Кто принимает федеральные законы законодательная инициатива по конституции рф

Полезная и понятная информация в статье: "Кто принимает федеральные законы законодательная инициатива по конституции рф". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Статья 106 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 106 Конституции РФ гласит:

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Комментарий к Ст. 106 КРФ

Смысл комментируемой статьи заключается в том, что одобрение Советом Федерации перечисленных категорий федеральных законов может иметь место только в выраженной форме. Молчаливое одобрение здесь не допускается. Более того, без выраженного согласия Совета Федерации соответствующий федеральный закон не может считаться принятым Федеральным Собранием. И еще: учитывая особую процедуру принятия федеральных конституционных законов и законов РФ о поправках к Конституции РФ, урегулированную в ст. 108 и 136 Конституции, следует заключить, что в комментируемой статье речь идет только об обычных федеральных законах. Кроме того, из приведенного перечня категорий федеральных законов можно сделать недвусмысленный вывод о том, что указанные в перечне общественные отношения входят в законодательную компетенцию Федерального Собрания, а следовательно, должны в принципе регулироваться федеральным законом.

Все перечисленные в комментируемой статье категории федеральных законов непосредственно затрагивают интересы субъектов РФ, хотя и относятся к исключительному федеральному ведению (см. комм. к ст. 71).

В связи с применением комментируемой статьи возник вопрос: распространяется ли на указанные в ней категории федеральных законов 14-дневный срок, установленный в ч. 4 ст. 105 Конституции (см. комм. к ней) для одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой? Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 1995 г. N 1-П по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207) указал в п. 1 и 2 резолютивной части, что в этот срок Совет Федерации должен начать рассмотрение поступившего из Государственной Думы федерального закона, подпадающего под действие ст. 106 Конституции, и может продолжить его на следующем заседании до вынесения решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. Конституционный Суд особо отметил в п. 3 резолютивной части, что это его толкование не распространяется на те федеральные законы, которые по решению Совета Федерации подлежат его обязательному рассмотрению, но не перечислены в ст. 106 Конституции; для них, следовательно, действует обычный порядок, урегулированный в ч. 4 ст. 105 Конституции.

Регламент Совета Федерации урегулировал некоторые особенности законодательного процесса при прохождении через палату перечисленных в комментируемой статье категорий федеральных законов. Так, если федеральный закон, подлежащий в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в палату менее чем за пять рабочих дней до ее очередного заседания, то он принимается к рассмотрению, но не рассматривается на этом заседании палаты. Он может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном ее заседании. Началом рассмотрения в Совете Федерации такого федерального закона считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

В отношении категорий федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, необходимо отметить следующее.

а) Федеральный бюджет — это роспись государственных доходов и расходов РФ на соответствующий календарный год или плановый период (в 2007 г. принимается федеральный бюджет на 2008-2010 гг.). В федеральном бюджете указаны источники и суммы поступлений финансовых средств в казну РФ, цели, на которые ассигнуются бюджетные средства, размеры этих средств, а иногда и сроки их расходования. Формулировка комментируемой статьи «федеральные законы по вопросам федерального бюджета» охватывает, однако, более широкий круг федеральных законов, нежели ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год или плановый период и возможные федеральные законы, которые вносят в утвержденный ранее федеральный бюджет те или иные изменения. В этот круг входят и такие федеральные законы, которые устанавливают порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета и которые регулируют бюджетное хозяйство в целом, включая бюджетный процесс. Это прежде всего БК РФ от 31 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; с изм. и доп.). Жизненная заинтересованность субъектов РФ в содержании федеральных законов, относящихся к федеральному бюджету, очевидна, и отсюда вытекает обязательность их одобрения Советом Федерации.

б) Федеральные налоги и сборы принадлежат к числу источников доходов федерального бюджета. Поэтому естественно, что федеральные законы, регулирующие институт федеральных налогов и сборов, должны обязательно рассматриваться Советом Федерации. К данной категории федеральных законов относятся как те, которые непосредственно устанавливают те или иные федеральные налоги и сборы и распределяют полученные в результате их взимания суммы, так и те, которые в принципе устанавливают налоговую систему, действующую в Российской Федерации. Это прежде всего НК РФ (часть первая от 31 июля 1998 г.//СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824, с изм. и доп.; часть вторая от 5 августа 2000 г.//СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340, с изм. и доп.), объединяющий регулирование и системы налогов, и федеральных налогов в отдельности.

в) Содержание комментируемого пункта также затрагивает ряд источников доходов федерального бюджета, из чего естественно следует, что соответствующие федеральные законы должны обязательно рассматриваться Советом Федерации. Что же касается денежной эмиссии, то исключительная важность этой деятельности для всей российской экономики, включая экономику каждого из субъектов РФ, вполне оправдывает требование обязательного рассмотрения соответствующих федеральных законов Советом Федерации.

г) Обязательное рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Думой законов о ратификации и денонсации означает, что верхняя палата парламента не может уклониться от обсуждения и вынесения решения по представленным ему на рассмотрение законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ. Результатом обязательного рассмотрения может быть либо одобрение закона, либо его отклонение Советом Федерации. Наделение Совета Федерации правом обязательного рассмотрения федеральных законов о ратификации международных договоров делает его участником процесса заключения и введения в силу международных договоров.

Читайте так же:  Облагается ли налогом премия виды премий, размер ндфл

В тексте Конституции не содержится указания на то, какой орган государственной власти осуществляет ратификацию международных договоров РФ. Однако, исходя из содержания п. «г» ст. 106 Конституции, можно сделать вывод лишь о том, что ратификация осуществляется федеральным законом. Именно таким образом законодательная власть истолковала положение Конституции, включив в ст. 14 ФЗ о международных договорах норму, согласно которой ратификация международного договора осуществляется в форме федерального закона о ратификации международного договора (также ч. 1 и 2 ст. 17 и ст. 18 ФЗ).

Процесс ратификации международного договора является многоступенчатым. Его участниками выступают Государственная Дума, Совет Федерации и Президент, наделенные Конституцией соответствующими полномочиями.

Статья 17 ФЗ о международных договорах предусматривает процедуру, в соответствии с которой принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров России подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Соответственно принятый Федеральным Собранием закон о ратификации направляется Президенту согласно Конституции для подписания и обнародования. Не рассмотренный Советом Федерации закон о ратификации международного договора не может быть направлен Президенту, и этим нарушается процедура прохождения закона. Одновременно это означает приостановление процесса ратификации международного договора.

Наряду с этим пункт 5 ст. 16 ФЗ допускает и другую процедуру внесения международного договора на ратификацию — в порядке законодательной инициативы. Согласно ей, субъекты права законодательной инициативы обладают правом представлять в Государственную Думу законопроекты о ратификации договоров, которые не вступили в силу, но, согласно ФЗ от 15 июля 1995 г., подлежат ратификации. В этом случае Государственная Дума направляет законопроект Президенту для внесения по нему предложений.

Представляется, что изложенная процедура как бы устраняет из процесса ратификации Совет Федерации вопреки его конституционным полномочиям, предусмотренным в п. «г» ст. 106. И кроме того, из Конституции не вытекает обязанности исполнительной власти представлять договор, подлежащий в соответствии с законодательством ратификации, на утверждение Государственной Думы. Не совсем ясна позиция Государственной Думы, которая в соответствии со своей компетенцией должна принять закон или отвергнуть законопроект, а не направлять его Президенту.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 15 июля 1995 г. ратификации подлежат международные договоры: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила поведения; предметом которых являются права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении РФ с другими государствами; об основах межгосударственных отношений; по вопросам обороноспособности, разоружения, обеспечения международного мира и безопасности, мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; об участии РФ в межгосударственных союзах и межгосударственных объединениях.

В соответствии с положениями международного права помимо указанных категорий договоров на ратификацию представляются международные договоры, при заключении которых стороны условились о ратификации.

Помимо изложенной выше процедуры ратификации международных договоров статья 22 ФЗ о международных договорах вводит особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров, требующих изменения отдельных положений российской Конституции. Ратификация такого договора, как следует из данной статьи, возможна только после внесения в Конституцию поправок или ее пересмотра. Следует обратить внимание на то, что термин «изменение», использованный законодателем как родовое понятие, включающее в себя и поправки, и пересмотры, не соответствует конституционному содержанию.

Вместе с тем процесс ратификации международного договора, не вступившего в силу, может быть приостановлен по предложению Конституционного Суда в случаях, не терпящих отлагательства, до завершения рассмотрения Судом дела (ч. 3 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Под денонсацией в международном праве понимается отказ государства от договора с уведомлением другой стороны (сторон), изложенным в порядке и в сроки, предусмотренные в самом договоре. Порядок внесения и рассмотрения предложений о денонсации международных договоров регламентируется Законом о международных договорах. Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ, денонсация международных договоров осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для РФ.

д) Обязательное рассмотрение Советом Федерации принятых Государственной Думой законов по вопросам статуса и защиты государственной границы обуславливается тем, что данные вопросы, согласно п. «н» ст. 71 Конституции, отнесены к ведению РФ. Соответственно этому в решении пограничных вопросов и их законодательном урегулировании должны принимать участие обе палаты Федерального Собрания.

Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает не только законы, определяющие собственно правовой статус и регулирующие режимы охраны и защиты государственной границы, но и федеральные законы о ратификации международных договоров России о территориальном разграничении с пограничными государствами, включая договоры о прохождении государственной границы, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Это непосредственно вытекает из положений ч. 1 ст. 15 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

е) Вопросы войны и мира, согласно п. «к» ст. 71 Конституции, являются предметом ведения Российской Федерации. Эта группа вопросов включает принятие законов, касающихся обороноспособности, разоружения, международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, объявления состояния войны и мира, коллективной безопасности и целого ряда других проблем. Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и законы о ратификации международных договоров, заключаемых Россией, по вопросам войны и мира.

Обязательное рассмотрение перечисленных вопросов должно проводиться с учетом обеспечения соответствующих национальных интересов Российской Федерации. Принятые на основании рассмотрения решения не должны создавать препятствий для выполнения международных обязательств и обязательных резолюций Совета Безопасности ООН.

Процедура принятия Федеральных конституционных законов

Конституция Российской Федерации, регламентируя законодательный процесс, определяет, что законопроекты, в том числе законопроекты ФКЗ, вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст.104 Конституции РФ), федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч.1 ст.105 Конституции РФ). Законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законодательном процессе и предоставляет ему возможность выразить свое согласие либо несогласие с Государственной Думой в отношении ФКЗ.

Читайте так же:  Если права просрочены какой штраф что влияет на размер штрафа и как можно его уменьшить

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены ст.104 Конституции РФ. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроект рассматривается Государственной Думой в трех чтениях по правилам главы 13 Регламента Государственной Думы РФ.

Поступивший в Государственную Думу законопроект и сопроводительные документы регистрируются, законопроекту присваивается номер, он передаются профильному комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального конституционного закона. Комитет «ведет» законопроект, дает предложения и заключения по включению проекта в сессию, направлению в Совет Федерации и т.д. Процедура подробным образом урегулирована ст.ст.107-115 Регламента Государственной Думы РФ.

Согласно ч.2 ст.108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения о принятии или отклонении законопроекта оформляется постановлением.

Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства Российской Федерации и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации (п.2 ст.126 Регламента Государственной думы РФ).

Порядок рассмотрения Советом Федерации федерального конституционного закона устанавливается в специальной главе 15 Регламента Совета Федераций.

Поступившие в Совет Федерации законопроект и сопроводительные документы регистрируются, передаются комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального конституционного закона, которые определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации (п.п.4, 5 Регламента Совета Федераций).

В период предварительного рассмотрения федерального конституционного закона члены Совета Федерации вправе организовать его обсуждение в субъектах Российской Федерации (ст.123 Регламента Совета Федераций).

Комитет (комиссия) Совета Федерации, ответственная за рассмотрение федерального конституционного закона, вправе принять одно из следующих решений (п.3 ст.124 Регламента Совета Федераций):

[3]

  • а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой;
  • б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой.

Рассмотрение одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального конституционного закона, обобщенной позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по рассматриваемому федеральному конституционному закону и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом, комиссией палаты.

По результатам рассмотрения одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона ставится на голосование вопрос о его одобрении.

Одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

В случае если за одобрение закона не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации закон считается отклоненным.

В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального конституционного закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание палаты. Если указанное решение не принято, то ставится на голосование вопрос об одобрении федерального конституционного закона. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание соответствующего вопроса его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании палаты принятием решения об одобрении или отклонении федерального конституционного закона.

Решение об одобрении (отклонении) федерального конституционного закона оформляется постановлением Совета Федерации.

В постановлении Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона могут содержаться (ст.126 Регламента Совета Федерации):

  • а) перечень разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц этого федерального конституционного закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой;
  • б) обоснование решения об отклонении федерального конституционного закона;
  • в) предложение Государственной Думе согласовать способ и процедуру преодоления возникших разногласии.

Постановление Совета Федерации об отклонении одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона вместе с федеральным конституционным законом направляется в Государственную Думу в пятидневный срок со дня принятия постановления (п.3 ст.126 Регламента Совета Федерации).

Порядок преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона утвержден в ст.128 Регламента Совета Федерации.

Для преодоления возникших разногласий в связи с отклонением Советом Федерации одобренного Государственной Думой федерального конституционного закона может быть создана согласительная комиссия. Согласительная комиссия создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Так, например, Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1999 г. N 450-СФ «О проекте федерального конституционного закона «О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[1] было предложено создать согласительную комиссию; приглашены для участия в согласительных процедурах представители Правительства Российской Федерации.

Еще один пример: Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 октября 1998 г. N 3019-II ГД «О согласительной комиссии по проекту федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» Государственная Дума РФ выразила согласие с предложением Совета Федерации о создании согласительной комиссии для преодоления разногласий по проекту федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»; был избран состав указанной согласительной комиссии от Государственной Думы; избран сопредседатель указанной согласительной комиссии; приглашены представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации[2].

Читайте так же:  Изменение категории транспортного средства

Согласительная комиссия создается на паритетных началах из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке; прекращает свою деятельность после принятия Советом Федерации решения об одобрении или отклонении федерального закона, для преодоления возникших разногласий по которому она была создана.

Акцентируем внимание, что в случае отклонения Советом Федерации инициативы Государственной Думы о создании согласительной комиссии федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации в целом (п.6 ст.111 Регламента Совета Федерации).

Образованная согласительная комиссия рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц рассматриваемого федерального закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования депутаций от Совета Федерации и от Государственной Думы. Депутация от Совета Федерации в согласительной комиссии принимает решения открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов депутации (п.2, 3 ст.113 Регламента Совета Федерации).

Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации.

Депутация от Совета Федерации в согласительной комиссии вправе голосовать за предложения по редакции соответствующих разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц рассматриваемого федерального закона, отличные от предложений Совета Федерации.

В результате голосований составляется протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления этим составом согласительной комиссии, и сопоставительную таблицу статей федерального закона, в которые были внесены изменения. Протокол согласительной комиссии составляется в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу и представляется соответственно в Совет Федерации и Государственную Думу (п.п.3,4 ст.114 Регламента Совета Федерации).

Если Государственная дума после рассмотрения протокола согласительной комиссии отклонит одно или несколько предложений согласительной комиссии и предложит Совету Федерации продолжить работу согласительной комиссии, Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. В случае если протокол согласительной комиссии содержит обоснование невозможности преодоления возникших разногласий этим составом согласительной комиссии, он передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы.

Протокол согласительной комиссии, содержащий обоснование невозможности преодоления возникших разногласий по федеральному закону, рассматривается на ближайшем заседании Совета Федерации. Совет Федерации вправе принять одно из следующих решений (п.3 ст.115 Регламента Совета Федерации):

  • а) изменить предложения Совета Федерации по редакции отдельных положений федерального закона;
  • б) изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии;
  • в) отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Решение направляется в Государственную думу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный конституционный закон, одобренный Государственной Думой с учетом предложений согласительной комиссии, рассматривается Советом Федерации в порядке, установленном для первоначального рассмотрения. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. При этом на конституционные законы не распространяется президентское вето.

Рассмотренную процедуру принятия ФКЗ можно проиллюстрировать на примере проекта федерального конституционного закона N 54268-4 «О референдуме Российской Федерации» (новая редакция)[4].

Законопроект был внесен Президентом РФ. Предварительно

  • 17.05.2004 законопроект получил заключение Правительства РФ (письмо N П27-160).
  • 18.05.2004 распоряжением Президента РФ N 217-рп направлен в Государственную Думу РФ.
  • 20.05.2004 принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 27.
  • 31.05.2004 принято заключение Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству N 3.1-13/1061.
  • 31.05.2004 дано заключение Правового управления Аппарата ГД N вн 2.21/1889.
  • 02.06.2004 законопроект принят ГД в первом чтении постановлением N 612-IV ГД.
  • 08.06.2004 дано заключение Правового управления Аппарата ГД N 2.2-1/2077.
  • 11.06.2004 законопреокт принят ГД во втором чтении постановлением N 709-IV ГД.
  • 11.06.2004 законопроект принят ГД постановлением N 710-IV ГД.
  • 23.06.2004 законопроект одобрен СФ постановлением N 184-СФ
  • 28.06.2004 законопроект подписан Президентом РФ N 5-ФКЗ.

В рассмотренной процедуре, как видно, процесс принятия ФКЗ прошел «гладко» без разногласий и применения процедуры устранения разногласий.

[1]

Кто принимает федеральные законы: законодательная инициатива по Конституции РФ

Статья 103
Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 104 Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее — законопроект);
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.

Статья 106
1. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
в) о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом.
2. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

Статья 108
Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 настоящего Регламента, Совет Государственной Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести законопроект в Государственную Думу.

Читайте так же:  Просроченные права что ждет водителя за нарушение

Статья 113
1. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
2. Депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также представители государственных органов, других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи отзывов, предложений и замечаний, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях ответственного комитета при обсуждении законопроекта.

Статья 114
1. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
2. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 настоящего Регламента, ответственный комитет представляет:
а) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении;
б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;
в) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
г) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.
3. Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.

Статья 115
Ежеквартально Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение Государственной Думы законопроектах, стадиях их рассмотрения, в том числе о получении заключения Правительства Российской Федерации, результатах рассмотрения принятых Государственной Думой законов в Совете Федерации и Президентом Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Все ФЗ государства и другие НПА не должны противоречить ФКЗ, а ФКЗ – К РФ.

Принятие предусмотрено: одобрение обеими палатами одновременно (в юридическом смысле)

2/3 общего числа депутатов государственной думы (225*2 = 450)

¾ общего числа депутатов совета федерации (85*2 = 170)

Принимается по вопросам, предусмотренным К РФ.

ч. 2 ст. 56 (Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом),

ч. 2 ст. 65 (Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом),

ч. 1 ст. 70 (Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом),

п. «в» ст. 84 (Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом),

ч. 3 ст. 87 (Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом),

ч. 2 ст. 114 (Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом),

ч. 3 ст. 118 (Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается),

ч. 3 ст. 128 (Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом) – одна из немногих в этой области, которая продолжает реализовываться,

ч. 2 ст. 135 (Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание) К РФ.

Процедура и сущность, присущая органическим законам, используется для конституционных, а те законы (как правило, касающиеся гражданского общества), которые должны быть ФКЗ (очень важные), являются ФЗ, так и не получив статус ФКЗ.

Эта ситуация (при всех этих необычайно усложненных вопросах) дополнена также ст. 136 К РФ (Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации) – те главы, которые касаются 2ой части предмета КП, изменяются относительно просто.

Все, что касается федеративного устройства, статуса ФС, местного самоуправления, судебной власти и т.д., может быть изменено «в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ» — это вызывает разногласия (неоднозначное толкование). ГД в 1995 г. обратилась с запросом в КС РФ с просьбой разъяснить наименование документа (что за документ и что из себя представляет). КС РФ, детально рассмотрев этот вопрос, вынес ПП КС РФ №12 от 31.10.1995 г. – форма документа, о котором идет речь, никак не является ФКЗ, т.к. требуются дополнительные действия, не предусмотренные для процедуры принятия ФКЗ и субъекты принятия этого закона отличаются от субъектов законодательной инициативы.

В ст. 134 К РФ перечислены субъекты, которые могут выступать с инициативой принятия такого НА: Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Читайте так же:  Где запрещено парковаться наказания за нарушения

Субъекты законодательной инициативы для ФКЗ – ст. 104 К РФ:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Вывод: Закон о поправке к К РФ – особый ПА.

(ФКЗ Президент подписывает не глядя, а в ФЗ принимает активную роль)

(ФКЗ принимается по вопросам, на которые есть ссылка в Конституции)

(ФКЗ нужны для ограничения законотворчества Парламента)

(На сегодняшний момент нет лишь ФКЗ «О Конституционном Собрании»)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10593 —

| 7335 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ВОПРОС № 27 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ФКЗ, ФЗ

Законодательный процесс в РФ

— это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса:

1) законодательная инициатива – сводится к внесению законопроекта на рассмотрение Госдуме РФ).обладают законодательной инициативой по конституции: президент, сф, члены сф, депутаты ГД, правительство, законодательный орган субъекта РФ. Также кс РФ , вас РФ, вс РФ, по вопросам относящимся к их ведению.

2) предварительное рассмотрение законопроектов — законопроект, подлежащий рассмотрению госдумой направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – рассматривается в первом чтении и по результатам принимается решение:

* принять закон и продолжить над ним работать дальше,

* отклонить законопроект ( не подлежит дальнейшему рассмотрению),

во втором чтении законопроект либо принимается с доработкой либо отклоняется. Если принимается законопроект и имеется окончательный текст то проходит лингвистическую экспертизу.

4) принятие закона – при третьем чтении не допускается внесение поправок в законопроект, большинством голосов госдума принимает ФЗ и направляет в сф на рассмотрение и одобрение.

5) рассмотрение и одобрение закона СФ – при рассмотрении сф выносит постановление об одобрении принятого госдумой закона, либо об его отклонении ввиду имеющихся разногласий.

6) Особая стадия – преодоление разногласий между госдумой и сф – создается согласительная комиссия, которая рассматривает каждое возражение сф в отдельности, по итогам работы составляется прокол с внесенными изменениями, направляется госдуме на повторное рассмотрение только уже этих изменений. Если госдума не принимает предложения комиссии в этом случае ФЗ считается принятым если при повторном голосовании за него проголосовало не мене 2/3 от общего числа депутатов госдумы. данный закон направляется президенту на подписание.

[2]

7) подписание Президентом РФ и обнародование закона. (если отклонит то то госдума и сф вновь рассматривают этот закон, но если при повторном рассмотрении они принимают его в предыдущей редакции большинством не менее 2/3 от госдумы и сф то президет уже обязан подписать).

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ.

Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии по закону проект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Особенности ФКЗ:
1. федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным в Конституции Российской Федерации

2. в Конституции Российской Федерации установлен особый порядок принятия федеральных конституционных законов. В части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы

3. принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит (!) подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Из сказанного следует, что на федеральный конституционный закон вето Президента Российской Федерации не распространяется

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

  2. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  3. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
  4. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  5. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
Кто принимает федеральные законы законодательная инициатива по конституции рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here