Как правильно совершать маневр обгона

Полезная и понятная информация в статье: "Как правильно совершать маневр обгона". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Как правильно совершать маневр обгона

Примем, что для выезда на полосу встречного движения и просмотра дороги перед обгоняемым, как и при объезде, потребуется 5 с. Путь, пройденный автомобилем за это время, составит зону А (назовем ее зоной разведки). Зону догона и опережения обгоняемого транспортного средства обозначим зоной Б. Начало ее определяется из условия, чтобы она была не менее пути, который потребуется обгоняющему для снижения скорости до скорости обгоняемого, если на дороге вдруг будет обнаружен встречный автомобиль или иное препятствие, делающие обгон невозможным. Этот путь, как и при объезде, принимаем равным двум остановочным путям, причем за скорость движения здесь считаем относительную скорость между обгоняющим и обгоняемым, т. е. ту скорость, которую надо погасить, чтобы обеспечить возвращение обгоняющего на правую сторону дороги без наезда на обгоняемого. В этих условиях водитель может, погасив скорость, при необходимости продолжать движение вслед за обгоняемым с его скоростью. В зону Б включается и длина обгоняемого транспортного средства.

Наконец, величину зоны В (зоны возвращения на свою полосу движения после обгона) примем равной расстоянию, которое пройдет обгоняющий, чтобы выдвинуться вперед обгоняемого на 20 м.

Руководствуясь этими исходными данными, определяем величины зон А, Б я В при различных скоростях движения обгоняющего и обгоняемого на сухом асфальтобетонном покрытии при длине обгоняемого транспортного средства 10 м.

Зоной обгона следует считать путь, пройденный обгоняющим автомобилем по полосе встречного движения при догоне и опережении обгоняемого и возвращении на свою полосу, т. е. сумму зон Б и В. Но водителей также интересует и расстояние до обгоняемого транспортного средства, на котором следует перестроиться на полосу встречного движения для просмотра дороги впереди обгоняемого. Из схемы (см. рис. 29) видно, что это расстояние равно сумме зон А и Б (назовем его расстоянием перестроения).

При больших абсолютных скоростях обгоняющего и обгоняемого зона обгона увеличивается и достигает довольно большой величины. Например, при скорости обгоняемого 80 км/ч, а обгоняющего 90 км/ч зона обгона достигает 340 м. При большой относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым зона обгона уменьшается. Ну и, конечно, при обгоне транспортных средств большой длины (например, автопоездов) зона обгона увеличивается.

Сближение встречных транспортных средств происходит со скоростью, равной сумме их скоростей. Правилами дорожного движения установлено, что на загородных дорогах предельные скорости движения для грузовых автомобилей составляют 70 км/ч, для легковых — 90 км/ч. При небольшой интенсивности движения и хорошем покрытии дороги автомобили двигаются, как правило, на пределе этих ограничений, и скорость сближения встречных машин бывает очень высока. Если встречный транспорт движется со скоростью обгоняющего автомобиля, то для обеспечения безопасности в момент начала обгона впереди не должно быть встречного транспорта на расстоянии не менее двух зон обгона. Если же скорость встречного транспорта выше скорости обгоняющего, то для безопасного обгона надо более двух зон обгона.

Прежде чем начинать обгон, водитель должен быть твердо уверен, что он необходим. Обгон, не вызываемый необходимостью, а совершаемый просто для утверждения своего превосходства, следует считать лихачеством. Обгон может быть оправданным только тогда, когда дорожные условия, установленный на дороге скоростной режим и интенсивность движения позволяют обгоняющему двигаться после обгона с более высокой скоростью, а идущее впереди с малой скоростью транспортное средство мешает этому. В обгоне нет необходимости, если идущее впереди транспортное средство двигается и без того достаточно быстро, и чтобы его обогнать, необходимо развить предельно допустимую на дороге скорость или превысить ее. Такой обгон и крайне опасен, так как дорога довольно длительное время будет занята двумя транспортными средствами, двигающимися на высокой скорости.

Наконец, обгон просто не нужен, если заведомо известно, что сразу после обгона обгоняющему предстоит остановиться или делать поворот.

Большое значение имеет выбор момента для обгона. Для этого необходимо учитывать целый ряд указанных в Правилах обстоятельств, при которых обгон возможен и не приведет к созданию аварийной ситуации.

Кроме того, обгон можно начинать только при условии хорошей видимости дороги и отсутствии на ней препятствий, стоящих транспортных средств. Очень рискуют водители, которые начинают обгон перед закрытым поворотом дороги или перед вершиной подъема. Это все равно, что обгонять вслепую. Если даже водитель догнал здесь тихоходное транспортное средство, он должен следовать за ним, не обгоняя, пока тот не перевалит за вершину подъема или не пройдет поворот.

Не следует обгонять перед перекрестком. Правда, Правила не запрещают обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой. Но при этом надо быть готовым к появлению транспортных средств на таком перекрестке.

Вот пример. Водитель автомобиля 1, двигаясь по главной дороге, перед нерегулируемым перекрестком начал обгонять автомобиль 2 и выехал на полосу встречного движения. В это время по пересекаемой второстепенной дороге на главную выезжает с правым поворотом автомобиль 3. Увидев на дороге автомобиль, водитель автомобиля 3 уже ничего сделать не может, чтобы избежать столкновения, кроме как остановиться. Теперь быть или не быть происшествию зависит только от водителя автомобиля 1, от его реакции и мастерства. Он должен применить экстренное торможение и по возможности уйти вправо.

Обгон лучше не начинать, если по левой стороне дороги идут пешеходы в попутном направлении. Они могут и не подозревать, что обгоняющий автомобиль выехал на левую сторону дороги и даже часто не реагируют на звуковые сигналы, подаваемые у них за спиной. Такие пешеходы спокойно идут по краю проезжей части (как это и предусмотрено Правилами), не зная о нависшей угрозе.

Нельзя начинать обгон вслед за идущим впереди транспортным средством, которое также совершает обгон. Дорога впереди за ним, особенно за фургоном, не просматривается, а там могут быть встречные транспортные средства, которые имеют преимущественное право на движение (рис. 3). Если же водитель впереди идущего транспортного средства завершает обгон с риском, резко переходит на правую сторону дороги, то водитель следующего за ним автомобиля внезапно оказывается непосредственно перед встречными транспортными средствами. Такие «встречи» нередко заканчиваются лобовым столкновением с очень тяжелыми последствиями. В этой ситуации с началом обгона спешить нельзя и начинать его лишь тогда, когда водитель впереди идущего транспортного средства закончит обгон.

Обгон по времени и расстоянию должен быть как можно короче. Это достигается прежде всего за счет большой относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым. Опыт показывает, что при обгоне скорость обгоняющего должна быть больше скорости обгоняемого не менее чем на 15—20 км/ч. При меньшей относительной скорости обгон затягивается, обе стороны дороги продолжительное время заняты двигающимися на высокой скорости транспортными средствами, а это очень опасно. Тяжелые грузовые автомобили рекомендуется обгонять во время набора ими скорости после остановки или снижения скорости по каким-либо причинам, а также на длинных подъемах.

Читайте так же:  Участники образовательных отношений кто это, какими правами наделены

Рассмотрим технику обгона. При обгоне в режиме работы двигателя должен всегда оставаться запас мощности. Это обеспечивается при средней частоте вращения коленчатого вала. На дорогах с усовершенствованным покрытием такой режим позволяет производить обгон на высшей передаче в коробке передач. На песчаной, заснеженной или иной дороге с большим сопротивлением качению колес, а также на подъеме следует переходить на пониженную передачу. Но иногда даже и на хороших дорогах для уверенного обгона включается пониженная передача, особенно когда обгон начинается при малой скорости обгоняющего (40—45 км/ч). В этом режиме двигатель не способен на высшей передаче придать автомобилю необходимое ускорение, а следующая пониженная обеспечит быстрый разгон. Обгон с выключенной передачей (накатом) недопустим.

Приняв решение на обгон, водитель включает левый указатель поворотов и, осмотревшись, еще раз убеждается, что не создаст помех другим транспортным средствам.

[1]

При обгоне очень опасно съезжать на левую обочину, особенно если она сырая. Съезд на обочину, которай лежит уступом ниже твердого покрытия дороги, вообще недопустим. На сырой дороге, покрытой грязью или мокрым снегом, даже при отсутствии осадков обгон совершается при работающем стеклоочистителе, который включается заранее, одновременно с принятием решения на обгон. В это же время, если надо, включается и пониженная передача в коробке передач. В период опережения обгоняемого, т. е. в зоне Б, водитель уже не должен ничего включать или переключать, обе его руки должны твердо управлять рулевым колесом.

Кажется, все просто. Но водители совершают при обгоне множество ошибок, на которых следует остановиться. Прежде всего — об ошибках, которые допускают обгоняющие.

Наиболее частая из них — это начало обгона непосредственно «из-под кузова» обгоняемого транспортного средства, т. е. при игнорировании зоны разведки. Вначале он догоняет обгоняемого, приближается к нему на близкое расстояние и некоторое время идет на одинаковой с ним скорости, затем выезжает на полосу встречного движения и производит обгон. Во-первых, выезд на полосу встречного движения непосредственно из-за обгоняемого транспортного средства не обеспечивает необходимой видимости и поэтому далеко небезопасен. Во-вторых, начало обгона при нулевой относительной скорости затягивает обгон по времени, что также опасно.

Второй, не менее частой ошибкой начинающих водителей является затягивание обгона по времени. Они считают, что обгонять надо не спеша, медленно продвигаясь вперед относительно обгоняемого. Иногда это бывает просто из-за нехватки мощности.

Следующая ошибка — обгон без предупредительного сигнала. Ведь обгоняемый может совершить маневр Вле во (например, для объезда неровности дороги) или сам начать обгон.

Нередко водители неправильно выбирают момент начала обгона, не видя всей зоны обгона, не рассчитывают обгон по времени и расстоянию при наличии на дороге встречных машин и т. д. Увы, расплата за это очень сурова. Но бывает, что водитель, действуя при обгоне правильно, оказывается в аварийной ситуации из-за неправильных действий других водителей.

Например, водитель начал обгон и уже поравнялся с кузовом обгоняемого автомобиля, а тот в это время включил указатель левого поворота и стал перестраиваться на полосу встречного движения. Единственным правильным решением здесь должен быть отказ от обгона, для чего надо уменьшить скорость и возвратиться на свою полосу движения. Бессмысленно сигналами требовать от обгоняемого, чтобы он прекратил свой маневр и уступил дорогу.

Очень нервная обстановка создается, когда водитель начал обгон, а обгоняемый вдруг увеличил скорость и на левой стороне дороги показался встречный грузовик. Здесь, если обгоняющий еще не поравнялся с обгоняемым, лучше затормозить и возвратиться на свою полосу движения. Если же он уже выдвинулся вперед относительно обгоняемого на половину корпуса машины и его автомобиль еще имеет достаточный запас мощности, он может резко увеличить скорость и закончить обгон. При этом при перестроении на свою полосу движения включается правый указатель поворотов. Водителю встречного грузовика станет ясно, что обгон заканчивается и его полоса движения освобождается.

А как должен действовать водитель, когда он сам оказывается в роли обгоняемого? Находятся водители, которые очень не хотят бывать в этой роли и каждый обгон их другими автомобилями воспринимают чуть ли не как оскорбление. Они тут же бросаются вдогонку и норовят обязательно обогнать «обидчика». О таких водителях можно лишь сказать, что они еще не мастера вождения, а самолюбивые мальчишки. Возмущаться нечего, обгон должен восприниматься спокойно, и обгоняемый должен способствовать ему.

Иногда и в безобидной обстановке на пустой дороге лихой водитель, обогнав другого, резко и непосредственно перед ним перестраивается на свою полосу движения. Обгоняемому ничего не остается, как замедлить движение и при необходимости принять вправо.

Сложнее и опаснее, когда навстречу, занимая обе полосы движения, идут два. транспортных средства, один из которых обгоняет другого, и обгон затянулся. Надо «моргнуть» им дальним светом, снизить скорость и быть готовым к торможению, а может быть, даже и к выезду на обочину, иначе дело может кончиться весьма печально.

Правила правильного обгона

Во время спектакля под названием «обгон» вы всегда можете оказаться в одной из трех ролей – обгоняющего, обгоняемого или встречного. Рассмотрим, какие партии в зависимости от этого придется исполнять.

ОбгонЯть только ради того, чтобы кому-то что-то доказать или просто оказаться впереди, не стоит. Ведь этот маневр (выезд со своей полосы движения на встречную, опережение и последующее возвращение в свой ряд) связан с определенным риском. Подумайте, даст ли это реальный выигрыш во времени. Вполне возможно, что через несколько сотен метров вы планируете остановиться или повернуть направо. Не исключено также, что населенный пункт, железнодорожный переезд или другое препятствие «съедят» ваш отрыв.

При обгоне всегда нужно быть начеку. Когда впереди идущий автомобиль начинает резко снижать скорость, это не значит, что его водитель намерен вас пропустить, и обгонять его сломя голову не следует. Возможно, впереди возникло препятствие (например, шофер пропускает пешеходов). И даже если дорога пустая, всегда следует быть готовым к появлению встречного автомобиля.

Читайте так же:  Что делать, если не осталось места в птс

Чтобы не «мучиться», обгоняя ряд плотно идущих друг за другом машин при интенсивном встречном потоке, целесообразнее снизить скорость и, скажем, сменить радиостанцию, кассету или диск. Можно вообще остановиться и отдохнуть – глядишь, за это время поток «рассосется». Категорически не рекомендуется прибегать к «двойному обгону», то есть опережать автомобиль, вышедший на обгон.

Но если все-таки нужно выполнить обгон, перед началом маневра следует оценить обстановку. Дистанция до обгоняемого автомобиля должна быть достаточной, чтобы вы смогли набрать необходимую для быстрого опережения скорость (как минимум на 20 км/ч больше). Нужно также выбрать участок дороги, который позволит выполнить маневр, не нарушая ПДД.

Дорога впереди должна просматриваться как можно дальше. Перед изменением направления движения обязательно посмотрите в зеркало. Сегодня даже 200 км/ч не всегда являются гарантией того, что «нас не догонят» на более быстрой машине. И ваш резкий выпад перед таким болидом будет небезопасным.

В то же время, приближаясь к «плетущейся» за грузовиком или другим «тихоходом» легковушке, будьте готовы, что ее водитель, «забыв» посмотреть в зеркало и предупредить о маневре, вдруг пойдет на обгон.

Начинать маневр следует, приблизившись к более «медлительному» автомобилю на 20 – 30 метров (при меньшей дистанции увеличится не просматриваемая впереди «слепая зона»). Перед обгоном обязательно включите левый поворот, чтобы поставить окружающих в известность о ваших намерениях. И не выключайте, пока машина находится на встречной полосе.

На встречной полосе желательно находиться как можно меньше времени.

Достаточно продержаться на встречной полосе, пока обгоняемый автомобиль не появится в зеркале заднего вида. Затем плавно, не «подрезая», возвращайтесь на свою полосу. В этот момент принято включать правый поворот – это покажет водителю встречной машины, что вы завершаете маневр. Если за вами пристроился еще один автомобиль, чтобы обогнать «паровозом», его водитель может понять, что раз вы уходите в свой ряд, то, возможно, впереди движется встречный транспорт и следует быть осторожнее. Такие коллективные обгоны очень опасны, особенно когда «лидером» является микроавтобус, джип, грузовик или легковушка с сильно тонированными стеклами. Такой ведущий не позволит вам в должной мере контролировать обстановку. В экстренном случае он может успеть вернуться на свою полосу, а вы нет.

Следует избегать «групповых» обгонов. Но если подобная ситуация возникла, то приоритет при обгоне имеет машина, первой начавшая маневр. К тому же, если динамика вашего автомобиля уступает другим, предоставьте более быстрым попутчикам возможность совершить обгон первыми. И начинайте обгонять тогда, когда машина, выполняющая маневр, возвращается на свою полосу.

Если вы обгоняете большой автомобиль – например, автобус или грузовик, держитесь от него подальше. Не приближайтесь вплотную, иначе он перекроет сектор обзора вперед, а в момент обгона не прижимайтесь слишком близко. Возвращаться в свой ряд тоже следует осторожно. Перед большим транспортным средством «на бампере» может «висеть» маленький тихоход, например, древний «Запорожец».

Разница в скорости обгоняющего и обгоняемого автомобилей должна быть максимальной.

Фуры или легковые автомобили нередко идут «конвоем». Обычно, начав с обгона одного автомобиля, придется «прихватывать» сразу три-четыре. В такой ситуации лучше дождаться, когда дорога будет прямая, чтобы встречная полоса просматривалась как можно дальше.

«Нырять» в плотный ряд машин тоже надо осторожно. Во избежание столкновения лучше, еще находясь на встречной полосе, уравнять скорость своей машины со скоростью попутного потока и затем «заехать» в него. Как правило, когда возникает опасная ситуация, ряд размыкается, впуская обгоняющий автомобиль. Не забудьте поблагодарить, мигнув несколько раз «аварийкой». Как и в том случае, когда на подъеме водитель еле поднимающегося в гору грузовика один раз мигнет правым поворотом, сообщая, что путь свободен и можно обгонять (он-то дорогу впереди видит лучше и дальше).

Следует учитывать тот факт, что навстречу может неожиданно выскочить гонщик, «низко летящий» с дальним светом под 200 км/ч. В таком случае все расчеты могут рассыпаться.

В рискованной ситуации следует быстро принять решение и, самое главное, не менять его на ходу.

Если вы уже поравнялись с попутной машиной и ваша скорость намного больше, то следует закончить маневр. Переключайтесь на пониженную передачу, жмите на газ, световой и звуковой сигнализацией привлекайте внимание других водителей. Они (как в попутной, так и во встречных машинах) войдут в ваше положение, прижмутся к обочинам и оттормозятся.

Естественно, нам не всегда удается быть только в роли обгоняющего, иной раз найдется и более быстрая машина. А иногда кто-то «демонстративно» вас объедет. Не стоит воспринимать это как оскорбление и обижаться.

Увеличение скорости в момент, когда вас обходит другая машина, скорее всего, приведет к гонке «кто кого» и неоправданному риску. Наоборот, если впереди возникла помеха движению, можно включением левого поворота или даже жестом предупредить водителя более быстрого автомобиля, что впереди препятствие и лучше сейчас не обгонять.

Никогда не увеличивайте скорость в тот момент, когда вас обходит другая машина.

Расслабляться нельзя, надо постоянно контролировать дорогу. Если видите, что встречная или обгоняющая машина не успевает завершить маневр и уйти на свою полосу, лучше снизить скорость и принять по возможности правее. Таким образом вы не только проявите водительскую солидарность, но и разрядите обстановку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Повышенную опасность таят обгоны в сумерках.

Вообще, от лобового удара следует уходить всеми доступными способами, ведь он всегда страшнее касательного или даже вылета в кювет. Поэтому во время езды нелишне обращать внимание на состояние и тип обочины. К тому же всегда полезно знать, как ведет себя ваша машина при съезде на большой скорости с асфальта на траву, песок, глину, щебень.

Некоторые водители не спешат включать габаритные огни, и их машины, особенно серых тонов, плохо различимы на дороге.

В темное время суток перед обгоном можно помигать дальним светом, предупреждая о своем маневре и привлекая внимание водителя впереди идущей машины (этот прием можно использовать и в сложных дорожных условиях – на узкой дороге или при тумане). Затем по мере сближения следует обязательно переключиться с дальнего света на ближний. Снова на дальний переключайтесь, только когда поравняетесь с машиной, едущей медленней, чтобы не слепить ее водителя. По этой же причине, когда вас обгоняют другие автомобили, всегда переключайте свет с дальнего на ближний. Сразу после разъезда со встречной машиной (особенно с грузовиком) не стоит мгновенно бросаться на обгон – есть риск «залететь» под невидимый в темноте прицеп.

Читайте так же:  Ответственность за сбитого на пешеходном переходе пешехода

То, как будет исполнено представление под названием «обгон», зависит от действий и взаимоуважения всех «актеров». Поэтому лучше играть слаженно и по правилам!

Правила правильного обгона

Автомобильный поток состоит из самых различных автомобилей, в которых едут самые разные водители. Но раз уж человек сел за руль, то рядом едущие должны быть уверены, что права их сосед по ряду получил не за так, и имеет не голословные умения и навыки поведения на дороге. Например, умеет правильно обгонять. Обгон вообще считается одним из самых сложных маневров на дороге. И для того чтобы его выполнение было безопасным для всех участников дорожного движения, нужно «единство» как минимум трех действий: подходящая дорожная обстановка, точный расчет обгоняющего и адекватно поведение обгоняемого. Давайте рассмотрим подробнее каждый из этих трех составляющих.

Но для начала вспомним, что об обгоне говорят правила дорожного движения. В главном для всех водителей документе написано, что обгон – это опережение одного или нескольких автомобилей, связанное с выездом из занимаемого ряда. Если разбирать «на пальцах» такое определение, то получится, что на практике обгон выглядит так: обгоняемое авто отклоняется в сторону от своего прямолинейного движения и занимает соседнюю полосу, затем транспортное средство движется какое-то время рядом с обгоняемым авто и, опережая его на безопасное расстояние, занимает полосу впереди обгоняемого автомобиля.

Но прежде чем приступить к обгону, водитель должен оценить степень безопасности предполагаемого обгона и определить для себя его необходимость. При чем первое условие должно быть главнейшим. И решившись на обгон, водитель должен четко знать, что ему хватит времени для того, чтобы осуществить его в безопасной для всех участников движения обстановке, а не в мыслях о том, что он спешит на встречу. Жизнь главнее даже самых важных встреч.

Другое немаловажное условие: состояние дороги во время осуществления обгона. Конечно, по умолчанию следует, что обгону не должны мешать какие – либо преграды, и в виде других автомобилей и в виде заградительных конструкций. К тому же на специфику самого маневра могут повлиять погодные условия и тут необходимо помнить о правилах езды по мокрой, сухой или скользкой трассе, а также в ночное время или в ситуации плохой видимости на дороге (туман). Необходимо помнить, что при видимости менее 300 м выезд на встречную полосу движения небезопасен и запрещен.

Кроме того, если вы решили идти на обгон, подумайте, так ли он необходим в данной ситуации. Может оказаться, что, обогнав сейчас, вам через несколько метров придется остановиться на светофоре. В таком случае, благоразумнее и безопаснее оставаться в своем ряду.

Правила для обгоняющего

Перед началом маневра водитель должен предупредить участников движения о своем намерении совершить обгон. Для этого заблаговременно необходимо включить указатель левого поворота и выдвинуться немного из своего ряда. Это нужно для того, чтобы оценить дорожную обстановку, увидеть, что для совершения обгона нет никаких препятствий.

Сам же маневр можно совершать как на одинаковой с обгоняемым авто скоростью, увеличив ее в момент обгона, такой способ приемлем тогда, когда обгоняемый автомобиль движется на небольшой скорости. Но возможно также обойти ТС, уже набрав необходимый скоростной режим. Для водителя при маневре важно правильно сместить свой автомобиль влево, при этом не стоит забывать, что обходить авто нужно на расстоянии не меньше одного метра.

Нельзя обгонять и на выключенной передаче (т.н. движение накатом), это в разы повышает аварийность. В случае если водителю будет нужно экстренно увеличить скорость, он будет терять драгоценное время на переключение передач или перезапуск двигателя. Для водителя также важно по завершении маневра плавно войти в ряд движения и стать перед обогнанным автомобилем. Резкое вхождение в ряд может также сповоцировать аварийную ситуацию.

На что особенно важно обратить внимание и о чем не забывать

Включенный левый «поворотник» обязательное при обгоне правило. Большинство аварий происходят по вине тех, кто пренебрегает таким правилом и не удосуживается предупредить участников движения об изменении траектории езды своего авто. И конечно обгон с соблюдением всех правил дорожного движения нужно совершать по левой стороне.

Не стоит без лишней на то необходимости выполнять и двойной обгон. Такой маневр удваивает аварийность на дороге, так как водителю для такого обгона требуется больше времени для маневра и большее расстояние.

От «догонялок» разумно отказаться на скользкой дороге. Даже если вы уверенны в великолепных характеристиках покрышек своего автомобиля.

И еще несколько моментов: судить о безопасности предполагаемого маневра не стоит по поведению впереди идущего авто. То есть если даже автомобиль впереди вас пошел на обгон, это не всякий раз означает, что вам можно бросаться следом. Чаще всего такой обгон тандемом оборачивается непредвиденными аварийными ситуациями. И еще, водителям советуют производить маневр по возможности быстро, ведь при выезде на встречную полосу движения риску подвергается и обгоняемый и идущие ему на встречу автомобили.

Правила для обгоняемого

Если обгоняют вас, то логично вам нужно быть максимально заметным на дороге. Такое правило особо актуально в ночное время, когда водитель обгоняемого автомобиля обязан ехать с включенным ближним светом.

Замечать обгонщика нужно заранее. Для этого необходимо почаще смотреть в зеркало заднего вида и при этом следить за особенностью трассы, избегая отклонения автомобиля в сторону. Такое может произойти тогда, когда авто «встречается» с различного рода неровностями трассы.

Обгоняемому благоразумно дать возможность осуществить маневр. Отринув все честолюбивые помыслы, стоит просто позволить себя обогнать, при этом водителю обгоняемого автомобиля нужно следить за соблюдением безопасной дистанции от обгоняемого ТС.

Негласные правила водительской вежливости предполагают, что вы дадите понять другому водителю о своей готовности предоставить ему возможность совершить безопасный маневр. Обычно в таких ситуациях достаточно «моргнуть» пару раз «поворотником».

Далее для той же обоюдной безопасности необходимо немного сместиться в сторону в своем ряду, что предоставит обгоняемому водителю лучшую обзорность, а, следовательно даст возможность завершить маневр быстро и безопасно.

Ни в коем случае не стоит давить на педаль газа, как только вы заметили, что кто-то идет на обгон. Будьте благоразумнее, но при этом не забывайте и о своей ответственности. Поэтому держите в голове мысль о том, что вам, возможно, придется экстренно тормозить.

Читайте так же:  Получение автокредита на подержанный автомобиль в спб

Советы по обгону на дороге: все, что нужно знать

Рассказываем, как правильно сделать обгон транспортного средства.

Неправильный обгон — одно из частых нарушений на дороге, которое может привести не только к штрафам от ГИБДД, но и серьезной аварии с человеческими жертвами. Ошибки делают начинающие и опытные водители, слишком уверенные в своем профессионализме.

Что такое обгон?

Обгон трактуется как маневр автомобиля, осуществляющий опережение впереди идущей машины с выездом на встречную полосу движения. После завершения маневра нужно вернуться на свою полосу, встав впереди машины, идущей в попутном направлении.

Не нужно путать обгон с обычным опережением. В первом случае подразумевается выезд на встречку. Опережение производится при одностороннем движении или по полосе попутного движения на 4-полосной дороги.

Обгон в ПДД

Подробно о требованиях к обгону рассказано в 11 главе ПДД:

11.1 — обгон осуществляется при условии, что встречная полоса свободна. Водитель должен быть уверен в безопасности опережения впереди идущего транспорта.

11.2 — нельзя обгонять, если машина впереди совершает опережение другого транспорта или препятствия. Запрещено производить обгон, если обгоняемый автомобиль подал сигнал поворота влево.

11.3 — водитель обгоняемого транспорта не должен препятствовать опережению другого автомобиля.

О запрете на обгон сказано в 11.4:

на переходах для пешеходов;

на жд-переездах и за сотню метров до рельсов;

в тоннелях, на мостах;

За неправильный обгон водителю грозит штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей или лишение удостоверения на полгода.

Правила обгона

Для начала рассмотрим ситуации, когда нельзя делать обгон:

  • Действие знака «Обгон запрещен».
  • До впереди идущего транспорта небольшое расстояние, что может спровоцировать столкновение при увеличении скорости.
  • Автомобиль не может набрать высокую скорость.
  • Плохая видимость на дороге.
  • Впереди движется тяжеловесный транспорт, закрывающий обзор.
  • Автомобиль приближается к пешеходному переходу или жд-переезду.
  • Автомобиль начала обгонять машина, идущая сзади.

Определена манера поведения водителя, планирующего обогнать транспортное средство. Пренебрегать этими правилами нельзя:

  • Убедитесь в безопасности обгона. Полоса свободная на большом расстоянии, сзади водителя не обгоняют, а впереди идущий транспорт не включил левый поворотник.
  • Сократите дистанцию между автомобилем и впереди идущей машины.
  • Включите левый поворотник.
  • Перед обгоном увеличьте скорость движения. Она должна быть на 20 км/ч больше, чем скорость обгоняемого транспорта. Если во время обгона на встречной полосе в зоне видимости появилась другая машина, по возможности вернитесь назад или увеличьте скорость, чтобы успеть совершить маневр. Здесь нужно быть предельно расчетливым и внимательным.
  • На обгон должно уйти около 5 секунд.
  • После обгона нельзя оставаться на встречной полосе даже при отсутствии машин.

Советы по обгону

Исходя из правил обгона, указанных в законодательстве, можно дать водителям несколько советов, которые помогут грамотно совершить маневр.

Многие водители пугаются, когда при совершении маневра появляется машина на встречной полосе. В этой ситуации нужно действовать уверенно и быстро. Если расстояния хватит для завершения маневра, нужно прибавить скорость и встать впереди машины на свою полосу. При отсутствии уверенности в том, что успеете завершить маневр, лучше вернуться на свою полосу.

Если ситуация выходит из под контроля, моргайте фарами, машите руками и сигнальте, чтобы показать встречному транспорту опасную ситуацию. Экстренное торможение обоих машин может предупредить столкновение автомобилей и страшные последствия.

Советы водителю

Вы никогда не сталкивались с ситуацией при обгоне впереди едущей машины, когда водитель обгоняемого автомобиля, увидев вас, прибавляет ходу и препятствует обгону? Если нет, значит, ваш водительский опыт еще маловат, или вы очень медленно ездите, или вам просто до сих пор очень везло. В любом случае, рано или поздно вы столкнетесь с подобной ситуацией — дебилов на наших дорогах хватает. Да, да, именно дебилов, кретинов, идиотов — других характеристик для таких водителей я не нахожу. По моему мнению, за подобные действия надо лишать водительских прав хотя бы на полгода, чтобы до горе-водителя дошло какой опасности он подвергает людей, находящихся в обгоняющем автомобиле, себя и своих пассажиров. Обгон — один из самых опасных маневров вообще, а, учитывая наши дорожные условия и культуру наших водителей, обгон превращается в экстремальное действие, требующее от водителя незаурядной выдержки и профессионализма.

Каким должен быть правильный и безопасный обгон? Речь будем вести о езде за городом по шоссе, где скорости в несколько раз больше городских. Именно здесь случаются наиболее тяжелые аварии со смертельным исходом, как раз по причине высоких скоростей. Заметьте, что техника езды по городу и по загородному шоссе в корне отличается. Если вы ас на городских улицах, а шоссейного опыта у вас нет, то вполне возможно, что поначалу вы окажетесь полным «чайником» за городом.

Выехав на шоссе, не стоит сразу давить педальку газа в пол — ваш организм должен адаптироваться к высокой скорости. Это произойдет само собой в течение нескольких десятков минут. Нога, как бы сама потихоньку будет прибавлять газу, и вы с удивлением через 10-20 минут обнаружите, что стрелка спидометра перевалила за сотню, а вы этого не очень-то и ощутили.

Постоянно периодически бросайте свой взгляд в зеркало заднего вида. Это, конечно же, надо делать и в городских условиях. Но, если в городе это, как правило, делается во время маневра (коих достаточно много), то на шоссе поглядывать в зеркала заднего вида надо и при движении по прямой. Дело в том, что скорости на шоссе велики, и не просто скорости, а разница в скорости различных транспортных средств. Отсюда, ситуация меняется на порядок быстрее, чем в городе. Вы с удивлением можете обнаружить, что 10 секунд назад, глядя в зеркала заднего вида, на горизонте не было ни одного автомобиля, а сейчас мимо вас пролетел какой-то лихач на спортивном Порше. А все потому, что разница в скоростях достигает 100 км/ч и более. Напомним из курса физики, что 36 км/ч — это 10 м/с. Значит, при разнице в 108 км/ч между двумя автомобилями расстояние между ними изменяется в секунду на 30 метров! 10 секунд — 300 метров!

Как себя правильно вести, если вас обгоняет автомобиль? Прежде всего, не препятствуйте обгону. Помните, что вы находитесь в не меньшей опасности, чем ваш коллега по обгону. Если у него возникнут проблемы во время обгона, то эти проблемы коснутся и вас — будьте уверены! А они (проблемы) вам нужны? Думаю, что не нужны. Вот и правильно, поэтому, если увидели, что сзади идущий автомобиль пошел на обгон — примите, насколько это возможно, вправо — дайте ему больше дороги. Ни в коем случае, не повышайте скорость своего движения. Если есть впереди идущий автомобиль, даже снимите ногу с педали газа, чтобы обгон прошел как можно скорее. Водители-профессионалы в случае опасного обгона (когда навстречу едущий автомобиль находится близко) включают левую мигалку, при этом, опять же, не препятствуя обгону. Если сзади такой же водитель, он все поймет и не будет производить обгон. Думаете, вы сделали услугу ему? Может быть, но, в первую очередь — себе, обезопасив себя от аварийно-опасной ситуации с непредсказуемым исходом.

Читайте так же:  Отказ страховой компании в выплате по осаго

Как самому правильно производить обгон? Повторимся в очередной раз: чем быстрее обгон, тем он безопаснее. А когда обгон будет быстрым? Правильно, когда разница скоростей двух автомобилей будет большой. Поэтому, если вы видите что едете на комфортной для себя скорости и потихоньку приближаетесь к впереди идущему авто, которое едет немного медленнее вас, то стоит задуматься нужно ли его обгонять вообще? В любом случае, на своей крейсерской скорости этого делать не стоит, т.к. в таком случае время обгона растянется на десятки секунд — а это опасно. При этом следует помнить тот факт, что скорости навстречу движущихся машин складываются.

  • Скорость вашего авто — 100 км/ч.
  • Скорость впереди идущей машины — 90 км/ч.

Разница скоростей 10 км/ч, примерно 3 м/с. Чтобы перестроиться на встречную полосу, произвести обгон, и стать обратно в свой ряд на такой скорости надо метров 30 (как если бы вы обгоняли стоящий на месте автомобиль со скоростью 10 км/ч). Т.е., обгон с такими характеристиками займет около 10 секунд. При этом на скорости 100 км/ч за 10 секунд (время обгона) вы проедете около 300 метров. Навстречу едущий вам автомобиль с такой же скоростью проедет те же 300 метров. Это значит, что при таких условиях обгона вы его можете производить, если встречный автомобиль находится на расстоянии не менее 600 метров! Вы уверены, что на таком расстоянии сможете увидеть едущий навстречу автомобиль и правильно оценить его скорость? Я, например, нет. Вывод прост — при обгоне, чем выше разница в скоростях обгоняемого и обгоняющего авто, тем обгон быстрее, а, значит, безопаснее. Конечно же, необходимо во внимание принимать и другие факторы: состояние дорожного полотна, время суток, возможность внезапного появления пешехода или зверя. Никто вас не назовет умным, если вы будете в гололед обгонять на скоростях за сотню. Обгон в этом случае будет очень быстрым, но закончиться он может плачевно.

[2]

Исходя из вышесказанного, правильный обгон на сухом шоссе в дневное время суток надо производить примерно так:

[3]

  • приближаясь к впереди идущей машине (метров за 50), выезжаете на встречную полосу (естественно, при отсутствии встречных авто) и оцениваете дорожную ситуацию впереди идущего авто;
  • если ситуация небезопасна для обгона — становитесь обратно в свой ряд и не приближаетесь к впереди идущему авто;
  • когда ситуация становится благоприятной для обгона — врубаете нижнюю передачу (если ехали на пятой — четвертую; на четвертой — третью), включаете левый поворот и даете газу. Динамика разгона возрастает, и вы быстро набираете разницу скоростей. Пролетаете за пару секунд обгоняемую машину, включаете правый поворотник и становитесь в свой ряд. Теперь можно включать повышенную передачу и двигаться дальше со своей крейсерской скоростью.

Если вы уверены, что за встречной машиной следующее авто движется на довольно безопасном расстоянии, то опытные водители, умеющие правильно оценить скорости всех авто, участвующих в обгоне, делают так. За несколько секунд до того момента, когда впереди идущая машина разминется со встречной, они начинают разгон и приближаются к цели обгона. В момент, когда встречные машины разъезжаются, опытный водитель находится уже в нескольких метрах и готов к обгону. Как только встречная полоса освободилась, начинается обгон, который происходит в течение нескольких секунд. Но, такой обгон не для новичков!

Еще более безопасным будет обгон, если вы помигаете фарами впереди идущему авто, известив водителя, что вы собираетесь его обгонять. И, еще более безопасным, если вы оцените надежность крепления груза впереди идущей машины!

Напоследок, еще несколько простых, но весьма эффективных, советов при движении по шоссе:

  • Не забывайте, что при длительном движении (особенно в жаркую погоду) шины сильно нагреваются, следовательно, давление в шинах повышается, следовательно, повышается опасность мгновенного разрыва шины. Поэтому, не ленитесь периодически останавливаться и контролировать давление в шинах.
  • Если вы попали на участок дороги с гравием — резко снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до впереди идущего авто — так оставите свои стекла и фары в целости.
  • Никогда не производите обгон на закрытых поворотах (особенно правых), и в конце подъемов.
  • На мокрых участках дороги остерегайтесь грязных следов выехавших на шоссе с грунтовок машин и тракторов.
  • При въезде на скорости в лужу, песок, расплавленный асфальт (особенно колесами с одной стороны) держите крепче руль. Перед такими препятствиями очень желательно сбросить скорость.
  • В непогоду не ленитесь останавливаться и протирать стекла, фары, стоп-сигналы, поворотники.
  • Не жадничайте на щетках стеклоочистителей — меняйте их раз в год!

Соблюдая эти, в общем-то, простые и очевидные советы вы сможете избежать многих неприятных ситуаций на дороге.

Видео (кликните для воспроизведения).

В начало страницы

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  2. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  4. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
Как правильно совершать маневр обгона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here