Обстоятельства, отягчающие ответственность перечень по закону

Полезная и понятная информация в статье: "Обстоятельства, отягчающие ответственность перечень по закону". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Характеризуя нормы ст. 4.3, нужно учесть следующее:

1) в них исчерпывающим образом изложен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Это означает, что судья, орган, должностное лицо не вправе признать какие-либо иные обстоятельства в качестве отягчающих административную ответственность;

2) они предоставляют судье, органу, должностному лицу право (хотя, конечно, не обязывают их) не признавать обстоятельства, упомянутые в п. 1-6 ч. 1 ст. 4.3, в качестве отягчающих, учитывая характер административного правонарушения. Однако в постановлении о назначении административного наказания необходимо указать мотивы, вследствие которых обстоятельство не признано отягчающим.

КоАП не раскрывает понятие «характер административного правонарушения». Поэтому могут учитываться имущественное положение, личность правонарушителя, объем причиненного вреда и т.д.;

3) правила ч. 2 ст. 4.3 императивно запрещают относить к числу отягчающих обстоятельства, указанные в п. 1-6 ч. 1 ст. 4.3, если:

а) любое из этих обстоятельств (либо несколько из них одновременно) указано в качестве квалифицирующих признаков (т.е. признаков, свидетельствующих о большой общественной опасности административного правонарушения) конкретного административного правонарушения, предусмотренного нормами Особенной части КоАП (например, ст. 12.8 в качестве квалифицирующего обстоятельства указывает состояние опьянения, ст. 6.10 — вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков);

б) эти обстоятельства указаны в качестве квалифицирующих признаков, предусмотренных нормами законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. К числу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного на то (законом или иным правовым актом) лица прекратить его. При этом нужно учесть, что:

а) под уполномоченными на то лицами понимаются лица, указанные в ст. 23.1-23.65 (см. коммент. к ним);

б) требование прекратить противоправное поведение (упомянутое в п. 1 ч. 1 ст. 4.3) может быть и устным (например, работник ГИБДД может потребовать от пешехода вернуться к краю дороги и не переходить дорогу на «красный свет»). Однако в ряде случаев закон устанавливает письменную форму такого требования (например, путем направления налогового уведомления, путем вручения предписания);

в) продолжение противоправного поведения (упомянутого в п. 1 ч. 1 ст. 4.3) означает, что лицо не только не прекратило такое поведение, но и в дальнейшем совершает противоправные действия (либо бездействие). Продолжение налицо и в тех случаях, когда лицо лишь для видимости, чисто формально прекратило свои действия, закамуфлировало их и т.д., хотя фактически противоправное деяние по-прежнему им осуществляется;

2) повторное совершение однородного административного проступка. При этом:

а) однородными считаются административные правонарушения, посягающие на те же права, интересы, блага, охраняемые нормами законодательства об административных правонарушениях (например, лицо нарушило правила отпуска древесины на корню, а спустя 10 дней вновь нарушило эти правила, см. об этом коммент. к ч. 4 ст. 8.25). Верховный Суд (в п. 16 Пост. N 5) считает, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства;

б) повторность (упомянутая в п. 2 ч. 1 ст. 4.3) имеет место, когда:

— лицо (совершившее ранее административное правонарушение) уже было привлечено к административной ответственности в установленном порядке;

— это лицо снова совершило однородное с первым административное правонарушение;

— срок действия административного наказания, назначенный за первое правонарушение (см. коммент. к ст. 4.6), еще не истек. См. также п. 16 Пост. N 5;

3) вовлечение несовершеннолетнего в противоправные действия (бездействие), предусмотренные нормами КоАП (законов субъектов Российской Федерации). При этом нужно учесть, что:

а) речь идет о любых физических лицах, не достигших 18-летнего возраста (а не только о т.н. малолетних, т.е. лицах, не достигших 14-летнего возраста);

б) не играет роли согласие самих несовершеннолетних быть вовлеченными в противоправное деяние;

4) совершение административного проступка группой лиц. Анализ ст. 4.3 и ст. 2.1, 2.4, 2.10 (см. коммент. к ним) показывает, что группа лиц имеет место:

— и когда административное правонарушение совершается двумя и более физическими лицами;

— и когда оно совершается одновременно физическим и юридическим лицом;

— и в случаях, когда оно совершается несколькими юридическими лицами;

5) совершение административного проступка в состоянии опьянения. Речь идет о случаях, когда административное правонарушение было совершено в состоянии:

а) алкогольного опьянения;

б) наркотического, психотропного опьянения;

в) токсического либо любого иного опьянения.

Впрочем, судье, органу, должностному лицу предоставлено право, с учетом конкретных обстоятельств дела, не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством (например, если человек был приведен в такое состояние против его воли и затем совершил административное правонарушение).

3. Правильное применение норм ст. 4.3 возможно только с учетом:

а) положений ст. 2.9 (о возможности освобождения от административной ответственности);

б) норм ст. 4.4 (об ответственности за совершение нескольких административных правонарушений);

в) правил ст. 4.5 (о давности привлечения к административному наказанию);

г) общих правил назначения административного наказания, предусмотренных в ст. 4.1;

д) положений ст. 4.7 (о том, что наряду с назначением административного наказания лицо обязано также возместить вред, причиненный административным правонарушением).

Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание

Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание

См. комментарии к статье 63 УК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в часть 1 статьи 63 внесены изменения

1. Отягчающими обстоятельствами признаются:

б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

г) особо активная роль в совершении преступления;

д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ часть 1 статьи 63 дополнена пунктом «е.1»

[1]

е.1) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ в пункт «к» части 1 статьи 63 внесены изменения

к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

Читайте так же:  База данных гибдд лишенных водительского удостоверения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ в пункт «л» части 1 статьи 63 внесены изменения, вступающие в силу с 20 июля 2016 г.

л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий;

м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ часть первая статьи 63 дополнена пунктом «о»

о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт «п» части 1 статьи 63 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

п) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ часть 1 статьи 63 дополнена пунктом «р»

р) совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма.

[3]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 328-ФЗ в часть 1.1 статьи 63 внесены изменения

1.1. Судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

2. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Статья 4.2 КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Новая редакция Ст. 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Статье 4.2 КоАП РФ

1. До момента привлечения лица к административной ответственности основополагающей гарантией выступает выявление обстоятельств, смягчающих ответственность за данное конкретное административное правонарушение с учетом степени общественной опасности.

Важным признаком является раскаяние лица, совершившего правонарушение, что характеризует негативную оценку им факта правонарушения и причиненного вреда. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

Кроме основополагающего признака раскаяния к смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Результатом анализа перечисленных обстоятельств является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий, это означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

В данной ситуации применяется вариант признания лица виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка, что исключает производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к п. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

Состояние сильного душевного волнения, то есть аффект, либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (см. комментарий к статье 2.8 КоАП). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Перечень смягчающих обстоятельств фигурирует и, например, в ст. 112 Налогового кодекса РФ, где с п. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП корреспондирует только в совершении правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а остальные не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП. Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории «малолетний ребенок», которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

2. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

Другой комментарий к Ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, изложенные в данной статье, служат основанием для смягчения административного наказания. В отличие от уголовного закона смягчение административного наказания возможно лишь в рамках санкции нормы Особенной части КоАП РФ, законов субъектов РФ. Когда обстоятельства, смягчающие ответственность, указаны в диспозиции конкретной нормы, они приобретают качественно иную правовую природу, влияющую на квалификацию административного правонарушения, и не могут рассматриваться основанием для смягчения ответственности.

Читайте так же:  Прохождение нарколога для водительского удостоверения

2. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

3. Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъективной стороной административного правонарушения.

4. Под предотвращением лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), которые непосредственно направлены на уменьшение вреда и ущерба. Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущерба или устранение причиненного вреда, например, возврат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, оказание медицинской помощи, в результате нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

5. Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП РФ. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это — кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП РФ является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателю с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

6. Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

7. В комментируемой статье несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. Оно не находится в противоречии со ст.2.3 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность (но не обязанность) освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, установленной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Иными словами, за некоторые виды административных правонарушений несовершеннолетний может привлекаться к ответственности. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении обязательно исследование данного вопроса, с тем чтобы выбрать необходимую меру воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возраста, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обязанности загладить причиненный вред применяется в случае, если несовершеннолетний имеет заработок. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

8. Беременность является физиологическим процессом, накладывающим отпечаток на состояние здоровья, психику женщины. Зачастую беременность сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, раздражительностью. Данные факторы и обусловливают необходимость учета факта беременности при назначении административного наказания.

Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки его в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 данной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

См. комментарии к статье 4.3 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса внесены изменения

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

См. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического, утвержденный приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н

См. Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденные постановлением Правительства России от 23 января 2015 г. N 37

См. Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденные постановлением Правительства России от 26 июня 2008 г. N 475

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 4.3 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

СТ 4.2 КоАП РФ

Читайте так же:  Запрещено ли выполнять обгон на подъеме

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. При назначении административного наказания, наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

Под обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует понимать предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях либо признаваемые в качестве таковых судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения и обусловливающие возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, менее строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, позволяют индивидуализировать административное наказание, поскольку характеризуют субъект административного правонарушения либо его отношение к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям.

2. По смыслу комментируемой статьи смягчающими могут быть лишь те обстоятельства, которые не относятся к квалифицирующим признакам состава административного правонарушения.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание этим лицом недопустимости своего поведения, результатом которого стало совершение противоправного деяния (как действия, так и бездействия). Факт раскаяния лица должен подтверждаться не только заявлениями лица о несовершении им новых правонарушений, но и объяснением обстоятельств, причин и мотивов совершения данного административного правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении. Данного обстоятельства не было в первоначальной редакции КоАП РФ, оно было включено в комментируемую статью в 2004 году. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении может рассматриваться как реальное подтверждение раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, но лишь в том случае, когда лицо сообщает о факте совершения им административного правонарушения, о котором не было известно органам и должностным лицам, уполномоченным на выявление и пресечение такого административного правонарушения.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Данное обстоятельство свидетельствует об осознании виновным в совершении административного правонарушения противоправности своего деяния (действия либо бездействия) и выражается в реальных действиях, направленных на предотвращение еще не наступивших вредных последствий совершенного им административного правонарушения, либо в добровольном, а не принудительном возмещении причиненного ущерба или устранении причиненного вреда. При этом предотвращение вредных последствий, как правило, должно иметь место непосредственно после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда предполагает, что виновный по собственной инициативе выплачивает потерпевшему стоимость поврежденного имущества, передает в его распоряжение равноценное имущество. Возмещение ущерба или устранение причиненного вреда может быть полным либо частичным, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, определен ст. 4.7 КоАП РФ.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. В состоянии сильного душевного волнения (аффекта) человек не всегда может адекватно воспринимать окружающую действительность и оценивать свои действия либо бездействие, и его волевые установки и поведение могут существенно отличаться от тех, которые свойственны данному лицу в обычном состоянии.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства только в отношении вменяемых лиц. Если же сильное душевное волнение связано с хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, вследствие чего лицо находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то данное обстоятельство исключает административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 2.8 и 24.5 КоАП РФ).

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами принято понимать неблагоприятные факторы, которые оказывают негативное воздействие на психическое состояние человека. Такими обстоятельствами могут стать отсутствие стабильной работы, недостаток средств существования, плохие жилищные условия, тяжелая болезнь кого-либо из близких и проч.

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Наряду с этим для лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, законодатель предусмотрел особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также возможность освобождения несовершеннолетних от административной ответственности с применением к ним меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ).

В связи с этим отнесение факта совершения административного правонарушения несовершеннолетним к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, служит дополнительным подтверждением проведения политики гуманного отношения к лицам, не достигшим возраста 18 лет. Такой подход обусловлен тем, что несовершеннолетние, как принято традиционно считать, не способны объективно соизмерять свои возможности, легко поддаются чужому влиянию, не обладают достаточным жизненным опытом для правильной правовой оценки сложившейся ситуации.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данное обстоятельство отнесено к числу смягчающих административную ответственность ввиду того, что поведение беременной женщины может сопровождаться повышенной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью. Вместе с тем закон учитывает не только интересы здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка, но и интересы женщины, имеющей малолетнего ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетним ребенком признается несовершеннолетний, не достигший 14 лет.

Читайте так же:  Сколько стоит ксенон на машину

9. К юридическим лицам применимы два из закрепленных в комментируемой статье обстоятельств:

— добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

— предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

10. Закрепленный в комментируемой статье перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Таковыми могут быть признаны, например, случаи совершения административного правонарушения сиротой; женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка; пенсионером; лицом, имеющим на иждивении престарелых родителей.

11. В административном праве отсутствует понятие совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность. При наличии нескольких таких обстоятельств каждое из них учитывается в отдельности.

12. Наличие одновременно обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не приводит к их взаимному поглощению и не отменяет требования учитывать при назначении административного наказания каждое из таких обстоятельств.

13. Законодатель не связывает наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, с процедурой назначения дополнительного административного наказания.

Указанные обстоятельства не влияют на необходимость назначения в обязательном порядке дополнительного наказания наряду с основным административным наказанием, если на такое требование прямо указано в санкции нормы, предусматривающей административную ответственность (например, в соответствии со ст. 5.19 КоАП РФ использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума влечет наложение административного штрафа с конфискацией предмета административного наказания).

Однако в тех случаях, когда возможность назначения или неназначения дополнительного наказания зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, указанные лица при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, могут не применять дополнительное наказание. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, в соответствии с которой незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

§ 13. Обстоятельства, отягчающие ответственность

При определении меры ответственности за преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах, суд обычно назначает наказание ближе к максимуму, предусмотренному статьей УК РФ, по которой квалифицируется преступление.

Отягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей УК РФ в качестве признака преступления, не может вновь учитываться при назначении наказания.

/. Рецидив преступлений. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Отсутствуют основания для применения данного отягчающего наказание признака, если истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за предшествующее преступление, а также если истекли сроки давности исполнения обвинительного приговора в случае, если виновный по каким-либо причинам не отбывал наказание.

Также не считается повторным преступление, если судимость за предшествующее деяние снята или погашена в установленном законом порядке; если за ранее совершенное преступление лицо, его совершившее, освобождено от уголовной ответственности или наказания.

Совершение повторных преступлений свидетельствует о том, что негативные черты личности виновного не оказались случайными, а представляют собой необходимую линию поведения. Это в свою очередь указывает на необходимость более усиленного воздействия на личность виновного, так как он более общественно опасен и трудно поддается исправлению.

Наиболее опасным преступником является лицо, совершившее целый ряд тяжких преступлений и признанное судом в установленном порядке опасным или особо опасным рецидивистом. Суд вправе в зависимости от характера первого преступления не признать за ним значения отягчающего обстоятельства. Это бывает в тех случаях, когда новое преступление не составляет продолжения прошлой преступной деятельности, например первое и второе преступления являются неосторожными или новое преступление незначительно.

2. Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления. Общественная опасность преступления определяется с учетом как объективных, так и субъективных аспектов деяния. К объективным признакам относятся размер последствия преступления, его вредоносность. Объективно более общественно опасным является преступление, причинившее значи- тельный ущерб, нежели причинившее несущественный вред. Общественная опасность также во многом определяется значимостью объекта посягательства.

Наступление тяжких последствий рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность, не только при умышленном, но и при неосторожном преступлении.

В отечественном уголовном праве не признается объективное вменение, т. е. лицо подлежит уголовной ответственности только за те наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена вина причинителя вреда. Поэтому данное обстоятельство может считаться отягчающим только в том случае, если в действиях лица по отношению к последствиям есть вина хотя бы в форме неосторожности.

3. Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации).

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Если же преступление совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях, то преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией).

Совершение преступления в составе группы является более общественно опасным. Несколько человек могут совершить тяжкое преступление, физически непосильное преступнику- одиночке, а значит, причинить более существенный ущерб. Наличие группы помогает совершать преступления более быстро, более точно и с большей вероятностью успеха, а также затрудняет его раскрытие. Кроме того, групповое совершение преступления, как правило, сопровождается ощущением безнаказанности, стимулирует жестокость по отношению к жертве. Все это позволяет признать совершение преступления группой обстоятельством, отягчающим ответственность. 4.

Особо активная роль в совершении преступления. Свидетельствует о твердости антиобщественных установок у лица, привлекаемого к уголовной ответственности, и, следовательно, о его большой общественной опасности.

Особо активная роль виновного может проявляться и быть признана таковой на любой стадии совершения преступления, например, на стадии приготовления к преступлению (создание преступной группы, поиск оружия и др.), стадии покушения на преступление (когда оно происходит благодаря настойчивым действиям виновного), при совершении оконченного преступления (когда ключевая роль лица прослеживается на протяжении всего преступления). 5.

Привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Лица, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями, находящиеся в состоянии опьянения, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в силу своего физического и физиологического состояния недостаточно четко осознают смысл своих действий, а также действий других лиц, в силу чего достаточно легко поддаются чужому влиянию. Виновные, как правило, создают такую ситуацию, когда преступные действия представляются указанным лицам в качестве правомерных (например, в виде игры, дружеской услуги и др.), что создает у них установку на повторение таких действий в будущем.

Общественная опасность преступника проявляется еще и в том, что он, привлекая к совершению преступления указанных лиц, стремится избежать уголовной ответственности, что свидетельствует не о случайном совершении преступления, а о соответствии деяния внутренним убеждениям виновного, а значит, и о необходимости более сурового для него наказания. При этом не следует забывать, что лицо, привлекшее к совершению преступления психически больных лиц, а также лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, признается исполнителем преступления.

Читайте так же:  Где запрещена остановка и стоянка

Привлечение к совершению преступления может проявляться не только в совершении указанными лицами непосредственно

преступных действий, но и в выполнении каких-либо отдель- ? ных поручений на стадии приготовления или покушения на преступление. 6.

Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отноении какой-либо социальной группы. Российская Федерация гарантирует равенство прав всем гражданам Российской Федерации независимо от национальной, расовой принадлежности, политических, идеологических, религиозных убеждений. Закрепив данный принцип в Конституции РФ, государство, естественно, предпринимает усилия для его осуществления. Именно поэтому совершение преступления по указанным мотивам признается обстоятельством, отягчающим наказание. 7.

Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. Для большей защищенности лиц, осуществляющих служебный или общественный долг, для воспрепятствования совершению против них преступления признано отягчающими обстоятельствами совершение преступления из мести за правомерные действия (например, убийство свидетеля, давшего важные показания) в связи с осуществлением служебной деятельности или общественного долга или с целью скрыть другое преступление (например, убийство потерпевшей, подвергшейся изнасилованию). 8.

Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного. Один из разделов биологической науки, этология, свидетельствует о наличии у человека врожденных поведенческих запретов, препятствующих поражению поверженного врага, нанесению вреда беспомощному, ребенку. Отсутствие этих запретов свидетельствует о сильной степени моральной деградации человека, о том, что преступление является линией поведения данного лица и в будущем велика вероятность совершения им новых преступных деяний.

Опасность преступных деяний в отношении беременной женщины проявляется еще и в возможности нанесения вреда плоду, что в конечном счете может воспрепятствовать появлению на свет здорового ребенка. Все эти обстоятельства свидетельствуют о повышенной общественной опасности преступника, о его особой жестокости, что требует применения более суровых мер наказания. Факт беременности должен быть известен посягающему (например, при очевидности беременности, при получении преступником данных сведений от потерпевшей, иных лиц).

Малолетними признаются лица, не достигшие 14-летнего возраста.

Беззащитными или беспомощными могут быть признаны также престарелые, т. е. лица, достигшие пенсионного возраста, если в силу старости они не могут оказать сопротивление преступнику.

Лицами, находящимися в беспомощном состоянии, признаются тяжело больные, раненые, спящие, потерявшие сознание или по иной причине физически не способные сопротивляться преступнику.

Лицо считается находящимся в материальной зависимости, когда оно получает от другого лица материальную помощь, которая является основным или дополнительным источником его существования, или когда оно является крупным должником преступника.

Под служебной зависимостью признается зависимость подчиненного от своего непосредственного или вышестоящего начальника.

Все рассматриваемые обстоятельства могут вменяться как отягчающие при условии осознания их виновными.

9. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего. Данное обстоятельство свидетельствует об особо отрицательных качествах преступника, о его глубокой бесчеловечности, а значит, о его повышенной общественной опасности. Кроме того, преступление, совершенное с особой жестокостью, объективно является более общественно опасным, так как причиняет больший ущерб. Наиболее часто такой способ совершения преступлений встречается при совершении преступлений против личности (убийство, истязание), а также при совершении преступлений, связанных с посягательством на личность (разбой, вымогательство).

Преступление признается совершенным с особой жестокостью во всех случаях, когда преступник причиняет особо тяжкие и длительные физические либо моральные страдания и мучения своей жертве (например, истязание жены в присутствии мужа).

Издевательством считаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства, когда действия виновного совершены в грубой циничной форме. • 10.

Совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико- фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения. Использование указанных средств намного повышает общественную опасность виновного. Во-первых, они облегчают совершение преступных действий и достижение желаемого результата, и при их использовании причиняется более серьезный вред. Во-вторых, их использование, как правило, требует специальной подготовки к преступлению и наличия такой черты характера, как жестокость, что свидетельствует об укорененности преступных установок в сознании виновного. 11.

Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия (т. е. во время пожаров, наводнений, землетрясений, обвалов, ураганов,

і аварий), а также при массовых беспорядках. Во время общественного бедствия все силы общества и государства направлены на борьбу со стихией, аварией и т. д. Эти условия значительно облегчают виновному совершение преступления, а кроме того, в этих условиях лицо объективно причиняет больший вред обществу, чем такими же действиями в нормальной обстановке. г Разве можно сравнивать кражу продуктов в условиях голода и в і условиях общественного благополучия? Совершение преступ- • ления в таких условиях, как правило, говорит о неслучайности преступления. 12.

Совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора. 13.

Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

В обоих случаях потерпевший был введен в заблуждение относительно намерений виновного особым его (виновного) положением, истинным или мнимым. Однако наличие доверия не смутило преступника, наоборот, он его использовал для облегчения совершения преступления. И в том и в другом случаях помимо всего наносится ущерб авторитету государственной власти и ее органам. Использование указанных факторов свидетельствует об особом цинизме виновного, укорененности его преступных установок. Все это позволяет считать указанные обстоятельства отягчающими наказание. и

Источники


  1. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

  2. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
  5. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
Обстоятельства, отягчающие ответственность перечень по закону
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here