Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Полезная и понятная информация в статье: "Монреальская конвенция о международных авиаперевозках". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Россия присоединилась к Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок: что изменится для авиапассажиров

Согласно Федеральному закону от 03.04.2017 N 52-ФЗ, Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года об унификации правил международных воздушных перевозок, которую ратифицировали уже более 120 стран.

Роспотребнадзор сообщает, что приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсации за нарушения правил перевозки.

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50 процентов от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей.

Размер компенсации при утрате перевозчиком багажа в настоящее время не может превышать 600 рублей за 1 кг (для багажа) и 11 000 рублей для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. По Монреальской конвенции ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой около 78 тыс. рублей в отношении каждого пассажира.

Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по Воздушному кодексу РФ не может составлять более 2 млн руб. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в 4 раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает сумму около 7,8 млн рублей, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.

[2]

Дошли до Монреаля

Как повлияет на авиапассажиров ратификация Россией Монреальской конвенции

Россия присоединилась к Монреальской конвенции об унификации правил воздушных перевозок. Соответствующий закон в первом чтении приняла Госдума. По просьбе «Ленты.ру» авиаэксперт, редактор сайта aviablogger.com Константин Парфенёнок рассказал, чего теперь ждать пассажирам российских авиакомпаний.

Что еще за конвенция?

В мире гражданской авиации есть две международные конвенции: Варшавская и Монреальская. Для авиаперевозок в России сейчас действует Варшавская конвенция. Монреальская же принята более чем в сотне стран мира.

Монреальская конвенция больше отвечает современным условиям авиаперевозок, но и накладывает на авиакомпании множество дополнительных требований, что может сказаться на конкурентоспособности, особенно на развивающихся рынках. Поэтому разговоры о ратификации конвенции начались лишь несколько лет назад, когда рынок гражданских авиаперевозок в стране более-менее стабилизировался.

Ключевое отличие Варшавской конвенции от Монреальской для пассажира — в размере максимальных компенсаций, которые можно получить от перевозчика. Речь идет о разных ситуациях, от потери/повреждении багажа или задержки рейса до авиакатастрофы.

Значит, максимальные компенсации вырастут?

Да. Дело в том, что все компенсационные выплаты в Монреальской конвенции привязываются к специальным правам заимствования (СПЗ). Это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют — доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. На начало текущей недели один СПЗ соответствовал 77,7 рубля.

[3]

По сравнению с Варшавской, Монреальская конвенция устанавливает в четыре раза более высокую компенсацию в случае гибели или телесного повреждения пассажира — 113 100 СПЗ (около 8,7 миллиона рублей), в то время как сейчас — не более двух миллионов рублей.

В семь раз вырастет компенсация за утрату или повреждение багажа и ручной клади. Сейчас компенсация для предметов, сдаваемых в багаж, — 600 рублей за килограмм (12-13,6 тысячи рублей за чемодан), для ручной клади — не более 11 тысяч рублей, а по Монреальской конвенции — до 19 СПЗ (1476 рублей) за один килограмм багажа и до 1131 СПЗ (87,8 тысячи рублей) за чемодан.

Но, самое главное, существенно возрастет компенсация за задержку рейса. Сейчас это не менее 25 процентов минимального размера оплаты труда (МРОТ) — 1875 рублей за каждый час задержки, но не более 50 процентов стоимости билета. Монреальская конвенция же определяет максимальный размер компенсации в 4694 СПЗ (около 364 тысяч рублей).

Стоит отметить, что это максимальные компенсации. Минимальные суммы, а также механизмы их получения должны быть прописаны регулятором. В России это министерство транспорта.

Как еще конвенция скажется на пассажирах?

Помимо размеров компенсации, в списке законопроектов также содержатся поправки к Воздушному кодексу, призванные облегчить авиакомпаниям возможные споры с пассажирами.

Речь идет об ответственности перевозчика за пассажира. Сейчас она начинается с момента прохождения контроля в аэропорту и заканчивается выходом пассажира из аэропорта прилета. То есть, если с ним что-то случается уже за пределами самолета, с юридической точки зрения отвечать придется авиакомпании. Поправки исключают двойное толкование, ограничивая ответственность авиакомпании за пассажира моментами посадки и высадки из самолета.

Еще один момент — контрольные сроки. Сейчас срок исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в новой редакции документа — с момента прилета самолета в пункт назначения. В общем, не стоит откладывать претензионную работу с перевозчиком на потом.

Как скоро заработают новые нормы?

Не сразу. Они должны быть рассмотрены во втором чтении, одобрены Советом Федерации, затем подписаны президентом и опубликованы. Кроме того, часть изменений, например в Воздушный кодекс, заработают только через 180 дней после их публикации.

Материалы по теме

По курсу евро

Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию. » авиакомпаниям.

Компенсация за задержку и создание комфортных условий ожидания — это теперь разные вещи, отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Также, продолжает он, расширятся объем и размер ответственности перевозчика. Так, за задержку рейса будет установлена ответственность в 4150 специальных прав заимствования (380 тысяч рублей по сегодняшнему курсу). Сейчас авиакомпании, если пассажир потребует, заплатят всего 25 рублей за час задержки, то есть 25 процентов от минимального размера оплаты труда. По данным экспертов, пока ни один из пассажиров не стал претендовать на эти выплаты.

Читайте так же:  Что лучше светит, ксенон или светодиоды

Кроме того, Монреальской конвенцией расширена возможность выбора для пассажира места предъявления иска к перевозчику: если сейчас это можно сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к Монреальской конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира. И заявить о своих правах на компенсацию — в электронном виде.

Авиакомпании получат возможность не только оформлять электронные билеты для пассажиров, но и ввести аналогичную систему для грузоперевозок, что значительно уменьшит их расходы.

Но надо еще учесть, что изменится период, во время которого перевозчик несет ответственность за здоровье пассажира и сохранность багажа. Сегодня авиакомпания отвечает это с момента прохождения пассажиром предполетного досмотра, то есть «в чистую зону» аэропорта, и до момента выхода с аэродрома. В новой редакции Воздушного кодекса, который скорректируют под требования конвенции, период будет сокращен и авиакомпания станет отвечать за пассажира с его момента захода на борт, а также в период посадки и высадки, сказали в минтрансе.

И что важно: ратификация конвенции не приведет к повышению стоимости авиаперевозок, даже если страховая ответственность авиаперевозчиков перед пассажирами вырастет свыше двух миллионов рублей. Ряд авиакомпаний уже страхует свою ответственность на миллиарды долларов или евро, отметил Олег Пантелеев. Кроме того, страховые премии растут после катастроф. Если масштабных событий два-три года нет, нет и роста страховых премий.

Доля страховки в себестоимости полета минимальна. Сезонные колебания тарифов играют более значимую роль, отметил Пантелеев. И приводит пример. В феврале этого года перевозки (авиабилеты) были сравнительно недороги, а в августе они подорожают, причем радикально. Но произойдет это не из-за присоединения к Монреальской конвенции, говорит эксперт, а потому что наступил пик сезона.

Монреальская конвенция о воздушных перевозках (1999) в России. Обзор

Подписание Владимиром Путиным указа об адаптации Воздушного кодекса России к нормам Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках (1999) ознаменовало наступление новой эры для пассажиров и перевозчиков. Об основных новшествах пойдет речь в настоящем обзоре.

Сфера применения Монреальской конвенции

Действие завизированного президентом документа распространяется исключительно на международные рейсы. Регулирование взаимоотношений между перевозчиками и их клиентами на внутренних линиях будет осуществляться по старым правилам, прописанным в Варшавской конвенции 1929 года.

Важно: при покупке билета из РФ в не присоединившееся к Монреальскому договору государство (например, в Беларусь) нормы данного документа действовать не будут. В случае же приобретения билетов туда-обратно, отношения между заказчиком и поставщиком авиационных услуг будут регулироваться по новым правилам, поскольку конечный пункт назначения будет расположен в стране, ратифицировавшей обсуждаемый документ.

Участники Монреальской конвенции

На текущий момент число присоединившихся к Монреальскому договору государств приближается к 130-и. Среди участников Соединенные Штаты, Евросоюз и все входящие в него европейские страны, Канада, Мексика, Япония, а также множество других стран. Россия ратифицировала Конвенцию 1999 года в апреле 2017 года.

Нормы Монреальской конвенции применительно к чартерным рейсам

Пассажиры нерегулярных рейсов получают такую же защиту, как и пассажиры обслуживаемых на регулярной основе направлений.

При этом зачастую пассажиры т.н. «курортных чартеров» имеют на руках билет в одну сторону, несмотря на то, что данная практика запрещена законом. В этом случае, если конечный пункт назначения расположен в Таиланде и любой другой не ратифицировавшей Монреальскую конвенцию стране, предусмотренные в документе нормы ответственности перевозчика действовать не будут. При рейсе же из Таиланда в Москву пассажиры будут защищены в соответствии с конвенцией.

По мнению экспертов, угроза попасть под прописанные в Монреальском договоре колоссальные штрафы заставит авиакомпании делать всё возможное для урегулирования спорных ситуаций в досудебном порядке.

Предусмотренная Монреальской конвенцией ответственность авиакомпаний

Срыв графика полетов, отмена рейса, утеря/повреждение багажа и гибель пассажира влетят перевозчикам в «копеечку», размер которой будет достигать 6- и 7-значных цифр в рублевом исчислении.

При этом компаниям удастся избежать ответственности в случае сбоя в расписании по причине обстоятельств непреодолимой силы (погодных катаклизмов, забастовок, войн, переворотов, терактов и иных форс-мажоров).

Предельные суммы компенсаций для пассажиров

Индексация возмещений по правилам Монреальского договора осуществляется раз в пятилетку. «Валютой» выплат является СПЗ («специальные права заимствования», англ. SDR). Действующие ныне правила обязывают авиакомпании выплачивать компенсации в размере:

  • 113 100 СПЗ (Ք8,8 млн) – за гибель пассажира во время полета;
  • 4 694 СПЗ (Ք366 тыс.) – компенсация за задержку рейса;
  • 1 131 СПЗ (Ք88 тыс.) – за утрату/повреждение багажа без «привязки» к весу;
  • 19 СПЗ (Ք1,5 тыс.) – за каждое кило утраченного/поврежденного груза.

Основания для выплаты максимально возможной компенсации

Монреальский договор защищает перевозчиков от безосновательных претензий путем предоставления права доказывания своей невиновности в инкриминируемых нарушениях в суде. Это значит, что претендовать на прописанные в документе возмещения смогут исключительно пассажиры, способные убедить служителей Фемиды в совершенном авиакомпанией нарушении.

Судебная практика в других странах действия Монреальской конвенции демонстрирует, что случаи выплаты максимальных компенсаций крайне редки. Средняя сумма возмещения за потерянный перевозчиком регистрируемый багаж, в частности, составляет $20 за кило (т.е. за рюкзак весом 25 кг пассажир получает порядка Ք30 тыс., тогда как граничная планка ответственности установлена на уровне Ք88 тыс.)

Для минимизации претензий допустившие сбой в расписании авиакомпании обеспечивают пассажиров задержанных более чем на 2 часа рейсов питанием и напитками, а при более длительных сбоях – койками в отелях. Кроме того, перевозчики прописывают в договоре пункт о доставке пассажира в пункт назначения в (цитата) «разумные сроки». Данный довод является достаточно весомым для защиты позиции авиапредприятия в суде.

Отразится ли ратификация Россией Монреальской конвенции на стоимости билетов

В присоединившихся к документу зарубежных странах удорожания перелетов зафиксировано не было. Как будет обстоять дело в российских реалиях – покажет время.

Регламент ЕС №261/2004 и международные конвенции об ответственности авиаперевозчиков (Варшавская, Монреальская) // Есть ли противоречия?

Начиная с 19 ноября 2009, когда было принято Решение Европейского суда справедливости, призванного расширить сферу применения Регламента ЕС № 261/2004, на международные авиакомпании посыпались претензии пассажиров, чьи рейсы с территории Европейского союза были задержаны, с требованиями о выплате компенсации, основанными на Регламенте.

Читайте так же:  Адвокат по делам дтп со смертельным исходом

Регламент 261/2004 предусматривает компенсацию только за отмену рейса, то есть в ситуациях, когда запланированный рейс вовсе не выполняется и пассажир летит следующим рейсом уже от другой даты либо ему возвращается по его требованию стоимость билета. Решение Европейского суда справедливости от 19 ноября 2009 по двум объединенным делам между пассажирами Стардженc (Sturgeons) v. испанского перевозчика Кондор (Condor) и пассажирами Стефан Бёк и Корнелиа Лепушиц против компании Эйр Франс (Air France) постановило, что потеря пассажирами времени по причинам задержки рейса более трех часов должна быть приравнена к отмене и следовательно, порождать право пассажиров на компенсацию, предусмотренную ст.7 Регламента 261 (250, 400 и 600 евро в зависимости от протяженности маршрута).

Обратимся к источникам международного права в области воздушных перевозок. Конвенция 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция) и Конвенция 1999 года для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция), как известно, регулирует ответственность перевозчика при международных воздушных перевозках пассажиров и багажа, если такая перевозка соответствует критериям международной согласно статьям 1 Конвенций. Статьями 19 обоих Конвенций предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за вред (damage), происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. В моем понимании вред (и соответственно убытки), причиненный потерпевшему, подлежит доказыванию в судебном процессе, если только иное специально не предусмотрено в законе или об ином договорились стороны.

Компенсация, предусмотренная европейским регламентом, не предусматривает доказывание убытков и присуждается истцу лишь за доказанный факт задержки рейса. Освобождение перевозчика от ответственности наступает только в случае доказанности экстраординарности и непредотвратимости причин задержки. При этом техническая неисправность воздушного судна ни при каких обстоятельствах такой причиной европейским судом не признается. Ответственность в виде компенсации, по мнению Европейского суда справедливости, наступает в результате причиненных неудобств (inconveniences; см. Решение от 10 января 2006г. с участием ИАТА) и характеризуется как немедленная (immediate). Потеря времени (loss of time) не может быть признана «вредом, причиненным вследствие задержки», как указано в Монреальской конвенции и следовательно, Регламент по мнению Суда выпадает из сферы применения Монреалки (см. Решение Европейского суда справедливости от 23 октября 2012г. с участием Lufthansa и CAA).

В свете этого возникает вопрос, если правовая природа ответственности перевозчика по международным конвенциям и европейским правилам различается, как это считает Европейский суд, вправе ли европейские нормотворцы устанавливать ответственность, не предусмотренную международным договором?

Надо сказать, что Конвенции дают определенный ответ на этот вопрос в самом текcте. В статье 24 Варшавской конвенции сказано: в случае задержки перевозки иск об ответственности на каком бы то ни было основании может быть предъявлен лишь в согласии с условиями и пределами, предусмотренными настоящей Конвенцией. Монреальская конвенция: при перевозке пассажиров, багажа и груза любой иск об ответственности, независимо от его основания, будь то на основании настоящей Конвенции, договора, правонарушения или на любом другом основании, может быть предъявлен лишь в соответствии с условиями и такими пределами ответственности, которые предусмотрены настоящей Конвенцией, без ущерба для определения круга лиц, которые имеют право на иск, и их соответствующих прав. При любом таком иске штрафы, штрафные санкции или любые другие выплаты, не относящиеся к компенсации фактического вреда, не подлежат взысканию (статья 29).

Заставляет протестовать, например, то обстоятельство, что выделив самостоятельно ответственность по Регламенту из сферы применения международных конвенций, «европейцы» также отказались от предписаний Конвенций относительно ограничительной подсудности, позволив пострадавшим пассажирам подавать иски о компенсации в суд как по месту отправления перевозки, так и по месту ее назначения.

Так законны ли действия судебных и законодательных властей Европейского союза?

Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

28.05.1999 года 52 страны скрепили своими подписями «Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (МК99). Монреальская конференция ознаменовала начало принципиально нового этапа во взаимоотношениях авиационных компаний и пассажиров.

Изменения назревали очень давно, но страны не могли договориться о новых правилах и лимитах компенсаций за некачественное предоставление услуг авиаперевозок.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Смена системы назрела потому, что французский золотой франк времён Анри Пуанкаре (официальный денежный эквивалент лимитов в документе) уже не использовался как денежная единица. Бурное развитие авиации в XX веке лишь укрепило международное сообщество в стремлении изменить устаревшие правила.

Когда вступила в силу

Пункт 6 статьи 53 определил, что документ вступил в силу 4 ноября 2003 года — через шестьдесят дней после направления в депозитарий документа о ратификации от США, тридцатой по счёту страны из числа пятидесяти двух подписавших.

Для всех стран, ратифицирующих конвенцию после указанной выше даты, днём её вступления в силу считается шестидесятый день после передачи в депозитарий собственного ратификационного документа. Грамотой подтверждается присоединение страны к настоящей конвенции.

Преамбулой и статьёй 55 установлено, что участники, руководствуясь положениями и правилами, установленными Чикагской Конвенцией от 07.12.1944 г., договариваются о принятии её взамен:

Государства, ратифицирующие конвенцию, подтверждают тем самым свои обязательства по возмещению истцам ущерба, связанного с некачественным предоставлением авиакомпаниями услуг международных перевозок.

Официальным депозитарием МК99 является Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization).

Список стран Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках

Страны, присоединившиеся к исполнению конвенции, официально используют для общения шесть языков, в том числе русский. На начало 2019 года документ одобрили 120 государств. Первые тридцать государств стали полноправными участницами 4 ноября 2003 года.

Несмотря на то, что представители Российской Федерации разрабатывали положения конвенции, российская ратификационная грамота была подана в ИКАО лишь спустя восемнадцать лет, и обрела законную силу 21 августа 2017 года.

Суммы компенсаций пассажирам за нарушение договора воздушной перевозки пассажира, багажа и грузов по Монреальской Конвенции гораздо выше, нежели те, что установлены требованиями ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РФ (редакция от 04.06.2018 г. № 60-ФЗ ).

Поэтому авиакомпании всеми возможными способами избегали резкого увеличения расходов в связи с обращениями граждан в суды. Всё очень просто. Достаточно проанализировать данные о доле России в общем количестве тяжёлых авиационных происшествий с 1999 го 2017 годы.

Читайте так же:  Перевозка грузов по единому налогу на вменённый доход

Будь Россия членом конвенции, суммы компенсаций могли вырасти до астрономических масштабов. Лишь после того, как авиапарк был значительно обновлён, высшим руководством страны было принято принципиальное решение о присоединении к МК99.

Часть стран до сих пор не посчитала возможным ратифицировать документ:

  • большинство из них – развивающиеся страны Африки и Азии;
  • небольшие островные государства Океании;
  • часть стран СНГ (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь).

В большинстве стран, не ратифицировавших МК99, действует Варшавская конвенция от 12.10.1929 года. Но есть государства, не признающие на своей территории никакого другого законодательства, кроме внутреннего. Это не мешает им с разной степенью успешности предоставлять клиентам услуги международных авиаперевозок грузов и пассажиров.

Сфера применения

Сфера применения МК99 и ВК29 — международные перевозки авиационным транспортом.

Таковыми признаются:

  1. Перемещения грузов и пассажиров из одной страны в другую.
  2. Начальная и конечная точка маршрута должны находиться в странах, которые ратифицировали МК99.
  3. Если самолёт взлетел или приземлился вне территории таких стран, пассажиры находятся под юрисдикцией ВК29 или национального законодательства.

К примеру, Таиланд не участвует в каких-либо международных соглашениях об авиационных перевозках. Однако, к пассажиру, у которого на руках сквозной билет (договор перевозки) из Москвы в Бангкок и обратно, конвенция применима, так как начальный и конечный пункты следования находятся в стране, присоединившейся к конвенции.

А вот обладатель билета на чартерный рейс из Бангкока в Москву и обратно сможет требовать компенсацию только по тайскому законодательству. Коротко рассмотрим, каковы отличия предыдущего основополагающего документа от вновь принятого в Канаде.

Таблица 1. Основные положения ВК29 и МК99.

Варшавская конвенция Монреальская конвенция
1. Обязывает авиаперевозчика возместить пассажиру причинённый во время перелёта вред. 1. То же самое, безусловно.
2. Ограничивает сумму материальной ответственности перед одним пассажиром 125 тысячами франков. 2. Не предусматривает ограничение суммы компенсации перевозчика, не превышающей лимита SDR.
3. Освобождает перевозчика при наличии форс-мажорных обстоятельств или халатности со стороны потерпевшего. 3. Аналогично.
4. Лишает перевозчика права ограничения ответственности, если доказано нанесение вреда. 4. Освобождает перевозчика от ответственности, если вред нанесён пассажиру третьим лицом.

Главным отличием МК99 от ВК29 является то, что теперь исключительно переводчик обязан доказать, что не виноват в причинении вреда пассажиру. Истец отныне освобождён от обязательств доказательства своей невиновности.

Единственным обязательством истца является обоснование суммы причинённого ущерба. Как правило, стороны заключают мировое соглашение, что не противоречит следующему за этим решению суда.

Ответственность авиакомпаний

Нормы законодательства России предусматривают минимум компенсации при авиаперевозке пассажира — 2 025 000 руб. Сумма гарантируется ВК РФ и Законом о страховании ответственности перевозчика №67-ФЗ от 14.06.2012 г.(Для этого закона были внесены изменения Приказом Минтранса РФ № 277 от 26.07.2017_О внесении изменений… (ст. 1), который установил нормы ответственности для всех видов транспорта).

Видео (кликните для воспроизведения).

Минимум учитывается в окончательном размере компенсации по МК99. Сумма значительно меньше, чем та, что оговорена МК99. Нередко пассажиры путают положения международного и внутрироссийского законодательства, не обращая внимания на сферу действия конвенции.

Про страхование грузов при международных перевозках читайте здесь.

Лучшим помощником в такой ситуации является грамотный юрист. Минимальная выплата применима при международных авиаперевозках только тогда, когда действует российское право.

Авиаперевозкой считается время, проведённое пассажиром на аэродроме до вылета, после приземления и в самолёте.

Если перевозчик смог доказать и предоставить суду данные, что он полностью обеспечил безопасность при воздушных перевозках, суд освободит его от обязательства выплатить пассажиру сумму компенсации.

Все, без исключения, крупные авиакомпании, осуществляющие международные перевозки, тратят немалые средства на содержание штата профессиональных юристов, специализирующихся на рассмотрении судебных исков в сфере авиации.

При задержке рейса

Как было отмечено выше, задержка рейса обходится авиакомпании в 4 694 SDR на одного пассажира. Однако, обязательства, принятые странами – членами конвенции, не мешают авиакомпаниям работать по специальным регламентам, снижающим максимально возможные суммы выплат.

Например, по регламенту EC 261/2004 (для государств – членов Евросоюза) при задержке менее, чем на 3 часа, действуют следующие правила:

Таблица 2. Суммы компенсаций задержки рейсов в странах Евросоюза.

Задержка, ч Дальность полёта, км Сумма компенсации, евро
до 3 до 1,5 тыс. 250
до 3 1,5 – 3,0 тыс. 400
до 3 свыше 3,0 тыс. 600

Если говорить кратко об условиях наступления случая выплаты, то для того, чтобы пассажир смог получить компенсацию, должна быть безусловно установлена вина перевозчика, не считая случаев забастовок, терактов, ухудшения погодных условий.

При проволочке с грузами

Пределы при международных авиаперевозках грузов определяются положениями конвенции (ст.18, 22). Вредом считается только то, что испортило груз во время транспортировки под охраной перевозчика.

Груз, перевозимый по договору другим транспортом, порча учитывается в общей сумме.

Ответственность при авиаперевозке грузов может быть снижена или полностью отменена судом, если доказано:

  • наличие дефекта
  • нарушение правил упаковки
  • наличие военных действий
  • наличие законодательного или подзаконного страны ввоза, вывоза или транзита.

Пределом в отношении транспортируемого груза при повреждении или утрате является 19 SDR за 1 кг. Если специальным заявлением отправителя установлена мера заинтересованности и уплачен специальный сбор, выплачивается сумма, не выше ранее объявленной.

Предельные суммы возмещения ущерба пассажирам

Лимиты ответственности перевозчика в МК99 имеют такие значения (Таблица 3):

Смерть 113 100 SDR
Порча багажа 1 131 SDR
Порча 1 кг груза 19 SDR
Задержка рейса 4 694 SDR

Сумму, которая по решению суда составляет меньше 113 100 SDR, перевозчик оспорить не имеет права. Платить он обязан. Если сумма ущерба выше, авиакомпания должна доказать свою невиновность.

Депозитарий проводит ревизию пределов ответственности каждые пять лет. Как правило, они увеличиваются из-за инфляции.

Конвенция предоставляет потерпевшему право выбрать страну, где будет проходить разбирательство, по месту:

  • регистрации перевозчика;
  • осуществления основной деятельности перевозчика;
  • заключения договора;
  • назначения;
  • жительства пассажира, если компания выполняет туда полёты.

Основные правила выплаты максимальной компенсации

Порядок выплат, валютное регулирование и перевод СПЗ в национальные валюты производится по курсу на день, когда обрело законную силу решение суда (ст.23).

Денежное выражение компенсаций, присуждаемых одной из сторон, — специальные права заимствования (SDR). СПЗ – безналичное платёжное средство МВФ.

Читайте так же:  Получение международного водительского удостоверения

Перевод суммы, относящейся к СПЗ, осуществляется на дату вступления в силу судебного решения (п.1 ст.23):

  • по методу МВФ — для членов МВФ;
  • по собственному методу — для не членов МВФ.

При задержке страны – не члены МВФ могут применять собственную методику перевода прав в специальную валютную единицу — стоимость 65,5 мг золота 900 пробы по курсу, установленному национальным валютным регулятором.

Согласие стран, присоединившихся к конвенции, соблюдать установленные правила и требования, существенно повышает суммы компенсаций авиаперевозчиков для граждан. Следует отметить, что правила расчёта сумм гораздо проще, чем в морском праве.

Как выглядят знаки для перевозки опасных грузов смотрите здесь.

Информация про перевозку оружия в самолете в этой публикации.

Существенно повысить шансы на максимальную компенсацию ущерба, причинённого авиаперевозчиком, пассажиры могут с помощью специализированных юридических компаний, оказывающих услуги в процессе досудебных споров.

Их комиссионные довольно высоки, однако профессионализм сотрудников позволяет клиентам надеяться на самые высокие суммы компенсаций. И спокойно летать на отдых в Европу, Турцию, Египет, и другие популярные у российских туристов страны.

Видео: Монреальская конвенция изменит работу российских авиакомпаний.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Монреальская конвенция о правилах международных авиаперевозок вступила в силу в РФ

Правила конвенции подразумевают существенное увеличение максимального размера компенсаций пассажирам и их родственникам за вред, причиненный во время полета. Участниками Монреальской конвенции являются более 130 государств.

Согласно Монреальской конвенции, в случае потери, повреждения и опоздания багажа, полагается компенсация до 1131 СПЗ, или почти 95 тыс. руб. За задержку рейса каждому пассажиру положена компенсация до 4694 СПЗ, или около 390 тыс. руб. В случае гибели пассажира размер компенсации может составлять до 113 100 СПЗ, или более 9 млн руб.

До вступления в силу закона о присоединении РФ к Монреальской конвенции размер компенсации при утрате перевозчиком багажа не мог превышать 600 руб. за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. Компенсация за задержку рейса составляла 25 руб. за каждый час. Также размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по действующему Воздушному кодексу России не может составлять более 2 млн руб.

Компенсации, определяемые в конвенции, привязаны к искусственному платежному средству – специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из пяти валют: доллара, евро, иены, юаня и фунта стерлингов и меняется ежедневно (на сегодняшний день стоимость 1 СПЗ составляет около 83,44 руб.).

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» 3 апреля 2017 года.

Международные воздушные перевозки и Монреальская конвенция 1999 года: влияние на российское законодательство

Секция: Юриспруденция

XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Международные воздушные перевозки и Монреальская конвенция 1999 года: влияние на российское законодательство

Вплоть до недавнего времени Российская Федерация не участвовала в Монреальской конвенции 1999 г. Однако 3 апреля 2017 года РФ присоединилась к Конвенции. [4] Значение данной Конвенции для института международных воздушных перевозок огромно.

На сегодняшний день воздушный транспорт является самым быстрым, скоростным способом перевозки пассажиров и грузов между государствами.

Трансграничные воздушные перевозки играют важную роль в развитии как национальной, так и мировой экономики.

Ввиду этого, международные воздушные перевозки требуют эффективного и всеобъемлющего правового регулирования.

Трансграничные (международные) воздушные перевозки — это воздушные перевозки, в которых пункт отправления, пункт назначения или пункт промежуточной посадки расположены на территориях разных государств.

Правовое регулирование международных воздушных перевозок следует делить на конвенционное (многостороннее) и двустороннее.

К числу первых относятся такие основополагающие международные документы, как Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года, поправки к ней (Гаагский протокол 1955 года), Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 года), которые составляют, так называемую, «Варшавскую систему», а также Монреальская конвенция 1999 года. Двустороннее правовое регулирование представлено более 150 соглашениями РФ с различными странами, например, «Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области воздушных сообщений и воздушном транспорте от 22 ноября 1993 года».

Особый интерес представляют Варшавская конвенция с изменениями 1929 года и Монреальская конвенция 1999 года. Начнём правовой анализ с Варшавской конвенции. Данная Конвенция регулирует правоотношения между авиаперевозчиками, с одной стороны и пассажирами и грузоотправителями – с другой. Конвенция примеряется в случаях, когда «место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена на территории, находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся Державы» [2].

Варшавская конвенция не имеет единой коллизионной привязки, но по некоторым вопросам предусматривает применение lex fori – закона суда: в отношении устранения или ограничения ответсвенности перевозчика, в случае, если перевозчик докажет, что вина лица, которому был причинен вред, была причиной вреда или содействовала ему (ст. 21 Конвенции); в отношении возможности установления возмещения в виде периодических платежей; в отношении оплаты истцу судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству; в отношении порядка исчисления срока исковой давности (п. 2 ст. 29 Конвенции).

Одной из причин, послуживших принятию Монреальской конвенции, было стремление государств заменить десяток международных актов, регулирующих международные воздушные перевозки, на единый международный правовой акт. 28 мая 1999 года в Монреале (Канада) между представителями 52 стран в штаб-квартире Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [5] была подписана «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» — Монреальская.

Читайте так же:  Как открыть зоомагазин с нуля инструкция

В данный момент участниками Конвенции являются 120 стран. В соответсвии с п. 7 ст. 53 Конвенции, вступление в силу данного договора связано с датой «сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении» [1].

Это произошло 4 ноября 2003 года, когда США – тридцатое государство — сдали на хранение ратификационную грамоту. Следует отметить, что любое государство-участник имеет право на денонсацию Конвенции [1]. Статья 55 данной Конвенции закрепляет её преимущественное положение «перед любыми правилами, применяемыми к международной перевозке».

Конвенция применяется в случаях, когда место отправления и место конечного назначения расположены на территориях государств-участников или на территории одного государства, если при этом производилась посадка в третьем государстве, даже если это государство не является участником Конвенции. При перевозке почтовых отправлений Конвенция не применяется.

При перевозке груза оформляется авиагрузочная накладная.

Как писалось выше, возможно также использование «электронной накладной». В этом случае перевозчик по просьбе отправителя выдаёт последнему квитанцию на груз (п. 2 ст. 4 Конвенции).

Функции данных документов следующие: подтверждение факта заключения договора перевозки, освидетельствование приятия груза перевозчиком, а также установление условий перевозки.

Особый интерес представляет ст. 57 Монреальской конвенции, в которой говорится, что «никакие оговорки к Конвенции не допускаются».

Но государство-участник путём уведомления депозитария может указать, что Конвенция не распространяет своё действие на международные воздушные перевозки, выполняемые непосредственно этим государством-участником в некоммерческих целях в связи с осуществлением его функций и обязанностей в качестве суверенного государства, а также на перевозку лиц, груза и багажа, осуществляемую для военных властей, на воздушных судах, зарегистрированных в этом государстве-участнике или арендованных им, которые полностью зарезервированы этими властями или от их имени.

Согласно ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» № 52-ФЗ от 3 апреля 2017 года РФ присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года, использовав оговорки, предусмотренные ст. 57 Конвенции.

После вступления в силу Монреальской конвенции российские авиаперевозчики и страховщики должны ориентироваться именно на положения данной Конвенции.

До этого международные воздушные перевозки регулировались, в основном, Воздушным Кодексом РФ, а также Законом об обязательном страховании ответственности перевозчика.

Одним из существенных преимуществ Монреальской конвенции является повышенный предел ответственности перевозчика.

Следует сказать, что предел ответственности может быть повышен заключением договора.

Чтобы говорить об ответственности перевозчика, следует определить период этой ответственности.

Согласно Конвенции, периодом ответственности перевозчика считается время с момента приёма груза отправителем до момента выдачи получателю (п. 1 ст. 18 Конвенции). Именно в этот период перевозчик отвечает «за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза…» [1]. Однако Конвенция предусматривает случаи, когда перевозчик не несёт ответственности, если в той мере докажет, что уничтожение, утеря или повреждение груза произошли в результате следующих обстоятельств. Данные обстоятельства изложены в п. 2 ст. 18 Монреальской конвенции:

  1. присущий грузу порок;
  2. неправильная упаковка груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;
  3. война и вооружённые конфликты;
  4. акт органа государственной власти, связанный с ввозом, вывозом или транзитом груза.

Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза.

Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры (ст. 19 Конвенции).

Однако, если вред был причинен вследствие небрежности, неправильного действия или бездействия лиц, требующих возмещения, то перевозчик полностью или частично освобождается от ответственности.

Конвенция устанавливает ответственность перевозчика «за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира, только при условии, что происшествие, которое явилось причиной смерти или повреждения, произошло на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке» (ст. 17 Конвенции).

Например, за задержку рейса предусмотрена ответственность в 4150 специальных прав заимствования (СПЗ) [6], что равно 380 тысячам рублей по сегодняшнему курсу. Сейчас же, авиаперевозчики платят всего 25 рублей за час задержки (25% МРОТ по гражданско-правовым обязательствам) [7].

Кроме того, Монреальская конвенция имеет следующие преимущества перед документами «Варшавской системы»:

— единое частноправовое регулирование (регулирование одним документом);

— повышенная ответственность перевозчика;

— предусматривает обязанность страхования ответственности перевозчика;

— ответственность перевозчика при причинении смерти или вреда здоровью независимо от наличия вины, за исключением случаев вины пассажира);

— возможность в электронном виде оформления документов, необходимых для осуществления грузовых перевозок;

Подводя итог, необходимо сказать, что присоединение России к Монреальской конвенции носит, в целом, положительный характер.

Во-первых, вследствие повышения предела ответственности перевозчика возрастает и уровень обеспечения конституционных гарантий прав человека и гражданина, в частности, права на возмещение вреда.

Это положение также отражено в «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности до 2020 года».

Во-вторых, упрощение оформления документации из-за наличия «электронной авианакладной», что приведёт к ускорению перевозок грузов.

В-третьих, присоединение России к Монреальской конвенции приведёт к укреплению конкурентоспособности российских авиакомпаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Считаю, что вышеприведённые аргументы свидетельствуют о том, что данная Конвенция сыграет исключительную роль в развитии института международных воздушных перевозок и усовершенствовании законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Источники


  1. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.

  2. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  3. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  4. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  5. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Монреальская конвенция о международных авиаперевозках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here