанции, не поможет.

И вопрос к заключительной фразе определения опасного вождения: «если указанные действия . создают угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Любое транспортное средство представляет из себя опасность (ст.1079 Гражданского Кодекса), поэтому любое движение на нем можно трактовать как угрозу, а все дополнительные описания с попутным направлением и пр. лишь слова, которые будут интерпретироваться в нужную кому-то сторону.

Но глядя на официальные видеоролики про опасное вождение, становится совершенно непонятно, о какой культуре вождения идет речь, когда само государство на федеральном уровне навязывает нам «нервяков» и «упертых»? И вместо того, чтобы нести доброе и вечное в виде продуманной организации движения и качественных дорог, бюджетные деньги тратятся на концепции о «торопыгах» и «грядках». Подтверждается стереотип того, что агрессивно водят дорогие спортивные машины, преимущественно красного цвета, а на практике нарушают обычные «Жигули» и иномарки не первой свежести. И сколько бы ни вводили терминов и штрафов, те, кто уже нарушают, будут продолжать делать это и дальше. Ведь новое правило ПДД не отменяет ни административных ресурсов подобных лихачей, ни привычки «решать вопрос» за деньги. А ведь именно такие водители могут позволить себе подобное поведение, для обычных людей это слишком дорого.

ГИБДД провела опрос на своем сайте, и 41% из 17 тысяч проголосовавших поддержали появление понятия «опасное вождение», а еще 30% — за его введение, но при условии наличия весомых доказательств вины. Такому результату можно только порадоваться — людей, у которых нет оснований не доверять инспектору, становится больше. А инспекторам, в свою очередь, дается полный карт-бланш по привлечению водителей к ответственности. Но ведь ради благой цели — повышения безопасности на дорогах можно делать все, и главное — принимать дублирующие существующие правила нормы, ограничивающие водителей, повышающие коррупционную составляющую, влекущие увеличение дел в судах.

Читайте так же:  Что делать после дтп потерпевшему

Постановление правительства № 477 было подписано председателем правтельства 30 мая и уже вступило в силу. Пока для водителей ничего не меняется — даже если их действия можно трактовать как «опасное вождение», то наказывать их можно лишь по действующим статьям КоАП. Ситуация поменяется, когда в Кодексе появится соотвествующая норма, а произойдет это не ранее осени. И судя по активности правительства, это будет один из первых законов, принятых Думой нового созыва. Наказанием станет штраф в 5000 рублей и, возможно, более строгое привлечение к отвественности.

Что такое опасное вождение на дороге?

На территории Российской Федерации уже некоторое время действует закон об «Опасном вождении», который призван сделать дорожное движение более безопасным.

За нарушение новых правил предусмотрено административное наказание в виде штрафа размером 5000 рублей. Что такое «опасное движение», как его определить и зачем введено новое понятие? Постараемся дать ответы на все важные вопросы в нашей статье.

Что такое «опасное движение»?

Начнем с официального определения. «Опасное вождение» — неоднократное совершение одного нескольких действий, которые связаны с нарушением Правил дорожного движения и выражаются в следующих ситуациях:

  • невыполнение при перестроении требований уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
  • необоснованно резкое торможение;
  • препятствование обгону;
  • перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, за исключением случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствий;
  • несоблюдение бокового интервала;
  • несоблюдение безопасной дистанции до едущего впереди ТС;
  • другие случаи, если указанные действия повлекли создание водителем ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Наверняка почти каждый водитель может привести массу примеров, когда приведенные выше правила нарушались в его отношении. К сожалению, агрессивные водители часто встречаются на наших дорогах, но теперь их трюки, шашки и резкие перестроения запрещены официально, и, как говорилось выше, караются штрафом в размере 5000 рублей.

Видео «опасного вождения»

Для наглядности и простоты понимания правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения открыла веб-сайт Опасноевождение.рф, на котором привела видео-примеры опасного вождения.

«Нервяки» — игнорирование при перестроении правил уступить дорогу транспортному средству, который пользуется преимущественным правом движения. Простыми словами это можно назвать «подрезаниями» или резкими перестроениями перед движушемся транспортом.

«Шашки» — многократные частые перестроения при загруженном движении, когда все полосы движения заняты транспортными средствами. Исключения — повороты налево или направо, развороты, объезды препятствий и остановки.

«Упертый» — препятствование обгону, специальное ускорение для того, чтобы помешать обгону.

«Грядки» — игнорирование требований по соблюдению безопасного бокового интервала. Особенно актуально для мотоциклистов, которые совершают обгоны и опережения на очень близком расстоянии к попутно движущимся автомобилям.

«Торопыги» — несоблюдение безопасной дистанции до едущего впереди транспортного средства. В обыденности это ситуация, когда водитель на высокой скорости близко приближается к движущемуся впереди транспортному средству с требованием уступить дорогу. Часто подобные незаконные действия сопровождаются многократным морганием дальним светом и даже звуковыми сигналами.

«Воспитатели». Ироничное название ситуации, когда водитель решает проучить другово водителя глупым способом — необоснованным резким торможением перед ним.

Другая сторона медали

На словах и видеороликах новый закон выглядит полезным и правильным, но у него есть свои противоречивости. Многие юристы утверждают, что формулировка довольно размытая, и практически каждого водителя в безобидной ситуации можно заподозрить в «опасном вождении». Активисты также заявляют, что термин получился неоднозначным: он непрост и для водителей, и для толкования его инспекторами ГИБДД.

[1]

В частности, в законопроекте ничего не сказано о точных расстояниях и дистанциях между траспортными средствами. Другими словами, как добросовестному водителю понять, что он не нарушает правила, опережая другой автомобиль на узкой дороге? Или как доказать, что резкое торможение перед другим автомобилем было необходимо для предотвращения ДТП? Вопросов множество, и на каждый из них должен появиться обоснованный законом ответ.

Что делать, чтобы не быть оштрафованным за «опасное вождение»:

  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Поставьте в автомобиль видеорегистратор — в сложной ситуации он может доказать вашу невиновность.
  • Совершайте все маневры плавно и с включенными поворотниками.
  • Соблюдайте дистанцию.
  • Будьте аккуратны и предусмотрительны.
  • Не поддавайтесь на провокации агрессивных водителей.

Штраф за опасное вождение принят в первом чтении

Спустя более полугода после введения в ПДД запрета на «Опасное вождение» штраф ГИБДД за это нарушение отсутствует.

В настоящее время в Государственной Думе обсуждается законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

27 января 2017 года законопроект принят в первом чтении. В течение 30 дней инициаторы должны представить поправки.

Текст обсуждаемого закона

Опасное вождение —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Пояснительная записка

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» (далее — законопроект) подготовлен МВД России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 6 апреля 2016 г. № ИШ-П9-1925 и по результатам совещания по данному вопросу, состоявшегося 29 июня 2016 г. в Правительстве Российской Федерации. Целью законопроекта является установление административной ответственности за опасное вождение.

Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени.

В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

Читайте так же:  Госпошлина присужденная судом что это порядок оплаты и определение величины госпошлины

Данная новелла следует в развитие пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, и конкретизирует его в отношении водителей транспортных средств, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий. Административная ответственность за опасное вождение, как представляется, должна быть выше, чем ответственность за совершение отдельных действий, перечень которых предусмотрен указанным постановлением.

Так, в настоящее время установлена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, в виде административного штрафа в размере пятисот рублей (часть 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП)). За нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, выражающемся в случае «опасного вождения» в перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, также установлен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

В этой связи законопроектом предлагается главу 12 КоАП дополнить новой статьей 12.38, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение водителем транспортного средства действий, квалифицируемых как «опасное вождение». Одновременно в законопроекте предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в статью 23.3 КоАП, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.

С учетом изложенного принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения.

[2]

За опасное вождение предлагается налагать штраф в размере пяти тысяч рублей

Видео (кликните для воспроизведения).

Законопроект дополняет главу 12 КоАП РФ новой статьей 12.38 и направлен на усиление ответственности за нарушение требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения.

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 477 в Правила дорожного движения был внесен новый вид правонарушения — опасное вождение, заключающееся в неоднократном невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, препятствовании обгону.

Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени.

Одновременно в законопроекте предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в статью 23.3 КоАП РФ, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.

«Опасное вождение» — новый термин в ПДД

Понятие «опасное вождение», определение которого получило много толкований и дополнений в процессе последних общественных обсуждений, стало привлекать к себе внимание после прошлогодних инициатив премьер-министра Д.Медведева по внесению новых поправок в ПДД. В первоначальном варианте это понятие включало в себя:

  1. не предоставление полосы движения транспорту, обладающему преимущественным правом;
  2. выполнение перестроений при плотном и интенсивном движении транспортных средств на дороге;
  3. резкое и необоснованное торможение во время движения в плотной череде машин;
  4. умышленное противодействие обгону;
  5. недопустимое сокращение интервала и дистанции между машинами.

После проведённого общественного обсуждения ГИБДД переработала проект документа, учтя замечания и сделав его более детальным.

Термин «опасное вождение» это не российское изобретение.

Можно взять для сравнения опасного движения определение, принятое в ПДД Германии, где этот термин содержит целый перечень действий водителя на дороге, начиная от недопустимых манёвров и заканчивая агрессией в отношении других водителей. Нарушителю там грозят значительные штрафные санкции и лишение водительских прав на 9-месячный срок. В Великобритании и США также существует такое понятие, как агрессивное или опасное вождение, за что полагается крупный штраф в размере до 5000 долларов или фунтов в зависимости от тяжести последствий.

Выявление фактов агрессивного вождения в этих странах производится с применением различной записывающей аппаратуры и мобильной техники, включая фото и видео регистраторы, устанавливаемые на дорогах, патрульные машины и вертолёты. Фотографии, фиксирующие факт нарушения, вместе с постановлением о наложении штрафа или временном прекращении действия водительских прав отправляются по почте в адрес нарушителя.

Опасное вождение, определение в ПДД

Итак, в главе 2-ой, пункте 2.7 ПДД появился новый абзац в котором раскрывается суть понятия «опасное вождение». Оно включает в себя:

  • искусственное препятствие обгону;
  • необоснованное резкое торможение автомобиля, если оно не требуется для предотвращения ДТП;
  • недопустимое сближение с передним или боковым автомобилем во время движения;
  • все перестроения, не связанные с объездом препятствия, разворотом, поворотами налево и направо, остановкой машины;
  • невыполнение требования предоставления дороги транспортному средству, имеющему преимущество в праве проезда.

Согласно требованию этого пункта ПДД водителю запрещается выполнять неоднократно или последовательно указанные действия, если они могут повлечь или стать причиной смерти, ущерба здоровью, повреждения транспорта или другого убытка.

Правила фиксируют определённые условия, при которых вождение признаётся опасным. К ним относятся:

  • Неоднократное совершение одного нарушения (например, несколько неправильных перестроений) из перечисленных действий или последовательное совершение нескольких нарушений (например, резкое торможение и перестроение в плотный поток машин).
  • Создание ситуации в результате произведённых манёвров, приведших к опасности для людей и транспортных средств, появлению материального ущерба.

Как видим определение понятия «опасное вождение» получилось довольно сложным и неоднозначным, оно может вызывать у участников движения различные оценки в реальной ситуации и вызывать споры. Это относится к таким вопросам, как:

  • Неоднократность и последовательность произведённых нарушений не конкретизировано по времени, за какой промежуток времени они должны совершаться, чтобы вождение было признано опасным?
  • Некоторые указанные нарушения можно оценить таковыми только по факту ДТП. Например, боковой интервал или дистанция между машинами считается безопасными, если не совершено столкновения, но как только произойдёт удар, они уже оцениваются как недопустимые.
  • Наличие или отсутствие угрозы для жизни и здоровья людей или сохранности имущества трудно определить верно, когда всё закончилось благополучно и столкновения машин не произошло.
Читайте так же:  Расшифровка vin транспортного средства

В помощь полицейским и автомобилистам специалисты «Гильдии автошкол» сняли видеоролик, объясняющий примеры опасного вождения, который уже получил одобрение ГИБДД для применения в автошколах.

Видео: Фильм «Опасное вождение»

Внесённые изменения в ПДД должны начать действовать через неделю после опубликования в СМИ. Этой датой является 8.06.2016 года.

Депутаты Госдумы 27 января 2017 года приняли в первом чтении закон о штрафе за опасное вождение. Сумма штрафа за опасное вождение равняется 5000 рублям. Вполне вероятно, что ко второму чтению наказание будет ужесточено, вплоть до изъятие прав и привлечение к уголовной ответственности в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Сейчас же действуют следующие меры ответственности за указанные выше нарушения:

  1. умышленное препятствование обгону – штраф 1500 рублей;
  2. резкое необоснованное торможение – штраф 1500 рублей;
  3. неправильное перестроение – штраф 1500 рублей;
  4. не предоставление дороги транспорту, имеющему приоритет – штраф 500 рублей.

Способы обнаружения фактов нарушения

Данный вопрос вызвал во время обсуждения и вызывает до сих пор наибольшее количество спорных мнений. Несколько вольная трактовка представителями ГИБДД нового положения вызвало недовольную реакцию автомобилистов. Многие действия, являющиеся составляющими опасного вождения, сложно зафиксировать и классифицировать в качестве правонарушения, что создаёт почву для субъективной оценки ситуации инспектором ГИБДД.

Пока ещё окончательно не определено, какими методами и средствами будут выявляться факты агрессивного вождения, и как будут определять различие между неоднократным и единичным нарушением. Некоторые депутаты Госдумы во главе с Вячеславом Лысаковым предлагают пользоваться записями видеорегистраторов сторонних участников дорожного движения, которые будут передаваться в ГИБДД. Предполагается создать приложение для видеорегистраторов, и если регистратор снял опасное вождение, то запись через интернет можно будет отправить в ГИБДД и этого будет достаточно для наложения штрафа на нарушителя. Не нужно будет лично являться в ГИБДД, писать заявление и предоставлять другие доказательства.

Как показывает опыт подобных трудно выявляемых нарушений, например, ответственность за пользование мобильным телефоном во время вождения, норма закона будет прописана, но фактически она не будет эффективно работать. Наказание за нарушение скорее всего последует только в тех случаях, когда оно приведёт к конкретному ДТП с причинением ущерба.

В Правила дорожного движения включено понятие «опасное вождение»

Согласно дополнению, внесенному в пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

К таким действиям относятся:

невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

несоблюдение бокового интервала;

резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

Штраф за опасное и агрессивное вождение на дороге в 2018 году в РФ

В России внедрение в использование на правовом уровне понятия «опасное вождение» большинством водителей было воспринято с явным негативом. При этом стоит отметить, что подобная практика уже имела место в ряде государств. Самое строгое наказание за такой стиль управления авто введено в Великобритании, где нарушителей ждет штраф в 5000 фунтов (в случае смертельного исхода наказание устанавливается в судебном порядке). Что же изменилось для россиян? Разберемся подробнее.

Штраф за агрессивное вождение

В ПДД термин «опасное вождение» был введен недавно — до 8 июня 2016 года его в сводах законов не использовали. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ N 477 от 30.05.2016, в п 2.7 Правил добавлен абзац, отмечающий, что водителям запрещено

«опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

О том, какой размер штрафа за опасное вождение в РФ в 2018 году их ожидает, водители узнали совсем недавно — статья 12.38, регламентирующая наказание за данное нарушение, внесена в КоАП РФ на основании ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение». В результате рассмотрения законопроекта, парламентарии утвердили предложенный вариант наказания водителей — 5000 рублей.

То, что штраф за агрессивную езду в 2018 году все же будет введен, мало кто сомневался. Однако некоторые моменты закона так и остались спорными, несмотря на то, что в Думе обещали внести коррективы в текст КоАП.

Читайте так же:  Временный ввоз автомобиля в россию

Так, например, в п.3 ст. 12.24 Кодекса к моменту принятия поправок, уже была обозначена административная ответственность водителей, не уступивших дорогу ТС, имеющему преимущество:

Подобная ситуация возникла и с перестроением в случае занятости всех полос. Данный момент дорожного движения регулировала ч.1 ст. 12.15:

Таким образом, правило об опасном вождении дублирует существующие статьи, но с той разницей, что для него характерно неоднократное нарушение правил. При этом доказывать, согласно закону, сотрудникам Госавтоинспекции многократность нарушения не придется. Действует та же практика, которая применяется сегодня, например, при составлении протокола за проезд на красный свет. Здесь не требуются ни свидетели, ни запись с камер, поскольку оснований не доверять инспектору нет.

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге

Стоит отметить, что введение штрафа за экстремальное вождение автомобиля преследовало благие цели — сокращение количества аварий, приводящих к гибели людей или нанесении им травм, а также повреждении имущества. Само понятие, введенное в Правила, акцентирует внимание на том, что «опасное вождение» имеет место быть лишь в том случае, если действия водителя:

«повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Какие же действия водителей могут быть рассмотрены как потенциально опасные для окружающих? Если вчитаться в само определение, то мы обнаружим в нем несколько типичных для наших дороги ситуаций:

  • «шашки» (совершаемые несколько раз подряд перестроения);
  • «нервяки» (агрессивное перестроение с созданием помех опережаемым авто);
  • «торопыги» (выбор дистанции между авто, не соответствующей требованиям безопасности);
  • «грядки» (несоблюдение рядности);
  • «воспитатели» (резкое торможение с угрозой столкновения с идущим позади или опережаемым ТС);
  • «упертость» (повышение скорости с целью не дать себя обогнать, когда другое авто уже начало маневр).

Таким образом, новая статья включает в себя наказание за неоднократное (то есть не менее двух раз нужно нарушить ПДД) пренебрежение пп. 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 Правил Дорожного Движения.

Обратите внимание, что штраф за опасную езду в 2018 году выписывается не самим инспектором, а начальником подразделения на основании составленного на дороге рапорта. В этой ситуации, пожалуй, единственный шанс доказать свою невиновность заключается в наличии возможности убедить инспектора, что маневр совершался с целью предотвращения ДТП. Если вы уверены, что маневры были вынужденными и не могут квалифицироваться по новой статье КоАП, рекомендуем обратиться к адвокатам, которые помогут вам собрать доказательную базу вашей невиновности и выстроят грамотную линию защиты при оспаривании наказания.

Понятие «опасное вождение» может появиться в ПДД уже в мае

Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий работу Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Он добавил, что в течение апреля кабмин будет активно дорабатывать формулировку этого термина с учетом мнения водителей и экспертного сообщества.

Напомним, в октябре 2015 года МВД России предложило понимать под опасным вождением следующие действия, совершенные неоднократно:

  • несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала;
  • необоснованное резкое торможение, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;
  • невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимуществом.

По мнению экспертов, этот перечень следует дополнить еще одним действием: создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для других участников движения, заставляющей их экстренно изменять скорость или траекторию движения. Специалисты поясняют: если этого не сделать, останется непонятным, как бороться с водителями, которые, например, двигаются по левой полосе со скоростью ниже потока и вынуждают других автомобилистов перестраиваться для опережения или не включают поворотники при перестроении. Игорь Шувалов поручил учесть это предложение в дальнейшей работе над изменением законодательства.

Планируется также разместить на сайте Госавтоинспекции своеобразную «библиотеку нарушений». Ознакомившись с ней, каждый автомобилист сможет понять, какое поведение на дорогах расценивается как опасное вождение.

Пока правительство намерено ограничиться административной ответственностью за опасное вождение. Однако Шувалов не исключил, что в будущем водителей, создающих опасность для других участников движения, будут привлекать и к уголовной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

На прошлой неделе Госавтоинспекция предложила всем желающим принять участие в обсуждении понятия «опасное вождение» на своем официальном сайте. Предполагается, что результаты социологического опроса будут приняты во внимание при внесении поправок. По предварительным результатам, более 70% граждан, которые уже высказали свое мнение, одобряют идею дополнения законодательства эти термином.

Может ли инспектор досмотреть автомобиль на том основании, что в машине находится непристегнутый пассажир или у машины неисправен задний фонарь? Узнайте из материала «Полицейский досмотр в рамках производства по делу об административном правонарушении» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Источники


  1. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  2. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.

  3. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  4. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.
  5. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
Опасное вождение в правилах дорожного движения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here