Государственный гражданский служащий – кто это

Полезная и понятная информация в статье: "Государственный гражданский служащий – кто это". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Административное право России

Понятие и виды гражданских служащих

Гражданским служащим признается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, признаки гражданского служащего сводятся к тому, что он:

  1. гражданин РФ, достигший возраста 18 лет;
  2. владеет государственным языком Российской Федерации;
  3. взял на себя обязательство по прохождению гражданской службы;
  4. замещает гражданскую должность;
  5. осуществляет профессиональную служебную деятельность на гражданской должности;
  6. должность замещает в соответствии с актом о назначении на нее и со служебным контрактом;
  7. получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Нанимателем гражданскою служащего является Российская Федерация или субъект РФ. Полномочия нанимателя осуществляются его представителем, понятие которого дано в ФЗ о гражданской службе. Представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, занимающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Очевидно, что гражданскими служащими не являются служащие государственных предприятий, в том числе и осуществляющие властно-распорядительные, управленческие полномочия, ибо занимают должности, не являющиеся должностями гражданской службы, денежное содержание получают за счет средств предприятий. Нет также достаточных юридических оснований для признания гражданскими служащими служащих бюджетной сферы (в том числе выполняющих властно-распорядительные полномочия), замещающих должности в организациях, которые по закону не являются государственными должностями. В частности, данные должности не удовлетворяют критериям гражданской должности, хотя замещающие их служащие содержатся за счет средств бюджета (например, учителя школ, преподаватели вузов, врачи лечебных учреждений), ввиду специфики объема и характера полномочий, которыми определяется содержание их правового статуса.

Гражданские служащие могут быть классифицированы на виды по разным основаниям.

Подразделение гражданских служащих, помимо того, которое обусловлено дифференциацией видов государственной службы на федеральную и субъектов РФ, возможно также в зависимости от категорий гражданских должностей, их групп, классных чинов гражданской службы, видов государственных органов, в которых они замещают гражданские должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются и по другим критериям.

В зависимости от деления гражданской службы на виды различаются федеральные гражданские служащие и гражданские служащие субъектов РФ.

Федеральный государственный гражданский служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной гражданской службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание за счет средств бюджета субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание за счет средств федералы того бюджета.

В зависимости от категорий должностей гражданской службы выделяются гражданские служащие, относящиеся к руководителям, помощникам (советникам), специалистам, обеспечивающим специалистам.

Исходя из деления должностей гражданской службы на группы различаются гражданские служащие, замещающие

высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы.

Гражданские служащие могут быть классифицированы по классным чинам. Они присваиваются в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы.

Установлены и присваиваются классные чины гражданским служащим, замещающим:

  1. действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной гражданской службы высшей группы;
  2. государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной гражданской службы главной группы;
  3. советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы ведущей группы;
  4. референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы старшей группы;
  5. секретарь государственной гражданской службы — должности гражданской службы младшей группы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Деление гражданских служащих по государственным органам, в которых они состоят на службе, предполагает необходимость учета, по крайней мере, двух обстоятельств: а) в государственных органах могут учреждаться должности различных видов государственной службы; б) понятия военной и правоохранительной службы подлежат уточнению в нормативных правовых актах о них, которые еще предстоит принять. Так, пока остается дискуссионным вопрос о видах правоохранительных органов. В одних случаях к ним относят, в других исключают судебные органы. Хотя с точки зрения деления государственных служащих ни один из этих подходов не может быть принят, поскольку в судебную систему входят как суды общей юрисдикции, так и военные суды.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.
Читайте так же:  Как проверить больничный лист на подлинность

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

[1]

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

Государственный гражданский служащий – кто это?

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

Государственная служба РФ делится на следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба;
  • федеральная государственная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

© 2011-2019 «ГиМУ». Все права защищены.

Использование материалов с сайта на других ресурсах без активной ссылки запрещено.

Основы государственной службы и кадровой политики

Государственный служащий: понятие, признаки

Понятие и термин «государственный служащий» имеют в практике отечественного государственного строительства свою историю.

Впервые эта категория людей появилась в России под общим названием «служилые люди» в XV в. Служилые люди — дворяне находились на службе у государя и Русского государства, получая за службу не денежное жалованье, а земельный надел с крестьянами — поместье.

Реформы Петра Первого изменили «государеву службу», и вместо «служилых людей» в России появился правовой институт государственной службы и появилась категория «чиновников». Чиновник служил государю и отечеству и был жалован чином, денежным содержанием в соответствии с Табелью о рангах. Табель о рангах содержала 14 чинов — воинских (сухопутных, гвардейских, морских, артиллерийских), статских (гражданских) и придворных.

На статской службе табельный чиновник поэтапно проходил такие должности, как асессор, регистратор в провинции, регистратор коллегии, секретарь в провинции, секретарь коллегии, советник в коллегии, титулярный советник, советник сената, секретарь сената, президент коллегии, тайный советник, генерал-прокурор, действительный тайный советник, канцлер.

В советские времена официального понятия «государственный служащий» не существовало. Эта категория не имела в СССР правового статуса, предметного содержания и потому законодательно не нормировалась, не исследовалась и учеными. Поэтому в СССР отсутствовали концептуальные и правовые основы этого понятия, хотя существовал большой аппарат государственных, партийных, комсомольских и профсоюзных работников.

Советская Конституция устанавливала социальную структуру общества включавшую в себя только три социальные категории: рабочие, колхозники (крестьяне) и служащие. Безусловно, здесь превалировал не научный или социальный, а политический подход. Понятием «служащий» обозначали всех, кто занимался умственным (нефизическим) трудом и кого нельзя было включить в ту пору в престижные социальные группы рабочих и крестьян. К государственным служащим относили не только работников советских государственных органов (работников госаппарата), но всех тех, кто состоял на службе у государства и не работал на производстве — военных, врачей, учителей. Более того, в эту категорию включались и работники негосударственных структур — аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных органов и организаций. Наука не пыталась выяснить различие между понятиями «служащий» и «государственный служащий».

И тем не менее на исходе советской эпохи в социологии сформировались подходы к определению понятия «государственный служащий». В широком смысле оно трактовалось так: государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации. В узком смысле — это профессиональный управленец органов государственной власти. Заметим, что в постсоветское время утвердился второй подход — государственный служащий в узком смысле слова, что было в 1995 г. закреплено законодательно.

Впервые нормативное определение понятия «государственный служащий» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. № 119-ФЗ. Закон устанавливал, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.

Читайте так же:  На каких условиях оформляется лизинг авто для юридических лиц

Позднее Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г. дала более расширенную трактовку данного понятия: государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, получающий денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

[3]

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В развитие данного понятия Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ даст определение понятия «гражданский служащий»: гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.

Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта РФ — субъект РФ.

Можно дать и теоретическое определение понятия государственного служащего: государственный служащий — это физическое лицо, имеющее гражданство РФ, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий.

Сущностные признаки государственного служащего. Рассмотрим признаки государственного служащего Российской Федерации, отмеченные в статьях и нормах федеральных законов. Одновременно это и требования, предъявляемые к государственному служащему или претенденту на это звание.

Гражданство Российской Федерации. Институт гражданства регулируемый Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. По закону государственным служащим России может быть только гражданин РФ. Приобретение гражданства другого государства (или двойное гражданство) не позволяет находиться на российской государственной службе, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключение составляет только военная служба по контракту в Российских Вооруженных силах — законодательство позволяет иностранцам (из стран СНГ) поступать на контрактную военную службу России на должности солдат, сержантов и старшин сроком на пять лет.

Наличие должности государственной службы, главный, на наш взгляд, признак. Под исполнением обязанностей по должности государственной службы следует понимать осуществление служащим своих должностных полномочий. Назначение на должность осуществляется представителем нанимателя на конкурсной или внеконкурсной (где это разрешается законом) основе. На отдельные высшие должности государственной службы РФ назначает Президент РФ. Так, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются и освобождаются от должности указами Президентом России. Правительство РФ назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств. Основная же часть федеральных государственных служащих и гражданских служащих субъектов РФ назначается на должности приказом по государственному органу.

Должность государственной службы должна быть включена в Реестр должностей федеральной государственной службы или в реестры должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, которые вместе составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта. Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина. Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.

Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон. В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.

[2]

Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы. Необходимость личного волеизъявления служащего для прохождения государственной службы подтверждает демократизм существующей системы государственной службы России. В Российской Федерации согласно Конституции запрещен принудительный труд, что в полной мере распространяется на государственную службу (кроме военной по призыву на срочную службу).

Денежное содержание из государственного бюджета — федерального или регионального. Компенсацию за свою службу государственный служащий получает от государства в денежной форме, которая имеет различное обозначение в зависимости от вида государственной службы — денежное содержание, вознаграждение, довольствие. Получение денежного содержания только за счет средств государственного бюджета устраняет опасность финансово-экономического давления на госслужащих и их подкупа со стороны коммерческих и иных негосударственных структур или физических лиц. Централизованное государственное финансирование работников государственного аппарата в определенной мере создаст заслон таким негативным явлениям, как лоббирование и коррупция.

Существуют и другие признаки государственного служащего Российской Федерации. Это касается, в частности, квалификационных требований, возраста (18—65 лет), владения государственным языком, состояния здоровья служащего, запретов и правоограничений, связанных с гражданской службой.

Читайте так же:  Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих

Так, государственный гражданский служащий не может быть принят и находиться на государственной гражданской службе в случае:

  • его выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • избрания или назначения госслужащего на государственную должность РФ или субъекта РФ (например, депутатство) или избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую должность в профсоюзном органе.

Государственный гражданский служащий – кто это?

Согласно российскому законодательству выделяется два вида государственных служащих:

  • федеральные государственные служащие;

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации;

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Государственный служащий с трёх точек зрения

Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трёх аспектах.

  1. с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.
  2. с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.
  3. с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Ограничения, связанные с этикой государственного служащего

Понятие, признаки и виды государственных служащих. Должности государственной службы

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» дает следующее определение: федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Определение государственного служащего субъекта Российской Федерации идентично вышеприведенному, с той лишь разницей, что этот гражданин осуществляет служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получает денежное содержание за счет средств бюджета данного субъекта.

Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.

1. Государственным служащим признается физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.

В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.

Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.

2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей, что предполагает:

  • наличие специального образования, позволяющего исполнять обязанности по замещаемой должности;
  • наличие необходимого стажа и опыта работы, позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные обязанности.

3. Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы. Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от уровня государственной службы:

  1. федеральные государственные служащие — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, государственные служащие правоохранительных органов);
  2. государственные гражданские служащие субъекта РФ — граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.

Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица».

Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.

Читайте так же:  Надбавка к пенсии работающим пенсионерам

Таким образом, на основании вышеприведенного определения можно выделить следующие существенные признаки должности государственной службы.

1. Организационная и правовая обособленность. Должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.

2. Наличие части компетенции государственного органа. Должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой соответственно наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ей.

3. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для замещающего ее лица, поскольку определяет не только полномочия, но и размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат. Должностям государственной службы подчинены классные чины и иные специальные звания; кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает следующие виды должностей государственной службы:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Понятие и виды гражданских служащих

Гражданским служащим признается гражданин Российс­кой Федерации, взявший на себя обязательство по прохожде­нию гражданской службы. Он осуществляет профессиональ­ную служебную деятельность на должности гражданской служ­бы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Рос­сийской Федерации.

Таким образом, признаки гражданского служащего сводят­ся к тому, что он:

а) гражданин РФ, достигший возраста 18 лет;

б) владеет государственным языком Российской Федерации;

в) взял на себя обязательство по прохождению гражданс­кой службы;

г) замещает гражданскую должность;

д) осуществляет профессиональную служебную деятель­ность на гражданской должности;

е) должность замещает в соответствии с актом о назначе­нии на нее и со служебным контрактом;

ж) получает денежное содержание за счет средств федераль­ного бюджета или бюджета субъекта РФ.

Нанимателем гражданского служащего является Российс­кая Федерация или субъект РФ. Полномочия нанимателя осу­ществляются его представителем, понятие которого дано в ФЗ о гражданской службе. Представитель нанимателя — руково­дитель государственного органа, лицо, занимающее государ­ственную должность, либо представитель указанных руководи­теля или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Очевидно, что гражданскими служащими не являются слу­жащие государственных предприятий, в том числе и осуществ­ляющие властно-распорядительные, управленческие полномо­чия, ибо занимают должности, не являющиеся должностями гражданской службы, денежное содержание получают за счет средств предприятий. Нет также достаточных юридических ос­нований для признания гражданскими служащими служащих бюджетной сферы (в том числе выполняющих властно-распо­рядительные полномочия), замещающих должности в органи­зациях, которые по закону не являются государственными дол­жностями. В частности, данные должности не удовлетворяют критериям гражданской должности, хотя замещающие их слу­жащие содержатся за счет средств бюджета (например, учите­ля школ, преподаватели вузов, врачи лечебных учреждений), ввиду специфики объема и характера полномочий, которыми определяется содержание их правового статуса.

Гражданские служащие могут быть классифицированы на виды по разным основаниям.

Подразделение гражданских служащих, помимо того, ко­торое обусловлено дифференциацией видов государственной службы на федеральную и субъектов РФ, возможно также в зависимости от категорий гражданских должностей, их групп, классных чинов гражданской службы, видов государственных органов, в которых они замещают гражданские должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются и по другим критериям.

В зависимости от деления гражданской службы на виды различаются федеральные гражданские служащие и гражданс­кие служащие субъектов РФ.

Федеральный государственный гражданский служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной гражданской служ­бы и получающий денежное содержание за счет средств феде­рального бюджета.

Гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осу­ществляющий профессиональную деятельность на должностях гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное со­держание за счет средств бюджета субъекта РФ. В случаях, пре­дусмотренных федеральным законом, гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

В зависимости от категорий должностей гражданской службы выделяются гражданские служащие, относящиеся к руководителям, помощникам (советникам), специалистам, обес­печивающим специалистам.

Исходя из деления должностей гражданской службы на группы различаются гражданские служащие,замещающие

высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности граж­данской службы.

Гражданские служащие могут бытьклассифицированы поклассным чинам.Они присваиваются в соответствии с заме­щаемой должностью в пределах группы должностей граждан­ской службы. Установлены и присваиваются классные чины гражданским служащим, замещающим:

а) действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной граж­данской службы высшей группы;

б) государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной гражданской службы главной группы;

в) советник государственной гражданской службы Россий­ской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы ведущей группы;

г) референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы старшей группы;

д) секретарь государственной гражданской службы— дол­жности гражданской службы младшей группы.

Гражданским служащим, замещающим должности граж­данской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экза­мена.

Деление гражданских служащих по государственным ор­ганам, в которых они состоят на службе, предполагает необхо­димость учета, по крайней мере, двух обстоятельств: а) в госу­дарственных органах могут учреждаться должности различных видов государственной службы; б) понятия военной и правоох­ранительной службы подлежат уточнению в нормативных пра­вовых актах о них, которые еще предстоит принять. Так, пока остается дискуссионным вопрос о видах правоохранительных органов. В одних случаях к ним относят, в других исключают судебные органы. Хотя с точки зрения деления государствен­ных служащих ни один из этих подходов не может быть при­нят, поскольку в судебную систему входят как суды общей юрисдикции, так и военные суды.

Читайте так же:  Обгон по прерывистой линии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10078 —

| 7524 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и виды государственных служащих

Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. всех государственных служащих подразделяет на служащих федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

Соответственно государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств бюджета РФ.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ.

Некоторые авторы (А.П.Коренев, Б.Н.Габричидзе) понятие «государственный служащий» предлагают рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле слова государственные служащие – это граждане РФ, осуществляющие государственные функции в государственных органах, а также служащие других государственных организаций, учреждений, предприятий,

В узком смысле слова государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. По мнению законодателя, не является государственной службой деятельность Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министров, губернаторов, судей и других лиц, занимающих политические государственные должности.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона об основах государственной службы государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

— действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса — государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

— государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса -служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

— советник Российской Федерации 1,2,3-го класса — государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

— советник государственной службы 1,2,3-го класса — государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

— референт государственной службы 1,2,3-го класса — государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, специальные звания, дипломатические ранги. Соответствие классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Сведения о государственных служащих, в том числе включаемых в резерв на выдвижение, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.

Классификация государственных служащих.

В административно-правовой литературе государственных служащих классифицируют по различным критериям, среди которых относительно часто используются следующие:

характер выполняемой работы;

органы, где работают служащие;

характер должностных функций;

масштаб деятельности органов, где работают служащие;

характер полномочий государственных служащих.

По характеру выполняемой работы государственные служащие подразделяются на служащих государственных органов, служащих государственных предприятий, учреждений и организаций, среди которых выделяют служащих-руководителей и служащих-специалистов, осуществляющих производственные и иные функции.

По органам, где работают служащие, их делят на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов и иных государственных органов.

По характеру должностных функций служащих подразделяют на руководителей, специалистов, вспомогательный обслуживающий персонал и технических исполнителей.

По масштабу деятельности органов, в которых работают государственные служащие, их подразделяют на федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

По характеру полномочий государственные служащие делятся на вспомогательный персонал и должностных лиц.

К вспомогательному персоналу относятся государственные служащие, деятельность которых не влечет юридических последствий. Они обеспечивают деятельность должностных лиц (технические секретари, делопроизводители и др.)

Должностные лица — это государственные служащие, наделенные правом совершать юридически значимые действия властного характера. К ним относятся руководители, специалисты, а также представители исполнительной власти.

Руководители имеют подчиненных по службе лиц, пользуются в отношении последних правом найма, увольнения, принятия мер поощрения и дисциплинарного взыскания.

Специалисты (функциональные работники) осуществляют функции, требующие специальных знаний.

Представители исполнительной власти — это должностные лица, наделенные полномочиями предъявлять юридически властные требования, обязательные для исполнения гражданами, не подчиненными им по службе, а также должностными лицами или органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (сотрудники милиции, государственной пожарной службы и др.).

Классификацию государственных служащих можно проводить и по таким критериям, как срок службы; требования, предъявляемые к уровню образования; квалификационные разряды и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.

  2. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  3. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
Государственный гражданский служащий – кто это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here