Кто является должностным лицом права и обязанности

Полезная и понятная информация в статье: "Кто является должностным лицом права и обязанности". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Злоупотребление должностными полномочиями следует отличать от сходного преступления — злоупотребления полномочиями служащим коммерческой или иной организации, предусмотренного ст. 201 УК РФ. О служащем коммерческой или иной организации см. «Должностное лицо». Предусмотренное ст. 201 УК РФ злоупотребление полномочиями представляет собой использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации аудитора и задачи его деятельности определяются его правами и обязанностями в соответствии со ст. 779-783 ГК РФ, Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994 г., которым введен Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности (см. САПП. 1993. 52. Ст. 5069; СЗ РФ. 1994. 4. Ст. 365).

Существенность нарушения прав и законных интересов граждан или организаций определяют исходя из конкретных обстоятельств дела (характера и размера вреда, числа потерпевших и т. д.). Деяние совершается с прямым или косвенным умыслом. Субъект преступления — только государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, достигшие 16-летнего возраста и вменяемые.

Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда Вопрос 1.9.1. Должностные лица и их обязанности

Напомним, что должностным лицомназывают лицо, осуществляющие функции представителя руководства (власти), занимающее временно или постоянно в государственных, общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, либо лицо, выполняющее эти функции по специальному полномочию.

Должностью является учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица организации, определяющая содержание, объем обязанностей и полномочий замещающего ее работника –должностного лица. Должность можно определить как служебное (рабочее) место, связанное с исполнением определенных служебных (трудовых) обязанностей и определенной ответственностью, а можно как установленную социальную роль в системе управления, выполняемую должностным лицом в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях. Фактически должность представляет собой место во властной структуре организации, которое занимает определенный работник, в сочетании с установленными задачами, обязанностями, правами и ответственностью.

Федеральный закон о государственной гражданской службе дает следующее определение новому понятию государственная должность: государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Наиболее распространено понимание должности с позиции кадровой службы как места работы, занятие (замещение) должности предполагает закрепление в штатном расписании, оплату выполняемых обязанностей, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей.

Однако главным является не это, а та функция организации (особенно, если это орган власти), которую осуществляет и персонифицирует (представляет) данное должностное лицо. При этом при повышении роли организации растет и роль должности, хотя она может сохранять свою внешнюю неизменность в названии (например, начальник отдела).

Хотя формально по действующему порядку все служащие занимают ту или иную должность, нас будут интересовать только ответственные должностные лица. Это понятие (сходное с аналогичным понятием «ответственный работник») не является юридическим понятием, но широко применяется на практике для именования лиц, занимающих важные ответственные должности, характеризующие и представляющие те или иные функции той организации, где он работает.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает следующую классификацию должностей гражданской службы, которые подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

[3]

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

Дополнительно должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы.

Заметим, что сегодня государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая наличие в кадровом резерве и другие случаи).

Читайте так же:  Процедура приостановки регистрации транспортного средства

Гражданский служащий– гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность надолжности гражданской службыв соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

В ходе выполнения своих должностных обязанностей гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

6) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

7) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

8) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

9) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;

10) сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Заметим, что закон устанавливает важное правило о том, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае же исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Статья 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет требования к служебному поведению гражданского служащего. В соответствии с этой статьей гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Кроме того, гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Обязанности должностных лиц можно разделить на стандартные трудовые обязанности (соблюдение дисциплины труда, требований охраны труда и т. п.) и должностные обязанности по выполнению функций организации.

Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.

На практике иногда трудно бывает понять: есть или нет «неисполнение» (а то и «преступное неисполнение») своих должностных обязанностей ответственным должностным лицом.

Напомним, что «неисполнение» – это не совершение определенных действий, которые работник должен предпринимать для выполнения задачи, поставленной перед ним, т. е. фактически бездействие. Кроме того, «неисполнением» может быть и активноедействие, на совершение которого установлен запрет. В любом случае «неисполнение» может обернуться правонарушением.Правонарушение– это действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. За правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность. Правонарушения подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские преступления.

Виновно ли должностное лицо в «неисполнении» или правонарушении? Ответ на этот вопрос можно найти, сравнивая реальную деятельность должностного лица с его должностной инструкцией. Для этого в должностной инструкции необходимо закрепить различия между «неисполнением» должностных обязанностей и ненадлежащим исполнением таковых, а также указать возможные правонарушения.

Критерием ненадлежащего исполнения, по общему правилу, является исполнение обязанностей не в полном объеме, с нарушением отведенных для этого сроков, вследствие чего результат не соответствует первоначальной цели исполнения. Не всегда несвоевременность исполнения должностных обязанностей предполагает опоздание, задержку. Ненадлежащим исполнением должностных обязанностей может быть и опережение отведенных сроков, например, отправление документов до согласования действий и т. д.

[1]

Разграничение понятий «неисполнение» или «ненадлежащее исполнение» необходимо для того, чтобы правильно использовать инструменты воздействия на данное должностное лицо, предусмотренные законодательством.

Читайте так же:  Неоказание помощи больному чем характеризуется преступление и что за него грозит

Заметим, что на практике нелишним будет указание в локальных нормативных актах видов ответственности за «неисполнение» должностных (служебных) обязанностей. Причем, конструкция раздела, устанавливающего виды ответственности, сама может являться сильным фактором, воздействующим на определенные категории работников.

Используемые в должностных инструкциях формулировки типа: «несет ответственность за организацию работы и т. д.»; «действует под свою ответственность»; «несет ответственность перед руководителем. за. » чаще всего настраивают людей с обостренным чувством долга на моральную, этическую или социальную, но не юридическую ответственность.

В формулировках типа: «привлекается к ответственности за. », «несет ответственность за. » или «за несоблюдение, неисполнение, нарушение привлекается к. » работник предупреждается о возможных неблагоприятных последствиях его неправомерного поведения. Это довольно часто оказывает сильное дисциплинирующее воздействие на работников.

Изложенные выше варианты описания ответственности часто называются «позитивная» (в первом случае) и «негативная» ответственность (во втором). Они обе имеют право на существование и при правильной оценке личности конкретного работника дают ощутимый эффект требуемого воздействия.

За неисполнение должностных обязанностей должностные лица несут персональную ответственность в рамках своих должностных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством.

Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки

Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285. Должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Организационно-распорядительные функции означают управленческие функции, связанные с руководством деятельностью других людей в связи с их служебной или производственной деятельностью. К организационно-распорядительной деятельности относится подбор кадров, контроль и проверка исполнения выполненной работы, организация труда.

Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом. Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Под специальным полномочием следует понимать кратковременное выполнение указанных функций без занятия соответствующей должности, но на основании закона, приказа, положения или другого правового акта. Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

Таким образом, по определению закона выделяются две категории должностных лиц:

  1. представители власти;
  2. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в войсковых и воинских формированиях.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления должностными лицами не являются, если они не наделены полномочиями организационно-распорядительного характера.

Должностное лицо

Добавлено в закладки: 0

Видео (кликните для воспроизведения).

Кто такое должностное лицо? Описание и определение понятия.

Должностное лицо

– это лицо, которое в согласии с предоставленными полномочиями или выполняет распорядительные, организационные функции в государственных органах, в государственных или муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления, в военных формированиях или в Вооружённых силах РФ, или временно выполняет обязанности представителя государства. Должностное лицо занимается такими вопросами: руководство производственной деятельностью работников, трудовым коллективом, планирование работы, организация труда подчиненных, подбор кадров, сохранение трудовой дисциплины и так далее.

Должностное лицо — это лицо, которое осуществляет по результатам выборов или по назначению функции представителя власти или постоянно, или временно занимающее в государственных предприятиях, учреждениях, партиях, организациях, общественных учреждениях, формированиях должности и организациях, которые связаны с исполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных обязанностей, или исполняющее их по специальному полномочию.

Подробное определение понятия

  1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) считаются лица, временно, постоянно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти или исполняющие административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, государственных корпорациях и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.
  2. Под лицами, которые занимают государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и федеральными конституционными законами для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  3. Под лицами, которые занимают государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, устанавливаемые уставами субъектов Российской Федерации или конституциями для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  4. Служащие органов местного самоуправления и государственные служащие, которые не относятся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в ситуациях, предусмотренных специально соответствующими статьями.
Читайте так же:  Получение автокредита в фольксваген банке

Приведённое выше определение относится к уголовному праву, в КРФобАП, в примечании к статье 2.4, дают немного отличное и более широкое определение должностного лица:

В настоящем Кодексе под должностным лицом необходимо понимать лицо, временно, постоянно или соответственно со специальными полномочиями производящее функции представителя власти, то есть наделенное в порядке, установленном законом, распорядительными полномочиями по отношению к лицам, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с исполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций руководители и другие работники прочих организаций и совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями:

  • 13.25;
  • 14.24;
  • 15.17 — 15.22;
  • 15.23.1;
  • 15.24.1;
  • 15.29 — 15.31;
  • частью 9 статьи 19.5;
  • статьей 19.7.3 настоящего Кодекса;

несут административную ответственность, как должностные лица:

  • члены советов директоров (наблюдательных советов);
  • исполнительных коллегиальных органов (дирекций, правлений);
  • ревизионных комиссий (ревизоры);
  • счётных комиссий;
  • ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, которые осуществляют полномочия исполнительных единоличных органов прочих организаций.

Лица, которые осуществляют функции члена аукционной, конкурсной, единой или котировочной комиссии, созданной муниципальным или государственным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут, как должностные лица, административную ответственность. Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые совершили административные правонарушения, несут, как должностные лица, административную ответственность, если настоящим Кодексом не установлено другое.

Мы коротко рассмотрели должностное лицо, в частности, в России. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

На видео: Государственная служба и должности. Ликбез

Является ли исполняющий обязанности заместителя главы района должностным лицом?

Да, будет являться должностным лицом.

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 2] [Статья 2.4]

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностные лица и их обязанности

Должностным лицом называют лицо, осуществляющие функции представителя руководства (власти), занимающее временно или постоянно в государственных, общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, либо лицо, выполняющее эти функции по специальному полномочию. Должность представляет собой место во властной структуре организации, которое занимает определенный работник, в сочетании с установленными задачами, обязанностями, правами и ответственностью. Классификация должностей гражданской службы приведена в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обязанности должностных лиц можно разделить на стандартные трудовые обязанности (соблюдение дисциплины труда, требований охраны труда и т. п.) и должностные обязанности по выполнению функций организации.

Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.

На практике иногда трудно бывает понять: есть или нет «неисполнение» (а то и «преступное неисполнение») своих должностных обязанностей ответственным должностным лицом.

Напомним, что «неисполнение» – это несовершение определенных действий, которые работник должен предпринимать для выполнения задачи, поставленной перед ним, т. е. фактически бездействие. Кроме того, «неисполнением» может быть и активное действие, на совершение которого установлен запрет. В любом случае «неисполнение» может обернуться правонарушением. Правонарушение – это действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. За правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность. Правонарушения подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские преступления.

Виновно ли должностное лицо в «неисполнении» или правонарушении? Ответ на этот вопрос можно найти, сравнивая реальную деятельность должностного лица с его должностной инструкцией. Для этого в должностной инструкции необходимо закрепить различия между «неисполнением» должностных обязанностей и ненадлежащим исполнением таковых, а также указать возможные правонарушения.

Критерием ненадлежащего исполнения, по общему правилу, является исполнение обязанностей не в полном объеме, с нарушением отведенных для этого сроков, вследствие чего результат не соответствует первоначальной цели исполнения. Не всегда несвоевременность исполнения должностных обязанностей предполагает опоздание, задержку. Ненадлежащим исполнением должностных обязанностей может быть и опережение отведенных сроков, например, отправление документов до согласования действий и т. д.

Разграничение понятий «неисполнение» или «ненадлежащее исполнение» необходимо для того, чтобы правильно использовать инструменты воздействия на данное должностное лицо, предусмотренные законодательством.

Заметим, что на практике нелишним будет указание в локальных нормативных актах видов ответственности за «неисполнение» должностных (служебных) обязанностей. Причем, конструкция раздела, устанавливающего виды ответственности, сама может являться сильным фактором, воздействующим на определенные категории работников.

Используемые в должностных инструкциях формулировки типа: «несет ответственность за организацию работы и т. д.»; «действует под свою ответственность»; «несет ответственность перед руководителем. за. » чаще всего настраивают людей с обостренным чувством долга на моральную, этическую или социальную, но не юридическую ответственность.

Читайте так же:  Варианты мошенничества при продаже автомобиля, как распознать обман

В формулировках типа: «привлекается к ответственности за. », «несет ответственность за. » или «за несоблюдение, неисполнение, нарушение привлекается к. » работник предупреждается о возможных неблагоприятных последствиях его неправомерного поведения. Это довольно часто оказывает сильное дисциплинирующее воздействие на работников.

Изложенные выше варианты описания ответственности часто называются «позитивная» (в первом случае) и «негативная» ответственность (во втором). Они обе имеют право на существование и при правильной оценке личности конкретного работника дают ощутимый эффект требуемого воздействия.

За неисполнение должностных обязанностей должностные лица несут персональную ответственность в рамках своих должностных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством.

Дата добавления: 2017-02-04 ; просмотров: 3807 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

Должностные лица — это те граждане, которые временно, постоянно или по особому полномочию выполняют задачи представителя власти или осуществляют административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в различных муниципальных и государственных учреждениях и органах, а также в Вооружённых силах, воинских формированиях и иных войсках РФ.

Отличительные признаки

Кто является должностным лицом? Рассмотрим подробнее.

Судя по содержанию понятия, можно вывести три главные группы признаков, являющиеся основой признания данного статуса.

Сущность осуществляемых функций даёт возможность чётко выделить перечень лиц, которые считаются должностными.

Действия, которые должен выполнять представитель власти как должностное лицо, зависят от того органа, который он представляет. Деятельность должностного лица выстраивается исключительно на взаимоотношениях с большим неопределённым кругом лиц, не являющихся его административными подчинёнными.

Так, лицо, которое выполняет организационные и распорядительные функции, призвано контролировать деятельность учреждения, отдела, организации и т. п. То есть такие задачи постоянно связываются с руководством людьми.

Если же должностное лицо исполняет административные и хозяйственные функции, то оно необязательно должно руководить людьми. Самыми главными его задачами в данном случае выступают распоряжение различными материальными ценностями, осуществление процедуры их получения, хранения, отпуска, реализации и т. д.

О том, какими функциями наделяется высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, информируют закон, приказ, инструкция, устав или другой нормативный акт, назначающий на должность, в котором устанавливаются права и обязанности гражданина при вступлении его в определённую должность.

Лица, которые на соответствующие должности не назначались, но в действительности исполняют их функции, могут быть признаны такими в случае выполнения ими присущих данному статусу обязанностей либо функций специально уполномоченных представителей власти. Специальное полномочие при этом предоставляется уполномоченными должностными лицами, органами или трудовым коллективом. Оформляется оно в виде приказа или решения. Само понятие должностного лица очень емкое.

Ещё одним обособленным признаком выступает принадлежность, или характеристика учреждений и органов, в которых осуществляет свою деятельность должностное лицо. На законодательном уровне предусмотрено, что к таковым могут относиться органы государственные и местного самоуправления, муниципальные и госучреждения, Вооружённые силы, воинские формирования и иные войска. К должностным не причисляются те лица, которые работают в разного рода коммерческих организациях (хозяйственных товариществах, потребительских или производственных кооперативах, иностранных фирмах и т. д.) или в общественных объединениях.

Кто может претендовать на должность?

Стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может тот гражданин страны, у которого нет гражданства другого государства, вида на жительство или другого документа, который даёт ему основания постоянно проживать на территории другого государства. Кроме того, он должен достичь тридцатилетнего возраста.

Кто не может претендовать на должность?

Не имеют права выдвигать свою кандидатуру следующие лица:

  • с непогашенной или не снятой судимостью;
  • находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
  • подвергшиеся административному наказанию за те или иные правонарушения (в течение срока наказания);
  • обвиняемые в каком-либо преступлении;

  • те, у которых признаны по судебному решению недееспособность или же ограниченная дееспособность;
  • нежелающие проходить процедуру, посредством которой оформляется допуск к информации, являющейся государственной или другой охраняемой законом РФ тайной.

Кто является должностным лицом?

Совмещение государственных должностей

Кроме того, гражданин, являющийся высшим должностным лицом, ни в коем случае не может в это же время быть депутатом Госдумы, судьёй, членом Совета Федераций или же замещать любые государственные должности не только в Российской Федерации в целом, но и в данном субъекте в частности, а также должности государственной гражданской, федеральной государственной, муниципальной служб и муниципальные.

Высшее должностное лицо не может быть частью управленческих органов, наблюдательных либо попечительских советов, других органов неправительственных некоммерческих организаций и их действующих на территории России филиалов, если иное не предусматривается законодательством либо международным договором РФ. Гражданин получает соответствующие полномочия на пять лет (не больше). Понятие должностного лица довольно обширное.

Как происходит наделение полномочиями?

Назначение должностных лиц – процесс ответственный. Гражданин получает соответствующие полномочия после того, как будет представлен Президентом законодательным органам субъекта. Если же по уставу данного субъекта предусматривается двухпалатный законодательный орган, то заключение о том, наделяется ли гражданин правами высшего должностного лица, принимается во время общего заседания обеих палат. Перед тем как Президент РФ предлагает законодательному органу субъекта кандидата на пост высшего должностного лица, по этому поводу проводится консультация. Данная кандидатура рассматривается законодательным органом на протяжении десяти дней после внесения представления. При этом решение является принятым только в том случае, если за него отдали голоса более половины депутатов от установленного числа в законодательном органе. При двухпалатной системе за него должны проголосовать более половины состава в каждой палате законодательного органа.

Читайте так же:  Восстановить кбм сервисы для восстановления и возврат переплаты

Какие действия предпринимаются в случае отклонения кандидатуры?

Если выдвигаемая кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее недели после этого вносит повторное предложение о кандидатуре (или кандидатурах). Если же оно снова отклоняется, Президентом проводится консультация с представительным органом государственной власти субъекта и той политической партией, которая внесла предложение о данной кандидатуре. По результатам этой консультации Президент РФ имеет право распустить данный законодательный орган.

Иные варианты рассмотрения кандидатуры

В случае инициирования предложения о кандидатуре, претендующей на место высшего должностного лица субъекта РФ, какой-либо политической партией (либо политическими партиями) и поддержкой его со стороны законодательного (представительного) органа власти того или иного субъекта в установленном порядке, это предложение выдвигается полномочным представителем Президента Руководителю Администрации Президента в данном федеральном округе, а тот, в свою очередь, рассматривает его и представляет выбранную кандидатуру и требуемые документы Президенту РФ.

Двухпалатная система

Если же согласно уставу субъекта в нём предусматривается двухпалатная система законодательного органа, то предложенный кандидат на исполнение функций высшего должностного лица, выдвинутый политическое партией, обсуждается на коллективном заседании обеих палат. Данное предложение направляется Президенту в том случае, если его поддержат большей частью голосов от количества избранных депутатов каждой палаты.

Номинация должности производится в соответствии с уставом, принятым в субъекте РФ, учитывая его национальные, культурные, исторические и другие традиции.

Полномочия, которые имеет высшее должностное лицо

У высшего должностного лица того или иного субъекта РФ имеются, в частности, такие полномочия, как:

  • Представление соответствующего субъекта в его взаимоотношениях с другими субъектами РФ либо органами, представляющими государственную власть.
  • Подписание принятых законодательным органом законов.
  • Формирование согласно порядку и структуре органов исполнительной ветви власти, которые определяются конституцией субъекта, высшего исполнительного органа субъекта.
  • Представление каждый год отчётов в законодательный орган государственной власти данного субъекта, информирующих об итогах функционирования высшего исполнительного органа власти этого субъекта, включая вопросы, которые были поставлены представительным органом власти.

Что еще входит в компетенцию должностного лица?

  • Имеет право требовать созыва заседания законодательного органа вне очереди.
  • Может принимать участие в деятельности представительного органа данного субъекта.
  • Координирует работу исполнительных органов субъекта РФ с другими органами власти, а также имеет право на организацию связей исполнительных органов власти субъекта с федеральными этого же типа и их территориальными органами, общественными сообществами, структурой местного самоуправления.
  • Имеет право осуществления других полномочий, которые соответствуют законодательству страны. Функции должностного лица разнообразны.

Бывают ситуации, из-за которых высшее должностное лицо в течение какого-либо времени не имеет возможности исполнять установленные обязанности. Тогда это делает должностное лицо, предусмотренное конституцией или уставом соответствующего субъекта.

Когда полномочия прекращаются досрочно?

Имеющиеся у высшего должностного лица полномочия досрочно прекращаются в случаях:

  • смерти;
  • отрешения гражданина от должности Президентом из-за выраженного ему недоверия со стороны законодательного органа соответствующего субъекта;
  • отставки гражданина по собственному желанию;
  • отстранения от исполнения должности вследствие потери доверия Президента из-за несоответствующего исполнения обязанностей данным лицом;
  • признания в судебном порядке недееспособности или же ограниченной дееспособности;
  • решения суда о том, что данный гражданин безвестно отсутствует, или после объявления его умершим;
  • вступления в действие обвинительного приговора по отношению к данному лицу;
  • выезда за границу с целью постоянного проживания там;
  • потери гражданства.

Перечень должностных лиц утверждается специальным приказом.

Исполняющий обязанности в случае отставки

Если было принято заключение об отставке высшего органа исполнительной ветви власти, то он продолжает функционировать до того, как будет сформирован новый соответствующий орган. В это время Президентом РФ производится назначение высшего должностного лица. Понятие мы рассмотрели.

Им будут временно исполняться обязанности в течение того периода, пока в данную должность не вступит другое лицо, наделённое данными полномочиями, в следующих ситуациях:

[2]

  • истечение полномочий, которые имеются у высшего должностного лица, раньше срока;
  • отстранение на какой-либо период времени;
  • истечение периода полномочий соответствующего лица.

Тот, кто исполняет обязанности, имеющиеся у высшего должностного лица, временно, не может принимать постановление о расформировании того законодательного органа, который представлен в данном субъекте, или каким-либо образом изменять принятый в нём устав.

Новую кандидатуру предлагает Президент РФ, она рассматривается не позже десяти дней после прекращения полномочий предыдущего лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Имеет место и привлечение к ответственности должностных лиц. Им назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Понятие «должностное лицо» прочно закрепилось в уголовном праве России, оперируют им и другие отрасли права.

Источники


  1. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.

  2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
Кто является должностным лицом права и обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here