Налоговая тайна что это такое, понятие и особенности, ответственность за разглашение

Полезная и понятная информация в статье: "Налоговая тайна что это такое, понятие и особенности, ответственность за разглашение". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

0 2 . 05 .0 6 Ответственность за разглашение налоговой тайны

К налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (п. 1 ст. 102 НК РФ). Не считается тайной информация, разглашенная налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Также не охраняются сведения об идентификационном номере налогоплательщика и о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 1-3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Налогоплательщики имеют право требовать соблюдения налоговой тайны (подп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). В свою очередь налоговые органы обязаны эту тайну хранить (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Не будет считаться разглашением предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация. А также по соглашениям о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

[2]

В отличие от этого будет являться разглашением налоговой тайны использование или передача должностным лицом налогового органа другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика (п. 1 ст. 102 НК РФ). Ответственность в этом случае наступит, если эти сведения стали известны сотруднику налогового органа при исполнении им своих обязанностей. Также отвечать налоговики будут за утрату документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений (п. 4 ст. 102 НК РФ).

За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административным штрафом в размере от 4000 до 5000 рублей наказывается сообщение подобной информации лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Более суровые меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом для лиц, незаконно разгласивших или использовавших сведения, составляющие налоговую тайну, без согласия их владельца. Такая информация должна быть доверена этим лицам или стать известной по службе или работе. За подобные нарушения сотруднику налогового органа грозит штраф в размере от 10000 до 20000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Либо лишение свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если же такие действия причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, штраф составит от 20000 до 50000 рублей. Также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 183 УК РФ). Ну а если разглашение налоговой тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налогового органа грозит лишение свободы на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ).

Последние публикации

Статья 122 Трудового кодекса устанавливает право отдельных категорий работников на использование отпуска в удобное для них время. При этом в силу части девятой ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Минтруд России рассмотрел вопрос о том, обязан ли работодатель с учетом указанных законоположений удовлетворить заявление работника, имеющего право на использование отпуска в удобное для него время, о предоставлении отпуска, если с таким заявлением работник обратился менее чем за 3 дня до желаемой даты начала отпуска.

Позиция Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу отражена в постановлении КС РФ от 13 ноября 2019 г. № 34-П, посвященном проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Законопроекты, предполагающие введение с 1 января следующего года обязанности работодателей по представлению в информационную систему ПФР сведений о трудовой деятельности работников, а также ответственности за непредставление таких сведений либо представление неполной или недостоверной информации, рассмотрены на данный момент только в первом чтении.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая ранее касалась ответственности за нарушения, связанные с бюджетной отчетностью, претерпела ряд существенных изменений. Рассмотрим данные нововведения.

Уже в ближайшее время кадровый документооборот начнет перемещаться в цифровую плоскость: заключать трудовые договоры и вести трудовые книжки организации (в том числе и учреждения) станут в электронном виде. Такое будущее готовят законодатели, разработавшие целый пакет соответствующих законопроектов. В каких случаях переходить на электронный документооборот и обязательно ли это делать?

Какие сведения составляют банковскую тайну

Банковская тайна (БТ) представляет собой данные о клиентах, запрещенные к разглашению и передаче третьим лицам. Законом установлена ответственность за разглашение подобной информации. Банковское учреждение в соответствии с существующим законодательством должно гарантировать клиентам сохранение в секрете всех данных, относящихся с БТ.

Нормативная база

Понятие банковской тайны регламентируется 26 статьей ФЗ от 28.06.2014 № 189-ФЗ. В частности, закон устанавливает следующие нормы:

  • Понятие БТ и ее составляющих.
  • Ряд структур, которые могут получить доступ к БТ.
  • Ряд структур, которые обязаны соблюдать БТ.
  • Ответственность за обнародование тайных сведений.

В ФЗ также указан перечень информации, которая может передаваться установленному перечню структур.

Сведения, относящиеся к банковской тайне

Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:

  • Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
  • Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
  • Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
  • Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
  • Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.

Что не может являться банковской тайной?

К БТ не могут относится следующие сведения:

  • Учредительные документы, а также Устав ЮЛ.
  • Бумаги, на основании которых лицо занимается предпринимательской деятельностью (к примеру, свидетельство о регистрации ИП, лицензия на осуществление конкретной работы).
  • Отчетность о финансовой деятельности ЮЛ.
  • Информация, нужная для контроля над расчетом и уплатой налогов и прочих обязательных платежей.
  • Документация, подтверждающая платежеспособность.
  • Данные о структуре учреждения: число сотрудников и их состав, зарплата, условия труда, наличие вакансий.
  • Бумаги, подтверждающие уплату налоговых отчислений и прочих платежей в бюджет страны.
  • Данные о правонарушениях: загрязнении природы, проблемы с антимонопольным законом, игнорирование необходимости обеспечить безопасные условия труда, продажа вредных для здоровья человека товаров.
  • Информация о предпринимательской деятельности должностных лиц банковского учреждения, их участии в акционерных сообществах, товарищеских союзах.
Читайте так же:  Кто оказывает помощь в получении автокредита

ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну?

Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:

  • Кредитные структуры.
  • Организации, занимающиеся аудитом.
  • Платежные системы.
  • Банковские агенты по платежам.
  • Операционные центры.
  • Страховые компании.

Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.

Кто имеет доступ к банковской тайне?

Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

  • Судебные органы всех юрисдикций.
  • Налоговые и таможенные структуры.
  • Орган контроля валюты.
  • Счетная палата страны.
  • Фонд социального страхования.
  • Пенсионный фонд.
  • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
  • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
  • Нотариусы.
  • Консульские структуры других стран.
  • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
  • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
  • Официальное бюро кредитных историй.
  • Определенные должностные лица.

Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

[3]

Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

  • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
  • Производимые финансовые операции.
  • Остаток на р/с.
  • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
  • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
  • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:

Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.

Налоговая тайна.

Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

Читайте так же:  Как найти идею для стартапа

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговая тайна — это что такое? Понятие, соблюдение, разглашение

Термин «налоговая тайна» распространен в юриспруденции с 1999 года. Именно с этого времени началось его широкое употребление в речи. Налоговая тайна – это информация о лице, которое является налогоплательщиком. Такие сведения поступают в службу налогообложения и правоохранительную систему, следственные органы и таможню.

Эта информация защищена, и поэтому доступ к ней органичен. Важно соблюдение ее секретности. На уровень доступности к таким сведениям не влияет юридический статус. Налоговую тайну составляют несколько аспектов.

Деятельность налоговой

В это понятие входит много государственных ведомств, которые выполняют свои функции. Это официальная структура, реализующая налоговую политику страны. Работа таких учреждений нужна для взыскания денежных средств с физических и юридических лиц для устойчивого функционирования РФ. Система считается централизованной и неделимой. В ней работают несколько органов, которые контролируют область пополнения бюджета налогами и сборами. В этом учреждении находится множество сотрудников, благодаря чему обеспечивается эффективная деятельность.

Что в нее входит?

У всех налоговых органов есть доступ к сведениям, относящимся к материальному и имущественному состоянию налогоплательщика. Из-за доступа к таким данным может быть причинен большой вред как одному человеку, так и всему учреждению. Именно поэтому появился такой термин, как налоговая тайна. Это понятие позволяет не предоставлять в широкий доступ информацию.

Что же входит в нее? Сведения, составляющие налоговую тайну, следующие:

  • данные о налогоплательщиках из документов первичного характера;
  • официальные доходы или расходы;
  • материальное положение;
  • информация о налогах;
  • личные сведения.

Эти данные находятся в налоговой службе. Их запрещено разглашать, так как это не разрешено законом. Запрос таких сведений возможен только в исключительных случаях, да и то с законным разрешением. Тогда лицо не будет нести за это ответственности.

Кто должен хранить тайну?

Все данные, входящие в понятие «налоговая тайна», — это важные сведения, которые не должны разглашаться лицами. Они передаются для выполнения профессиональных задач уполномоченными лицами. К ним относят сотрудников некоторых организаций, таких как:

  • налоговая система;
  • правоохранительные органы;
  • таможенные учреждения;
  • внебюджетные фонды;
  • эксперты.

Налоговой тайной является информация, которая доступна сотрудникам многих учреждений в связи с занимаемой должностью. Это не должно использоваться для других целей, иначе предусмотрена ответственность.

Что не включено в это понятие?

Налоговая тайна – это сведения, запрещенные к разглашению. Но есть информация, которая не входит в это понятие. Они указаны в статье 102 НК РФ. К ним относят:

  1. Общедоступные сведения. Есть ФЗ «О персональных данных» №152, по которому к информации общего доступа относят: Ф. И. О., дату и место рождения, номер телефона, профессию. Это относится к физическим лицам. Если же это ИП или компания, то к общедоступным сведениям относят название предприятия, форму собственности, адрес, структуру, данные об управляющем. Перечень может быть и больше, если было предоставлено согласие на раскрытие информации.
  2. ИНН. Это не требует секретности. Найти этот номер можно даже через интернет, обозначив данные физического или юридического лица.
  3. Нарушения. Такие сведения есть в открытых документах, к примеру, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Помимо факта нарушения могут быть указаны предпринятые меры.
  4. Материальное положение. Эти данные обнародуются только в некоторых случаях, к примеру, во время проверки лица, которое баллотируется в депутаты. Информация отправляется в избирательную компанию. Узнать сведения о материальном состоянии простого гражданина не получится.
  5. Режим налогообложения. Это не является секретным.
  6. Информация для местного самоуправления. Обозначенные данные не входят в неразглашаемые сведения тогда, когда они передаются про определенных плательщиков сборов.

Такие данные являются доступными, поскольку их знание не угрожает ничьей безопасности.

Налоговые декларации

Сведения из налоговой документации являются конфиденциальными. Фирма заинтересована в сокрытии данных о клиентах и поставщиках, вариантах выполнения своей работы. Это коммерческая налоговая тайна. ФЗ «О коммерческой тайне» №98 в ст. 5 содержит список данных, которые не относятся к коммерческой тайне. Налоговых деклараций нет в перечне. Поэтому они могут относиться к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна

В СССР понятие коммерческой тайны не было распространено, так как его считали пережитком капитализма. Но с переходом к рыночной экономике возникла необходимость в использовании этого термина. Коммерческая тайна – это режим секретности некоторой информации, необходимой субъекту экономики для увеличения доходов, снижения расходов. Список засекреченных данных должен быть:

  • реальным;
  • засекреченным от лиц, которые не входят в категорию посвященных;
  • легитимным.

Государственная, банковская, служебная тайны имеют свои нормы. Банки как вид коммерческих учреждений могут своими решениями вводить коммерческую тайну по ФЗ №98. В этих организациях охраняются данные о клиентах и их операциях. Выполнение контролируется государственными органами.

Данными, входящими в коммерческую тайну, банк может назначить информацию, которая дает преимущества по сравнению с другими организациями. Это может быть методика работы с клиентами, используемые компьютерные технологии, сведения о новых продуктах.

В эти сведения могут входить:

  • секреты производства;
  • экономические тайны;
  • интеллектуальная собственность.

Тайна относится к документации, компьютерным базам данных, сведениям на дисках, флэш-памяти, конференциям, устройствам.

Разглашение

Соблюдение налоговой тайны является обязанностью всех сотрудников. Это требование закона. Разглашение налоговой тайны предполагает применение сведений лицом, получившим их. Например, передачу другим гражданам. Информация находится в базах данных, к ней строгий режим доступа, организовано хранение. Это считается важной мерой, поскольку потеря документации или передача ее другим лицам ведет к ответственности.

Передача данных по запросу судебных органов или следствия не будет нарушением закона. Статья 102 НК РФ включает 2 варианта нарушения конфиденциальности:

Читайте так же:  Получаем права от военкомата

  1. Поступление информации лицам, которые выполняют свою работу.
  2. Утеря документов с содержанием важных данных.

Конфиденциальность является важным аспектом в современном мире.

Ответственность

За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрены 3 вида ответственности:

  1. Материальная. По ст.1069 ГК РФ компенсация осуществляется из госбюджета.
  2. Административная. Виновное лицо оплачивает штраф в сумме 4-5 тыс. рублей.
  3. Уголовная. Ст.183 УК РФ предполагает лишение свободы на срок 3-5 лет в зависимости от ущерба.

Получение доступа к налоговой тайне

Для получения доступа к налоговой тайне надо направить запрос. Также должны быть соблюдены некоторые условия. Запрос выполняется на фирменном бланке с обозначением нужных реквизитов, поскольку это официальное письмо. Отправить его можно электронной почтой, курьером или Почтой России.

В письме обязательно должна быть подпись руководства организации. Электронная документация заверяется ЭЦП. В запросе должна быть ссылка на нормативно-правовой акт или другой документ, который подтверждает право передачи конфиденциальных данных. Нужно обозначить цель получения информации с указанием определенных документов, например, судебных постановлений.

Если при запросе не выполнено хоть одно условие, может быть отказ в предоставлении данных. Ответ поступает в бумажном или электронном виде, все зависит от технических возможностей.

Кто может делать запросы?

Такое право есть у государственных органов и их сотрудников. Обычно это требуется при судебных делах, проверках, следственных мероприятиях. Данными из налоговой интересуются контрагенты – поставщики, покупатели, поручители. Есть возможность запрашивать следующие сведения:

  1. Персональные данные.
  2. Материальное состояние.
  3. Коммерческая тайна – маркетинговые исследования, технологии, разработки.
  4. Банковская тайна.

Нередко запрашиваются устав, учредительная документация, лицензии на выполнение работы и другие разрешения. Целью получения данных считается контроль надежности партнера перед проведением сделки. Иногда законом предусмотрен обмен документацией такого вида до подписания договора, к примеру, при организации аукционов, тендеров, торгов.

В других ситуациях получение информации может быть подтверждением осмотрительности при определении, к примеру, поставщика. При отсутствии осторожности может быть отказ в предоставлении зачета по НДС и непризнание расходов, если контрагент недобросовестный. Но налогоплательщик может отказать в таком запросе. Тогда нужно направить в налоговую запрос на выдачу данных, которые не попадают под тайну.

  • документацию бухгалтерского и налогового учета;
  • бухгалтерскую отчетность.

У контрагентов есть право изучения бухгалтерской отчетности за последний год. Данные из бухгалтерского баланса будут интересны поставщикам, покупателям, инвесторам, кредитным организациям, поручителям. Сведения бухгалтерского учета публичные и могут быть общедоступными.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другая ситуация складывается с информацией налогового учета, поскольку она считается налоговой тайной. Это закреплено в статье 84 (п.9) и 102 НК РФ. У госорганов и внебюджетных фондов нет права разглашения таких данных, кроме случаев, если это разрешает организация. По закону запрещено передавать данные заинтересованным лицам. Если какие-то сведения угрожают общественным интересам, то их нельзя отнести к коммерческой тайне.

Налоговая тайна

Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

· разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

· об идентификационном номере налогоплательщика;

· о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

· предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

59. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах.

Юридическая ответственность — это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.
В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают следующие виды юридической ответственности:

· штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание);

· правовосстановительная ответственность (направлена на принудительное исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем).

Штрафная, карательная ответственность применяется за:
преступления (виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);

· административные проступки (посягающие на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность);

· дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, за которые законодательством предусмотрены дисциплинарные взыскания).

Штрафная, карательная ответственность осуществляется только в процессуальной форме и включает следующие стадии:

· обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;

· исследование обстоятельств дела о правонарушении;

· принятие решения о применении или неприменении санкции и выбор (в случае решения о применении) в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;

· исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Правовосстановительная ответственность осуществляется в процессуальной форме не всегда, а только в случае судебного (арбитражного) спора или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок, поскольку правонарушитель в ряде случаев может и сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные им права, прекратить противоправное состояние. Эта ответственность возникает с момента правонарушения и заканчивается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка.
Сообразно видам правонарушений и санкций за их совершение различают следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правоая, дисциплинарная.

Читайте так же:  Независимая экспертиза автомобиля после дтп

60. Общая характеристика уголовной ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9829 —

| 7692 — или читать все.

Понятие налоговой тайны, какие сведения составляют

Не только субъекты хозяйствования, но и обычные граждане передают в налоговое ведомство большой объем информации о себе, своих финансовых операциях, доходе и т. д. Часть этих сведений можно найти в свободном доступе или различных базах госорганов. Вместе с тем, в таком массиве данных существует и ограниченная к разглашению информация, которая относится к налоговой тайне.

Сведения, составляющие налоговую тайну

Этот вид сведений можно скорее отнести к разряду служебных, чем профессиональных тайн. Ведь в первую очередь информация о налогоплательщике и его финансовой активности необходима различным государственным организациям и ведомствам для контроля за полнотой и своевременностью поступления налогов и взносов.

Вместе с тем, из этого правила налоговое законодательство предусматривает ряд исключений. Это связано, в первую очередь, с составлением различных баз данных, где можно найти информацию о потенциальных контрагентах. Законодатели и ФНС периодически обновляют перечень данных, исключенных из состава налоговой тайны, и дополняют его все большим количеством информации о налогоплательщике.

Например, в декабре 2018 года режим охраны сведений был снят с правонарушений в налоговой сфере.

В налоговую тайну не включают:

  • информацию о ИНН;
  • любые данные, находящиеся в свободном доступе, как с согласия плательщика, так и без него;
  • данные о постановке на налоговый учет;
  • информацию о суммах уплаченных налогов и сборов (за предыдущий год);
  • сведения о доходах и расходах субъектов хозяйствования;
  • факты налоговых правонарушений и размеры уплаченных пеней, штрафов и недоимок;
  • информацию, передаваемую в электронную систему государственных и муниципальных платежей;
  • данные о численности сотрудников компаний и ИП.

Режим налоговой тайны также перестает действовать в отношении информации, которую в открытый доступ выложил сам налогоплательщик, а также в отношении данных, передаваемых в рамках международных соглашений, и сведений, необходимых другим госорганам для осуществления контроля за поступлениями в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, к этому виду охраняемой информации не относят результаты налоговых проверок, выполняемых по запросам избирательной комиссии. Проверяют данные, указанные в декларациях кандидатами на выборные должности и членами их семей.

[/attention]Сведения, в том числе персональные, о налогоплательщиках, физ. лицах, указываемые в декларациях, относятся к налоговой тайне.[/attention]

К такому виду конфиденциальной информации налоговое законодательство также относит коммерческую тайну субъекта хозяйствования, ставшую известной должностному лицу в ходе выполнения контрольных мероприятий.

Доступ к налоговой тайне

Обязанность по охране такого вида служебной (профессиональной) тайны, налоговое законодательство накладывает не только на служащих ФНС. Доступ к информации о налогоплательщике получают работники других контролирующих ведомств, правоохранительных и следственных органов, судебных инстанций, различных фондов. Кроме того, информацию такого рода должны хранить от разглашения различные эксперты и специалисты, приглашаемые в качестве консультантов.

При открытом рассмотрении дел в суде может присутствовать неограниченный круг лиц, все они вправе каким-либо образом фиксировать происходящее на процессе. Это приведет к тому, что необходимо получать разрешение налогоплательщика на разглашение информации или вести разбирательство в закрытом режиме.

Кроме того, разрешить доступ к налоговой тайне может сам налогоплательщик. Он либо просто передает данные в открытый доступ, либо оформляет в письменном виде разрешение на допуск к такой информации.

Законодательство также разрешает информировать о налоговой тайне консолидированные группы налогоплательщиков, если эти сведения относятся к одному из ее участников. Согласия владельца данных при этом запрашивать нет необходимости.

Ответственность за несанкционированное разглашение налоговой тайны

В отличие от других видов профессиональных тайн, нарушение налоговой тайны подразумевает под собой не только ее разглашение. Привлечь должностное лицо к ответственности можно также за несоблюдение режима охраны конфиденциальной информации, невыполнение предписанных мероприятий по ограничению доступа, а также за утерю документов, содержащих ограниченную в распространении информацию.

Помимо дисциплинарной ответственности (от замечания до увольнения), работники, допустившие одно из таких нарушений, могут привлекаться к административной, а в случае особенно тяжелых для владельца данных последствий — и к уголовной ответственности. Кроме того, организацию или сотрудника, виновных в разглашении налоговой тайны, можно заставить оплатить возникший у налогоплательщика ущерб.

Хотя режим налоговой тайны и подразумевает практически любую информацию о плательщике различных обязательных платежей, в ее состав не входит большое количество информации. Как правило, это сведения о регистрации в качестве налогоплательщика, а также его финансовом состоянии и нарушениях. В отдельных случаях допускается изъятие из состава налоговой тайны практически любых сведений и передача их другим органам и лицам. Это позволяет субъектам хозяйствования проверить своих потенциальных контрагентов на добросовестность, а госорганам выявлять коррупционные преступления.

Вместе с тем должностные лица подлежат привлечению к ответственности не только за несанкционированное законом разглашение или использование данных, относимых к налоговой тайне, но и за нарушение режима ее хранения либо утерю документов.

Что относится к коммерческой тайне: признаки сведений и наказание за разглашение

Некоторые факторы предпринимательской деятельности позволяют увеличить рентабельность, оставаться конкурентоспособным и избежать убытков. В связи с этим часть информации фирмы, что относится к коммерческой тайне, может подлежать сокрытию.

На уровне законодательства прописан четкий перечень информации, которую предприятие имеет право скрывать и какая должна быть открытой.

Категории и виды

Существует информация, относящаяся к коммерческой тайне, которая, если вдруг окажется достоянием общественности, может привести к катастрофическим последствиям, а есть та, что лишь немного повлияет на состояние предприятия. В свете этого выделяют несколько категорий секретности.

  • Наивысшая степень: информация, открытие которой может привести к банкротству организации.
  • Строго конфиденциальная: стратегические и перспективные планы развития, то есть открытие такой информации приведет к значительным экономическим потерям.
  • Конфиденциальная информация: ее раскрытие приведет в крайнем случае к тратам, которые можно расценивать как текущие.
  • Информация с ограниченным доступом: сведения о заработной плате, должностных обязанностях и структуре управления. За разглашением подобной информации обычно не следуют финансовые траты.
  • Открытые сведения: информация, доступная любому человеку и не несущая никакой опасности для бизнеса.

Какая информация охраняется?

Какие сведения относятся к коммерческой тайне и не подлежат разглашению? Прежде всего это информация, которая подпадает под категорию научно-технической документации. Это может быть уникальная рецептура, особые способы обработки материалов, чертежи и схемы, программное обеспечение, доступ к этой информации.

Читайте так же:  Звание «ветеран труда» как получить в московской области, необходимый пакет документов

Вторая категория информации – деловые и финансовые документы. Это себестоимость производства и закупок, финансовые и бухгалтерские отчеты, информация о прибыли и перспективных планах. Сюда же рекомендуется включить информацию об объемах реализации, о клиентах и поставщиках, сведения, полученные вследствие деловой переписки и данные о конкурентных преимуществах предприятия.

Также следует помнить, что, согласно ФЗ № 152, нельзя разглашать сведения, которые содержат информацию об уровне доходов сотрудника, если он сам не даст на то свое согласие.

Как информация не подлежит сокрытию?

Документы с признаками, не относящимися к коммерческой тайне, полностью прописаны на уровне законодательства в ФЗ «О коммерческой тайне». Прежде всего, это финансовые и бухгалтерские отчеты, которые передаются государственным органам для определения базы налогообложения или в качестве подтверждения платежеспособности предприятия. Нельзя скрывать сведения о количестве сотрудников, об условиях их труда, технике безопасности и уровне заработной платы.

Кстати, не относятся учредительные документы к коммерческой тайне, включая сведения о наличии сертификатов и патентов, лицензий.

Не подлежит сокрытию информация о нарушении антимонопольного законодательства и о продукции, продаваемой или производимой организацией, которая может нанести урон здоровью потребителя.

Положительные и отрицательные стороны

Документы, относящиеся к коммерческой тайне, не подлежат государственной регистрации, соответственно, раскрывать эти сведения не нужно. То есть не надо беспокоиться, что какой-либо чиновник продаст эти сведения конкуренту.

С другой стороны, скрываемую информацию могут добыть третьи лица преступным путем. Может даже возникнуть такая ситуация, когда конкурирующая фирма запатентует определенный рецепт, очень схожий с вашим, и тем самым станет законным владельцем этой информации. В этом случае, даже если предприниматель знает, что сведения были украдены, доказать это вряд ли сможет.

Не защитит закон и от обратного инжиниринга. То есть ситуации, когда конкурент специально изучает выпускаемую продукцию бизнесмена, чтобы в дальнейшем воспроизвести на своих мощностях подобный товар.

Мероприятия по защите

Чтобы информация предприятия подпала под категорию той, что относится к коммерческой тайне, бизнесмену потребуется провести ряд мероприятий внутри своей структуры.

Следует начать с составления документа о режиме коммерческой тайны. Это может быть «Положение», в котором будут четко прописаны все сведения, которые подпадают и не подпадают под режим секретности. Для этого придется нанять специального человека либо вменить одному из сотрудников эти обязанности. Все документы, которые попадают в этот список, должны иметь пометки «Секретно» либо «Коммерческая тайна».

Сотрудники, которые будут непосредственно работать с документами, содержащими секреты, должны подписать договор или соглашение об их неразглашении. В договоре о найме также должна быть соответствующая отметка о том, что сотрудник уведомлен об ответственности.

Соглашение

На уровне законодательства не предусмотрено документа, который должен подписывать сотрудник, перед тем как работать с документами, что относятся к коммерческой тайне. Но в деловой практике уже сложились определенные требования.

Вначале документа, после его названия, должна быть вводная часть, где следует отобразить место и дату составления документа, реквизиты сторон (работодателя и сотрудника). Далее следует описать предмет соглашения, то есть как сотрудник должен взаимодействовать со сведениями, содержащими коммерческую тайну.

После этого прописываются обязанности обеих сторон соглашения и ответственность. В конце документа указываются общие положения, реквизиты и подписи сторон.

Как хранить

Помимо того что предприниматель должен внедрить схему документооборота внутри своего предприятия, для хранения документов, подпадающих под режим секретности, следует выделить отдельный сейф с ограниченным количеством ключей. Также должна производиться фиксация каждого случая запроса документов. Можно предусмотреть специальное место, где сотрудники будут работать с этой документацией.

Не относятся к коммерческой тайне учредительные документы, поэтому они не должны храниться вместе с секретными бумагами, так как в любой момент могут быть запрошены третьими лицами или представителями государственных органов.

Ответственность за разглашение

Помимо непосредственной передачи секретных сведений от сотрудника третьим лицам, под ответственность подпадает бездействие работника, приведшее к разглашению.

Перед тем как решить, как поступить с провинившимся сотрудником, следует выяснить, каким образом произошла утечка сведений. Возможно, она была неумышленной, а просто произошел взлом компьютерной системы.

Но чаще всего все же утечка происходит по корыстным соображениям, в частности:

  • если на сотрудника вышли конкуренты и пообещали вознаграждение за определенную информацию;
  • сам сотрудник решил воспользоваться сведениями, чтобы открыть свой личный бизнес;
  • случается, что работник — обыкновенный хвастунишка и не умеет держать язык за зубами.

Уволившиеся сотрудники должны помнить, что они не имеют права разглашать сведения даже после своего увольнения.

За утечку информации, что относится к коммерческой тайне, предусмотрены следующие виды ответственности.

  • Дисциплинарная. Пожалуй, это та мера, которая меньше всего страшит людей, так как может быть в виде выговора, замечания или увольнения.
  • Материальная. Если будет доказано, что действия работника нанесли материальный ущерб предприятию, то, скорее всего, его придется возместить.
  • Административная. Этот вид ответственности прописан в законодательстве, а размер штрафа зависит от должности. Для рядового работника размер взыскания не может превышать 1 тысячи рублей, а для руководителя — 5 тысяч рублей.

Законом также предусмотрена и уголовная ответственность, за нанесение своими действиями особо тяжких последствий для предприятия. Это может быть штраф, но размером до 200 тысяч рублей, либо принудительные работы и даже «путевка» в тюрьму сроком до 7 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Самое главное, предпринимая первые шаги по сохранению коммерческой тайны на своем предприятии, оповестить всех работников об этом. И естественно, тщательнее выбирать кадры, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем выборе.

Источники


  1. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  2. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  4. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
  5. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
Налоговая тайна что это такое, понятие и особенности, ответственность за разглашение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here