Авиационный лизинг — понятие и особенности

Полезная и понятная информация в статье: "Авиационный лизинг — понятие и особенности". Если в процессе чтения возникли вопросы, то задавайте их дежурному специалисту.

Лизинг и авиация

Полицинская Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры Экономики и автоматизированных систем управления Юргинскийтехнологический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга [email protected]

Терентьев Евгений Сергеевич студент 1 курса направления «Экономика» Юргинскийтехнологический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга

Лизинг и авиация

Аннотация.В статье рассматривется применение лизинга в авиационной отрасли, анализируется финансовый и операцционный лизинг, достоинства и недостатки лизинга в аиационной отрасли России. Ключевые слова:лизинг, авиационная отрасаль, финансовый и операционный лизинг, мокрый лизинг, преимущества лизинга.

В других странах мокрый лизинг имеет более широкое распространение, но имеет свои ограничения. Например, американские авиакомпаниимогутпередаватьсамолетывмокрыйлизингиностраннымперевозчикамприусловиисохраненияоперационногоконтроля.Приэтоминостранныекомпанииилифизическиелицанемогутпередаватьв мокрыйлизингсамолетыамериканскимавиакомпаниям.

Индийскимперевозчикамзапрещенобратьвмокрыйлизингсамолетыиностранныхкомпанийдлявнутреннихмаршрутов.Самолет,которыйиндийскиекомпанииберутвмокрыйлизинг,долженбытьнестарше15летииметьхорошуюисториюэксплуатации.Иностранныйэкипажможетбытьдопущентолькопослепроверокслужббезопасностииразрешенияконтролирующегогражданскуюавиациюоргана.Турецкая авиакомпания можетбрать самолетывмокрыйлизингтолькосРазрешенияавиационногоконтролирующегооргана.Еслисамолеттурецкойавиакомпаниипередаетсяиностранномуперевозчикунаполетыменеечемна72часавмесяц,тодействуетуведомительныйрежим.Кроме того, мокрый лизинг может быть достаточно рискованнымс экономической точки зрения.

Ссылки на источники1.Федеральныйзаконот 29 октября 1998 г. N 164ФЗ»Офинансовойаренде(лизинге)» (с изменениями и дополнениями).2.Полицинская Е. В. , Мирзоева С. С. Проблемы рынка лизинговых услуг в России и перспективы его развития // Экономика и предпринимательство. 2014 №. 52. –

1003.Добровольский В.П. Лизинг авиации: актуальные тенденции // Право и инвестиции. –2012 №34(50). –С8489.

Авиационный лизинг: его преимущества и недостатки (М.А. Омариев, Е.О. Мельцас, «Лизинг», N 6, июнь 2010 г.)

Авиационный лизинг: его преимущества и недостатки

Экономический кризис значительно повлиял на отрасль самолетостроения в России. Однако лизинг остался самым верным способом обновить парк самолетов для большинства компаний. Авторами статьи рассмотрены преимущества и недостатки авиализинга.

Мировой финансовый кризис внес существенные изменения в деятельность всех отраслей производства. Согласно данным, парк самолетов изношен на 70%, то есть больше половины воздушных средств не пригодны для использования, срок эксплуатации многих воздушных судов России превышен сверх предусмотренного срока полезного использования.

Исследование данной информации поднимает вопрос об ускоренном привлечении инвестиций в воздушную отрасль.

Для того чтобы наиболее быстро и эффективно обновить производственные фонды в области авиапарка, необходимо рассмотреть все возможные методы привлечения инвестиций и выбрать оптимальное решение для обновления парка воздушных средств.

Приобретение самолета за счет собственных средств становится также невозможным ввиду их отсутствия в период экономического кризиса. «Сегодня у подавляющего большинства российских авиакомпаний нет средств на приобретение воздушных судов в собственность»*(1), — подтверждает Олег Пантелеев, ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности.

Приобретение самолета для любой авиакомпании требует значительных единовременных затрат. Объем инвестиций в авиации, несомненно, связан с высокой стоимостью воздушных средств, так как само строительство воздушного судна — процесс достаточно медленный. А срок окупаемости авиационной техники может быть растянут на десятки лет. Поэтому при покупке самолета авиакомпания получает прибыль лишь через достаточно длительное время.

Помимо других факторов, влияющих на себестоимость отечественных самолетов, немалую роль на их стоимость оказывает инфляция, прогноз которой в условиях кризиса практически невозможен. Данное обстоятельство завышает цену воздушного средства и делает его покупку еще более недоступной.

Еще одним преимуществом лизинга перед покупкой самолета является экономия на налоге на имущество, так как при приобретении имущества за счет основных средств покупатель сразу становится его собственником, а при использовании лизинга имущество учитывается на балансе лизингодателя, и налог на имущество уплачивает лизингодатель, а не лизингополучатель. Разъяснения этого утверждения содержит письмо Минфина Российской Федерации от 3 марта 2005 г. N 03-06-01-04/125 «О бухгалтерском и налоговом учете предмета лизинга»: «Предмет лизинга, учитываемый на балансе в составе бухгалтерского счета 01 «Основные средства», в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, в том числе Приказа Минфина России от 17.02.1997 N 15, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке».

Конечно, чаще всего для финансирования новых инвестиций организации предпочитают самостоятельно приобретать основные средства, либо использовать собственные средства с привлечением незначительной доли средств банковского кредита, но когда это оказывается невозможным, в силу указанных причин, перед компаниями встает проблема выбора источника заемных средств.

В связи с экономическим кризисом наиболее приемлемым в этой отрасли стало применение лизинга, так как использование заемных средств, а именно кредита, стало недоступным ввиду того, что многие банки стали ориентироваться на кратко- и среднесрочные кредиты. А кредит для покупки самолета необходимо брать на длительный срок из-за его высокой стоимости, что достаточно сложно в условиях экономической нестабильности. Ввиду того что договор лизинга обычно заключается на длительный срок, использование лизинга решает данную проблему.

Сущность авиационного лизинга состоит в том, что лизингодатель выкупает воздушное средство непосредственно у завода-изготовителя, а затем передает его в эксплуатацию авиакомпаниям с возможностью последующего выкупа воздушного судна. Переход права собственности к лизингополучателю произойдет только через определенный период времени, что зависит от договора лизинга.

Преимущества лизинга рассматриваются во многих специализированных изданиях, например, в журналах «Лизинг», «Технологии лизинга и инвестиции», «Лизинг-Ревю», а также на специальных сайтах в Интернете, таких, как www.delpressa.ru/leasing, www.leasinginfo.ru, и в статьях многих известных авторов.

Преимуществом лизинга, например, являются незначительные первоначальные вложения капитала, то есть начальное финансирование намного меньше, чем при других формах приобретения самолета. То есть лизинг не требует значительных единовременных затрат: собственных средств достаточно 10-30% от стоимости предмета лизинга, тогда как банк потребует сумму в два раза большую.

Экономия денежных средств достигается также благодаря тому, что вся сумма лизинговых платежей учитывается в себестоимости и позволяет существенно снизить налогооблагаемую прибыль, в отличие от кредита, где налогооблагаемая прибыль уменьшается только на величину расходов по процентам, а также на величину амортизации. При этом применение коэффициента ускорения невозможно при использовании кредита.

Читайте так же:  Госпошлина за выдачу международного водительского удостоверения

Применение ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения «3» представляет собой преимущество лизинга перед другими формами финансирования, так как амортизация уменьшает налогооблагаемую прибыль, а ускоренное начисление амортизации позволяет извлечь налоговые преимущества.

В отличие от кредита применение лизинга упрощается тем, что снижается требование лизингодателя к гарантийному обеспечению благодаря тому, что залогом может частично выступать сам предмет лизинга, так как он учитывается на балансе лизингодателя. Однако данное достоинство лизинга применительно к отрасли самолетостроения значительной роли не играет, так как в международной практике для финансирования воздушного средства, в силу его высокой стоимости, не обязательно предоставление залога.

Также лизингополучатель имеет возможность выплачивать лизинговые платежи сезонно, то есть в зависимости от количества перелетов, что невозможно при использовании кредита. Возможна также отсрочка первого платежа или постепенное увеличение или снижение выплат.

[2]

Лизинг предоставляет авиаперевозчикам широкие возможности для освоения новых видов воздушных средств. В случае недостаточного спроса лизингополучатель имеет возможность вернуть лизинговой компании предмет лизинга.

Так как технические средства постоянно развиваются и совершенствуются, а их развитие происходит очень быстрыми темпами, то наиболее эффективным в этом случае является применение оперативного лизинга. Лизинг предоставляет возможность вернуть устаревшую технику.

Выбор схемы финансирования лизингополучателя зависит от его потребностей, и каждый вид лизинга будет эффективен при определенных обстоятельствах.

Финансовый лизинг воздушных судов предполагает, что авиакомпания имеет возможность взять самолет в аренду на длительный срок с правом его выкупа.

Так, например, если авиаперевозчик хочет взять в лизинг воздушное судно на необходимый ему период, то наиболее целесообразно будет воспользоваться оперативным лизингом. Благодаря использованию удобного графика выплаты лизинговых платежей оперативный лизинг является особенно эффективным в период сезонных перелетов, когда спрос превышает предложение.

Те компании, которые не отличаются высокой платежеспособностью, могут заключить договор оперативного лизинга, так как при использовании этого вида лизинга лизингодатель обычно предъявляет более лояльные требования к лизингополучателю, чем при финансовом лизинге.

В отличие от финансового лизинга, который также используется при лизинге самолетов, оперативный предполагает, что лизинговая компания предоставляет предмет лизинга на период меньший, чем срок его нормативной службы. Предмет лизинга может быть возвращен лизингодателю по окончании договора или может быть выкуплен лизингополучателем по остаточной стоимости.

При оперативном лизинге ликвидность баланса лизингополучателя не ухудшается, так как предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, а также максимальная сумма заемного капитала, который может привлечь авиакомпания, не сокращается, то есть у нее появляется возможность для дальнейшего использования кредитных ресурсов.

Оперативный лизинг позволяет снизить авиакомпании операционные расходы и обеспечить гибкость в планировании своего авиапарка.

Оперативный лизинг наиболее развит за рубежом. В России он окончательно не сформирован. По оценкам «Эксперт РА», сегмент операционного лизинга в России в 2008 г. составлял около 5-8% от всего объема лизингового рынка (40-60 млрд. рублей)*(2). Это объясняется отсутствием в российском законодательстве данной категории, так как Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» лишь определяет понятие финансового лизинга. Отсутствие понятия «операционный лизинг» предполагает, что на данный вид лизинга не распространяются льготы, принятые во всем мире.

Без поддержки авиационной промышленности государством ее развитие будет происходить очень медленными темпами.

Оперативный лизинг также выгоден грузовым авиаперевозчикам тем, что разгрузка некоторых самолетов затруднительна в зарубежных аэропортах. А данный вид лизинга позволяет использовать самолет, предназначенный для такого нестандартного способа разгрузки.

Однако его недостатком является то, что оперативный лизинг предусматривает лизинговые платежи, в основном больше, чем при финансовом. Это можно объяснить тем, что лизингодатель предлагает дополнительные услуги лизингополучателю, например, обслуживание по поставке запасных частей. В России такой схемой пользуются в основном лизинговые компании при зарубежных банках.

Еще одним недостатком оперативного лизинга является то, что лизингополучатель ограничен в выборе предмета лизинга, так как лизингодатель закупает имущество для передачи его в лизинг по своему выбору.

Основной объем сделок операционного лизинга приходится на транспортные средства: железнодорожную технику (40%), легковой и грузовой автотранспорт (30%), авиатехнику (10-15%)*(3). Конечно, данные показатели свидетельствуют не в пользу лизинга воздушных средств.

Однако, несмотря на существующие недостатки оперативного лизинга, для многих небольших авиакомпаний он является единственной возможностью эксплуатации самолета стоимостью в миллионы долларов.

1. Адамов Н., Тилов А. Лизинг. СПб.: Издательство: «Питер», 2006. — 160 с.

2. Бродская Е. Операционный лизинг простимулирован кризисом // Банковское обозрение. — 2009. — N 10.

3. Синицкий А. Всемирная гарантия лизинга // Авиатранспортное обозрение от 01.11.2005.

4. Синицкий А. Осенние ожидания // Авиатранспортное обозрение. — 2009. — N 104.

генеральный директор ОАО «Авиалинии Дагестана»

Российский университет кооперации

«Лизинг», N 6, июнь 2010 г.

*(1) Бродская Е. Операционный лизинг простимулирован кризисом // Банковское обозрение. — 2009. — N 10.

*(2) Бродская Е. Операционный лизинг простимулирован кризисом // Банковское обозрение. — 2009. — N 10.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авиационный лизинг: его преимущества и недостатки

Читайте так же:  Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов виды и нюансы оказания

М.А. Омариев — генеральный директор ОАО «Авиалинии Дагестана»

Е.О. Мельцас — Российский университет кооперации

Лизинг самолетов: виды, особенности и стоимость

Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.

Что такое лизинг в авиации

Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.

Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.

Операционный лизинг и его виды

Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.

Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.

Мокрый лизинг

Видео (кликните для воспроизведения).

Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.

Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.

Сухой лизинг

Грубо говоря, лизингодатель предоставляет голый самолёт без регистрации, страховки, технического обслуживания, экипажа и других необходимых для эксплуатации вещей. Такие договора обычно заключаются на срок от 2 лет и включают в себе определенные обязательства по техническому обслуживанию.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.

Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов

Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:

  1. Операционный лизинг + продажа или обратная аренда.
  2. Банковский кредит, либо финансовая аренда.
  3. Наличные (собственные средства покупателя).
  4. Кредит по экспорту гарантированной ссуды.
  5. Налоговый лизинг.
  6. Программы поддержки производителей (обычно национальные).
  7. Доверительный (трастовый) сертификат на оборудование.

Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?

На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.

Лизинговая компания Самолёты Клиенты
Сбербанк Лизинг Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара.
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». Российские авиаперевозчики.
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) 55 самолетов Airbus и Boeing Авиакомпании Юго-Восточной Азии
Air Lease Corporation 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. 91 авиакомпаний
Ильюшин Финанс Ко. Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 Признана банкротом в 2012 году.

Видео интервью

Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.

[1]

Финансовые условия

Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.

Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.

Предмет: новый и б/у воздушные суда
Сумма финансирования: от 500 тыс. до 500 млн руб.
Аванс: от 30%
Срок: до 10 лет

Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.

Лизинг и авиация. Разложим по полочкам.

Оценка эффективности лизинга с учетом состояния финансового рынка

С результатами годового показателя ROI 12-15%, при эксплуатации воздушных судов, лизинг, как средство вложения денежных средств, является одним из наиболее прибыльных сегментов. Аренда коммерческих пассажирских самолетов с учетом применения первого и второго циклов, наиболее подходит инвесторам и кредиторам из-за более стабильных условий, минимального риска и получения постоянной прибыли.
Тем временем, операции с грузовыми самолетами обычно осуществляются по второму варианту, с показателем ROI около 12%. Поэтому оценка эффективности эксплуатации воздушных судов должна, проводится с учетом понимания тенденций развития авиационной индустрии.

Лизинг — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Финансовый анализ

Читайте так же:  Система контроля слепых зон

Точный расчет возврата вложенных денежных средств (ROI) должен опираться на индивидуальные показатели эффективности эксплуатации воздушного судна, его размеры и тип. А стоимость некоторых моделей самолетов колеблется от 48 млн. долларов (Boeing 737-800) до 210 млн. долларов (Airbus A380), а также годового показателя ROI, который находится в пределах от 3% до 15% соответственно.

.

Лизинг и авиация

Средний показатель долговой нагрузки находится в промежутке от 70% до 85%, что обуславливает денежные затраты инвестора в размере до 40 млн. долларов на Boeing 737-800, в то время как оставшаяся часть средств, должна быть погашена в зависимости от договоренности между сторонами. В некоторых случаях уровень обеспеченности сделок падает до 50-65%, так как инвесторы стремятся снизить риски вложения средств, за счет покупки воздушного судна ранее находившегося в эксплуатации или покупателей имеющих определенные финансовые затруднения.

Важную роль в определении цены сделки играет остаточная стоимость самолета. С учетом данных специализированных компаний, базовая стоимость авиалайнера снижается приблизительно на 4-9% в год. Кроме того следует учитывать амортизационные расходы. Следовательно, после 5 лет эксплуатации, самолет будет стоить около 70%, через 10 лет – 50%, 15 лет – 35%, в конечном итоге через 25 лет остаточная стоимость будет равна 10%. Произойдет списание остаточной стоимости полностью с возможностью выручить денежные средства при продаже запасных частей при разборке самолета.
При участии в лизинговых операциях необходимо постоянно отслеживать состояние воздушных судов их техническое состояние и остаточную стоимость. При достижении порога экономической эффективности принимать срочное решение о дальней шей эксплуатации самолетов.

Изменение законодательства

В то время как ООН, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) поддерживают и способствуют развитию современных стандартов регулирования эксплуатации воздушного флота. Национальные и региональные организации продолжают играть важную роль в создании условий эксплуатации воздушных судов. Это касается, прежде всего, коммерческих воздушных судов, их эксплуатации с учетом различных законодательных актов регламентирующих возможность осуществления полетов в зависимости от срока использования самолетов. Например, в Китае, Индии, Индонезии и Турции введены ограничения на импорт коммерческих пассажирских и грузовых воздушных судов со сроком эксплуатации свыше 10 и 15 лет, в то время как в других развивающихся странах к эксплуатации допускаются самолеты со сроком свыше 15-20 лет.

Лизинг и авиация

Другой важный фактор, который необходимо учитывать – это разнообразная поддержка, предоставляемая предприятиями местной авиационной промышленности и органами государственной власти. Характерным примером, может служить решение правительства России в марте 2014 года, отменить налог на импорт некоторых моделей самолетов (Boeing 737, Airbus 320) для местных перевозчиков, что позволило им сократить затраты на 40% (около 1 млрд. долларов). При проведении регулирования, следует учитывать не только действующее законодательство, но и геополитическую ситуацию в различных странах мира. Существует множество факторов влияющих на развитие авиационной промышленности. Целесообразное проведение регулирующих мер в сочетании с национальными и региональными правилами, а также тесное сотрудничество с местными органами власти и управления авиацией, позволяет свести к минимуму влияние рисков и обеспечить максимальную эффективность работы.

Выбор оператора

Поскольку оператор является главной составной частью в процессе эксплуатации и обслуживании воздушного судна, инвестор должен тщательно подходить к выбору оператора, от работы которого зависит эффективность эксплуатации воздушных судов, их сервисного обслуживания и ремонта. Поскоку правильная эксплуатация воздушного судна, позволит экономить на внеплановых капитальных ремонтах. Самолеты при правильном использовании и обслуживании после окончания срока аренды, должны иметь максимально возможную остаточную стоимость, позволяющую заключить новый договор аренды на выгодных условиях. Поэтому перед подписанием договора аренды, инвестор должен тщательно оценить потенциал оператора, его финансовые и оперативные возможности.

Авиационный лизинг в бурные времена

Самолеты для авиакомпаний выступают основным средством производства. Поскольку это дорогостоящие активы ценой во многие десятки, а то и сотни миллионов долларов, многие авиакомпании предпочитают либо вынуждены не приобретать самолеты в собственность, а брать их в лизинг, финансовый или операционный.

Финансовый лизинг, с рядом оговорок, представляет собой продажу в рассрочку, при этом на протяжении срока лизинга самолет остается на балансе лизинговой компании, а по его завершении переходит в собственность перевозчика либо выкупается по остаточной стоимости. Операционный лизинг, также с рядом оговорок, представляет собой аренду самолета; по окончании ее срока самолет продолжает оставаться, как и был, в собственности лизинговой компании.

Договор финансового лизинга обычно заключается на 15 лет, а операционного — на пять лет. При операционном лизинге авиакомпания может сократить свои расходы на 15–20%, поскольку не выкупает самолет. В целом это более гибкий инструмент, позволяющий авиакомпаниям оперативнее маневрировать своими провозными емкостями в случае наступления перемен на рынке.

А бурные времена уже наступили. Очевидные проблемы у авиаперевозчиков начались еще год назад. Прежде, в 2012–2013 годах, авиакомпании надеялись на рост спроса на уровне 12%, но в конце 2014 года столкнулись с проблемой переизбытка провозных емкостей, а почти двукратное снижение курса рубля больно ударило по экономике авиаперевозок. Суммарные убытки российских авиакомпаний за первую половину 2015 года выросли втрое по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года и составили 28 млрд руб. По данным российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), прямые расходы авиакомпаний за этот период выросли на 25%, причем затраты на топливо увеличились на 17%, а на лизинговые платежи — на 45%. «Лизинговые платежи огромные. Операционный лизинг еще можно потянуть, а тратиться на выкуп самолета нет смысла», — говорит гендиректор небольшой авиакомпании, занимающейся региональными перевозками, пожелавший остаться неназванным.

Читайте так же:  Штраф за неправильную парковку

В целом отношения между авиаперевозчиками и лизинговыми компаниями стали более натянутыми. Весной, видя проблемы перевозчиков, многие лизингодатели согласились на реструктуризацию платежей, то есть разрешили авиакомпаниям летать в долг, чтобы погасить задолженность по итогам высокого летнего сезона. Однако есть серьезные подозрения в том, что даже за обычно самый прибыльный третий квартал многим перевозчикам не удалось выйти в плюс, а четвертый квартал совершенно точно будет убыточным. В результате долги авиакомпаний перед лизингодателями нарастают, и это может вылиться в дальнейшие проблемы.

Операционное преимущество

«Операционный лизинг более распространен для типичных активов, поскольку, например, уникальный объект сложнее сдать в аренду, а потом вернуть и передать другому. А для автомобилей, железнодорожного подвижного состава и воздушных судов это вполне обычная ситуация, поскольку каждый подобный актив вполне соответствует своему типу», — говорит Павел Пискун, директор департамента развития международного бизнеса компании «Сбербанк Лизинг».

В случае с самолетами определенную роль играет и то обстоятельство, что они эксплуатируются по строго определенным и жестко соблюдаемым правилам, техническое состояние самолета и все работы с ним документируются, так что у лизингодателя всегда есть четкое понимание того, как эксплуатируется его актив, в каком состоянии поддерживается и какую имеет остаточную стоимость.

Как признают лизингодатели, сделки по нынешним временам становятся более рискованными, и здесь необходимо подчеркнуть принципиальную разницу между финансовым и операционным лизингом. В первом случае основные риски сосредоточены на лизингополучателе. Как говорили некоторое время назад многие крупные российские лизинговые компании, «мы работаем только с надежными клиентами», однако опыт авиакомпании «Трансаэро» показал, что они заблуждались.

Большинство сделок заключалось по схеме так называемого возвратного лизинга (SLB, Sale-Leaseback). В типичной сделке SLB авиакомпания сама заказывает самолеты у производителя в соответствии со своими потребностями, вносит все авансовые платежи, но когда приближается срок поставки, продает заказанные самолеты лизинговой компании и берет их у нее в лизинг. Компания обычно выбирается по итогам тендера — кто предложит меньшие лизинговые ставки. Фактически роль лизинговой компании в сделке SLB сводится к привлечению по возможности более дешевых долгосрочных кредитов, кредитное плечо в таких сделках достигает 90–95%. Неудивительно, что дочерние компании крупнейших российских банков, имевших хорошие кредитные рейтинги и доступ на международные финансовые рынки, смогли неплохо продвинуться в конкуренции с иностранными лизинговыми компаниями.

Сделки SLB привлекательны при устойчивом состоянии рынка, к тому же при больших объемах финансирования они имеют маленькую маржу для лизинговых компаний. При этом принципиально важным критерием выступает финансовая надежность авиакомпании-лизингополучателя, ведь если перевозчик окажется несостоятельным, не сможет платить и вернет самолет лизинговой компании, у нее возникнет серьезная проблема по поиску нового заказчика, а самолет в это время будет стоять и приносить огромные убытки. Хотя дочерние лизинговые компании российских банков накапливают опыт работы по ремаркетингу самолетов на вторичном рынке, его у них пока недостаточно. Впрочем, сейчас, решая проблемы с самолетами «Трансаэро», они набирают этот опыт ускоренными темпами.

Работа по схеме операционного лизинга переносит риски с платежеспособности клиента на качество и ликвидность актива, то есть самолета. Это, безусловно, предъявляет повышенные требования к уровню компетентности лизинговой компании — рыночной и технической, чтобы по возможности в короткие сроки решить задачу ремаркетинга самолета.

В России по такой модели бизнеса традиционно работала лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), которая сама покупает самолеты для последующего размещения на рынке. У ИФК меньше объем сделок по сравнению с крупнейшими лизинговыми компаниями, так как она работает исключительно с авиатехникой и является крупнейшей в этом сегменте лизинга в России. В компании есть свои специалисты по маркетингу и техническому обслуживанию. Благодаря такому подходу ИФК может в большей степени полагаться на самолеты как финансовые активы, а не только на надежность авиакомпаний как плательщиков.

«Мокрый» лизинг

Обычно под операционным лизингом подразумевается так называемый сухой (dry) лизинг — авиакомпания берет в аренду самолет, но при этом обеспечивает его собственными экипажем, техническим обслуживанием и страховкой. Другой вариант — «мокрый» лизинг — в России пока находится под запретом (это наследие начала 1990-х годов, когда проще было запретить, чем регулировать), однако в мире он получил распространение. В этом случае авиакомпания арендует самолет вместе с экипажем, за техническое состояние самолета и страховку тоже отвечает арендодатель. Это наиболее гибкий вид лизинга, позволяющий авиакомпаниям очень быстро, в пределах сезона, увеличивать провозные емкости или, наоборот, временно избавляться от излишка.

Схема «мокрого» лизинга может быть использована для продвижения на мировых рынках нового российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Поскольку это новый продукт на рынке, заинтересованная иностранная авиакомпания может взять несколько самолетов у российского авиаперевозчика Red Wings и попробовать их эксплуатацию в своих условиях на своей маршрутной сети. Для Red Wings лизингодателем самолетов выступит компания ИФК, которая занимается продвижением SSJ 100 на мировом рынке.

«Сейчас идут коммерческие переговоры на эту тему с авиакомпаниями из Камбоджи и Лаоса, необходимо окончательно договориться по цифрам, — говорит гендиректор ИФК Александр Рубцов. — Мы также встречались с тремя-четырьмя компаниями из Ирана, которые хотят получить SSJ 100 в «мокрый» лизинг. И если эта страна откроется для поставок, я думаю, что в Иран мы точно несколько машин передадим».

Другое перспективное направление работы ИФК на мировом рынке — лизинг новейших канадских региональных самолетов Bombardier CSeries CS300. «Выигрывает тот, кто берет самолеты нового поколения, потому что они обеспечивают качественный скачок по своей эффективности», — говорит Александр Рубцов.

Читайте так же:  Осторожно! на дороге кошка!

В ходе авиасалона в Дубае в начале ноября ИФК подписала протокол о намерениях по лизингу двух CS300, которые будут поставлены заказчику на условиях финансового лизинга во второй половине 2016 года. Стороны договорись заключить твердый контракт до 1 декабря 2015 года, но название заказчика на момент сдачи номера в печать не раскрывалось.

Так что изменившиеся реалии вынуждают ИФК осваивать новые виды лизинга, в частности «мокрый», поскольку этот вариант является наиболее привлекательным маркетинговым инструментом для перевозчиков, которые могут проверить, понравится ли им самолет, прежде чем заказать больше таких машин. Довольно смелый шаг с учетом того, что никто из российских лизинговых компаний такого еще не делал. Но в сложные времена приходится изобретать нестандартные подходы.

Авиационный лизинг — понятие и особенности

Авиационный лизинг – аренда воздушного судна с последующей возможностью его приобретения или без нее. Высокая стоимость самолетов и вертолетов создает условия для развития этого направления. В 2015 году рынок авиационного лизинга оценивался в 179 миллиардов долларов. По прогнозам Research and Markets, в 2021 году он достигнет 245 миллиардов долларов. Данной тенденции способствуют низкие процентные и арендные ставки, а также увеличивающийся спрос на новые самолеты.

Лизингополучатель может приобрести новое или б/у воздушное судно необходимой марки. Авиационный лизинг первоначально был востребован перевозчиками для увеличения или обновления парка самолетов. Сейчас этой услугой могут воспользоваться фирмы, которым требуется воздушное судно для собственных нужд.

Типы авиационного лизинга

Авиационный лизинг имеет особенности, отличающие его от других видов этой услуги. Они связаны с регистрацией, оформлением, а также регулярным обслуживанием.

Выделяют два вида лизинга: «сухой» и «мокрый». Основные различия между ними состоят в сроках договора и наличии дополнительных опций.

«Сухой» лизинг

«Сухой» лизинг – предоставление владельцем/арендодателем только самолета. Экипаж, страховка, регистрация, техническое обслуживание не включены в аренду. Срок действия договора составляет от двух лет.

«Мокрый» лизинг: преимущества и недостатки

«Мокрый» лизинг в авиации подразумевает эксплуатацию воздушного судна с дополнительными опциями. Лизингодатель оплачивает страховку, регистрацию, обслуживание ремонт, топливо, запасные части, обучение персонала. Договор заключается на срок от одного месяца до двух лет. Лизингополучатель оплачивает администрирование по часам. Данная схема авиационного лизинга подразумевает, что оплата налогов, сборов аэропортов и других пошлин ложится на арендатора.

Преимуществами «мокрого» лизинга для арендатора являются:

  • Использование дополнительных самолетов в пик сезона или в случае открытия новых рейсов.
  • Выбор модели транспорта, обладающей необходимыми техническими характеристиками.
  • Возможность осуществления перелетов в страны, в которые арендатор не может перевозить пассажиров по политическим причинам. Например, EgyptAir совершает перелеты в Израиль, поэтому пользуется услугами «мокрого» лизинга компании Air Sinai.
  • Обязательное техническое обслуживание, ремонт, страхование самолета лизингодателем. Он также может заниматься подготовкой персонала, поставкой сырья и т.д.
  • Внесение платежей по договору лизинга позволяет получить льготы на прибыль.

Взять самолет в лизинг могут молодые компании, у которых не хватает средств на приобретение авиационной техники. Для оформления услуги не требуется большое количество документов. Благодаря ей недавно появившиеся авиаперевозчики могут усилить позиции на рынке и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Основные недостатки сделок:

  • Нахождение в собственности транспортного средства в течение всего срока действия договора. Если лизингополучатель не внесет платеж, владелец имеет право изъять воздушное судно без решения суда.
  • Выплаты не могут быть прекращены, а договор расторгнут, если транспортное средство морально устарело.
  • Вся ответственность за сохранность воздушного судна лежит на лизингополучателе.

Данная услуга имеет преимущества для владельца воздушного судна:

[3]

  • Право собственности на самолет у лизингодателя сохраняется, пока лизингополучатель полностью не выплатит его стоимость, включая процентную ставку, которую устанавливает владелец.
  • Возможность правильного распределения собственных средств для получения наибольшей прибыли, так как соглашение о лизинговых платежах устанавливается перед передачей самолета в пользование.
  • Лизингодатель имеет право на получение налоговых льгот. Они распространяются на налоги на прибыль, имущество. Кроме того, предусмотрена возможность возврата НДС с платежей по договору лизинга.

Негативными сторонами «мокрого» лизинга самолетов являются:

  • Оплата страхования и обслуживания воздушного судна. Дополнительные затраты делают сделку менее выгодной, поэтому лизингодатели нередко прибегают к увеличению размера удержания.
  • Трудности, связанные с ведением бухгалтерии из-за того, что участниками сделки являются несколько сторон.
  • Сложности, сопровождающие ввоз в страну дорогостоящего воздушного судна.

Особенности оформления в России

Авиационный лизинг в России имеет свои особенности. Предметом двух третьих лизинговых договоров являются новые и бывшие в эксплуатации иностранные воздушные судна. Тенденция обусловлена тем, что они являются более безопасными и привлекательными для пассажиров.

«Мокрый» лизинг не применяется в РФ. Однако возможно заключение договоров на международном уровне. Условия в каждом случае определяются индивидуально.

Видео (кликните для воспроизведения).

Авиационный лизинг – востребованная услуга, которая дает возможность проверить на практике дорогостоящее воздушное судно перед тем, как приобретать один или несколько самолетов.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  2. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.

  3. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
Авиационный лизинг — понятие и особенности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here