Муниципальное задание – что это особенности выполнения и оформления

Полезная и понятная информация в статье: "Муниципальное задание – что это особенности выполнения и оформления". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Вопрос 8. Государственное (муниципальное) задание : содержание, значение, порядок формирования

Государственное (муниципальное) задание (далее Г(М)З) — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание должно содержать: (Ст.69.2 БК РФ)

1) показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

2) порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

3) требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

4) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

5) порядок оказания соответствующих услуг;

6) предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Показатели Г(М)З используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение Г(М)З бюджетным или автономным учреждением.

Г(М)З на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период .

Высшие органы исполнительной власти публично-правовых образований принимают нормативно-правовые акты, определяющие положения формирования Г(М)З.

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных(муниципальных) учреждений.

[1]

Г(М)З составляется при формировании соответствующего бюджета и утверждается после утверждения соответствующего бюджета в установленные высшим исполнительным органом государственной власти, ОМСУ сроки:

а) главными распорядителями средств бюджета в отношении казенных учреждений;

б) органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и казенных учреждений.

Г(М)З формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя ведомственного перечня государственных(муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг.

Финансовое обеспечение выполнения Г(М)З осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующих бюджетах на соответствующие цели.

Финансовое обеспечение выполнения Г(М)З казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения. Финансовое обеспечение выполнения Г(М)З бюджетным и автономным учреждением осуществляется в виде субсидии.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание Г(М)З в рамках государственного (муниципального)задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным и автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных бюджетным и автономным учреждением учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

При оказании бюджетным и автономным учреждением государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета бюджетного и автономного учреждения.

Предоставление субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого бюджетным и автономным учреждением и исполнительным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Контроль за выполнением бюджетным и автономным учреждением государственных(муниципальных) заданий осуществляют исполнительные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя этих учреждений.

[3]

Вопрос 9. Методика расчета нормативных затрат на оказание государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества этих учреждений

Порядок определения нормативных затрат на оказание Г(М)У и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается в исполнительными органами государственной власти, ОМСУ, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетного и автономного учреждения по согласованию с соответствующими финансовыми органами.

Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных Г(М)У.

По решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, нормативные затраты определяются:

1) отдельно по каждому учреждению

2) в среднем по группе учреждений;

3) по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов,учитывающих особенности учреждений (например, место нахождения учреждения, статус муниципального образования, на территории которого расположено учреждение, обеспеченность инженерной инфраструктурой, и другие критерии).

Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы:

В случае наличия утвержденных нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях ( в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, и др.) нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях, используются при определении нормативных затрат.

В случае отсутствия утвержденных натуральных нормативов затрат органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в целях определения нормативных затрат могут быть самостоятельно установлены нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях.

При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги; численности персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги; площади помещения, используемого для оказания государственной услуги и др.).

При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли группы затрат (например, трудозатраты) в общем объеме затрат, необходимых для оказания государственной услуги и др.).

Читайте так же:  Уплата налогов при продаже подаренной машины

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8837 —

| 7552 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Муниципальное задание.

Муниципальное задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания бюджетных муниципальных услуг (выполнения работ) подведомственными бюджетными и автономными учреждениями и некоторыми другими юридическими лицами.

Муниципальное задание разрабатывается соответствующим главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) в порядке, установленном местной администрацией, на срок до одного года или до трех лет с последующим ежегодным уточнением в зависимости от характера задания и срока, на который утверждается местный бюджет. Проведение конкурсных процедур при размещении муниципальных заданий не предусматривается, выполнение муниципального задания является обязательным.

Муниципальное задание должно содержать показатели, характеризующие:

  • ? категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • ? качество и (или) объем (состав) оказываемых муниципальных услуг;
  • ? порядок оказания услуг;
  • ? предельные цены (тарифы) на оплату услуг либо порядок их установления (для платных услуг);
  • ? порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • ? требования к отчетности об исполнении муниципального задания.

Процесс подготовки и выполнения муниципального задания может включать следующие этапы:

  • ? исполнители муниципальных заданий (получатели бюджетных средств) направляют главным распорядителям бюджетных средств предложения по объему, составу и качеству оказываемых ими муниципальных услуг на очередной финансовый год или на плановый период с обоснованием потребности в полном или частичном (за вычетом оказываемых платных услуг) бюджетном финансировании;
  • ? на основании полученной от получателей бюджетных средств информации главные распорядители бюджетных средств формируют проекты муниципальных заданий для включения их в проект местного бюджета и планирования бюджетных ассигнований;
  • ? после утверждения бюджета и определения объемов ассигнований главные распорядители бюджетных средств готовят уточненные муниципальные задания, выдают их исполнителям и обеспечивают контроль исполнения.

Сверх муниципального задания муниципальные учреждения могут оказывать платные услуги физическим и юридическим лицам по профилю своей деятельности и самостоятельно распоряжаются заработанными средствами. Такая система стимулирует муниципальные учреждения к повышению эффективности своей деятельности.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какие существуют организационно-правовые формы муниципальных хозяйствующих субъектов?
  • 2. В чем состоят недостатки правовой формы муниципального унитарного предприятия?
  • 3. Какие существуют типы муниципальных учреждений? В чем различия между ними?
  • 4. Как финансируется деятельность различных типов муниципальных учреждений?
  • 5. Кем, кому и для чего выдается муниципальное задание?

Государственное (муниципальное) задание

— документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Термин был введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Комментарий

Государственное (муниципальное) задание — это документ, который устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание доводится до каждого бюджетного учреждения (государственного автономного учреждения, казенного учреждения). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Примерная форма государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением приведена в Письме Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959.

Расходы на выполнение государственного (муниципального) задания финансируются за счет ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (ст. 69.1 БК РФ).

Требования к государственному (муниципальному) заданию определены в статье 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.

Отчетность, налогообложение

Суммы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не облагаются налогом на прибыль организаций. Так, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Чтобы применить указанную выше льготу по налогу на прибыль налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Ключевым документом бюджетного учреждения является План финансово-хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2010 N 18530).

Доходы, расходы, источники финансирования по выполненным государственным (муниципальным) заданиям учреждение указывает в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Приложение

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ) (ст. 6):

— государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

— государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

[2]

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Читайте так же:  Действия в ситуации, когда в базе гибдд нет штрафа, а водитель знает, что он сущствует

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

3.1. Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий: грядущие изменения и проблемы

Т. В. Саакян, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Видео (кликните для воспроизведения).

Минфином России планируется внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий. О грядущих преобразованиях и проблемах сегодняшнего дня рассказывает наш эксперт.

— По каким критериям рекомендуется оценивать выполнение госзадания? Зависит ли это от отраслевой принадлежности учреждения?

Мы рекомендуем предусматривать как количественные, так и качественные критерии оценки выполнения госзадания. Хотя Бюджетным кодексом РФ установлена обязательность только в отношении количественных показателей (в рамках услуг), а качественные – дело добровольное.
Качественные показатели свидетельствуют о том, что учредитель четко понимает специфику и механизм реализации госуслуг. И выстроенная система госзаданий готова отреагировать на повышение уровня их качества.

Но главное – без качественных показателей невозможно оценить выполнение работ. Количественные критерии, например, сколько раз в сутки должна выехать на вызовы больных скорая помощь, здесь неуместны. К подобным ситуациям относится подготовка экспозиции, комплектование книгами библиотек и пр.

В каждой отрасли, безусловно, разрабатываются специфические оценки выполнения госзаданий. Так, в отношении работы службы скорой помощи можно разработать стандарт времени выезда на вызов, осмотра больного и пр. И по факту соответствия выполненных работ стандартам оценивать качество. В спортивной сфере критериями могут быть – уровень подготовки спортсменов (завоевание ими первых мест на соревнованиях) и количество привлеченных новичков. В сфере образования – перечень специальностей, по которым производится обучение и т. д.
Без знания отраслевой специфики невозможно сформировать грамотное госзадание и, соответственно, критерии оценки его выполнения.

— Каков порядок составления и представления отчетных форм по факту выполнения госзадания?

Отчетность – очень важный вопрос. Она позволяет эффективно управлять деятельностью учреждения, анализировать происходящее, перенаправлять информацию высшим органам власти, правительству, местным администрациям и своевременно включаться в процесс.

— Возможно ли перевыполнение госзадания? И на что можно направить сэкономленные средства?

Перевыполнение госзадания – это нонсенс. И свидетельствует о неграмотном планировании объема показателей. Невозможно выделить учреждению дополнительные средства в середине финансового года, если утвержден бюджет, в котором предусмотрены определенные обязательства. Чтобы увеличить размер субсидии, потребуется новый финансовый источник либо придется сократить расходы, направленные на другие цели. Речь может идти только об увеличении задания. При этом, если у учреждения в результате эффективной экономии возникли «свободные средства» (т. е. часть от субсидии), оно может распорядиться ими самостоятельно, в соответствии с целями, ради которых оно создано. Средства можно направить на премии сотрудникам, купить оборудование или отложить на будущее.

— Каким образом можно вносить корректировки в госзадание?

В 2012 г. внесено уточнение в Постановление № 671, касающееся корректировки задания. Принцип такой: если в середине года учредитель решил уточнить задание, уменьшить или увеличить, то он должен оформить новое задание. Оно будет с тем же номером, но показатели изменятся. Допустим, был количественный показатель 3, его увеличивают на 2. В новом задании показатель будет не 3 + 2, а 5. Анализировать задание станет легче, не надо поднимать всю его историю.

Задание можно будет дополнить новым показателем (допустим, у учреждения появились полномочия на оказание иной услуги) либо, наоборот, уменьшить. Например, у учредителя возникло еще одно подведомственное учреждение и часть услуг можно перераспределить. При уменьшении объема услуг уменьшается субсидия, при увеличении – увеличивается, а не просто так: дали – выполняй, а деньги потом как-нибудь.

— Какой должна быть взаимоувязка задания и плана финансовохозяйственной деятельности?

Увязка плана финансово-хозяйственной деятельности и задания обязательна, прежде всего, с точки зрения финансового обеспечения и расходования средств. Средства субсидий на госзадание, на иные цели, капитальные вложения, которые выделяются общей суммой, и поступления от приносящей доход деятельности распределяются в плане согласно статьям доходов и расходов. При этом целевые субсидии нельзя разбивать и направлять на расходы, которые не согласованы с учредителем.

Читайте так же:  Место работы в трудовом договоре — как указать правильно

В 2013 г. внесены изменения в Приказ № 81н. Согласно им уточняется положение о порядке определения объемов выплат, связанных с выполнением госзадания, при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по указанным выплатам.

То есть при определении направления расходов можно не придерживаться нормативов, которые использовались при расчете субсидии на госзадание, а действовать в пределах ее общей суммы. Например, субсидия составляет 100 руб., а согласно нормативу затрат зарплата сотрудника – 20 руб. Учредитель в пределах общей суммы – 100 руб. – может уменьшить другие нормативы (за счет энергоэффективности, более дешевых подрядчиков и пр.) и повысить зарплату либо установить премию.

Так мы отходим от жесткой привязки средств субсидий к определенным статьям расходов (как в бюджетных сметах). У учреждений расширяется финансово-экономическая самостоятельность, и их нельзя будет безапелляционно привлечь к нецелевому расходованию бюджетных средств.

— Почему при выполнении одинаковых услуг в разных регионах критерии оценки качества разнятся?

Одноименные услуги – большая проблема. Сейчас распространена ситуация, когда одна и та же услуга, оказанная в различных регионах учреждениями сходной спецификации, формулируется по-разному, т. е. у нас нет единых стандартов. В связи с этим встал вопрос о необходимости создания единого перечня услуг (работ), над которым работает межведомственная группа при Минфине России.

Норма о том, что формирование задания осуществляется на основании ведомственных перечней, будет сохранена. Однако данные перечни станут составляться в соответствии с единым сводным реестром государственных (муниципальных) услуг, который будет создаваться согласно базовым отраслевым перечням. Порядок введения и формирования единых перечней будет определяться Правительством РФ, а за Минфином закрепится полномочие их вести.

В результате совместной работы Минфина, Минспорта, Минздрава, Минкультуры, Миноброны создано четыре таких перечня. Их логика такова: наименование услуги (работы), установленное в нормативном акте (стандарте, положении) сохраняется на всех уровнях публично-правовых образований. Возможна детализация услуг (работ) в зависимости от возможностей и специфики учреждений (например, обучение определенным видам спорта для инвалидов по зрению проводится только на муниципальном уровне). Перечни будут постоянным ресурсом нашего сайта.

Базовые (отраслевые) перечни содержат закрытый перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями в соответствии с установленным объемом полномочий соответствующего публично-правового образования в конкретных сферах (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, соцзащита, транспорт и пр.). Сводный перечень детализируется справочниками: «Характеристика услуги/работы», «Форма предоставления», «Категория потребителей», «Единицы измерения показателя объема услуги или работы». Ведомственные перечни содержат те же показатели, что и сводный, а справочники являются основой для формирования конкретных показателей задания. Как будут отражаться услуги в перечнях, видно на примере:

Особенности формирования и исполнения муниципальных заданий

«Руководитель бюджетной организации», 2010, N 5

Инструмент под названием «государственные (муниципальные) задания» появился в управленческой практике с началом бюджетной реформы. Основная цель внедрения этого инструмента на всех уровнях власти — увязать в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг бюджетные затраты и результат. Это самая сложная и социально значимая сфера деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Основания и порядок применения муниципального задания

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) используется государственное (муниципальное) задание.

Согласно ст. 6 БК РФ муниципальное задание устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания услуг. Этот документ, с одной стороны, используется как инструмент планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта местного бюджета, с другой — ориентирует поставщиков муниципальных услуг на достижение установленных количественных и качественных результатов работы.

Под поставщиками муниципальных услуг понимаются муниципальные учреждения и некоммерческие организации.

Следует подчеркнуть, что муниципальное задание должно формироваться не только на оказание услуг потребителям — физическим и юридическим лицам, но и на выполнение работ муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями. Перечень требований к составу задания на услуги отличается от перечня требований к составу задания на работы и определен в ст. 69.2 БК РФ.

Муниципальное задание включает в себя все виды услуг и работ, которые учреждение оказывает и выполняет полностью или частично за счет средств бюджета в рамках уставной деятельности.

Основой для формирования задания служат: реестр муниципальных услуг (работ), правовая база, регулирующая предоставление муниципальных услуг (выполнение работ), результаты оценки потребности в муниципальных услугах и оценки стоимости услуг, стандарты качества услуг, официальные формы статистической отчетности, финансовые отчеты о деятельности учреждения и иная информация.

Особенности формирования муниципальных заданий

Федеральное и региональное законодательство не регулирует вопросы формирования и исполнения муниципального задания и может содержать лишь методические рекомендации. Порядок формирования задания устанавливает администрация муниципального образования. Задание определяется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Структура задания, как правило, содержит такие элементы:

Рассмотрим особенности формирования муниципального задания, которые чаще всего вызывают затруднения у главных распорядителей бюджетных средств и поставщиков услуг.

Кто должен разрабатывать и утверждать муниципальное задание?

Для подавляющего большинства муниципалитетов муниципальные задания учреждениям утверждаются приказом структурного подразделения муниципальной администрации (главного распорядителя бюджетных средств), осуществляющего координацию соответствующей сферы и управление ею. При этом полномочиями по непосредственной разработке проекта задания могут наделяться поставщики муниципальных услуг (работ). В небольших сельских поселениях ответственность за разработку и утверждение задания зачастую несет сам глава сельского поселения.

Для кого разрабатывается муниципальное задание?

На организационном этапе часто вызывает вопросы необходимость разработки и утверждения муниципальных заданий для муниципального учреждения, которое одновременно является главным распорядителем бюджетных средств. При подобном совпадении муниципальное задание составляется даже в том случае, если учреждение самостоятельно не оказывает услуги (не выполняет работы), а осуществляет заказ услуг на рынке в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Муниципальное задание не разрабатывается в случае, когда у главного распорядителя бюджетных средств отсутствует сеть муниципальных учреждений, сам он не является муниципальным учреждением, но осуществляет функции по выполнению полномочий органов местного самоуправления. При невозможности оказания сетью муниципальных учреждений муниципальных услуг в необходимом объеме задание составляется на предельно возможный объем, а выбор исполнителя на оставшийся объем муниципальных услуг осуществляется в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Читайте так же:  Аварийно-опасный участок дороги в законе о бдд

Каковы форма и содержание муниципального задания?

Анализ опыта работы с субъектами и муниципальными образованиями РФ свидетельствует о том, насколько важно выбрать эффективную форму представления муниципального задания, чтобы в ней могли быть наглядно показаны его основные элементы и наилучшим образом отражена деятельность учреждения в разрезе услуг (работ). В связи с этим Институт экономики города разработал табличную форму муниципального задания, соответствующую требованиям Бюджетного кодекса к его содержанию. Форма задания с рекомендациями по заполнению каждого раздела приведена ниже.

Важным при определении состава задания является решение вопроса о включении или невключении стоимости предоставляемых муниципальных услуг. Несмотря на то что Бюджетный кодекс не требует отражать в задании стоимостные показатели, в ряде регионов и муниципальных образований они включены в формы заданий в соответствии с порядком формирования муниципальных заданий. В результате учреждения и главные распорядители столкнулись с необходимостью проводить оценку стоимости услуг и работ. Поскольку отсутствуют утвержденные методики определения расчетно-нормативных затрат на оказание услуг и выполнение работ, такая оценка становится, по сути, формальной разбивкой общего объема расходов учреждения по утвержденной смете по услугам и работам.

Стоимостные показатели не включены в состав государственного задания и на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями»). Расчет финансового обеспечения выполнения госзаданий федеральными бюджетными учреждениями и федеральными органами исполнительной власти осуществляется с учетом расчетно-нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества соответствующего учреждения или органа исполнительной власти при определении показателей его бюджетной сметы.

Особенности исполнения муниципального задания и контроля за ним

Все вопросы, возникающие у поставщиков муниципальных услуг (работ) в процессе составления и исполнения муниципального задания, закладываются на этапе организации работ в случае формального подхода местной администрации к разработке порядка формирования и финансового обеспечения выполнения заданий на оказание услуг (выполнение работ).

Так, большинство руководителей муниципальных учреждений задаются вопросами: что делать в случае невыполнения муниципального задания и какие санкции в связи с этим обстоятельством могут последовать? Можно выделить несколько ситуаций, когда учреждение не в состоянии выполнить муниципальное задание. Во-первых, в ходе исполнения задания могут измениться потребности учреждения в объеме финансирования (изменение стоимости предоставляемых услуг и содержания имущества). В этом случае можно:

Корректировка объемов бюджетной сметы и муниципального задания осуществляется при этом в соответствии с порядком формирования и финансового обеспечения выполнения заданий на оказание услуг и выполнение работ.

Во-вторых, может сложиться ситуация, когда по тем или иным причинам невозможность выполнения задания не была выявлена в течение финансового года (не была своевременно учтена). Соответственно, задание не выполнено, но учреждение профинансировано в полном объеме и год уже завершен. Муниципалитету целесообразно разработать и утвердить процедуру выявления причин неисполнения задания и принятия решений в зависимости от причин неисполнения. Никаких норм прямого действия на этот счет федеральное законодательство не определяет.

Также федеральное законодательство и подзаконные акты не содержат требований к контролю за исполнением муниципальных заданий со стороны каких-либо внешних инстанций. В соответствии с Бюджетным кодексом порядок контроля за исполнением муниципального задания и порядок досрочного прекращения исполнения задания (при наступлении установленных условий) утверждает местная администрация. Ход выполнения муниципального задания контролирует главный распорядитель бюджетных средств, если иное не предусмотрено порядком формирования и финансового обеспечения муниципального задания, другими муниципальными правовыми актами. На данном этапе разработки и исполнения муниципальных заданий практика проведения контрольных мероприятий в отношении муниципальных заданий со стороны прокуратуры, контролирующих финансовых инстанций отсутствует. Однако в некоторых регионах в 2009 г. были единичные случаи прокурорских проверок, по итогам которых были высказаны замечания по вопросу составления муниципальных заданий.

На этапе применения утвержденных заданий аналогичные проблемы возникают не только у бюджетных учреждений, но и у главных распорядителей бюджетных средств. Они связаны в том числе с определением порядка, в соответствии с которым финансируется выполнение задания, а также с условиями и порядком его корректировки, выбором форм и сроков представления отчетности об исполнении задания, несмотря на то что данные механизмы должны быть ясны на этапе разработки проектов муниципальных заданий .

Более подробно о порядке финансирования выполнения муниципального задания читайте в статье Д.В. Жигалова «Механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий» (N 4, 2010).

Избежать всех вышеперечисленных проблем и сделать работу по составлению, исполнению, контролю, корректировке, финансовому обеспечению муниципального задания ясной и предсказуемой можно в случае, если местная администрация разработает детализированный порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также методические рекомендации по заполнению разделов муниципального задания, в том числе в отраслевом разрезе.

Примечание. В соответствии с Бюджетным кодексом разделы, содержащие определение категорий физических и (или) юридических лиц — потребителей соответствующих услуг, порядок оказания услуг, предельные цены (тарифы) на их оплату либо порядок установления указанных цен (тарифов), если законодательством РФ предусмотрено оказание услуг на платной основе, обязательными не являются.

Какие документы должны быть при формировании муниципального задания?

Какие нормативные документы должны быть на уровне муниципального образования и какие на уровне образовательных учреждений, при формировании муниципального задания?

На уровне муниципального образования должен быть разработан и утвержден Порядок, на основании которого орган власти формирует муниципальное задание. ОО никаких нормативных актов по разработке муниципального задания не разрабатывает, так как не участвует в этом процессе. ОО только предоставляет учредителю отчет о выполнении муниципального задания.

Читайте так же:  Отпуск для работающих пенсионеров

Обоснование из рекомендации

Госзадание формирует учредитель (ГРБС). При этом бюджетные и автономные учреждения не могут отказаться от выполнения госзадания (ч. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 2.1 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, ч. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).

В каком порядке

Порядок, на основании которого орган власти формирует госзадание подведомственной образовательной организации, утверждает:

  1. Правительство РФ – для федеральных учреждений (постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640);
  2. высший исполнительный орган власти субъекта РФ – для государственных учреждений;
  3. орган местного самоуправления – для муниципальных учреждений.

В региональных документах органы власти предусматривают:

1) правила и сроки, по которым учредитель формирует, изменяет, утверждает госзадание и отчет о его выполнении подведомственным организациям;

2) правила и сроки, по которым учредитель определяет объем финансового обеспечения задания, в том числе:

  1. правила расчета нормативных затрат на государственные или муниципальные услуги и размеры нормативных затрат;
  2. правила расчета объема субсидии для подведомственных учреждений и сроки, в которые это должно быть сделано;
  3. случаи, когда учреждение должно вернуть субсидию;

3) правила, по которым учредитель будет контролировать, выполнило ли учреждение показатели госзадания.

Форму государственного задания для федеральных учреждений (ф. 0506001) утвердило Правительство РФ постановлением от 26 июня 2015 г. № 640. Формы заданий для государственных и муниципальных учреждений утверждают органы власти субъектов РФ и муниципальных образований. В разных регионах формы могут отличаться, но так как за основу обычно органы власти берут форму 0506001, эти отличия незначительны.

Обычно государственное или муниципальное задание содержит титульный лист и несколько разделов.

На титульном листе государственного или муниципального задания учредитель или ГРБС указывает сведения из устава учреждения:

  1. наименование учреждения или его обособленного структурного подразделения;
  2. виды деятельности учреждения или структурного подразделения.

Каждый учредитель или ГРБС включает требования к оказанию одной услуги или работы.

В госзадании орган власти устанавливает:

  1. перечень потребителей государственных или муниципальных услуг;
  2. показатели качества и объема услуг или работ;
  3. предельные цены или тарифы на оплату услуг потребителями, если учреждение оказывает государственную или муниципальную услугу за плату;
  4. порядок, в котором учреждение должно оказывать услуги;
  5. порядок, в котором учредитель или ГРБС будет контролировать выполнение задания;
  6. условия и порядок досрочного прекращения задания;
  7. требования к отчетности.

Эти требования определяет часть 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

Учредитель (ГРБС) формирует госзадание на срок до одного года, если бюджет утвержден только на очередной финансовый год. А если бюджет утвердят на очередной финансовый год и плановый период, то и госзадание орган власти утверждает на срок до трех лет (ч. 1, 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ)

Чтобы установить, в каком порядке учреждение должно оказывать услуги, учредитель или ГРБС в госзадании указывают:

  1. нормативный правовой акт, который регламентирует порядок оказания услуги;
  2. порядок, в котором учреждение должно информировать потребителей об услугах.

К нормативным правовым актам в сфере образования относят как нормы федерального законодательства, так и нормы субъекта и муниципального образования. Например, для услуги по реализации основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования это могут быть:

  1. Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015;
  3. приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32;
  4. приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;
  5. приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  6. приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
  7. приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008;
  8. СанПиН школы;
  9. нормативный акт учредителя по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в подведомственные образовательные учреждения;
  10. стандарт качества услуги, который утвержден учредителем.

Чтобы установить в госзадании порядок, в котором учреждение должно информировать потребителей государственной или муниципальной услуги, учредитель или ГРБС указывает:

  1. способ информирования;
  2. состав информации, которая должна быть предоставлена потребителям;
  3. частоту обновления информации.

Обычно способ информирования потребителей об услугах, которые оказывает учреждение, один – информацию размещают на официальном сайте учреждения и на сайте www.bus.gov.ru. Дополнительно учредитель или ГРБС может также предусмотреть, например, публикацию информации в СМИ или размещение ее на информационных стендах.

Чтобы проконтролировать учреждение, орган власти указывает состав информации, которая должна быть предоставлена потребителям услуг. Делают это или списком, или ссылкой на то, что учреждение должно разместить информацию, которую предусматривает постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.

Чтобы отчитаться перед учредителем или ГРБС по госзаданию, учреждения готовят отчет. Форму отчета для федеральных учреждений устанавливает постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. Форму отчета учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений определяют органы власти в порядке формирования задания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учреждения сдают отчет в срок, который определен в госзадании и правилах отчетности, установленных органом власти. Например, федеральные учреждения сдают годовой отчет не позднее 1 марта следующего финансового года (п. 47 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640).

Источники


  1. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  2. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  4. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  5. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
Муниципальное задание – что это особенности выполнения и оформления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here