Что такое муниципальное имущество особенности, управление

Полезная и понятная информация в статье: "Что такое муниципальное имущество особенности, управление". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Функция управления муниципальной собственностью

Основные задачи и функции управления

1.Решение комплекса вопросов по формированию, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, имуществом муниципальной казны, эффективному использованию муниципального имущества. В их числе:

-управление и распоряжение в установленном порядке муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;

-реализация на основе законодательства РФ политики приватизации муниципальных предприятий и объектов недвижимости;

-проведение мероприятий по разграничению имущества, находящегося в Федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, в том числе в части разграничения муниципальной собственности между МО и поселениями, входящими в его состав;

-организация проведения публичных слушаний по имущественным вопросам
(разрешение (изменение) условно разрешенного вида использования объектов
недвижимости, установления публичных сервитутов и т.д.), в том числе и земельных
участков (при необходимости);

-осуществление функций технического организатора по подготовке и проведению аукционов (конкурсов), в том числе и торгов по продаже находящихся в
государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в муниципальном образовании

2.Осуществление в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством действия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе, по отчуждению его в собственность других лиц, передачи им права владения, пользования и распоряжения, а именно:

-оформление сдачи в аренду (субаренду) объектов муниципальной собственности;

-оформление сдачи в безвозмездное пользование объектов муниципальной собственности;

-оформление продажи и приватизации муниципального имущества;

-оформление участия муниципального образования в хозяйственных обществах, товариществах;

-осуществление передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, анализ предложений по продаже недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении;

-выполнение иных функций по распоряжению муниципальной собственностью, в т.ч. земельными участками, жилищным фондом, в рамках действующего законодательства и предоставленных полномочий.

3.Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, переданного по договорам аренды, договорам безвозмездного пользования, а также переданного в установленном порядке иным лицам.

[2]

4.Осуществление приобретения и приема объектов в муниципальную собственность с оформлением государственной регистрации и получением Свидетельств на право муниципальной собственности в Управлении федеральной регистрационной службы по Московской области на объекты недвижимости.

5.Осуществление списания муниципального имущества в установленном порядке.

6.Выявление и оформление в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

7.Оформление залоговых сделок с муниципальным имуществом.

8.Проведение инвентаризации и обеспечение учета муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, оперативном управлении и хозяйственном ведении предприятий и учреждений.

9..Ведение Реестра муниципальной собственности (в том числе раздела Реестра о муниципальной казне) в соответствии с действующим порядком.

10.Осуществление разработки районных нормативных правовых актов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

11.Обеспечение консультативной помощи юридическим и физическим лицам по вопросам компетенции Управления.

12.Осуществление с согласия собственника полномочий по управлению и распоряжению муниципальными вкладами, долями, паями, пакетами акций с правом передачи их в доверительное управление в соответствии с действующим законодательством.

13.Запрос от структурных подразделений Администрации МО, Администраций поселений, входящих в состав муниципального района, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений отчетов, справок и иной информации по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом.

14.Представление интересов муниципального образования «Мытищинский муниципальный район Московской области» во всех компетентных органах, учреждениях, организациях по вопросам, направленным на исполнение возложенных на Управление полномочий, в том числе в Управлении федеральной регистрационной службы по Московской области.

15..В рамках полномочий, предоставленных Главой Мытищинского муниципального района, совершение гражданско-правовых сделок по распоряжению муниципальным имуществом.

Основная нормативно-правовая база

Гражданский кодекс РФ

-№131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления»;

-№178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

-№122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Особенности управления государственным недвижимым имуществом (стр. 1 из 7)

«Управление эксплуатацией зданий»

«Особенности управления государственным недвижимым имуществом»

Роль государства в регулировании сферы недвижимости……………………4

Приватизация как инструмент управления государственной и муниципальной недвижимостью…………………………………………………………………. 5 Цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью…………………………………………………………………. 8

Объекты системы управления государственной недвижимостью…. …15

Управление объектами государственной и муниципальной недвижимости коммерческого назначения…………………………. …..20

Управление земельными ресурсами государства………………………. 27

Государственная власть в сфере недвижимости проявляется в двух аспектах. С одной стороны, органы власти регулируют рыночные процессы в экономике, инициируя и утверждая нормативные и правовые акты. С другой – государство, являясь собственником значительного числа объектов недвижимости различного назначения, должно принимать решения по поводу эффективного владения, пользования и распоряжения ими.

Государственное регулирование отношений в сфере недвижимости направлено на:

· надежное обеспечение прав и интересов собственников, владельцев и пользователей недвижимости с соблюдением интересов общества в целом и местных сообществ;

· поддержание баланса общественных и частных интересов при использовании и обороте недвижимости;

· стимулирование эффективного использования недвижимости в экономической деятельности на всех уровнях экономической системы;

Читайте так же:  Как снять авто с учета в мрэо без предоставления тс

· обеспечение социальной справедливости в сфере недвижимости.

В данном курсовом проекте «Особенности управления государственным недвижимым имуществом» мы рассмотрим роль государства в регулировании сферы недвижимости, значение приватизации как инструмента управления государственной и муниципальной недвижимостью, а также цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью.

Роль государства в регулировании сферы недвижимости

В рамках системы государственного регулирования отношений в сфере недвижимости можно выделить такие направления, как:

· государственный учет недвижимости, оценка ее стоимости и регистрация прав на нее, в единстве создающие основу для активного воздействия государства и муниципалитетов на отношения, возникающий в обществе по поводу объектов недвижимости;

· регулирование землепользования: выделение категорий земель и установление для них различных режимов использования;

· регулирование городской застройки путем зонирования городских территорий и создания системы ограничений, дифференцированных по видам территориальных зон;

· лицензирование отдельных видов деятельности на рынке либо создание системы саморегулирующихся организаций, обеспечивающих соблюдение квалификационных и иных требований профессиональными участниками рынка недвижимости;

· создание системы технических нормативов и регламентов, обеспечивающих соответствие результатов деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (застройщиков, управляющих и пр.) градостроительным, экологическим и иным требованиям;

· налогообложение недвижимости и сделок с ней.

Кроме этого, государство может воздействовать на рынок недвижимости, используя:

· систему разного рода льгот, например, при налогообложении или определении ставок арендной платы за объекты государственной недвижимости;

· компенсации части жилищно-коммунальных платежей некоторым категориям граждан как инструмент социальной защиты населения на рынке жилищных услуг.

Эффективное управление государственной и муниципальной недвижимостью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии отдельных объектов и их комплексов. Для этого местные администрации создают необходимые информационные системы и устанавливают порядок учета государственного и муниципального имущества, в том числе недвижимого, по данным которого формируется и ведется реестр государственной и муниципальной собственности.[i]

Приватизация[ii] как инструмент управления государственной и муниципальной недвижимостью

Цель государственной политики в области приватизации – кардинальное повышение эффективности российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

· создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

· вовлечение в гражданский оборот максимального числа объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая участие государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;

· привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять обязательства по реализации инвестиционных и/или социальных условий и их выполнять;

· создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и её продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

· обеспечение контроля над выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

· существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления путем усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

· формирование эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;

· восстановление активного функционирования фондового рынка;

· рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на бюджет развития РФ;

· усиление социальной направленности приватизации государственного имущества.

Важное условие повышения эффективности государственной политики в области приватизации – дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий с учетом их реальной оценки, максимально приближенной к мировому уровню.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или воздание дополнительных рабочих мест, решение экологических задач). Низколиквидные предприятия могут продаваться таким собственникам по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и контроля показателей деятельности приватизированного предприятия.

В соответствии с Законом «О приватизации…» предусмотрены следующие способы приватизации:

1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

2. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

3. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.

4. Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.

5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

9. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления

10. Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме:

· расширения налогооблагаемой базы;

· создания дополнительных рабочих мест;

Читайте так же:  Периодичность проведения техосмотра автомобиля

· наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей;

· повышения эффективности функционирования всего народно-хозяйственного комплекса.

При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

Цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью

Государственная политика в имущественной сфере, в основу которой положена Концепция управления государственным имуществом и приватизации РФ в редакции постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 903, ставит следующие цели:

Эффективное управление муниципальным имуществом (стр. 1 из 4)

Эффективное управление муниципальной собственностью

Тема, бе­зусловно, очень значимая и интерес­ная, особенно с точки зрения перспектив развития местного само­управления. Вместе с тем неоспоримым явля­ется тот факт, что муниципальная соб­ственность, в том числе муниципаль­ное имущество, является одной из экономических основ местного само­управления, что отражено и в Евро­пейской Хартии местного самоуправ­ления, и в Конституции Российской Федерации, и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об об­щих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Фе­дерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ.). Муници­пальное имущество по факту сущест­вует с момента признания права му­ниципальной собственности[1] и разграничения государственной соб­ственности на федеральную, госу­дарственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собст­венность[2] и будет существовать по­стольку, поскольку будет существо­вать местное самоуправление. С практической точки зрения, целесообразно рассмотреть вопрос об эффективном управлении муниципальным имуществом как о важнейшем аспекте эффективного муниципального управления в целом.

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Под эффективным управлением (распоряжением) собственностью приня­то понимать получение от неё макси­мально возможной выгоды, понимае­мой обычно как прямые доходы. Это было бы справедливо, если бы речь шла о частной или корпоративной соб­ственности, но мы имеем дело с пуб­личной собственностью, распоряжение которой осуществляется в интере­сах населения. Здесь можно говорить о выгоде (благах), но в более широком смысле. Конечно, получение дополни­тельных доходов в местный бюджет также в интересах населения, однако необходимо иметь в виду, что целью местного самоуправления и, соответ­ственно, муниципального управления является обеспечение жизнедеятель­ности населения, составляющей со­держание вопросов местного значе­ния. Собственно, и Федеральный закон № 131-ФЗ, определяя возмож­ный состав муниципального имущест­ва, содержит словосочетание «имуще­ство, необходимое для. », прежде всего, «для решения вопросов местно­го значения. »[3] .

В связи с этим, не устанавливая конкретных критериев эффективности (это отдельная проблема, требующая глубокого изучения), мы будем считать управление (распоряжение) муници­пальным имуществом эффективным, если таковые цели достигаются.Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования.

Население муниципального образования является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

В Конституции Российской Феде­рации говорится о самостоятельном владении, пользовании и распоряже­нии (населением) муниципальной собственностью (ст. 130), самостоятельном управлении (органами мест­ного самоуправления) муниципаль­ной собственностью (ст. 132). Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя содержание права собственности, устанавливает[4] , что «собственнику принадлежат права владения, пользования и распо­ряжения своим имуществом» и что «собственник вправе по своему усмот­рению совершать в отношении при­надлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушаю­щие права и охраняемые законом ин­тересы других лиц, в том числе отчуж­дать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, остава­ясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуще­ством, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

Владение и пользование имущест­вом, по смыслу, рассматриваться как акт управления вряд ли могут. Слово «управление» употребляется в Граждан­ском кодексе Российской Федерации в оборотах «доверительное управление», «оперативное управление»; самостоя­тельного значения слово «управление» в гражданском законодательстве не имеет. Применительно к действиям собственника в отношении имущества в Гражданском кодексе Российской Фе­дерации использовано сло­во «распоряжаться». Исходя из этого, под управлением муниципальным иму­ществом будем в дальнейшем пони­мать распоряжение этим имуществом всеми законными способами.

Органы местного самоуправления лишь «управляют (распоряжаются) муниципальной собственностью» [5] [16] . И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

· глава муниципального образования;

· представительный орган муниципального образования;

· структурные органы и подразделения местной администрации;

· орган управления муниципальным хозяйством;

· муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

· другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Читайте так же:  Что лучше светит, ксенон или светодиоды

Анализ принятых за последние годы нормотворческих документов свидетельствует о наличии у фе­дерального законодателя базового представления о муниципалитете как неэффективном собственнике (по сравнению с частным бизнесом), управляющем, в то же время, в масштабе страны значительными объемами собственности. Возможное решение про­блемы федеральный законодатель увидел в необхо­димости установления соответствия муниципальной собственности публичным задачам, закрепленным за муниципальными образованиями. К таким нормативным правовым актам следует отнести, в первую очередь, следующие:

· Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

· Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.04.1994г.;

Видео (кликните для воспроизведения).

· ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

· ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

· О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

· О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: Федеральный закон от 29.12.2004 № 199-ФЗ.

· О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ.

[3]

В качестве инструмента реализации идеологии жестко целевого характера муниципального иму­щества в ст. 50 Федерального закона № 131 -ФЗ предпринята попытка использовать модель «закрытых списков», в соот­ветствии с которой в муниципальной собственнос­ти может находиться исключительно:

• имущество, предназначенное для решения установленных законодательством о местном самоуправлении вопросов местного значения;

• имущество, предназначенное для осуществле­ния отдельных государственных полномочий, переданных местным органам, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

• имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправле­ния, их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных пред­приятий и учреждений.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества муниципального образования, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению це­левого назначения имущества) либо отчуждению. Предельный срок отчуждения 01.01.2012 (подп. 4, п. 8, ст. 85 Федерального закона № 131-Ф3).

Основы управления муниципальным имуществом (стр. 1 из 9)

Общие основы управления муниципальным имуществом

Традиционно под «управлением» принято понимать целенаправленное воздействие на кого-либо или что-либо для достижения заданного результата.

Под имуществом понимают ту собственность, которая принадлежит определенному объекту.

Муниципальное имущество – это имущество, принадлежащее соответствующему муниципальному образованию.

Муниципальное образование – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ. Основными формами муниципальных образований являются поселения, муниципальные районы и городские округа.

Управление муниципальным имуществом – это воздействие муниципальных образований на принадлежащее им имущество с целью эффективного решения стоящих перед ними задач или эффективной реализации властных полномочий.

Задачи, стоящие перед муниципальным образованием, принято относить к вопросам местного значения. Муниципальное имущество является неотъемлемой составной частью муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности принято включать:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов муниципального самоуправления (МСУ);

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации

— муниципальные финансово – кредитные учреждения;

— муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Муниципальное имущество может быть классифицировано по нескольким признакам:

1. По уровню властных полномочий, для реализации которых оно используется:

— имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

-имущество, используемое для решения вопросов, переданных муниципальному образованию субъектам РФ;

— имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и соответствующих должностных лиц.

2. По направлению использования (см. таблицу 4).

3. По форме использования:

· Имущество, используемое в качестве залога

· Имущество, входящее в муниципальную казну

· Имущество, сдаваемое в аренду

· Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение

· Имущество, передаваемое в оперативное управление

· Имущество, передаваемое в доверительное управление

· Имущество, передаваемое в безвозмездное пользование

· Имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета

· Памятники истории, архитектуры и культуры местного значения

· Имущество, вносимое в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ.

В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает соответствующие органы местного самоуправления:

Читайте так же:  Аутсорсинг персонала

— администрация муниципального образования;

— представительный орган МО;

— отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 1)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

1. Имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов

2. Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания

3. Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда

4. Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования

5. Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

6. Объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров

7. Библиотеки и библиотечные коллекторы

8. Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры

9. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения

10. Имущество, предназначенное для развития массовой физической культуры и спорта

11. Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения

12. Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

13. Имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 2)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

14. Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации

15. Земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности

16. Обособленные водные объекты на территории муниципального образования

17. Леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения

18. Имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля

19. Имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией

20. Имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время

Таблица 4- Классификация муниципального имущества по направлениям использования (лист 4)

Виды имущества

Муниципальные образования

поселения

муниципальные районы

городские округа

21. Имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов

22. Архивные фонды, в том числе кадастр землеустро-ительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов

23) Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

24) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

К числу функций управления муниципальным имуществом относятся:

Что такое муниципальное имущество? Особенности, управление

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Особенности управления муниципальной собственностью // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/10/25313 (дата обращения: 26.03.2019).

[1]

Для удовлетворения муниципальной потребностей населения, осуществляют через реализацию собственности в публичной или частной форме.

Публичная собственность необходима для существования любого общества. Муниципальная собственность в своем роде является присвоением имущества муниципалитету, а остальные права на использование, распоряжение и пользование объектом принадлежит населению.

Разделение муниципальной собственности во многих странах мира зависит от потребности территории, а так же территориальным делением государства. Однако природа публичной собственности, экономическое содержание и формы на разных уровнях власти не сильно различаются.

В современной России существует три вида публичной власти:

  • Государственная;
  • Субъектов федерации;
  • Муниципальных образований.

Так как субъектами собственности выступает не конкретное физические лица, а общность людей, то функции собственника предоставляются представительным органам государственной власти.
Традиционно больше внимания привлекает государственная собственность. Но муниципальная собственность имеет большую значимость, так как создает условие для роста региональной экономики.

Управление муниципальной собственностью, это сложный многофункциональный процесс, который связан с особенностями отношений между субъектами и объектами. Эти отношения в основном направлены не на производство чего либо, а на потребление с целью реализации местных интересов населения. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью невозможно представить без четкого представления о целевом развитии муниципалитета, составе субъектов и объектов, специфике экономических отношений. В гражданском законодательстве муниципальная собственность прописана как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [3].

Таким образом, основным признаком муниципальной собственности является ее фактическое, вещное, содержание и то, что она принадлежит муниципалитету. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит список объектов, которые могут входить в муниципальную собственность [4].

Читайте так же:  Какие документы нужны на машину

Однако разделить собственность важнее, нежели просто перечислить. Классификации подвергается только недвижимое имущество, потому, что движимое имущество должно входить в комплекс к недвижимому имуществу, и следовательно классифицируется вместе с недвижимым имуществом.

Основным субъектом муниципальной собственности является население муниципального образования. Население в свою очередь делегирует функции собственника органам власти местного самоуправления. В гражданском кодексе закреплено, что «от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» [3].

Компетенция органов местного самоуправления исходит из полномочий, необходимых для реализации вопросов и проблем на местном уровне. Органы местного самоуправления в своей деятельности должны учитывать мнение и интересы населения в своей деятельности.

Соотнеся вопросы местного значения и перечень муниципальной собственности перечисленной в законодательстве, можно выделить три группы воздействия на муниципальную собственность:

  • Организация и содержание муниципальной собственности;
  • Создание условий для строительства, организации досуга, развития культуры, спорта и т.д.
  • Участие в регулировании, деятельность по сохранению экологии.

Органы местного самоуправления решают и иные вопросы, но только на собственные средства и в рамках действующего законодательства.
Для понимания особенности управления муниципальной собственностью, необходимо понимать функции субъектных и объектных отношений.
Главное понимать, что управление муниципальной собственностью направлено не только на получение доходов в бюджет, а на решение вопросов местного значения.
Функции определяются приоритетами муниципалитета в области решения муниципальных проблем.
Основные задачи управления муниципальной собственностью:

  • Использование объектов муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятия и организаций.
  • Эффективное использование имеющихся на территории ценных бумаг;
  • Эффективное управление местным бюджетом, путем совершенствования социальной и экономической сферы;
  • Создание муниципальной казны, и управление финансами в интересах населения территории;
  • Спецификой экономических отношений касающихся управления муниципальной собственностью, направление деятельности использования муниципальной собственности в интересах населения. Проведение контроля над использованием имущества для предотвращения возможного ущерба.

Управление муниципальной собственностью не просто приносит доход в бюджет, а решает вопросы местного уровня, формирует человеческий потенциал на территории муниципального образования.
Решение социальных, политических или экономических вопросов, должно не только удовлетворять запросы населения, но и формировать имидж доверия власти. Следовательно, все действия органов местной власти должны быть, предсказуемы и прозрачны для общественности.

Развитие муниципальной собственности, это отдельное от других видов деятельности направление, но результаты деятельности в этой области воспринимаются как определитель всей деятельности власти.
Но не стоит забывать, что задачи стоящие перед муниципальными властями. Не могут решаться только финансовыми успехами. Необходимо помнить, что управление муниципальной собственностью касается, в том числе и решения социальных проблем.

  • Земли и земельные ресурсы;
  • Муниципальные предприятия и организации;
  • Муниципальные учреждения;
  • Активы в собственности физических или юридических лиц;
  • Ценные бумаги (акции);
  • Казна муниципального образования.

Перечисленные области управления должны быть описаны и закреплены на местном уровне в нормативно правовых актах муниципалитета.
Проведение анализа субъектно-объектных отношений муниципального собственности, позволяет повысить эффективность развития инвестиционной политики, сформировать благоприятный путь управления доходами и расходами бюджета, планировать местную казну, разработать индивидуальную систему управления муниципальной собственностью с учетом интересов населения.

Благодаря использованию такого подхода муниципальные власти будут точно знать, как управляются активы, откуда приходит доход и на что идут расходы, придет понимание основы договорных отношений, понимание вопроса как проводятся сделки и как решаются конфликтные ситуации.

Организация управления муниципальной собственностью должна быть построена на системе разных стимулов для разных участников отношений, одни стимулы для предпринимателей другие для частных лиц. Бюрократизм некоторых систем не должен влиять на принятие решений в области планирования, осуществления сделок, необходимости разделения прав между населением, местными органами власти и должностными лицами муниципалитета.

Современное общество показывает необходимость замены администрирования, на менеджмент. А так же применения современных технологий в управлении имуществом, таких как: контроллинг, аутсорсинг, реинжиниринг.
На настоящем этапе необходимо некоторым муниципальным образования переосмыслить все систему управления муниципальной собственностью вплоть до целей и задач.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо проводить политику укрепления ориентированности управления муниципальной собственностью на повышение качества функционирования и эффективности использования объектов. Так же необходимо совершенствовать методы и формы управления муниципальным имуществом, регулирование экономических отношений, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности.
База управления муниципальной собственностью всех муниципальных образований должна формироваться с учетом специфики конкретно рассматриваемого муниципального образования, таким образом можно добиться наибольшей эффективности от управления муниципальным имуществом в рассматриваемом муниципалитете.

Источники


  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  2. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Что такое муниципальное имущество особенности, управление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here