Исполнительный орган юридического лица — как назначается, обязанности

Полезная и понятная информация в статье: "Исполнительный орган юридического лица — как назначается, обязанности". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Временно исполняющий обязанности директора ООО

Временно исполняющий обязанности директора ООО

Руководитель общества (далее также — директор) является его единоличным исполнительным органом, осуществляет текущее руководство деятельностью общества (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, ст.ст. 32, 40 Закона об ООО). К компетенции единоличного исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, не отнесенные Законом об ООО или уставом общества к компетенции других органов общества.

Реализация руководителем ряда полномочий связана с исполнением обществом обязанностей, предусмотренных законом. В частности, руководитель подписывает бухгалтерскую и налоговую отчетность от имени общества, кадровую документацию и другие документы. Поэтому если руководитель в течение определенного времени не может выполнять свои обязанности, это может создать сложности в деятельности общества вплоть до фактической ее приостановки. В связи с этим на период отсутствия руководителя (болезнь, командировка и другие причины) необходимо обеспечить возможность исполнения соответствующих обязанностей иными лицами.

На практике бывают ситуации, когда в связи с возникновением необходимости временно осуществлять полномочия руководителя (увольнение, смерть руководителя и т.д.) до избрания нового руководителя назначается лицо, «временно исполняющее обязанности» руководителя.

Однако ни ГК РФ, ни федеральные законы о хозяйственных обществах (ООО, АО) не предусматривают образования такого органа юридического лица, как «временно исполняющий обязанности». Поэтому назначение «исполняющего обязанности» руководителя не повлечет перехода к такому лицу прав и обязанностей единоличного исполнительного органа общества. Закон об ООО вообще не предусматривает последовательности действий в ситуации, когда по объективным причинам лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, не может осуществлять свои полномочия.

Применительно же к акционерным обществам установлена возможность создания «временного исполнительного органа» (п. 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО). Если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) не может исполнять свои обязанности, совет директоров общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и об образовании нового исполнительного органа общества.

Гражданское законодательство допускает применение закона по аналогии (ст. 6 ГК РФ), поэтому в отсутствии руководителя общества с ограниченной ответственностью, на наш взгляд, целесообразно поступить таким же образом, применив по аналогии ст. 69 Закона об АО с учетом специфики норм Закона об ООО. Однако отсутствие в обществе совета директоров может вызвать сложности в применении этой нормы Закона об АО. В этом случае решение о назначении временного исполнительного органа относится к компетенции общего собрания, но процедура созыва внеочередного общего собрания занимает длительное время, и в период до созыва собрания общество, по сути, не сможет нормально функционировать, т.к. отсутствует законно избранный представитель исполнительного органа.

Во избежание такой ситуации целесообразно в уставе общества заранее определить, кто именно и на основании какого документа вправе действовать от имени общества, если ранее избранный единоличный исполнительный орган не может исполнять свои обязанности. Положения п. 2 ст. 12 Закона об ООО этого не запрещают (см. например, определение Московского городского суда от 29.01.2016 N 4г-336/16).

Кроме того вступившие с 01.09.2014 г. изменения ГК предусматривают возможность наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц, действующих совместно, а также создания в обществе нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). В этом случае устав может предусматривать перераспределение полномочий между такими лицами или органами на период отсутствия (невозможности исполнения своих обязанностей) оного или нескольких из них.

Если необходимо передать все полномочия единоличного исполнительного органа ООО, принимается решение о назначении лица в качестве временного исполнительного органа и с ним заключается срочный трудовой договор либо оформляется временный перевод на должность генерального директора иного работника. Трудовой договор с временно исполняющим обязанности директора ООО ни чем не отличается от обычного трудового договора с директором за исключением обязательного условия о срочности.

Перед оформлением отношений между ООО и временно исполняющим полномочия единоличным исполнительным органом общество обязано убедиться, что данному лицу не запрещено заниматься такой деятельностью ввиду применения к нему меры административного наказания в виде дисквалификации.

Соответствующую информацию можно получить, обратившись в орган, ответственный за ведение Реестра дисквалифицированных лиц (ч. 2 и ч. 3 ст. 32.11, 3.11, 14.23 КоАП РФ, пп. 5.5.13 Положения о ФНС, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/[email protected], Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177).

Планируя временное отсутствие заранее (например, отпуск, командировка), руководитель может передать полномочия на совершение отдельных действий другому лицу по доверенности. Следует учитывать, что такая передача допускается только в отношении части функций руководителя, поскольку передача полномочий по доверенности в полном объеме фактически является нарушением исключительной компетенции соответствующих органов общества в данном вопросе. Вместе с тем законом не ограничивается ни количество доверенностей на передачу отдельных полномочий руководителя, ни количество лиц, которым передаются эти полномочия. В отличие от выдачи руководителем доверенности, при назначении временного исполнительного органа полномочия назначаемому лицу передаются не руководителем, а общим собранием участников или советом директоров, и в полном объеме компетенции единоличного исполнительного органа, а не частично.

Нередко на практике полномочия руководителя возлагаются не путем оформления доверенности, а посредством издания приказа по организации. Однако по своей правовой природе приказ — это локальный нормативный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами.

Вместе с тем в ряде случаев суды приравнивали такой документ (приказ) к надлежаще оформленной доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 N 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности. То есть наделить лицо определенными полномочиями можно не только документом, именуемым «доверенность», но и документом, названным «приказ», в котором должны быть отражены все те условия, которые в силу ст. 185 ГК РФ обязательны для доверенности.

Читайте так же:  Штраф за просроченное осаго

Такой подход, в целом, поддерживается в судебной практике (см. постановления АС Дальневосточного округа от 05.05.2015 N Ф03-1758/15, АС Северо-Кавказского округа от 21.01.2016 N Ф08-9390/15). Тем не менее, по нашему мнению, в целях недопущения спорных ситуаций в отношениях с третьими лицами полномочия уполномоченного лица целесообразно подтверждать именно доверенностью (см., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.06.2015 N Ф04-20941/15).

Поскольку при передаче полномочий по доверенности единоличным исполнительным органом остается то же лицо, уведомлять регистрирующий орган о смене исполнительного органа в такой ситуации не нужно (см. также постановление АС Волго-Вятского округа от 21.12.2015 N Ф01-5107/15).

Энциклопедия решений. Временный единоличный исполнительный орган АО

Временный единоличный исполнительный орган АО

Единоличный исполнительный орган АО (директор, генеральный директор, далее — директор) является постоянно действующим органом. Однако в некоторых случаях, например, при приостановлении полномочий или невозможности исполнять свои обязанности, в АО может быть, а в некоторых случаях должен быть назначен временный исполнительный орган.

Временный исполнительный орган АО:

— назначается советом директоров АО на период до избрания нового единоличного исполнительного органа общим собранием акционеров АО;

— действует от имени АО без доверенности.

Следует отличать временный исполнительный орган АО от лица, временно исполняющего обязанности директора (например, на период отпуска директора), поскольку указанное лицо (ВРИО), как правило, назначается самим директором и действует на основании выданной доверенности. Данной доверенностью могут быть ограничены полномочия ВРИО по сравнению с директором.

Решение об образовании временного исполнительного органа может быть принято советом директоров АО только в том случае, если образование исполнительных органов данного АО осуществляется общим собранием акционеров (абзацы третий и четвёртый п. 4, п. 5, п. 6 ст. 69 Закона об АО).

Временный исполнительный орган действует до избрания единоличного исполнительного органа (постоянного) общим собранием акционеров, решение о проведении которого принимается одновременно с образованием временного единоличного исполнительного органа (п. 6 ст. 69 Закона об АО).

Временный исполнительный орган АО образуется в следующих случаях:

— в обязательном порядке при приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа АО или управляющей организации (управляющего) АО (абз. третий п. 4 ст. 69 Закона об АО), решение принимается большинством в 3/4 голосов членов совета директоров АО без учета голосов выбывших членов совета директоров АО (абз. пятый п. 4 ст. 69 Закона об АО);

— по усмотрению совета директоров АО, если единоличный исполнительный орган АО или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности (абз. четвертый п. 4 ст. 69 Закона об АО), решение принимается большинством в 3/4 голосов членов совета директоров АО без учета голосов выбывших членов совета директоров АО (абз. пятый п. 4 ст. 69 Закона об АО);

— в обязательном порядке в случае неизбрания нового директора на 2 подряд заседаниях совета директоров или в течение 2 месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий прежнего директора при наличии условий, указанных в п. 5 ст. 69 Закона об АО (абз. четвертый п. 6 ст. 69 Закона об АО). Данное решение принимается большинством голосов членов совета директоров АО, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов (абз. пятый п. 6 ст. 69 Закона об АО).

С временным исполнительным органом заключается трудовой договор, подписываемый от имени общества председателем совета директоров АО (п. 3 ст. 69 Закона об АО).

Особенности регулирования труда руководителя организации, предусмотренные гл. 43 ТК РФ, распространяются на временные единоличные исполнительные органы (абз. второй п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 N 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»).

Временный единоличный исполнительный орган при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах АО, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ, п. 1 ст. 71 Закона об АО).

По общему правилу (если иное не предусмотрено уставом), временные исполнительные органы АО имеют такие же полномочия, как и постоянные (абз. шестой п. 4 ст. 69 Закона об АО). Однако в уставе АО компетенция временных единоличных исполнительных органов АО может быть ограничена по сравнению с компетенцией «постоянных» исполнительных органов АО.

При назначении временного единоличного исполнительного органа необходимо соблюдать правила смены единоличного исполнительного органа (подача сведений в регистрирующий орган, замена карточки с образцами подписей и оттиска печати и др.).

Исполнительный орган юридического лица — как назначается, обязанности

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Юридическая энциклопедия

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными… … Юридический словарь

ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю в отношениях с другими лицами. Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция… … Энциклопедический словарь экономики и права

орган юридического лица — часть юридического лица, которая формирует и выражает его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными… … Большой юридический словарь

Исполнительный орган юридического лица — Гражданский кодекс РФ не содержит явного определения исполнительного органа. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно… … Бухгалтерская энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОРГАН — ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА … Юридическая энциклопедия

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОРГАН — (см. ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА) … Энциклопедический словарь экономики и права

[3]

реорганизация юридического лица — прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства. Статья 57 ГК РФ различает пять видов Р.ю.л.: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько лиц … Большой юридический словарь

Читайте так же:  Уплата налогов при продаже подаренной машины

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — в соответствии со ст. 53 ГК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то… … Юридический словарь современного гражданского права

Реорганизация юридического лица — (англ. reorganization of jur >Энциклопедия права

4. Органы юридического лица

4.1. Значение органов юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы, формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ: «Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами». В ряде случаев интересы юридического лица могут выражать и иные лица. Например, субъекты, не являющиеся органами юридического лица, могут представлять его интересы на основании доверенности. В учредительных документах юридического лица может быть указано право определенных лиц действовать от его имени без доверенности (например, заместителя директора). Действия работников юридического лица по исполнению его обязательств считаются действиями самого юридического лица (ст. 402 ГК РФ).

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

4.2. Виды органов юридического лица

1.​ единоличные (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.)

2.​ коллегиальные (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание).

1. «волеобразующие органы» – органы юридического лица, которые формируют его волю (общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет) и иные коллегиальные органы)

2. «волеизъявляющие органы» – органы, которые одновременно и формируют волю, и выражают ее вовне в имущественном обороте (единоличные исполнительные органы — генеральный директор, директор, президент, председатель и т.п.)

По действиям волеизъявляющих органов можно судить о воле возглавляемого ими юридического лица. Однако деятельность исполнительных органов не ограничивается исполнением указаний волеобразующих органов, ведь они обладают и самостоятельной компетенцией — возглавляют текущую деятельность юридического лица. В таких случаях исполнительный орган является одновременно и волеобразующим, и волеизъявляющим.

Волеобразующие органы состоят из участников юридического лица (общее собрание) либо избираются ими (совет директоров). Исполнительные органы юридического лица формируются в результате их избрания или назначения самими участниками (участником) либо уполномоченным ими органом (к примеру, советом директоров).

4.3. Ответственность органов юридического лица

В случае, если орган юридического лица при совершении сделки от имени этого юридического лица превысит определенные для него учредительными документами полномочия, юридическое лицо получает возможность защиты от таких действий посредством иска о признании сделки недействительной (ст. 174 ГК РФ). Органы юридического лица обязаны действовать от его имени добросовестно и разумно – п.3 ст. 53 ГК РФ. В случае, если своими действиями орган юридического лица причинит организации убытки, на него возлагается обязанность по их возмещению. Но юридическое лицо отвечает за действия своих наемных работников, совершенные ими в пределах своих трудовых (служебных) обязанностей, как за свои собственные (п. 1 ст. 1068 ГК РФ), т.к. такие действия тоже совершаются во исполнение указаний (воли) этого юридического лица.

В силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) директора, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.

! Самостоятельно ознакомьтесь с пп.1-3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»

Органы юридического лица: понятие, функции, виды. Представительства и филиалы.

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям.

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы). К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица. Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Читайте так же:  Замена аналоговых тахографов на цифровые со 2 марта

Единоличные органы либо назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия или учреждения или уполномоченным им органом), либо избираются участниками (учредителями) юридического лица или созданным ими коллективным органом (советом, правлением). Коллективные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров, правление), либо состоят из них (общее собрание, попечительский совет). Состав и компетенция органов юридических лиц, а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяется законодательством и учредительными документами.

Представительства и филиалы (см. схему). Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью постоянного совершения для него определенных юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), например, в центре того или иного региона. Филиал создается для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и цели представительства (п. 2 ст. 55 ГК). Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его юридическое лицо, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. В этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и т.п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном смысле организации, если их учредитель — юридическое лицо считает необходимым сохранить полный контроль (и полную ответственность) за их деятельностью.

Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество (обязательно указывая об этом в своих учредительных документах для того, чтобы об этом знали потенциальные кредиторы) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности. Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, т.е. частями создавших их юридических лиц. Не будучи самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества и, следовательно, не в состоянии сами участвовать в гражданском обороте. В свою очередь, отсутствие у них гражданской правосубъектности лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения.

Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК), т.е. конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности). Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица (а не «от имени» филиала или представительства).

К ВОПРОСУ О МИНИСТЕРСТВЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
«О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
УКАЗ Президента РФ от 14.08.1996 N 1176
«О СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.10.2000 N 783
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
НАЛОГАМ И СБОРАМ»
Адвокат, N 12, 2003

что такое исполнительный орган для юридических лиц?

Что такое исполнительный орган для юридических лиц.

Вопрос относится к городу Екатеринбург

Общая норма для всех юридических лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 53 ГК РФ «Органы юридического лица».

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

2) Общая норма для всех ООО.

Статья 91 ГК РФ «Управление в обществе с ограниченной ответственностью».

1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

3) Для других видов юридических лиц предусмотрены свои нормы.

4) Учредительными документами (уставом) юридического лица могут быть предусмотрены свои особенности для данного юридического лица.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЛИЦА, ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.1998 N 14-ФЗ
«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»
(принят ГД ФС РФ 14.01.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.1995 N 193-ФЗ
«О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 15.11.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ЗАКОН РФ от 19.06.1992 N 3085-1
«О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 26.03.2003 N КГ-А40/8026-02
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 26.03.2003 N КГ-А40/1501-03
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2001 N А19-7843/01-5-Ф02-3128/01-С1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 08.02.2001 N КГ-А41/110-01
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2000 N А13-1660/00-11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 08.08.2000 N 4208/98
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 30.03.1999 N 488/99
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 24.03.1998 N 6813/97
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВАС РФ от 23.12.1997 N 5589/97
Право и экономика, N 4, 2004

Органы юридического лица

Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица .

Читайте так же:  Если соседи шумят после 23 что делать возможности решения этого вопроса

1. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом.

Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т. п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.

2. Органы юридического лица формируются по-разному:

— избираются участниками (членами);

— назначаются собственником имущества юридического лица;

— нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

3. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

[1]

4. В коммандитном товариществе управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п.1 ст.83 ГК).

5. Органы хозяйственного общества и управления в хозяйственном обществе определены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о хозяйственных обществах. Органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определены названным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества.

В нем также образуются:

— совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами;

— исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган – правление или дирекция) и (или) едино-личный исполнительный орган (директор или генеральный директор).

Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах). К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, за исключением тех из них, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определенную Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами хозяйственного общества.

6. В производственном кооперативе высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, исполнительными органами – правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (п.1 ст.110 ГК).

7. В отличие от корпораций унитарные предприятия управляются только одним органом – единоличным руководителем (директором, управляющим, начальником и т.п.), который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В соответствии с законодательством с руководителем предприятия заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством.

[2]

Руководитель унитарного предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством и уставом предприятия к компетенции собственника или уполномоченного им органа.

8. Общественные объединения (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях»), политические партии (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О политических партиях»), религиозные организации (см. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»), другие общественные образования, являющиеся юридическими лицами, имеют свои органы, определенные их уставами (положениями).

11. Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

Создание юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц:

1) Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица.

2) В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке образуются жилищно-строительные кооперативы.

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц.

В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9382 —

| 7307 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Компетенция единоличного исполнительного органа

Компетенция единоличного исполнительного органа остаточная, т.е. этот орган может осуществлять любые полномочия, за исключением отнесенных законодательством и уставом общества к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров.

Читайте так же:  Действия в ситуации, когда в базе гибдд нет штрафа, а водитель знает, что он сущствует

Уставы хозяйственных обществ, как правило, содержат широкий и незакрытый перечень вопросов, которые относятся к ведению единоличного исполнительного органа. Как правило, единоличный исполнительный орган хозяйственного общества:

— представляет совету директоров годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность о деятельности общества, а также предложения по распределению прибыли;

— информирует совет директоров о текущей хозяйственной деятельности общества;

— возглавляет деятельность правления общества (если такой орган образуется в обществе), в том числе созывает заседания правления, определяет их повестку дня в пределах компетенции, установленной уставом для правления, и председательствует на заседаниях правления;

— заключает от имени общества сделки;

— открывает расчетные и иные счета в российских и иностранных банках;

— организует учет, обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики;

— определяет сведения, составляющие коммерческую тайну общества;

— утверждает организационную структуру и штаты общества;

— обеспечивает подбор, расстановку, обучение, аттестацию, повышение квалификации персонала общества и рациональное использование трудовых ресурсов;

— принимает на работу и увольняет с работы работников общества, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания;

— обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия труда;

— в пределах своей компетенции утверждает внутренние документы общества;

— самостоятельно решает все вопросы, возникающие в текущей хозяйственной деятельности общества.

Директор действует от имени общества без доверенности.

Права и обязанности единоличного исполнительного органа, порядок его деятельности определяются федеральными законами, иными правовыми актами, уставом, внутренними документами общества, а также договором, заключаемым им с обществом.

Среди специалистов ведется дискуссия о правовой природе отношений и, соответственно, договора, который заключается с единоличным исполнительным органом. Указанная дискуссия выходит за рамки теоретического вопроса, поскольку от его решения в значительной степени зависит правоприменительная практика.

Так, Ю.П. Орловский в числе многих других специалистов в области трудового права полагает, что природа отношений с руководителем организации трудоправовая*(884). Возражая против «банальной» трудовой природы договора с единоличным исполнительным органом, Э.В. Мартиросян эмоционально замечает: «Человек с печатью в руках, имеющий право сделать любую бумагу, по которой обязанности будет нести юридическое лицо, не может иметь статус наемного работника, поскольку он представляет юридическое лицо и распоряжается его имуществом. А это предмет правового регулирования гражданского права»*(885). Л.B. Санникова высказывает особую точку зрения, что «отношения найма обладают всеми признаками для причисления их к предмету гражданского права, что дает основания конструировать модель гражданско-правового по своей природе правоотношения найма труда»*(886). По мнению С.Г. Бушевой, придание единоличному исполнительному органу корпорации самостоятельного статуса посредством смешения его со статусом физического лица, осуществляющего управленческие функции, вообще влечет за собой эклектику гражданских, трудовых и административных правоотношений*(887).

Представляется, что между физическим лицом — директором и хозяйственным обществом возникают как трудовые отношения, субъектами которых является общество как работодатель и директор как руководитель организации, так и корпоративные, субъектами которых выступают общество как корпорация и ее единоличный исполнительный орган.

С таким подходом согласен и С.Д. Могилевский, который пишет: «Мы имеем дело с правовым феноменом, когда единоличный исполнительный орган выступает в качестве некоего двуликого Януса, одновременно являясь и органом, и наемным работником. В отношении работника применяются нормы трудового права, но деятельность единоличного исполнительного органа, как, впрочем, и любого другого органа хозяйственного общества, например общего собрания или совета директоров, регулируется нормами корпоративного права. Поэтому каждый раз, пытаясь определить отраслевую принадлежность правовых регуляторов, необходимо понимать то, что будет ими регулироваться: труд физического лица как наемного работника или деятельность органа юридического лица как его организационно-обособленной части. Смешение этих вопросов неминуемо приведет к путанице в использовании данных регуляторов и, как следствие, к ошибкам»*(888).

Следует заметить, что особенности правового статуса руководителя организации были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который, в частности, отметил: «. в силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации»*(889).

Особенности регулирования труда руководителя организации закреплены в гл. 43 и других статьях ТК РФ*(890). При этом важно отметить, что трудовой договор с лицом, назначенным (избранным) генеральным директором, может быть заключен позже принятия решения об образовании единоличного исполнительного органа или вообще не заключен. Это не влияет на признание его правового статуса как единоличного исполнительного органа и предоставляет ему возможность реализовывать правоспособность юридического лица до заключения трудового договора или вообще при его отсутствии. В Законе об АО определена приоритетность распространения норм корпоративного законодательства на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества и членами коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 69 Закона об АО).

В правоприменительной практике возникает большое количество вопросов в связи с деятельностью единоличного исполнительного органа. Одним из них является момент возникновения полномочий единоличного исполнительного органа. Как известно, в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), и в случае их изменения должны быть сообщены для внесения соответствующих изменений в реестр в течение трехдневного срока (п. 5 ст. 5).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9382 —

| 7307 — или читать все.

Источники


  1. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.

  2. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.

  3. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  4. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
Исполнительный орган юридического лица — как назначается, обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here