Охрана труда – что это проверки, нарушения, основной порядок

Полезная и понятная информация в статье: "Охрана труда – что это проверки, нарушения, основной порядок". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Необходимые документы к проверке по охране труда

Необходимые документы к проверке по охране труда. Какие документы нужно приготовить к проверке по охране труда. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в «порядке», установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального «органа» исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Другие статьи в разделе Закон и Право

Необходимые документы к проверке по охране труда

Список документов, которые инспектор по труду может проверить, может быть увеличен:

Кадровые документы:

Штатное расписание организации (по классификатору ОК-016-94) (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Правила внутреннего распорядка (ст. 91, 100, 108, 189, 190 ТК РФ)
Приказ о предоставлении отпусков и график отпусков (ст. 213 ТК РФ, Пост. Госкомстата №1 от 05.01.04)
Трудовые книжки (ст. 84-1 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 16.04.03 «О трудовых книжках»)
Трудовые контракты (договора) (ст.57 ТК РФ)
Должностные инструкции рабочих и служащих по штатному расписанию
Личные карточки работников. (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Выдача заработной платы 2 раза в месяц. Расчётные листки по зар.плате (ст.136 ТК РФ)

Документы по электробезопасности:

Журнал учёта проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (п.1.4.3, 1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень профессий, рабочих мест и должностей ИТР, которые должны иметь группу по электробезопасности (1-ую группу или выше для работ под напряжением) (п.1.4.4. ПТЭЭП)

Документы по пожарной безопасности:

Журнал регистрации противопожарного инструктажа (вводного) (ППБ 110-03)
Программа противопожарного инструктажа (вводного) текст (ППБ 110-03)
Инструкция по пожарной безопасности. Места обесточивания предприятия. Порядок закрытия помещения после окончания работы. Места для курения. Пожарно-техническая комиссия. Автоматическая система пожарной сигнализации. Два выхода (выходы не загромождать!). Решётки на первом д.б. раскрываемыми. (ППБ 110-03)
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов (удостоверения)
План-схема эвакуации
Приказ о назначении лица, отвечающего за средства пожаротушения (огнетушители с номерами, дата проверки)

Примерный перечень возможных нарушений безопасности

Классификаторы требований безопасности труда

Классификатор нарушений требований безопасности труда (КБТ)

Классификатор нарушений требований безопасности труда на объекте (КБТ)

С учетом этих положений и формируются функциональные обязанности должностных лиц по охране труда. Каждое должностное лицо отвечает и получает оценку за выполнение определенных пунктов классификаторов в соответствии с возложенными на них обязанностями.

Основное условие эффективной деятельности структуры в системе управления по подчиненности состоит в том, что если на уровне бригады основная ее цель заключается в выполнении работ без нарушений требований безопасности труда (практическая реализация правил и норм), то на вышестоящих уровнях управления главной задачей должностных лиц являются своевременное обеспечение требований безопасности труда в бригаде и контроль за ходом выполнения этих требований.

Помимо осуществления оперативного контроля и принятия решений по выполнению требований безопасности труда, заложенных в классификаторе КБТ, необходимо, чтобы эти требования подкреплялись системой перспективных мер комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.

Система управления представляет собой многоуровневую подчиненность должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями по обеспечению выполнения требовании безопасности труда, предусмотренных СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве» (прил. 1) и соответствующими документами министерств, ведомств.

Таким образом, система управления охраной труда в уровне СУ (СМУ) представляет собой структуру включающую 5 уровней: бригада, линейные ИТР, начальник участка (ст. прораб), специалисты и должностные лица аппарата управления, начальник и главный инженер организации. На каждом из этих уровней в соответствии с классификаторами решаются соответствующие вопросы и выполняются должностные и служебные функции в области обеспечения безопасных условии труда.

Основными задачами в управлении охраной труда на определенных уровнях являются следующие:

1-й уровень (бригада) — выполнение бригадой (бригадиром) требований технологии и безопасности труда и оценка этой деятельности по классификатору безопасности труда КБТ (табл. 2);

Таблица 2.

2-й уровень (объект) — организация и обеспечение линейными ИТР (мастером, прорабом, механиком) безопасных условий труда на объектах и оценка этой деятельности по классификатору КБТ;

3-й уровень (участок) — организация и обеспечение начальником участка (старшим прорабом) безопасных условий труда на рабочих местах в целом на объекте и оценка их деятельности по классификатору КБТ;

4-й уровень организация, обеспечение и контроль выполнения требований безопасности труда аппаратом управления и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП;

Читайте так же:  Оформление лизинга бу грузовых автомобилей для юридических лиц

5-й уровень правовое, организационное и материально-техническое обеспечение безопасности труда начальником, главным инженером в целом по Управлению и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП.

Основными элементами предлагаемой системы являются указанные выше классификаторы КБТ и КПП, в которых компоновка отдельных пунктов выполнена по принципу однородности нарушений норм охраны труда, с одной стороны, и путей их устранения—с другой.

После определения структуры системы управления охраной труда с учетом специфики строительных организаций и характера их производственной деятельности осуществляется внедрение системы управления практическую деятельность. Эта работа проводится одновременно на всех уровнях — в СУ (СМУ), тресте и территориальной организации. С этой целью по территориальной организации издается приказ, в котором устанавливаются срок и подведомственные организации, где намечено осуществить внедрение. Для практического осуществления работы по внедрению системы и подведения итогов в приказе объявляется состав комиссии.

Как правило, в комиссию входят: председатель — главный инженер; члены комиссии — главные специалисты, руководитель службы охраны труда, представитель профсоюзного комитета. Комиссия осуществляет организационное и техническое руководство всеми необходимыми работами по внедрению системы, разрабатывает план организационно-технических мероприятий со сроками выполнения и ответственными исполнителями.

На основании приказа по территориальной организации в трестах и управлениях, где осуществляется внедрение, издаются аналогичные приказы, а в результате внедрения системы составляется акт специального содержания. Ниже приводятся в качестве примера форма приказа о внедрении системы управления охраной труда в конкретной организации.

Для эффективного внедрения системы управления охраной труда при организации строительных площадок необходимо каждый новый объект в первую очередь обеспечить:

— полной номенклатурой санитарно-бытовых помещений;

— спецодеждой, спецобувью и перчатками (рукавицами);

— проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР);

— объектным табелем требуемых средств для обеспечения безопасных условий труда на строительстве объекта, в том числе ограждение строительной площадки;

— дренажем для отвода поверхностных вод;

— площадками для складирования материалов и конструкций и установки кранов;

— временными коммуникациями водо- и электроснабжения;

[2]

— грузозахватными приспособлениями, оснасткой и средствами подмащивания;

— схемами строповки грузов;

[3]

— другими средствами обеспечения безопасности труда.

Изложенное выше в отношении составления и назначения классификаторов позволяет определить круг и характер действия должностных лиц по выполнению требований системы управления охраной труда. При этом каждое должностное лицо должно обеспечивать выполнение требований определенных пунктов КБТ и ККП в соответствии с возложенными на них обязанностями (см. раздел, посвященный функциям звеньев и отдельных работников служб системы управления охраной труда). Использование классификаторов позволяет оценивать работу всего круга должностных лиц — от бригадира до начальника СМУ. Все пункты классификаторов независимо от числа нарушенных в них подпунктов оцениваются одинаково — одним баллом за повторные нарушения одного и того же пункта назначается штраф в размере одного балла.

При внедрении СУОТ (система управления охраной труда) в территориальных организациях возникает необходимость получения сопоставимых результатов работы отдельных рабочих и должностных лиц по созданию и обеспечению безопасности труда. Анализ причин потери трудоспособности показывает, что производственный травматизм — явление постоянное и происходит в результате нарушения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии: технологии производства работ, обучения и инструктажа, эксплуатации машин и механизмов, устройства и эксплуатации приспособлений и средств подмащивания и т.д.

Поэтому для усиления контроля и надзора за выполнением СНиП и других документов по технике безопасности разработан примерный перечень (индексация) возможных нарушений правил и норм техники безопасности по видам производства (табл. 3).

В нем учтены семнадцать видов строительно-монтажных работ и десять видов работ, выполняемых в цехах стройиндустрии. Все возможные нарушения требований безопасности труда распределены по видам производства: строительно-монтажные работы, специальные и монтажные работы, эксплуатация строительных машин и механизмов, изготовление железобетонных конструкций на промпредприятиях, деревообработка и металлообработка на промпредприятиях, эксплуатация автотранспорта, работа в камерах. Кроме того, все пункты классификатора разделены на две части: организационные и технические нарушения.

Для каждого нарушения безопасности труда в приведенном перечне установлены индексы (коды) от 001 до их числа по соответствующему виду производств. При этом учитывалось, что индексы (коды) должны быть: едиными для всех номенклатурных мероприятий безопасности труда, минимальными по числу знаков, удобными для использования чтения, иметь резерв, а также гибкую структуру, позволяющую вносить коррективы, иметь возможность укрупнения (сжатия) информации, т. е. уменьшения степени подробности описания объекта.

Система кодирования, принятая в классификаторе, порядковая. Постановлением Президиума ЦК профсоюза строителей «О повышении уровня безопасности труда на основе внедрения Системы управления охраной труда» рекомендованы классификаторы требований безопасности труда, подлежащие исполнению как рабочими, так и ИТР. Приведенные ниже классификаторы позволяют одинаково оценивать работу людей, работающих на различных объектах и строительных организациях, что дает возможность сравнивать результаты и выявлять уровень работы различных звеньев СУОТ.

труда в строительстве (для учета при проведении контрольных наблюдений)*

Классификатор оценки выполнения требований безопасности рабочими (табл. 5) может дополняться и уточняться с учетом специфики, видов и степени сложности выполняемых работ.

Что касается классификатора оценки выполнения требований безопасности труда для ИТР то он является универсальным и также может уточняться и дополняться отдельными пунктами, относящимися к выполнению обязанностей конкретными должностными лицами аппарата СУ. В классификаторе (табл. 6) перечислено 65 пунктов, которые имеют непосредственное отношение к исполнению должностных обязанностей: начальника строительного участка—30 (индексы от 01 до 030), главного механика—7 (от 1.1 до 1.7), главного энергетика—9 (от 2.1 до 2.9), начальника ПТО—8 (от 3.1 до 3.8), начальника отдела снабжения— 11 (от 4.1 до 4.11).

Читайте так же:  Как проверить малус-бонус (кбм осаго)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

Видео (кликните для воспроизведения).

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

[1]

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

Читайте так же:  Права и обязанности работодателя правовая основа и сложившаяся практика

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Типичные нарушения законодательства об охране труда

В силу ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Для сохранения жизни и здоровья работников необходимо создавать такие условия труда, чтобы влияние вредных и опасных факторов было исключено или минимизировано.

Одной из основных форм государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда является проведение контрольных проверок хозяйствующих субъектов в целях выявления и пресечения нарушений государственных нормативных требований охраны труда.

Нарушения законодательства об охране труда – самая насыщенная по количеству и разнообразию выявляемых нарушений область. К сожалению, по статистике, при проведении комплексных проверок, нарушения выявляются практически всегда.

Только за первое полугодие 2014 года Гострудинспекцией по Владимирской области было проведено 750 проверок и выявлено более 4000 нарушений законодательства о труде и охране труда, госинспекторами труда было оштрафовано 820 виновных лиц (работодателей, должностных лиц организаций и юридических лиц) на общую сумму 14227,6 тыс. рублей. При том, что в 2014 г. максимальный штраф за несоблюдение законодательства об охране труда труде составлял — на должностное лицо до 5000 руб., на юридическое до 50000 руб., что в разы меньше тех штрафов, которые предусмотрены с 1 января 2015 г.

Зная, какие ошибки наиболее часто допускают другие работодатели, можно выявить и устранить возможные недочеты у себя в организации, а это именно тот случай, когда учиться лучше на чужих ошибках.

Одно из самых распространенных нарушений это – непроведение специальной оценки условий труда. Уже с 01 января 2015 г. штраф на юридическое лицо только за одно это нарушение составит 60000-80000 тыс. руб. Ужесточение административной ответственности, по мнению законодателей, должно обеспечить значительное увеличение доли работодателей, готовых выделить средства на проведение специальной оценки условий труда в этом году. Объясняется это тем что штрафные санкции будут соизмеримы и даже превышать затраты на проведение специальной оценки условий труда.

Большой процент выявляемых при проверках нарушений стабильно составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда, допуском к работе работников не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда и стажировку на рабочих местах.

В практике все чаще встречаются случаи, когда по результатам проверок работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда и вновь допускается к работе только тогда, когда работодатель отчитается в ГИТ об устранении указанного нарушения. При этом необходимо помнить, что отстраненному от работы не по своей вине работнику, производится оплата за все время отстранения от работы, как за простой.

К числу распространенных нарушений также относится допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована в ТК РФ (ст. ст. 212 и 213).

Не соблюдение данных требований грозит:
— травмами работников или даже смертью в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
— административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.
По двум последним нарушениям с 2015 года предусматривается административный штраф:
— на должностных лиц в размере от 15000 руб. до 25000 руб.;
— на юридических лиц – от 110000 руб. до 130000 руб.

Надлежащее обеспечение работников качественными современными средствами индивидуальной защиты зачастую является единственной реальной мерой по обеспечению их здоровья и безопасности. Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда свидетельствует, что, в нарушение требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации, во многих организациях работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, что работодатель обязан обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, он так же обязан организовать стирку, химчистку, ремонт спецодежды, ознакомление работников с Межотраслевыми правилами обеспечения средствами индивидуальной защиты. А вся приобретаемая спецодежда должна иметь сертификаты.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты обернется штрафом в размере 20000-30000 руб. для должностного лица, 130000-150000 руб. для юридического лица.

Особенностью проверок по охране труда является то, что инспекторы имеют право проверить не только документы, но фактическое состояние условий труда в организации, а именно соответствие оборудования, инструментов, приспособлений, помещений государственным нормативным требованиям.

И наряду с вышеуказанными недостатками, работодатели допускают ряд других нарушений: отсутствие уголка по охране труда, отсутствие ограждений опасных зон оборудования, не осуществление испытаний переносных лестниц и стремянок, электроинструмента.

Следует учесть, что с каждым годом план проверочных мероприятий ГИТ увеличивается. Задача же руководителей предприятий – учесть вышеизложенные наиболее частые нарушения, выявляемые при проверках, и устранить их у себя до визита инспекторов.

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Читайте так же:  Какой предусмотрен штраф за езду по обочине

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Аутсорсинг
охраны труда
от 16500 рублей

Что проверяет прокуратура

Проверка прокуратуры может настигнуть любого работодателя. При этом прокуроры могут проверять исполнение трудового законодательства, привлекая к проверке Государственную трудовую инспекцию, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и т. д. Какие права есть у сотрудников прокуратуры и к чему готовиться работодателю? Разберемся подробнее.

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Что будет поводом для прокурорской проверки

Прокуратура призвана контролировать исполнение законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Поводом для прокурорской проверки может быть:

  • задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору предписано комплексно проверить исполнение трудового законодательства на определенной территории или на предприятии;
  • необходимость плановой проверки;
  • указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в организации при получении сведений о нарушениях (необходимость внеплановой проверки);
  • материалы СМИ о нарушениях трудового законодательства (это повод для внеплановой проверки, и ее может инициировать, помимо руководителя прокуратуры, работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора);
  • обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное) с информацией о нарушении законодательства в организации.

Статья в тему

Как проходит проверка

В прокурорской проверке могут быть задействованы многие. Поэтому о ее начале работодателя уведомляют заранее. Проверка начинается с предъявления представителем прокуратуры служебного удостоверения и документов, обосновывающих проверку. Если хотя бы один из этих документов отсутствует, то проверка считается незаконной и представители организации вправе отказать в ее проведении.

Прокуроры проверяют документы, материалы и другие сведения, касающиеся обращения о нарушениях. Иногда по запросу прокуратуры с документов и материалов снимаются копии. У должностных лиц и граждан, связанных с обращением, берутся письменные объяснения. Если представители прокуратуры выявляют нарушение, они выносят представление с требованием его устранить, возбуждают административное дело, а материалы направляют в Государственную инспекцию труда для принятия мер реагирования – наложения штрафов, приостановления деятельности и т. д.

По всем выявленным нарушениям прокуратура составляет акт прокурорского надзора. Его передают в тот орган или тому должностному лицу, у которого есть полномочия для устранения допущенных нарушений. В течение месяца организация должна представить в прокуратуру отчет об устранении выявленных замечаний.

Какие организации прокуратура может привлечь в помощь при проверке

Статья в тему

Прокуратура вправе привлекать к проверке различных специалистов 1 . Ведь на практике прокуроры не обладают специальными знаниями в узких отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников).

На практике прокуратура может привлечь к совместной проверке Государственную инспекцию труда и другие органы, причастные к регулированию трудовых отношений. Например, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор и т. д. Это поднадзорные субъекты прокуратуры, которые обязаны предоставлять своих специалистов по требованию.

Таким образом, прокуратура может проверять исполнение трудового законодательства, используя различные подходы. И если трудовые инспекторы по итогам проверки обычно возбуждают производство об административном правонарушении по статьям 5.27, 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, то органы прокуратуры не ограничиваются этими статьями.

Статья в тему

В прокуратуру Симбирского района поступило сообщение из органов полиции об обращении работника ООО «Инвест» в больницу с травмой. Чтобы выяснить причины и обстоятельства инцидента, прокуратура передала материалы в Государственную инспекцию труда.

Вышедший на проверку инспектор установил, что слесари-ремонтники ООО «Инвест» Петров А. В. и Никифоров И. А., закончив ремонт крана-штабелера (находящегося на высоте пяти метров), спускались по стеллажам с готовой продукцией. Петров потерял равновесие и упал на бетонный пол с высоты трех метров. В результате падения он получил травму правой ноги и закрытую черепно-мозговую травму.

Петров был принят на работу за несколько дней до несчастного случая. Он не прошел инструктаж на рабочем месте и обучение по охране труда при работе на высоте. На выполнение данной работы не выдавался наряд-допуск, несмотря на то, что она относится к опасным. На рабочем месте не было лестницы для подъема и спуска. Кроме того, на месте работ не было мастера ремонтного участка Маркина И. П., поручившего Никифорову и Петрову ремонт крана-штабелера. Расследование данного случая в организации не проводилось.

По результатам проверки в отношении ООО «Инвест» было возбуждено административное дело по статье 15.34 Кодекса об административных правонарушениях и на организацию был наложен штраф в размере 10 000 рублей. Материалы проверки направили в прокуратуру.

По требованию прокуратуры в отношении Маркина было возбуждено уголовное дело по статье 143 Уголовного кодекса и назначено наказание – один год лишения свободы и штраф в размере 150 000 рублей.

Прокуратура не подменяет другие контролирующие органы 2 и не проводит самостоятельно плановые проверки организаций, кроме случаев прямого надзора, о которых говорилось в начале статьи. Органы прокуратуры только участвуют в планировании проверок, а также контролируют исполнение планов.

Руководитель предприятия должен обязательно присутствовать при проверке, иначе она может не состояться. Также нужно помнить, что неправомерные действия прокурора всегда можно обжаловать согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Какие полномочия и права есть у прокуроров

При проверках прокуратура имеет особые права 3 :

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения организации, получать доступ к ее документам и материалам;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организации предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов.
Читайте так же:  Морские перевозки грузов из россии в китай

Есть требования, которым прокуратура должна четко следовать.

  • Нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации. То есть разрешено просматривать только те документы, которые напрямую относятся к обращению.
  • Необходимо соблюдать сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу, результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения.
  • Нужно соблюдать установленные формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора. Если получены сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор должен направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

За умышленное невыполнение законных требований прокурора грозит ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ):

  • для граждан – штраф от 1000 до 1500 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 2000 до 3000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если своевременно не предоставить прокурору информацию, необходимую для проверки, организации грозит штраф до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За невыполнение в срок представления прокуратуры можно поплатиться штрафом: для должностного лица – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для организации – от 10 000 до 20 000 рублей (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Может ли сводная ведомость стать причиной проверки?

Может ли сводная ведомость результатов спецоценки, направленная в ГИТ, стать причиной для проведения внеплановой проверки в организации?
Кира ПАРШИНА, специалист по охране труда (Санкт-Петербург)

Внеплановая проверка может проводиться, если получены сведения о причинении вреда жизни и здоровью работников или о возможном риске причинения такого вреда 4 . Сводная ведомость результатов спецоценки вполне может содержать такие сведения. Например, если условия труда признаны вредными или опасными, неправильно установлен размер компенсаций, не выданы полагающиеся СИЗ и т. д. Таким образом, сводная ведомость может инициировать внеплановую проверку.

Документы за какой срок понадобятся при проверке?

При проверке инспекторы проверяют только актуальные документы по охране труда или за несколько прошедших лет?
Дмитрий ЖЕРДИН, индивидуальный предприниматель (Саратов)

Законом не установлена давность документов, которые вправе проверять инспекторы. Одно выявленное нарушение может повлечь проверку документов за несколько прошедших лет. Поэтому инспекторы вправе запрашивать документы по охране труда любой давности. Однако постановление об административном нарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента правонарушения. То есть инспектор не вправе выдать постановление по нарушениям, которые произошли давно и по которым срок давности является общим (п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Может ли предписание инспектора дублировать существующий план мероприятий по охране труда?

После внеплановой проверки трудовой инспектор выдал предписание об устранении нарушений. Оно фактически дублирует план мероприятий по улучшению условий труда. Не является ли это нарушением?
Елена ЦИМЕР, специалист по охране труда (Смоленск)

Нет, это не является нарушением. Если основанием проверки стала жалоба о невыполнении существующего плана мероприятий по охране труда, то инспектор вправе выдать предписание, дублирующее существующий план. По истечении срока выполнения предписания работодатель должен представить в ГИТ сведения, подтверждающие, что оно выполнено хотя бы по части пунктов, а также скорректировать и заново утвердить план мероприятий по охране труда. Иначе стоит ожидать повторной проверки и нового предписания.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Проверка ГИТ в 2019 году: что проверяют и как подготовиться

Законодательная база

Работодатели обязаны соблюдать нормы трудового права. Государство время от времени проверяет, как выполняется эта обязанность. На практике, если у компании какой-либо формы собственности есть в штате хотя бы один человек, туда придет трудинспекция: планово, а иногда и внепланово.

Что проверяют специалисты трудовой инспекции? Основная цель проверок — контроль соблюдения предпринимателями и должностными лицами трудового законодательства. Порядок проведения и нормативы этого контроля регламентированы на законодательном уровне. В частности, этому посвящены статьи из главы 57 Трудового Кодекса.

Статьи про проверки

  • Статья 353 содержит определение понятия госнадзора.
  • Статья 354 дает определение и описывает структуру федеральной инспекции труда (ГИТ).
  • Статья 355, в которой сформулированы принципы работы и задачи федеральной инспекции труда.
  • Статья 356 определяет ключевые полномочия инспекционной комиссии.
  • Статья 357 содержит перечень прав, которыми обладают инспекторы ГИТ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательные акты, которые контролируют выполнение норм трудправа:

  • ФЗ №294 от 26.12.2008 направлен на защиту юрлиц и ИП при проверках. Он регламентирует процедуру госнадзора, устанавливает сроки проведения, содержит другую важную для предпринимателей информацию.
  • Правительственное постановление № 875 от 01.09.2012 утверждает Положение о госнадзоре в области трудового права.

Источники


  1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  4. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Охрана труда – что это проверки, нарушения, основной порядок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here