Мокрый лизинг транспортных средств

Полезная и понятная информация в статье: "Мокрый лизинг транспортных средств". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Лизинг самолетов: виды, особенности и стоимость

Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.

Что такое лизинг в авиации

Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.

Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.

Операционный лизинг и его виды

Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.

Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.

Мокрый лизинг

Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.

Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.

Сухой лизинг

Грубо говоря, лизингодатель предоставляет голый самолёт без регистрации, страховки, технического обслуживания, экипажа и других необходимых для эксплуатации вещей. Такие договора обычно заключаются на срок от 2 лет и включают в себе определенные обязательства по техническому обслуживанию.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.

Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов

Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:

  1. Операционный лизинг + продажа или обратная аренда.
  2. Банковский кредит, либо финансовая аренда.
  3. Наличные (собственные средства покупателя).
  4. Кредит по экспорту гарантированной ссуды.
  5. Налоговый лизинг.
  6. Программы поддержки производителей (обычно национальные).
  7. Доверительный (трастовый) сертификат на оборудование.

Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?

На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.

Лизинговая компания Самолёты Клиенты
Сбербанк Лизинг Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара.
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». Российские авиаперевозчики.
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) 55 самолетов Airbus и Boeing Авиакомпании Юго-Восточной Азии
Air Lease Corporation 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. 91 авиакомпаний
Ильюшин Финанс Ко. Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 Признана банкротом в 2012 году.

Видео интервью

Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.

Финансовые условия

Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.

Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.

Предмет: новый и б/у воздушные суда
Сумма финансирования: от 500 тыс. до 500 млн руб.
Аванс: от 30%
Срок: до 10 лет

Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.

Лизинговая сделка, в которой в качестве лизинговой компании выступает банк, приобретающий по заказу лизингополучателя оборудование и сдающий ему это оборудование в аренду.

Вид лизинга, при котором лизингодатель или лизингополучатель является резидентом Российской Федерации.

Разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Договор о лизинге с правом лизингополучателя пополнять список арендуемого оборудования без дополнительного согласования с лизинговой фирмой (лизингодателем).

Лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет.

Торговая операция, при которой лизинговая компания закупает оборудование у иностранной фирмы и предоставляет его отечественному арендатору.

Договор лизинга, по которому лизингополучатель принимает на себя все расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, а также налоговые выплаты.

Договор лизинга, по условиям которого в качестве лизинга получатель расплачивается с лизинговой компанией продукцией, произведенной на арендуемом оборудовании.

Лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.

Вид лизинга, при котором лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Лизинг, включающий в себя поставку сырья, техническое обслуживание оборудования, ремонт, обучение персонала, страхование, рекламу. Все расходы принимает на себя лизингодатель.

Лизинг оперативный (операционный, рентинг)

Вид лизинга, при котором лизингодатель закупает имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок, существенно меньший нормативного срока службы, на определенных условиях во временное владение и в пользование, как правило, без перехода прав собственности на предмет лизинга.

Лизинг, предусматривающий комплексную систему технического обслуживания, ремонта, страхования объекта лизинга. Кроме того, условиями договора может быть предусмотрена профессиональная подготовка персонала лизингополучателя по обслуживанию объекта лизинга, реклама продукции лизингополучателя, выпускаемой на данном оборудовании.

Лизинг среднесрочный (хаиринг) Лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет. Лизинг финансовый

Это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.

Читайте так же:  5 дополнительных вопросов за ошибку на теоретическом экзамене в гибдд

Лизинг, предполагающий заранее согласованное разделение функций по техническому обслуживанию имущества между сторонами договора.

Лизинг, при котором обслуживание оборудования берет на себя лизингополучатель, а расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Лизинговая операция (сделка)

Комплекс действий (многосторонних, консенсуальных, реальных, возмездных) субъектов лизинговой деятельности, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении предмета лизинга.

Лизинговые компании (фирмы)

Коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

Сумма денежных средств, подлежащих перечислению Лизингодателю в Лизинговый период, в соответствии с графиками Лизинговых платежей, указанными в Спецификациях. В Лизинговый платеж входят суммы возмещения Лизингополучателем затрат Лизингодателя, связанных с приобретением и передачей Предмета лизинга Лизингополучателю, включая проценты за пользование заемными средствами, расходы связанные со страхованием Предмета лизинга (если в соответствии с Договором страхование Предмета лизинга осуществляет Лизингодатель), суммы эквивалентные амортизации Предмета лизинга, налогам, уплачиваемым в отношении Предмета лизинга и вознаграждение Лизингодателя.

Лизинговые платежи к получению

Общая сумма лизинговых платежей с НДС по договору лизинга, срок оплаты которых еще не наступил, и лизинговых платежей просроченных.

Лизинговые платежи просроченные

Невыплата Лизингополучателем лизинговых платежей в срок, установленный в Графике лизинговых платежей.

Юридическое лицо, заключившее (намеревающееся заключить) договор с Обществом и/или с Лизингополучателем на оказание услуг по поиску потенциальных Лизингополучателей для Общества и/или лизинговых компаний для Лизингополучателя.

Лизинговый комитет (ЛК)

Совещательный орган Общества, предназначенный для формирования решения о заключении лизинговых проектов, привлекаемых в Общество отделом продаж управления клиентского бизнеса или органами управления Общества.

Период времени, в течение которого Лизингополучатель обязан осуществить соответствующий Лизинговый платеж. Количество Лизинговых периодов совпадает с количеством Лизинговых платежей. Лизинговым периодом для расчета Лизинговых платежей является календарный месяц года. Лизинговый период устанавливается по соглашению Сторон и указывается в Договоре. Начало первого Лизингового периода совпадает с датой подписания Акта сдачи-приемки Предмета лизинга в лизинг.

Сумма всех платежей по всем действующим договорам лизинга, оставшихся к получению (не включая, полученные ранее), на отчётную дату.

Физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Юридическое лицо, заключившее (планирующее заключить) договор лизинга с Обществом.

Лимит ответственности Страховщика

Предельный размер страховой выплаты, установленный договором страхования.

Лист согласования лизингового проекта «ЛСЛП»

Документ, утвержденной формы, оформленный в соответствии с Регламентом работы ЛК.

Лист согласования сублизингополучателя «ЛСС»

Документ, утвержденной формы, по одобренному ранее лизинговому проекту, оформленный в соответствии с Регламентом работы ЛК.

Двухсторонний отпечатанный лист, как правило, с двумя или тремя фальцами, сложенный всевозможными способами, например: пополам, гармошкой, дельтообразно или любым другим способом, подчеркивающим индивидуальность рекламного продукта. Один из основных признаков лифлета — отсутствие каких либо скрепляющих элементов: пружины, клея, скрепок.

Разрешение на ту или иную хозяйственную деятельность, на право ввоза и вывоза товаров, на использование запатентованных изобретений, технологий, торговой марки и т.д.

Оригинальное начертание наименования рекламодателя, используемое как символ товара или фирмы, зачастую являющееся торговой маркой.

Четкая, ясная и сжатая формулировка рекламной идеи, удобная для восприятия и запоминания (см. также копирайтер).

ТЕМА №18. Ипотечный кредит

Рис.1. Организация лизинговых операций

1. Клиент оформляет заявку в лизинговую компанию с просьбой приобрести выбранное оборудование и передать ему в лизинг.

2. Производится анализ предлагаемого проекта и изучение клиента лизингополучателем

3. Лизингодатель делает заказ-наряд изготовителю на выбранное лизингополучателем оборудование

4. Исходя из суммы покупки лизинговая фирма получает в банке необходимый кредит

5. Лизинговая компания и лизингополучатель заключают договор лизинга, по которому оборудование переходит в исключительное пользование лизингополучателя

6. Лизингодатель заключает с изготовителем контракт купли продажи необходимого оборудования и дает указание поставщику отгрузить имущество в адрес лизингополучателя.

7. Согласно акту приёмки имущества в эксплуатацию объект передаётся лизингополучателю.

8. Заключается договор о техобслуживании объекта лизинга со стороны лизингодателя.

9. Лизингополучатель поизводит страхование объекта лизинга

10. В обмен за пользование оборудованием лизингополучатель производит выплату лизинговых платежей.

11. После завершения сделки объект лизинга возвращается лизинговой фирме.

12. За счёт поступивших лизинговых платежей лизингодатель возврщает кредит банку.

— 4 —

[2]

Многообразие функций и задач, выполняемых лизингом, его многогранность делают необходимость классификацию лизинга на отдельные его виды характеристику особенностей каждого вида.

В зависимости от формы организации, техники проведения сделки и по составу участников различают прямой, косвенный и возвратный лизинг. Прямой лизинг имеет место в том случае, когда поставщик (изготовитель) самостоятельно без посредников сдаёт объект в лизинг. Таким образом, поставщик и лизингодатель совмещены в одном лице, а вся сделка имеет двухсторонний характер.

[1]

Возвратный лизинг

характеризуется тем, что собственник имущества сначала продаёт его будущему лизингодателю, а затем сам же арендует этот объект у покупателя.

Однако в основе большинства лизинговых сделок лежит процедура косвенного лизинга. Посредник (он же лизингодатель) сначала финансирует покупку средств производства у изготовителя и поставляет их пользователю (лизингополучателю). Исходя из этого в косвенном лизинге участвуют три стороны: промышленное предприятие, лизинговая компания и арендатор.

По комплексности сервисного обслуживания арендатора выделяют «чистый» и «мокрый» лизинг (при этом «мокрый» лизинг представляется как лизинг с полным или неполным набором услуг), а также генеральный лизинг.

«Чистый» лизинг

имеет место в тех случаях, когда все расходы по эксплуатации, ремонту и страхованию используемого имущества несёт арендатор, и они не включается в лизинговые платежи.

«Мокрый» лизинг

предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе.

В зависимости от широты спектра и комплексности услуг, выполняемых в процессе «мокрого» лизинга, он представляется как полносервисный или лизинг с частичным (неполным) набором услуг.

Полносервисный лизинг

, или лизинг с полным набором сервисных услуг, предусматривает комплексную систему технического обслуживания, ремонта, страхования, поставки необходимого сырья, подготовки квалифицированного персонала, маркетинга и даже рекламы выпускаемой лизингополучателем продукции со стороны лизингодателя.

Лизинг с неполным набором услуг

предполагает заранее согласованное разделение функций по техническому обслуживанию объекта между сторонами договора.

Генеральный лизинг

позволяет при постоянном и проверенном сотрудничестве участников сделки заключить общее соглашение по предоставлению лизинговой линии, по которой пользователь может при необходимости брать дополнительное оборудование без заключения очередного нового контракта.

Читайте так же:  Приказ об увольнении по собственному желанию образец

По объекту сделок различают лизинг движимого имущества и лизинг недвижимости.

При лизинге недвижимости лизингодатель строит или покупает эту недвижимости по поручению арендатора и передаёт ему для использования в производственных и коммерческих целях с правом выкупа или без него по окончании срока договора.

Лизинг движимого имущества

[3]

подразделяется на лизинг производственного и строительного оборудования, компьютеров, транспортных средств, станков и т.д.

В зависимости от условий амортизации используемого имущества выделяется лизинг с полной и неполной амортизацией.

Лизинг с полной амортизацией

характеризуется:

ü совпадением продолжительности сделки с нормативным сроком амортизации объекта;

ü полной выплатой стоимости объекта при однократной аренде;

ü правом пользователя на выкуп объекта по символической цене (по соглашению сторон).

Видео (кликните для воспроизведения).

Лизинг с неполной амортизацией

допускает частичную выплату стоимости объекта лизинга. Он охватывает в основном объекты недвижимости, а также различное оборудование, станки и целые предприятия.

По отношению к определённым размерам и границам рынка выделяют внутренний (все участники сделки из одной страны) и внешний (международный) лизинг, если хотя бы одна из сторон является иностранной или все участники принадлежат разным странам, либо кто-то из них имеет совместный капитал с зарубежной фирмой.

Международный лизинг имеет несколько модификаций, а именно: прямой экспортный и прямой импортный, транзитный (косвенный), непрямой.

Прямой международный лизинг

представляет собой сделку, где все операции совершаются между юридическими лицами из двух разных стран.

Различия экспортного и импортного лизинга определяется страной месторасположения лизингодателя и лизингополучателя. При импортном лизинге поставщик находится за рубежом, а при экспортном – зарубежным партнёром является лизингополучатель.

Транзитный (косвенный) международный лизинг

имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страны приобретает оборудование в другой стране и поставляет его арендатору, находящемуся в третьей стране.

Непрямой международный лизинг

– это лизинг, когда лизинговая фирма и потребитель оказываются одной национальной принадлежности, но лизинговая фирма расположена в другой стране.

По составу лизингового платежа различают денежный, компенсационный и смешанный лизинг.

Денежный лизинг

имеет место, когда все платежи проходят в денежной форме.

Компенсационный лизинг

предусматривает платежи в форме поставки товаров, производимых на используемом оборудовании, или в форме оказания встречных услуг.

Смешанный лизинг

основан на сочетании денежных и компенсационных платежей, в которых используется элементы бартерной сделки.

Сублизинг

— лизинг, при котором лизингополучатель с разрешения лизингодателя передает иным лизингополучателям в последующее пользование и владение объект лизинга. При этом лизингополучатель не освобождается от обязательств и ответственности перед лизингодателем, предусмотренных договором лизинга, приобретая по отношению к другому лизингополучателю права.

Финансовый лизинг

– лизинг, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях.

Оперативный лизинг

— оперативный лизинг, при котором лизинговый платеж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

«Мокрый» и «чистый» лизинг

По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на «чистый» и «мокрый».

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, включающем дополнительные обязательства» (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing) — это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях «чистого лизинга» участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом.

На практике существует множество форм лизинговых сделок, однако их нельзя рассматривать как самостоятельные типы лизинговых операций.

Под формами лизинговых сделок понимаются устоявшиеся модели лизинговых контрактов. Наибольшее распространение в международной практике получили следующие формы лизинговых операций.

В США 85% сделок по финансовому лизингу относится к этой форме лизинга.

Это лишь наиболее распространенные формы лизинговых контрактов. На практике имеет место сочетание различных форм контрактов, что увеличивает их число.

Лизинговые операции коммерческих банков, подробнее.

Обратная связь

Лизинг автотранспорта — наиболее популярный сегмент рынка лизинга, поскольку это удобный и выгодный способ пополнить корпоративный автопарк без крупных единовременных затрат. В сделках по лизингу автотранспорта учитываются интересы всех сторон сделки: лизингополучателей, лизингодателей и поставщиков транспорта.

Организациям лизинг автомобилей интересен прежде всего как возможность приобрести транспортные средства, распределив их оплату по времени. Важным стимулирующим фактором становится также возникающая при лизинге экономия на налоге на прибыль и налоге на имущество. Кроме того, в большинстве случаев не требуется дополнительного залога и обеспечения (так как предмет лизинга на протяжении всего срока лизинга находится в собственности лизингодателя). В отличие от банка, лизинговая компания также более лояльно подходит и к финансовым показателям деятельности заемщика. Таким образом, лизинг автотранспорта для корпоративных клиентов чаще всего оказывается более привлекателен, чем кредит на приобретение автомобилей. В результате компании все чаще приобретают автотранспорт в лизинг. Спрос на него стимулирует также множество услуг, которые лизингодатели предоставляют клиентам помимо основной — передачи автомобиля в лизинг. Лизинговые компании помимо финансирования готовы выкупить автомобиль в конце срока лизинга, помогают с прохождением техосмотра и заменой резины и т. д., избавляя таким образом предприятие-лизингополучателя от лишней головной боли.

Что касается поставщиков и производителей автотранспорта, для них лизинг является важным каналом сбыта. С помощью лизинга поставщик может ощутимо расширить свою клиентскую базу за счет предприятий, которые не имеют возможности направлять значительные финансовые ресурсы на покупку автотранспорта. Лизингодатели стараются установить партнерские отношения с крупнейшими производителями техники, чтобы увеличить количество продаж автомобилей.

Читайте так же:  Порядок увольнения работника по тк рф

Дорожное и коммунальное хозяйство — очень сложные и специфические отрасли для лизинга. В первую очередь необходимо выделить основные виды предприятий отрасли: коммунальные, дорожно-эксплуатационные и дорожно-строительные. В большинстве своем дорожно-эксплуатационные и коммунальные предприятия — это предприятия малого, иногда среднего бизнеса с неустойчивым финансовым положением и высокой зависимостью от государственных и муниципальных контрактов и государственных дотаций. Помимо этого значительная их часть — предприятия с государственным участием. Эти факторы являются критичными для коммерческих лизинговых компаний, которые предпочитают минимизировать собственные риски и отказываются от работы с такого рода клиентами. Для частных компаний основным приоритетом является получение быстрой прибыли с наименьшими рисками. Именно поэтому доля лизинга, несмотря на его востребованность, в этом сегменте очень низкая. Фактически единственным игроком лизингового рынка для этого вида предприятий сейчас является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Транспортные пассажирские предприятия, если это не крупные перевозчики, также сталкиваются с постоянной проблемой недофинансирования и могут нести значительные риски для большинства лизинговых компаний.

Лидеры рынка лизинга автотранспорта в России

Среди лидеров рейтинга по объему лизинговых сделок с автотранспортом выделяется несколько основных групп компаний. Это крупнейшие универсальные лизинговые компании, наиболее крупные из них являются государственными — «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг». Государственный лизинг чрезвычайно востребован для решения вопроса обновления технического парка. Так, например, лизинг техники через ГТЛК обеспечил 50% плановой потребности в технике дорожно-эксплуатационных предприятий федерального значения. Компания заняла первое место в поставках дорожно-строительной техники и оборудования в лизинг. Также в 2010 году закупки автобусов со стороны ГТЛК составили 2,4% от общего количества произведенных в России автобусов, что позволило ГТЛК занять третье место по лизингу пассажирского транспорта.

Также среди лидеров рынка лизинга автотранспорта выделяются коммерческие компании, которые активно работают в основном в рознице сегмента легкового автотранспорта, и лизинговые компании, созданные при производителях транспортных средств (кэптивные), хотя в последнее время их доля на рынке лизинга автотранспорта заметно снижается.

В целом благодаря преимуществам автотранспорта как объекта лизинга сегмент лизинга автотранспорта характеризуется наиболее высокой конкуренцией на всем рынке лизинга. Тем не менее у каждого вида лизинга автотранспорта есть своя специфика, поэтому лизинговые компании часто концентрируются на наиболее приоритетном направлении для себя. Так, например, Государственная транспортная лизинговая компания является лидером в сегменте лизинга дорожной техники. По результатам 2010 года ГТЛК стала самым крупным поставщиком техники для строительства, ремонта и содержания дорог. Каждая четвертая комбинированная дорожная машина, произведенная в стране, была передана в лизинг специалистами компании.

Высокая конкуренция в сегменте автолизинга приводит к тому, что уровень ставок по финансированию, предлагаемому лизинговыми компаниями, практически одинаковый. Конкурентная борьба смещается в другие сферы.

Одним из самых важных параметров при выборе конкретной лизинговой компании является размер аванса. Наиболее распространенный размер аванса, который лизинговые компании готовы предложить клиенту по автолизингу,— 20%. Таких лизинговых компаний набралось 21 из 30. В 8 из 30 лизинговых компаний реально заплатить аванс меньше 20% — сделать это можно за счет стабильного финансового состояния.

Что касается срока лизинга, то он колеблется в среднем от двух до пяти лет. В итоге опроса 30 лизинговых компаний лизингодателей, которые готовы предоставлять автолизинг до пяти лет, оказалось большинство, правда, незначительное — 12 из 30 лизинговых компаний. Например, представители многих компаний особо акцентировали внимание на финансовом состоянии, которое позволяет решать многие вопросы в пользу клиента.

Компаний, готовых лизинговать автотранспорт до четырех лет, также нашлось немало — 7 из 30. Трехлетний автолизинг готовы предложить клиенту 10 из 30 лизинговых компаний. Это стандартный срок, который не требует особых комментариев.

Здесь следует отметить тот факт, что Государственная транспортная лизинговая компания предлагает льготные условия в силу специфики своей деятельности и задач, поставленных государством, чтобы у предприятий была возможность воспользоваться лизингом. Поэтому в ГТЛК сохраняются пониженные требования к авансовому платежу, размер которого начинается от 10%, предлагается низкая ставка среднегодового удорожания — от 4%, срок лизинга до пяти лет, также компания предлагает два варианта графиков лизинговых платежей: регрессивный, когда размер ежемесячных платежей уменьшается в течение срока лизинга, и аннуитетный, когда размер ежемесячных платежей одинаковый в течение всего срока. Помимо этого, учитывая специфику деятельности лизингополучателей, значительную часть которых составляют дорожные и транспортные предприятия, в ГТЛК готовы рассматривать сезонные корректировки лизинговых платежей.

Другое направление конкурентной борьбы в автолизинге — это движение в регионы. Можно отметить, что лидеры рейтинга по автолизингу обладают наиболее обширными филиальными сетями среди всех лизинговых компаний. В конечном счете присутствие компании в регионе увеличивает скорость заключения сделки, увеличивает комфорт для клиента, а с ростом количества сделок и снижает их стоимость для лизингополучателя.

И, наконец, еще одна сфера, в которой проявляется конкурентная борьба между операторами автолизинга,— это развитие новых лизинговых продуктов. Рассмотрим основные из них. Так, суть оперативного лизинга в том, что оборудование или транспорт передается лизингополучателю на срок, существенно меньший срока амортизации оборудования. По мнению лизингодателей, наиболее привлекательной для клиентов в этом лизинговом продукте является возможность регулярно обновлять фонды, не заботясь о продаже устаревшего транспорта на вторичном рынке. В перспективе важное преимущество операционного лизинга состоит в том, что он способствует формированию обширного и ликвидного вторичного рынка оборудования и транспорта. Это повышает эффективность финансового лизинга, поскольку в случае изъятия техники у неплатежеспособного лизингополучателя лизингодателю легче продать эту технику на вторичном рынке или передать в операционный лизинг и таким образом покрыть убытки.

Обычно оперативный лизинг сочетается с другим продуктом — full-service leasing, то есть лизингом с полным набором услуг (хотя этот вид лизинга может быть связан также и с финансовым лизингом). Лизинг с полным набором услуг предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции — приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю — берет на себя еще ряд задач: уплату всех налогов; страхование и техническое обслуживание автомобиля; подбор автомобиля исходя из производственных задач покупателя; планирование структуры и порядка обновления автопарка клиента; постановка (снятие) транспортных средств на учет в ГИБДД и прохождение государственного технического осмотра; прохождение технического обслуживания согласно программам производителей; ремонт транспортных средств и т. д.

Лизинговые брокеры отмечают, что в некоторых компаниях формально рассматривают обращения индивидуальных предпринимателей, но почти никогда не финансируют их, требуя дополнительные поручительства от более крупных компаний. Однако у индивидуального предпринимателя все равно остается вероятность получить автомобиль в лизинг. Например, среди лизингополучателей ГТЛК 83% дорожных предприятий—клиентов компании по специальным программам лизинга относятся к сфере малого бизнеса.

Рассматривая программы автолизинга, стоит отдельно рассмотреть так называемые экспресс-продукты, или экспресс-лизинг. Иными словами, возможность взять автомобиль в лизинг по ускоренным срокам с минимальным набором документов. Однозначно отметают вероятность экспресс-лизинга для новых клиентов 12 лизинговых компаний из 30. В таких компаниях подчеркивают, что все новые клиенты проходят стандартную процедуру рассмотрения и максимум, что они могут сделать,— это сказать предварительное решение после просмотра отчетности. Обычно по таким программам срок рассмотрения заявок составляет три-четыре дня, необходим минимальный пакет документов, которые не требуют нотариального заверения, используется упрощенный финансовый анализ состояния клиента.

Читайте так же:  Порядок оформления дтп без участия сотрудников гибдд

Бок о бок с экспресс-лизингом идет лизинг «без оценки финансового состояния». В большинстве случаев такое название является скорее рекламным, то есть финансовое состояние все-таки оценивается, только по меньшему пакету документов. Однако компании «Свое дело», «Элемент Лизинг», «Столичный лизинг» действительно основное внимание уделяют ликвидности имущества и готовы финансировать любых заемщиков, даже физических лиц.

Под «лизингом для физических лиц» с точки зрения российского законодательства подразумевается аренда с правом последующего выкупа. Однако с точки зрения сути данной сделки это действительно весьма близко к мировому понятию лизинга. В России лизинг для физических лиц не получил распространения, так как налоговые льготы могут получать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. То есть с экономической точки зрения лизинг здесь уже не является выгодным вариантом финансирования собственного бизнеса, теряет свои главные конкурентные преимущества относительно банковского кредитования.

Этот продукт интересен прежде всего предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не ведет отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости учета предмета лизинга и лизинговых платежей.

Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обуславливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки. Несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса предмет лизинга, например грузовой автомобиль,— это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов даже ограничить себя насколько возможно, лишь бы погасить очередной лизинговый платеж.

Мотивационный лизинг еще редкость на российском рынке, но он весьма перспективен. В данном случае предприятие берет автомобиль в лизинг для личных нужд своих сотрудников и засчитывает лизинговые платежи в счет зарплаты этих сотрудников. Это позволяет получить как традиционную при лизинге экономию на налоге на прибыль и на НДС, так и на зарплатных налогах сотрудников. Последнее особенно актуально с учетом последнего повышения ЕСН до 34%. По оценкам, суммарная экономия на налогах может составить до 35% от цены автомобиля. Остается порекомендовать сотрудникам, получающим белую зарплату и желающим приобрести автомобиль, договариваться со своими работодателями об организации подобной процедуры.

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании

Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 1853 раза

Библиографическое описание:

Нор С. А. Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12117/ (дата обращения: 22.11.2019).

На сегодняшний день существует несколько моделей финансирования авиакомпаний для обновления парка воздушных судов: собственные средства, кредитование, лизинг. Наибольшее распространение получил авиационный лизинг. В статье описываются особенности рынка авиационного лизинга в России, основные виды лизинга и их характеристика.

Ключевые слова:гражданская авиация, авиационный лизинг, лизинговый платеж, воздушные суда

Основным инструментом обновления парка воздушных судов авиакомпаний, как в России, так и за рубежом является лизинг. Применительно к предприятиям гражданской авиации лизинг — это долгосрочная аренда воздушных судов (ВС) через лизинговую компанию посредством выплаты возмещаемой стоимости ВС и лизингового процента.

В денежном выражении сумма новых лизинговых сделок в сегменте авиации за первое полугодие 2016 г. составила 49,8 млрд. руб. при общем объеме сделок в 275 млрд.руб. [1]

Выделяя особенности авиализинга в РФ, стоит отметить, что около 2/3 сделок заключается по поводу иностранных самолетов, как новых, так и бывших в эксплуатации. Данная тенденция существует, потому что уровень безопасности на иностранных воздушных судах выше, чем на отечественных, они соответствуют международным требованиям. Высокая зависимость российских авиакомпаний от западных поставщиков так же обусловлена тем, что иностранные суда более экономичны, особенно по двигателям, а также они являются более комфортными и привлекательными для пассажиров. Практика показывает, что большая часть лизинговых сделок на поставку ВС в России заключается по поводу подержанных самолетов, приобретаемых у западных перевозчиков. Лишь крупнейшая четверка российских авиакомпаний способна пополнять парк новыми судами.

Лизинг, который предполагает, что авиакомпания из-за недостатка денежных средств и отсутствия желания иметь дело с воздушными судами по истечению их эксплуатационного срока будет обращаться к лизинговой компании с предложением приобрести ВС у производителя на определенный срок, и предоставить его в пользование за вознаграждение.

В 2011 году Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг».

Можно выделить основные принципы организации лизинга: срочность, платность и экономичность, опираясь на которые можно сформулировать сущность авиализинга: авиационный лизинг — это комплексные экономико-правовые отношения между тремя субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом, при которых инвестирующая лизинговая компания приобретает в собственность определенное ВС или иное авиационное имущество у определенного производителя и предоставляет это имущество за плату в виде регулярных лизинговых платежей во временное владение и пользование для выполнения коммерческих полетов с возможностью перехода права собственности.

В сумму лизинговых платежей входят:

– возмещение затрат лизинговой компании на приобретение ВС;

– возмещение затрат лизинговой компании на техническое обслуживание и ремонт самолета, если это предусмотрено договором, страхование и пр.;

– доход лизинговой компании от передачи имущества в лизинг авиакомпании.

Самыми распространенными формами лизинга на предприятиях гражданской авиации являются финансовый и оперативный, а также возвратный.

Финансовый лизинг, при котором авиакомпания находит самолет у завода-изготовителя и обговаривает стоимость и условия поставки. Но авиакомпания не подписывает контракт на покупку самолета, а этим занимается лизинговая компания или банк. После того, как все переговоры завершены, лизингополучатель вместе с лизингодателем производит покупку самолета и подписывает лизинговый договор с лизингодателем. [2, с. 99]

Читайте так же:  Езда без стс причины, последствия

Договор финансового лизинга заключается на длительный срок (10-20 лет), и по своей экономической природе финансовый лизинг похож на долгосрочное кредитование, поэтому взять ВС в финансовый лизинг могут позволить себе только крупные платежеспособные авиакомпании.

Данный лизинг не предполагает досрочного прекращения договора, и расторгается такая сделка, как правило, с уплатой огромных штрафов.

Эксплуатацией и техническим обслуживанием воздушного судна занимается лизингополучатель, отсюда следует, что всю прибыль от операционной деятельности и риски берет на себя эксплуатант.

Обязательства по лизингу (лизинговый процент и стоимость авиатехники) отражаются в балансе в качестве долгосрочной задолженности.

Финансовый лизинг характеризуется тем, что вначале лизингополучателем выплачивается аванс, а впоследствии на протяжении срока договора — лизинговые платежи. По окончании срока лизинга ВС могут перейти в собственность авиакомпании с выплатой остаточной стоимости.

Механизм ускоренной амортизации так же может применяться по соглашению сторон. Согласно п.2 ст. 259.3 НК РФ, налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). [3]

Операционный лизинг, или в некоторых источниках употребляется термин «эксплуатационный лизинг» или «лизинг с неполной амортизацией», широко распространен в России как наиболее гибкая форма аренды ВС.

Обычно, при данном варианте лизинга, договор заключается на срок до 5-7 лет, то есть на период меньший срока амортизации самолета, что является весьма удобным для авиакомпаний при формировании и маневрировании парком ВС. Авиакомпании могут так же досрочно прекратить договор лизинга и возвратить самолет лизингодателю.

Расходы по операционному лизингу так же относятся на себестоимость, однако в данном случае не ставятся на баланс и не амортизируются, а указываются в забалансовых обязательствах. Эта особенность является особенно важной для компаний, имеющих задолженности, которые не хотят обременять себя чрезмерными долгами.

Техническое обслуживание и ремонт ВС и различные консультации по финансовым вопросам осуществляет лизингодатель, расходы на которые включаются в платежи по лизинговому договору.

По окончании срока договора самолеты обычно возвращаются лизинговой компании, но по соглашению сторон может быть осуществлено продление срока лизинга или продажа ВС авиакомпании по остаточной стоимости.

Практика показывает, что большинство сделок операционного лизинга в России заключаются по поводу иностранной авиационной техники, в том числе для выполнения сезонных полетов, краткосрочных работ. Это так же происходит потому, что авиакомпании, арендуя ВС уже бывшие в эксплуатации, как и лизинговые компании, сдавая в аренду, сталкиваются с проблемой отсутствия вторичного рынка авиации в России.

Новых ВС российского производства не так много и история сделок по ним небольшая, поэтому спрогнозировать остаточную стоимость авиатехники достаточно проблематично, учитывая так же, что самолеты изменяют свою стоимость неравномерно: находится он в активной эксплуатации или на хранении.

Именно прогнозируемая стоимость на протяжении периода лизинга и при выходе из сделки является ключевым параметром для участников сделки. Чтобы эффективно управлять остаточной стоимостью, нужно, прежде всего, понять, насколько велики затраты по владению воздушным судном и обеспечением его готовности к эксплуатации. [4, с. 87]

В 2011 году Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг».

Возвратный лизинг (SLB-сделка) представляет собой такую схему, при которой авиакомпания продает свои ВС банку, инвестору, страховой или лизинговой компании, в тоже время заключая договор лизинга на эти же суда, обычно на 10-12 лет. Сумма лизинговых платежей при этом составляет полное возмещение расходов лизинговой компании на покупку самолета с процентами.

Крупные авиакомпании даже могут устраивать различного рода тендеры для лизинговых компаний, что дает возможность сэкономить. Заключив договор возвратного лизинга, и освободив денежные средства, авиаперевозчик может их направить на решение других более неотложных задач.

Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1,1-1,2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0,8 и даже 0,78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0,8-0,93, это ближе к операционному лизингу. [5]

Возвратный лизинг используется компаниями, находящимися в затруднительном финансовом положении, он позволяет авиакомпаниям высвобождать капитал за счет продажи ВС, но при этом продолжать его эксплуатацию. После выплаты всех лизинговых платежей самолет может вернуться в собственность авиакомпании.

По количеству участников договора лизинга можно выделить три вида лизинга: прямой, косвенный, леверидж-лизинг.

Прямая сделка характерна для участия двух сторон: поставщика самолета и авиакомпании. Из этих экономико-правовых отношений выпадает лизинговая компания, что не позволяет назвать эту сделку классическим договором лизинга.

Если поставщик самолета и авиакомпания прибегают к помощи посредника — лизинговой компании, то этот договор между тремя сторонами носит особенности косвенного лизинга.

Леверидж-лизинг представляет собой договор между несколькими инвесторами, которые решат объединить свои капиталы с цель снижения риска.

По объему предоставляемых услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту лизинг подразделяется на «сухой» или «мокрый».

Большинство российских авиакомпаний заключают договор «сухого» лизинга, т. е. арендует ВС без экипажа и наземного обслуживания. В этом случае авиакомпании самостоятельно эксплуатируют воздушные суда, обеспечивают летную годность. Однако лизингодатель вправе осуществлять технический контроль над правильностью обслуживания ВС.

При «мокром» лизинге ВС передается вместе с экипажем и техническим обслуживанием обычно на срок от 1 месяца до 2 лет. Расходы по содержанию экипажа несёт лизингополучатель. Российские эксперты прогнозируют развитие практики «мокрого» лизинга и считают его положительной тенденцией в области российского авиационного лизинга. Авиакомпании получают высокопрофессиональные услуги по организации и содержанию ремонтно-технической базы, оказываемые лизинговой компанией с участием производителя ВС. Стоимость этой сделки формируется, исходя из минимального налета часов в месяц и самой стоимости летного часа эксплуатации самолета.

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  3. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
  4. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
  5. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Мокрый лизинг транспортных средств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here